В 1589 г., находясь по поручению братии Сийского мон-ря в Иоанно-Богословском монастыре на Ваге, И. составил Житие основателя обители прп. Варлаама Важского (Пинежского) («Месяца июня в 19 день. Память преподобнаго отца нашего Варлама, Пенежьскаго чюдотворца, иже на Ваге пречестен монастырь составлшаго во имя святаго и славнаго апостола и евангелиста Иванна Богослова, егоже отчасти чюдес исповедания» - РГБ. Унд. 291, кон. XVI - нач. XVII в.). В послесловии к Житию И. рассказал об обстоятельствах и о времени его создания. Игум. Иоанно-Богословского монастыря Даниил, «видев от раки святаго Варлама реки чюдес проливаемы приходящим с верою, а святое житие святаго не написано бысть ни от когоже», попросил И. записать свидетельства о преподобном и о совершавшихся по молитвам к нему чудесах. Книжник отметил, что к тому времени уже «много от всех забвено бысть прешествия ради многих лет» (Там же. Л. 37 об.- 39). Житие состоит из предисловия, житийной части, рассказа об обретении мощей преподобного в 1552 г., 24 чудес, к-рые можно отнести ко 2-й пол. XVI в., и послесловия. Редакция И. (Основная редакция) известна в 19 списках, она была широко распространена и переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье (ИРЛИ. Колл. Гемп. 1, XVII в.; ГИМ. Забел. 508, XVIII в.; РГБ. Ф. 98. 297, XVII в.), в Антониевом Сийском монастыре (БАН. Арханг. 235, XVII в.,- сборник игум. монастыря Феодосия). Два списка XVII в. находились в б-ке Холмогорского и Важского еп. Афанасия (Любимова) (БАН. Арханг. 351 и 408). В XVII в. Житие прп. Варлаама вошло в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304/I. 677, 1631 г.; РГИА. Синод. 3922, 60-е гг. XVII в.). Во 2-й пол. XVII в. на материале редакции И. была создана краткая переработка Жития. В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре Основная редакция была использована при создании 3 новых переработок (каждая известна в одном списке), которые отличаются от первоначального текста наличием новых чудес, стилистическими изменениями и дополнительной информацией.

http://pravenc.ru/text/578316.html

ч. И. (как правило, в 1-м ряду),- иконы 2-й пол., кон. XVII в., 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК; см.: Вахрина. 2006. С. 352-357, 416-417. Кат. 106-108, 124), 2-й пол. XVIII в. (ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». СПб., 1995. С. 230. Кат. 145). В верхней части образа «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с избранными святыми» 1729 г. (ГМЗРК, см.: Вахрина. 1998. С. 100), в группе молящихся Св. Троице Новозаветной, написаны преимущественно Ростовские чудотворцы, в их числе И. Святой изображен на одном из клейм на левом поле Владимирской иконы Божией Матери 1855 г. письма А. Ф. Крылова (происходит из Успенского собора Ростова, ГМЗРК; см.: Вахрина. 1998. С. 105-106). Изображение И. встречается в произведениях лицевого шитья 2-й пол. XVII в. из строгановских мастерских (вотчина Строгановых Соль Вычегодская (ныне Сольвычегодск) в XVII в. относилась к Ростовской епархии). Фигура И. в молении рядом со свт. Игнатием (с др. стороны - образы святителей Леонтия и Исаии) помещена на воскрылиях клобука митр. Ионы, расшитом в строгановских мастерских в 1665 г. (ГМЗРК; см.: Силкин. 2002. С. 285-289. Кат. 89). Г. Д. Строганов вложил пелену «Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и Стефан Великопермский» (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в.) в нижегородский Преображенский собор (НИАМЗ; см.: Там же. С. 324, 326-327. Кат. 128) - И. с Евангелием в руках, борода средней длины, немного сужается книзу. На саккосе митр. Казанского и Свияжского Лаврентия, исполненном в 60-х гг. XVII в. в мастерской А. И. Строгановой (вклад в Благовещенский собор Казани, ГОМРТ; см.: Там же. С. 294-297. Кат. 95), И. наряду с др. Ростовскими святителями представлен на вставной полосе, пришитой к подольнику в XVIII в. Новый этап развития иконографии И. связан с обретением в 1752 г. в основанной им обители мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского, и с его канонизацией. В XIX - нач. XX в. получили распространение иконы с изображением 2 святителей, нередко на фоне монастыря (1-я пол. XIX в., ЯХМ). В алтаре храма во имя И.

http://pravenc.ru/text/200159.html

Отдельные поясные изображения В. С. были редки в средневек. искусстве (одно из немногих исключений - поясное изображение В. С. на иконе XVII (?) в. в иконостасе юж. придела ц. свт. Николая на Рогожском кладбище в Москве; икона В. С. со Спасителем на верхнем поле упом. также в Описи Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Опись строений... 1998. С. 60). В нек-рых ранних памятниках В. С. представлен в традиц. для древнейших княжеских изображений плаще-корзне (фреска ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью), на воздухе 1389 г. он показан в накинутой на плечи шубе. Отличительными чертами московской и новгородской иконографии В. С. являются типы его головного убора: для ранних новгородских произведений (фреска ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью, миниатюры Сильвестровского сборника 2-й пол. XIV в. (РГАДА. Тип. Ф. 381, 53) и Сборника 1414 г. из собрания А. И. Мусина-Пушкина, более поздний пример - псковская икона «Успение Богоматери, Владимир, Борис и Глеб» (1-я пол. XVI в., ПИАМ)) типична княжеская шапка, тогда как для московских памятников более характерен открытый, чаще всего городчатый царский венец, зрительно уподобляющий равноап. Крестителя Руси визант. имп. св. равноап. Константину Великому (клеймо иконы «Борис и Глеб с житием» из Коломны, кон. XIV в., ГТГ; воздух 1389 г.; пелена «Богоматерь Одигитрия Смоленская с избранными святыми», 2-я пол. XV в., ГММК). На основе такого образа В. С. было создано уникальное изображение кн. мч. Михаила Черниговского с городчатым венцом на мощевике 2-й пол. XV в. (ГИМ). Уже в XV в. городчатый венец встречается на новгородских изображениях В. С.- иконе деисусного чина из собрания И. С. Остроухова (1-я пол. XV в., возможно, ок. 1414 г., из ц. равноап. кн. Владимира в новгородском Детинце (?), ныне в ГТГ) и иконе-таблетке из новгородского Софийского собора (кон. XV в., ГТГ, музей-квартира П. Д. Корина). Редкой чертой иконы из собрания И. С. Остроухова являются одежды В. С.: не рус. плащ или шуба, а хламида античного патриция с таблионом, характерная для деисусных изображений мучеников. Столь же редкий вариант иконографии представлен на фреске собора в честь Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502): князь показан в лоратном дивитисии, что сближает его облик с иконографией имп. Константина (эта особенность отражает идею преемственности Московского государства и Русской церкви по отношению ко Второму Риму - К-полю). В XVI-XVII вв. В. С. всегда изображается в шубе, к-рая украшается богатым орнаментом, и в городчатом венце, хотя в ряде памятников XVII в. вновь встречаются изображения княжеской шапки (икона «Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба». Кон. XVII - нач. XVIII в., ГВСМЗ). Кроме того, известны изображения В. С. в царском венце с округлым закрытым верхом: на иконе «Владимир, Борис и Глеб» (1675, ГМзК). Со 2-й пол. XVII в., возможно под воздействием укр. книжной гравюры, В. С. часто изображали со скипетром и державой (фреска ц. Рождества Христова в Ярославле, 1683).

http://pravenc.ru/text/159104.html

1Пар.24:7 .  И вышел первый жребий Иегоиариву, второй Иедаии, 1Пар.24:8 .  третий Хариму, четвертый Сеориму, 1Пар.24:9 .  пятый Малхию, шестой Миямину, 1Пар.24:10 .  седьмой Гаккоцу, восьмой Авии, 1Пар.24:11 .  девятый Иешую, десятый Шехании, 1Пар.24:12 .  одиннадцатый Елиашиву, двенадцатый Иакиму, 1Пар.24:13 .  тринадцатый Хушаю, четырнадцатый Иешеваву, 1Пар.24:14 .  пятнадцатый Вилге, шестнадцатый Имеру, 1Пар.24:15 .  семнадцатый Хезиру, восемнадцатый Гапицецу, 1Пар.24:16 .  девятнадцатый Петахии, двадцатый Иезекиилю, 1Пар.24:17 .  двадцать первый Иахину, двадцать второй Гамулу, 1Пар.24:18 .  двадцать третий Делаии, двадцать четвертый Маазии. От имен перечисляемых в данных стихах лиц, глав священнических родов, получили название и священнические чреды. Такова чреда Иегоиаривова (стих 7), к которой принадлежал священник Маттафия со своими сыновьями, известными братьями Маккавеями ( 1Мак.2:1 ); Авиева (стих 10), из которой происходил Захария, отец Иоанна Крестителя ( Лк.1:5 ); Имерова (стих 14), из членов которой известен современник пророка Иеремии священник Пасхор ( Иер.20:1 ). 1Пар.24:20 .  У прочих сыновей Левия – распределение: из сынов Амрама: Шуваил; из сынов Шуваила: Иедия; 1Пар.24:21 .  от Рехавии: из сынов Рехавии Ишшия был первый; 1Пар.24:22 .  от Ицгара: Шеломоф; из сыновей Шеломофа: Иахав; 1Пар.24:23 .  из сыновей Хеврона: первый Иерия, второй Амария, третий Иахазиил, четвертый Иекамам. 1Пар.24:24 .  Из сыновей Озиила: Миха; из сыновей Михи: Шамир. 1Пар.24:25 .  Брат Михи Ишшия; из сыновей Ишшии: Захария. 1Пар.24:26 .  Сыновья Мерари: Махли и Муши; из сыновей Иаазии: Бено. 1Пар.24:27 .  Из сыновей Мерари у Иаазии: Бено и Шогам, и Заккур и Иври. 1Пар.24:28 .  У Махлия – Елеазар; у него сыновей не было. 1Пар.24:29 .  У Киса: из сыновей Киса: Иерахмиил; 1Пар.24:30 .  сыновья Мушия: Махли, Едер и Иеримоф. Вот сыновья левитов по поколениям их. 1Пар.24:31 .  Бросали и они жребий, наравне с братьями своими, сыновьями Аароновыми, пред лицем царя Давида и Садока и Ахимелеха, и глав семейств священнических и левитских: глава семейства наравне с меньшим братом своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ч. «местный» образ Д. и прп. Игнатия «на одной цке. Вверху Отечество» ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 177). Раннее сохранившееся произведение - шитая пелена 1-й пол. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ) с текстом общего тропаря на каймах, где Д. с развернутым свитком и прп. Игнатий в молении предстоят благословляющему из облаков Спасителю. Эту иконографию повторяют вологодские иконы сер.- 2-й пол. XVII в. (ЦМиАР), посл. трети XVII в. из ризницы Соловецкого мон-ря (АМИИ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 32. Кат. 23; текст на свитке: «Братие, повинуйтеся наставником вашим и покаряитеся...»), XIX в. из ц. во имя ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (на доске XVII в., ВГИАХМЗ). Возможно, они получили значение праздничных образов после того, как в кон. XVII-XVIII в. была составлена общая служба святым. Прп. Димитрий Прилуцкий. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) С сер. XVII в. известен новый вариант парного изображения Прилуцких святых - с обителью в руках (ГМЗК), что отражает их почитание как покровителей мон-ря. Этот тип, повторяющий подобные изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, получил распространение при св. Маркелле , архиеп. Вологодском, встречается в памятниках вологодского искусства XVIII-XIX вв. в неск. вариантах, одним из к-рых является точное изображение вида обители на 2-м плане композиции (иконы 1-й пол. XVIII в. из Успенского жен. монастыря Вологды, 2-й пол. XIX в., обе в собр. ВГИАХМЗ). Святые, поддерживающие мон-рь, представлены также в среднике иконы с 20 клеймами жития Д. 1-й пол. XVIII в. из ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Вологде (ВГИАХМЗ). В др. изводе Д. и прп. Игнатий показаны припадающими к стопам Спаса Вседержителя с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке, по сторонам - ангелы с орудиями Страстей.

http://pravenc.ru/text/178017.html

Лит.: И. Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863, С. 14-15; Н.О. Андроников. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии. Кострома, 1874. С. 56, 61; В.В. Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. СПб., 1897. С. 171; ИАК. Вып. 31. СПб., 1909. С. 98; М.Я. Диев. Упраздненные монастыри Костромской епархии. Кострома, 1909. С. 14; Н. Зонтиков. На Запрудне.//Благовест. Май. 1990 г. С. 6, 7. КИАМЗ, КОК 24830 (История Костромской иерархии), информация с сайта - http://enckostr.ru/start.do ХРАМ СПАСА на ЗАПРУДНЕ. Первый деревянный храм во имя Спаса Нерукотворного появился на речке Запрудне около восьмисот лет тому назад, в XIII в. Согласно преданию, здесь на месте чудесного явления главной святыни нашего края – Феодоровской иконы Божией Матери – костромским князем (позднее – великим князем Владимирским) Василием Ярославичем (1241–1277), младшим братом святого благоверного князя Александра Невского, был основан Спасо-Запрудненский монастырь – один из древнейших в Костромском крае. История монастыря – это часть общей истории Костромы. Наверняка не раз он страдал от татарских набегов. В эпоху Смутного времени, в 1609 г., обитель разорили захватившие Кострому поляки и тушинцы. Долгое время все строения монастыря оставались деревянными: лишь в середине XVIII в. здесь взамен деревянного возвели каменный двухэтажный одноглавый храм, освящённый в 1754 г. Скорее всего, его построили на средства жертвователей – вероятно, костромских купцов Дурыгиных. Через несколько лет, в 1758 г., в Спасо-Запрудненский монастырь было решено перевести Костромскую духовную семинарию. Под её нужды заняли и нижний этаж Спасо-Запрудненской церкви, где разместились одна из аудиторий и семинарская библиотека. Среди выпускников семинарии, чьи судьбы неразрывно связаны с этим храмом, немало известных людей: протоиерей Михаил Диев (1794–1866) – выдающийся историк Костромского края; протоиерей Фёдор Голубинский (1797–1854) – профессор Московской духовной академии, религиозный философ; протоиерей Фёдор Островский (1770–1843) – дед драматурга А.Н. Островского (позднее – иеросхимонах Феодорит московского Донского монастыря); его старший сын, отец драматурга – Николай Фёдорович Островский (1796–1853) и др. Конец «семинарского» периода в истории храма положил опустошительный пожар в декабре 1813 г., после которого семинарию с Запрудни перевели в город.

http://sobory.ru/article/?object=03088

О деликатности реставрационного процесса свидетельствуют работы по наружным росписям. Так, за неск. лет до реставрации древняя роспись была поновлена, т. е. переписана маслом в академической манере, в процессе реставрации запись была снята и сделана новая по древней графье в технике клеевой живописи. «Кроме того, вновь расписаны своды входной лестницы с изображением на них родословной до царя Алексея Михайловича включительно», на большей части западной и полностью на сев. галерее выполнены многочисленные композиции на темы ветхозаветной и новозаветной истории, «а иногда и церковной» ( Баженов И. В. Освящение Троицкого соборного храма в Ипатьевской обителе, в связи с произведенным в нем ремонтом и реставрацией//ПрибЦВед. 1913. 20. С. 911-915). Реставрация этого периода имела решающее значение в сохранности Троицкого собора, находившегося в небрежении последующие 40 лет. В 1958 г. Троицкий собор получил статус памятника архитектуры гос. значения и стал главным музейным объектом на территории КИАМЗ «Ипатьевский монастырь». Вторая научная реставрация Троицкого собора имела комплексный полномасштабный характер и началась с обследования состояния памятника, разработки методики реставрации, подготовки кадров реставраторов всех направлений: архитекторов, позолотчиков, резчиков, художников-реставраторов монументальной живописи и иконописи. Организационные работы возглавила К. Г. Тороп, главный архитектор вновь созданной Костромской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской. Обследование стенописи собора было произведено в 1960 г. специалистами лаборатории реставрации настенной живописи НИИ теории и истории архитектуры и строительной техники Академии строительства и архитектуры Украинской ССР. С 1965 г. начались регулярные реставрационные работы в четверике собора, к-рые продолжались 26 лет. За этот период в храме была установлена отопительная система с принудительным кондиционированием, проведена известковая обмазка стен снаружи, заменены деревянные конструкции стропил на кровле, кровля перекрыта оцинкованным железом со специальным покрытием, вставлены новые деревянные рамы и заменены входные двери, заново позолочены купола собора, сделана реставрация стенописи, иконостаса (включая раму и иконы), воссозданы по фрагментам кованые кронштейны для лампад, удалены напластования потемневшей олифы с юж.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Иконография «Н.» создавалась на базе иконописных подлинников, книжной иллюстрации и печатной графики. Опыт передавался от одного храма к другому, от мастера к мастеру. Напр., жители Усть-Вольской вол. Каргопольского у. пожелали в 1830 г. «небеса раскрасить красками… сходственно Никольской Волосовской церкви небес» ( Она же. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 137; «Н.» Никольской ц. в с. Волосовском Каргопольского у., послужившее образцом, было расписано мастерами онежской артели И. И. Богданова-Карбатовского, в настоящее время хранится в собр. КИАМЗ); «Н.» Красноляжского прихода - «во всем согласно как написаны в Верхнечурьевской Преображенской церкви» (ГААО. Ф. 104. Оп. 3. Д. 520. Л. 1-1 об.). Ввиду немногочисленности монументальных живописных работ, а также их близости к технологии иконописи, на Севере не выделилась самостоятельная группа художников-монументалистов. Росписи «Н.» в деревянных храмах выполняли иконописцы, к-рые работали и над созданием иконостасов. Напр., над «Н.» Преображенской ц. в дер. Турчасово Онежского р-на Архангельской обл. в 30-х гг. XIX в. работали онежские иконописцы Григорий и Павел Максимовы (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 2. Д. 2753а. Л. 12). В 80-х гг. XIX в. в храмах Кенозерья активно работал иконописец из с. Конева Федор Захаров Иок. К его творчеству можно отнести «Н.» в часовнях в Усть-Поче, Вершинине, Карпове, Минине и в церкви дер. Бережная Дуброва. Письменные источники сообщают имена неск. живописцев, создавших «Н.» в XIX в.: «Повенецкого уезда Выгозерского погоста деревни Вожмогоры государственный крестьянин» Ефимов Максим Яковлев в 1830 г. расписал «Н.» Ильинской ц. Усть-Вольской волости Каргопольского у.; священник Кондушского погоста Вытегорского у. Иоанн Васильев в 1831 г. написал «Н.» для церкви Нигижемского прихода Пудожского у. (НАРК. Ф. 25. Оп. 16. Д. 40/14. Л. 1); иконописцы с. Космозеро Абрамовы расписывали «Н.» в Заонежье ( Платонов В. Г. Иконопись//Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. С. 13). В 1847 г. иконописец Владимирской губ. М. К. Сказываев написал «Н.» в ц. арх. Михаила Архангельского прихода Каргопольского у. (ГААО. Ф. 1481. Оп. 1. Д. 496. Л. 56 об.- 57 об.). Этот же мастер оставил подпись на «Н.» Георгиевской ц. Порженского погоста: «1863-го Года роботалъ небеса копписецъ Михайло Кириковъ Сказываевъ». Уникальная надпись содержит отчетливо написанное слово «копписец» в отличие от традиционного «иконописец», что является производным от слова «копия», т. е. М. К. Сказываев подчеркнул, что он копировал предшествующего автора. Живопись «Н.» в XVIII-XIX вв. развивалась в русле общерус. традиции: постепенно эволюционировала от иконописной манеры письма к академическому направлению.

http://pravenc.ru/text/2564806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 17.02.1612, или 1622, или 1592, каргопольский в честь Успения Божией Матери мон-рь), прп. (память в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших), Власатый, Каргопольский, основатель (возобновитель?) Успенского мон-ря в Каргополе. Сведения об И. содержатся гл. обр. в позднем «Историческом описании» каргопольского Успенского монастыря (ГИМ. Барс. 698. Л. 148 об.-156 об., XIX в.), а также на хранившейся в этой обители памятной доске нач. XIX в. (ныне находится в КИАМЗ (Инв. 200 ДЖ)). В надписи на памятной доске сообщается, что в постриге И. был наречен Ионой, преставился 17 февр. 1612 г., день его тезоименитства - 7 янв. (празднование Собору св. Иоанна Предтечи); погребен «на горе», в 1646 г. над местом его погребения поставили деревянную ц. в честь Успения Божией Матери (списки «Описания о российских святых» называют др. даты преставления святого - 7130 (1622) и 7100 (1592); последняя дата, очевидно, недописана в части десятков и единиц). Согласно «Историческому описанию», И. был основателем Успенской пуст. на окраине Каргополя, на левом берегу Онеги. Агиографы (Н. Озерецковский, К. А. Докучаев-Басков и др.) датировали это событие 1578 г. (Докучаев-Басков отверг предположение еп. Амвросия (Орнатского) об основании Успенского монастыря в XIV в. (ИРИ. Т. 4. С. 354). Однако возможно, что мон-рь, основанный в XIV в., со временем запустел и И. поселился на его месте.) В 1593 г. Успенская пуст. упоминается во вкладной книге каргопольского Преображенского монастыря (Вассиановой Строкиной пуст.) ( Докучаев-Басков. 1890. С. 113). При И. в пустыни не было храма. Сообщение в «Описании о российских святых» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 244) о том, что И. являлся «трудником в девичьем монастыре», вызывает сомнение, поскольку Успенская пуст. была преобразована в жен. мон-рь в 1649 г. (др. жен. обителей в Каргополе не было). Могила И. находилась в монастырской Успенской ц. Докучаев-Басков (1890. С. 124) указывает, что в 1719 г. в нижнем (Михайловском) храме монастырского каменного Успенского собора «против левого клироса» имелось надгробие И., дальнейшая судьба к-рого неизвестна.

http://pravenc.ru/text/468985.html

XVII в. письма П. И. Чирина (ГРМ). Единоличных икон И. сохранилось немного. Образ святого был исполнен для его раки в кон. XVII в. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 358-359. Кат. 109). И. изображен фронтально в рост, в орнаментированной фелони и омофоре, в белом клобуке с крестом, с благословляющей двуперстно десницей, с Евангелием и платом в левой руке, борода длинная, с проседью, личное исполнено «живоподобно». В 1697 г. ростовский иконописец Петр Афанасьев написал для Успенского собора «над гробы святителей Исайя да Игнатья, апостолов Ростовских, чюдотворцев, 2 образа, ихже светлейшие, со Вседержителем Спасом» ( Добровольская Э. Д. Новые мат-лы по истории Ростовского кремля//Мат-лы по изучению и реставрации памятников архитектуры Ярославской обл. Ярославль, 1958. Вып. 1: Древний Ростов. С. 45; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 73). На этой надгробной иконе (ГМЗРК) образ И. иконографически близок к образу на раке, но святой благословляет именословно, вверху в облачном сегменте Спас Вседержитель. На 3-й прямоличной иконе И., кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗРК), происходящей из Белогостицкого мон-ря, И. представлен поколенно (тот же тип и детали изображения). С XVII в. образ И. включался в деисусный чин иконостаса в паре с образом свт. Леонтия Ростовского (иконы 2-й пол. XVII в. из ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и кон. XVII в. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 334-335. Кат. 101). Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент иконы «Святители Исаия, Игнатий и прп. Авраамий Ростовские». 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент иконы «Святители Исаия, Игнатий и прп. Авраамий Ростовские». 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) В XVII - нач. XX в. были широко распространены иконы Божией Матери с Младенцем и с предстоящими Ростовскими святителями Леонтием, И., Игнатием. Это был новый по сравнению с появившимся во 2-й пол. XV в. тип иконографии первых Ростовских святителей, где они обычно показаны благословляющими, левая рука обращена в молении к Пресв.

http://pravenc.ru/text/674806.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010