Иер. 16:6  с толков.). «Доколе сещися будеши», – с такими словами обращался бы пророк к совокупности жителей филистимской страны; и эти слова значили бы: доколе ты будешь напряженно молиться? Следующие затем слова следовало бы признать словами молитвы, которою молились филистимляне. Из уст этих язычников не было бы странно слышать слова: о меч Господень! Те же филистимляне, пораженные болезнию во время пребывания в их стране ковчега Господня, говорили: тяжка рука Бога Израилева для нас ( 1Цар. 5:7 ). А жрецы научили народ принести «жертву повинности» Богу Израилеву, – «может быть, Он облегчит руку Свою над вами» ( 1Цар. 6:3, 5 ). И язычники, находившиеся в более или менее частых сношениях с евреями и жившие по соседству с ними, не чужды были таким образом признания силы за Богом Израилевым, особенно в случаях их народных бедствий. Мечъ Гднь=меч, который послал Господь ( Иер. 25:16 ), меч, неприязненные действия народа, который пошлет Господь ( Иер. 1:15 ). С моавитянами израильтяне столкнулись еще на пути из Египта в землю ханаанскую. Правда, Господь заповедал Израилю «не вступать во вражду с Моавом и не начинать с ним войны» ( Втор. 2:9 ). Но, не вступая с Израилем в войну, моавитяне нанесли ему уже тогда вред нравственный: по совету Валаама, они увлекли его к идолопоклонству ( Чис. 31:16 ). Страна моавитская, граничившая в то время с севера с рекою Арноном, осталась вне пределов власти Израиля, который ограничился покорением только к северу от Арнона живших амореев ( Втор. 2:24–3:17 ). После судии Гофониила, моавитяне властвовали над Израилем 18 лет ( Суд. 3:12–14 ) и были побеждены только Аодом ( Суд. 3:28  и сл.). Саул, «утверждая свое царствование над Израилем» и для этого «воюя со всеми окрестными врагами своими», воевал – и притом успешно – и с Моавом ( 1Цар. 14:47 ). Но только Давид принудил Моава платить дань израильскому царю ( 2Цар. 8:2 ). По разделении царств, во время продолжительных войн между первыми иудейскими и израильскими царями, Моав перестал платить дань евреям, и только Амврий (по свидетельству надписи царя Меши) принудил моавитян снова платить дань израильскому царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

П.-Керамевса. Ещё важнее ценность этого материала со стороны содержания рукописей, древности многих из них и т. д. Один 1-й, изданный теперь, том обнимает собой и рукописи, заключающие в себе Св. Писание Ветхого и Нового Завета 2–5:16:25:28:31 и мн. др.), и рукописи канонического 24:39:67:68 и др.), богословского 10–15:19:20:23:30:34 и др.), аскетического 21:26:32:35 и др.), литургического 74:84:92:99:117:122 и др.), исторического и географического 27:81:101и др.) и иного содержания, и рукописи, содержащие в себе творения древне-греческих классиков 61:79:83:94:96:103:106–108:116:118–120 и др.), и рукописи, касающиеся мифологии 14:210:356 и др.), рито- —114— рики 40:104:115:152 и др.) и рукописные лексиконы и грамматики 52:75:88:131:144 и др.), и рукописи, относящиеся до медицины 77:95:102:148 и др.), физики 165:208 и др.), астрономии 87:190:261 и др.) и других отраслей знания. В отношении к сравнительной древности здесь есть рукописи, восходящие к VII–VIII-мy и даже V веку по Р. Хр. 510, γ и 2), a IX–X-ro веков даже несколько рукописей 6:24:1:13:23 и др.); с годовыми или вообще хронологическими датами есть рукописи, относящиеся к 1053–1054 году 53 – Псалтирь), – к 1056-му 54– Λιδαχ τν ποστλων), – к 1079-му 21 – слова Иоанна Схоластика), – к 1182-му 57 – Анастасия Синаита ) и т. д. Конечно, есть много рукописей и позднейших времён, даже XIX века 95:197:262:347:512:544 и др.); есть несколько списков с печатных книг (напр., 93:379). За то, значительное количество рукописей не позже XVIII века, рукописей весьма важных по содержанию и древности, рукописей, украшенных миниатюрами и разного рода изображениями 4–7:10–14:23:27 и др.), весьма любопытных, в археологическом и других отношениях, совершенно заставляют забывать малоценность сейчас указанных, к тому же и не многих по числу, рукописей, представляющих впрочем, в большинстве своём нередко глубокий исторический интерес 2012 . При том в иных случаях и рукописи XIX века представляют собой списки с древнейших рукописей или редких печатных изданий (как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Свв. Отцы указывают на то, что заповедь о посте была дана первым людям еще в Раю, и несоблюдение этой заповеди привело их к падению. Так, например, св. Иоанн Златоуст говорит: «Бог, сотворив в начале человека, и зная, что врачевство поста весьма нужно ему для душевного спасения, тотчас же в самом начале дал первозданному следующую заповедь: от всякого древа, еже в Рай , снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него ( Быт.2:16–17 ), а слова: это вкушай, а этого не вкушай, были уже образом поста. Но человек вместо того, чтобы соблюсти заповедь, преступил ее, и за это осужден был на смерть» 10 . В поте лица своего добывая свой хлеб, человек, лишившись райского наслаждения, в сущности пребывал в невольном строгом посте. А затем уже стал приносить Богу и свой добровольный пост. Поэтому, как говорит св. Григорий Палама , пост – современен человечеству 11 . Изучая Священное Писание Ветхого Завета, мы видим, что о посте говорится много и часто, и видим, что пост совершался с разными целями и в разных случаях, но руководящим началом во всем было желание постящегося снискать к себе милость Божию. Итак, тексты Ветхого Завета говорят о следующем: а) П ост является учреждением, заповеданным людям от Бога: ( Лев.16:29 ) (по Закону, День Искупления (Yom Kippur), был строжайшим постом: в течение 48 часов полагалось полное отстранение от пищи 12 ( Иоиль.1:14;2:12,15 ) «Слово Господне, еже бысть ко Иоилю, сыну Вафуилову: освятите пост; обратитесь ко Мне всем сердцем вашим, в посте и в плаче и в рыдании». «Вострубите трубою в Сионе, освятите пост» ( Иоиль.2:15 ). «Сице глаголет Господь Вседержитель: пост четвертый, и пост пятый, и пост седмый, и пост десятый будет дому Иудову в радость и в веселие, и в праздники благи». б) П ост совершался в определенное время года: ( Лев.16:29 ; Иер.36:6 ; Зах.8:9 ); но назначался также и в другое время согласно обстоятельствам. Обстоятельства эти были различны: 1) всенародное покаяние: ( 1Цар.7:6 ; 1Мак.3:17 ; Неем.9;1–2 ; Иер.36:9 ; Варух.1:5 ) («И плакахуся и постяхуся и моляхуся молитвами пред Господем»). 2) Покаяние личное, сочетанное с исповеданием грехов: ( 2Цар.12:16 ; 3Цар.21:27–29 ; Сир.34:26 ); («Тако человек постяйся о гресех своих...»). 3) Пред лицом угрозы наступающих бедствий и во время войны: ( Суд.20:26 ; 2Пар.20:3 ; Иудиф.4:13 ; Есф.4:3, 9:30 ; 1Мак.3:47 ) Для изыскания помощи Божией: ( 3Цар.21:9–12 ; Ездр.8:21,23 ) («Постихомся же и молихомся Богу нашему о сем, и услыша нас»). ( 2Ездр.9:1–2 ; 3Ездр.5:13,20 ) (упоминается семидневный пост). 5) В трауре по умершим: ( 1Цар.31:13 ; 2Цар.1:12 ; 2Пар.10:12 ) Пред видением небесных откровений: ( Исх.24:18 и 3Цар.19:8–13 ) (в отношении посильного для свв. пророков Моисея и Илии видения ими Бога). ( 1Цар.28:7–21 ) (в отношении видения Саулом духа пророка Самуила). ( Дан.9:3 ) (св. пророк Даниил пребывал в 20-дневном посте, изыскуя разъяснение видений, бывших ему в отношении Пришествия Христова и в отношении конца мира).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Измученные жители пересылают ковчег из города в город, и с ним язвы Господни постигают эти города. И так было пока, наконец, ковчег Ягве не был возвращен народу Божию, Израилю. Так нестерпима и мучительна слава Ягве для чуждых Бога людей. Так будет и в Новом Завете. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... ест и пьет осуждение себе... Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор. 11, 27.29.30 ). Огонь, просвещающий и радующий одних, попаляет и мучит других. Говорят же некоторые, что один и тот же огнь и свет Божий есть для одних вечное блаженство, а для других – вечная мука. Т.е. не то что Бог одним уготовал одно, а другимдругое. Бог есть Бог и есть то, что Он есть всегда и для всех. Различны люди и различно восприятие ими Бога. А тогда, в те ветхозаветные времена, Бог дал ощутить одним – что они есть без славы Его, а другим – как иметь ее, не ведая и не любя Его. Израильтянам это было еще и особое предупреждение – они не владельцы, не хозяева славы Ягве. Как она им была дана, так может быть отнята. И даже имея ее (ковчег был принесен в воинский стан), Ягве не обязан давать им желаемое, ведь они все равно потерпели страшное поражение. Бог творит, что хочет. Он не в плену у нас! Не подобным ли образом и православные священники готовы иногда быть распорядителями благодати, пытаясь, грубо говоря, заставить Бога действовать через действительные таинства, совершаемые внешне правильно, но по своему произволу? Нет, Бог не обязан нас слушаться – делай, что хочешь, а поступать будет Бог, как Он находит нужным. 7.13. Скитания ковчега Завета Немало скитался ковчег Ягве и вместе с ним – слава Господня. Сначала сорокалетнее странствие со скинией от горы Синай и до пределов Обетованной Земли у берегов Иордана. Но и потом ковчег Божий не обрел себе определенного места, скитания его продолжались. Оно выглядит следующим образом: – Переход Израиля с ковчегом через Иордан ( Нав. 3 гл.) Ковчег в Галгале ( Нав. 5:10 ). Семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских при взятии города ( Нав. 6 гл.). По завоевании Святой Земли ковчег находится в Силоме от времен Иисуса Навина до Илия ( Нав. 18, 1; 19, 51 ; 1Цар. 4:3 ). Из Силома ковчег, возможно, переносился иногда на время в другие места: Сихем ( Нав. 24:25 ); Вефиль ( Суд. 2 ); Массифа или Мицпа ( Суд. 20, 1. 26 ). В битве при Авен-Езере ковчег захвачен в плен филистимлянами и находится в их земле в разных городах ( 1Цар.4, 11–6:21 ). Ковчег возвращен и находится в доме Аминадава в Кириаф-Иариме ( 1Цар. 7:1 ). Иерусалим. Царь Давид переносит ковчег из Кириаф-Иарима на гору Сион в Иерусалим ( 2Цар. 6 ). По пути в продолжение трех месяцев ковчег останавливается и находится в доме Аведдара. При царе Соломоне ковчег переносится с Сиона в храм на горе Мориа ( 3Цар. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Макария Египетского , Бернарда Клервосского, Бонавентуры, а в новейшее время – патриарха Сергия (Страгородского) , кардинала Ньюмена и К. Адама. § 4. Благодать и молитва. Здесь следует остановиться еще на одном аспекте проблемы конвергенции благодати и воли, имеющем особенно большое практическое значение для повседневной духовной жизни христианина. Имеем в виду молитву – важнейшую сторону его жизнедеятельности. Согласно классическому катехизическому определению «молитва есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу». 116 Без молитвы не может быть христианской жизни, так же как не может быть физической жизни без дыхания. Всякое богослужебное действие или целиком сводится к молитве или, как например таинства, ею сопровождается. Кроме того, христианин и всякое свое, казалось бы, внецерковное, чисто секулярное действие, весь свой жизненный путь, может освящать молитвой и тем одухотворять его, придавать ему христианский характер. Именно молитва является наиболее верным способом постоянного «хождения перед Богом» ( Быт.5:24 ; Сир.44:15 ; Евр.11:5 ), постоянного ощущения и переживания близости Божией. Молитва обостряет совесть, напоминает заповеди Божии, возносит нас в состояние непосредственного предстояния пред Богом. Отсюда и второе, часто употребляемое определение молитвы, как общения с Богом. Если катехизическое определение объясняет молитву как действие одностороннее, совершаемое человеком по отношению к Богу, к Которому возносится ум и сердце, и к Которому обращено благоговейное человеческое слово, то суждение о молитве как об общении указывает на ее двусторонний характер. Человек обращается к Богу и Бог отвечает. Этот ответ бывает различным – непосредственно словесным, как это было в беседах с Богом Авраама ( Быт.18 ), Иакова ( Быт.32:9–12, 24–30 ), Моисея ( Исх.14:13–18 ; Чис.12:6–8 ), Самуила ( 1Цар.3:8, 6–9 ), Давида( 1Цар.23:9–14 ), Илии ( 3Цар.19:8–18 ) и других, исполнением того, что испрашивается в молитве ( Исх.15:25 ; Чис.11:1–2 ; Нав.10:12–14 ; 3Цар.18:31–39 ), бывает и внушением молящемуся понимания суетности и ошибочности его молитвы ( Исх.4:10–17 ; 1Цар.28:15–19 ; Ион.3:10, 4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

ОТВЕТ : Самодержавная царская власть и помазание Царя на царство является Божиим установлением, как это ясно видно из священных книг Ветхого Завета. Так, по повелению Божию, Самуил помазал на царство Саула, сказав при этом: «Вот Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего во Израили, и ты будешь царствовать над народом Господним» ( 1Цар.10:1 ), Когда Господь отверг Саула, то Самуил, по повелению Господню, помазал, вместо него, на царство Давида ( 1Цар.16:1–13 ). Цари в Священном Писании и называются поэтому «Помазанниками Божиими». Богоучреждённость царской власти и таинственное сообщение Царям, как Помазанникам Божиим, полноты благодатных даров Св. Духа делает лице Царево неприкосновенною святынею. Вот почему Слово Божие говорит: «Не прикасайтесь к помазанным Моим и не лукавьте пред ними» ( Пс.104:15 ); «Касающийся их – касается зеницы ока Господня " ( Зах.2:8 ); «Даже и в мыслях своих не злословь царя» ( Еккл.10:20 ); «Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей неизследимо» ( Притч.25:3 ); «Кто раздражает его (Царя), тот грешит против самого себя» ( Притч.20:2 ). Учение о самодержавной царской власти и о повиновении ей основано всецело на Слове Божием, что видно хотя бы из следующих изречений: «Мною Цари царствуют», говорит Господь ( Притч.8:15 ); «Бойся, сын мой, Господа и Царя; с мятежниками не сообщайся» ( Притч.24:21 ); «Бога бойтесь, Царя чтите» ( 1Пет.2:17 ). «Как не побоялся ты поднять руку, чтоб убить помазанника ГОСПОДНЯ» , сказал Давид отроку, рассказавшему ему, будто он убил царя Саула ( 2Цар.1:14 ). Свв. Апостолы в Новом Завете увещевают христиан молиться за Царя и быть покорными ему: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодаренья за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» ( 1Тим.2:1–2 ), «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: Царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» ( 1Пет.2:13–14 ). Неверно, что «у нас Один Помазанник Божий – Господь Иисус Христос». Помазанниками Божиими были в Ветхом Завете священники (см. Исх.28:41 ; Лев.4:3 ), цари (см. 1Цар.9:16, 10:1, 15:1, 15:17 ; и мн. др.) и пророки (см. 3Цар.19:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Перенесение ковчега завета в Иерусалим: краткая история скинии собрания и ковчега завета до Давида; почему ковчег завета не был соединен со скиниею собрания по возвращении из филистимского плена? почему скиния Моисеева не была перенесена Давидом·из Гаваона в Иерусалим? . Чтобы еще более усилить централизующее значение Иерусалима, Давид делает его центром не только политической, но и религиозной жизни. В теократическом государстве Израиля общественное (собственно жертвенное) богослужение должно совершаться в одном только месте; такое место до построения храма Соломонова – скиния собрания ( Лев.17:1–9 ; Втор.12:4–14 ). Со времени завоевания Ханаана израильтянами при Иисусе Навине и до пленения ковчега завета филистимлянами при первосвященнике Илии скиния находится в Силоме ( Нав.18:1 ; 1Цар.1:3; 4:3,4 ). Во время Саула мы видим ее в Номве, городе Вениаминовом ( 1Цар.21:1–9 ). 225 При Давиде и Соломоне мы находим ее в Гаваоне ( 1Пар.16:39; 21:29 ; 2Пар.1:3 ). Быть может, она перенесена была сюда еще Саулом, после того как он истребил священников номвских и опустошил весь город Номву ( 1Цар.22:17–20 ). 226 В этой истории странствования скинии замечательно то, что она оказывается всегда в том колене, которое преобладает в известное время над другими коленами. При Иисусе Навине из колена Ефремова она находится в колене Ефремовом (в Силоме). В этом же колене она остается и в период судей до пленения ковчега завета филистимлянами при Илии, – и в этот период ефремляне усиливаются стоять впереди других колен, хотя и дают из себя одного только судью (Авдона. Суд.12:15 ). С Самуилом и особенно с Саулом выступает на первый план колено Вениаминово, – и скиния собрания является в нем (в Номве и Гаваоне), хотя и не занимает вполне подобающего ей значения. Таким образом, центр политической жизни (если можно только говорить о таком центре даже в широком смысле и в период судей) стоял всегда в истории Израили более или менее в связи с центром религиозной жизни. Но история скинии представляет и другой замечательный и доселе еще необъясненный факт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евангелие на Литургии ( Лк. 1:24–38 ) – изображение истории священного события, а чтение из Послания святого апостола Павла к Евреям ( Евр. 2:11–18 ) говорит о восприятии Сыном Божиим нашей плоти и крови для избавления нас от владычества смерти и диавола. Рождество Господа нашего Иисуса Христа 25 декабря»/7 января Тропарь, глас 4 Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети, с высоты Востока: Господи, слава Тебе! Кондак, глас 3 Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог. Лк. 2:1–7 Когда настало время пришествия в мир Спасителя, слава Вифлеема, предназначенного свыше быть местом Рождества Христова, давно миновала. Этот город находился в уделе колена Иудина (см.: Суд. 17:7, 9, 19:1 ; 1Цар. 17:12 ), к югу от Иерусалима, в весьма плодоносной стране, от которой заимствовал свое имя (с еврейского – дом хлеба). Здесь жил отец Давида Иессей (см.: 1Цар. 16:1 ); здесь родился венчанный Псалмопевец Израиля; здесь, на полях вифлеемских, он пас стада отца своего и научился выражать свои чувствования в приятных звуках пастырской свирели (см.: 1Цар. 16:11, 18 ); здесь же, в Вифлееме, в доме отца, он был помазан на царство (ст. 1, 12, 13), так что впоследствии, по воцарении его, отечественный город его стал называться Давидовым ( Лк. 2:4 ). Впрочем, несмотря на то что имя Вифлеема было связано с воспоминанием о великом цареПсалмопевце, этот город, не отличаясь ни населенностью, ни богатством, не считался важным и значительным между другими городами. В судьбах Божиих предопределено было ему заимствовать отблеск славы неземной, чуждой мирского величия, от того Божественного Потомка Давидова, о Котором прорекали закон, пророки и сам венчанный предок Его по плоти – Давид. Пророк Исаия указывал в рождении Еммануила знамение для дома и рода Давидова ( Ис. 7:13–14 ), происходившего из Вифлеема, а пророк Михей ясно прозревал грядущее величие города Давидова: И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Исраили, исходи же его из начала от дней века ( Мих. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Шлегель Уильям Объединённая монархия Служение Самуила; Битва у Афека 1100 до Рождества Христова 1. РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО САМУИЛА, 1 Царств 1–3 Период Судей – когда «не было царя у Израиля» ( Суд. 21:25 ) – завершился в дни Самуила. Он, как последний судья, помазал первых двух царей Израиля. 1-я книга Царств начинается с описания рождения Самуила. Его родители путешествовали из Рамы в Силом по дороге Патриархов (коричневая стрелка, 1Цар. 1:1, 3, 19 ). Юный Самуил был посвящён на служение Господу при скинии, находившейся в Силоме. 2. БИТВА У АФЕКА, 1 Царств 4 Илий был первосвященником в скинии в Силоме. Его сыновья были «люди негодные; они не знали Господа» ( 1Цар. 2:12 ). Они отнимали жертвы и практиковали ханаанский культ безнравственности «с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания» ( 1Цар. 2:22 ). Сокрушительное поражение израильтян в битве у Афека отчасти стало справедливым судом над домом Илия. Филистимляне использовали Афек в качестве плацдарма для последующих завоеваний (чёрная стрелка от ФИЛИСТИМЛЯН). Взяв этот стратегически важный пункт на Международном приморском пути, они получили возможность наносить удары в «сердце» Израиля и через равнину Шарон продвигаться на север в долину Изреель (ср. карту 5–2). Попытка израильтян остановить филистимлян у Афека обернулась полным поражением. Израильтяне стали станом на холмах у Авен-Езера и думали, что смогут манипулировать Иеговой, чтобы осуществить свои планы. Они держались только формы религии, а не её силы. Их мысли и действия были далеки от Бога ковчега завета. Но «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» ( Гал. 6:7 ). Тысячи израильтян, включая сыновей Илия, пали на поле битвы. Ковчег завета был взят в плен, а Илий, получив новости из Силома, умер. Археологические раскопки подтверждают разрушение Силома в это время. Разрушение Силома стало легендой. Сотни лет спустя пророк Иеремия говорил от имени Господа тем, кто верил в храм больше, чем в Бога: Пойдите же на место Моё в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля... Я так же поступлю с домом этим,, над которым наречено имя Моё, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом ( Иер. 7:12–14 ; ср. Пс. 77:60 ; Иер. 26:6, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Но в этом кажущемся противоречии между метафорическими образами псалма и конкретными событиями жизни Давида и заключается вся суть. Когда Давид оборачивается назад с высот своего избавления (см. надписание), он знает, что его мог спасти только Бог Синая (8–9; ср.: Исх. 19:18 ), обрушивший Свои суды на Египет (10–13; ср.: Исх. 9:13; 10:21 ), раздвинувший воды Красного моря (16), то есть Господь, являющий в Своих действиях святость, суд и избавление от врагов. Ярким метафорическим языком Давид показывает, что чудодейственная сила Божья сопровождала его во всех обстоятельствах его жизни. Давид находил убежище в пещере Адолламской ( 1Цар. 22:1 ) и в диких скалах, где прятались серны ( 1Цар. 24:3 ), но всегда только Господь был его скалой спасения, прибежищем и защитником ( Пс. 3, 45 ). Он сокрывал Свою славу за мрачной завесой жизненных обстоятельств, но управлял ими со Своего престола в интересах Своего раба. Но и это еще не все. Существует неразрывная связь между отчаянным положением Давида и избавляющей силой Господа. И это – 4 Призову… спасусь, и – 7 «Я призвал… воззвал… Он услышал… вопль мой дошел до слуха Его». 17 Он простер руку с высоты, то есть молитва все изменила в его жизни. Разве Давид переставал когда–либо верить в то, что всемогущество Божие спасет его от всех напастей? Нет, ведь иначе он вряд ли бы остался в самом центре грозы – во дворце Саула ( 1Цар. 19:9–10 ) – и избег всех бед, грозивших ему в те тревожные годы. Ст. 2–20 позволяют нам уловить внутренним взором ту властную силу, которую мы можем запустить в действие, как бы нажав на пусковой механизм, через свою молитву. В ст. 21–46 Давид повествует о прошлых опытах своей жизни, поскольку Библия учит нас использовать уроки прошлого в предвидении будущего. Эти стихи четко подразделяются на четыре части, отмеченные двумя формулировками: «Господь… мне» (21–25; 31–35) и «Ты… мне» (26–30, 36–46). В самом общем смысле в первом выражении подчеркивается мысль о воздаянии Господнем, а во втором – о том, как Господня сила преломляется в действиях Давида. Существует принцип вознаграждения Господом праведного (21–25), и Давид обнаруживает, что в тех обстоятельствах, в каких он смог достойно проявить свою праведность, Господь обратил окружавший его мрак в свет (26–30). Подспудно выражена мысль, что не следует пассивно ожидать благословения Господа, но должно и самим действовать, вступая на путь праведности, чтобы наследовать Его благословения ( Деян. 5:32 ). Ст. 31–35 учат нас, что Господь, путь Которого непорочен (31), устрояет… верный путь и для нас (33). Давид делится своим опытом, как Господь помог ему стать на «верный путь», обрести силу и победить в тяжких испытаниях (36–46). Но Господь всегда действует во имя того, чтобы выработать в нас подобие Своего характера (ср.: Рим. 8:28 ; Евр. 12:7–11 ). Псалом завершается (47–51) так же, как начинается (2–4): воздаянием хвалы Защитнику и Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010