В 1-й трети ХХ в. зап. ученые подвергли пересмотру и периодизацию, и само понятие Н. ш., установив, что новые тенденции в муз. искусстве 1-й пол. XV в. имеют северофранц. происхождение. «Принципиальной художественной заслугой этой эпохи (как в музыке у Дюфаи, так и в живописи у Яна ван Эйка) является, по мнению Бесселера, осуществление перехода от «готики» к собственно «нидерландской эпохе», начинающейся с поколения Й. Окегема. Этот переход, произошедший в искусстве того времени, связывается им с возвышением… Бургундского герцогства» ( Лопатин. 2010. С. 29-30). В свою очередь мастера «бургундской школы» испытали влияние англ. композитора Дж. Данстейбла. По мнению П. Ланга, предложившего в 1939 г. термин «франко-фламандская школа», «французы, нидерландцы и итальянцы, также испанцы и поляки вносили свой вклад в универсальную европейскую музыкальную культуру, которая фактически не имела географических разделений» (Там же). Тем не менее наименование «нидерландская школа» имеет право на существование, если принять во внимание, что ее представители были выходцами из Исторических Нидерландов, и если считать, что оно не указывает на географические рамки, поскольку нидерланд. композиторы работали практически по всей Европе. В последнее время принято выделять 5 поколений композиторов Н. ш. К 1-му поколению относят Г. Дюфаи (ок. 1397-1474) и Жиля Беншуа (ок. 1400-1460). Дюфаи работал в Камбре, Римини, Болонье, Риме, во Флоренции, в Савойе; Беншуа - в Монсе, Лилле, Суаньи. Ко 2-му поколению относится Й. Окегем (ок. 1410, близ Монса - 1497, Тур), который работал в Антверпене и Мулене (Франция), Париже и Туре. Композиторы 3-го поколения - Жоскен Депре (ок. 1450-1521) и Я. Обрехт (1457/58, Гент - 1504/05, Феррара); 1-й работал в Экс-ан-Провансе, Милане и Риме, Ферраре и Конде-сюр-л " Эско, 2-й - в Утрехте, Камбре, Брюгге, Антверпене. А. Вилларт (ок. 1490-1562), главная фигура 4-го поколения, работал в Ферраре и Венеции, где стал основателем т. н. венецианской школы . Самый известный представитель 5-го поколения, О. ди Лассо (1532-1594), жил в разных городах Италии, а также в Монсе, Антверпене и Мюнхене. Кроме упомянутых к Н. ш. относятся А. Бюнуа, Л. Компер, А. Агрикола, Х. Изак, П. де ла Рю, А. Брюмель, Н. Гомберт, Я. Аркадельт, Я. Клеменс, Ч. де Роре, Ф. де Монте и др. Многие из названных композиторов были певчими, регентами в капеллах крупных церквей, вплоть до папской, также в аристократических капеллах; некоторые имели духовный сан.

http://pravenc.ru/text/2565198.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЮРКГЕЙМ [франц. Durkheim] Эмиль (15.04.1858, Эпиналь - 15.11.1917, Фонтенбло), франц. социолог и философ, автор ряда работ по религиеведению. Биография Род. в семье раввина. С детства изучал евр. язык, Свящ. Писание и Талмуд, но постепенно стал отходить от ортодоксального иудаизма, интересовался католицизмом. Однако не крестился и оставался агностиком. В 1879 г. с 3-й попытки поступил в Высшую педагогическую школу (École Normale Supérieure) в Париже, где учился вместе с А. Бергсоном . Среди преподавателей были историк-античник Э. Фюстель де Куланж и философ Э. Бутру. Окончив Высшую педагогическую школу в 1882 г., неск. лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885-1886 гг. в научной командировке в Германию ознакомился с состоянием исследований и методикой преподавания философии и социальных наук, особенно важным для Д. оказалась встреча с психологом В. Вундтом. В 1887 г. Д. был назначен преподавателем социальной науки и педагогики на филологическом фак-те ун-та г. Бордо, в 1896 г. возглавил кафедру социальной науки - по сути 1-ю кафедру социологии во Франции. В 1896 г. Д. основал 1-й франц. социологический журнал - «L " Аппéе sociologique» (1-й вып. вышел в 1898), редактором к-рого работал до 1913 г. Сотрудники журнала и последователи Д. составили ядро т. н. франц. социологической школы, занимавшей ведущее место в европейской социологии 1-й пол. ХХ в. (в нее входили социолог и этнолог М. Мосс (возглавивший школу после смерти ее основателя), социологи С. Бугле, Ж. Дави, М. Хальбвакс, экономист Ф. Симиан, правоведы Э. Леви, Ж. Рей, П. Ювелен, лингвисты А. Мейе, Ф. Брюно, Ж. Вандриес, синолог М. Гране и др.). Коллективная форма научной работы, характерная для школы Д., была новым явлением в академической сфере, отличавшимся от прежних форм, основанных на отношении учитель-ученик. В 1902 г. Д. стал профессором в Сорбонне, возглавив кафедру науки о воспитании (впосл. науки о воспитании и социологии). Мн. работы Д. являлись продолжением его лекционных курсов.

http://pravenc.ru/text/180834.html

На основе модернизированного в нач. XVIII в. рус. варианта К. на протяжении 2-й пол. XVIII - нач. XX в. сложились совр. алфавиты правосл. слав. стран: Сербии, Болгарии, Украины, Белоруссии и Македонии. В XVIII-XIX вв. правосл. миссионеры (Нижегородский еп. Дамаскин (Семёнов-Руднев) , Московский митр. св. Иннокентий (Вениаминов) и др.), разрабатывая основы описания тюрк., финно-угорских, палеоазиат. и др. языков народностей Российской империи, адаптировали кириллический алфавит к ранее бесписьменным языкам России и сопредельных стран (чувашскому, татарскому, алеутскому, якутскому, осетинскому, азербайджанскому, казахскому, монгольскому и др.). В 30-х гг. XX в. на кириллическую основу были переведены алфавиты языков большинства народов бывшего СССР, не имевших ранее своей письменности или же имевших письменность на основе араб. алфавита. В кон. 80-х - 90-х гг. ХХ в. Молдавия и ряд тюркоязычных республик бывш. СССР перешли на лат. алфавит. В наст. время письмом, построенным на основе К., пользуются народы, говорящие почти на 60 языках, относящихся к индоевроп., кавказской, китайско-тибетской, чукотско-камчатской, монг., тунгусо-маньчжурской, тюрк., финно-угорской, уральской и другим языковым семьям. Лит.: Ягич И. В. Рассуждения южнослав. и рус. старины о церковнослав. языке//Исследования по русскому языку. СПб., 1885-1895. Т. 1. С. 652; Дурново Н. Н. Мысли и предположения о происхождении старослав. языка и слав. алфавитов//Bsl. 1929. Ro. 1. S. 48-85 (переизд.: Он же. Избр. работы по истории рус. языка. М., 2000. С. 566-612); Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей слав. письменности. Л., 1930. (Тр. Слав. комис.; Т. 1); Ильинский Г. А. Где, когда, кем и с какой целью глаголица была заменена «кириллицей»//Bsl. 1931. Ro. 3. Seš . 1. S. 79-88; Селищев А. М. Старослав. язык. М., 1951. Ч. 1. С. 35-80; Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956. С. 92-111; Шицгал А. Г. Русский гражданский шрифт. 1708-1958. М., 1959; Glbov J. La rotonde de Symeon dans l " histoire du vieux - bulgare litteraire//Bsl.

http://pravenc.ru/text/1840455.html

Житие Стефана Лазаревича, которое является важным лит. и историческим памятником, сохранилось в 11 кратких серб. и рус. списках XV-XVII вв., в 3 редакциях, две из к-рых, очевидно, авторские. Первая представлена фрагментарно сохранившимся списком 1433 г. (Ath. Zogr. N 105; РГБ. Муз. 3070); 2-я - 4 рус. и серб. списками XVI в. (старший в сборнике 40-х гг. XVI в.: РГБ. Вол. 655); 3-я редакция является рус. сокращением 1-й четв. XVI в. ( Куев, Петков. 1986. С. 314-328). Известно также анонимное проложное житие деспота (Там же. С. 327). Пространное житие было написано по поручению Сербского патриарха Никона, желавшего, видимо, канонизировать деспота (но канонизация состоялась только в ХХ в.). По сути это Житие является биографией св. Стефана с элементами хроники и визант. энкомия - хвалебной песни в честь императора ( Сване. 1978. С. 321-339; Гагова. 2008. С. 652). К. К. описал жизнь героя, сравнивая его с пророками Моисеем, Давидом, Соломоном, имп. Александром Македонским, в реальной исторической и географической среде. Генеалогию деспота, которую автор возводит по жен. линии к визант. имп. Константину I, предваряет подробное описание Сербии как райской обетованной земли: приводятся характеристики климата, природы и природных богатств; кратко описаны история сербов и их традиции ( Куев, Петков. 1986. С. 340-341; Rado š evi . 1986). Далее подробно представлены исторические события кон. XIV- 1-й пол. XV в., на фоне к-рых разворачивалась деятельность Стефана Лазаревича, начиная с истории осман. династии и завоевания османами Балкан, отношения между различными политическими деятелями внутри серб. державы и международные контакты Сербии с другими странами (напр., с Венгрией и Боснией); упоминается даже о движении Яна Гуса в Чехии. В конце Жития помещена восторженная похвала деспоту, 13 ее фраз начинаются с анафоры «Радуйся» ( Куев, Петков. 1986. С. 348). Житие имеет нек-рые формальные и текстовые особенности, не характерные для агиографического жанра (в нем 3 самостоятельных акростиха; имена мн. персонажей исходно помещены в маргиналиях). Особенностью являются и финальные стихи, восхваляющие деспота. Они снабжены фразовым акростихом, выражающим скорбь К. К. по поводу утраты покровителя («Странник странствующий [свое] оплакиваю странничество»). На Руси Житие послужило важным источником визант. и южнослав. истории XIV-XV вв. при составлении в 1-й четв. XVI в. Русского Хронографа. Родословие серб. правителей в составе Жития (гл. 14-16) явилось важным этапом в истории этого жанра в серб. лит-ре ( Гагова. 2006. С. 98).

http://pravenc.ru/text/2057086.html

1. Православное богословие не есть некоторое абстрактное и беспредпосылочное рассуждение, вводящее новизну. Следует заметить прежде всего, что православное богословие не есть, как это произошло в католицизме со времен схоластики, которая отдала первенство разуму (например, богословие Фомы Аквинского вдохновлено аристотелевской философией), и как это произошло в протестантизме, который дал всякую свободу индивиду толковать Св. Писание и составлять собственную веру. В обоих случаях богословие стало размышлением чисто рациональным, рассужденим абстрактным, которое богослов может развивать беспочвенно (т.е. без внешней необходимости, связанной например, с оглашением или апологетикой), свободно, то есть как художник, следуя своим желаниям, своему вкусу или своему воображению, или также с желанием придумать что-то новое. В то время как римокатолицизм и протестантизм допускают возможность догматического развития и поэтому оправдывают творчество в богословии (это то, что объясняет нововведения, появившеся в католицизме и протестантизме в ходе их истории), православное богословие исключает всякие догматические новшества и не допускает для богослова творчества, разве что с целью выразить посредством других слов, разъяснить все ту же неизменную истину. Характер философский, спекулятивный и творческий в православном богословии можно увидеть в русской религиозной философии XIX – 1 пол. ХХ вв. (например, у Соловьева, Флоренского или Булгакова), вдохновлен западными влияниями, одновременно философскими (немецкий идеализм), псведо-мистическими или эзотерическими (софиология Якоба Бёме) и теологическими (протестантизм и римо-католицизм), как убедительно показал в «Путях русского богословия» и многочисленных статьях о. Георгий Флоровский . 2. Православное богословие может иметь различные выражения, но оно выражает неизменно все ту же веру Православное богословие всегда имело тройную цель или три функции: огласительную, апологетическую и доксологическую 1 . В этих трех формах оно всегда имело в качестве цели выразить не личный взгляд богослова, но выразить, объяснить и иногда защитить неизменную веру Церкви. Выражения понятийные и вербальные могут, в соответствии с нуждами общественными и разных эпох, быть вариативными. Например, понятия «персона» (лицо, личность), «ипостась», «сущность», «природа», «единосущие», «воипостасность», «Божественные энергии» и т.д. и даже само понятие «Троица» не встречаются буквально в Св. Писании, но содержание этих понятий там есть, выражаемое различным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Липецкие железистые целебные источники были издавна известны местному населению (по преданию, открыты Петром I). В 1800 г. в Липецк на воды начали приезжать первые пациенты, в 1802 г. на средства городской думы был благоустроен колодец с минеральной водой. В городе увеличилось число врачей, минеральный источник приобрел общероссийскую известность. В мае 1805 г. имп. Александр I Павлович утвердил смету на строительство курорта «Липецкие минеральные воды». В 1865 г. было основано одноименное акционерное об-во, курорт реконструирован, введено кумысолечение, а в 1871 г.- лечение железистыми торфяными грязями. Елец в 1846 г. был уравнен в торговых правах с губернскими и портовыми городами. В 1863 г. в нем открылся 1-й в крае городской коммерческий банк, в 1888 г. построен 1-й в России общественный элеватор, развивались торговля, мукомольная и кожевенная промышленность, производство махорки, кружевной промысел, работали железнодорожные мастерские и локомотивное депо (с 1868). В Елецкой классической муж. гимназии (основана в 1871) учились И. А. Бунин , С. Н. Булгаков , М. М. Пришвин , преподавал В. В. Розанов . Предприятия в Лебедяни, Данкове, Усмани и Раненбурге гл. обр. занимались переработкой сельскохозяйственного сырья. Лебедянь и Данков были известны конными ярмарками и конно-спортивными состязаниями. Со 2-й пол. XIX в. на территории Л. о. шло строительство железных дорог. В 1866-1868 гг. была проложена линия Козлов (ныне Мичуринск) - Воронеж, в 1869 г. от ст. Грязи Козлово-Воронежской железной дороги были проложены линии на Елец и Борисоглебск, ставшие частью Орлово-Грязи-Царицынской дороги. В 1890 г. от ст. Богоявленск Рязано-Козловской железной дороги проложена линия к ст. Астапово (ныне Лев Толстой) и далее на Лебедянь, Данков и Троекурово. В 1891 г. эти линии были объединены под управлением об-ва Рязано-Уральской железной дороги. Линия Астапово - Лебедянь была протянута до Ельца, в 1899 г. железная дорога от Данкова была доведена до Смоленска. В 1896 г. проложена линия Елец - Касторная. В нач. ХХ в. в Липецке был введен в действие Сокольский металлургический завод (ныне «Свободный сокол»). Среди известных уроженцев края и тех, чьи жизнь и творчество с ним связаны,- писатели А. М. Жемчужников, Л. Н. Толстой , Андрей Белый , Е. И. Замятин, художники Б. М. Кустодиев, Н. В. Орлов, Н. П. Ульянов, пианист К. Н. Игумнов, композитор Т. Н. Хренников, ученый, гос. и общественный деятель П. П. Семёнов-Тян-Шанский, историки и археографы П. И. Бартенев и Н. П. Барсуков , философ-социалист Г. В. Плеханов.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Войсковой центр располагался в городке Хан-Тюбе, войсковое знамя сохранялось до нач. ХХ в., имелась войсковая печать. В 1-й пол. XVIII в. на Кубани сложился свод социокультурных норм и правил Н.- «Заветы Игната», созданный Некрасовым. Список, хранившийся, по рассказам, в драгоценном ларце, был утрачен, заповеди (более 170) передавались устно. Первая заповедь призывала «царю не покоряться, при царе в Россию не возвращаться». Под властью ханов жизнь казаков строилась на отрицании «чужой» культуры и сохранении своих этноконфессиональных особенностей. «Заветы Игната» предписывали с «турками не соединяться, с иноверными не сообщаться». Общение с турками разрешалось только по необходимости - в связи с торговлей, военными действиями, налогообложением. Ссоры с ними строго запрещались. Молодые Н. должны были почитать старших. Брак мог быть заключен только между членами общины, брак с иноверцами карался смертью. Муж жену не должен обижать, в противном случае круг его наказывал. Наживать добро предписывалось трудом, казак не мог нанимать казака и получать деньги из рук брата. Разбой, грабеж, убийство наказывались по решению круга смертью, такое же наказание следовало за измену войску и богохульство. Следовало сохранять рус. язык и правосл. «старую веру», защищать «малых людей». Запрещалось иметь в станице питейные заведения, заниматься торговлей. Те, кто торговали на стороне, 1/20 прибыли отдавали в кош. За нарушение «Заветов Игната» атаман отстранялся от атаманства. «Заветы Игната» не раз записывались, в т. ч. на полях книг. Так, на хуторе Новонекрасовском была обнаружена Псалтирь с восследованием, на полях к-рой наряду с «Заветами Игната» содержались ценные свидетельства по истории и этике Н. Праздники певческие. Рукопись. Кон. XVIII — нач. XIX в. с изложением истории некрасовцев (до 1962 г.) на полях (собрание Тумиловичей. Л. 94) Праздники певческие. Рукопись. Кон. XVIII — нач. XIX в. с изложением истории некрасовцев (до 1962 г.) на полях (собрание Тумиловичей. Л. 94) В 1712 г.

http://pravenc.ru/text/2564848.html

За эти шесть месяцев у меня скопилось кое-какое барахло, переданное мне в передачах, так что я был не в одной рубашке и мог даже делиться с неимущими. Борода моя росла, и меня по-прежнему вертухаи звали Иисусом. Почему я вызывал в их воображении такую ассоциацию с Иисусом Христом, я не понимал, и меня это смущало, ибо я был так далек, беспредельно далек от этого светлого образа безгрешного Сына Божьего ,вземшего грехи мира (Ин. 1: 29). Я же все мытарства, выпавшие на мою долю, принимал как заслуженные, как наказание за свои грехи. Такая внутренняя позиция справедливости наказания, ее необходимость для меня помогала мне и поддерживала в трудные моменты жизни. Внутри себя, в своей душе, я все принял как должное, как необходимое для меня испытание. Гром не грянет — мужик не перекрестится. С Мурома и во всей последующей жизни во мне «играла жизнь, кипела кровь», и многое, заложенное с детства, куда-то ушло и словно не жило вовсе. Это совсем не значит, что для меня перестал существовать светлый мир детской веры, но его все сильней и сильней заслоняла жизнь, страсти, грехи большие и маленькие, в которые душа погружается, как щепка в океан, болтаясь средь житейских волн, «воздвизаемых зря напастей бурею» 22 . Когда я оказался отсеченным от мира, в нависшей беде, один на один с ней, единственной соломинкой спасения была вера, всплывшая в душе на поверхность и открывшая мне «множество содеянных мною лютых» 23 . Пришло раскаяние, пришло покаяние с мокрой подушкой от слез. 1 Фразеологизм «сидеть на пище святого Антония» означает «голодать, жить впроголодь» и восходит к рассказу о жизни святого Антония Великого (III-IV вв.), питавшегося в пустыне травами и кореньями. 2 Строчка из песни «Моя Родина» (начало 1960-х гг.): стихи М. С. Лисянского, музыка А. П. Долуханяна. 3 Слова из Чина Венчания. 4 В. Г. Вейсберг (1924-1985) — известный художник, один из видных мастеров «альтернативной» живописи втор. пол. ХХ в. 5 ВЦПС — Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов. 6 Реплика Незнамова из пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» (1883).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В годы понтификата И. были заложены основы «восточной политики» Ватикана 2-й пол. ХХ в., важным компонентом к-рой явилось начало диалога со странами социалистического лагеря. В марте 1962 г. И. выразил озабоченность, что католич. епископы из социалистических стран Вост. Европы, желая принять участие в работе II Ватиканского Собора, могут встретить препятствия со стороны руководства своих гос-в. По поручению папы апостольский интернунций в Стамбуле архиеп. Франческо Лардоне встретился с послом СССР и др. послами этих стран, в результате переговоров в 1-й сессии Собора участвовали епископ из Болгарии, 2 епископа и апостольский администратор из Венгрии, 4 епископа из Чехословакии, 3 капитулярных викария из СССР. Разрешение на участие в Соборе получили также 23 польск. епископа (примерно 1/3 польск. епископата). В работе Собора приняли участие и венг. епископы, хотя отношения Ватикана с Венгрией продолжали оставаться напряженными в связи с делом Эстергомского архиеп. кард. Йожефа Миндсенти, поддержавшего Венгерскую революцию 1956 г., а после ее подавления архиепископ укрылся в здании амер. посольства в Будапеште. Тем не менее при И. начались дипломатические контакты с венг. правительством, и уже после смерти папы в 1964 г. между Венгрией и Ватиканом было подписано соглашение. К 1962-1963 гг. относится нормализация отношений между Ватиканом и Чехословакией, благодаря чему были освобождены из-под домашнего ареста Пражский архиеп. Йозеф Беран , неск. католич. епископов и пресвитеров. Е. С. Токарева Отношения с СССР Миротворческие инициативы И., в т. ч. по преодолению Берлинского кризиса 1961 г., были благоприятно восприняты руководством СССР. 21 сент. 1961 г. в газетах «Правда» и «Известия» были опубликованы ответы Хрущёва на вопросы корреспондентов, где позиция папы получила положительную оценку. 25 нояб. того же года Хрущёв отправил И. поздравительное послание по случаю 80-летия, в к-ром одобрительно отозвался о миротворческих усилиях папы. В ответном послании папа подтвердил готовность к совместным действиям в деле укрепления мира. Развитие диалога между Ватиканом и СССР отражало стремление советского правительства усилить влияние СССР на Западе, при этом советские дипломаты даже рассматривали вариант установления дипломатических отношений с Папским престолом ( Васильева. 2004. С. 182-183). Тем не менее начавшийся диалог ограничился вопросами миротворчества и попытками улучшить положение католиков в Советском Союзе. Символом изменения отношений между Ватиканом и СССР стал состоявшийся 7 марта 1963 г. прием И. главного редактора газ. «Известия» А. И. Аджубея и его жены (дочери Хрущёва). И. и украинские греко-католики

http://pravenc.ru/text/469716.html

Античные героические пейзажи прославили Й. А. Коха, работавшего в Риме в 1-й пол. XIX в. С др. стороны, духом романтизма было проникнуто творчество художников, входивших в объединение «назарейцев» и ориентировавшихся на ренессансные образцы итал. и нидерл. искусства. Во 2-й четв. XIX в. складывается стиль бидермейер , отразивший идеалы «частного человека» в семейном окружении (Ф. Г. Вальдмюллер, М. М. Даффингер, Й. Кройцингер - мастера акварели; Якоб Альт и его сыновья Франц и Рудольф). В церковной архитектуре XIX в. стали преобладать стилистические заимствования средневек. форм: визант. элементы в постройках Хансена (ц. Густава Адольфа в Вене, 1846-1849) или готические у Г. фон Ферстеля (Вотивкирхе в Вене, 1879) и Ф. фон Шмидта (участвовал в реставрации Кёльнского собора). На рубеже XIX-XX вв. в архитектуре Вены сложился оригинальный вариант модерна (Г. Климт ), с к-рым связаны попытки возрождения церковного синтеза искусств, не приведшие, однако, к значительным результатам. В нач. ХХ в. была особенно существенна роль школы О. Вагнера, определившего движение зодчества от модерна к неоклассике. Лит.: Frey D. Die Denkmäle des Stiftes Heiligenkreuz. W., 1926. (Österreichische Kunsttopographie; 19); Reihl H. Barocke Baukunst in Österreich. Münch., 1930; Sedlmayr H. Österreichische Barockarchitektur, 1690-1740. W., 1930; Всеобщая история искусств. М., 1960-1966. Т. 2-6; Baldas L. Gotik in Österreich. W., 1961; Feuchtmuller R., Mrazek W. Biedermeier in Österreich. W., 1963; Uhl O. Architektur in Wien: Von Otto Wagner bis heute. W., 1966; idem. Frühchristliches Österreich//Severin zwischen Romerzeit und Volkerwanderung/Ed. K. Pomer, D. Straub. Enn, 1982. S. 295-336; Demus O. Romanische Wandmalerei. Münch., 1968; Wiens Architektur im 19. Jahrhundert/Ed. R. Wagner-Rieger. W., 1970; Feuchtmuller R. Kunst in Österreich. W., 1972-1973. Bde. 1-2; idem. Renaissance in Österreich. W., 1974; Vetters H. Die mittelalterlichen Dome in archäologischer Sicht//1200 Jahre Dom zu Salzburg, 774-1974.

http://pravenc.ru/text/63028.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010