1712-1715); суздальский во имя святых Космы и Дамиана (в Суздале, муж., основан не позднее XII в., упразднен не позднее нач. XVII в.); во имя вмч. Феодора Стратилата (во Владимирском у., муж., основан в XII в., упразднен в нач. XVIII в.); во имя святых Бориса и Глеба (на р. Ушне в Муромском у., муж., основан в XII в., упразднен в 1764); суздальский во имя Св. Троицы (в Суздале, жен., основан в нач. XIII в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.); во имя равноапостольных Константина и Елены (во Владимирском у., муж., основан не позднее 1276, упразднен в 1775); владимирский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (во Владимире, муж., основан не позднее 1287, дата упразднения неизвестна); во имя арх. Михаила (в Юрьеве-Польском, муж., основан не позднее XIII в., закрыт в 1923); суздальский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в Суздале, жен., основан не позднее XIII в., разорен поляками в XVII в.); во имя святых Бориса и Глеба (в с. Кидекша Суздальского у., основан не ранее 2-й пол. XIII в., упразднен не позднее 2-й пол. XVII в.); суздальский во имя мч. Александра (в Суздале, жен., основан в XIII в., упразднен в 1764); суздальский в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (в Суздале, муж., основан не ранее XIII в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.); Евфимиев в честь Преображения Господня (в Суздале, муж., основан в 1352, закрыт в 1923); Городецкий (Городищенский) Лазаревский (в Суздальском у., жен., основан не позднее 1367, упразднен в 1-й пол. XVIII в.); во имя святых Бориса и Глеба (во Владимире, муж., основан не позднее 1389, упразднен до 1625); во имя вмч. Георгия Победоносца пуст. (на оз. Сак в Гороховецком у., муж., основана в XIV в., упразднена в кон. XVII - нач. XVIII в.); Нафанаилова в Славцове в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (во Владимирском у., муж., основана не позднее нач. XV в., упразднена в XVI-XVII вв.); Антониева в честь Покрова Пресв. Богородицы пуст. (в Переславском у., муж., основана не позднее 1-й четв. XV в., упразднена в 1701-1702); сновицкий в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/154964.html

XVII в. из ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме вместе с Московскими святителями изображены апостолы Петр и Павел. На иконе 2-й пол. XVIII в. (ВУИАХМ) святители П., Алексий, Иона, с одной стороны, и Модест, Антипа и Власий - с другой, молятся образу Божией Матери «Знамение»; на правой створке складня «Деисус» нач. XVII в. (из коллекции Л. К. Зубалова, ГРМ) святители П. и Алексий предстают вместе с блгв. князьями Борисом и Глебом; на столбике царских врат (1643, Троицкий собор, ТСЛ) - вместе с Византийскими и Московскими святителями и ветхозаветными праведниками. В ряду избранных святых П. представлен, напр., на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ; вместе со свт. Иоанном Милостивым, вмц. Екатериной и прп. Елисаветой), на иконе 2-й пол. XVIII в. (Национальная галерея Республики Коми; вместе со свт. Василием Великим, блж. Прокопием Устюжским, мч. Евфимием (?)). Нередко в числе избранных святых П. изображен на полях икон, в т. ч. в клейме на иконе Божией Матери «Одигитрия» из ц. Спаса на Валушках в Каргополе 2-й четв. XVI в. (ВГИАХМЗ); на складне «Праздники и избранные святые» 2-й пол. XVI в. (СПГИАХМЗ); на левой створке складня «Ярославская икона Божией Матери, с праздниками и святыми» 1491 г. (из ц. прор. Илии в Сандырях (ныне в черте Коломны), ГТГ); на многочисленных иконах «Шестоднев, с избранными святыми» 1-й пол. XIX в. палехских мастеров (мастерская В. И. Хохлова, ГТГ, ЦМиАР, ГИМ, частные собрания); в композициях с тезоименитыми святыми («семейная» икона гр. А. А. Аракчеева для ц. ап. Андрея Первозванного в усадьбе Грузино, нач. XIX в., ГЭ) и др. Образ П. помещен в числе предстоящих и припадающих на иконах Божией Матери «Моление о народе», напр., посл. четв. XV в. (поновление - 1775, частное собрание); 30-40-х гг. XVI в. из собрания Рахмановых (старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве); 2-й пол. XVI в. (ГИМ); 2-й четв.- сер. XVI в. (из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде, ВГИАХМЗ); 1-й четв. XVII в. (ГММК); на прорисях с икон XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

ст. в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 450-461; Алексеева М. А. Торговля гравюрами в Москве и контроль за ней в кон. XVII-XVIII вв.//Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв.: (К 150-летию со дня рожд. Д. А. Ровинского). М., 1976. С. 140-158; она же. Рус. народная картинка: Нек-рые особенности худож. явления//Народная картинка XVII-XIX вв.: Мат-лы и исслед. СПб., 1996. С. 3-14; она же. Мат-лы для биографии мастеров народной гравюры XVIII в.//Там же. С. 92-103; Рудакова Н. И. Литографская мастерская И. А. Голышева во Мстёре//Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. М., 1976. С. 24-31; она же. Прп. Серафим Саровский: В литографиях XIX - нач. XX в.: Кат. М., 2008; Ранняя рус. гравюра: 2-я пол. XVII - нач. XVIII в.: Новые открытия: Кат. выст./Вступ. ст.: М. А. Алексеева, Е. А. Мишина. Л., 1979; Рус. народная картинка XVII-XIX вв.: Кат. выст./Вступ. ст.: А. С. Сытова; сост.: Е. А. Мишина и др. Л., 1980; Мишина Е. А. Группа ранних рус. гравюр: (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.)//ПКНО, 1981. Л., 1983. С. 230-244; она же. Святцы Антониево-Сийского мон-ря и их предполагаемый автор//Филевские чт. М., 1994. Вып. 5. С. 3-14; она же. Рус. гравюра на дереве XVII-XVIII вв. СПб., The Lubok: Russian Folk Pictures 17th to 19th cent./Ed. A. S. Sytova. Leningrad, 1984; Кольцова Т. М. Первые литографии//Патриот Севера: Ист.-краевед. сб. Архангельск, 1985. С. 204-212; она же. Гравюры с изображениями Соловецкого мон-ря и его святых//Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. М., 2006. С. 81-104; Гравюра и литография XVII - нач. XX в.: Новые поступления (1977-1987): Кат. выст./ГРМ. Л., 1989; Воронина Т. А. Русский лубок 20-х - 60-х гг. XIX в.: Производство, бытование, тематика. М., 1993. (Рос. этнограф; 5); она же. Русский религ. лубок//Живая старина. М., 1994. 3. С. 6-11; Хиппислей А. Русская эмблематическая книга «Эмблемат духовный» (1743)//ПКНО, 1992. М., 1993. С. 23-31; Хромов О. Р. Русский религ. лубок в XIX ст.//Книжное дело. М., 1993. 4. С. 84-89; он же.

http://pravenc.ru/text/2110755.html

Казанская икона Божией Матери со святителями Варсонофием и Гурием на полях из Спасо-Прилуцкого мон-ря в Вологде. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) изображения святителей Гурия и В. Согласно той же описи, в приделе московского Казанского собора во имя казанских чудотворцев Гурия и В. (освящен в 1647) находились большие иконы святых (со Спасителем вверху, в окладе (133,4 ´ 93,4 см); «ветхая» в ризнице (106,7 ´ 80 см)). В молении благословляющему Христу святители Гурий и В. представлены на иконе-пяднице XVII в. (прописи XIX в., ЦМиАР). Часто святые Гурий и В. обращены в молении образу Богоматери Казанской: иконы XVII-XIX вв. (ГИМ - со святыми на полях; ЯХМ; ПЗИХМЗ); на шитой пелене, вложенной Д. А. и Г. Д. Строгановыми в нижегородский Спасо-Преображенский собор (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НГИАМЗ), Гурий и В. в молении обращены к Богоматери с Евангелием в руке, по краям пелены тропарь святителям. На пелене из Казанского девичьего мон-ря, шитой в традициях строгановских мастеров (1-я пол.- сер. XVII в., ГОМРТ), святители Гурий и В., в рост в трехчетвертных поворотах, в фелонях, омофорах, митрах, с Евангелиями на платах (у Германа в левой руке, у В. в правой), предстоят в молении Богоматери «Знамение», по краям пелены вышит тропарь святителям. Иногда святители в молении перед Деисусом, помещенным на верхнем поле (напр., икона 2-й пол. XVII в., ГИМ). На шитой жемчугом палице, вложенной, как следует из надписи, боярином Иваном Морозовым в Благовещенский собор Казанского Кремля (1654, ГОМРТ), небольшие ростовые фигуры благословляющих Гурия и В. (В. ниже Гурия) с Евангелиями в руках расположены фронтально по сторонам Благовещения, вверху Господь Саваоф, вокруг вышит тропарь Благовещению Богородицы (дониконовский вариант). На двусторонней выносной иконе нач. XVIII в. «Богоматерь Шуйская - святители Гурий и Варсонофий» предстоят святые в молении Спасителю, внизу между их фигурами - горки (ГМЗРК). В деисусной композиции Гурий и В. (в повороте влево) - на иконе XVII-XVIII вв. (ЯХМ), на складне (с Богоматерью Одигитрией в центре) - по бокам на створах (XVII в., ГИМ). Вместе они изображены также на небольших образках, украшенных серебряной басмой (XVII в., ГИМ).

http://pravenc.ru/text/154327.html

Юмчище (ныне Вьюмчища) (ныне с. Пелегово городского округа Сокольский); основана в 1617/18, с 1626 приписная к Троице-Сергиеву монастырю, упразднена в 1708), нижегородский Сергиевский, что на Петушкове (мужской, в Н. Новгороде; впервые упом. в 1621, упразднен в 1701), нижегородский Евфимиев (женский, в Н. Новгороде; основан не позднее 20-х гг. XVII в., упразднен в XVII в.), нижегородский Воскресенский (женский, в Н. Новгороде; основан в 20-х - нач. 30-х гг. XVII в., в 1723 присоединен к нижегородскому Воздвижения Креста Господня жен. мон-рю), Макариевский Желтоводский Преображенский (мужской, в с. Пурех (ныне в городском округе г. Чкаловск); основан в 1613-1615 кн. Д. М. Пожарским, упразднен в 1693), арзамасский Троицкий Особный (мужской, впервые упом. в 1626, упразднен в 1764), павловский Воскресенский (мужской, в с. Павлове (ныне город); основан не ранее 20-х гг. XVII в. кн. И. Б. Черкасским, в 1662 переведен на оз. Ворсменское, где затем существовал под названием Островоезерского Троицкого), Никольская-Чернораменская-Кезенская (Чернораменская Никольская (Николаевская)) (муж. пустынь, на р. Кеза (ныне с. Чернораменье городского окр. г. Бор); основана не позднее 30-х гг. XVII в., упразднена в 1764), Горшковская Успенская (Пафнутиева) (муж. пустынь, на р. Линда (ныне дер. Успенье городского окр. Семёновский); основана в 30-х гг. XVII в., к кон. XVII в. приписная к нижегородскому Благовещенскому мон-рю, упразднена в 1-й пол. XVIII в.), Спасо-Раевский (Спасо-Раифский Кезовский) (мужской, с 1713 женский, на р. Кеза (ныне с. Спасское городского окр. г. Бор); основан в 30-х гг. XVII в., упразднен в 1764), Архангельский (женский, в Василёвой слободе (ныне г. Чкаловск); основан не позднее сер. XVII в., упразднен в 1764), арзамасский Введенский (мужской, в Арзамасе; основан в 1651, упразднен в 1764), нижегородский Васильевский (женский, в Н. Новгороде; основан не ранее 2-й пол. XVII в., упразднен в 60-70-х гг. XVIII в.), Какшинская Нововоздвиженская (муж. пустынь, близ совр.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

XVII в., упразднен в 1691), Никольская пуст. (мужская, на р. Сендеге на территории совр. Островского р-на, существовала в нач. XVII в., упразднена в 1764), Макариев мон-рь (мужской, в устье р. Нёмды, основан в нач. XVII в., упразднен в 1708), Спасская Серапионова пуст. (мужская, ныне с. Серапиха Чухломского р-на, существовала уже в нач. XVII в., упразднена, вероятно, в нач. XVIII в.), Вознесенский на Дебре мон-рь (мужской, в Костроме, основан в 1-й четв. XVII в., упразднен в сер. XVII в.), Кривоезерская Троицкая пуст. (мужская, на левом берегу Волги, напротив Юрьевца, основана в 20-х гг. XVII в., закрыта в 1919), Богородицко-Казанский мон-рь на Идском городище (мужской, на территории совр. Чухломского р-на, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в., время упразднения неизв.), Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-рь (мужской, ныне дер. Песочное Костромского р-на, основан в 1624, закрыт в 1919), Словинская Богородицкая пуст. (мужская, ныне с. Словинка Антроповского р-на, основана ок. 1629, упразднена в 1764), Богородицко-Владимирский Сретенский мон-рь (женский, в Нерехте, основан в 1634, упразднен в 1764), Богородицко-Казанская Карпищева пуст. (мужская, ныне с. Бушнево Антроповского р-на, основана в 1643, упразднена в нач. XVIII в.), Анастасиин мон-рь (женский, в Костроме, основан в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1723, по др. данным - в 1764), Рождественский мон-рь (женский, в Солигаличе, основан в 1663, упразднен в 1764), Крестогорская Тихонова пуст. (мужская, ныне с. Тихон Вохомского р-на, основана в 1-й четв. XVII в., упразднена в 1764), Ильинская Яблонная пуст. (мужская, на правом берегу р. Волги вблизи устья р. Шачи, упом. в нач. XVIII в., упразднена в 1764), Богородицко-Казанская пуст. (мужская, близ Костромы, упом. в нач. XVIII в., упразднена в 1764), Боголюбский мон-рь (женский, в с. Боголюбском Макарьевского у., основан в 1864 в качестве жен. общины при ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери, с 1893 - мон-рь, закрыт в 20-х гг. ХХ в.), Богородицко-Феодоровский мон-рь (женский, в с.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Монастырская б-ка, начавшая формироваться вскоре после основания обители, к нач. ХХ в. насчитывала свыше 1 тыс. рукописных и печатных книг. В советское время это собрание не сохранило своего единства. Наибольшая часть известных печерских рукописей хранится в фондах Центрального архива Нижегородской обл. Среди них - синодик Нижегородского Печерского мон-ря («Синодик Трифона»; 1595; дописывался в XVIII в.; ЦАНО. Ф. 2636. Оп. 2. 1), синодик Печерского мон-ря («Синодик Германа»; 1649; дописывался в XVIII в.; Там же. 2), Трефолой (Минея праздничная) (XVI в.; вкладная запись нач. XVII в.; Там же. 8), Триодь Цветная (XVI в.; Там же. 14), Служебный сб. (нач. XVII в.; Там же. 17), Сборник служебный (1-я треть XIX в.; Там же. 23), Сборник служб и житий русских святых (кон. XVI (?) - нач. XVII в.; неск. записей скорописью в XVII, XVIII и XIX вв.; Там же. 31), Сборник (Патерик Киево-Печерский и Житийник; 3-я четв. XVI в. (1564 г.); Там же. 49), Сборник уставных чтений (нач. XVI в.; Там же. 52), Сборник минейный (нач. XVII в.; Там же. 54), «Слова постнические» прп. Исаака Сирина (1853; Там же. 59), Чиновник (XVIII в.; Там же. 61), синодик (кон. XVI - нач. XVII в.; Там же. Ф. 2013. Оп. 602а. 1), синодик (с «Синодиком опальных»; 1556; Там же. 161). В отделе редких книг и рукописей Нижегородской областной универсальной научной б-ки хранится рукопись, которую в 1650 г. слуга монастыря Григорий Страхов передал приписной Успенской пуст. на р. Линде (НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 187: Житие Зосимы и Савватия Соловецких; 1-я пол. XVII в.). Сохранились также Вкладная книга и книга преданий о первоначальных чудесах, свершившихся от иконы Печерской Богоматери (1691-1743; НГИАМЗ. Кр. 229 (ГОМ. 13746)), синодик (2-я пол. XVII в.; Там же. 14982), синодик (кон. XVII в.; Там же. 16280). Некрополь Некрополь Н. П. м. в совр. виде формировался с нач. XVII в. Среди похороненных в обители - схим. Авраамий (Скрыпеев; † 1630), бывш. митр. Солунский (Фессалоникийский) Паисий († 1632), представители рода Приклонских, являвшихся «послухами» при подписании различных актов Н. П. м. с сер. XVI в., архим. Варлаам († 1680).

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Судье розрядному да печатного двора дьяку: по белуге, по 10 фунтов икры, по 15 пучков вязиги человеку. Ноября 29, велено учинить годовой обиход села Игнатовского новоприемному коровнику Якушке Иванову на место бывшего коровника Власка Иванова и обиход по сроком давать. Подьячему Ивану Григорову на прошлой 206 год николаевского сроку рыбы белуга, 5 фунтов икры, семги тож. Ноября 30, по указу святейшего патриарха, ямского приказу сторожам 4 человеком осетр. Велено повару Андрюшке Васильеву давать годовой обиход: рыбу, икру и соль против его братьи по строкам. Велено села Владыкина старцу Савватию давать обиход против его братьи поселских старцов. Приказу болшаго дворца сторожам 8 человеке м 4 осетра. Велено учинить годовой обиход села Троицкого-Голянищева новоприемному скотнику Власку Иванову, что давано Исачку Федорову. Декабря 1, Козме Боровитинову да Петру Соболеву николская дача: по чалбушу белужью, по 5 фунтов икры, семги потомужь. Декабря 3, по имянному святейшего патриарха указу и по докладной выписке, в Николаев монастырь, что на Перерве, игумену з братьею на праздник Николая чудотворца: белуга, осетр, семга подносная, полпуда икры арменской. Докладывал и указ сказал келейной монах Герасим. Печатного приказу подьячим, 3 человеком, по осетру против дачи 206 году. Святейшего патриарха дворцового и казенного приказов старым подьячим: по белуге, по 5 фунтов икры, семги потомужь. Средния статьи подьячим: по осетру, по 4 фунта икры, семги потомужь. Молодым: по чалбушу осетрью, по 4 фунта икры. Розрядного приказу старым подьячим по осетру. Средние статьи и молодым подьячим, за умалением рыбы, отпускать не велено. Декабря 4, Алексею Головкову николская дача: рыбы чалбуш белужей, 4 фунта икры, семги тож. Велено приспешнику Васке Кирилову давать обиход против его братьи. Дьяку Якову Никонову белуга, косяк хрящевой, пол-пуда икры паюсной; подьячему Петру Исакову белуга, косяк хрящевой. Декабря 5, на Воронеж з дворецким Матвеем Григорьевичем Баскаковым, по росписи, за справою подьячего Ивана Григорова: теша виноградная, белуга горбуша, коса, косяк хрящевой, косяк мякотной, 20 тешек отборных, связка вязиги, пуд икры паюсной, 2 звена тешевых, 7 белуг, 5 осетров, осетр просолной, 2 пуда семги, щетом 6 семог, ведро кавардаку, пол-осмины сухарей, хлеб белой, 5 хлебов брацких, пол-осмины круп грешневых, четверик снетков, пол-пуда соли, кулек луку, пол-фунта збитню, пол-белуги просолныя, пол-осмины муки крупичатой, осмина муки подрукавной, ведро масла конопляного, четь ведра масла ореховова, 3 тумака, 2 огнива, пуд икры зернистой, 10 фунтов меду, 10 золотников шафрану, 2 фунта изюму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 19013. Т. 2: Домашний быт рус. цариц в XVI и XVII ст. С. 723). Это древнейший надгробный покров святого (ГММК) с традиционным для таких произведений фронтальным изображением, к-рое в значительной степени следует его ранним иконам (форма венца, трактовка шубы), но имеет ряд особенностей: в левой руке св. царевич держит свиток, правая сжата в кулак (по мнению Н. А. Маясовой, хотя подобная деталь встречается в ряде шитых изображений мучеников, где не был вышит крест, здесь Д. И. представлен сжимающим в кулаке орешки, которыми играл в момент гибели). Иконография покрова 20-х гг. XVII в. повторена в покрове сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК). Вмч. Димитрий Солунский и св. царевич Димитрий. Икона. 1-я пол. XVII в. (ЦАК МДА) Вмч. Димитрий Солунский и св. царевич Димитрий. Икона. 1-я пол. XVII в. (ЦАК МДА) Новый вариант прямоличного изображения Д. И. имеется на крышке его раки, выполненной в 1628-1630 гг. мастером Серебряной палаты Гаврилой Овдокимовым (ГММК, на полях крышки - изображения патрональных святых царской семьи). В отличие от упомянутых произведений здесь св. царевич представлен с руками, скрещенными на груди, открытый «городчатый» венец ранних икон заменен закрытой «императорской» короной с высокой тульей (по наблюдению И. Л. Бусевой-Давыдовой, рисунок короны аналогичен рисунку короны на свадебной медали Лжедмитрия I, где, вероятно, представлен венец, заказанный царем Борисом Годуновым, также известный как «венец Ивана Грозного»). К тому же типу принадлежит покров 50-60-х гг. XVII в. (ГММК), повторявший образ на крышке раки. С 30-х гг. XVII в. закрытая корона встречается во мн. изображениях святого, напр. на серебряной дробнице, украшавшей надгробный покров блгв. вел. кнг. Евдокии (Евфросинии) Московской, 1637 г. из собора Вознесенского мон-ря Московского Кремля ( Гурьянов В. П. Сказание о блж. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1907. Табл. 5), однако продолжает использоваться и более ранний вариант с «городчатым» венцом (в провинциальных произведениях и памятниках, связанных с родом Строгановых).

http://pravenc.ru/text/178207.html

Общая сумма дани с церквей П. о. была внушительной. Так, в 1640/41 г. собрано ок. 2,5 тыс. р. дани и еще 1,35 тыс. р. неокладных доходов в виде пошлин (венечные, похоронные и проч.) ( Устинова. 2011. С. 141-142). В 1700 г. доходы патриаршего Казенного приказа составили 13 681 р., из к-рых 8714 р.- церковная дань и 4967 р.- неокладные доходы ( Шимко. 1894. С. 260). Арх.: РГАДА. Ф. 235-237, 390. Ист.: СГГД. Ч. 4. С. 393-394; ПСЗ. Т. 1; ААЭ. Т. 4. 107. С. 147-149; 204. С. 259-263;Роспись 170 году, какова взята из монастырского приказу за дьячьею приписью, сколько за всеми монастыри крестьянских дворов//ЗОРСА. 1861. Т. 2. С. 401-422; Док-ты, извлеченные из книг Патриаршего казенного приказа, о церк. пошлинах//ОДБМЮ. 1869. Кн. 1. С. I-II (3-я пол.); Описание книг дозорных, переписных, описных, межевых, доимочных, раздельных, отказных, отдельных, обыскных и росписных, составленных по Патриаршим указам 1620-1703 гг.//Там же. 1872. Кн. 2. С. I-IV, 1-210 (3-я пол.); МДИР. 1875. Т. 1. С. 9-14; 1876. Т. 2; МИАС. 1884. Т. 1-2; Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Ист. мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII вв. М., 1881-1911. Вып. 1-11; Соборное уложение 1649 г.: Текст, коммент. Л., 1987; Устинова И. А. Делопроизводственные док-ты патриарших приказов 1-й пол. XVII в.//ВЦИ. 2012. 3/4(27/28). С. 5-52; 2017. 3/4(48/48). С. 5-95. Лит.: Горчаков М. И. О земельных владениях всерос. митрополитов, патриархов и Св. Синода, 988-1738 гг.: Из опытов исслед. в истории рус. права. СПб., 1871; Николаевский П. Ф., прот. Патриаршая область и рус. епархии в XVII в.//ХЧ. 1888. 1/2. С. 150-189; Шимко И. И. Патриарший Казенный приказ//ОДБМЮ. 1894. Кн. 9. Отд. 1. С. 1-361; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв. Каз., 1897. Т. 1; Веселовский С. Б. Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. Ч. 2: Землевладение митрополичьего дома; Водарский Я. Е. Церк. организации и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.//Ист. география России: XII - нач. XX в. М., 1975. С. 70-97; Маландин В. В. Церковь и гос-во в патриаршество Филарета: Канд. дис. М., 1996; Устинова И. А. Книги патриарших приказов 1-й пол. XVII в. как ист. источник. М., 2011.

http://pravenc.ru/text/2579756.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010