Я погубил свою первозданную доброту и благолепие , созданную прежде красоту и убранство (срд., 3 троп. 2 песни), — бойся, душа, Господа вопиюща (взывающего)… яко неумытного, и яко судии и бога (срд., 2 песнь, 2 ирмос, 1 троп.), ибо он неподкупный, судья и Бог ( мыто по-церк.слав. значит подать, отсюда мытарь – сборщик податей, налогов). Кому ты уподобилась, душа, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми (срд., 2 песнь, 2 ирмос, 2 троп.), т.е. жестоко поразив (буквально «побив камнями») тело злодеяниями и убив ум бессмысленными, безумными помыслами (церк.слав. «слово» – перевод греческого lógos, у которого есть еще множество значений, в том числе и «смысл», «разум»). Никому не уподобилась ты, душа, из ветхозаветных праведников: ни Сифу, ни Еносу, ни Еноху, ни Ною, но явилася еси убога праведных жизни – оказалась чужда (бедна свойствами) жизни праведников (срд., 2 песнь, 2 ирмос, 3 троп.). Тело мое осквернилось, дух окаляся т.е. измазан грязью, обезображен (см. дальше, во 2 троп. 5 песни калом смесихся – буквально «огрязнил себя грязью», испачкал; калъ – грязь, слякоть, тина, ил), весь острупися , т.е. покрылся ранами, болячками (срд., 1 троп. 4 песни). Наг есмь чертога, наг есмь и брака, купно и вечери… — лишен я чертога (чертог – внутренняя комната в доме, спальня, особенно брачная, украшенная), лишен и брачного пира, вместе и угощения: чертог заключися мне спящу , поскольку комната была заперта, пока я спал (срд., 6 троп. 4 песни). Я стал тяжкий (лютый, свирепый) нравом , был фараону горькому… ианни и иамври , злому (вредному) фараону как Ианний и Иамврий (египетские волхвы), душею и телом, и погружен (потоплен, утоплен) умом (срд., 1 троп. 5 песни). Ты, душа, уподобилась египтянке Агари, поработившися произволением , отдавшись в рабство (а работа по-церк.слав. это именно рабство) своей воле (своему произволу), и родив нового Измаила – презорство , строптивость, непослушание (чт., 1 троп. 3 песни) … Для перевода использованы «Церковнославяно-русские паронимы. Материалы к словарю» О.А. Седаковой, «Полный церковно-славянский словарь» прот. Г. Дьяченко и «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И.И. Срезневского.

http://pravmir.ru/obratisya-posteni-dush...

е) Адам пал, прельстившись сладостию плода запрещенного древа ( Быт.3:6 ): Господь, чтобы истребить эту греховную сладость и даровать вместо ее сладость спасительную, – напаяется оцтом и желчию. «Напояется желчию Долготерпеливый, истощая ми сладость спасительную, сладостию снедною лишенному райския пищи» (Окт. гл. 1, в пяток утра, кан. Кресту песн. 7, троп. 2). – «Распинаем за милосердие Господи, и спасавши мя, оцта и желчи приемлеши вкушение, властнаго избавляя нас вкушения, яко благ, имже прельстихомся и тли подпадохом» (Окт. гл. 4, в пяток утра, кан. Кресту песн. 5, троп. 2). – «Сладость сый Господи и наслаждение, яко Содетель, желчи вкусил еси Христе, от сладости сущее отпадение, еже из Адама, Ты исправляя: темже Тя поем спасшийся Твоими страстьми» (в пяток 3 нед. Вел. Поста утра, кан. триоди песн. 9, троп. 3). – «Да избавимся мы властнаго греха, желчи вкусил еси Христе, сладосте жизненная» (Окт. гл. 4, в пят. утра, кан. Кресту песн. 7, троп. 1). ж) Адам пал, возмечтав быть Богом ( Быт.3:4–5 ): Господь для низложения этого гордого мечтания, смиряется на Кресте. «Смирил еси на древо воздвигаем око высокое и превознесенную бровь на землю низложил еси, спасый человека» (Окт.гл. 4, в неделю утра, кан. Креста воскрес, пес. 7, троп. 1). з) Адам пал, не послушав заповеди Господа: Господь Иисус Христос в понесении чаши крестных страданий оказывает Отцу Своему небесному совершенное послушание. «Древом умерщвляется Адам, волею прослушание соделав: послушанием же Христовым паки обновляем есть: мене бо ради распинается Сын Божий препрославленный» (Окт. гл. 7, в неделю утра, кан. воскресн. песн. 7, троп. 1). и) Адам пал, по своему произволению: Господь восходит на крест по Своей также воле. «Волею заклался еси, яко агнец, снедию древа умершаго волею паки к жизни Христе возводя» (Окт. гл. 8, в пяток утра, кан. Кресту песн. 7 троп. 1). и) Адам совершением греха помрачает в себе честь и красоту образа Божия: Господь, – второй Адам – распинается бесчестно для восстановления нас в прежнюю честь. «Распятие безчестное прият Христе плотию, почести хотя обезчествованнаго человека страстьми безсловесными и древнюю доброту погубльша» (Окт. гл. 1, – в пяток утра кан. Кресту песн. 9, троп. 2). – «Крест претерпел еси безчестно, Владыко, Иже превыше всея твари: яко да почтиши мя прежде люте обезчествована» (Окт. гл. 8, в среду утра по 3 стихословии седален крестный). – «Досаждение воистинну, иже чести всякия превышший Владыко, претерпел еси Христе, по главе тростию биемь, яко да преступлением мя обезчествована почтиши Человеколюбче» (Окт. гл. 3, в среду утра кан. Кресту песн. 4, троп. 1). – «Оплевание и безчестное обвождение (Господа означает) еже о нас честь,» – сказано в Синаксарие во св. и великий четверток.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

о) Согрешивший Адам за совершение греха подвергается праведному суду и осуждению Божию: Господь Иисус Христос – второй Адам беззаконно осуждается. «За осуждение отриновеннаго осуждение пострада» (Окт. гл. 1, в пяток утра, – кан. Кресту песн. 8, троп. 2).      , п) Вследствие греха Адамова, по праведному суду Божию, род человеческий терпит скорби и болезни ( Быт.3:16–19 ). Господь, для дарования роду человеческому вечной, безболезненной и чуждой всяких скорбей жизни, терпит ужасные скорби и болезни на Кресте: «Болезнями, яже претерпел еси распинаем, болезни уставил еси человечеству и к неболезненному житию всех приводиши, благоутробне Господи» (Окт. гл. 4, в пяток утра, кан. Кресту, песнь 6, троп. 1). «О како претерпел еси болезни, на Кресте простираем, от болезней лютых взимая мя, Спасе» (Окт. гл. 6, в пяток утра, кан. Кресту, пес. 9, троп. 2). р) Проклятие, произнесенное Адаму за грех ( Быт.8:17 ), переходит на весь род человеческий; Господь, для снятия этого проклятия, становится клятвою и привлекает на людей благословение: «Разрешени быша земнороднии от клятвы, клятве Тебе Владыко бывшу и Крестом благословение источившему» (Окт. гл. 3, в пяток утра, кан. Кресту, пес. 3, троп. 2). с) Адаму за совершение греха земля, вместо благословенных плодов, стала произращать терние и волчцы ( Быт.3:18 ). Господь, для пресечения терноносного греха, увенчивается терновым венцем. «Венцем терновым венчан был еси хотя долготерпеливе, якоже Царь истинный, и терноносный грех из корене уставил еси» (Окт. гл. 3, в среду утра, кан. Кресту, пес. 4, троп. 2). «Тебе терноносный Еврейский сонм любве Благодетелю к Тебе не сохрань матерния, Христе, венча, родоначальника разрешающа терновное запрещение» (Окт. гл. 5, в неделю утра, кан. воскреси, пес. 1, троп. 1). т) Адам за совершение греха осуждается Господом – в поте лица своего снедать хлеб свой ( Быт.3:19 ). Господь, предначиная внутренно крестные страдания, для оправдания Адама, молится до кровавого пота. «В поте лица твоего хлеб твой снеси, рекл еси падшему человеку: темже, яко вторый Адам, егда молился еси, пот крове изливашеся из пречистаго тела Твоего: брашно бо Твое волю Отчу творити» (см. в книге: Акафист Божественным страстем Христовым. кан. Крест. пес. 1, троп. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Невоструев приводит примеры целых тропарей (канонов) с весьма неясным смыслом. Он перечисляет «грехи не только против грамматики, филологии, логики, но и против истории, экзегетики, догматики и т.п., принадлежащие частью самим переводчикам и исправителям, частью писцам или печатникам, при невежестве и неосмотрительности дозволявшим себе мудрования 138 . Например, «Иже всякое словесное истины от несущих хотением соделавшие трисвятыми гласы поется» (глас 6. понед., 2 канон, 3 п., троп. 1); «Христа родила еси едину носящу яве ипостась сложну Божества и человечества, стекшуюся естественному истинно по соединению» (15 нояб., кан. 8 п., Богород.); «Умерщвления совлекся в жизнь облечеся в раи Адам» (19 февр., кан., 6 п., Богород.); «Славы желаний воистину, еже в человецех высокаго возгнушался еси» вместо «Славы желая истинныя (21 марта, кан., 5 п., 1 троп.). Невоструев приводит случаи ошибочного чтения например, «златотканное питие» (13 нояб., стих на лит. 4) вместо «златовидное» (χρυσοφς – вместо χρυσοφας) «историческое кощунство» (16 нояб.) вместо «стоическое» (στορικν – στωκν); «место священия херувимы превосходящаго» (25 марта, воззвах», 2 стих.) вместо «на херувимы восходящаго». Можно указать на случаи смешения имен собственных и нарицательных, например: «свобождаше от уз отметающияся Христа, и вся, яже обрете чтущыя того Бога, всячески начинаше мучити (9 сент., муч. Севериану кан. на повеч., 1 п., 2 троп.) вместо «неистовствовал Лисий против Христа…» 139 ; «Честными страданиями украшаемь» (24 авг., кан., 6 п., 1 троп.) вместо «Севастию страданиями украшая…»; «Спастися честную твою днесь память почитающим и от всяческих заступай напастей» (7 сент., муч. Созонту канон, 1 п., 1 троп.) вместо «Спастися честную твою днесь память почитающим от всяческих Созонте 140 , напастей». В других случаях, наоборот, имя нарицательное принимается переводчиками за собственное. Например, 7 июня, кан., 7 п., 3 троп.: «святая ноша» (т.е. мощи – φρτος γιος) понято как Форт святый – неизвестный в агиологии святой, и переведено: «соблюд твоя словеса, Форт святый, богоносному Фронтону отдаде тя» вместо «соблюдая свое слово, ты, святая ноша, отдана была богоносному Фронтону».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

Невоструев в первый же год священства, читая Великий канон, похвалы на утрени Великой Субботы и молитвы на вечерне Пятидесятницы, «угадал, насколько исправны, или, лучше сказать, неисправны наши богослужебные книги». Это обстоятельство впоследствии «побудило его сличить текст всех богослужебных книг с греческим» 136 . Этот многолетний труд над текстом богослужебных книг обнаружил в них большое количество ошибок. В рукописях Невоструева часто встречаются заметки: «неправильно переведено», «неправильное чтение», «неправильные формы». В насыщенном материалом, почерпнутым главным образом из Миней, ответе (1868 г.) на «присланную ему рукопись неизвестного автора, выражавшего легкомысленное «довольство последним (т.е. Никоновым) исправлением книг, как вполне законченным и совершенным», Невоструев дает классификацию неудачных и ошибочных переводов, которые являются причиной непонятности наших богослужебных книг 137 . Он указывает на: 1) странные выражения – «грецизмы», например, «сияние шума› (6 авг., 1 кан., 7 троп., I п.), «уразуметь очесы» (κατανοεν – 2 дек., сед. по 3 п.), «видеть перстом» (κατιδεν – 6 окт., хвал. стих. 3), «удавить кровию» (30 окт., «Господи воззвах», славник), «неусыпающая свеща» (22 апр., кан., 5 п., I троп.), «студению напаять» (22 апр., кан. 6 п.. 2 троп.), «приятное молитвы кадило» (δεκτν– удобоприемлемое). 2) Сбивчивое употребление грамматических форм, например, глагольных: «видеша на Фаворе Моисей же и Илия от Девы Отроковицы Бога воплощаема (σεσαρκωμνον)» (6 авг., мал. веч., стих. на «и ныне»), «мучитель не возможе твоея крепости (τνον) душевныя разслабити божественною любовию. Спасе, укрепляем (κρατυνμενοι)» (7 июня, кан., 3 п., 3 троп.). 3) Смешение падежей, например, именительный вместо творительного – «явился еси с Моисеем и Илиею, и учеников лучшии (προκριτος)» – (12 авг., веч., стих. 2). 4) Превращение сказуемого в подлежащее, например, «блаженное чрево Твое воистину, носившее Свет мира во чреве носившую» (25 июля, кан., 4 п., 2 троп.) «крепость оскуде исмаильтеская: десницы бо оружия крестнаго все ограждение державномудренный царь в своей земли положи» (16 авг., кан., 4 п., 2 троп.).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

Мы же многолетствуем: Великаго господина: И бывает расход. В пяток на утрени Если утреня совершается отдельно от вечерни, глаголем двупсалмие. Если же утреня совершается накануне, сразу после вечерни, то вместо отпуста вечерни по обычаю священник произносит возглас на шестопсалмие: Слава святей: Обычное шестопсалмие и ектения великая, постовым распевом. Вместо Бог Господь: Возглашает священник Аллилуйя: со стихи: От нощи утреннюет: и прочая. И глаголем Троичен прилучившагося гласа, к немуже припеваем: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи. На Славу: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. На И ныне: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас Кафисмы чтем 19-ю и 20-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектений несть. По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха Крестны. По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди. Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. И абие канон. Канон Триодь излагает полный канон Кресту и трипеснец на 5, 8 и 9 песни. Сего ради перемещаются тропари канона Минеи из песен с трипеснцем. Песнь Тропари Тропари Тропари Катавасия Октоих Октоих Триодь (канон Кресту) Октоих Октоих Триодь (канон Кресту) Триодь Малая ектения. Седален Минеи. Слава и ныне, Крестобогородичен (Песнь) (Ирмос) (Тропари) (Тропари) (Тропари) (Катавасия) Октоих Октоих Минея 2 троп, из 4 песни, 2 троп, из 5 песни Триодь (канон Кресту) Триодь Триодь (канон Кресту) Триодь (трипеснец) Триодь (трипеснец) Триодь Октоих Октоих Минея 2 троп, из 6 песни, 2 троп, из 8 песни Триодь (канон Кресту) Триодь (Очисти мя, Спасе:) Малая ектения. Кондак и икос святаго Минеи. 7 Октоих Октоих Минея 2 троп, из 7 песни, 2 троп, из 9 песни Триодь (канон Кресту) Триодь Триодь (канон Кресту) Триодь (трипеснец) Триодь (трипеснец) Триодь Триодь Триодь (канон Кресту) Триодь (трипеснец) Триодь (трипеснец) Триодь (Чужде матерем:) И абие: Достойно есть: постовым распевом Малая ектения. Светилен постовой прилучившагося гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

г) По преданию Святой Церкви, Адам пал в шестой час дня (по нашему времясчислению в двенадцатый): в это самое время и второй Адам повешен был на древе ( Ин. 19:14 ) 1 . В шестый час дне (Господь) на Кресте повешен бысть. Зане в той час, якоже глаголют, и Адам на отреченное древо руце простер, коснуся и умре. Подобаше бо в оньже час сокрушену, в той паки возсоздатися» (из Синаксария во св. и вел. четверток). «В шестый час распят Христос, – говорит св. Афанасий Александрийский , – ибо около вечера пал Адам» (quaest. ad. Antioch.). г) Адам пал, ребра послушав, то есть жены своей, созданной из его ребра ( Быт.8:6 ): Господь, – второй Адам, – прободается в ребро. «Воздвижен на древо и гвоздьми пригвождся, окровавил еси персты долготерпеливе и копием прободаем в ребра, исцелил еси язву Адамову, юже прият, ребра послушав и прослушав Сотворшаго и» (Окт. гл. 1, в среду утра кан. Кресту пес. 5, троп. 2). «В ребра прободен был еси копием, Владыко, исправляя ребренное поползновение» (Окт. гл. 1, в пяток утра кан. Кресту пес. 3, троп. 2). – «Пивши чашу Христе, юже возжелел еси, страстию крестною, источники ми проливаяй оставления от живоносных ребр, ради ребра умершему» (Окт. гл. 6, в пят. утра кан. Кресту. песн. 8, троп. 1). д) Адам пал, протянув руки к запрещенному плоду: Господь распростирает руки Свои на кресте и окровавливает. – «Распростер на кресте длани, руце неудержанно простертыя ко древу снедному первозданнаго исцеляя Владыко» (Окт. гл. 3, в пят. утра кан. Кресту песни 8 троп. 2). – «Простертыя древле неудержанно к древу разумения праотчи руце исправляя Христе поползновение, распростерся еси волею, и Твои пригвоздил еси руце долготерпеливе, создавый человека рукою, за безмерную благостыню; слава паче ума Слове благоутробию Твоему» (Окт. гл. 4, в среду утра, на литургии блаженны). – «Простерл еси на Кресте Христе Твои длани, руки праотца невоздержанное потребляя: древом же древа исцелил еси клятву, темже Тя поем во вся веки» (в пяток 3 нед. Вел. Поста утра, кан. триоди песни 8 троп. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

к) Адам чрез совершение греха падает с высоты Богоподобия в бездну зла: Господь, – чтобы поднять нас на прежнюю высоту, – возносится на Крест. «Вознеслся на Крест, вознесл еси нас от глубины злых, темже Твое Слове славим святое схождение» (Окт. гл. 1, в среду утра, на литургии блаженны). «На Крест вознеслся еси и падый Адам востал есть» (Окт. гл. 4, в среду утра, – кан. Кресту песн. 7, троп. 2). – «На Крест вознесшуся Ти, Спасе, совознесл еси все человеческое естество, непрестанно поющее Тя» (Окт. гл. 2, в среду утра, – на лит., блаженны). л) Адам чрез совершение греха связывает себя узами греховными: Господь, – для снятия этих уз, – претерпевает узы. «Да отпустиши мя от уз греховных, Человеколюбче, Твоею волею связан был еси и на Кресте умерл еси, яко злодей» (Окт. гл. 4, в пяток утра, кан. Креста песн. 4, троп. 1). м) Адам чрез совершение греха порабощает себя лукавому миродержцу: Господь, – для освобождения Адама и всех нас от сего рабства, терпит рабское поношение, – ударение в ланиту, заушение и оплевание. «Претерпел еси ударение в ланиту, свободити мя хотя порабощеннаго Господи лукавому миродержцу» (Окт. гл. 4, в пяток утра, кан. Кресту песн. 8, троп. 2). – «Заушение (Господа) нашу свободу являше» (из Синаксария во св. и вел. четверток). – «В ланиту заушен был еси, Спасе, и оплеван, – ядовитаго заушил еси врага злобу, отъемля падение, еже подъят Адам, украден быв видения ради» (Окт. гл. 6, во вторник вечера на Госп. воззвах стихира крестная). н) Согрешивший Адам тотчас познал свою наготу, которой он прежде, до совершения греха, не замечал ( Быт.3: 7 ): Господь, чтобы покрыть это греховное обнажение одеждою славы, обнажается плотию на Кресте. «Адамово Христе обнажение Ты покрываяй, обнажился еси плотию» (Окт. гл. 1, в среду утра, – на литур. блаженны). – «За приемшаго наготу, наг на древе висел еси, щедро: велия Твоя держава и долготерпение» (Окт. гл. 1, в пяток утра, – кан. Кресту песн. 8, троп. 2). – «В рай мя убо прежде древо обнажи, вкушением враг внося умерщвление: крестное же древо, живота вечнаго одеяние человеком нося, водрузися на земли, и мир весь исполнися всякия радости» (Окт. гл. 8, в пяток утра по 2 стихословии седален крестный). – «Обнажен быв (Иисусе), одеваеши одеждою славы человека: слава многому благоутробию Твоему» (Окт. гл. 3, в среду утра, кан. Кресту песн. 3, троп. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Песнь 7-я 2-го канона Развивая мысль предыдущей песни этого канона, эта песнь, соответственно своему библейскому образцу, рисует ту борьбу, которую пришлось Христу выдержать для спасения и обожения человечества, с его противником. Борьба эта представляется в песни сначала прикровенно под видом прообразовавшего ее подвига трех отроков в печи Вавилонской (ирмос) и спасения их (1 тропарь); а затем она изображается с её премирной стороны, как победа Христа над диаволом (2 троп.); а с конкретной стороны, как победа над грехом в мире (3 троп.), причем орудием её там и здесь одинаково выступает воплощение. Ирмос 7-й 2 канона Объятые 749 любовью 750 ко Всецарю 751 отроки обличили 752 безбожное 753 злоязычие 754 безмерно 755 свирепствовавшаго 756 тиранна 757 , и сильный 758 огонь покорился 759 говорившим Владыке 760 : в века благословен Ты 761 . Тропари 7 п. 2 канона Печь, усиленная 762 седмикратным 763 разжжением 764 , страшно 765 всеопаляющая 766 , яростно 767 пожигает 768 служителей 769 , а спасает юношей 770 , которых венчал 771 пламень, когда Господь подавал 772 обильно 773 росу за благочестие. Помощник 774 Христос! неизреченно 775 имея (пользуясь) воплощение(м) (как) загадкой 776 , приняв (ныне) образ 777 , Ты посрамил 778 противника 779 людей 780 , неся богатство 781 обожения, в разсчете (надежде) на которое 782 мы с высоты 783 пришли в преисподний 784 мрак 785 . С неудержимой 786 злобой 787 надмевающийся 788 , безчестно 789 буйствующий 790 от развращения 791 мира 792 , грех Ты всесильно 793 ниспроверг 794 и кого он прежде увлек 795 , тех сегодня спасаешь от сетей 796 его, добровольно 797 воплотившись, Благодетель 798 . Песнь 8-я 1-го канона Имея чередной (см. предыд. песнь этого канона) темой поклонение волхвов, песнь говорит об этом эпизоде Р. X., в виду особой важности его (ср. тропарь и ипакои), не так просто-повествовательно, как 7-я песнь о поклонении пастухов, а с философско-исторической стороны и именно под углом зрения своего библейского образца. Соответственно этому, прежде всего ирмос освещает чудо с тремя отроками по его таинственно-прообразовательному отношению к самой сущности празднуемого события; а тропари в этом чуде находят соотношение с указанным важнейшим обстоятельством рождества Христова – с поклонением волхвом. Именно: это поклонение было как бы исторической компенсацией за вавилонский плен, благодаря именно которому св. отроки оказались в печи (1 троп.); разрушение язычества, предзнаменованное поклонением волхвов, со всей нечистой культурой было возмездием за подавление пленом святой культуры Израиля (2 троп.); наконец, поклонением волхвов означалось политическое подчинение Вавилонского язычества Христову Сиону (3 троп.).

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

По страницам канона св. Андрея Критского Вечером четверга закончилось чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского на 1-ой неделе Великого поста… Но не спешите отложить книжку в сторону: до того, как он зазвучит вновь на 5-ой неделе поста, теперь целиком, посмотрите, вчитайтесь еще раз в этот удивительный текст, проникнитесь самим языком канона. 4 апреля, 2011 Вечером четверга закончилось чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского на 1-ой неделе Великого поста… Но не спешите отложить книжку в сторону: до того, как он зазвучит вновь на 5-ой неделе поста, теперь целиком, посмотрите, вчитайтесь еще раз в этот удивительный текст, проникнитесь самим языком канона. Сегодня вновь зазвучит Великий покаянный канон св. Андрея Критского — на 5-ой неделе поста — теперь целиком, посмотрите, вчитайтесь еще раз в этот удивительный текст, проникнитесь самим языком канона. Мы много писали об уроках покаяния , силе образов, глубине богословия, а ведь все это выражено удивительным языком – языком необыкновенной силы и смысловой насыщенности. В каждом образе, каждом сочетании слов сконцентрировано множество мыслей. Это не рассказ, нет — это вопль, плачь, призыв к собственной душе – встань, просыпайся! Как ты погрязла в злодеяниях!.. Посмотри, на что ты стала похожа! Фото orthphoto.net Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний..? (пн., 1 троп. 1 песни) не поведать, не перечислить, а оплакивать. К тому же плакатися по-церковнославянски — каяться, обращаться со слезами. Св. Андрей часто называет себя и свою жизнь окаянной, т.е. несчастной, жалкой, бедственной. От юности, Христе, заповеди твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие… (срд., 1 троп. 1 песни), я с малолетства погрешал против Твоих, Христе, заповедей ( преступити – погрешать, ошибаться; отсюда церк.слав. преступление – ошибка, погрешность), презирая их, подверженный всяческим страстям, провел жизнь беспечно (бездействуя в деле спасения, унынием). Богатство свое я изнурил в блуде (срд., из 3 троп. 1 песни), истратил, истощил в беспутстве все то, чем Ты меня одарил, и нет у меня ни слез, ниже (даже ни) покаяния… ниже умиления (печали, сокрушения; срд., 2 троп. 2 песни).

http://pravmir.ru/obratisya-posteni-dush...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010