Они составлены в 1-й половине IX века и автор взял за образец великопостные трипеснцы преподобного Феодора Студита . Далее 1-я песнь понедельника и трипеснец среды составлены преподобным Антонием Студитом (IX в.). То, что нынешний трипеснец понедельника является синтезом творений двух разных авторов, объясняется тем, что в рукописных Триодях анонимные трипеснцы часто смешивались с трипеснцами Антония из-за близости их содержания и времени происхождения с. 147 – 148, 169] . Наконец, автор второго трипеснца четверга сырной седмицы неизвестен. В соответствии с наличием указанных песнопений служба в понедельник, вторник и четверг сырной седмицы приобретает следующие особенности: – на вечерне (равно как и на утрене) стихиры на стиховне поются только по Триоди: самогласен (дважды), мученичен (припевы берутся вседневные из Часослова); «Слава, и ныне»: Богородичен; Начиная с этого дня и по Троицкую седмицу включительно на стиховне (и вечерни, и утрени) стихиры Октоиха не поются. В седмичные дни Великого поста поются только стихиры Триоди, а в период Пятидесятницы – стихиры Триоди в случае вседневной службы и стихиры Минеи (на стиховне великой вечерни) в случае праздника бденному или полиелейному святому. – на утрене читаются две кафисмы, седальны по 1-й кафисме – из Октоиха, по 2-й – из Триоди (без малой ектении); Возникает вопрос относительно добавления мученична к седальнам Октоиха по 1-й кафисме (мы подразумеваем, что святой имеет кондак по 6-й песни канона, ибо в противном случае мученичен Октоиха читается вместо кондака, см. 9-ю главу Типикона). Ясно о необходимости читать мученичен с предварительным стихом «Дивен Бог во святых Своих…» сказано только при изложении чина великопостной утрени. Однако это предписание, скорее всего, не является в строгом смысле особенностью служения седмичных дней Святой Четыредесятницы, а имеет компенсационный характер. Дело в том, что обычно на вседневной службе мученичен читается вместе с седальнами Октоиха по 2-й кафисме. Но в седмичные дни поста по 2-й и 3-й кафисме полагаются седальны Триоди, потому для мученична места не находится и Устав, не желая пропускать его вовсе, назначает читать мученичен как добавочное молитвословие к седальнам по 1-й кафисме, взятым также из Октоиха. На сырной седмице седальны Октоиха по 2-й кафисме также не читаются (вместо них – седален Триоди), потому мученичен, руководствуясь той же идеей, уместно также прочитать по 1-й кафисме. – Канон поется следующим образом: а) в тех песнях, где нет трипеснца – каноны Октоиха и Минеи по обычаю (1-й Октоиха на 6, 2-й Октоиха на 4 и Минеи на 4), катавасия по 3-й и 6-й песни – ирмос Минеи); б) где есть трипеснец – Минеи на 6 и оба трипеснца на 8, катавасия Триоди. Кроме того, во вторник 2-я песнь поется только по Триоди без стихов библейской песни с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Не ядущих в среду и пяток сыра и молока встретит по смерти на 3 небе ангел среды, – ibid.. Правило о посте на всё лето (среду и пяток, по изволению и понедельник), – Волоколамская рукопись лист 36. Статьи: 1) слово святых отец о посте устава церковного. Начало: Подобает, братие, хрестьяну человеку наченше угодити Богу своему. Волоколамская рукопись лист 251–264 оборот (о постах и о праздниках); Лаврский Измарагд лист 252. 2) Устав о Петрове говении. Начало: По понедельник, в среду, в пяток горох с яглы, да и вишнее. Волоколамская рукопись лист 54 оборот. О великом посте: во всю Федорову неделю лист 55 оборот; о Филипповом говении: а с Филипова заговения лист 57; о посте великом: а в 1-ую неделю великого поста; устав о среде и пятке: святии бо отцы блажении не уставили лист 60, лист 64. Волоколамская рукопись лист 156 оборот (о великом посте, Филипповом, Петровом, среде и пятнице). Слово о посте великого говения, и Петрова и Филиппова. Начало: Сам Господь наш Ис. Хс. постави 40 дни, 40 нощи. Царская лист 115, стр. 364; Синодальные рукописи лист 408, стр. 109. Федорова неделя т. е. 1 неделя великого поста, – Волоколамская рукопись лист 424. Похвальная неделя – 5 неделя великого поста, – Никоновская летопись VI, стр. 52, 1473г.). Чины прежние. Чин пещного действия. (Кратко, – Вивлиофика VI, 183 (в Москве); пространно, – ibid., стр. 363 (в Новгороде). У Греков пещное действие см. Симеона Солунского Dialogus contra haereses cap. 23 у Миня. t. 155, p. 113. Относительно того, когда совершается, – см. Описание Синодальных рукописей стр. 371. У латинян мистерии, у Греков пещное действие. NB. Началось у нас, вероятно, с Софьи Фоминичны. У Макария в Новгородских Древностях II, 137 помещено описание [якобы] Новгородской халдейской печи (в вышину 3 ¼ аршин, в диаметре 2¾ аршин, круглая, на 12 столбиках, между которыми пророки); [на самом деле это – церковный амвон. См. Толстого и Кондакова Русские древности в памятниках искусства, выпуск 6, стр. 156–158. Рисунки в Древностях Российского государства, отдел VI, у Толстого и Кондакова ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Звон в один колокол, а затем и во все колокола бывает в известные дни года красный (тип. последование среды 5 седмицы вечера), а в другие – косный (тип. понедельник 1-й седмицы св. Четыредесятницы ). Красный звон это тот, который совершается пред утренним, дневным и вечерним богослужением в праздничные и простые дни всего года, великого поста. Красным называется он потому, что удары в один колокол и во вся совершаются чаще, и частые звуки возбуждают в душе красное, т.е. светлое и радостное настроение. На тоже указываешь и наименование благовест. В противоположность этому звон во дни великого поста положено производить косно, т.е. медленно для возбуждения грусти, сокрушения о грехах, к чему побуждает нас великопостное богослужение. Совершать звон красно нужно таким образом: ударив в колокол первые три раза редко, с промежутками в 10 секунд, а потом нужно ударять через каждые 2–3 секунды. Там, где колокол очень большой и благовест производится в оба края, промежутки ударами определяются движением языка, приблизительно они будут 1–2 секунды. Медленный, косный звон в великом посте должен производиться с промежутками между ударами языка в 10–15 секунд, когда звук колокола совершенно замирает. В уставе указана продолжительность времени для благовеста и звона во вся пред богослужением. К всенощному бдению на воскресенье повелевается ударять в великий кампан не скоро, поя непорочные (17 каф.) или глаголя псалом 50 тихо двенадцатью» (тип. 2 г.) Для трезвона устав назначает меньше времени. По окончании полунощницы в будние дни «клеплешь в кампаны, ударяет же тяжким ударением редко, елико рещи псалом 50 весь» (тип. гл. 9). В великие праздники, напр, в Пасху, Благовещение и др. звон в один колокол и во вся назначается более продолжительный. В типиконе указывается в эти дни «ударять в великий компан довольно», «ударяет во вся компаны и тяжкая и клеплет довольно» (последование Благовещения и Пасхи). По некоторым епархиям, например – Кавказской были распоряжения в праздничные и воскресные дни к утрени, литургии и вечерне благовестить полчаса, а в будние дни – двадцать минут.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Иные считают для духовника, которого ожидают целые сотни исповедников, достаточным спросить только следующее: „кроме грехов обыкновенных, всем нам людям свойственных, нет ли грехов особенных, напр.: пьянства, блуда, воровства и т.п.» (см. Вопр. на испов. детей, свящ. Г. Дьяченко , 92 стр.). Но предложение священником исповедникам, из которых большинство, обыкновенно, сами не уясняют себе греховного своего состояния, слишком ограниченного количества вопросов нельзя считать достаточным и вполне соответствующим цели и назначению исповеди (сн. 1058 стр., а также ниже, «Увещание прежде исповедания»). Что же касается такой меры, как более или менее равномерное распределение исповедников по седмицам Великого поста, то там, где местные условия и добровольное согласие на это пасомых дают полную возможность её применения, – всего лучше, конечно, воспользоваться этим для облегчения и упорядочения дела исповеди при множестве исповедников. Но в других местах, как утверждают некоторые, такое распределение невозможно; назначение же, помимо пятницы, и других дней для исповеди – среды и четверга – оказывается тщетною попыткой. Вследствие этого в С.-Петербурге, напр., есть приходы, где в первую и последнюю неделю Великого поста число исповедников простирается от 1,000 до 2,000; при наличности даже пяти священников на каждого духовника приходится от 200 до 400 исповедников. Отсюда происходит то, что даже при известной поспешности время исповеди затягивается надолго, до 1 ч. ночи и более, при чём духовники устают до изнеможения (см. Ц.В. 1893, 6). По мнению «Цер. Вестника», в данном случае можно было бы, исповедуя каждого в отдельности, не читать над каждым особо разрешительную молитву, а читать её над многими исповедниками, пятью, десятью и более, чрез что сберегалось бы много времени (см. там же). Но разрешительная молитва так кратка, что чтение её над 5-ю или 10-ю исповедниками не даёт значительного сбережения времени; и так как признание дозволительности чтения этой молитвы над вышеозначенным количеством исповедников естественно ведёт к такому же признанию и чтения той же молитвы над каким угодно числом исповедников, то желающие указанным способом сберечь время при исповеди допускают чтение разрешительной молитвы над большими группами исповедников (50–70–100) или же прямо над всеми исповедниками, сколько бы их ни было; при чём некоторые даже не произносят имён исповедников (что так ясно требуется разрешительной молитвой), а предлагают это делать самим исповедникам (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1) Накануне среды и пятницы сырной седмицы (однако если в один из этих дней случится Сретение Господне, то повечерие не служится); 2) Все дни Святой Четыредесятницы вечером (кроме среды и пятка 5-й седмицы); 3) Великий Понедельник и Великий Вторник вечером; 4) На Рождество Христово и Богоявление в составе бдения. Последование Великого повечерия Сначала рассмотрим чиноследование обычного Великого повечерия, совершаемого вечером в постные дни (кроме пятниц) 2, 3, 4, 5 и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы. Чиноследование Великого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири, а его устав – в 49-й главе Типикона (Понедельник 1-й седмицы Великого поста). Чиноследование Великого повечерия состоит из обычного начала и 3-х частей, каждая из которых начинается с «Приидите, поклонимся...». Поэтому желательно, чтобы повечерие читали три чтеца следующим образом: – первый чтец – обычное начало и 1-я часть; – второй чтец – 2-я часть; – третий чтец – 3-я часть. Обычное начало и 1-я часть Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...» Трисвятое по «Отче наш». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...» Чтец: «Господи помилуй» (12 раз). «Слава и ныне». «Приидите, поклонимся...» Псалом 4: «Внегда призвати ми...» Псалом 6: «Господи, да не яростию Твоею...» Псалом 12: «Доколе, Господи, забудеши мя до конца...» «Слава и ныне». «Аллилуиа» (трижды). «Господи помилуй» (трижды). «Слава, и ныне». Псалом 24: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...» Псалом 30: «На Тя Господи, уповах...» Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго...» «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), «Господи помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». Чтец (иногда канонарх) громко и торжественно возглашает: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Хор: «С нами Бог... » (полностью). Затем чтец читает стихи, а хор допевает припев к каждому стиху: «Яко с нами Бог». Чтец: «Услышите до последних земли». Хор: «Яко с нами Бог». Чтец: «Могущие покаряйтеся». Хор: «Яко с нами Бог» (далее по тексту Великого повечерия).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На великопостной утрене три канона – из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди. Трипеснцы состоят: в понедельник – из 1-й, 8-й и 9-й песней; во вторник – из 2-й, 8-й и 9-й песней; в среду – из 3-й, 8-й и 9-й песней; в четверг – из 4-й, 8-й и 9-й песней; в пятницу – из 5-й, 8-й и 9-й песней . Песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмос единожды), затем трипеснцы на 8. Кроме того, 2-й трипеснец Триоди содержит один или два тропаря, не входящие в число 14; эти тропари должны петься с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4, без ирмоса, т. е. ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й (кроме среды) и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией – ирмосом второго трипеснца. Канон стихословится с библейскими песнями (в изложении специального раздела Ирмология – для Великого поста). Полностью текст библейской песни исполняется только в песнях с трипеснцами. (Таким образом, за седмицу целиком пропевается весь цикл Песней Священного Писания.) В остальных песнях в качестве припевов к тропарям используется только необходимое количество последних стихов. Если случатся два святых , то в песнях с трипеснцами два канона Минеи поются на 6, путем соединения в обоих канонах двух тропарей в один. Богородичен первого канона опускается. Примечание. Оба канона Минеи поются на 6 (со ирмосом) следующим образом: ирмос канона первого святого, два тропаря этого канона за один, тропарь перед Богородичном (Богородичен опускается); из канона второго святого – два тропаря за один, тропарь перед Богородичном и Богородичен. О пении канонов двух святых в песнях без трипеснцев Типикон умалчивает. Согласно распространенной практике, оба канона Минеи поются на 8 , предваряемые не входящим в счет ирмосом канона первого святого. В 3-й (кроме среды) и 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второго святого на катавасию.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-18/

Литургия Преждеосвященных Даров есть такое священно-действие, в котором не бывает ни проскомидии, ни освящения Св. Даров; но Св. Дары для причащения предлагаются уже освященные прежде – на литургии Василия Великого или Златоустого. Преждеосвященную литургию положено совершать по Уставу в среды и пятки Великего поста, в четверток 5-й недели и в три первые дня страстной седмицы; но дозволяется совершать и в другие дни, кроме субботы и воскресенья, смотря по нуждам, напр., по случаю храмового праздника. Литургия Преждеосвященных Даров предначинается вечернею и состоит из тех молитв и песнопений полной литургии, которые не относятся к освящению Св. Даров, но относятся к приготовлению верующих к причащению и благодарению за причащение. По составу своему она разделяется на литургию оглашенных и литургию верных. Совершается она так: Во время пения на часах: Во Царствии Твоем, иерей читает пред царскими дверями входное, на котором, впрочем, не полагается молитвы: «Господи ниспосли».., потом идет в алтарь и облачается 102 . После последнего на часах произнесения молитвы: «Господи и Владыко живота».., с 16-ю поклонами, читается трисвятое, Пресв. Троице», Отче наш, Господи помилуй 12, молитва «Всесвятая Троице», а после нея – Премудрость, достойно есть и отпуст малый. После сего иерей трижды покланяется пред престолом и начинает вечерню возгласом литургии. Благословенно царство Отца, и Сына, и Святого Духа... Лик: аминь, а чтец: Приидите поклонимся... и читает вечерний псалом: Благослови душе..; иерей читает в это время пред царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й, потому что первые три вычитываются на славах кафизмы. После псалма – ектенья великая. Стихословится 18-я кафизма (кроме 5-й недели), и после каждой славы ее или антифона, бывает ектенья малая. «Господи воззвах» поется во глас триоди первых стихир. Стихир на «Господи воззвах» 10-ть: триоди 6 и минеи 4, слава и ныне Богородичен минеи. В пяток на 1-й неделе поста: самогласен 2-жды, мученичны октоиха прилучившагося гласа 4, св. Феодору 4, слава святому, и ныне Богородичен – догматик рядового гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

На 1 час кафизмы нет. Читается (но не поется) тропарь: Заутра услыши... Слава, и ныне, богородичен часа: Что тя наречем... Потом – Стопы моя направи... Да исполнятся уста моя... По трисвятом – тропарь: Скоро предвари... Господи, помилуй 40. Иже на всякое время… Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче. Боже, ущедри ны... Аминь. Три великих поклона с молитвою: Господи и Владыко...; 12 малых поклонов с молитвою: Боже, очисти мя...; снова один великий поклон с молитвою: Господи и Владыко... Трисвятое (конечное). Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Аминь. Господи, помилуй 12. Христе свете истинный. Взбранной воеводе... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие (ср. Тип., л. 310). По отпусте исхождение в притвор и обычная лития о усопших (чит. в отд. о 1-м часе во дни Вел. поста). На дневном богослужении среды. Часы отправляются великопостные с поклонами (при молитве: Господи и Владыко...) и с постными тропарями (Господи, иже пресвятаго твоего духа... и др.), но тропари сии не поются, а читаются. Кафизм на часах не бывает, ударения на каждом часе в кампан, как это установлено для Великого поста, не полагается. На 6 часе после богородична: Яко не имамы дерзновения... – Вонмем, тропарь пророчества: Царю святый всесильне:... Слава, и ныне, тот же тропарь, прокимен гл. 3: Спаси. Господи... и стих: К тебе, Господи, воззову... 540 . Премудрость. Пророчества Иоилева чтение. Вонмем. Паремия. Вонмем. Прокимен гл. 7: Господь крепость людем своим даст... 541 и стих: Принесите Господеви... Скоро да предварят ны... и т. д. по Часослову; в конце 6 часа молитва: Боже и Господи сил... Приидите поклонимся... и 9 час; в конце его молитва: Владыко Господи Иисусе... и тотчас изобразительны: Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя... Слава, Хвали, душе моя, Господа... И ныне, Единородный Сыне... 542 . Блаженны: Во царствии твоем... скоро без пения. Слава, и ныне, Помяни нас, Господи, егда приидеши...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Из обрядовых особенностей суточной службы отметим лишь более видные: а) Лития. Она не была особенностью только праздничной вечерни, но справлялась после каждой службы, а потому называется в Ordo Филофея «συνθης λιτ ν νρθηχι». б) Благословение хлебов по окончании праздничной вечерни. Обряд этот заменял стол для монахов, который в обыкновенные дни полагался после вечерни, но накануне праздников, вследствие соединения вечерни с утреней в форме всенощного бдения его ограничивали благословенными хлебом и вином в промежутке между этими двумя службами. В студийском уставе, по которому вечерня и утреня справлялись каждая отдельно, в своё время, этот обряд не имел места. в) На утрене число кафизм по иерусалимскому уставу было больше, чем по студийскому. После 2-й кафизмы на воскресной утрене поются непорочны с евлогитариями, полагается полиелей (теперешний порядок этого обряда принадлежит позднейшей поре иерусалимского устава) и величания, на 9-й песне даются свечи братиям; в конце утрени или на первом часе в большие праздники даётся елей братии и совершается помазание маслом от лампады, горящей перед иконой праздника. г) Разности относительно литургии преждеосвященных. По студийскому уставу она совершалась Великим постом ежедневно, не исключая первых дней 1-й седмицы и Великой пятницы. Устав говорит: «на всяк день творим литургию постную». По иерусалимскому, вследствие того, что до среды не разрешали поста, отменено было совершение литургии преждеосвященных, и она справлялась только по средам и пятницам. По той же причине не служили и в пятницу страстной недели 57 . д) Во вторник страстной недели по студийскому уставу справлялось последование страстей Христовых – особая служба на часах, соответствующая великопятничной, в субботу Пасхи – отдание праздника. Другие, более мелкие особенности, касающиеся вариантов в исполнении одного и того же обряда, выбора и способа исполнения песнопений, мы отметим далее при изложении литургической части обоих уставов, а чтобы нагляднее представить взаимное их отношение, помещаем в приложении IV параллельные выписки: а) о службе 8 и 14 сентября по уставу студийскому и иерусалимскому греческому с указанием некоторых вариантов из других уставов; б) суммарный очерк службы в день Богоявления и Сретения по студийскому уставу и славянскому иерусалимскому из Синодальной библиотеки в день Благовещения, первую неделю Великого поста, и некоторые дни других недель по тому же студийскому и иерусалимскому Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Иные считают для духовника, которого ожидают целые сотни исповедников, достаточным спросить только следующее: «кроме грехов обыкновенных, всем нам людям свойственных, нет ли грехов особенных, напр.: пьянства, блуда, воровства и т.п.» (см. Вопр. на испов. детей, свящ. Г. Дьяченко , 92 стр.). Но предложение священником исповедникам, из которых большинство, обыкновенно, сами не уясняют себе греховного своего состояния, слишком ограниченного количества вопросов нельзя считать достаточным и вполне соответствующим цели и назначению исповеди (сн. 1058 стр. печатного оригинала, а также ниже, «Увещание прежде исповедания»). Что же касается такой меры, как более или менее равномерное распределение исповедников по седмицам Великого поста, то там, где местные условия и добровольное согласие на это пасомых дают полную возможность её применения, – всего лучше, конечно, воспользоваться этим для облегчения и упорядочения дела исповеди при множестве исповедников. Но в других местах, как утверждают некоторые, такое распределение невозможно; назначение же, помимо пятницы, и других дней для исповеди – среды и четверга – оказывается тщетной попыткой. Вследствие этого в С.-Петербурге, напр., есть приходы, где в первую и последнюю неделю Великого поста число исповедников простирается от 1.000 до 2.000; при наличности даже пяти священников на каждого духовника приходится от 200 до 400 исповедников. Отсюда происходит то, что даже при известной поспешности время исповеди затягивается надолго, до 1 ч. ночи и более, причем духовники устают до изнеможения (см. Ц.В. 1893, 6). По мнению «Цер. Вестника», в данном случае можно было бы, исповедуя каждого в отдельности, не читать над каждым особо разрешительную молитву, а читать её над многими исповедниками, пятью, десятью и более, чрез что сберегалось бы много времени (см. там же). Но разрешительная молитва так кратка, что чтение её над 5-ю или 10-ю исповедниками не даёт значительного сбережения времени; и так как признание дозволительности чтения этой молитвы над вышеозначенным количеством исповедников естественно ведёт к такому же признанию и чтения той же молитвы над каким угодно числом исповедников, то желающие указанным способом сберечь время при исповеди допускают чтение разрешительной молитвы над большими группами исповедников (50–70–100) или же прямо над всеми исповедниками, сколько бы их ни было; причем некоторые даже не произносят имён исповедников (что так ясно требуется разрешительной молитвой), а предлагают это делать самим исповедникам (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010