Д.), цикл стихир-подобнов, седален. Такой состав службы И. Д. подтверждается рукописными слав. Минеями студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 162, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 34). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 330) память И. Д. отмечается 2 дек. вместе с памятью прор. Аввакума. Последование И. Д. включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ορθοδοξας δηγ (    ), канон 2-го гласа, цикл стихир-подобнов, который заимствуется из службы 4 дек. На стиховне вечерни к стихирам Октоиха прибавляется стихира-подобен И. Д., седален (по 6-й песни канона), на литургии - прокимен Пс 149. 5, аллилуиарий Пс 111. 1, чтения дня. В Мессинском Типиконе 1131 г. И. Д. не упоминается. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 242) память И. Д. отмечается 29 нояб. и 4 дек. без богослужебного последования. В ранних редакциях Иерусалимского устава , напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Там же. Т. 3. С. 34), память И. Д. празднуется 4 дек. вместе с памятью вмц. Варвары. Согласно первопечатному греч. Типикону (Венеция, 1545), 4 дек. соединяются последования вмц. Варвары, И. Д. и Октоиха: на «Господи, воззвах» поются 2 цикла стихир-подобнов святым, на стиховне вечерни поются стихиры Октоиха, но по желанию могут исполняться стихиры И. Д., в качестве славника на стиховне вечерни назначается стихира преподобному; отпустительный тропарь И. Д. тот же, что и в Евергетидском Типиконе; на утрене поется канон Октоиха и общий канон святым 2-го гласа (очевидно, тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе), по 6-й песни назначаются кондаки святым, на хвалитех - стихиры вмц. Варваре, на стиховне утрени - стихиры Октоиха и подобен И. Д. в качестве славника; на литургии назначаются изобразительные антифоны, 3-я и 6-я песни канона святым, причастен Пс 111. 6. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. сохраняется в целом тот же устав службы 4 дек., что и в первопечатном греч.

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

1. Вторник. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. Служба свв. Космы и Дамиана шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры бессребреников, глас 6-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – бессребреников, глас тот же: «Безконечна есть святых благодать...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава» – бессребреников, глас тот же: «Всегда имуще Христа...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Никтоже, притекаяй к Тебе...». По Трисвятом – тропарь бессребреников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Недвижимое утверждение...». На утрене на «Бог Господь»тропарь бессребреников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Недвижимое утверждение...». Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и бессребреников (1-й канон, глас 6-й) на 6. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален бессребреников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос бессребреников, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен бессребреников, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры бессребреников, глас 1-й и глас 2-й – 4. «Слава» – бессребреников, глас 4-й: «Источник исцелений...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, прибежище христиан...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет...». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й; стих: «Се что добро или что красно...», и стихира бессребреников, глас тот же: «Светлая и просвещенная...». «Слава» – бессребреников, глас 8-й: «Кто не удивится...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-14/

1. Понедельник. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. Служба свв. Космы и Дамиана шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры бессребреников, глас 6-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – бессребреников, глас тот же: «Безконечна есть святых благодать…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава» – бессребреников, глас 6-й: «Всегда имуще Христа…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Никтоже, притекаяй к Тебе...». По Трисвятом – тропарь бессребреников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость...». На утрене на «Бог Господь»тропарь бессребреников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость...». Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и бессребреников (1-й канон, глас 6-й) на 6. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален бессребреников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос бессребреников, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен бессребреников, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры бессребреников, глас 1-й и глас 2-й – 4. «Слава» – бессребреников, глас 4-й: «Источник исцелений…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, прибежище христиан...». «Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет…». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й; стих: «Се что добро или что красно…», и стихира бессребреников, глас 6-й: «Светлая и просвещенная…». «Слава» – бессребреников, глас 8-й: «Кто не удивится…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

http://patriarchia.ru/bu/2022-11-14/

   И икос. и чтем пролог. По 9-й песни светилен, дважды. На хвалитех стихиры, на 4, глас 1. Подобен: небесных чинов: Слава, и ныне, глас 8: Приидите радостно днесь: Славословие великое. По трисвятом, тропарь единожды. и отпуст. На Литургии, блаженна от канона 1-го, песнь 3-я: и 2-го, песнь 6-я. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых своих: Стих: В церквах благословите бога: Апостол к галатом, зачало 210 от полу: Авраам два сына име: Аллилуиа, глас 1: спасение праведных от Господа: евангелие луки, зачало 36: Никтоже убо светильника вжег: Причастен: Радуйтеся:     10. святых мученк, мины, ермогена и евграфа.    Стихиры октоиха 3, и святых 3, глас 1. Подобен: Всехвальнии: На стиховне октоиха.    Тропарь, глас 8: Воздержанием страстей, огнепальныя умертвивше зраки и движения, христовы мученицы прияша благодать недуги отгоняти немощных, и живше и по кончине чудодействовати. воистинну чудо преславно, яко кости наги источают исцеления: слава единому и создателю Богу.     На Утрени, оба канона октоиха: и святых, на 4: глас 1. По 3-й песни,    Кондак, глас 1. Подобен: Лик ангельский: Мину чуднаго, ермогена божественнаго, и евграфа купно священными сладкопении почтим вси яко почествовавшия Господа, и страдальчествовавшия за него, и лика безплотных на небесех достигшия, и чудеса точащия.    И седален, глас 8. По 6-й песни,    Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Добропесненный глас твоих словес, ермогена из глубины погибели возвед, постави на камени жизни: отонудуже и евграф царя обличив, радуяся посекается в славную главу. но прилежно моли, мино, спастися всем любовию чтущим тя.    По 9-й песни, светилен октоиха. Слава, святых. На стиховне октоиха. На Литургии, прокимен, глас 4: святым, иже суть на земли его: Стих: Предзрех Господа предо мною выну: Апостол ко ефесеем, зачало 233. Возмогайте о господе: Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии: Стих: Многи скорби праведным: евангелие луки, зачало 107. Внемлите от человек: Причастен: Радуйтеся:     11. преподобнаго отца нашего даниила столпника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Повечерие после вечерни – малое.    Полунощница – вседневная.    На утрене порядок тот же, какой имеет утреня, отправляемая в седмичные дни в период времени пения Октоиха. На «Бог Господь» поется тропарь святому и т. д. В данное время поются сначала обыкновенные два канона Октоиха (в понедельник – покаянный, или умилительный, и Бесплотным), первый с ирмосом на 6, второй без ирмоса – на 4, а после них канон Минеи без ирмоса – на 4.    Но в тех песнях, в которых есть трипеснец или, точнее, два трипеснца, Октоих оставляется, поются же сначала канон Минеи с ирмосом – на 6, потом трипеснцы, каждый – на 4, оба – на 8, без ирмосов, только в заключение в тех песнях, где есть трипеснцы, на катавасию – ирмос второго трипеснца. В понедельник трипеснцы содержат 1, 8 и 9-ю песни, в другие дни 8 и 9-я всегда остаются, но первая меняется. Песни Священного Писания стихословятся по разделу Ирмология «Господеви поем».    Часы – обыкновенные.    Литургия – Златоустого. Вторник сырной седмицы    Вечерня – вседневная. Стихиры поются так же, как накануне понедельника.    Повечерие – малое.    Полунощница – вседневная.    Утреня – вседневная. Каноны положены из Октоиха (покаянные и Предтечи) и из Минеи. Трипеснцы – два, состоящие из 2-й, 8-й и 9-й песней. Каноны и трипеснцы 8-й и 9-й песней поются и стихословятся так же, как в понедельник. Что касается 2-й песни, то в начале ее поется ирмос 1-го трипеснца, а в конце – 2-го. Припев к тропарям «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».    Часы и Литургия – обычные. Среда сырной седмицы    На вечерне поются песнопения Октоиха, Триоди и Минеи. Порядок такой же, какой имеет вседневная вечерня. Но есть и особенности, свойственные великопостному богослужению, а именно: по «Ныне отпущаеши» и Трисвятом – тропарь, глас 4-й – «Богородице Дево, радуйся», поклон, «Слава» – «Крестителю Христов», поклон; «И ныне» – «Молите за ны», поклон. «Под Твое благоутробие» без поклона. «Господи, помилуй» – 40 раз, «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче». «Сый благословен». «Аминь». «Небесный Царю». Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко» (разделяемая тремя великамы поклонами), с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго», 12 малых поклонов, молитва «Господи и Владыко» (один великий поклон). Трисвятое по «Отче наш». Возглас. «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава Тебе, Христе Боже». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

На утрене на «Бог Господь»тропарь благоверных князей, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «Агница Твоя, Иисусе, Христина...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды). Полиелей. Величание благоверных князей и избранный псалом. Седален благоверных князей по полиелее, глас 8-й: «Христовы уведевше заповеди...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Солнца облаче...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен благоверных князей, глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их»; стих: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». Евангелие благоверных князей – Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых благоверных князей...». Стихира благоверных князей, глас 8-й: «Братия прекрасная...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), благоверных князей (два канона) на 6 и мученицы на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос мученицы, глас 4-й; седален благоверных князей, глас 1-й. «Слава» – седален мученицы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Безневестная Чистая...». По 6-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен благоверных князей, ин светилен благоверных князей. «Слава» – светилен мученицы, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Стояще окрест Тебе...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 1-й и глас 4-й – 4 (со славником). «Слава» – мученицы, глас 5-й: «Девства твоего красоты...» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Обрадованная, ходатайствуй...». Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом (на 6): благоверных князей, глас 1-й – 3, и мученицы, глас 4-й – 3; «Слава» – благоверных князей, глас тот же: «Днесь, празднолюбных собори...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «От всех бед...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-06/

§2.2.1. В случае святого без знака (малого святого) Устав такой службы находится в 10-й уставной главе Общей Минеи и в Месяцеслове (48-я глава Типикона) в последованиях служб святым без знака (25 сентября, 27 сентября, 2 ноября и т.д.). По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря. Кафисмы по Уставу (2 – в период летнего расписа­ния, 3 – в период зимнего расписания; см. 17-ю главу Типикона). Седальны по кафисмам – из Октоиха. Канон: 1-й канон Октоиха на 6, 2-й канон Октоиха на 4; канон святого из Минеи на 4. Катавасия – ирмос канона Минеи; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни. По 3-й песни: седален святого; «Слава, и ныне»: Богородичен (в среду или пятницу – Крестобогородичен) Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого (иногда икос в Минее отсутствует; в таких случаях читается только кондак святого). По 9-й песни: – если светилен в Минее отсутствует, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха; – если светилен в Минее указан, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду и пятницу – Крестобогородичен Октоиха: «У Креста предстоящи...»). «Всякое дыхание...» и стихиры на «Хвалите…» не поются. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость Господа Бога нашего на нас...») 214 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу «Славы»; в среду или пятницу – Крестобогородичен Минеи на ряду. Если же в Минее нет стихиры на «Слава», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха. По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени». §2.2.2. В случае святого, «поемого на 6» (шестеричного святого) Устав службы шестеричному святому в седмичный день можно найти в 9-й уставной главе Общей Минеи. Некоторые указания находятся также в последованиях служб шестеричным святым в 48-й главе Типикона (например, 5 сентября, 6 сентября, 24 сентября и т.д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

3-я часть: к аноны по Уставу (т.е. канон Богородице и святого, перенесенного с периода от Лазаревой субботы до Антипасхи). По Трисвятом: кондак святым, «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...» и далее по чину. По «Боже, ущедри ны...» – три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина , а затем молитва «Нескверная, Неблазная...» (сразу) и далее по чину. Отпуст малый. На малом повечерии в неделю вечером особенности такие же, как и в 3-й части великого повечерия в другие дни (см. выше). Напомним, что вечером в Неделю 1-ю Великого поста на малом повечерии читается канон пророков из Триоди. Утреня Утреня совершается с полиелеем, но славословие в конце утрени читается и окончание бывает по чину утрени вседневной. По «Бог Господь…» (поется «Бог Господь…» вместо «Аллилуиа»): тропарь мучеников дважды, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…». Кафисмы 3 по Уставу. П о 1-й и по 2-й кафисме – нет малой ектении и читаются седальны Триоди. По 3-й кафисме диакон произносит малую ектению (возглас – «Яко Твоя держава…») и читаются седальны Минеи: 1-й седален мучеников, «Слава»: 2-й седален мучеников, «И ныне»: Богородичен Минеи. Полиелей (схема этой части утрени от полиелея до канона – такая же, как на обычной полиелейной утрене). Канон: а) в тех песнях, где нет трипеснца: 2 канона мучеников со ирмосом на 8. Катавасия – «Отверзу уста моя…». б) в тех песнях, где есть трипеснец: каноны святых со ирмосом на 6 и Триоди на 8 (+ добавочный тропарь Триоди, который в счет «на 8» не входит). Катавасия – Триоди. Во вторник 2-я песнь поется только по Триоди (ирмос – 1-го трипеснца, тропари с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», катавасия – 2-го трипесца). Библейские песни поются по праздничному варианту «Поем Господеви…». Однако в приходской практике праздничный вариант не употребляется и потому здесь стихи песней заменяются припевами. К тропарям трипеснца обычно используют припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По 3-й песни: седален мучеников (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ф. 270/II. 27, XIV в.) последование И. Л. в 4-ю Неделю Великого поста имеет ряд праздничных черт: канон поется на 6, по 6-й песни - кондак, на хвалитех - самогласен, на литургии на блаженнах назначается песнь из канона И. Л., чтения И. Л. В ранней редакции «Ока церковного» в этот день сразу после заглавия указано, что поется последование И. Л., однако в описании службы песнопения И. Л. не упоминаются. Во 2-й редакции «Ока церковного» в уставе службы 4-й Недели Великого поста практически ничего не изменилось, лишь было добавлено указание о чтении Апостола и Евангелия И. Л. на литургии. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. под этим днем помещен устав соединения последования И. Л. со службой Октоиха и Триоди; на литургии на блаженнах назначается песнь из канона И. Л., чтения И. Л. (без уточнения, указан лишь причастен Пс 111. 6b). До сер. XVII в. последование И. Л. в слав. Постной Триоди не выписывалось. Начиная с московского издания 1656 г. оно печатается в Триоди, причем все песнопения подобраны в соответствии с греч. Триодью, что привело к несовпадению минейного и триодного тропарей И. Л. и самогласных стихир на вечерне. На литургии И. Л. назначаются: прокимен из Пс 149, Апостол Еф 5. 9-19, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Евангелие Мф 4. 25 - 5. 12, причастен Пс 111. 6b. Последование И. Л., содержащееся в совр. богослужебных книгах под 30 марта, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τας τν δακρων σου οας (      ); кондак 1-го гласа Καρπος ειθαλες (    ); кондак 4-го гласа на подобен «Явился еси» Εν τ ψει Κριος τς ϒκρατεας (        ; только в слав. Минее) с икосом; кондак 4-го гласа на подобен «Явился еси» Ωσπερ θεαν κλμακα («Яко божественную лествицу...» - см., в частности, в Часослове (Венеция, 1832), а также: Амфилохий. Кондакарий. С. 100 (отд. паг.); этот кондак выступает в качестве отпустительного тропаря 4-го гласа в изданиях: Устав. М., 1610, 1641 и Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 286)); каноны: в греч. Минее 1-го гласа, с акростихом Κλμαξ πφηνας τν ρετν παμμκαρ («Лествицу явил добродетелей всеблаженне»), к-рый предполагает наличие 2-й песни, однако в совр.

http://pravenc.ru/text/471351.html

а) Для вечерни помещаются стихиры на «Господи воззвах», паримию (в постной триоди), стихиры на стиховне. Для повечерия иногда канон, иногда канон-трипеснец. Для утрени: троичны гласа (в постной), тропарь, седальны по стихословии кафизм, «трипеснцы и каноны, светильны, зкзапостилларии: стихиры на «Хвалите» и на стиховне. Для часов – (в постной) на 1-м (велик, четв.) тропарь пророчества и на 6-м часе тоже. Для литургии – антифоны блаженны, прокимны, причастны. Молитвословия и песни постной триоди обозначают в ц. уставе молитвами и песнями дне, напр., прокимен дне, самогласен дне, а песни октоиха песнями гласа или октоиха, напр., троичны гласа, седалны октоиха и т. п. А молитвословия и песнопения триоди цветной обозначаются словами: Пасхи, праздника, напр., стихиры Пасхи, т-е. поемые в день Пасхи, канон праздника, т.-е. канон недели, напр., Мроносиц, или Вознесения; словом же воскресны, напр., стихиры воскресны, обозначаются стихиры октоиха; словом – дне – песни триоди, напр , прокимен дне, стиховны триоди дне. К числу книг, чаще других употреблявшим, на клиросе чтецами и певцами, относятся: ирмологий и типикон. Ирмологий или ирмологион. Он содержит ирмосы всех 8-ми гласов октоиха, а также ирмосы минеи и триоди на великие праздники из тех канонов, которые поются на один глас с октоихом и печатаются под этим гласом. Напр. под 1-м гласом помещены ирмосы 1-го гласа октоиха и ирмосы 1-го же гласа на Рождество Христово, на Пасху и другие, поемые на тот же глас. Кроме ирмосов в ирмологии есть молитвословия и песнопения для литургии и утрени, напр., припевы на 9-й песни канона утрени в Господские и Богородичные праздники. Типикон или церковный устав содержит правила и указания на то, в какие дни, при каких службах, в каком порядке и числе, при совпадении различных празднований, должны быть употребляемы молитвословия и песнопения октоиха с молитвами и песнями минеи и триоди. Чтецами и певцами употребляется еще следованная псалтирь. Она не содержит в себе новых молитвословий для Богослужения; но содержит в себе или целые Богослужебные книги, или только избранные молитвословия из Богослуж. книг. Так в ней есть: 1) псалтирь, 2) часослов, 3) месяцеслов с тропарями и кондаками святым и праздникам, избранными из миней, октоиха и триодей; 4) молитвы утренние и вечерние, акафисты и последование к св. причащению, избранные из канонника. § 9. Объяснительный словарь молитвословий и песнопений, содержащихся в богослужебных книгах16

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010