Так как на четверток великого канона в Типиконе назначена литургия преждеосв. даров, то уместен вопрос, следует ли ее совершать и во вторник в случае перенесения на этот день великого канона. На этот вопрос, в Типиконе оставленный без разрешения, можем ответить так: совершение литургии преждеосвящ. даров во вторник не было бы в противоречии с общим взглядом Типикона на время совершения литургии преждеосвященных даров. Хотя постоянным временем для неё он считает среду и пяток первых шести седмиц Великого поста, а для прочнх дней указывает часы с изобразительными и вечерней; однако, в 39 хр. главе, озаглавленной: „Аще случится храм святаго в среду 4-ю поста крестопоклонную“, указывает на возможность совершения литургии преждеосвященных даров во вторн. 4 седм. Великого поста (л. 421 на об.); точно так же, значит, можно совершать ее и во вторник 5 седм. 779 . Седьмая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в день пения великого канона, т. е. в четверток 5 седм. Вел. поста. Великий канон в этом случае, по указаниям сей главы, переносится на вторник и поется с вторничным трипеснцем, а служба Благовещению в среду вечера и в самый праздник дол. быть отправляема так, как она назначена для постного дня, при чем на утрени праздничный канон следует петь с четверговым апостольским трипеснцем. – Из предыдущего ясно, что вечерние стихиры великого канона надобно петь в понедельник вечера. Восьмая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в пяток 5 седм. Великого поста. В ней сказано только то, что в данном случае предпразднство Благовещения с четверга 24 марта переносится на среду 23 марта, а канон святаго, бывающего в 23 число, поется на повечерии (разумеется повечерие накануне среды). Ясно, что в этом случае службу Благовещению надобно править по уставу постного дня. Девятая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в субботу Акафиста на 5 седм. Великого поста. При обозрении этой главы следует заметить, что в данном случае общий порядок богослужения такой же, какой указан в 1 мр. гл. на случай, если Благовещение будет в субботу 3 и 4 седм. Но в литийных стихирах назначено петь: Слава, и ныне, Благовествует Гавриил... После первой и второй рядовых кафизм, 3 и 6 песней канона полагается чтение акафиста. Поются каноны праздника с ирмосом на 8, ирмос по 2, и Акафиста на 6; субботний же четверопеснец: Пострадаете мученицы... и Память совершающе... переносится на повечерие в четверток. Катавасия – праздника. К тропарям 9 песни канона Акафиста припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Среда первой седмицы Великого Поста Без Меня не можете делать ничего. Ин. 15, 5 По средам и пятницам (и некоторым праздникам) в течение всей Четыредесятницы совершается литургия Преждеосвященных Даров. Фото: Патриархия.Ru На 1-й седмице Великого поста по традиции большая часть православных христиан приступает к Святым Христовым Тайнам после особой сосредоточенной подготовки к исповеди и причастию, обычно в субботу или воскресение. За литургией Преждеосвященных Даров на 1-й седмице причащаются те, кто не может по болезни или по какой-либо другой основательной причине строго поститься пять дней этой особой великопостной недели. В остальные великопостные седмицы за литургией Преждеосвященных Даров могут приобщаться все желающие, кроме младенцев, которых причащают только за полной литургией. Песнопения 1-й седмицы Великого Поста Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри: но пощади и избави огненнаго мя осуждения. Повержена мя Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща, но прежде конца, яко Человеколюбец, даждь ми прегрешений оставление. «Поверженного пред вратами Твоими, Спаситель, хоть в старости не отвергни во ад меня, пустого, но перед кончиной как Человеколюбец прости мои согрешения». Тропари из Великого Канона святого Андрея Критского из службы среды первой седмицы Веси создание наше, веси немощь нашу Человеколюбче: согрешихом, но не отступихом от Тебе Боже, ниже воздехом руки наша к богу чуждему, пощади нас Твоею благостию, Благоутробне. «Знаешь наше состояние, знаешь нашу немощь, Человеколюбец; мы согрешили, но не отступили от Тебя, Боже, и не возвели рук наших к иному богу – пощади нас по доброте Своей, Благий». Тропарь пророчества из службы среды первой седмицы Наставления вступающим в пост Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Вот почему среди истинных Боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

http://pravoslavie.ru/1606.html

Д. В пятый или малый колокол благовестят к малой вечерне 109 . Звон, или трезвон к малой вечерне бывает в два колокола. Этот звон в два колокола еще бывает: 1) Пред вечернею и утренею: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, до четверга Страстной седмицы 110 , если только в эти дни не случатся: праздник Благовещения, празднования со всенощным бдением, полиелеем. 2) Если не бывает преждеосвященной литургии 24 февраля, то после часов пред вечернею параекклисиарх знаменует в два кампана (Тип., послед. 24-го февраля в понедельник 2, 3, 4-й седмицы Великого поста). На этот звон в два колокола и указывается в 9-й главе Типикона: «И по корце его (9-го часа) знаменует в два или четыре кампана по уставу». 3) В самый день Благовещения, случившийся в понедельник Вел. поста, бывает вечером только малое повечерие. Благовест к нему костный (редкий). Звон для служб в разные дни различается своим тоном. Иногда бывает веселее, т. е. чаще, иногда – печальнее, т. е. реже. Звон Великого поста бывает медленный, косный 111 . В противоположность ему, всякий другой называется в уставе «звон в красныя». Звон в красные положен на 5-й седмице Великого поста в среду к вечерне и в четверток к утрени и вечерне (Тип.. послед. среды 5-й седмицы Великого поста – вечера). Обыкновенно в посту и в праздники с полиелеем (наприм., 24-го февраля, 9-го марта) звон к утрени, часам, литургии бывает не протяжный 112 , а красный 113 . В уставе назначается количество времени для благовеста и для звона перед службами. О том, как продолжителен должен быть благовест, в Типиконе пишется так: «ударяет» (к всенощному бдению) «в великий кампан нескоро, поя Непорочны, или глаголя псалом 50-й тихо двенадцатью» (Тип., гл. 1). Для трезвона же устав назначает менее времени, именно: прочтение однажды 50-го псалма. Так, по окончании полунощницы: «параекклисиарх клеплет в кампаны, ударяет же тяжким ударением редко, елико, рещи псалом 50-й весь» (Тип., гл. 9). В великие праздники, например, в Пасху, Благовещение, благовест назначается более продолжительный. В Типиконе говорится: «ударяет в великое и клеплет довольно» (Тип., послед. Пасхи, послед. 15-го марта). Вообще же следует к вечерням, утреням и литургиям звонить без всякого излишества (Опред. Св. Синода 1722 г., 14 дек., Собр. Постан., т. II, 933).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Следует ли на преждеосвященной литургии по заамвонной молитве полагать три поклона с молитвою Ефрема Сирина или нет? Вопрос этот возбуждается вследствие неясности и неточности указаний Типикона, встречающихся в последованиях среды и пятка 1 недели Четыредесятницы, а именно: в уставе, в последовании среды 1 недели Великого поста, сказано: по заамвонной молитве Буди имя Господне и метанья три; в последовании же пятка той же недели говорится: и на Буди имя Господне поклоны три. Словом «метание» устав называет вообще так называемые поясные, или малые поклоны при чтении тех или других молитв, хотя и не всегда; иногда малые, или поясные поклоны называются и просто «поклонами» (напр. в последованиях понедельника и вторника 1 недели Великого поста). В Типиконе употребляется и другой термин для отличия обыкновенных, малых поклонов от поклонов с молитвою Ефрема Сирина: в особой статье о поклонах и молитве мы читаем: идеже написано великий поклон, да творит (предстоятель) великий поклон неспешно, по изглаголании святыя молитвы (Ефрема Сирина), а идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон. На основании этого замечания можно бы, кажется, признать по поклонами на литургии преждеосвященных Даров по заамвонной молитве обыкновенные, малые поклоны. Но дело в том, что в самых последованиях Типикона термин «великие» не всегда прилагается к поклонам с молитвою Ефрема Сирина, не редко и «великие поклоны» обозначаются одним словом «поклоны». Что именно в данном случае так сделано, видно из разъяснений устава в других местах. Так, в последовании понедельника 2 недели Великого поста замечено: в пятцех святыя Четыредесятницы поем час третий и шестый, вкупе же и девятый; на вечерни же оставляем поклоны от начала, кроме трех великих. Здесь устав со всею ясностью говорит, что на вечернем богослужении по пяткам св. Четыредесятницы обыкновенных полных поклонов не полагается, а только великие поклоны, т. е. поклоны с молитвою Ефрема Сирина; между тем, в последовании пятка 1 недели Великого поста говорится то же самое просто о «поклонах» на преждеосвященной, под которыми, очевидно, разумеются «великие поклоны» с молитвою Ефрема Сирина. В последовании того же Типикона на среду Страстной седмицы говорится: «Да исправится молитва моя и поклоны три, по перенесении святых Даров поклоны три; на Буди имя Господне поклоны три, и обие упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны. Ясное дело, что когда Типикон говорит, что поклоны упраздняются, тогда разумеются великие поклоны, потому что малые не отменяются. Наконец, в конце каждой великой постной службы, — полунощницы, утрени, часов, изобразительных, вечерни, повечерия, — устав назначает великие поклоны. Заключая аналогически, мы должны признать, что и на литургии преждеосвященных Даров по заамвонной молитве устав предписывает тоже великие поклоны, с молитвою Ефрема Сирина (Р.д.С.П., 1866 г.,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2) На вторник, среду, четверток (исключая 5-й седмицы – день чтения Великого канона), пяток и субботу (исключая 5-й седмицы – день акафиста) Великой Четыредесятницы. 3) На вторник, среду Страстной седмицы. Посему великое повечерие не совершается: 1) На сырную среду и пяток, если в эти самые дни или накануне их (т. е. во вторник и четверток) случится Сретение (Тип., 2-го февраля), или храмовой праздник (Тип., храм. гл. 28). 2) Великое повечерие не совершается в посту на понедельник, так как канун сего дня есть день праздничный, воскресный. 3) Великого повечерия не бывает накануне того дня, в который читается на 5-й седмице Великого поста канон святого Андрея Критского , т. е. на четверток или на вторник 274 . 4) Не бывает великого повечерия и на, субботу 5-й седмицы Великого поста, субботу акафиста. Великое повечерие в соединении с утренею совершается на праздничные дни, на которые, вместо малой вечерни, отправлялась вечерня вседневная или великая, именно: 1) На Рождество Христово и Богоявление, в какие бы дни седмицы ни случались эти праздники. 2) На дни храмовые, если они бывают: а) в субботу 1-й седмицы Великого поста (Тип., храм. гл. 32) 275 ; б) во вторник, среду, четверток, пяток и субботу 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы (Тип., храм. гл. 35). На день Благовещения, если он случится: а) до Недели ваий – во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., послед. 25 и 26 марта); б) во вторник, среду и четверток Страстной седмицы (Тип., 25 и 26 марта). Малое повечерие читается во все дни не в посту, равно и в пост, в те дни, в которые, как видели, не указано великого повечерия. Есть дни, в которые в храме не положено читать повечерия, а назначено читать его в келии, например: в 5-ю Неделю Великого поста на день чтения Великого канона и на день акафиста (Тип., послед. среды и пятка 5-й седмицы Великого поста). Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются (та или другая, смотря по дню седмицы) на разные праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти праздники совершаемо всенощного бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

При исхождении в притвор, во 1-х, поется стихира, юже екклезиарх захочет, или евангельская стихира 552 . Во 2-х, по исхождении в притвор бывает чтение Оглашений Студитовых. В Уставе, по большей части, назначается читать эти Оглашения после отпуста утрени 553 . В 3-х, в притворе бывает иногда елеопомазание 554 . Первый час положено совершать в храме – в дни седмичные непраздничные. И если на утрени бывает читаемо, а не пето, великое славословие, то отпуст великий бывает после первого часа 555 . В Великую Четыредесятницу Устав также назначает совершать 1-й час в храме. Тогда исхождение в притвор назначается после 1-го часа, и там глаголются обычные молитвы и чтутся Оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита (Тип., послед. понедельника 1-й седмицы Велик. поста). Точно так в среду и пяток сырные исхождение в притвор и лития за усопших бывает после отпуста 1-го часа (Тип., последование сырной среды). Служба 9-го часа совершается иногда в храме, иногда в притворе 556 . В дни поста 9-й час положено совершать в храме (Тип., последование 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста) 557 . Часы З-й и 6-й совершаются в храме (Тип., послед. 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Великого поста) и в притворе (Тип., послед. нед. Антипасхи). Царские часы 1-й, З-й, 6-й и 9-й совершаются в храме (Тип., 24 дек., 5 янв.). Часы З-й, 6-й и 9-й с Изобразительными пред литургией, в страстной четверток, в страстную субботу, также и в день Благовещения, случившийся в эти дни, совершаются в притворе. По конце часов и Изобразительных бывает отпуст (Тип., послед. сих дней). В эти дни Устав назначает совершать службу часов не вместе с литургией, а отдельно, что видно из времени, которое назначает для часов и для литургии, например: часы назначает в Великий четверток в 3-м часу дня, в Великую субботу – в 4-м часу, а литургию в четверток – в 8-м, в субботу же – в 10-м часу дня (по восточному счислению). Но в день Благовещения, случившийся в понедельник, вторник, среду страстные упомянутые часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме 558 , и после них и чина Изобразительных не бывает отпуста, но после молитвы: «Пресвятая Троице», абие «Приидите, поклонимся» (Тип., послед. 25-го марта в понед. страстн. седм.) 559 . В Великую среду бывает в конце часов прощение, по обычаю (Тип., 25-го март., в Вел. среду), т. е. после молитвы: «Пресвятая Троице», таже «Достойно есть», «Слава и ныне» и вместо отпуста, настоятель – молитву: «Владыко многомилостиве» (Тип., послед. Вел. среды). Междочасия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

причащения. – В Курской епархии было опубликовано распоряжение Е.Н., которым был подвергнут строгому выговору один священник за то, что он просил увольнения в город другой епархии на время первой недели Вел. поста, и один диакон за то, что он после рукоположения, не отправился прямо к месту служения и «притом на первую неделю Вел. поста, когда все члены причта должны быть на месте служения» (см. Ц.В. 1902, 15). – Новгородской Д.К. было предписано духовенству епархии, чтобы службы на первой неделе Великого поста непременно начинались с понедельника, а не с четверга, как принято в некоторых приходах, дабы говеющие имели возможность во всю неделю присутствовать при богослужениях в храме Божием и знали, что богослужение в первые дни недели отправляется для них, говеющих, о чём необходимо заранее разъяснять с церковной кафедры и при исполнении христианских треб в домах, указывая при сем на важность и спасительность для говеющих посещения храма Божия (Новг. Е.В. 1891, 6). – В Могилевской епархии было принято за общее правило, чтобы в двухклирных приходах Великим постом богослужение совершалось ежедневно чрез весь Великий пост, начинаясь с вечерни в неделю сыропустную; для одноклирных же причтов, предоставляя на их доброе изволение ежедневное богослужение в течение всего поста, было признано обязательным – ежедневное совершение богослужения в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицы, чтение канона св. Андрея Критского на 5-й неделе и открытие богослужения на остальных седмицах, на которых предполагается совершение богослужения, не позже среды, – так, чтобы преждеосвященные литургии не опускались. Тогда желающие исполнить долг исповеди и причастия не будут стеснены временем. Но в многочисленных приходах, хотя бы и одноклирных, как это ни тяжело, богослужение должно совершаться не менее шести недель Великого поста, дабы дать возможность всем отговеть и исполнить долг исповеди и св. причащения. При этом было признано, что препятствием к узаконяемому порядку не может служить отсутствие богомольцев на богослужении в первые дни седмицы, потому что это печальное обыкновение может и должно исчезнуть, если священник разъяснит прихожанам, что говеть 1–2 дня крайне недостаточно, и, несмотря на незначительность богомольцев, – будет совершать положенное богослужение; между тем, при несовершении его, нормальный порядок вещей никаким образом восстановлен быть не может; кроме того, пастырям нужно иметь в виду и то, что в положенное и нарочитое время церковной молитвы они должны совершать её, хотя бы и не было никого из их пасомых, ибо пастырь есть прежде всего молитвенник и иерей (приноситель жертвы) за свою паству, которая, будучи занята хозяйственными и домашними делами, в праве рассчитывать, что за неё совершает моление и приносит бескровную жертву их пастырь (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Священник (возглас): «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...». Хор: «Аминь». Диакон: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и другие прошения ектении об оглашенных. По сложившейся практике, во время прошения «Открыет им Евангелие правды» священник открывает последнюю, верхнюю часть антиминса. Священник тайно читает молитву «Боже, Боже наш, Создателю и Содетелю всех…», затем возглашает: «Да и тии с нами славят...». Во время произнесения этого возгласа священник берет лежащую внутри антиминса плоскую губку и, осенив ею крестообразно антиминс, целует губку и кладет ее в верхнем правом углу развернутого антиминса. Хор: «Аминь». После возможны два варианта : От среды 1-й седмицы до вторника 4-й седмицы Великого поста Со среды 4-й седмицы Великого поста и до Великой Среды включительно Диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите… да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся» . Хор: «Господи, помилуй». Священник тайно читает 1-ю молитву верных «Боже великий и хвальный…» . Диакон произносит ектению о готовящихся ко Просвещению. Диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите; елицы ко Просвещению, приступите, помолитеся, иже ко Просвещению» . Хор: «Господи, помилуй». Диакон говорит другие прошения ектении о готовящихся ко Просвещению. Священник тайно читает молитву «Яви, Владыко, Лице Твое…» и возглашает: «Яко Ты еси Просвещение наше...». Хор: «Аминь». Диакон: «Елицы ко Просвещению, изыдите, иже ко Просвещению, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите; да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся» . Хор: «Господи, помилуй». Священник тайно читает 1-ю молитву верных «Боже великий и хвальный…» . Далее во всех случаях: Диакон: «Заступи, спаси…» . Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Премудрость». Священник: «Яко подобает…» . Хор: «Аминь». Диакон: «Паки и паки миром Господу помолимся» и другие прошения ектении. Священник тайно читает 2-ю молитву верных «Владыко Святый, Преблагий…». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Заступи, спаси…» . Хор: «Господи, помилуй».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Повод к такому предположению находят в замечании последования Великой среды: «и абие упраждняются совершенно в церкви бываемые поклоны», сказанном после слов: «и по пронесении св. даров поклоны три, на Буди имя Господне: поклоны 3»; думают, что, по смыслу этого замечания, разуметь здесь речь об упразднении поклонов великих нельзя по вышеизложенным соображениям о поклонах по перенесении св. Даров и по имеющемуся в Уставе в послед. среды 1-й. седм. Вел. поста прямому указанию о поклонах на «Буди имя Господне», в котором они названы метаниями («по заамвонной же молитве: Буди имя Господне: и метания 3»). Но в то же время, говорят, нельзя думать, что здесь имеются в виду малые поклоны, так как нигде в Уставе нет запрещения совершать малые поклоны, когда бы то ни было, даже в Пятидесятницу, доказательством чему служит напоминание о поклонах, стоящее в чине утрени в неделю Антипасхи и, косвенным образом, замечание 2 гл. Уст. о поклонах во всю Пятидесятницу, запрещающее совершать в это время только поклоны до земли. Не видя достаточных оснований относить приведённое замечание к великим и малым поклонам, думают, что с большей вероятностью надо отнести это замечание к поклонам до земли; так как об этих поклонах, как совершаемых с преклонением колен, известно, что они допускаются Уставом только в известные дни года, подобно поклонам великим, хотя и чаще последних. Решая же таким образом вопрос, утверждают, что следует и на «Буди имя Господне» в Великую среду полагать 3 поклона до земли, не как обычные, а как исключительные, только этому дню приличествующие, потому что с него прекращаются поклоны до земли в церкви, а в прочие дни Четыредесятницы на всех преждеосвященных литургиях на «Буди имя Господне» следует совершать малые поклоны или же метания по смыслу прямого указания об этом в послед. среды 1 седм. Вел. поста, подобно тому, как и в чине изобразительных полагаются на «Буди имя Господне» метания же. Таким образом; по приведённым соображениям выходит, что на Преждеосвященной литургии по великом входе и по «Буди имя Господне» Уставом не указывается совершение поклонов великих, с молитвой пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

14. Размышляя о месте поста в современную эпоху, мы не можем обойти вниманием еще некоторые реалии современной жизни, которые ставят церковное установление о посте в центр нашего интереса с другой стороны. Сегодня многие говорят об опасности истощения ресурсов планеты по причине неразумного расходования благ природы и полезных ископаемых. Все мы знаем о широком и вызывающем беспокойство загрязнении окружающей среды и явной угрозе разрушения экосистемы, в которой мы живем. Главнейшая причина, создавшая и продолжающая создавать эти опасности, – охватившая нас мания потребления, наше увлечение безумным использованием природных ресурсов. Мы можем предотвратить эти опасности, только вспомнив о духе умеренности и простоте в пользовании материальными благами, заповедуемом в Евангелии Иисуса Христа, и положить его в основу нашего образа жизни. 15. Но также и различные опасности, угрожающие сегодня нашему здоровью (сердечно-сосудистые заболевания, инфаркты, инсульты, рак, сахарный диабет, гипертония, атеросклероз и т. д.) по причине ожирения и чрезмерного потребления мяса, яиц, молочных продуктов и сладостей, напоминают нам о забытом многими церковном посте. Они показывают нам, как премудро наши Отцы рассудили о питании в постные и скоромные периоды и дни. Они являют, как полезен благословенный пост – не только для нашей христианской жизни, но и для сохранения здоровья. Когда и как мы постимся? Пост среды и пятницы 1. Среда и в особенности пятница уже с апостольских времен рассматривались как особо значительные дни недели, поскольку они связны со святыми Страстями Господа нашего. Они носят скорбный характер и христиане изначально выделили их как дни поста и молитвы. Пост среды и пятницы на протяжении всего года – а не только во время Великой Четыредесятницы – является древнейшим из всех ныне существующих постов. «Посты же ваши, – читаем мы в Учении двенадцати апостолов – памятнике, относящемся к началу II века, – да не будут с лицемерами [евреями]. Ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же [христиане] поститесь в среду и пятницу».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010