Достойны удивления и сами изречения Пророка; ибо они выражают попечительность его о неприязненном царе. Давид говорит: «жив Господь, яко сынове смерти вы, не хранящии Господа своего царя христа Господня» ( 1Цар. 26,16 ). И сверх того, сказав, что «вниде един от людей убити господина твоего царя» ( 1Цар. 26,15 ), показал копье и сосуд. Когда же лживый и лукавый Саул, узнав голос, сказал: «твой ли глас сей чадо Давиде» ( 1Цар. 26,17 ), божественный муж ответствовал ему: мой это голос: аз раб твой господи царю. Хотя сам он помазан был в царя, и на него прешла духовная благодать, однакоже называл себя рабом того, кто лишен был благодати и жаждал крови. Потом кротко укоряет Саула за желание убить его. «Почто гониши раба твоего господи царю? что ти согреших? и кая обретеся во мне неправда? И ныне да послушает господь мой царь глаголов раба своего: аще Бог поощряет ти на мя, да будет благовонна жертва твоя: аще же сынове человечестии, прокляти сии пред Господем» ( 1Цар. 26,18, 19 ). Изрек и причину, по которой проклял их: «яко изгнаша мя днесь, не утвердитися в жребии Господни, глаголюще: пойди работай богом чуждим» ( 1Цар. 26,19 ). Сие не словами выражали они, но принуждали сделать своими поступками; потому что, изгоняя его, доводили до необходимости укрываться в укрепленные города иноплеменников. Давид возвратил Саулу копье и сосуд, а суд свой предоставил Судие праведному. Вопрос 62. Почему писатель, написав выше (1 Цар. 25, 1), о кончине Самуила, снова упомянул о ней? (1 Цар. 28, 3) Намереваясь повествовать о волшебнице, он вынужден был упомянуть о смерти Самуиловой. Вопрос 63. Как должно разуметь повествуемое о волшебнице? (1 Цар. 28, 7 и т. д.) Иные говорят, что волшебница действительно вызвала Самуила. А другие опровергли это мнение и полагают, что обольститель людей демон показал Самуилов образ, и говорил то, что он часто слышал говорившим Самуила, но не знал времени Сауловой смерти. А я первое мнение признаю хульным и злочестивым. Ибо не верю, что вызывающие мертвых могут извести чью бы то ни было душу, а не только душу Пророка, и такого Пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Потом он созвал общенародное собрание в Массифе, где выбор Саула был утверждён. Самуил записал права царя в книгу и положил её «пред Господом» ( 1Цар.10:25 ). После победы Саула над аммонитянами Самуил ещё раз утвердил посвящение нового царя торжественным жертвоприношением в Галгале. Затем старец Самуил в торжественной прощальной речи подверг оценке свою неподкупную деятельность по отношению к народу во всё время руководства им от самой юности; предостерёг их и нового царя от непослушания Богу; по их просьбе он обещал продолжать до своей смерти молиться за них и учить их доброму пути. Во время царствования Саула Самуил являлся строгим опекуном царя: он обличал его за непослушание, проявлявшееся в самоволии, корыстолюбии и других пороках. Когда Самуил едва не упал духом, наблюдая заблуждение царя Саула, Господь послал его помазать царём Давида вместо Саула. В Раме Самуил продолжал своё пророческое служение до глубокой старости. Он явился основателем и руководителем пророческих школ ( 1Цар.10:5,20 ); кроме того, он был известен как летописец Израиля. Когда он умер, все израильтяне собрались оплакивать его и похоронили его в Раме в его доме ( 1Цар.25:1 ). Как при жизни, так и по смерти авторитет пророка Самуила был весьма велик в Израиле. Память его свято чтилась в народе. К нему, «человеку Божию», обращались как к прозорливцу, дабы узнать волю Божию. Несчастный Саул искал свидания с ним и после его смерти, при помощи волшебницы в Аэндоре ( 1Цар.28 ). Саул у Аэндорской волшебницы ( 1Цар.28:3–25 ) Святоотеческие толкования этого места Библии можно разделить на три точки зрения. Сторонники первой из них – святитель Дмитрий Ростовский и митрополит Филарет (Дроздов) – утверждают, что душа праведного Самуила была не подвластна темной силе, а потому являлся в образе пророка диавол, гадающий о будущем ( Деян.16:16 ). Но ещё в Ветхом Завете существовало мнение, что Самуил пророчествовал и после смерти ( Сирах.46:23 ). Это мнение разделяют святой Амвросий Медиоланский и блаженный Феодорит . Они утверждают, что явилась душа пророка Самуила, но не по действию волшебницы и темной силы, а по особому соизволению Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Победиша царствия. Побеждали царей и народы. Так Иисус Навин, вступив в обетованную землю, победил многих царей с их народами; Давид победил Филистимлян, Едомитян, Амалекитян, Моавитян и другие народы. Содеяша правду, творили правду, т. е. и сами поступали по правде, и другим оказывали справедливость, или и с другими поступали по правде как судии, как цари, или как пророки. Можно указать на пример Моисея (Исх.гл.18; Числ. гл.16), Самуила (1Цар. гл. 12), Давида (1Цар. гл.8; 1Парал. гл.18). Правда их была высока: не побуждения выгоды, чести или славы, руководили ими, но вера была главным началом всех дел их справедливости. Получиша обетования. Получали в настоящей жизни те обетования или Божии благословения, которые были обещаны им. Так Иисус Навин получил то обетование, что избранному народу дана будет древле обещанная патриархам страна, и он ввел Израильтян в обетованную землю (Иис. Нав.1:3 и след.). Давиду обещано было чрез пророка быть царем Израиля, и он получил обещанное, т. е. сделался царем. Иудеям обещано было освобождение от плена вавилонского, и в определенное Богом время они возвратились в свою землю. Заградиша уста львов. Это относится к тем мужам, которые или, при помощи Божией, преодолевали львов крепостью своей силы, как Сампсон ( Суд.14:6 ) и Давид ( 1Цар.17:34.35 ); или охраняемы были от свирепости львов особенным попечением Божиим, как Даниил, который, будучи ввержен в ров львиный, остался невредим, как сам он свидетельствовал: Бог мой посла Ангела своего, и затвори уста львов, и не вредиша мене, яко обретеся пред Ним правда моя ( Дан.6:22 ). Угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от немощи, Быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих. Угасиша силу огненную. Это относится к трем отрокам еврейским, которые в оковах брошены были, по повеленью царя, в печь полную огня, и остались невредимы: Анания, Азария и Мисаил ходили в печи и прославляли Бога ( Дан.3:22–24 ). Так верою в Бога Израилева они угасили или победили силу огня. Избегоша острея меча. Избегали острия меча, или поражения мечем от врагов, искавших погибели их.Так Давид неоднократно избегал меча Саулова ( 1Цар.18:25;19:1 и след.); пророк Илия спасался от меча Ахава и Иезавели (1Цар.гл.17–19); пророк Елиссей – от меча Израильского царя Иорама ( 4Цар.6:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Но дело в том, что содержащиеся в тексте детали полностью опровергают такое предположение. Во-первых, утверждение амаликитянина о том, что «Саул пал на свое копье» (ст. 6), противоречит 1Цар. 31,4 , где сказано, что он бросился на меч. Во-вторых, текст 1Цар. 31,5 не оставляет сомнений в том, что оруженосец Саула совершил самоубийство, лишь удостоверившись в смерти царя. Таким образом, вероятнее всего, что амаликитянин первым (раньше филистимлян) обнаружил тело царя и взял его венец и запястье (ст. 10), а затем, в надежде на награду, решил сказать Давиду, что гибель Саула дело его рук. 1 венец. Это, надо полагать, был именно венец, а не парадная царская корона. Способ, каким в руки Давида попали царские регалии Саула, противопоставлен добровольной передаче ему Ионафаном своей одежды и оружия (см. 1Цар. 18,4 и ком.). Тем самым еще раз подчеркивается противоположное восприятие Божией воли (в соответствии с которой израильский престол должен был перейти к Давиду) двумя представителями одного рода Саулом и Ионафаном (см. 1Цар. 18,28.29; 19,4; 20,30.31; 23,17.18 ). 1 помазанника Господня. Не разделяя убежденности Давида в священном статусе Божиего помазанника (ср. 1Цар. 24,7; 26,9 ), амаликитянин обрек себя на смерть (ст. 15,16). 1 подойди, убей его. Столь суровая реакция на рассказ амаликитянина еще одно доказательство непричастности Давида к гибели Саула (см. 4,10). 1 И оплакал Давид... сею плачевною песнью. Эта «плачевная песнь» Давида носит сугубо личный характер, и поэтому по форме она отличается от плачей, содержащихся в кн. Псалтирь. Песнь построена следующим образом: близкие друг другу как по смыслу, так и ритмически ст. 19 и 25 окаймляют центральную часть, которая, в свою очередь, также начинается и завершается «на одной ноте», поскольку в ст. 20 говорится о «дочерях филистимлян», а в ст. 24 Давид обращается к «дочерям израильским». Последний стих песни (ст. 26) посвящен Давидом его возлюбленному другу Ионафану, а затем, в ст. 27, в последний раз повторяется скорбный рефрен ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ст. 15. ...единственными – букв. «каждое поодиночке». Ст. 16–17. Историческими параллелями к этим стихам могут служить: Сеннахирим, не сумевший завоевать Иерусалима (см.: 4Цар. 19 ), Голиаф, убитый Давидом (см.: 1Цар. 17 ), конница египетского фараона, погибшая при преследовании древних евреев (см.: Исх. 14:23–28 ).   Псалом 33 Ст. 1. Это надписание несколько расходится с известным библейским рассказом о том, как Давид притворился безумным, когда, убежав от Саула, пришел в филистимский город Гефу к царю Анхусу и был там опознан слугами царя (см.: 1Цар. 21:10–15 ). Возможно, что Анхус – личное имя, тогда как Авимелех (букв. «отец царя») – имя царского рода или достоинства. Ст. 6. ...просветитесь – будьте озарены светом. Ср. рассказ о Моисее, лицо которого сияло после общения с Богом (см.: Исх. 34:29–35 ). Ст. 9. Вкусите – примите в себя Бога. Этот стих поется в Церкви в качестве причастна на Литургии Преждеосвященных Даров. Ст. 10. Страх Божий – одна из главных норм библейской морали, заповедь Божия, (см.: Лев. 19:14 , Втор. 6:13 ). В Притчах Соломона читаем: «Начало мудрости – страх Господень» ( Притч. 1:7 ) (ср.: Быт. 42:18 ; Исх. 18:21 ; Иов 28:28 ; Притч. 8:13 ; Сир. 15:19 ).   Псалом 34 Этот псалом, полный горьких чувств человека, неправедно гонимого, заставляет нас вспомнить о лютой ненависти Саула к юному Давиду (см.: 1Цар. 18 и след.). Встающий в псалме образ кроткого, безвинно страдающего человека, окруженного злобой, коварством, насмешками, переносит наш взор на Голгофу, и в словах Псалмопевца мы слышим пророчество о тех глумлениях, которые сопровождали Христа Спасителя на Его пути от синедриона до лобного места. Ст. 6. ...Ангел Господень посылается от Бога для наказания злых: таков был тот, который погубил первородных египетских, и тот, который убил 185000 ассирийцев (блж. Феодорит Киррский ). Ст. 12. Воздали... злом за добро – Давид был благодетелем Саула, когда своей игрой отгонял мучащего его злого духа (см.: 1Цар. 16:23 ), и благодетелем всего народа, когда в единоборстве с Голиафом обеспечил израильтянам победу над филистимлянами (см.: 1Цар. 17 ). Этот стих содержит пророчество о Господе нашем Иисусе Христе, ложными свидетелями оговариваемом на суде архиерейском.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возгораемся ли ревностью правды против пороков? – Пусть представляется Финеес ( Числ.25:7–8, 11 ), который, мечом проколов насквозь имевших соитие, возвратил народ к чистоте, и гневный умилостивил гнев Божий. Желаем ли мы в сомнениях наперед иметь надежду на всемогущего Бога? Будем памятовать об Иисусе Навине ( Нав.3:5, 8 ), который когда вступал в сомнительные битвы с верною мыслью, достигал победы без сомнения. Желаем ли оставить сердечные неприятности, и проявить душу в благости? Вспомним о Самуиле ( 1Цар.8:5 ), который, будучи лишен народом власти, на прошение того же самого народа о молитве за него Господу отвечал, говоря: да никакоже ми согрешити Господу, оставити еже молитися о вас ко Господу ( 1Цар.12:23 ). Потому что святой муж верил, что он учинит преступление, если не воздаст в молитве благодатною любовью тем, которых, как врагов, терпел до низложения. Он же опять, когда по повелению Господа был посылаем помазать Давида в Царя, отвечал: како поиду; и услышит Саул, и убиет мя ( 1Цар.16:2 ). И несмотря на то, что знал, что на этого самого Саула Бог прогневался, предался такой скорби, что ему лично Господь сказал: доколе ты плачеши о Сауле, Аз же уничижих его ( 1Цар.16:1 ). Итак помыслим, какой жар любви воспламенят душу того, кто плакал даже о том, от кого опасался быть убитым. Желаем ли мы остерегаться того, кого боимся? – Нам основательно надобно подумать о том, дабы при открывшемся удобном месте самим не воздать злом за зло тому, кого мы бегаем. Поэтому вспомним о Давиде, который и нашел и мог бы убить Царя, преследующего его, и однако же, в самом разгаре гнева, он избрал добро, которое сам должен был делать, а не зло, которое тот должен был потерпеть заслуженно, говоря: да не будет Ми от Господа нанести руку мою на Христа Господня ( 1Цар.15:7, 26:11 ). И когда тот же Саул после был убит врагами, то он (Давид) плакал о смерти того, от кого при жизни терпел преследования ( 2Цар.1:17 ). Решаемся ли мы свободно говорить о заблуждениях могущим мира сего? – Приведем на память авторитет Иоанна, который, обличая нечестие Ирода, не убоялся быть убитым за правоту слова ( Мк.6:18–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Самуил испрошен матерью у Бога и ею же Богу посвящен. Я отдаю его Ягве, говорит Анна, на все дни жизни его, служить Ягве ( 1Цар. 1:27 ). В знак посвящения Богу и пожизненного назарейства у Самуила: длинные волосы, бритва никогда не коснется его головы; полная трезвенность, он не будет пить вина и сикера во все дни своей жизни. Таковы же были судья Самсон, Иоанн Креститель. По случаю рождения сына праведная Анна воспела пророческую песнь Ягве Богу. Рождается начальник пророков, еще не скоро он сам начнет пророчествовать, но пророческим духом уже воспламеняется его родительница. Услышанная Богом, она поет Богу песнь. Песнь эта воспета по случаю чудесного рождения сына Самуила при посвящении его Богу и оставлении его в храме ( 1Цар. 2:1–10 ). Может быть, именно в этой песне впервые произнесено еще одно имя Божие (Ягве Цебаот или Господь Саваоф в русской традиции). Вот поучение раби Елазара: «С тех пор как Господь мир сотворил, не было человека, который назвал бы Господа именем Саваоф, доколе не явилась Анна и первая произнесла имя Саваоф. Подобно нищему у царского пира, который говорит: «Государь! Из всего, что наготовлено для пира твоего, пожалеешь ли ты одного ломтя хлеба для нищего?» – взывала Анна к Господу: «Господь Саваоф! При всём великом множестве существ [Саваоф – Цеваот – означает «Господь воинств» или «Господь существ»], сотворенных Тобою в мире этом, пожалеешь ли Ты дать единого сына мне?» с. 102, Берешит-Раба, 31]. Песнь праведной Анны имеет и мессианское звучание. В Песни выражена надежда «анавим», смиренных и нищих (сравни Соф. 2:3 ), заканчивающаяся указанием на царя-мессию: Ягве будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог Мессии (Помазанника) своего ( 1Цар. 2:10 ). Малую верхнюю одежду Анна приносила ежегодно своему сыну, воспитывавшемуся при храме, которую сама и шила. Кроме того, отрок Самуил служил пред Ягве, надевая льняной ефод ( 1Цар. 2:18–19 ), с детства одеваясь, как священник. Об этом одеянии, сшитом матерью Самуила, существует своеобразное иудейское предание. Мидраш говорит, что это одеяние стало как бы частью его самого, оно росло по мере того, как рос Самуил, и оставалось на нем до самой его смерти. Это то самое одеяние, в котором он явился Саулу, когда волшебница из Эйн-Дора вызвала дух Самуила: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду ( 1Цар. 28:14 ) Библейские образы, с. 130]. Всё это говорит о некоей таинственности и загадочности избранника Божия. Кстати, как Анна сшила своему сыну Самуилу верхнюю одежду, так потом руками Пречистой Девы будет соткан хитон Сыну Её Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Впрочем, к истине, что грех Израиля состоял ни в чем другом, а лишь в отвержении им Бога как небесного своего Царя, мы приходим не только путем правильного истолкования указанных библейских изречений. Она подтверждается и положительным свидетельством Священного Писания . Помимо вышеприведенных нами слов Господа пророку Самуилу ( 1Цар. 8:7 ), эта истина содержится и в других Божественных словах, сказанных тому же пророку: «По всем делом, яже сотвориша Ми, от негоже дне изведох их из земли Египетски до днешняго дне, и оставиша Мя и послужиша богом иным, тако тии творят и тебе» ( 1Цар. 8:8 ). Об этом отвержении Израиля своего Господа говорил пророк Самуил и в своей прощальной речи в Галгалах израильскому народу ( 1Цар. 12:21 ), желая побудить его покаяться в своем тяжком грехе, что и было достигнуто им ( 1Цар. 12, 19 ). В данном случае для нас в особенности должны быть интересны слова, которые произнес Самуил израильскому народу в ответ на его покаяние. «И рече Самуил к людем: не бойтеся, вы сотвористе всю злобу сию: токмо не уклонитеся от последования Господня, и поработайте Господу всем сердцем вашим; и не приступите вслед ничтоже сущих (идолов), иже не пособствуют, и не изъимут, яко ничтоже суть» ( 1Цар. 12:20–21 ). Таким образом, успокаивая израильтян, пророк Самуил увещевает их заботиться только об одном, чтобы они впредь не отвергали Бога и не обращались более к идолам, которые не могут им помочь. Ясно, что только в этом отвержении и состоял грех израильтян, в котором требовалось с их стороны покаяние. Если мы обратимся к тому же Священному Писанию , то найдем в нем прямое свидетельство и в пользу истины, что царская власть, как таковая, сама по себе есть благо, и потому в желании израильского народа иметь ее Господь не мог видеть падение, грех, и на учреждение каковой было Его соизволение. Из Библии ясно видно, что поставление царя Израилю было предусмотрено законом, данным от Бога Моисею, и за четыреста лет до своего осуществления уже получило для себя Божественное благословение. «Аще же, – говорил Господь народу израильскому чрез Моисея, – внидеши в землю, юже Господь Бог твой дает тебе в жребий, и приимеши ю, и вселишися на ней, и речеши: поставлю князя над собою, якоже и прочии языцы, иже окрест мене: поставляя, да поставиши над собою князя, его же изберет Господь Бог твой» ( Втор. 17:14–15 ). 13

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Такой же исторический факт в судьбе пророка Илии доказывал и напоминал о проявлении Божественного правосудия не в благоденствии земном, а в избавлении от смерти ( 4Цар. 2:11–15 ). Писатели книг Царств и иудейский народ верят, что умершие могут являться и говорить с живыми людьми ( 1Цар. 28 гл.). Все указанные исторические факты, вместе взятые, внушают писателям кн. Царств представление о смерти как о сне ( 3Цар. 2:10 ; 2Цар. 7:22 ). 1Цар. 2:6 . Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит. Вот слова благодарности Анны за разрешение ее неплодства. В благодарственной песни своей Анна прославляет Господа за дарованное Им ей спасение: вера в Бога может оказать большую помощь, нежели надежда на собственные силы всех гордых ее современников и современниц. Иегова в состоянии смирить всех гордых, Он обладает даже жизнью и смертью. Господь мертвит и живит: По мнению Тэниуса, это выражение указывает только на то, что Бог может подвергать людей крайней опасности и избавлять их от нее (Ср. Пс. 24:20 64 ). Но значение слова та в книгах Царств не может подтверждать мнение Тэниуса. Как глагол, так и происходящее от него существительное – «смерть», в рассматриваемых книгах употребляется везде в собственном положительном смысле: 2Цар. 1:16 : Аз, – говорит Давид, – убих () помазанника Господня (Саула). 1Цар. 14:13 : и порази () их – иноплеменников. 2Цар. 14:32 ; 1Цар. 17:35; 20:31 : сын смерти Давид, обреченный на смерть). На основании такого словоупотребления можно понимать речь Анны в собственном смысле как выражение веры в Божественное всемогущество над жизнью и смертью. Так понимали и древние переводы: LXX читают: Κριος θανατο κα ζωογονε. Вульгата: Dominus mortificat et vivificat. Буквально тожественны с последним сирский, Ионафана и арабский переводы 65 . Для веры Анны были основы догматические ( Втор. 32:39 ) и исторические ( Быт. 5:24 ) Тем более их было для писателей исторических книг ( 3Цар. 17:20–23 ; 4Цар. 4:35 ). Той низводит во ад и возводит . Вполне параллельным по смыслу и тождественным по словоупотреблению этому выражению можно сочесть завещание Давида Соломону: 3Цар. 2:6 : да не низведеши с миром душу (Иоава) во ад. То же самое в 3Цар. 2:9 – . В молитве Анны ясно выражена мысль о Божественном всемогуществе, владычестве над жизнью и смертью. Господь может лишать жизни и воскрешать, низводить в шеол и возводить оттуда 66 . Ср. 1Цар. 28 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Наконец, и Соломон в начале своего царствования отправляется в Гаваон к скинии свидения для совершения там жертвоприношения, «ибо там был главный жертвенник» ( 3Цар.3:4 ; 2Пар.1:6 ), т.е. обычное, преимущественное место жертвоприношений. Но вместе с этими фактами жертвоприношений при скинии, еврейская история до построения храма Соломонова представляет нам, с другой стороны, ряд фактов приношения жертв не при скинии собрания, а в других местах. Чтобы правильно оценить значение этих фактов, нужно обратить внимание на характер их. Одна часть этих фактов представляет собой жертвоприношения пред ковчегом завета, находящимся вне скинии. Сюда относятся: жертвоприношение в Вефиле во время войны Израильтян с Вениамитянами ( Суд.20:26 , Суд.21:4 , срв. Суд.20:27 ), принесение жертвы жителями Вефсамиса при возвращении ковчега от Филистимлян ( 1Цар. 6:14–15 ), жертвоприношения Давида при перенесении ковчега из дома Аведдара в Иерусалим и при поставлении ковчега в новоустроенную Давидом скинию ( 2Цар.6:13 , 2Цар.6:17 ; 1Пар.15:26; 1Пар.16:1). Приносил жертвы пред ковчегом завета в Давидовой скинии Соломон по возвращении своем из Гаваона ( 3Цар.3:15 ). Наконец, судя по тому, что, с одной стороны, Авиафар, один из двух первосвященников, служивших одновременно при Давиде, служил, как весьма вероятно, при скинии Давидовой пред ковчегом завета, – с другой стороны, судя по тому, что при этой Давидовой скинии существовал жертвенник ( 3Цар.3:15 ), – на основании всего этого можно предположить, что пред ковчегом завета во времена Давида жертвоприношения совершались вообще неоднократно. Все эти жертвоприношения обусловливались присутствием ковчега завета, на том основании, что ковчег завета, собственно, очистилище было местом постоянного пребывания Бога, обычным местом откровения Его, согласно постановлению об этом Самого Господа ( Исх.25: 21–22 ). С таким значением, как места пребывания Бога, представляли себе ковчег и Израильтяне; например, после поражения их Филистимлянами, евреи говорят: «возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших» ( 1Цар.4:3 ); Филистимляне, узнав о прибытии ковчега в еврейский стан, говорят: «Бог тот пришел к ним в стан»; «кто избавит нас от руки Этого сильного Бога?» ( 1Цар.4:7–8 ); жители Вефсамиса говорят о ковчеге завета: «кто может стоять пред Господом, Сим Святым Богом? и к кому Он пойдет от нас?» ( 1Цар.6:20 ); вообще, по представлению свящ. автора, на ковчеге завета «призвася (т.е. «наречено» – русск., синод.) имя Господа Сил, седящаго на херувимех над ним» ( 2Цар.6:2 ; 1Пар.13:6 ). А так как, по закону Исх.20:24 , жертву нужно было приносить на всяком месте, где «наречет» имя Свое Господь, и так как, вместе с тем, ковчег завета и являлся одним из таковых мест (срв. 2Цар.6:2 ; 1Пар.13:6 ), то, следовательно, совершение жертвоприношений пред ковчегом завета являлось точным соблюдением закона Исх.20:24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010