196 См. выше. 197 Pitra, Analecta, 33 et 166. 198 Ibid., XXXIII. 199 Визант. Временник, 1900, стр. 43 и Pitra, XXXIII. 200 Die Akrostichis in d. griechisch. Kirchenpoesie (из Sitzungsberichten d. philos. philolog. Klasse d. Kgl. Bayerisch. Akademie d. Wissenschaft. 1903, Η . IV), S. 588. 201 Pitra, цит. изд., 284. К. Krumbacher, Romanos und Kyriakos (Sitzungsberichten, 1901, Η . V). S. 726. 202 Ibid., 707. 203 Les melodes Cyriaque et Theophane le sicilien. Echo d " Orient, 1901, p. 282. 204 Цит. соч., 724. 205 Ibid. 721. 206 Ibid., 736; Pitra, 92. 207 Pitra, 92; Delehaye, SynaXarium, 96. 208 Цит. соч., 700—701. 209 Ibid., 700. 210 Ср. П. Цветков, Песни св. Романа Сладкопевца на страстную седмицу,1900 , стр. 136. 211 Цит. соч., 706. 212 Akrostichis, 559—587. 213 Pitra, 460, 35, 53, 61, 579, 473, 477, 101 и Akrostichis, S. 658: из них вполне изданы лишь 2, 3, 4 и 9. Из кондака на четверток 5-ой седмицы изданы лишь вступительная строфа и первая. У П. Цветкова переведены кондаки в. пятка (170) и крестопоклонной недели (183). 214 Pitra, 44. 215 Krumbacher, Studien zu Romanos (Sitzungsberichte, II, 1), 1898, S. 135; Pitra, 68; П. Цветков, 49 и 76. 216 Krumbacher, Umarbeitungen bei Romanes (Sitzungsberichte, II. 1), 1899, S. 45,99; Pitra, 77; Цветков, 92 и 110. 217 Pitra, 85; Цветков, 121. 218 См. примеч. 74, Цветков, 136. 219 Pitra, 107; Studien, 114; Цветков, 153. 220 Pitra, 116; Цветков, 198. 221 Pitra, 451. 222 Byzant. Zeitschrift, 1906. S. 2. 223 Цит. изд., 147. 224 Св. Косма воспевает в ряду прочих дней всю предпасхальную седмицу, начиная от чуда над божественным Лазарем, за исключением той ночи, в которую произошли предание Господа и суд над Ним, ибо для этой ночи трипеснец составил Софроний иерусалимский». Αναλεκτα , IV, 1897, σ .336. 225 Ibid., 336—7. 226 Corpus script, lat., XXXIX, 86—87. 227 Из древних евангелий оставлены лишь первое, отчасти — шестое (3) и седьмое (2 и 4). 228 Вот начала этих песнопений: III антиф., 2 троп.: %-Д[Июдеискы сборъ ги  (есть и в типогр. триоди IV, 2: %-Д[Днсе волеи на страсТ приходить; VI, 2: %-Д[Днесъ спсъ и гъ безаконномъ предаеться; 5: %-Д[Гл аше спсъ своимъ о_ученикомь; сед.: г . %-Д[Вл кои рикама нозё wмыbaeмъ июда; VII, 2: %-Д[Страха ради июдейска (см. первый тропарь 3-го часа в. пятка); X, 3: %-Д[Сщ енни о_удариши тя. тваръ въстрясеся; второй седален после 12 антиф.: %-Д[Вьскрес wm мртъ. Ужасеся небо зря тебе сидима.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

(Рук. М. Д. Акад. 77, л. 281 об. 283). Силою непобдимою, Христе, матере твоея мольбами препоясавъ князя нашего, покори ему поганыхъ шamahiя (Пснь 3, троп. 1). Крпкими настояньми norahiu нын настоютъ, полемъ и странами, на твое дocmoяhie (так называется Константинополь): разори чистая державною ти силою (Богород. той же песни). Легеоны bapbapckie, ставы и чины и полки сокруши отъ полъ и странъ находящихъ на люди твоя Владычице, раба твоего князя яко же Гедеона Мадинея (sic) съ малымъ зло поразивши (п. 5, тр. 2). Князь врный, креста предлагая твоего Сына, устремляется на враги стада твоего, Владычице, его же и укрпи, твоими обложьши мольбами, дво, окресть (п. 6, тр. 3). Персская воинства и скиская перве погубила еси вкуп налегшимъ нуждн граду твоему, свтло воеводствовавши и cnacшiя своя люди, растлившихъ же твоя грады и страны, и нын належащихъ поразивши варвары воеводствовавши такожде, яви свою державу (п. 8, тр. 1). Полки тогда, Владычице, bapbapckiя u чuhы u haчaльhuku u boeboды погубила еси отъ земл и отъ мор же cmuxiu же сихъ дерзость, яко же воеводы наведши нуждны, и Вын яже отъ странъ и полъ находящихъ стерши, первое обнови свое чудо (п. 8, тр. 3). Пснь, о владычице чистая, отъ uзrhahiя возвращься, сплетъ приношу ти, ciю молебную о стад семъ, ему же показала еси насъ пастыря и стража, его же ради ciю npiuмu u ce сблюди отъ зврей всяческихъ мольбами си (Богород. 9-й песни). Решения по частным вопросам литургической практики Последнюю группу литургических трудов митрополита Киприана составляют руководящия статьи по разным вопросам церковной практики, в виде посланий и поучений, которые он выдавал на предлагавшиеся ему вопросы, или по собственному почину, для устранения возникавших служебных беспорядков. Первое место между этими произведениями занимает послание к игумену Афанасию 121 и имеет на это право как по количеству рассеянного в нем литургического материала, так и по относительной важности разбираемых в нем вопросов. Далее следует назвать: поучение к новгородскому духовенству о церковных службах и послание к псковскому духовенству с наставлением относительно разных предметов служебной практики. К ним присоединяем в качестве объяснительного материала и послания митрополита Фотия. Эти документы знакомят нас преимущественно с казуистическою, детальною, стороною тогдашнего обряда и дают понятие о степени его разработки и усвоения. Находясь в зависимости от тогдашнего церковного устава, некоторые из этих вопросов были следствием новых порядков, выдвигавшихся уставом иерусалимским, другие вызывались пробелами в русских служебных книгах, сравнительно с практикою греческою, но были и такие, для которых находилось решение в тогдашних литургических источниках; только эти решения не получили еще известности и общеобязательной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Путь от веры к знанию ( 5 ,1) Таким образом, как это видно из предыдущего, все эти неверные неразумны: «Пути их искривлены и они не знают мира»  , как говорит пророк, или «Прений глупых и бесполезных избегайте, поскольку они порождают ссоры»  , как советует божественный Павел. Или же, согласно Эсхилу: В трудах суетных не изнуряйтесь напрасно. (2) Поэтому–то только те исследования, которые находятся в согласии с верой и на ее основании воздвигают великолепное здание истины, можно считать наилучшими. (3) Точно так же, очевидные вещи глупо делать предметом исследования (спрашивая, например, днем о том, день ли сейчас), или же пытаться познать то, что неясно и не может быть познано (например, четное ли число звезд, или нечетное), а также то, что двусмысленно (относительно чего можно в равной мере утверждать прямое и противоположное, например, спрашивать, жив ли ребенок в чреве матери, или нет). И наконец, четвертый троп, когда как бы мы не рассматривали вещь, относительно нее может быть высказан неотразимый, но в то же время неразрешимый аргумент.  (4) Если из–за всех этих тронов исследование становится невозможным, в свои права вступает вера. Поэтому предоставим неотразимое доказательство — собственные слова Бога касательно каждого из исследуемых нами предметов. ( 6 ,1) И найдется ли кто, неверующий до такой степени, что от самого Бога, как от простого человека, начнет требовать доказательств его слов? Далее, некоторые вещи для их обоснования нуждаются в свидетельствах чувств, например, то, что огонь горяч, а снег — бел, другие же предосудительны и задающий их, согласно Аристотелю  , заслуживает порицания, например, спрашивающий, следует ли почитать родителей. Есть и такие вопросы, что задающий их заслуживает наказания, например, требование предоставить доказательство существования Провидения. (2) Ну а поскольку Провидение существует, то думать, что все пророчества и домостроительство Спасителя не находятся с ним в соответствии — это уже нечестие. Поэтому лучше всего воздержаться от попыток доказать это, поскольку само божественное Провидение явлено в его искусных и мудрых творениях, некоторые из которых воплощены благодаря существующему порядку, другие же проявляют себя через него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

(9) Далее, [именем] первооткрывателя – то, что он открыл, как: Без Вакха и Цереры и в Венере жару нет... (Ter., Eun., 732). или До звезд бросает Вулкан смешанные искры (Verg., Aen., IX, 76). Ведь решили считать, что Церерою открыт пшеничный хлеб, Либером (Дионисом) – виноградное вино, Венерою – похоть, а Вулканом – огонь 171 . И наоборот, когда [именем] того, что открыто, называется открывателя, как: Vinum pracamur (Plaut., frg. 159). (Мы молим вино.) о Либере, который у греков открыл вино 172 . (10) Далее, [когда именем] того, кто сделал, [называется] то, что сделано, как «pigrum frigus» (оцепенелый холод), ведь он приводит в оцепенение людей, и «timor pallidus» (бледный ужас), поскольку он заставляет людей бледнеть 173 . И наоборот, [когда именем] того, что сделано, [называется] тот, кто сделал, как: Впряг родитель коней в золотую упряжь, взнуздал их Пенной уздою, и волю им дал (Verg., Aen., V, 817–818). [Поэт] сказал «пенная узда», хотя конечно не она сама делает пену, а конь, который, если его погонять, брызжет пеною 174 . (11) Антономаси ´я (antonomasia) 175 – это «вместо имени», то есть [слово или выражение], поставленное заместо имени [собственного] (vice nominis), как «рожденный Майею» вместо «Меркурий». Этот троп бывает трех видов: от одушевленного: И великодушный Анхизид 176 (Verg., Aen., V, 407). от тела: Сам великан 177 (Verg., Aen., III, 619). прочее: Отрок несчастный бежит от неравного боя с Ахиллом 178 (Verg., Aen., 1,475). (12) Эпитет (epitheton) 179 , [то есть то, что] сверх имени. Ведь он ставится при соответствующем имени, как «благая Церера», или: И зловещатели псы, и не вовремя вставшие птицы (Verg., Georg., 1,470). Между антономасией и эпитетом то различие, что первая ставится вместо имени, второй же никогда не бывает без имени. При помощи этих двух тропов мы или браним кого-нибудь, или указываем [на него], или хвалим. (13) Сине ´кдоха (synecdoche) – это формула (conception), когда мы узнаем по части целое, либо по целому – часть. Она же есть и то, когда род указывается через вид, и вид – через род, . Часть узнается по целому, например, [так]:

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Ирмос 3-й 2 канона Прежде веков нетленно 389 родившемуся от Отца Сыну и в последния времена 390 безсеменно 391 воплотившемуся от Девы Христу Богу воскликнем 392 : возвысивший 393 рог 394 наш, свят Ты, Господи 395 . Тропари 3 песни 1 канона Причастный 396 лучшаго 397 дыхания 398 Адам бренный 399 и по обольщению 400 жены подвергшийся 401 тлению, видя 402 Христа от жены, восклицает: ставший для 403 меня подобным 404 мне, свят 405 Ты, Господи. Христе, ставший сообразным 406 бренному 407 умалению 408 чрез растворение 409 (в нем) и чрез соединение 410 с низшей 411 (Себя) плотию подавший 412 (нам) от Божественной природы 413 , ставший 414 земным 415 и оставшийся Богом, возвысивший род наш, свят 416 Ты, Господи. Веселись 417 , Вифлеем, будучи 418 царем 419 князей 420 Иудовых; ибо пасущий Израиля с плечей Херувимских 421 Христос 422 явно 423 из тебя произошел 424 и, возвысив рог наш, воцарился над всеми 425 . Песнь 3-я 2-го канона В ирмосе своем эта песнь делает молитвенное вступление к прославлению события, каковому прославлению лишь начало положено и в самых общих выражениях предыдущим ирмосом этого канона. В тропарях песни прославляется самое событие (после прославления главного действующего лица его – Бож. младенца в тропарях пред.песни), но, конечно, пока еще с самой общей и основной стороны, как воплощение, в 1-м троп, более по его отношению к окружающему миру – людей и ангелов, во 2-м со стороны самого Воплотившегося; в обоих мысль исходит от орудия воплощения – Богоматери, которая естественно выступает пока, как невеста. Ирмос 3-ий 2-го канона Обрати внимание 426 на песни 427 рабов 428 (Твоих), Благодетель 429 , смиряя надменную 430 гордость 431 врага 432 и 433 держа 434 выше 435 греха 436 , Всевидец 437 , певцов 438 (Твоих, непоколебимо 439 ) утвержденных, Благий 440 , на основе 441 веры. Тропари 3 песни 2 канона Хор свирельщиков 442 необычайным 443 образом волновался 444 , сподобившись сверх ума 445 увидеть пребогатое 446 рождество пречистой 447 Невесты и воинство 448 безплотных 449 , воспевающих 450 воплотившагося 451 безсеменно 452 Царя 453 Христа.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Моавитяне не в состоянии были затем оказать никакого сопротивления, и один город за другим попадали в руки израильтян и иудеев, которые, по военному праву древности, разрушали их и сравнивали с землей. Ярость победителей была безгранична, они истребляли на своем пути все, что только встречалось им. Богатые нивы и виноградники погребены были под массой камней, все колодцы и цистерны, источники жизни в жаркой стране, были завалены, и плодовые деревья порублены. Пред победоносным войском «земля была как сад Эдемский, а позади его стала как опустошенная степь, и никому не было спасения от него» ( Иоил. 2:3 ). Спасаясь бегством, злополучный Меса наконец с остатком своего войска заперся в недоступном по своему возвышенному положению городе Кир-Харешете (теперь известном под назвашем Керака). Он стоит на уединенной треугольной площади, имеющей от 400 до 500 сажень с каждой стороны, на 3,720 футов над уровнем моря среди еще более высоких гор, от которых он отрезан со всех сторон, кроме одной. Вади от 1,000 до 1,350 футов глубиною, с обрывистыми стенами, отделяют его с севера и юга, причем третья сторона представляет собою менее глубокую рытвину. Весь этот треугольник первоначально был окружен сильной стеной, и самая скала была перерезана рвами и стремнинами. Для неприятеля Кир-Харешет был совершенно недоступен, кроме разве трудно проходимых троп с запада и северо-запада, и в него можно было проникнуть только в двух пунктах с северо-запада и с юга посредством темных туннелей, прорезанных на расстоянии 40 шагов чрез скалу. Огромные рвы, высеченные в сплошной скале, защищали более слабые пункты, хотя быть может эти рвы и были позднейшего происхождения 226 . Так как город был неприступен для взятия его оружием, то союзники обложили его, для того чтобы правильной осадой довести осажденных до голода и принудить к сдаче. В тоже время окружающие высоты давали возможность союзникам беспокоить осажденных и силою оружия, так как с этих высот, как поднимающихся над городом, представлялась возможность для пращников и стрельцов производить опустошение в городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Понятно, что там, где надо быстро попасть из одной части сада в другую, никто не будет передвигаться по сильно извилистой тропе, а пойдет по прямой. Однако это не говорит и о том, что дорожка должна быть как стрела. Это может быть дуга, но очень большого радиуса. В таком случае восприятие пейзажей с нее меняется, порой кардинально. Проводить линию дорожки надо, по возможности, за один прием. Мы не должны поочередно связывать площадку 1 с площадкой 2, потом площадку 2 с площадкой 3 и т. д. Нужно сразу провести линию, соединяющую площадки 1, 2, 3 и т. д. Если вы проведете по всему саду линию в один прием, соединив все требуемое, – это будет замечательно. Помните и о том, что линия должна вестись легко. Если она неуверенно проводится на бумаге, то по ней трудно будет идти и ногами, и наоборот – легко и непринужденно проведённая линия станет дорожкой, по которой удобно передвигаться по саду. При этом если линий несколько – они не должны дублироваться. После того как линии будут проведены, необходимо проанализировать, какие из них превратятся в основные дорожки, а какие станут второстепенными. Поняв это, часть дорожек принимаем за основные, а все остальные автоматически становятся второстепенными. Впоследствии это скажется на подборе материала для них (с какого-то снег счищать легко, а с какого-то трудно), на способе укладки (предполагается разная нагрузка), на ширине (стандарт для одного человека – 0,75 м). Но на этом этапе мы должны дать лишь трассировку, да и то лишь первичную, так как при детальном проектировании зон трассировка может поменяться, сохранив, однако, при этом свое направление и взаимодействие со структурой проектируемого сада. Ещё один довольно важный момент, который часто в современных садах игнорируется. Проводя первичную линию дорожки в саду, неплохо было бы делать это так, чтобы она проходила через закрытые и открытые пространства, пересекая границу этих двух типов пространств. Чаще же можно увидеть, как дорожка совпадает с этой границей. В последнем случае куда сложнее сделать интересный сад. Да и естественней будет именно первый вариант, так как в природе происходит именно так. Дорожки не обязательно должны проходить через все зоны сада, но обязаны быть связаны с ними, скажем, ответвлениями. Если уже есть сложившиеся пути движения людей, необходимо учитывать их, что, впрочем, совсем не означает полного переноса стихийно возникших троп на бумагу.

http://azbyka.ru/garden/desyat-etapov-pr...

Кротость огня, почившего на главах, означала милость и благодать Божью. Языки означали дар слова и знание неизвестных дотоле многих иностранных языков, дарованное для проповеди Евангелия во всем мире. Раздельность языков означала Евангельскую проповедь в разных странах и разным народам. По прошествии десяти дней, а не тотчас по вознесении, сошел Дух Святой, дабы имевших принять Его сделать наиболее пламенными. Чрез пятьдесят дней после Пасхи сошел Дух Святой – для напоминания древнего закона, ибо Израиль получил десятословие по прошествии 50 дней после перехода чрез Чермное море. В третей час, но в один день Господень Бог даровал благодать, чтобы внушить – почитать три Лица в Единстве существа. В праздник совершается сошествие Святого Духа, как для того, чтобы множество собравшихся пронесло повсюду весть об этом событии, так и для того, чтобы присутствовавшие на празднике Пасхи и бывшие очевидцами событий со Христом могли понимать их необычайное значение. В Пятидесятницу сошел Дух Святой, потому что в какое время прежде дан был закон, в такое же время надлежало в изобилии излиться и благодати Духа. (Синаксарь в понедельник Пятидесятницы; 2-й кан., 7-песнь, 3-й троп.; Ц. Вед. 1888, 23; 1895, 20). Троекратно, – говорится в Синаксарий, – Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания – неявно ( Мф.10:1, 20 ), по воскресении чрез дуновенье –явственнее ( Ин.20:22 ), и ныне послал Его существенно; лучше же (сказать), – Сам сошел, совершеннее просвещая и освящая их, а чрез них обращая и все концы вселенной (см. С.-Пет. Дух. Вест. 1886, 19). Но это сошествие Святого Духа мы не должны представлять человекообразно. Дух Святой, как Бог, – вездесущ; Ему неоткуда нисходить и некуда приходить; Он везде и все наполняешь. Сходить, приходить могут только ограниченные существа, а не Бог. Все эти выражения, как замечает св. Златоуст, употребляются о Боге по нужде, – ибо на языке человеческом нет слов для выражения Божеских действий в самой сущности их; все эти выражения означают не что другое, как новое явление силы Божьей, особенное откровение Его присутствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 3 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Премьер-министр Греции Антонис Самарас посетил Афон Премьер-министр Греции Антонис Самарас прибыл на Афон Премьер-министр Греции Антонис Самарас прибыл помолиться  на  Афон . Он пробудет здечь  выходные 15 – 16 февраля. Правительственная делегация прибыла в Кариес – столицу Святой Горы – на вертолете и, вероятно, останется до воскресенья. Свиту встречали настоятели всех монастырей. Премьер-министр проведет ночь в Архонтарике Протата, и в храме Протата будет присутствовать за Божественной литургией. После чего посетит несколько афонских монастырей, среди которых , как всегда,  Иверский и Симонопетра.   Премьер-министр Самарас взял на себя обязательства помогать Святой Горе Афон и оперативно разрешить все накопившиеся проблемы. При этом одной из главных тем двусторонней дискуссии между греческим правительством и правлением Святой Горы Афон стала проблема высоких налоговых ставок для афонских обителей. Причиной конфликта послужило принятое в 2012 году правительством Греции новое налоговое законодательство. Среди прочего оно предусматривало налогообложение подворий афонских монастырей, находящихся за пределами Святой Горы на территории Греции. Стоимость этих активов оценивается в несколько миллионов евро, а значит, выплата налогов за недвижимое имущество легла тяжёлым бременем на плечи братии афонских монастырей.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1746

Установив приблизительно свое местоположение, нужно наметить маршрут дальнейшего движения. Лучше всего, как уже говорилось, вернуться назад. Можно также попытаться выйти к «вечным» ориентирам, которые перепутать невозможно, – большой реке, крупному горному хребту и т. п. В ситуации, когда сроки прохождения маршрута безнадежно сорваны, когда произошел значительный перерасход продуктов питания, когда путешественники не уверены в своих силах и возможностях и особенно когда выйти на первоначальную нитку маршрута не удалось, лучше прервать поход и постараться в кратчайшие сроки выбраться к людям. В последнем случае для выхода предпочтительнее линейные и площадные ориентиры: реки, побережья морей, крупные озера, просеки, железные и автомобильные дороги и пр. В ситуациях, когда у потерявших ориентировку людей нет с собой компаса, нет карты и, главное, нет опыта аварийного ориентирования, это единственная возможность стопроцентно выйти к людям. Точечные ориентиры – лесные кордоны, небольшие поселки, становища пастухов и пр. – можно миновать не заметив. При работе с картой, равно как той составлении примитивной карты-схемы местности, потерпевшим нужно твердо знать некоторые топографические знаки. Во-первых, чтобы не принять болото за пески, а глубокую впадину за вершину горы, чтобы иметь возможность выбрать наиболее безопасный и удобный маршрут, идущий в обход трудно проходимых участков местности. Во-вторых, чтобы уметь определять места наиболее безопасных переправ через водные преграды и самые безопасные участки морских побережий. Втретьих, чтобы, верно расшифровав топографические значки троп, дорог, лесничеств, пасек, огородов, узнать, где встреча с людьми будет наиболее вероятна. И, наконец, вчетвертых, чтобы в местах с засушливым климатом быстро отыскать водоисточник. Вот на эти четыре категории я и разбил топографические знаки: – знаки водоисточников (рис. 1 ); – знаки искусственных сооружений и мест, где наиболее вероятна встреча с людьми (рис. 2); – морской и речной гидрографии (рис. 3);

http://azbyka.ru/zdorovie/shkola-vyzhiva...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010