3. Как духовный подвиг истинный пост связан с непрестанной молитвой и искренним покаянием. Покаяние без поста бездейственно (Свт. Василий Великий. О посте 1, 3); также и пост без дел милосердия мертв, особенно в современную эпоху, когда неравномерное и несправедливое распределение благ лишает целые народы даже насущного хлеба. Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия бескровныя введем в домы… (самогласен среды первой седмицы Великого поста, на вечерне; см. Ис. 58:6-7). Пост не исчерпывается простым, формальным воздержанием лишь от определенных видов пищи. Впрочем для похвального поста не достаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу (ср. Флп. 4:18). Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело. (Свт. Василий Великий. О посте 2, 7). Воздержание во время поста от определенных видов пищи и умеренность не только в выборе, но и в количестве употребляемой пищи, составляют осязаемую сторону духовного подвига. Пост есть воздержание от пищи, согласно смыслу слова; однако пища не делает нас ни более праведными, ни более неправедными. В таинственном же смысле слово «пост» означает, что, как для всех и каждого от пищи происходит жизнь, а от неядения — смерть, так и нам надлежит воздерживаться от всего мирского, чтобы нам умереть для мира, а затем, приобщившись божественной пищи, начать жить для Бога (Климент Александрийский. Эклоги. PG 9, 704-705). Таким образом, истинный пост соотносится со всей жизнью верующих во Христе и увенчивается их участием в богослужении и, особенно, в таинстве Божественной Евхаристии. 4. Сорокадневный пост Господа является образцом для поста верующих, делающего их причастными послушанию Господню, чтобы соблюдением возвратить себе то, что потеряли несоблюдением (Свт. Григорий Богослов. Слово 45, на святую Пасху, 28). Христоцентричное понимание духовной составляющей поста, в особенности, Великой Четыредесятницы, свойственное всему святоотеческому преданию, характерным образом обобщено свт. Григорием Паламой: Если ты будешь соблюдать пост таким образом, то не только станешь участником страстей и смерти Господней, но и совоскреснешь с Ним, и совоцаришься со Христом в нескончаемые веки: ибо через пост такого рода, став сроден подобию смерти Его, ты будешь участником и воскресения и наследником жизни в Нем (Свт. Григорий Палама. Гомилия 13, в пятое воскресенье Великого поста. PG 151, 161).

http://patriarchia.ru/md/db/text/4361182...

Итак, обратимся к примечанию прп. Никодима Святогорца к 69-му правилу святых апостолов (это правило определяет: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен»). Преподобный Никодим пишет: «Если пост среды и пятницы равен посту Четыредесятницы, то ясно, что как в Четыредесятницу не совершаются свадьбы, по 52-му Правилу Лаодикийского Собора, так не должны они совершаться и в среду и пятницу. В таком случае ясно и то, что супругам не подобает вступать в плотскую связь в эти дни ради святости и почитания поста, равно как не подобает вступать в связь и в Четыредесятницу. Ибо неуместно, с одной стороны, не нарушать эти дни поста в отношении пищи, а с другой – нарушать их плотским соединением и наслаждением. Следовательно, в эти дни следует поститься, воздерживаясь равным образом и от запрещенных в пост снедей, и от плотского вожделения. Так и пророк Иоиль прикровенно говорил о том, что во время поста супругам следует быть целомудренными: «Освятите пост, проповедите цельбу… да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего» (Иоил. 2,15-16). Божественный апостол Павел говорит уже прямо, что супруги по согласию должны воздерживаться от плотского соединения для пребывания в посте и молитве (см.: 1 Кор. 7, 5), то есть должны воздерживаться, как мы сказали, и во время поста, и в то время, когда они молятся и готовятся к причащению Божественных Таин, а также в субботу и воскресенье, согласно 13-му правилу Тимофея Александрийского, и вообще во все праздники, когда возносится духовная жертва Богу. Смотри также 1-е примечание к 13-му Правилу VI Вселенского Собора и примечание к 3-му правилу Дионисия. Смотри и 50-й ответ Вальсамона Марку, в котором он говорит, что супругам, не воздержавшимся в Великую Четыредесятницу, нужно не только запрещать причащаться на Пасху, но и назначать епитимии для исправления. Обрати внимание также на следующее высказывание Иоанна Златоуста («Слово о девстве»), приводящего в свидетельство упомянутое место из пророка Иоиля: «Если новобрачным, у которых любовная страсть в разгаре, цветет молодость и неудержимо вожделение, не следует вступать в связь во время поста и молитвы, то тем более не должны соединяться прочие супружеские пары, которые не подвергаются такому насилию плоти».

http://pravoslavie.ru/37372.html

Накануне праздничных и воскресных дней перед всенощной, начинающейся великой вечерней, служат малую вечерню (Типикон, гл. 1). Когда нет празднования с полиелеем или бдением, совершается вседневная вечерня. Если праздники с полиелеем или бдением совпадают с седмичными днями Великого поста или с сырной седмицей, накануне совершается вседневная вечерня (Типикон, 9 гл., 24 февраля, 9 марта, 30 января; Храм. гл. 35, 36). Великое повечерие соединяется с утреней на Рождество Христово и Богоявление; на Благовещение, если оно совпадает со вторником, средой или четвергом Страстной седмицы или теми днями Великого поста, на которые положено совершать великое повечерие (Типикон 25 и 26 марта); на храмовые праздники, если они приходятся на субботу 1-й седмицы Великого поста, и др. дни (Типикон, главы 32 и 35). Великое повечерие совершается самостоятельно накануне вторника, среды, четверга, пятницы и субботы Великого поста (исключая четверг 5-й седмицы, когда читают великий канон, и субботы 5-й седмицы, когда читают акафист Богоматери), накануне вторника и среды Страстной седмицы, а также на среду и пяток сырные, если не случится праздник Сретения Господня или храмовый праздник (см. Типикон 2 февраля и храмовый, гл. 28). ВЕЧЕРНЯ Богослужение, которое совершается в конце дня и является началом суточного круга церковных служб, называют вечерней. Вечерня содержит молитвословия, песнопения и священнодействия, в которых Святая Церковь прославляет Бога Творца за Промышление Его о мире и человеке. Она переносит верующих в ветхозаветные времена, напоминая о блаженном пребывании прародителей в раю, их нуждах и скорбях по грехопадении, об обетовании, данном им и всем людям о Спасителе мира; о вере ветхозаветного человека в искупление рода человеческого крестной смертью Единородного Сына Божия. В службе вечерни мы благодарим Бога за все Его благодеяния, явленные нам, и особенно в истекший день, каемся в грехах, совершённых в течение дня; испрашиваем у Господа мира и безгрешности на остаток дня и ночь, мирной жизни и блаженной кончины, подобной той, которой удостоился праведный Симеон Богоприимец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– воскресное евангелие недели 12-той ( Мф.19:16–26 ), о богатом юноше, и недели 30-той ( Лк.18:18–27 ). Дабы избежать этих повторений и расширить содержание воскресных евангельских чтений на литургии, желательно: – воскресное евангельское чтение недели 5-той ( Мф.8:28–9:1 ), об исцелении бесноватых, в субботнее евангельское чтение седмицы третьей по Пятидесятнице ( Мф.7:24–8:1 ), об исполнении воли Отца Небесного, переставить одно на место другого, причем это новое евангельское чтение недели 5-той начинать не со стиха 24-го главы 7 от Матфея, как указано для субботы седмицы третьей, а со стиха 21 и заканчивать 29 стихом; апостольское чтение этой субботы ( Рим.3:28–4:3 ) оставить на своем месте, апостольские же чтения недели 5-той ( Рим.10:1–10 ) и понедельника седмицы 5-той ( Рим.12:4–5, 15–21 ) переставить одно на место другого; – воскресное евангельское чтение недели 10-той, об исцелении бесноватого отрока ( Мф.17:14–23 ), и евангельское чтение среды седмицы 9-той ( Мф.20,1–16 , о работниках в винограднике, переставить одно на место другого, соответственно переставив и апостольские чтения этих дней; – воскресное евангелие недели 30-той ( Лк.18:18–27 ), повторяющее евангелие недели 12-той, и евангельское чтение четверга седмицы 22-й ( Лк.9:49–56 ) переставить одно на место другого. Для лучшего соответствия евангельских чтений на литургии по воскресным дням Святого Великого Поста желательно заменить евангельский текст первого, второго и четвертого воскресений Великого Поста, а именно: – вместо зачала 5-того от Иоанна (1:43–56), о призвании Филиппа и Нафанаила, читать в воскресенье первое Великого Поста зачало 75 от Матфея (18:10–20), о власти, данной Господом Своей Церкви, зачало же 5 от Иоанна оставить для дня памяти апостола Филиппа 14 ноября, а также читать его и в день памяти апостола Нафанаила 25 августа; – евангельское чтение недели второй Великого Поста ( Мк.2:1–12 ), повторяющее содержание евангелия недели 6-той, объединить с зачалом 9-тым евангелия от Марка (2:18–22), читаемым в пятницу седмицы 12, а вместо него в воскресенье второе Великого Поста читать зачало 10-тое от Иоанна (3:16–21): «Тако возлюби Бог мир...»;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Примечание: В среды и пятницы Великого поста воспитанники духовных учебных заведений обязаны присутствовать при преждеосвященных литургиях; а в сии дни могут быть святые с полиелеем, напр. 24 февраля 1-е и 2 -е обретение главы св. пророка и предтечи Иоанна и 9-го марта день 40 мученик; могут быть святые и со всенощным бдением, напр. местные храмовые праздники и Высокоторжественные дни. Те и другие празднования изменяют обыкновенную будничную службу В. поста в праздничную, почему признается полезным сообщить Устав Богослужения в сии дни праздничного с полиелеем и всенощным бдением. § 47 Чинопоследование Богослужения в седмичные дни поста с празднованием со всенощным бдением. Накануне праздника и § 48 В самый праздник Чинопоследование Богослужения в седмнчные дни поста с празднованием святому с полиелеем Чинопоследование Богослужения в те же дни с празднованием святому со всенощным бдением, в храмовые праздники и высокоторжественные дни Накануне праздника Накануне праздника Если канун праздника будет среда или пяток, то поется литургия преждеосвященная с вечернею; если же другой седмичннй будничный день, то часы с вечерию Если служится литургия преждеосвященная, то – на часах по «Ослаби, остави и Отче наш» слава – кондак святого, и ныне – Богородицы, если Богородицы храм, а если нет храма Богородицы, то предстательство христиан Господи помилуй 40, слава и ныне, «Честнейшую херувим», «Господи и Владыко живота» с 16-ю поклонами. По поклонах трисвятое, Господи помилуй 12, молитва «Всесвятая Троице», и тот-час вечерня, с возгласа литургийного: Благословенно царство. На вечерни рядовая кафизма, на которой после каждого антифона говорится ектенья малая На Господи воззвах стихир 10: триоди 6 и святого 4, слава святого, и ныне Богородичен – догматик по гласу славы. Вход Прокимен и 2 паримии дня и 3 святого. Пение «Да исправится»; после пения 3 поклона великие и прочее по чину литургин преждеосвященной. Если не будет преждеосвященной литургш, то после часов по «Ослаби, остави» и 16-ти поклонах поется вечерня; чтец читает: «Приидите поклонимся» и псалом: «Благослови душе моя», рядовая кафизма, на которой бывает ектенья малая – только по окончании, а не на каждом антифоне На «Господи воззвах» стихир 6: триоди 3 и святого 3, слава святого, и ныне Богородичен догматик по гласу славы. Вход. «Свете тихий» Прокимен и паримии дня 2 и святого 3. После паримий «Сподоби Господи» и ектенья «Исполним вечернюю молитву».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

«Если кто из клира или мирян будет поститься в субботу или воскресенье (исключая Великой Страстной субботы), тот да будет отлучен» (прав. 62 пост. апостол.). «Если епископ, пресвитер, диакон, чтец, певец или мирянин отказываются поститься в течение Великой Четыредесятницы и во все среды и пятки, тот да будет отлучен (даже по болезни нельзя нарушить поста)» (прав. 67 пост, апостольских). Дни поста и воздержания в настоящее время у несториан следующие 89 : «Великий пост», или святая Четыредесятница. 2. «Пост апостолов», начинающийся с 1-го понедельника по пятидесятнице и продолжающийся до 29 июля. 3. «Пост Девы» 15 дней – от 1-го до 15-го августа. 4. «Филиппов пост» – 25 дней пред Рождеством Христовым. 5. «Пост ниневитян» – 3 дня – с понедельника до четверга 3-й недели Вел. поста 90 . 6. «Пост Мар (святого Зейя» – 3 дня.) 7. «Пост дев» – 3 дня спустя три дня после праздника Богоявления. 8. «Пост Мар Илии», простирается 7 недель. 9. «Пост Моисея» продолжается от одной до 4 недель. 10. Все среды и пятки в году 91 a С. Лица, при богослужении В клире несториан находится 8 степеней: 1) патриарх, который ныне обыкновенно называется Мар Шимуном (Симеоном), 2) митрополит, 3) епископ, 4) архидиакон, 5) пресвитер, 6) диакон, 7) иподиакон и 8) чтец. Лица первых трех степеней должны быть безбрачны. Звание патриарха наследственно. Дядя передает свое служение племяннику. При таком преемстве патриаршего сана – в кругу одного только известного несторианского семейства – требуется правилами, чтобы дитя, предназначенное быть преемником дяде-патриарху, с самого своего рождения во всю жизнь не вкушало мясной пищи 92 . D. Священнодействия Отрадно для православного христианина видеть богослужение несторианское. Так много в нем заметно древнего порядка, благолепия; так полно оно знаменательности, выразительности и самостоятельности. Нет в нем ни схоластической папистической дробности в обрядах и мелочности в их объяснении 93 ; незаметно того тягостного для чувства отрицания внешних знаков при богослужении, той бессвязности и, так сказать, безотчетной подражательности протестантов, какую можно видеть в богослужении последних 94 . Богослужение несторианское носит следы глубокой древности, отличается от западных европейских служб церковных и разнообразием и смыслом, сближающим ее с богослужением церкви православной восточной, и уже этим самым обличает незаконные новизны папистов и протестантов. А поэтому оно заслуживает особенного нашего внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Литургия, по своему существенному содержанию, одна: разные же названия она получила от лиц, которые изложили письменно тот самый порядок, тот чин, по которому она теперь у нас совершается. У православных совершаются три чина литургии, а именно: литургия Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория Двоеслова , или Преждеосвященная литургия. Литургия Василия Великого совершается только десять раз в году: накануне или же в самые праздники Рождества Христова и Крещения Господня, смотря потому, в какой день придутся они, в новый год – 1-го числа Января, потому что в этот день празднуется память Св. Василия Великого , во все воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья и в четверг и субботу на Страстной неделе. В остальные дни года обычно служится литургия св. Иоанна Златоустог о, исключая среды и пятницы сырной недели 1 и пятницы страстной, когда не полагается никакой литургии, а также и тех дней, когда служится литургия Преждеосвященная, которой называется совершаемая по средам и пятницам Великого поста, а на пятой неделе поста и в четверг (когда на утреннем стоянии читается великий покаянный канон св. Андрея Критского ) и на страстной неделе: в понедельник, вторник и среду. Но, по требованию различных обстоятельств, напр., если случится какой-нибудь праздник или похороны, она может совершаться и в какой угодно день Великого поста, кроме только тех дней, в которые служатся обедни или Василия Великого , или Иоанна Златоустог о. Литургия Преждеосвященных Даров отличается от обыкновенной ( Василия Великого и Иоанна Златоустог о) литургии тем, что она совершается вместе с вечернею и есть сокращение полной литургии. Она называется литургией Преждеосвященных Даров, потому что на ней причащаются Св. Дарами (Телом и Кровью Христовыми) прежде уже освященными, вкушают Агнца прежде приготовленного, прежде освященного и напоенного Кровью Христовой. Агнцем называется вырезанная из просфоры четвероугольная часть для Св. Причащения. Она называется Агнцем, потому что изображает собою страждущего Иисуса Христа, подобно тому как в ветхом завете изображал его Агнец Пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели в память избавления от рабства в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возможен также вариант, при котором на часах по Трисвятом (вместо текстов Часослова) глаголется кондак предпразднства, глас 8-й (ср. с богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы). На 1-м часе – кафизма 9-я. На 3-м часе – кафизма 10-я. На 6-м часе – кафизма 11-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 12-я. Изобразительны совершаются по великопостному чину. Примечание. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся особенностей изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, возможно совершение изобразительных в полном соответствии с обычным великопостным чинопоследованием. В этом случае кондаки на изобразительных глаголются следующим образом : в храме Господском – кондак храма, кондак дня, ин кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме Богородицы – кондак дня, ин кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме святого – кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й. Существует также мнение , что в предпразднство Благовещения дневные кондаки и кондак «Со святыми упокой...» не произносятся: в храме Господском и святого – кондак храма, «Слава, и ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме Богородицы – кондак предпразднства, глас 8-й. Возможен также вариант, согласно которому на изобразительных глаголется только кондак предпразднства, глас 8-й (ср. с богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы). Окончание изобразительных (после кондаков) следующее: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице...». «Буди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа...» (псалом 33-й) . Иерей на солее при закрытых царских вратах совершает отпуст следующим образом. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-06/

Если обобщить все эти указания, то получится следующее: 1. В непостное время и в непостные дни положено вкушать дважды в день без ограничения в качестве пищи. 2. В среду и пяток (в монастырях к ним приравнен и понедельник) – один раз в день «в 9й час» (около 15.00). Если вспомнить 69е правило Святых апостолов, где пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту, то это означает, что положено сухоядение один раз в день, «кроме немощи и праздника» (глава 33). В Праздники пост среды и пятницы послабляется следующим образом: Если на среду или пятницу (в монастыре – и на понедельник) выпадет праздник Рождества Христова или Богоявления, то пост отменяется, вкушается две трапезы без ограничения качества пищи. Если на эти же дни выпадают двунадесятые Богородичные праздники (Рождество Богородицы, Успение, Сретение) или великие свв. Апп. Петра и Павла, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова, бденных святых, то поставляется две трапезы в день и разрешается вкушение рыбы. Пост на молочную и мясную пищу сохраняется. Если на постные дни выпадает средний праздник (полиелейные и со славословием), то совершается две трапезы, причем на первую положено сухоядение, а вечером – вареная пища с елеем. В малые праздники, выпавшие на среду или пятницу (в монастыре – и понедельник) Типикон назначает вкушать одну трапезу в 9й час (15.00), но при этом разрешает вкушать вареную пищу и даже с елеем «егда беда душевная не зрится» (глава 36). 3. В периоды продолжительных постов послабления в двунадесятые и великие праздники оговаривается особо, а именно: В Праздники Преображения, Введения и Входа Господня в Иерусалим (которые всегда приходятся на время поста) в любой день недели разрешаем на рыбу, вино и елей, поставляя две трапезы (глава 33). Т.е. устав такой же, как в великие праздники, выпавшие на среду или пятницу. В Праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи (великие, но постные праздники) положено вкушать два раза, разрешая на вино и елей, но без рыбы. В Благовещение, которое почти всегда приходится на Великий Пост, устав о трапезе зависит не только от дня седмицы, но и от того, на какую часть Великого Поста оно придется.

http://azbyka.ru/video/68-post-po-tipiko...

- Великим постом есть можно один раз в день - вечером; в субботу и воскресенье - два раза. В понедельник, среду, пятницу - холодная пища без масла. Это в наших-то северных широтах? - Пища сама по себе не приближает нас к Богу и не удаляет от Бога. Но если мы воздержание превращаем в молитву, то тогда наш пост приобретает духовное качество. Через добровольное воздержание в пище мы приходим к Богу, а не теряем Его, как Адам. Мы ведь не социальное животное, которое только потребляет, а ещё и личность, которая связана с Богом. К тому же мы, миряне, ведь не постимся, как монахи. Где монахи едят сырую пищу - мы варим, где едят всухомятку - мы добавляем маслица, где они добавляют маслице - мы позволяем себе рыбку. Слава Богу, хотя бы мяса в пост не едим. Есть у нас и всякие послабления в посте - для стариков, болящих, кормящих матерей, путешествующих... - Почему Великий покаянный канон св.Андрея Критского читается именно в Великий пост? - В своём Великом покаянном каноне св.Андрей Критский раскрыл всю душу человеческую, все её чувства, наклонности, страсти и указал на то, что ей делать, чтобы она стала чистой пред своим Небесным Судиёй. Не многие из нас понимают, как должно, эту службу; мы отбываем её телесными поклонами, а глубокого смысла не постигаем. По мнению о.Александра Шмемана, канон - это « покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой ». Он повествует о подвигах святых и о падениях человека времён Ветхого и Нового Заветов в сострадательных примерах к нашему избавлению. В середине канона есть кондак, где верующий обращается к самому себе: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Великий покаянный канон - самый длинный канон из существующих, состоит из 250 тропарей (строф), и на каждый положено совершать по три земных поклона. На великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга 1-й седмицы Великого поста он поётся и читается по частям; на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста - в полном составе. Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского именуется в просторечии ефимон , что в переводе с греческого означает «с нами Бог». Богослужение утрени четверга 5-й седмицы Великого поста получило в народе название « Мариино стояние », ибо за этой службой читается житие прп.Марии Египетской, разделяемое пением Великого канона. Прежде христиане целыми ночами читали этот канон с умилением.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010