А. Проблема обожествления Александра Македонского в современной историографии//Проблемы всеобщей истории. М., 1977; Goukowsky P. Essais sur les origines du mythe d " Alexandre. Nancy, 1978; Mommigliano A. Flavius Josephus and Alexander " s visit to Jerusalem//Athenaum. 1979. Vol. 57; Delling G. Alexander der Grosse als Bekenner des jüdischen Gottesglaubens//J. f. the Study of Judaism. 1981. Bd. 12. S. 1-51; Hammond N. G. L. Three Historians of Alexander the Great. Camb., 1983; Гранстрем Е. Э. , Чернышева Т. Н. Александр Македонский и врачевательные молитвы//Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. C. 64-69; СККДР. Вып. 1 (XI - 1-я пол. XIV в.). С. 35-37; Вып. 2 (2-я пол. XVI-XVII в.). Л., 1988. С. 21-25; Бойназаров Ф. А. Проблема традиции и современности: Образ и личность Александра Македонского. М., 1990; Golan D. Der Besuch Alexanders in Jerusalem//Berliner theol. Zschr. 1991. Bd. 8. S. 19-30; Маринович Л. П. Греки и Александр Македонский. М., 1993; Gero St. The Legend of Alexander the Great in the Christian Orient//Bull. of John Rylands Library. 1993. T. 75/1. P. 3-9; Stoneman R. Jewish traditions on Alexander the Great//Studia Philonica: Annual. 1994. Vol. 6. P. 37-53; Шукуров Ш. М. Александр Македонский: метаистория образа//Чужое: опыты преодоления. М., 1999. C. 33-61. Е. Б. Мурзин, И. Н. Попов " Вознесение " Александра Великого. Фрагмент серебряной чаши. XIII в. (ГЭ) Иконография. Эллинистические сюжеты. В памятниках раннехрист. времени А. В. изображался с атрибутами Геракла (львиная шкура и др.) в соответствии с представлением о том, что поход А. В. совершался «по следам» Геракла и Диониса . Такие изображения известны, в частности, на золотом блюде из Абу-Кира, IV-V вв., и рельефе из Мессении (Пелопоннес), IV в. (Лувр). Иллюстрации к «Роману об Александре» В визант. и слав. искусстве встречаются неск. сюжетов, следующих повествованию романа: а) Эпизоды истории А. В. В рукописи Кинегетики Псевдо-Оппиана (1-я пол. XI в. Marc. Gr. Z 479. Fol. 8r-v.) изображены три сюжета: «Александр приводит Букефала к Филиппу», «Букефал в темнице», «Александр на Букефале преследует колесницу Дария».

http://pravenc.ru/text/64334.html

В отдельный тип ранней англ. готики можно выделить храмы, созданные под влиянием Франции: Кентерберийский собор (1070-1503) с обходом хора и венцом капелл, выстроенным Томасом Бекетом (ок. 1200), и с характерным 2-башенным зап. фасадом в стиле украшенной готики (как и фасад собора в Йорке (графство Норт-Йоркшир, 1291-1345) или собор Вестминстерского аббатства в Лондоне (1245-1745) с самым высоким в Англии нефом (31 м) (1375-1506), передвинутым к востоку трансептом, хором с обходом и венцом капелл, с огромными розами на фасадах трансепта. Церковь Сент-Мэри-ле-Боу в Лондоне. 1670–1683 гг. Офорт С. Николса. До 1724 г. (ГЭ) Церковь Сент-Мэри-ле-Боу в Лондоне. 1670–1683 гг. Офорт С. Николса. До 1724 г. (ГЭ) Период украшенной готики в Англии интересен не столько объемно-пространственными или планировочными новациями (новые соборы закладывались редко), сколько обращением к новым «пламенеющим» формам декора и усложнением рисунка нервюр (звездчатые, сетчатые своды), в чем англ. зодчие значительно опередили архитекторов др. стран. Наиболее показательны соборы в Эксетере (графство Девон) с густыми пучками нервюр, Личфилде (графство Стаффордшир) с 2-башенным фасадом, сплошь покрытым статуями, собор в Уэлсе (ок. 1340), средокрестие к-рого украшено «опрокинутыми» арками, капелла Богоматери в Или. Во времена перпендикулярной готики церковное строительство утрачивает свое ведущее положение. Родственны по своим конструктивным, объемно-пространственным и декоративным элементам хорошо освещенные высокие залы: хор с витражами и необычайно сложным ребристым сводом (1329-1377) и галерея клуатра с веерообразными сводами (завершены к 1412) в соборе Глостера, Вестминстер-холл с площадью свыше 1500 кв. м (1394-1402), капеллы Генриха VII в Вестминстерском аббатстве с фасадом, напоминающим деревянные резные панели (1503-1519), Кингс-колледжа в Кембридже (1446-1515), Сент-Джордж в Виндзорском замке (1493-1516) с заалтарным окном размерами 24 ´ 13 м. Иногда в поздней готике выделяют стиль Тюдор (1485 - сер. XVI в.), к-рый начинается со вступления на престол Генриха VII Тюдора, а в 20-50-х гг. XVI в., при Генрихе VIII, плавно сменяется большим использованием в дворцовом строительстве ренессансных форм. это направление усилилось в архитектуре при Елизавете I (1558-1603) и восторжествовало в 1-й пол. XVII в. в постройках И. Джонса: Банкетный зал в Лондоне (1619-1622) или центральная часть дворца Кобем-холл (графство Кент, 1620). Ему же принадлежит постройка 1-й церкви после разрыва с римско-католической церковью в 1534-1535 гг.: храм Сент-Пол на пл. Ковент-Гарден в Лондоне (1631-1638, восстановлен в 1795-1798), подражающий этрусскому храму в изображении С. Серлио с высоким фронтоном и тосканским портиком в антах.

http://pravenc.ru/text/150119.html

В XVII в. изображение И. присутствует среди пророков в иконографии «Похвала Пресв. Богородицы», где он представлен со свитком, напр. на иконах: из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль (1-я пол.- сер. XVII в., ЯХМ); «Похвала Пресв. Богородицы, с Акафистом», сер. XVII в., в ц. Воскресения на Дебре в Костроме, где на развернутом свитке у И. надпись: «Ревнуя поревновах...» Прор. Илия, с житием. Икона. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ) Прор. Илия, с житием. Икона. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ) В XVI в. в связи с развитием и усложнением иконографии «Воскресение - Сошествие во ад» в нее включается композиция «Пророки Илия и Енох встречают в раю Благоразумного разбойника» (икона из ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле (3-я четв. XVI в., ЯИАМЗ), икона неизвестного происхождения (кон. XVI в., ЯХМ) и др.). На иконе «Воскресение - Сошествие во ад, с апостолами Петром и Павлом и прор. Илией» (1-я пол. XVI в., АМИИ) изображение первоверховных апостолов и пророка подчеркивает роль И. как проповедника. Прор. Илия, избранные святые. Крест-энколпион. XVI в. (собрание К. В. Воронина) Прор. Илия, избранные святые. Крест-энколпион. XVI в. (собрание К. В. Воронина) Изображения И. входят в состав циклов Апокалипсиса, наиболее полно представленного на миниатюрах лицевых рукописей. В гл. 11 Откровения св. Иоанна Богослова без упоминания имен говорится о проповеди 2 свидетелей Господних, об убийстве их зверем, о воскрешении и вознесении на небо. На миниатюрах около пророков присутствуют надписи: «Илия» и «Енох» (Апокалипсис XVI в. РГБ. Ф. 98. 1844. Л. 42 об., 43 об.; РНБ. F. 1.84. Л. 55). В иконописи и монументальной живописи события этой главы проиллюстрированы изображением борьбы И. со зверем. Борьба И. со зверем, его гибель и воскресение изображены в средней части иконы «Апокалипсис» из Успенского собора Московского Кремля (1500, ГММК). В рус. монументальной живописи самый ранний пример - фрески Благовещенского собора Московского Кремля (1508 - сер. XVI в.). В XVII в. этот сюжет часто встречается в монументальной живописи в составе Апокалипсиса, как, напр., композиция на зап. стене Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском (1668), в ц. И. в Ярославле (1680) и др. Житийная иконография И.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Все атрибуты К. А. (лилия, крест, книга, дароносица) изображались на гербе ордена кларисс (напр., гравюра XVII в., Музей капуцинов, Рим). В нарративных циклах святая представлена без атрибутов. Наряду с изображениями К. А. в рост (примером для них послужил предположительно образ на склонах арки в верхней базилике Сан-Франческо в Ассизи или в капелле Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции, 1325) получил распространение тип поясного изображения (часто под полукруглыми или стрельчатыми арками). Ранним следует считать образ К. А. на склоне оконного проема справа от входа в капеллу св. Мартина Турского нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи (худож. С. Мартини, 1318). Св. Клара при осаде Ассизи. Худож. Кавалер д’Арпино. 1-я пол. XVII в. (ГЭ) Св. Клара при осаде Ассизи. Худож. Кавалер д’Арпино. 1-я пол. XVII в. (ГЭ) К. А. часто изображается в композициях: рядом со св. Франциском Ассизским среди пророков и блаженных на полиптихе в капелле Барончелли ц. Санта-Кроче во Флоренции (Джотто и мастерская, 1328), у Распятия, у трона Богоматери (запрестольный образ в ц. св. Франциска Ассизского в Пиране (Словения), худож. В. Карпаччо, 1518). В нижней части композиции алтарной картины «Древо жизни» (худож. П. ди Буонагвида, 1305 - ок. 1310, Галерея Академии, Флоренция) К. А. представлена коленопреклоненной, со свитком. Примеры житийных циклов К. А. немногочисленны. Их состав сформировался под влиянием иконографического репертуара житийного ряда в ц. Санта-Кьяра в Ассизи, в композициях которого представлены эпизоды жизни святой: К. А. получает в Вербное воскресенье пальмовую ветвь от еп. Гвидо; возвращение от св. Франциска Ассизского из Порциункулы; пострижение Агнессы; чудо умножения хлебов; явление Пресв. Богородицы умирающей К. А.; папа Иннокентий IV возглавляет церемонию погребения святой. Сокращенный вариант житийного ряда известен по росписи (с ранней условной датировкой) в ц. Сан-Пьетро-ин-Винеис в Ананьи, с сер. XIII до сер. XVI в. принадлежавшей ордену кларисс. По мнению нек-рых исследователей, роспись восходит к 1255 г., когда К. А. была канонизирована. Нач. XIV в. датируют выполненную последователями Джотто серию фресок в правом трансепте ц. Санта-Кьяра в Ассизи (сохр. сцены смерти и погребения К. А.). На витражах из церкви аббатства Кёнигсфельден в кантоне Аргау (Швейцария) (ок. 1360, ГЭ) представлены сцены из Жития К. А.: ее решение следовать за св. Франциском Ассизским, пострижение в монахини, постриг Агнессы.

http://pravenc.ru/text/Франциска ...

Изображения Е. многократно воспроизводились на предметах мелкой пластики (крестах, иконках), в шитье, на гравюрах. Многие из образцов были вложены в Синайский мон-рь или созданы в нем: серебряная митра (1636) - дар жителей г. Янина; орарь (вклад Никифора Марталиса, архиеп. Синайского; 1648, крит. мастерская); шитый образ Е. с житийными сценами (1770, мастерская в Вене); плащаница с образом Е. и сценами ее жития (1805, мастерская в Вене). Моление вмц. Екатерины о народе, с житием. Икона. 30-40-е гг. XVI в. (собрание М. Е. Елизаветина) Моление вмц. Екатерины о народе, с житием. Икона. 30-40-е гг. XVI в. (собрание М. Е. Елизаветина) На Руси изображения Е. известны с домонг. времени. Как Е. идентифицируется одно из безымянных изображений святой жены в богатом платье и с венцом на голове в соборе Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). В ранних памятниках Е. изображалась по визант. образцам: в царских лоратных одеяниях с венцом на голове и крестом в правой руке, левая рука поднята в жесте моления; иногда на ее плечи накинут плащ (нередко киноварного цвета). Образ Е. был включен в декорацию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.), церквей Спаса Преображения на Нередице (1199), Спаса Преображения на Ковалёве в Вел. Новгороде (1380), Рождества Христова в Довмонтовом городе во Пскове (кон. XIV в., ГЭ). Е. представлена на уникальной миниатюре Новгородского Евангелия Тошинича кон. XII - нач. XIII в. (РНБ. Соф. 1; изображение Е. вместе с целителем вмч. Пантелеимоном может быть связано с почитанием святой как целительницы или объясняться особенностями заказа). Большое число ранних рус. изображений Е. может свидетельствовать о значительном влиянии, к-рое оказали на развитие почитания Е. культурные связи Руси с Византией, Синаем и Зап. Европой. Среди избранных святых, часто рядом с др. женами-великомученицами, Е. представлена на иконах: на поле иконы «Богоматерь Владимирская» (XV в., Москва, СПГИАХМЗ); «Свт. Никола Чудотворец, прп. Сергий Радонежский и вмц. Екатерина» (кон. XV - нач. XVI в., Ср. Русь (Ростов?), частное собрание; «Избранные святые» (XVI в., Каргополь, ГРМ); «Свт. Николай, с Троицей Ветхозаветной, явлением Богоматери прп. Сергию Радонежскому и избранными святыми» (1-я пол. XVI в., вологодские земли, ЦМиАР); «Сошествие во ад, с избранными святыми» (кон. XV в., Псков, ГРМ); «Никола Зарайский, с Деисусом и избранными святыми» (XVI в., АМИИ); среди святых - в иконах «Деисус» (кон. XVI-XVII в., северные письма, ГЭ) и «Вмц. Екатерина, ап. Иаков, брат Господень, прп. Мария Египетская» (кон. XVI - нач. XVII в., Вел. Новгород, ГТГ). В большинстве случаев Е. представлена как царственная мученица в роскошных одеждах и венце, иногда - как дева с распущенными волосами и без короны. В более поздних памятниках над нимбом Е. иногда изображают мученический венец, к-рый на нее возлагают ангелы. Святая представлена в группе праведных жен в композициях «О Тебе радуется», «Суббота всех святых», «Страшный Суд».

http://pravenc.ru/text/189599.html

В XVI в. наиболее распространенными остались Ж. и. свт. Николая Чудотворца. В связи с бытованием большого числа посвященных ему агиографических сочинений появлялись новые сюжеты или подробно иллюстрировались традиционные. Уникальные житийные циклы святого были созданы на Русском Севере, напр. на иконе из ц. Св. Троицы в Нёноксе (1-я пол. XVI в., ГЭ). Некоторые Ж. и. свт. Николая иллюстрировали сюжеты из разных версий Жития, напр., на иконе из Рождественской ц. Тотьмы с 84 клеймами повествованию об отдельных чудесах отводится по 3 клейма (рубеж XVI и XVII вв., Тотемский краеведческий музей). В XVI в. получают прославление чудотворные Ж. и. В 1555-1556 гг. в Москву с Вятки была принесена икона «Свт. Николай Чудотворец (Великорецкий)», представлявшая собой поясной образ святителя с 8 клеймами (см.: Маханько М. А. Икона св. Николы Великорецкого в коллекции Амброзиано Венето и почитание чудотворного образа в XVI в.//ПКНО. М., 1998. С. 240-252; Нечаева Т. Н. Иконография Великорецкого образа свт. Николая Чудотворца в русской иконописи XVI в.//Правило веры и образ кротости…: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в визант. и слав. агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 439-455). Списки иконы получили широкое распространение не только в столице. Некоторые изменения в последовательности и подборе сюжетов этой иконографии сформировали особый извод, получивший название по Ж. и., прославившейся в Николо-Бабаевском мон-ре близ Костромы, напр. «Свт. Николай Чудотворец (Бабаевский)» из Успенского собора Костромы (кон. XVI в., ГТГ). Св. Троица, в бытии, с историей жизни прор. Моисея. Икона. 2-я пол. XVI в. (СГИХМ) Св. Троица, в бытии, с историей жизни прор. Моисея. Икона. 2-я пол. XVI в. (СГИХМ) В последней трети XVI в. некоторые сюжеты для Ж. и. свт. Николая Чудотворца черпались из лицевых рукописей. Напр., иконография «Чудо о св. Стефане Дечанском» восходит к миниатюрам из рукописи Жития свт. Николая из собрания С. Т. Большакова, ок. 1560 г. (РГБ. Больш. 15) ( Турилов А. А. Сцена убиения Стефана Дечанского в лицевом житии Николы и ее источник//ДРИ. М., 1983. С. 228-231; Саенкова Е. М. Сербские сюжеты в рус. иконописи//Црквене Cmyдuje. Ниш, 2006. С. 439-440).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Прор. Илия в пустыне. Икона. После 1658 г. (ц. прор. Илии в Ярославле) Прор. Илия в пустыне. Икона. После 1658 г. (ц. прор. Илии в Ярославле) Сюжет «Огненное восхождение» входил в состав изображений наиболее почитаемых праздников. Так, на иконе «Праздники» раннего XVI в. (ГТГ) в 3 верхних ярусах - двунадесятые праздники, а в нижнем - «Рождество св. Иоанна Предтечи», «Покров», «Огненное восхождение» и «Чудо о Флоре и Лавре». В XVI в. иконография «Огненное восхождение» стала насыщаться изображением предшествующих событий из Жития И. На новгородской иконе 2-й четв. XVI в. присутствуют 2 сюжета «Ангел побуждает Илию» и «Переход через Иордан посуху» (собрание В. А. Бондаренко; И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 166). Сюжеты «Ангел побуждает Илию» и «Прор. Илия в пустыне» добавлены к «Огненному восхождению» на иконе сев. писем (1-я пол. XVI в., МИИРК); аналогичная композиция - на иконе из собрания А. В. Морозова (1-я пол. XVI в., ГИМ); «Ангел побуждает Илию» и под ним избранные святые - на северной иконе (рубеж XVI и XVII вв., ГЭ). В результате иконография, в которой сочетается несколько композиций без распределения их по клеймам, получила большое распространение и оформилась в особого вида житийные иконы (см. разд. «Житийная иконография И.»), объединив значимые эпизоды, связанные с событиями НЗ. Этот феномен присущ только иконографии И. Специального названия эти «комплексные» композиции не получили и именуются, как правило, по сюжету, выделенному масштабом. В рус. искусстве в иконографии «Преображение Господне» помимо традиц. визант. образцов с XV в. получили распространение варианты с подробностями, почерпнутыми из ВЗ. На иконе «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского в верхних углах доски расположены в качестве самостоятельных композиций несение ангелами И. и прор. Моисея: полуфигуры ангелов и пророков «плывут» на облаках (1403, ГТГ). В XVI в. изображения пророков в этих композициях ростовые, часто ангелы, несущие И. и воздвизающие прор. Моисея из гроба, размещаются в верхней части «Преображения Господня», как, напр., на храмовых иконах из ц. Спаса на Нередице (XVI в., НГОМЗ), из Преображенской ц. Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1595, КБМЗ) и др.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Григорий Богослов , Благовещение, пророк Исаия. Икона. 1-я пол. XVI в. Русский Север. 162х39 см. ГИМ Иоанн Богослов в молчании. Икона. 2-пол. XVI в.Русский Север. 102х85 см. ГТГ София Премудрость Божия. Икона. Кон. XVI в. Вологда.66х49 см. ГТГ Св. Александр Свирский с избранными святыми. Икона. Русский Север. XVII в., средник XVIII в. 57,7х77,7 см. Музей икон в Реклингхаузене. Германия Для «северных писем» характерен целый ряд общих черт. Это, прежде всего, простонародность образов, примитивный реализм, бесхитростность замысла и его претворения. Здесь тщетно было искать особую тонкость чувств, но здесь всегда подкупает глубокая искренность, наивное и чистое простосердечие, в надписях нередко дает о себе знать местный говор, в орнаменте – прямая связь с предметами прикладного искусства, обслуживавшими быт, в лицах святых – воздействие местного крестьянского типажа. Плоские фигуры чаще всего изображаются в застылых позах, драпировки трактуются с помощью прямых, резких линий, горки второго плана обретают упрощенные и укрупненные формы. Колорит утрачивает яркость и звонкость новгородской палитры. В нем доминируют приглушенные, несколько мутные тона, прекрасно гармонирующие с интерьерами деревянных церквей и с мягкими красками северного пейзажа. В отношении техники исполнения иконы «северных писем» намного уступают новгородским. В них нет корпусного, тщательного сплавленного письма, нет тонких «движек», уступивших место размашистым бликам, грубо растертые краски накладываются жидким прозрачным слоем, т.ч. порою видны зерна красителя, грунт неровный, паволока необязательна, доска грубо обработана. В этой бесхитростной живописи все, как выражается один писатель XVI в., «препросто», но все полно особого очарования, свойственного живому народному творчеству. Сошествие Святого Духа. Икона. XVII в. Русский Север. 106х89,5 см. ГЭ Ист.: Лазарев В Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000. С. 67–69. Устюжские (вологодские) письма Особая манера иконописания, которая характерна для икон устюжских и севернорусских святых, а также в ряде новгородских икон XV–XVI вв. В собрании И.С. Остроухова хранился образ устюжских чудотворцев с двумя крупными фигурами, крайне простого и даже грубого рисунка, лишившегося греческой схемы, с резкими пробелами по краям гор и одежд, почти одинаково разделанных, похожий по простоте на монастырские письма, но несущий в себе особую манеру и мастерство. В собрании А.В. Морозова была икона, выполненная в подобной манере, – «О Тебе радуется», строгого письма XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Мч. Кирик. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Лужецкого мон-ря, Можайск. Ок. 1550 г. Мч. Кирик. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Лужецкого мон-ря, Можайск. Ок. 1550 г. Почитание святых в Новгороде имело различные варианты, связанные с празднованием святым того же дня в месяце июле: до нач. XX в. в Никольской часовне новгородского Детинца существовала икона равноап. кн. Владимира (XVI в.), на к-рой среди святых были его дети - св. князья Борис и Глеб, а также К. и И. Возможно, что помимо совместного почитания здесь отразилось почитание святых, рус. князей, К. и И. как св. сродников, близких по плоти и духовному подвигу. Рядом со св. кн. Владимиром на рус. минейных иконах К. в белой рубашке прямо перед И., к-рая облачена то в красный мафорий - икона «Минея годовая», 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен), то в светло-зеленый - икона «Минея на июль», кон. XVI в. (ГИМ), на июльской минее, нач. XVII в. (ЦАК МДА). Эта традиция на землях Русского Севера в последующее время приводила к созданию памятников, где образы святых, праздновавшихся 15 июля, соседствовали с др. святыми (напр., пелена «Арх. Михаил, Кирик и Иулитта, с кн. Владимиром и прп. Алексием, человеком Божиим, на полях» (XVII в., ГРМ); икона «Святые кн. Владимир, Кирик и Иулитта» с Кижского погоста (нач. XVIII в., МИИРК). Вместе с др. святыми, покровителями сельских трудов, К. и И. изображены в клейме иконы северных писем «Св. прор. Илия, с житием, избранными святыми и образом Божией Матери Всех скорбящих Радость» (кон. XVII - нач. XVIII в., ГЭ). В Новое время образы К. и И. вместе со св. кн. Владимиром предстают на гравюрах и иконах июльской минеи - работы Г. П. Тепчегорского (1714), И. К. Любецкого (1730, см.: Ермакова, Хромов. 2004. Кат. 33.11; 35.10. С. 45, 52). В рус. и поствизант. иконописи образы святых К. и И. становятся неотъемлемой частью композиции «О Тебе радуется», в чине св. жен замыкая первый ряд святых, как на рус. иконах кон. XV - 1-й пол. XVI в. из разных храмов и музейных собраний (ГММК, ГТГ, КБМЗ) или иконе мастера Георгиоса Клонцаса (кон. XVI в., Музей греч. ин-та, Венеция). Они изображались на полях различных праздничных и Богородичных икон: И. вместе с К. у ее ног на полях ярославской иконы «Преображение» кон. XVII в. (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собраний/Авт.-сост.: И. Тарноградский; авт. ст.: И. Бусева-Давыдова. М., 2006. Кат. 33). Вместе со свт. Модестом, патриархом Иерусалимским,- на иконе XVIII в. из Череповецкого музея; на голове И. поверх красного мафория белый плат, на К.- белые рубашка и порты ( Куликова О. В., сост. Древние лики рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. Кат. 74. Ил. 75. С. 152, 232).

http://pravenc.ru/text/1840247.html

Св. Феодор. Эмаль. 1-я пол. XII в. (ГМИГ) Св. Феодор. Эмаль. 1-я пол. XII в. (ГМИГ) На одной из визант. эмалей этого времени на Хахульском триптихе представлены портреты Михаила VII Дуки Парапинака и его супруги Марии - грузинки по происхождению. Такие пластины были своеобразным даром визант. императоров иноземным правителям. Эмали XII-XIII вв. отражают общие тенденции эпохи, такие как усиление декоративности и живописности. Их характерные черты - сеть многочисленных золотых перегородок, цельная цветовая гамма, стремление к динамике, эмоциональность образов, попытка внесения отдельных пространственных моментов и объемных форм в плоскостное изображение. Эмали с груз. надписями 1-й пол. XII в. составляют галерею святых, нек-рые, как, напр., изображения на раме (1-я пол. XII в., ГМИГ) иконы Спасителя из Гелати, можно условно назвать «портретами» (медальоны с образами апостолов Петра, Павла, Луки, а также Этимасия). Так, лик св. Луки очерчен нервной линией контура, образу придан волевой, темпераментный характер, подчеркнуты индивидуальные черты - искрящиеся зрачки больших карих глаз, выдвинутый вперед подбородок. Сретение. Эмаль. Рубеж XII и XIII вв. (ГМИГ) Сретение. Эмаль. Рубеж XII и XIII вв. (ГМИГ) В др. манере исполнены эмалевые изображения визант. ориентации - медальоны XII в. иконы арх. Гавриила из Джумати (икона утрачена, 9 медальонов хранятся в Метрополитен-музее, Нью-Йорк; 1 - в Музее Клюни, Париж; 1 (св. Феодор) - в ГМИГ). Вокруг этих рафинированных по стилю медальонов группируется целый ряд изображений, исполненных, возможно, по визант. образцам в груз. мастерских (из Музея драгоценностей в Киеве, из Музея Ласаро Гальдиано в Мадриде и др.). Вмч. Георгий. XV в. (?) (ГМИГ) Вмч. Георгий. XV в. (?) (ГМИГ) Высоким художественным мастерством отмечены пластины рубежа XII и XIII вв. с сюжетами двунадесятых праздников (Сретение, Воскрешение Лазаря, Сошествие Св. Духа - все рубежа XII и XIII вв., ГМИГ), привлекающие лиризмом и непосредственностью образов, яркими, сочными цветами, свободой исполнения. В композицию каждой из пластин включен типично груз. элемент архитектуры - конический купол церкви с барабаном, с характерными прорезными окнами. В пластину того же цикла со сценой «Сретение» включена деталь, не встречающаяся в памятниках восточнохрист. и зап. иконографии: в центре композиции - зажженная свеча в подсвечнике; аналогичные примеры известны только в груз. искусстве: на чеканном окладе иконы «Лаклакидзевская Богоматерь» (1-я треть XI в., ГМИГ) и на деревянной иконке XVI в. (ГЭ).

http://pravenc.ru/text/168199.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010