Последняя, девятая песнь, представляет заключение всего канона. В ней святый песнописец обращается с приветствием к Церкви Христовой – новому Иерусалиму, приглашая ее к просвещению славой Господней, воссиявшей над ней от воскресения Господа, и к пресвятой Богородице, с приглашением возвеселиться духовно о восстании рождества своего (ирм. 9 песн.); затем, от лица всех верующих выражает духовный восторг о неложном обетовании Господа пребывать с нами до скончания века (1 троп.), и, наконец, молит Христа Господа – пасху велию и священнейшую даровать нам истее причаститься Его в невечернем дне царствия Его (2 троп.) Из этого беглого обзора св. канона Пасхи нетрудно видеть, что при всей своей краткости он обнимает, можно сказать, все истины домостроительства нашего спасения 7 8 По девятой песне канона поется трижды эксапостиларий, один раз во св. алтаре и два раза на клиросах. В эксапостиларии обыкновенно выражается послание апостолов на всемирную проповедь для призвания всего мира к участию в благодатном царстве Христовом. Пасхальный эксапостиларий содержит в себе не столько это послание апостолов на проповедь, сколько сущность их всемирной проповеди. Созерцая воскресшего Господа, мы, вместе с апостолами, радостно исповедуем, что Его тридневное воскресение не для нас одних только благотворно и спасительно, но и для всего мира, что Господь Иисус есть Пасха нетления – мира спасение 9 . Следующие за тем стихиры воскресные, раскрывающие таинственное знаменование и всеобъемлющую силу Пасхи христианской и, наконец, дивная пророческая песнь величайшего ветхозаветного поэта: «Да воскреснет Бог!» возводит до апогея радостное настроение христианина 10 . Счастие душ, подъятых от земли к небеси, от смерти к жизни, сияет в просветленных лицах, цветет в дышащих радостью взорах, оно написано на устах, оно требует разделить его со всеми окружающими, оно ищет выхода в видимом проявлении со всеми братства, ко всем любви, и – оно запечатлевается взаимными объятиями и лобзаниями всех, без изъятия, ближних и дальних, богатых и бедных, знатных и убогих, друзей и врагов (врагов, впрочем, для христианина в такой день не существует) 11 . На призыв Церкви: «Воскресения день просветимся торжеством и друг друг обымем» – открывается чудное, священное зрелище христосования, момент чудодейственного упразднения всякой вражды и разделения, воцарения любви и общего примирения, слития всей земной Церкви Христовой в одном чувстве, во всеобъемлющем, единодушном радостном порыве. Весь мир христианский в эту минуту обнимается и целуется пред лицом воскресшего Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем,... Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем На Утрени молитвы священника с таким окончанием не имеется, на Вечерни у З-й светильничной молитвы окончание именно это, но содержание и смысл зтой молитвы больше соответствует чтению кафизм. Ектения “Рцем вси...” по своему настрою это как бы дополнительное, более усиленное моление после получения благодатных даров Слова Божия (паремии, Великое Славословие, Евангелие), поэтому здесь уместно более “прилежно” молиться, взяв за образец порядок на Божественной Литургии, – “Молитва прилежного моления”, которая читается священником во время Произнесения ектении “Рцем вси...”. С учетом зтих доводов литургическая Молитва прилежного моления включена в порядок священнических Молитв на Утрени и Вечерни. (Идеи данного параграфа и следующего подсказаны Иеромонахом Антонием) IV.4. Пасхальная заутреня Одно из древнейших чинопоследований – Пасхальная заутреня имеет особенность возношений ектений и возгласных благословений после каждой песни канона. Следуя описанной логике соответствия возгласов священника вполне определенным молитвам предстоятеля перед Престолом Божиим, можно утверждать, что за «пасхальной скороговоркой», так характерной для обычного приходского служения, не следует утерять смысл соборной молитвы. Священник должен во время произнесения диаконом ектении, или во время пения очередных тропарей канона, молится обычными утренними молитвами, возглашая соответствующие тройческие благословения. Схема чтения утренних молитв на Пасхальной заутрени может быть следующей: Канон Пасхальной Утрени 1-я песнь Воскресения день, просветимся, людие; Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия. Молитва 3-я Утрени От нощи утренюет дух наш к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя. Научи нас, Боже, правде Твоей, заповедем Твоим и оправданием Твоим, просвети очи мыслей наших да не когда уснем во гресех в смерть. Отжени всякий мрак от сердец наших. Даруй нам солнце правды, и ненаветну жизнь нашу соблюди печатию Святаго Твоего Духа. Исправи стопы наша на путь мира. Даждь нам видети утро и день в радовании, да Тебе утренния возсылаем молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Особое место среди текстов кн. Исход, используемых за богослужением, занимает песнь Моисея (Исх 15. 1-18), к-рая вместе с др. поэтическими текстами Ветхого и Нового Заветов образует собрание т. н. библейских песней /Использование песни Моисея за богослужением зафиксировано уже в межзаветную эпоху, напр. в творениях Филона Александрийского (см.: Philo. Quod deter. pot. 114). О пении этого текста за христ. пасхальным богослужением сообщает свт. Афанасий Александрийский ( Athanas. Alex. Ep. 4. 1; 6. 11; 10. 3//PG. 26. Col. 1377, 1388, 1398), причем эта практика сохранилась до наст. времени. С развитием жанра гимнографического канона сформировался корпус ирмосов, песнопений по тематике весьма близких к библейским песням. Большинство содержащихся в совр. Ирмологии ирмосов 1-й песни тесно связано с песнью Моисея и событиями кн. Исход:                            (ирмос 1-й песни 2-го гласа);                  (ирмос 1-й песни 8-го гласа) и др. События кн. Исход нередко упоминаются в гимнографии великих праздников и в молитвах. Напр., для песнопений Пасхи характерно типологическое сопоставление событий ветхозаветной и новозаветной Пасхи. На формирование гимнографических текстов этого праздника оказало существенное влияние одно из слов свт. Григория Богослова - «На Пасху» ( Greg. Nazianz. Or. 1; о влиянии слов свт. Григория Богослова на визант. гимнографию см. в ст. Григорий Богослов ), к-рое, согласно Типикону, назначается в качестве уставного чтения по 3-й песни канона на пасхальной утрене. Так, типологическое соотнесение заклания ветхозаветного пасхального агнца и крестной жертвы Христа - Нового Агнца, восходящее к слову свт. Григория Богослова, выступает лейтмотивом 4-й песни пасхального канона: «…явился Христос... агнецем назвался, непорочен же, поскольку непричастен скверне, наша Пасха…» - и следующего тропаря: «Словно единолетний агнец… Христос добровольно за всех был принесен в жертву, Пасха очищающая…» Также прообразовательное значение И. Израиля из Египта и освобождения от рабства фараона вспоминается в молитве на благословение артоса в 1-й день Пасхи (см., напр.: Требник Петра (Могилы). 1996. T. 2. Л. 218).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

УТРЕНЯ - общественное богослужение. совершаемой утром или вечером. Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной. Чин вседневной включает в себя благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, пс. 50, каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву " Отче наш " , тропарь, отпуст. Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь " Воскресение Христово видевше " Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом составляет Всенощное бдение. Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста. ФЕЛОНЬ - 1. Богослужебное облачение священника. Древняя фелонь имела форму длинной до пят одежды с прорезью для головы, без рукавов. Впоследствии, для удобства, спереди на подоле стали делать вырез, в настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от восточных наличием приподнятого жесткого оплечья. Фелонь была также богослужебным облачением архиереев - на востоке до XVI в. и в России до нач. XVIII в. 2. Короткая или малая фелонь - одежда без рукавов, с прорезью для головы, закрывающая тело до пояса. Надевается при посвящении в церковнослужители. В других богослужениях не употребляется. ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ - неизменяемое песнопение, поется во время великого входа на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней великого Четвертка и Великой Субботы). Херувимская песнь является приготовительной к достойному присутствию и участию в Евхаристии. Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии. Называется по начальным словам " Иже херувимы " . ХИРОТОНИЯ - см. рукоположение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Воскресение Христово — Пасху Нового Завета — мы всегда исповедуем и в Символе Веры, хотя в тексте самого Символа Веры нет слова Пасха . Читая или воспевая Символ Веры, мы исповедуем веру Церкви и вместе с тем свою веру во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, распятого за нас при Понтийском Пилате и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием . Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). И радость Воскресения к нам пришла через Крест Христов: Се бо прииде Крестом радость всему миру! — поем мы в пасхальной песни “Воскресение Христово видевше”. Поэтому, празднуя ежегодно Светлое Христово Воскресение, мы прежде поклоняемся страданиям Христовым — совершаем Пасху Крестную, как говорили древние христиане, а затем переходим к пасхальному ликованию Пасхи Воскресения, или Пасхи Воскресной. К сожалению, для многих христиан утратилась бо­го­словская многозначимость слова Пасха . Некоторые в этом слове слышат только ликующие нотки величайшего церковного праздника Воскресения Христова и не чувствуют неотделимого от этого же слова ужаса Голгофы. В прежние же столетия, как свидетельствуют богослужебные книги, когда на всенощных бдениях согласно Уставу богослужебному читались избранные места из лучших богословских творений Святых Отцов Церкви, на ночной пасхальной службе кроме Огласительного Слова Святителя Иоанна Златоуста, которое читается повсеместно и в нынешнее время, перед 4-й песнью Пасхального канона читалось также “Слово на Пасху” (45-е) Святителя Григория Богослова. Оно начиналось словами из книги пророка Аввакума На стражу мою стал я (Авв 2:1), а после чтения этого Пасхального Слова следующая (4-я) песнь канона начиналась ирмосом: На Божественней стражи Богоглаголивый Аввакум… В этом изумительном Пасхальном Слове раскрываются величайшие тайны Церковного Богословия, в нем же дается и этимология самого слова Пасха . Древнееврейское слово Пасха , означавшее ‘прохождение’ или ‘перехождение’, по словам святителя Григория Богослова, в греческой огласовке обогатилось новым смыслом, ибо стало созвучно греческому слову, означающему ‘страдание’. Такому преображению слова, несомненно, содействовало то, что и в первом, и во втором случае оно означало спасение, пришедшее от Господа. В Ветхом Завете — это исход Израиля из Египта, переход через Чермное море, жертвенный пасхальный агнец и ежегодное празднование Пасхи ветхозаветной. В Новом Завете — это Воскресение Христа, Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), это Сам Господь наш Иисус Христос, Пасха наша (1 Кор 5:7), принесший Себя в жертву на Кресте за спасение мира, это еженедельное (по воскресным дням) и ежегодное (на Пасху) воспоминание Светлого Христова Воскресения.

http://pravmir.ru/pasha-v-biblii-voskres...

Письма. С. 59–60. 626. Плач по Боге в храме нужно скрыть от других 156. Плач по Бозе очень полезен, и сеющие слезами, радостью, сказано, пожнут, взимающе рукояти своих благих произволений и дел. Разумеется, хорошо избирать удобное место в Церкви, чтобы от других скрывать этот Божий дар. Письма. С. 77. 627. Утреневать в честь Воскресения Христова: не унывать в скорбях, не отчаиваться в недугах 168. Христос Воскресе! «Утренюем утреннюю глубоку» (ирмос 5 Пасхального канона). Это не значит только – пораньше встать, да запеть: «утреннюем», – а бдеть как ночью, так и днем, то есть не унывать в скорбях, не отчаиваться, не видя исполнения своего желания, не возноситься в успехах… Вот эти-то, то есть бодрствующие девы, и называются «мудрыми» (см.: Мф. 25:1 −13). И тебе никто не мешает быть с горящим светильником. А не хочешь, пожалуй, спи. То есть ссорься со ссорящимися, работай из-за выгоды, во время службы будь рассеяна, набивай желудок пищей. Ну, и проспишь Царство Небесное. Но, да не будет сего, уповаю на Господа, не будет. А узрим Христа блистающася и «радуйтеся» рекуща (песнь 1 Пасхального канона). Письма. С. 82–83. 628. Посты, службы, поклоны немощному вредны, ибо делают его ни для чего не годным и бесполезным 186. В Церковь , при твоей немощи, не крепко себя насилуй, Бог с немощного не взыщет. А если будешь держать молитву Иисусову, во время службы, дома, то это тебе полезней. Посты, поклоны, труды даются для усмирения волнений плоти: но немощному они вредят, ибо делают его бесполезным и не годным ни для чего. Святой Василий Великий учит: мы не должны быть плотоубийцами, а страстоубийцами, а сему помогает более смирение и сознание своей немощи. Кушай себе чаек и булочки во славу Божию! И не смущайся! Только смиряйся. Впрочем, этого другим не объявляй, ибо каждому свое приличествует. Как бывает у лекарей: приходят двое, – одному прописывается слабительное, а другому совсем противное... В Церкви стоять – стой, сколько позволяют силы. А сверх сил – даже грех. Письма. С. 91.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Поистине священна и достойна всякого торжества сия спасительная и светозарная ночь, предвозвестница светоносного дня воскресения, в которую безлетный Свет во плоти для всех воссиял из гроба. В этом тропаре песнописец вновь возвращается к теме света Воскресения Христова, который стал предвозвещением блистательного дня всеобщего воскресения из мертвых: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1 Кор 15:22-24 ). Как и многие другие тропари, пасхального канона, данный тропарь перефразирует 45е Слово свт. Григория, а именно то место, где он говорит о иллюминации, устроенной тогдашними христианами, зажигавшими множество светильников и проводившими пасхальную ночь в бдении и ожидании Воскресения Христова: «Прекрасно у нас и вчера блистало и сияло все светом, каким наполнили мы и частные дома, и места общественные, когда люди, всякого почти рода и всякого звания, щедрыми огнями осветили ночь, в образ великого света… Но прекраснее и блистательнее нынешняя светозарностъ, потому что вчерашний свет был предтечей великого и воскресшего Света, и как бы предпраздничным весельем; а ныне празднуем само воскресение, не ожидаемое еще, но уже совершившееся и примиряющее собой весь мир». Разумеется, свет этих светильников есть лишь образ того Света Истинного, который, по словам Евангелиста Иоанна, «просвещает всякого человека, грядущего в мир». ( Ин 1:9 ). Так и праздник Пасхи – только провозвестник великого дня всеобщего воскресения, когда вся тварь будет избавлена от рабства смерти (ср. Евр 2:15 ) и Бог отрёт всякую слезу с очей людей Своих (см. Откр 21:4 ). Песнь 8, ирмос Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Сей нареченный и святый день,/Един суббот Царь и Господь,/праздников праздник/и торжество есть торжеств,/воньже благословим Христа во веки. Этот желанный и святой день,/первый от субботы, царственный и главный,/есть праздников праздник/и торжество из торжеств./В сей день благословляем Христа вовеки!

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

«О Пасха великая и священнейшая Христе! О Премудрость, Слово Божие и Сила! Удостой нас совершеннее приобщаться Тебя в безвечерний день Твоего царства» (Канон на Пасху песнь 9, тропарь 2). (Сост. по «Душеполезному чтению» 1867 г., апрель). В. Смысл припева «Ангел вопияше благодатней» Ангел вопияше благодатней: чистая Дево радуйся, и паки реку радуйся; Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся! Кто из православных наизусть не знает припева к девятой песни пасхального канона «Ангел вопияше благодатней?» Кто из нас вслед за священнослужащими не поет его если не устами вполголоса 65 , то сердцем? А между тем всякий ли в состоянии уразуметь и правильно истолковать сокровенный смысл его? Никто, без сомнения, не затруднится сказать, что в первой половине припева песнотворец ведет речь о Благовещении и имеет в виду именно слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ), которыми приветствовал Пресвятую Деву Марию небесный вестник, посланный возвестить Ей тайну воплощения от Нее Сына Божия. Но о чем говорится далее в интересующей нас песни? В виду грамматической связи второй половины припева с первой (и паки реку – κα πλιν ρ) весьма легко подумать, что и далее воспроизводится приветствие того же Архангела Гавриила, но только обращенное к Богоматери уже во утрие дня воскресения Христова. Так и думают, не говоря о людях простых – не книжных, весьма многие ученые и даже лица авторитетные. Раскрывая мысль о том, что ангелу, а не кому-либо другому повелено было сообщить Богоматери первую радостную весть о восстании Сына Ее из гроба, последние ссылаются именно на слова разбираемого нами припева девятой песни пасхального канона. Ссылка эта нам представляется делом недоразумения, но мысль, ей подтверждаемая, согласна с благочестивым, освященным веками Преданием. Нигде в Священном Писании не говорится о явлении ангела Пресвятой Богородице с вестью о Воскресении Христовом; нет в нем упоминания и о том, чтобы Богоматерь прежде всех видела воскресшего Сына Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вместо Херувимской, единственный раз в году, поется величественная и благоговейная песнь «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе 47 и вопиюще песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя». Задостойник – это ирмос 9 песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе…» После литургии положено совершать благословение хлеба и вина в память древней традиции — оставаться в храме до пасхальной Утрени, слушая чтение книги Деяний Апостольских. Устав предупреждает о духовной опасности этих предпасхальных часов: «Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернить нерадивыя и многосонливыя монахи» (3, с. 287). По Уставу книга Деяний должна быть целиком прочтена до воскресной полунощницы, последней службы Постной Триоди. Полунощница служится непосредственно перед пасхальной утреней. На этой полунощнице второй раз за Страстную Седмицу читается канон Великой Субботы «Волною морскою». Во время пения ирмоса 9й песни «Не рыдай, Мене, Мати» Плащаница уносится в алтарь и полагается на престоле. Она будет находиться там 40 дней, до Отдания Пасхи, в память того, что Христос после Своего Воскресения 40 дней пребывал на земле (7, с. 267). Тема 6. Период пения Цветной триоди Содержание 6.1. Пасха 6.2. Светлая седмица 6.3. Особые воспоминания в период Пятидесятницы 6.1. Пасха Пасха – это самый радостный и самый торжественный праздник, воспоминание величайшего события Воскресения Христова. Вот как пишет об этом дне свт. Григорий Богослов : «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос восстал от мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Пасха! Господня Пасха!. Она у нас праздников праздник и торжество из торжеств, столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды» (Слово 45, на Святую Пасху) 48 .

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Уже это начало пасхального богослужения, столь необыкновенное и величественное, показывает, как отлично это богослужение от других. Еще более отличия видим в продолжении. Какая высокая торжественность во всем! Как возвышенны, сладостны, выразительны и радостны песнопения, которыми украсил настоящее празднество Давид новозаветный – св. Иоанн Дамаскин , и какие вместе трогательные и благолепные священнодействия! Все молитвословия, все чтения утренние сливаются и превращаются в одно, почти непрерывное пение священной радости. Не слышны даже (кроме хвалитного) псалмы ветхозаветного Давида, в которых столь часто внушала нам Церковь чувства покаяния. Слышно одно: «Христос воскресе!» Слышны песнопения, выражающие радость и спасительные действия воскресения. бб) Даже Евангелие воскресное не возвещается на утрени – как потому, что оно уже возвещено в навечерии праздника, так и потому, что вся утреня Пасхи есть живое изображение и, так сказать, олицетворение воскресного Евангелия. Торжественность еще возвышается тем, что все богослужение Пасхи во всю Светлую седмицу совершается при отверстых царских вратах святого алтаря: мы непрестанно созерцаем здесь как бы отверстое небо, куда вслед за Победителем ада вошли тысячи душ верующих, да «все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ они славы в славу» ( 2Кор.3:18 ). вв) Кто не знает прекрасного канона Пасхи? Многие его знают и поют на память: так Он сладостен и легко напечатлевается в памяти! Какие высокие выражения священного восторга! Святой певец призывает все твари праздновать день воскресения: «Да празднует весь мир, видимый и невидимый!» (песнь 1). «Все исполнено ныне света, а потому вся тварь да торжествует восстание Христово, которым она утверждается!» (песнь 3). С чем сравнить настоящую радость нашу? «Давид в восторге играл перед ковчегом – одной сенью Христа; но мы видим самое событие, прообразованное славой ковчега, – возвеселимся радостью Божественной!» (песнь 4). «Настоящий день есть царь суббот, праздник праздников и торжество торжеств!» (песнь 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010