Путь Церкви – это всегда «золотая» середина. Все в Ней гармонично, все в ней выверено до мельчайших подробностей. Все в Ней ведет с Божьей помощью человека ко спасению. Так и со сплошными седмицами (от слова «семь», семь дней недели). Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион. Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны – в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны – дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны – не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты. Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять: 1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней). 2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого поста. 3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). 4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи. 5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – в этом году припадает на интервал с 5 по 11 июня. Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных. Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

http://pravoslavie.ru/104100.html

Неделя о Закхее Неделя о Закхее Неделя о Закхее — 18 февраля 2024 г.  (последнее воскресенье перед подготовкой к Великому посту. Со следущего воскрсенья в богослужении начинают использовать Постную Триодь ). Задолго до начала самого Поста Церковь возвещает нам о нем и зовет нас вступить в приготовительный период. К каждому из важных событий церковного годового круга, к главным праздникам, Посту, Церковь готовит нас — предпразднествами или приготовительными неделями к Посту; это характерная черта православной литургической традиции. Почему? Потому что y Церкви глубокое психологическое прозрение человеческой природы. Зная недостаточную сосредоточенность и ужасное «омирщвление» нашей жизни, Церковь знает нашу неспособность быстро изменяться, перейти от одного духовного переживания к другому. Поэтому задолго до начала настоящего подвига Поста Церковь обращает наше внимание на его важность и призывает к размышлению о его значении. До начала действительного подвига Поста нам объясняется его значение. Это приготовление продолжается в течение пяти недель, предшествующих Посту, каждое из воскресных евангельских чтений посвящено одной из основных сторон покаяния. Первое возвещение Поста мы слышим в Воскресном Евангелии о Закхее (Лука, 19:1–10). Это история человека, который был слишком мал ростом, чтобы видеть Иисуса, но так сильно было его желание Его увидеть, что он влез для этого на дерево. Иисус ответил на его желание и вошел в дом его. Такова первая тема, говорящая о желании. Человек следует своему желанию. Можно даже сказать, что человек сам есть желание, и эта основная психологическая правда о человеческой природе признается в Евангелии. «Где сокровище ваше, — говорит Христос, — там и сердце ваше будет» (Лука, 12:34). Сильное желание побеждает природную ограниченность человека. Когда он страстно чего–нибудь желает, он делает вещи, на которые «нормально» он не способен. Будучи «мал ростом», Закхей сам себя возвышает. Поэтому единственный вопрос заключается в том, правильно ли желание человека, направлено ли оно к хорошей цели, нли, по словам экзистенциалиста атеиста Жана Поля Сартра, человек — «бесполезная страсть».

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-zakhee...

Скачать epub pdf 24. Неделя 3 Великого поста. Крестопоклонная неделя. О непреходящей ценности души нашей (Мк. 8:34–9:1) «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» ( Мк. 8:35 ). Господь наш Иисус Христос на Кресте Голгофы завершил наше спасение. Последним Его словом с Креста было: совершилось. Совершилось наше спасение. С тех пор по зову Христа и апостолов христиане стали участвовать в страданиях Христа, стали состраждать Ему, сраспинаться с Ним. Апостол Павел решительно призывает нас к этому участию в страданиях Христа ( Флп. 3:8–10 ). К этому же призывает и апостол Пётр ( 1Пет. 4:12–13 ). А апостол Иоанн прямо говорит, что если Христос положил за нас душу свою, то и мы должны полагать души свои за братьев ( 1Ин. 3:16 ). В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали зов Самого Спасителя следовать за Ним крестным путём, путём крестоношения. Он зовёт нас отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним. Что значит отвергнуться себя? Это значит от себя, от своего эгоизма. Забыть себя для себя, чтобы найти себя в Боге и в другом человеке, чтобы жить для него и в нём. Но ведь это очень трудно и едва ли возможно, скажете вы. Ведь это значит встань на путь борьбы не на жизнь, а на смерть с самим собой: со своим самолюбием, со своей самостью, самоугождением, чёрствостью, жестокостью, равнодушием и холодностью и другим. Да, действительно, это тяжкая борьба. Её успех невозможен без помощи Божией, которая даётся только при нашей любви к Господу, при послушании Его воле и следовании за Ним. Без Меня, – говорит Он, – не можете ничего творить. И наоборот всё можем творить и даже «горами двигать», если пребудем в любви Божией, которая и открывается в нас через нашу любовь к Богу. Любить Бога – значит не быть рабом суеты мира, грубых удовольствий и соблазнов этого мира. Любить Бога – значит хранить душу свою для Бога и терять её для житейской мамоны. Земная жизнь – временна, скоротечна. Мы видим, как мелькают годы, как стареют, сходят со сцены люди, как ветшают и лишаются ценности окружающие нас предметы и вещи. Всё изменчиво на путях земной жизни. Сегодня интересы моды, вкусы, взгляды – одни, завтра – другие, а потом третьи и прочее. Одно у нас остаётся всегда с нами: наша бессмертная душа, наш дух, как образ Божий, как бесценное сокровище наше, предназначенное не только для жизни временной, земной, но и вечной, загробной. Поэтому, какая польза человеку, если он приобретает весь мир, т. е. блага земной жизни, а душе своей повредит, отвлекая её от интересов духовных, спасительных и обрекая на гибель для жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

9 правил для идеального гриля и шашлыков Неделя после праздника Троицы — сплошная, в среду и пятницу поста нет. Самое время собраться с семьей или друзьями на шашлыки. Что и как делать, чтобы шашлыки и мясо-гриль получились, а не превратились в жесткие подошвы и грустные головешки? 4 июня, 2012 Неделя после праздника Троицы — сплошная, в среду и пятницу поста нет. Самое время собраться с семьей или друзьями на шашлыки. Что и как делать, чтобы шашлыки и мясо-гриль получились, а не превратились в жесткие подошвы и грустные головешки? Правмир представляет кулинарную колонку Анны Людковской . Анна Людковская — кулинар со стажем: уже 15 лет она сама придумывает рецепты и пишет про еду. Ей есть что рассказать и чем удивить. Неделя после праздника Троицы — сплошная , в среду и пятницу поста нет. Самое время собраться с семьей или друзьями на шашлыки. Что и как делать, чтобы шашлыки и мясо-гриль получились, а не превратились в жесткие подошвы и грустные головешки? 1. Шашлыки, мясо для бургеров и кусочки рыбы — все, что вы будете жарить на гриле, должно быть комнатной температуры, а не из холодильника. Так у еды будет шанс равномерно приготовиться, без сырой середины и обугленных внешних краев. 2. Желание разом приготовить шашлыки на большую семью и всех соседей понятно, но, умоляю, не устраивайте на мангале столпотворение шампуров. Между шампурами должно быть пространство, чтобы теплый воздух курсировал и проникал внутрь мяса. И еще оставьте немного свободного места на случай, если угли вспыхнут, и придется быстро убрать мясо с пламени. 3. Готовую еду кладите на чистую тарелку, а не на блюдо, где лежали сырые шашлыки. К сожалению, многие похладно относятся к кулинарной гигиене, а потом недоумевают с чего вдруг мучаются животом. 4. Языки пламени возникают из-за вытапливающегося жира, поэтому лучше со стейков и курицы лишний жир срезать. (Если, конечно, вы специально не жарите свинину с жировыми прослойками.) Пламя убрать легко — нужно понизить температуру углей. Прысните на угли водой, как это принято на Кавказе. Или дайте углям остыть самим и передвиньте мясо на время в сторону. Если у вас европейский гриль с крышкой, то можно закрыть крышку — кислород перестанет поступать, и пламя само потухнет.

http://pravmir.ru/9-pravil-dlya-idealnog...

Разделы портала «Азбука веры» Православная Церковь в России использует юлианский календарь . Также по юлианскому календарю живут Сербская, Грузинская Церкви и Иерусалимский патриархат, монастыри святой Афонской горы в Греции. Остальные Православные Церкви используют новоюлианский стиль (который для подвижных праздников совпадает с юлианским, для неподвижных – с григорианским). Сейчас расхождение юлианского с григорианским календарем составляет 13 дней. С 2100 года будет 14 дней. 2. Год начинается с 1 января. 3. Неделя – 7 дней. В церковных книгах и литературе “неделя” – воскресный день . При этом, если речь идет о воскресенье с особой богослужебной памятью, то пишем с прописной буквы (воскресенье сыропустное=Неделя сыропустная), если просто воскресенье как день седмицы – со строчной (например: “каждую неделю совершается всенощное бдение”). При этом не исключается и бытовое использование (преимущественно в разговорной речи и публицистике) слова «неделя» в значении 7 дней (например: “во все дни пасхальной недели мы совершаем крестный ход”). 4. Сутки начинаются с полуночи. Богослужебные сутки начинаются с церковного богослужения вечерни (в приходской практике 16–18 часов), то есть в церковном смысле новый день начинается вечером предшествующего дня. Это правило не касается поста: трапеза регламентируется в соответствии с гражданскими сутками (например, ужин в среду и пятницу – постный). Сутки по Византийскому времени (в наши дни используется на Афоне ) начинаются с заходом солнца, поэтому их начало зависит от даты и местоположения (долготы и широты). 5. Дни праздников обычно не переносятся (могут отменяться в связи с ЧП), переносятся нерабочие дни. Дни памяти святых могут переноситься при совпадении с более важными праздниками или памятями Триоди . Например, бденные праздники переносятся при совпадении с субботой мясопустной, средой и пятницей сырной седмицы, 1й седмицей поста, Страстной седмицей . 6. Час – это 60 минут. Час – это и название четырех суточных богослужений (1й час, 3й час, 6й час и 9й час), и вместе с тем часть суток. Однако в церковных книгах указание на часы как части суток ведется в соответствии с византийским временем. Для перевода византийского времени в современное следует прибавить 6 часов (напр., 1й час – это 7 утра по-современному). Так, если в Типиконе говорится, что всенощное бдение Рождества Христова начинается в 10м часу ночи, то имеется в виду 4 утра в переводе на наше время.

http://azbyka.ru/shemy/osobennosti-cerko...

Триодь постная Триодь Постная содержит последования (службы) с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост . Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: неделя (воскресение) мытаря и фарисея, неделя (воскресение) блудного сына, суббота и неделя (воскресение) мясопустные, вся седмица (семь дней) сырной недели. Под Великим постом разумеется святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями триоди 8 . Триодь Постная и Октоих соединяются при пении не во все дни одинаковым образом, в седмичные дни Четыредесятницы поются из Октоиха на утрени: седальны по первом стихословии и светильны по каноне. Они печатаются в самой Триоди (в конце), потому Октоих при пении Постной Триоди в эти дни не нужен. В воскресные дни Великого поста Церковь назначает более молитвословий из Октоиха; тогда при каждого рода молитвословиях Триоди Постной полагаются песнопения, славящие воскресение Христово. Но в самих последованиях Триоди не печатаются песнопения Октоиха, а только указывается на них, потому что гласы Октоиха поются не одни и те же, а разные в те или иные года. Воскресные песнопения не отменяются в Великом посту во все воскресные дни кроме недели ваий, дванадесятого праздника, в неделю ваий они заменяются песнопениями праздника (Триоди Постной). Минея во время пения Триоди Постной в некоторые дни не поется 9 . Вместо ее молитвословий на божественных службах поются песнопения из Постной Триоди. Но есть дни, в которые поются некоторые песнопения Минеи. Дни, в которые при пении Триоди Постной не поется Минея Месячная, суть следующие: во-первых, все недели (воскресения) триоди Постной начиная от недели мытаря и фарисея до недели ваий включительно; во-вторых, среда и пяток 3 седмицы, четверток 5 седмицы 10 – великого канона; в-третьих, субботы: мясопустная 11 , сыропустная, 1 и 3 седмицы Великого поста, суббота Лазаря; в-четвертых, дни Страстной седмицы 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Скачать epub pdf 12. Неделя 1 Великого поста. О призвании апостолов Филиппа и Нафанаила. О начале подготовки к «спогребению» и «совоскресению» Христу (Ин. 1:43–51) Прошла первая седмица Великого поста. Мы сделали, братия и сестры, первый шаг на пути очищения от греховной скверны, положили начало воздержанию в пище, слове, помыслах, в осуждении друг друга, в празднословии и других грехах. И многим из нас, быть может, показалось трудным это начало, тяжёлым этот шаг следования за Христом. Но без этого первого шага, без начала покаяния и борьбы с грехами не может быть спасительного поста. Если мы вспомним, что первыми словами при выходе Спасителя да общественное служение были слова о покаянии: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие ( Мф. 4:17 ), то для нас станет особенно ясным, что без сокрушения о грехах, без искреннего и глубокого покаяния и очищения не может быть ни «спогребения» Христу, ни «совоскресения» с Ним, как того хочет от нас святая Церковь в дни святой четыредесятницы и святой Пасхи. В дни святой четыредесятницы Спаситель наш наиболее приближается к нам и хочет иметь наше сердце, наш дух, «отверстым» для единения с Ним. Святая Церковь стремится помочь этому единению. Она предлагает нам сегодня Евангельское чтение о встрече Спасителя в первые же дни Его общественного служения с Нафанаилом, посланным к Христу апостолом Филиппом. Апостол Филипп, найдя Нафанаила, говорит ему: Мы нашли Того, о Котором писал Моисей... Иисуса, сына Иосифова, из Назарета ( Ин. 1:45 ). Нафанаил ответил: Может ли быть что доброе из Назарета? На это сомнение и неверие апостол Филипп ответил решительно и мудро: Пойди и посмотри. И Нафанаил пошёл. Произошла встреча и беседа его с Христом. Спаситель открыл ему сокровенную тайну его жизни о том, что произошло под смоковницей. Во время беседы прямая честная «нельстивая» натура Нафанаила подпала под сильнейшее воздействие Божественной Личности Христа-Сердеведца и вострепетала. Его сердцу открылась истина. Он понял, что апостол Филипп прав, что с ним беседует действительно тот, о Ком вещал Моисей и пророки и тут же исповедал свою веру о том, о Ком вещал Моисей и пророки и тут же исповедал свою веру в Него: Равви! Ты Сын Божий, Ты – Царь Израилев. Первым, кто признал Иисуса Христа Сыном Божиим, был святой Иоанн Креститель ( Ин. 1:36 ). Вслед за ним веру в Него, как Христа «Мессию», исповедал святой Андрей Первозванный ( Ин. 1:41 ). И, наконец, веру в Него, как Сына Божия, исповедал и Нафанаил. Кто он был? Он был призван стать апостолом, известным под именем Варфоломея. Христос, открыв Нафанаилу сначала его земную греховную тайну, открыл ему затем Свою небесную тайну, тайну о том, что Он как Сын Божий сошёл с неба, принял образ человека и стал Сыном человеческим? но небо осталось отверстым, открытом и, ангелы Божии восходят и нисходят к Сыну человеческому. Это открытое небо узрят подлинные последователи Христа, и оно будет обозначать для них открытый путь к Отцу Небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Великий пост 2017 «Хлеб из монастыря Матроны Московской»: спекуляция на святыне Этот «хлеб» уже несколько лет распространяется оккультистами и любителями наживы под разными названиями: «почаевский» и «афонский» хлеб (якобы освященные в Свято-Успенской Почаевской Лавре и на Афоне), «тесто счастья», «тесто благополучия». Последнее название, которое было на слуху несколько лет назад – «Иерусалимский хлеб» Великая весна церковного года Как настроить себя на пост? Какова мера поста для мирян? Каковы наиболее распространенные ошибки верующих? Какие книги стоит читать человеку, чтобы настроиться на пост? Как подготовиться к великопостной исповеди? Первая неделя Великого Поста. Торжество Православия Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими. Неделя 1-ая Великого Поста. Торжество Православия Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими. Пост долгий – и слава Богу! Неумело, неправильно, на свою руку, но в первое воскресенье поста я пришла на исповедь. Стала батюшке рассказывать о том, сколько лет не исповедовалась, не причащалась, как жила в грехе... А он вдруг стал мне о любви говорить! Феодор Тирон: Разглядеть Христа и встать рядом с Ним Какую стойкость и удивительную веру, доверие и ясность надо иметь, чтобы не испугаться угроз и добровольно пожертвовать самым дорогим, как нам кажется, что у нас есть – жизнью! Многие ли способны сейчас на такой подвиг? Если не хватает сил и тянет кого-то осудить — молитесь!

http://pravmir.ru/tag/velikij-post-2014/...

52. Отличительные черты каждой недели святой Четыредесятницы Каждая неделя святой Четыредесятницы имеет свои отличительные особенности. Первая неделя имеет три особенности: 1) в первые четыре дня на повечерии читается священником посреди храма канон, составленный и написанный Св. Андреем, архиепископом критским. В этом каноне воспоминаются для нашего подражания праведные люди из Ветхого и Нового Завета. Но вместе с ними указываются и люди грешные, жизни которых мы должны избегать. После каждого тропаря канона на клиросе поют припев: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». Это чтение называется «мефимоны», что значит «припевы». 2) В пятницу во время совершения Преждеосвященной литургии после заамвонной молитвы совершается молебное пение святому великомученику Феодору Тирону. Святый великомученик Феодор Тирон спас православных от вкушения оскверненной пищи. Греческий Император Юлиан в 362 году хотел насмеяться над христианами и приказал на первой неделе Великого поста окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы на базаре в городе Антиохии. Св. Великомученик Феодор явился в сновидении Антиохийскому архиерею, предупредил его об этом и приказал ему удержать христиан от покупки в этот день на базаре оскверненной пищи. В пищу же повелел употреблять разваренные зерна пшеницы, смешанные с медом, т.е. коливо. В этот день в храме благословляется для пищи коливо. 3) В воскресение первой недели Великого поста в соборах после литургии совершается торжество православия. Оно состоит в том, что протодиакон возглашает «анафему» т.е. отлучение от православной церкви всем врагам православия. Защитникам же православия живым «многая лета», а умершим «вечная память». Этот день называется «неделею православия». На второй неделе, в воскресенье, совершается память защитника православия Святого Григория Паламы , архиепископа Солунского, жившего в 14 веке. В третье воскресенье Великого поста на утрени, после великого славословия, совершается вынос на средину храма Животворящего Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

МАСЛЕНИЦА Сырная седмица есть предуготовление к посту О седмице «сырной» говорю вам, чтобы не так ю провождать, как провождается. Седмица сырная есть преддверие Великого поста, как и Церковь святая называет. И поэтому должно нам жить воздержнее в тую седмицу, нежели прежде жили, и приготовляться к подвигам поста Великого. Для того и Церковь святая мирянам запретила ядение мяса, дабы помалу к посту привыкали. Да и неделя прешедшая для того называется «мясопустная», как следующая «сыропустная» (1:11). Масленица есть приготовительное время к ПОСТУ Матерь наша святая Церковь припевает нам аки младенцам своим в песнях своих, на той седмице певаемых. Ибо инде она так нам матерски поет: «Отверзошася божественнаго покаяния преддверия; приступим усердно очистивше телеса, брашен и страстей отложение творяще, яко послушницы Христа», и пр. А на ином месте тако: «Светлая предпразднства воздержания, светлая предпутия поста днесь». На другом месте: «Се время, предпразднественный сей постов вход». И паки: «Постов входы и преддверия вси да не оскверним зде невоздержанием и пиянством». Вот же и слышим мы из песней святыя Церкви, и знаем, что то есть масленица, а именно, есть начало или преддверие святаго Великаго поста. Понеже уже и брашен некоторых, как-то мяс употреблять и браки венчать запретила; в среду и пяток Литургии быть не дозволила ради поста, и пищи и пития воздержнее касаться, чтобы помалу к подвигу постному привыкать повелела. И для того христианам, как истинным сынам Церкве, должно в тую седмицу далеко воздержнее всем поступать, нежели в прешедшие дни, хотя то и всегда ВОЗДЕРЖАНИЕ похвально (1:39). Масленица – языческий праздник (см. ПЬЯНСТВО , 3:262). Масленица в народе ожидается как праздник Какой больший может быть пожар, как, на котором ДУШИ человеческия БЕЗЗАКОНИЕМ, аки пламенем, поядаются? Известно, знаете, слышатели, сами вы, и бесспорно признаете, что масленицы почти вси ожидают так, как какого знатного праздника. Почему к празднованию ея заранее приготовляются, а как приближится, варят пива, меды, купуют вино... Приготовляют и всякое, какое кто может, богатое кушанье, пироги, конфеты, и всякие закуски, которыми украшают столы; тако приготовившееся, друг друга в гости зовут, друг друга посещают (1:38–39).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010