11. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 1-й. Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония, еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха (службу зри 31 октября) . Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Служба свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 10 марта) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Благодать возсия истины...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Радуйтеся, пророцы честнии...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Все упование мое...» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Из нечестия во благочестие...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго...» (см. прил. 1-е). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-24/

1. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Начало Успенского поста. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (по главе Типикона под 1 августа: «Аще же 1-й день августа случится в Неделю») . Примечание. Перед началом малой вечерни («прежде клепания») иерей износит из сосудохранилища Честный Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 8). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, Креста, глас 4-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – Креста, глас 8-й: «Егоже древле Моисей…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры мучеников, глас 1-й, глас 4-й и глас 5-й (см. на хвалитех утрени). «Слава» – мучеников, глас 4-й: «На Маккавеи собравшуюся рать…» (см. славник хвалитных стихир), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления...» .

http://patriarchia.ru/bu/2022-08-14/

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 2я Неделя Великого поста I. Евангельское чтение. Зачало (7) от Марка 2:1–2 1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. 2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. Зачало (36) от Иоанна 10:9–16 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения Содержание первого евангельского чтения то же самое, что и в шестую неделю по Троице (см. VI нед. по Троице). Во втором чтении от Иоанна изображается Иисус Христос, как Добрый Пастырь. 1. Он обладает всеми свойствами доброго пастыря: а) истинной пастырской мудростью (ст.11:12); б) истинной пастырской заботливостью (ст.12). 2. Он имеет самоотверженную любовь к стаду; а) не убегает, когда грозит опасность Его стаду; б) защищает его и печется о нём с пожертвованием собственной жизни (ст.12:13). 3. Он находится в теснейшем внутреннем соединении с своими пасомыми; а) знает их (ст.14) и б) они знают Его (ст.14:15). 4. Его пастырская заботливость простирается на всех: а) Он хочет, чтобы все принадлежали к Его стаду (ст.16);

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

1 Деян. 17:28 (по буквальному переводу с принятого греческого текста) 2 Официальное, так сказать, название этого поста „Святая Четыредесятница»; „великою» в богослужебных книгах называется только последняя его неделя, Страстная. 3 На кн. Бытия бес. 2. 4 Евр. 4:12 5 Типик. гл. 32 и passim 6 Тип. гл. 35. 7 Глава VI. Перевод К. Д. Попова, изд. „Посредника». Москва 1906г. 8 Похвала 25-я. 9 Epist. De jejun. Coteler. Monum. Eccles. Gr. T. II 10 Taanith, III,5 11 Русская живопись не раз блестяще использовала этот сюжет 12 Стихотворение „На постное молчание». Феофил в пасх. письме и Кирилл Александрийский говорят, что мы постимся в Четыредесятницу „по евангельским и апостольским преданиям». 13 Слово 34 14 Слово 11 15 На ев. Матфея, бес. 47 16 4, 10—11. 17 „Наблюдаете " - (подстерегать, сторожить). 18 Деян. 20:16. 1 Кор. 16:8. 19 Рим. 14:5. 6. 20 Деян. 20:7. Апок. 1:10. Послание ап. Варнавы 16 гл.: „мы проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых». 21 Пост. апост. кн. VIII, гл. 33. 22 „Secundum traditionem apostolorum». Письмо к Марцелле. 23 „Apostolica institutio». Sermo VI de Qudrag. В другом же месте св. Лев говорит, что пост в Четыредесятницу „установлен апостолами по наставлению Духа Святого» (sermo IX). 24 Bingham Jos. Origines sive antiquitates ecclesiasticae, vol. IX, Halae 1729, стр. 190. 25 Пис. к Луц. 26 Послания гл. 7. 27 Гл. 3. 28 Do jejun. с. XIV. 29 Не понятно, почему прот. Дебольский видит в этом месте „Пастыря» Ермы речь о св. Четыредесятнице („Дни богослужения Прав. кафол. Вост. Церкви», изд. 6, Спб. 1866, ч. 2, стр. 19). 30 Гл. 6, 7 и 8. 31 , гл 8.Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, herausg. v. Gebhardt u. Harnack. Leipzig 1886, II Band, S. 25. 32 Там же, S. 225— 237. 33 Обстоятельство, не оговоренное в ссылке на это послание у прот. Дебольского (цит. соч. стр. 11), между тем как и в русском переводе „Писаний мужей апостольских» свящ. П. Преображенского (Москва, 1862 г.) это послание, как подложное, не помещено.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

28. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 5-й. Прп. Василия исповедника. Прп. Кассиана Римлянина (память переносится с 29 февраля). Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Служба прп. Василия исповедника переносится на повечерие в пяток вечера (см. 27 февраля), а служба прп. Кассиана Римлянина – на повечерие в Неделю вечера (см. 1 марта) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Благодать возсия истины…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Радуйтеся, пророцы честнии…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Все упование мое…» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Из нечестия во благочестие…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…» (см. прил. 1-е). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Триоди: «Моря чермную пучину…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-13/

Триодь Постная Неделя мясопустная. Утреня, канон, песнь 6-я, тропарь 2-й: «тамо ничтоже помощи может, Богу сущу Судии, ни тщание, ни козни, ни слава, ни дружба: разве от дел крепость твоя, о душе моя» . Итак, добрые дела (дела покаяния, милостыня, воздержание, молитва и прочие добродетели) дают крепость духу и дерзновение пред Богом, пред лицом совести. Условие для сего: искренность и самоотвержение. Стихира на хвалитех самогласна 1-я (в день Страшного Суда Христова): «мертвии от гробов воскреснут, и возрастом единем вси будут» . Значит, по воскресении мертвых не будет ни младенцев, ни стариков, но все будут совершенного зрелого возраста, что будет отражаться на видимом их состоянии; это произойдет от духовности, ибо все будут дух, а он зрел. Среда сырная, утреня. Канон Триоди, песнь 4-я, тропарь 2-й: «Богатство некрадомое воздержания есть дар: и сим обогативыйся, обогатится Божеством» . За воздержание на земле верующий обогащается вселением в него Божества; за лишение телесной пищи обогащается нетленной. Песнь 8-я, тропарь 1-й: «Постився прежде Иосиф, смешения избеже беззаконныя жены» . Иосиф победил блудную страсть, которую пыталась возбудить в нем жена Пентефрия, предварительным пощением. Тропарь 2-й: «Пощением Давид победу постави на иноплеменника и царство обрете» . Им же Давид победил Голиафа и потом удостоился царствования. Седмица 1-я Великого поста Вторник, вечерня. Стихира 3-я на «Господи, воззвах»: «воздержания наслаждение и мне, Слове, даруй, якоже Адаму рай иногда, от всякия Твоея вкушати заповеди, Боже наш» . Итак, воздержание во всем и исполнение заповедей Божиих есть радость и наслаждение. Поэтому и нужно их держаться. А современные христиане – увы, стремятся к наслаждениям и радостям плотским и земным и к исполнению лишь своих воли и желаний. Вторник, великое повечерие. Великий канон, песнь 5-я, тропарь 3-й: «Яко Моисей великий египтянина, ума уязвивши окаянная, не убила еси душе» . Итак, ум свой душевный, плотской есть вражда против Бога. И чтобы ввестись в благодатное покаянное состояние, нужно убить свое плотское мышление, мудрование, не верить ему, отринуть его, как бы больно это душе ни было, какие бы скорби из-за этого не пришлось пережить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мученик " нового года " Мученик Вонифатий Тарсийский 11.01.2006 540 Мученик Вонифатий. Икона с сайта Православный календарь 1 января (19 декабря по старому стилю). День памяти мученика Вонифатия (290 год по Р.Х.). По " иронии судьбы " - из-за разницы гражданского и церковного календаря - день памяти мученика Вонифатия - 1 января, когда многие наши соотечественники бурно и пьяно отмечают ставший столь популярным в советские времена Новый год. Именно в этот день начинается особенно строгая последняя неделя Рождественского поста и именно в этот день Церковь просит молитв святого, который был... пьяницей, и как ни пытался, не мог от пьянства избавиться. История жизни этого святого очень трагична. Он был вольноотпущенником в Риме в доме богатой патрицианки Аглаиды. Будучи человеком дельным и умным он стал управляющим большого имения своей хозяйки. Как это часто бывало в то время, хозяйка влюбилась в своего красивого и верного управляющего и, привыкнув ни в чем себе не отказывать, сожительствовала с ним. При этом, хотя она и была христианкой, ей и в голову не приходило выйти за него замуж - это означало потерю сословия. А Вонифатий любил ее по-настоящему и мучился от этого, потом стал пить и уже не мог управлять имением как прежде. Аглаида стала презирать своего бывшего возлюбленного, но не выгнала его из дома из чувства вины и из жалости. И в какой-то момент Вонифатий услышал, что она очень хочет иметь у себя дома святыню - мощи христианского мученика. Он попросил Аглаиду дать ему слуг, захватил денег и обещал выкупить тело казненного христианина. Она уже не верила в его деловые способности, но дала Вонифатию возможность попытаться - из жалости. На прощание Вонифатий сказал ей: " У тебя будут мощи мученика " . Через несколько дней слуги Аглаиды с великими почестями привезли ей тело христианина, замученного за веру. С трепетом и покаянием в казненном герое Аглаида узнала своего всеми презираемого возлюбленного, добровольно пошедшего на муки за Христа. И она сразу поняла и всю глубину своего нечувствия, и всю силу его любви к Богу и к ней, и все его величие. Эта смерть перевернула и жизнь Аглаиды, навсегда сохранившей любовь и верность Вонифатию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Скачать epub pdf Глава 1. Типология славянских библейских текстов § 1. Богослужебное использование Св. Писания Служебный (­литургический) тип обнимает собою те и только те тексты Св. Писания, которые читаются в церкви в суточном богослужебном круге. Согласно богослужебному уставу, отрывки из Ветхого Завета читаются на вечерне с понедельника по пятницу шести недель Великого поста и Страстной недели, а также накануне Рождества, Крещения, Сретенья и некоторых других календарных праздников. Псалтырь читается на утрени, часах и вечерни, причем прочитывается целиком в течение недели. Апостол и Евангелие читаются на литургии (обедне) и на утрени воскресных и праздничных дней. В византийской церкви для удобства отправления богослужения были сформированы специальные книги узкофункционального назначения. § 2. Новозаветные апракосы Отрывки из Евангелия для чтения на литургии составляют сборник, называемый Евангелие-апракос, или служебное, литургическое Евангелие. Слово апракос от греч. πρακτος «недельный» (ср. цел. неделя «воскресенье») указывает на то, что этот сборник рассчитан на применение в праздничные и воскресные, т. е. выходные, нерабочие дни. Однако по содержанию сборник шире своего названия, многие чтения предназначены для других праздников или даже будних дней (см. ниже). Поэтому определение «апракос» применительно к Евангелию и Апостолу равнозначно по значению определению «богослужебный». Термин унаследован современной филологией от средневековой книжности, где он встречается в форме апракос, опракос, опракс (см. Жуковская 1976, с. 240, примеч. 31). В рукописях этот тип текста может называться также еваггелие изборное , как это, например, в Ассеманиевом евангелии; термин «изборно евангелие» является основным для болгарской и сербской научной традиции. По-гречески этот тип текста называется εαγγλιον. В европейской науке для обозначения этого типа новозаветного текста принят также термин «евангелистарий», чеш. evangeliá, греческий текст этого типа называется лекционарий. В римской католической церкви сходного назначения книгой, содержащей тексты для чтения на литургии (обедне, мессе), является миссал (см. Глава 5, § 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

17. Сотрудник Братства св. Гурия. 27 марта 1910 года Неделя 4-ая, память св. Иоанна Лествичника Во имя Отца и Сына и Св. Духа. В 4-ое воскресенье великого поста, братия мои возлюбленные, св. Церковь вспоминает угодника Божия Иоанна Лествичника , оставившего нам свои поучения, свою Лествицу – сочинение, как лестница, указывающее путь, который может привести нас к вечной жизни. И сегодня-же, другими словами, и Евангелие (о заповедях блаженства Мф. 5:1–12 ), читанное в честь Иоанна Лествичника , тоже указывает нам на лестницу спасения. Память угодника Божия и это св. Евангелие одинаково указывают, что в наших руках заключается всё, что для нашего спасения нужно. Раньше, до пришествия Господа Спасителя, род человеческий искал пути спасения, искал средства душевного обновления, мучился и не находил себе ещё утешения в своих страданиях; он жаждал истины, и жажда его ещё не была удовлетворена. Ныне же, в наших руках само Царствие Небесное – вечное блаженство, которое Господь принёс на землю; в наших руках всё, что даровано нам Спасителем, через Его – воплощение, крест, воскресение и, наконец, вознесение на небо; нам принадлежит само блаженство жизни с возлюбленным Спасителем Иисусом Христом... В какой же степени мы можем блаженствовать в любви к Господу Спасителю? Ап. Павел говорит: „Я закону законом умрох, да Богови жив буду. Христови сраспяхся. Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос“. ( Гал. 2:19–20 .) Т. е. – я умер для закона и умер для жизни земной и теперь уже не я живу, но живёт во мне Христос. Я сораспялся Христу, чтобы Он во мне был. – Вот до какой степени может достигнуть близость наша со Спасителем, что уже не мы живём, а в нашей плоти грешной живёт Господь! Какая это тайна, братия, и какая простая истина: с нами может жить и живёт Сам Христос! Но вот этот вопрос вы себе и поставьте, живёт ли Он с нами? Имеем ли мы терпение, кротость, мир – всё, что дарует Спаситель? Если имеем мы это, значит живёт в нас Христос, а если нет, то и Христос не в нашем сердце. Кто живёт со Христом, тот имеет „плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание“ ( Гал. 5:22 ) – великие добродетели, которые отличают истинного христианина от нечестивого. Имеем ли мы в себе христианский мир и радость? Если да, то мы – на пути блаженства, а если не имеем, то мы очень далеки от Христа и своей внутренней тьмой можем вокруг себя сеять только зло и горе и ближним своим служить не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 8-й. Блгв. вел. кн. Даниила Московского. Заговенье на Великий пост. Прп. Герасима, иже на Иордане. Прп. Герасима Вологодского. Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (службу зри 28 сентября) . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха и службы Триоди в соединении с полиелейной службой блгв. вел. кн. Даниила Московского (Б) . Служба прп. Герасима, иже на Иордане, переносится на малое повечерие под 3 марта. Примечание. Если в понедельник 1-й седмицы Великого поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на Неделю сыропустную (ср.: Типикон, 30-я храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24 февраля). А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Седе Адам прямо рая...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» Триоди, глас 6-й: «Солнце лучи скры...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Таинственно воспеваем...». На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Изгнан бысть Адам...», «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные. Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских...». «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-17/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010