Синтезом синхронических и диахронических исследований И. должна была стать «История русского языка», где ученый предполагал нарисовать картину развития рус. языка от времени распада праслав. единства до XX в. И. подверг критике сложившуюся в рус. языкознании традицию разграничения 2 историко-лингвистических дисциплин - исторической грамматики, изучающей развитие живой рус. речи в ее диалектном многообразии, и истории рус. лит. языка, объектом к-рой является нормализованный язык. И. утверждал необходимость создания обобщающего исследования, к-рое всесторонне осветит историю рус. языка. Ученый предложил собственную периодизацию, выделив 3 основных этапа развития рус. языка: общевосточнославянский (до кон. XIV в.), среднерусский (XV-XVII вв.) и новорусский (с XVIII в.). И. призывал отказаться от термина «древнерусский», которым традиционно обозначался период XI-XVII вв. «Geschichte der russischen Sprache» (История русского языка) (Hdlb., 1980-1983. 2 t.) должна была выйти в 2 томах. 1-й том был подготовлен автором; из 2-го тома написаны главы 13-17, глава 18 - о языке XVIII в.- осталась неоконченной. Оба тома были изданы после смерти И. Результаты работы И. над обобщающей историей рус. языка были также представлены в его статьях 60-70-х гг. ХХ в., посвященных как общеметодологической проблематике, так и отдельным языковым явлениям. Эти статьи во многом полемически заострены. И. настаивал на необходимости пересмотреть сложившиеся взгляды на характер взаимного влияния русского и церковнослав. языков в разные эпохи, на историю рус. языка, ее периодизацию, методы ее исследования (Какова специфика литературного двуязычия в истории славянских народов?//ВЯ. 1958. 3. С. 42-45; К вопросу о периодизации истории русского языка//Вопросы теории и истории языка: Сб. в честь проф. Б. А. Ларина. Л., 1963. С. 149-158; Два пособия по исторической грамматике русского языка//ВЯ. 1965. 4. С. 129-130; Mythen und Tatsachen über die Entstehung der russischen Literatursprache. W., 1975). Согласно И., рус. лит. язык появился в кон. XVIII - нач. XIX в., до этого времени в качестве письменного языка функционировал церковнославянский. Церковнослав. языку ученый отказывал в статусе литературного, считая, что термин «литературный язык» не может быть применим ни к одному из типов письменного языка в России до XVIII в. Языковую ситуацию в России в XI-XVII вв. И. определял как ситуацию двуязычия или диглоссии (эти термины в его работах употребляются как синонимы), т. е. сосуществования 2 языков - русского (разговорного) и церковнославянского (письменного). В петровское время двуязычие было прервано, и со 2-й пол. XVIII в. на основе синтеза русской разговорной и церковнославянской книжной традиций в дворянской среде по моделям франц. языка формировалась норма рус. лит. языка (Vorgeschichte und Entstehung der modernen russischen Literatursprache//ZSP. 1974. Bd. 37. N 2. S. 235-274).

http://pravenc.ru/text/674866.html

Был продолжен поиск остатков сооружений в районе возможных «Истмийских игр 51 года», к-рые в отличие от Олимпийских игр имели характер не столько спортивный, сколько религиозный. С проведением этих игр иногда связывали появление в К. ап. Павла, однако работы показали, что в Истмии (30 км от Ст. Коринфа) к сер. I в. по Р. Х. для панэллинских игр уже не было инфраструктуры, кроме стадиона и святилищ Посейдона и Палемона (их остатки с 1952 изучал Бронир). Римские дороги Во 2-й пол. ХХ в. была исследована дорожная сеть К. рим. времени. Главная улица (decumanus) - в направлении «восток-запад» (открыта в 50 м южнее подиума храма E, откуда шла вдоль юж. базилики; др. конец обнаружен северо-восточнее театра). Поперечная улица (cardo maximus) совпадала с дорогой, к-рая вела на север, к Коринфскому зал. и порту Лехей. Это была мощеная дорога с крытыми пешеходными тротуарами (ширина ок. 3,8 м), окруженная низкой стеной (с 394 г. до Р. Х.), обрамленная статуями и памятными колоннами. С зап. стороны дороги, напротив бань, располагался рынок с небольшими торговыми помещениями; часть их стояла и дальше вдоль дороги, а к западу располагалось более раннее торговое сооружение (V в. до Р. Х.). С дороги можно было подняться на агору по мраморной лестнице. Т. о., дороги из гаваней вели непосредственно в центр города. Порты К. Лехей - самый удобный порт города. Внутренние причалы (датировка дискуссионная) соединялись с внешней гаванью узкими каналами. В 1972 г. вблизи порта открыта часть раннерим. стои, а в 1976 г. рядом - еще одна стоя (I-II вв. по Р. Х.). К юго-востоку от порта обнаружен нимфей III-VI вв. Кенхреи - 2-й порт, восточнее города и южнее Истмии. Отсюда ап. Павел отплыл в Сирию в начале 3-го миссионерского путешествия (Деян 18. 18); в Послании к Римлянам упоминается Фива, «диаконисса церкви Кенхрейской» (Рим 16. 1). Этот порт, построенный римлянами-колонистами (до 44 г. до Р. Х.; порт греч. эпохи располагался западнее), и тонкую прибрежную полосу исследовали 5 сезонов (1963-1968; ун-ты Индианы и Чикаго, ASCSA). Рим. порт не был велик, но был защищен большими волнорезами, длинными молами и пирсами, где располагались склады товаров, рыбные лавки, а также портовые святилища.

http://pravenc.ru/text/2458653.html

В 1939 г. правительство НРП существенно сократило часы, отведенные на христ. воспитание в школах, при этом на уроках по этому предмету особое внимание следовало уделять многообразию религий и мировоззрений. Н. в 1-й пол. XX в. В нач. ХХ в. усилились разногласия из-за условий шведско-норвежской унии. Камнем преткновения стал вопрос о норвеж. внешнеполитическом представительстве. Норвеж. правительству П. К. Микельсена и кор. Оскару II не удалось договориться о создании независимой норвеж. консульской службы. Принятый в одностороннем порядке законопроект стортинга о консулах был отвергнут королем, после чего правительство ушло в отставку. Король отказался сформировать новое правительство, признав тем самым неспособность выполнять функции норвеж. монарха. На этом основании 7 июня 1905 г. стортинг принял резолюцию о расторжении шведско-норвеж. унии. Последовала мобилизация на шведско-норвеж. границе. 26 окт. в Карлстаде при участии иностранных делегатов удалось достигнуть соглашения о мирном расторжении унии. На референдуме норвежцы предпочли монархическую форму правления республиканской (259 тыс. голосов против 69 тыс.); королем был избран дат. принц Карл (племянник короля Великобритании), правивший в Н. до 1957 г. под именем Хокона VII. Первой из великих держав норвеж. независимость признала Российская империя 29 окт. 1905 г. Международное положение Н. укрепилось благодаря гарантийному договору, подписанному с Россией, Германией, Англией и Францией 2 нояб. 1907 г., согласно которому великие державы признавали территориальную неприкосновенность Н. В 1910-1914 гг. Н. приняла активное участие в переговорах о международно-правовом статусе арктического архипелага Шпицберген с целью в перспективе получить над ним суверенитет. Осуществить задуманное удалось только в 1920 г. согласно Парижскому договору о Шпицбергене. Советская Россия признала его в 1924 г. в обмен на дипломатическое признание со стороны Н. Участвуя в мировой гонке к полюсам, Н. первой достигла Южного полюса в 1911 г. (экспедиция Р. Амундсена). В дек. 1912 г. Н. вместе с Данией и со Швецией подписала декларацию о постоянном нейтралитете, а в авг. 1914 г. официально его подтвердила. Однако в ходе первой мировой войны норвеж. нейтралитет подвергся испытанию: норвеж. торговый флот страдал от нем. подводных лодок и минных полей у побережья стран Антанты, к-рые в свою очередь контролировали внешнюю торговлю Н. (запрет экспорта в Германию рыбы и товаров стратегического назначения - меди, пирита). Т. о., Н. фактически являлась «нейтральным союзником» Великобритании.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Т. о., хотя попытки найти остатки ковчега восходят к 1-й пол. IV в. по Р. Х., только в XIX в. на Арарат стали снаряжать специальные экспедиции для их поиска. Появилась традиция ставить на горе памятные кресты (2 установил вблизи вершины дерптский проф. И. Ф. фон Паррот в 1829, один - на зап. склоне, нем. минералог В. Г. Абих в 1845, еще один, на вершине,- полковник И. И. Ходзько с отрядом рус. солдат в 1850) и др. знаки. Не меньше было и мистификаций, таких, напр., как заявление в 1887 г. амер. авантюриста Дж. Джозефа («принц Нури», «архиепископ Вавилона») о находке Ноева ковчега, сборе средств для экспедиции с целью доставить его на Всемирную выставку в Чикаго, но не было якобы получено разрешение Турции на перевозку груза. Целая серия подобных историй имела место в связи с пребыванием рус. войск в Турции в 1916-1917 гг. Об одной из них свидетельствует рассказ лейтенанта В. Росковицкого, к-рый, будучи военным летчиком, летал над горой Арарат и видел там Ноев ковчег, о чем составил донесение с рисунком. Через год на гору отправилась экспедиция (150 чел.) во главе с лейтенантом, к-рая, согласно этому рассказу, обмерила и сфотографировала огромный корабль, но во время революции отчет и многочисленные фотографии пропали. Никаких подтверждений этой истории нет, и летчик с такой фамилией в списках личного состава рус. армии не значится. С сер. ХХ в. в Турцию стали отправлять экспедиции для работ на горе Арарат ( LeHaye, Morris. 1976). Возникло неск. об-в (в основном протестант. ориентации), занимавшихся поисками ковчега (The Search Foundation, Amazing Truth). Из их открытий наиболее известна находка франц. инженера и путешественника Ф. Наварра «досок от ковчега» (1955, 1969), к-рые он видел вмерзшими в лед выше линии снегов. Попытки доказать, что возраст древесины близок к 5 тыс. лет, провалились: проверка в неск. лабораториях по изотопному методу дала даты, близкие к VII-IX вв. по Р. Х. Вероятно, Наварра нашел остатки одного из скитов, строившихся на горе Арарат визант. монахами (в 1670 их видел голл. путешественник Я. Я. Стрёйс) ( Taylor, Berger. 1980).

http://pravenc.ru/text/Ной.html

В период британского правления коренным образом изменился облик К. Если до 1878 г. существовала единственная проезжая дорога - из Ларнаки в Никосию, то в 1904 г. дорожная сеть покрыла весь остров, а в 1906 г. начало действовать железнодорожное сообщение, связавшее Никосию с Фамагустой и Морфу. Была осуществлена электрификация и благоустройство городов. В Фамагусте был сооружен новый порт. Началось осушение болот около прибрежных городов. Появился телеграф, и получило развитие почтовое сообщение. Значительный экономический сдвиг произошел только после 20 лет брит. правления, тогда как первые годы характеризовались затруднениями в этой сфере. Важнейшую роль в экономике играла внешняя торговля. Как и в период османского господства, основной объем экспорта составляли сельскохозяйственные продукты, а импорта - промышленные товары. Главными торговыми партнерами К. были Великобритания, Турция, Египет, Австрия, Франция и Италия. Началась добыча полезных ископаемых, гл. обр. асбеста, серой земли и гипса. В кон. XIX в. сельское хозяйство продолжали вести традиционными методами. При этом произошел временный спад в виноградарстве, сократилось производство табака и хлопка, но экспорт шерсти и шелка продолжался в достаточных объемах. Текстильная промышленность не могла развиваться из-за конкуренции с англ. производством. Ведущую роль играло табачное производство, основанное на привозном сырье из Македонии. В нач. ХХ в. возникла туристическая отрасль (в горы Троодос приезжали на отдых гл. обр. из Египта). Развивалась банковская система: во 2-й пол. XIX в. единственным банком, действовавшим на острове, оставался Оттоманский, в 1903 г. был открыт правительственный банк, в 1910 г.- отд-ние Афинского банка, в 1912 г. был основан Кипрский банк. Т. о. были заложены основы последующего экономического скачка. Произошло значительное увеличение количества школ и повышение уровня грамотности населения. В 1893 г. вместо «Греческой школы» в Никосии была учреждена Всекипрская гимназия, в 1906 г. школы в Лимасоле и Ларнаке преобразовали в полугимназии. Все они были признаны Мин-вом образования Греческого королевства. В 1911 г. полугимназия Ларнаки была превращена в Торговый лицей. В авг. 1878 г. на острове создана 1-я типография, начала печататься газета. Развивалась кипрская художественная литература и журналистика.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

В указанный период создаются первые тайные старообрядческие поселения, скиты и заимки, закладывавшие основы для земледельческого и скотоводческого освоения новых территорий. К кон. XVIII в. по причине давления правительства на такие известные старообрядческие центры, как Выголексинское общежительство , Керженец , Ветка и Стародубье , староверческие общества получили распространение в сев.-зап., сев.-вост., вост. и юж. частях совр. Н. о.: по притокам р. Оби, в верховьях рек Тара, Тартас, Кама, частично в Барабинской, Кулундинской и Баганской степях. В источниках 1-й пол. XVIII в. Бердская и Чаусская волости фигурируют как местности активной деятельности старообрядцев. Мн. старообрядцы принадлежали к купеческому сословию и сочетали торговые поездки с проповедью своего учения. Немаловажную роль в распространении староверия играла и внутрисиб. миграция, в основе к-рой лежали гонения властей. С огромным по своим территориальным и временным масштабам тарским розыском, начатым в 1722 г., связывают самосожжение 147 крестьян в дер. Морозовой Бердского острога, состоявшееся 2 июня 1725 г. С преследованиями старообрядцев правительством имп. Елизаветы Петровны связано Чаусское самосожжение в июне 1756 г., в результате к-рого погибли 172 «обывателя» дер. Кашламской и «разных деревень» Чаусского острога. Накануне самосожжения казаки и крестьяне передали властям «Известие». Оно содержит обоснование самосожжения, в к-ром тесно переплетены религиозные и социальные мотивы: преследования за веру, грубые нарушения церковной жизни, поборы и сребролюбие властей. В XIX - нач. ХХ в. ряды старообрядцев пополнялись за счет переселенцев. По офиц. статистике, к 30-40-м гг. XIX в. наибольшее число староверов проживало в Колыванском и Каинском округах ( Мамсик. 1987. С. 49). Такая же ситуация сохранялась и в кон. XIX в. ( Беликов. 1901. С. 6). К этому времени сформировался основной состав старообрядческих согласий. Старообрядцы-беспоповцы в регионе были представлены федосеевцами и поморцами ; поповцы - последователями Белокриницкой иерархии , в т.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Протестант. богословы А. Пфайфер, И. З. Землер , И. Г. Тёлльнер, И. Д. Хайльман, Г. Ф. К. Хенке и др. в качестве богодухновенных рассматривали только пророческие книги или даже их части, написание остальных книг объяснялось естественными причинами. Допускалось присутствие в библейских книгах чисто человеческих представлений. Дар Б. мог дифференцироваться по степени ее вовлеченности в процесс написания того или иного текста Свящ. Писания. Так, Пфайфер допускал Б. как Божественное внушение (suggestio divina) только в отношении того, что священные писатели не могли знать сами собой. Р. Роте, рассматривая Б. как преходящее и кратковременное экстатическое состояние, ввел понятие просвещенности от Св. Духа как общее состояние писателей в период создания священных книг, отделяя ее от собственно Б. Т. о., предполагались разные степени воздействия Св. Духа и соответственно разные степени достоверности Писания. При признании безошибочности Свящ. Писания в целом могли допускаться ошибки в его отдельных частях. Одним из путей решения данной проблемы стало также разделение священного текста по его содержанию: как богодухновенные утверждались только нравственные и вероучительные положения Библии; проч. материал (исторический, географический, бытовой, естественнонаучный и др.) не рассматривался в категории Б. Католич. богословы также начиная с XVII в. делали попытки различения в тексте Писания богодухновенного и естественного начал (Л. Лессиус). В XIX в. неоднократно пробовали понять Б. через психологию творчества. Так, энциклика папы Льва XIII Providentissimus Deus (1883) анализирует психологию священного писателя в 3 аспектах: умственном, волевом, профессиональном ( Маннучи. С. 177). Кард. Дж. Францелин отделил богооткровенный замысел Писания от его конкретного воплощения священным писателем: мысли и концепции усвояются Богу, слова и выражения - писателю. Ж. М. Лагранж (1-я пол. ХХ в.) разграничивал понятия Откровения и Б.: Б.- дар, к-рым обладали писатели, но не все в Писании является Откровением.

http://pravenc.ru/text/149471.html

5 . В соответствии с менталитетом римо-католическим, унаследованным в свою очередь менталитетом протестантским, св. отцы больше не воспринимаются как авторы живые, как наши современники в общении со святыми (то что замечательно представлено их фресками в наших храмах, где они находятся рядом с верующими), но они воспринимаются как неактуальные, как авторы прошлого, в том же смысле как писатели античности и средневековья, и изучаются поэтому с некоторой критической дистанцией, в их тогдашнем историческом контексте, более уже без того, чтобы воспринимать их учение в измерении универсальном и сверх-временном, без интереса к ним и их уместности для богословской мысли и современной духовной жизни. Таким образом существует тенденция уменьшать место патристических исследований в рамках богословия и делать их разделом исследований литературных или исследований исторических. В частности это характерно для факультета католической теологии в Страсбурге, где патрология отождествляется с кафедрой «Древней христианской литературы» и для факультета протестантской теологии в том же городе, где есть кафедра, названная «История античного христианства». 6 . Наряду с этим существует тенденция смешивать богословие с философией, делая это в той манере, что и богословие может посвятить себя индивидуальному и свободному размышлению, или тенденция к слиянию богословия и философии, без понимания того, что их основания, их методы и их конечные цели разные. Этот изъян свойственен русской религиозной философии XIX – 1 пол. ХХ вв., который о. Георгий Флоровский постоянно обличал. Могло бы показаться , что испытание коммунизмом освободило русское богословие от этой тенденции, унаследованной от католицизма и протестантизма, но к сожалению и сегодня многие молодые богословы впадают в это же искажение. В своем докладе я хотел бы показать каковым должно быть место патристических исследований в рамках богословских исследований в аутентично православной концепции, и напомнить для начала, (в равной мере), как в православной перспективе должно восприниматься богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Куторок, ок. 300 участников постановили считать наставников зарегистрированных общин «ересиархами», мирян принимать в «необщинное лоно» по 3-му чину - с проклятием «общинной ереси». С Н. активно полемизировал начетчик А. Т. Кузнецов (24 окт. 1879 - 7 июня 1938), участвовавший в издании ж. «Уральский старообрядец» (выходил с 1915), где широко обсуждалась эта тема. Старообрядческий писатель-беспоповец А. К. Килин называл своих единоверцев «староверы-беспоповцы, не приемлющие общин». По его рассказам, предки «не записывались в часовни» и категорически отвергли указ об общинах 1906 г. В собрании Килина сохранилось сочинение, полностью посвященное критике закона об общинах,- «Послание инока Григория с братиею» (28 июля 1928). Автор разбирает закон постатейно, его возмущает, что старообрядцы, признавшие законодательство об общинах, приняли «не от Христа, но от антихриста (властей.- Е. А.) именовати себя не христианами, а старообрядцами». Автор приводит «целый облак» противоречий между законом 1906 г. и Свящ. Писанием. У поморцев также были сомнения в отношении закона 1906 г., особенно остро дискуссии проходили в поволжских общинах. На 1 янв. 1912 г. в Самарской губ. жили 20 882 поморца-брачника, из них не объединившихся в общины было 19 410 чел., имелось 26 незарегистрированных духовных лиц (были зарегистрированы 10 поморских общин, 9 настоятелей). В дер. Самодуровке Хвалынского у. (ныне с. Белогорное Вольского р-на Саратовской обл.) 13 сент. 1916 г. прошло собрание, посвященное выбору нового настоятеля, а также обсуждению позиции Т. А. Худошина , к-рый был сторонником регистрации; обсуждалась возможность совместной молитвы с общинниками. Малочисленное сообщество Н. существовало в Белогорном до 2-й пол. ХХ в. Закон 1906 г. вызвал острую полемику среди федосеевцев , особенно в Москве и в Поволжье, прежде всего в казанской общине, что привело к разделению согласия на Н. и тех, кто подчинились закону об общинах. Наряду с возражениями против закона, к-рые выдвигались др. согласиями, федосеевцы-Н.

http://pravenc.ru/text/2564918.html

В марте 2002 г. К. посетил Ирак, где встретился с иерархами Древних Восточных Церквей на территории Ирака. На переговорах с министром по делам религий и вакуфов, министром высшего образования и научных исследований и министром здравоохранения Ирака К. обсудил вопросы, жизненно важные для христиан этой страны. Межрелигиозные отношения Диалог РПЦ с иными религиями развивался в 90-х гг. XX в. по 3 основным направлениям. Осуществлялись контакты с представителями традиц. религий на территории России и стран СНГ (ислам, иудаизм и буддизм) в целях противостояния межнациональным конфликтам, выработки совместной позиции по социальным и нравственным вопросам, созданию климата взаимопонимания и добрососедства. Продолжался диалог по богословской проблематике между представителями Русской Церкви и ислам. духовными лидерами Ирана. Шла работа в рамках Европейского совета религ. лидеров. На всех 3 направлениях ключевой фигурой был К. В 1-й пол. 90-х гг. ХХ в. важно было найти такую схему взаимодействия с лидерами традиц. религий, которая исключила бы возможность перерастания межэтнических конфликтов в межрелигиозные. В этот период усилиями патриарха Алексия и К. был налажен эффективный механизм взаимодействия с лидерами традиц. религий, позволявший оперативно реагировать на происходившие события. В период эскалации военных действий в Чечне (1994-1996) патриарх Алексий и верховный муфтий Чечни Хусейн Алсабеков выступили с совместным заявлением о том, что этот конфликт не носит религ. характер и не является войной за веру. Это заявление помогло снизить напряженность противостояния, и т. о. было спасено немало человеческих жизней. В этот период проводились регулярные встречи между муфтием Х. Алсабековым и руководством РПЦ. Переговоры свели на нет все попытки превратить чеченскую войну в джихад против России. 19 мая 1998 г. К., шейх Равиль Гайнутдин, шейх Нафигулла Аширов, раввин Зиновий Коган, армянский архиеп. Тиран Кюрегян, католич. архиеп. Тадеуш Кондрусевич и глава буддистов России пандидо хамба-лама Дамба Аюшеев сделали совместное заявление, осудившее акты вандализма по отношению к святыням разных конфессий: «Разрушительная работа националистически настроенных и прочих политических экстремистов, дьяволопоклонников и псевдорелигиозных авантюристов, уголовных преступников, эксплуатирующих в своих целях национальный и даже религиозных фактор, должна быть остановлена».

http://pravenc.ru/text/1840307.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010