Давид был тогда юношею пятнадцати или шестнадцати лет; потому что умер семидесятилетним, и сорок лет царствовал: почему имел тридцать лет, когда убит Саул; а пред сим было сказано, что Саул, после двухлетнего сообразного с законом царствования, лишился божественной благодати, и потому все прочее время провел, враждуя на Давида. Впрочем Давид убеждает Саула не сомневаться в победе. Ибо вынужден был разсказать, как, пася овец, задушал льва и нападавшую медведицу. И будет, говорит он, иноплеменник необрезанный сей, яко един от сих: «не пойду ли, и поражу его, и отъиму днесь поношение от Израиля? Понеже кто необрезанный сей, иже уничижи полк Бога жива?» ( 1Цар. 17, 36 ) то есть, живуший злочестиво ничем не отличен от зверей и лишен Божией помощи. Сие и присовокупил Давид: «Господь, Иже изъят мя от уст львовых, и от руки медведицы, Той измет мя от руки иноплеменника сего необрезаннаго» ( 1Цар. 17, 37 ). С сею верою устремившись, Давид не обманулся в надежде, но победил безоружный вооруженного, пастырь овец опытного в бранях и одержании побед, малый и юный величавшагося таким великим ростом. Ибо сказано: «и виде сие Голиаф, и обезчествова его, зане той детищ бе, и чермен и леп очима» ( 1Цар. 17, 42 ); потому что телесные очи уподоблялись душевным, а последние имели острое зрение, созерцали невидимое. Почему Давид сказал: «аз иду на тя во имя Господа Саваофа, Бога ополчения Израилева, егоже ты уничижил еси днесь. И заключит тя Господь днесь в руце мои, и убию тя, и отъиму главу твою от тебе, и дам тело твое и телеса полка иноплеменнича в день сей птицам небесным и зверем земным… И уразумеет весь сонм сей, яко не копием, ни мечем спасает Господь, яко Господня брань, и предаст Господь вас в руки наша» ( 1Цар. 17, 45 – 47 ). Вступая в битву, Давид пророчествует, и предрекает Боговедение вселенной. Ибо говорит: «уразумеет вся земля, яко есть Господь Бог во Израили» ( 1Цар. 17, 46 ). Уста прорицают, а рука подвизается доблестно, и камнем умерщвляет иноплеменника, потому что песнословит Давид от него по плоти отсекшийся Камень. Ибо говорит: «камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла» ( Псал. 117, 22 ). Воспользовавшись мечем иноплеменника, Давид отсек ему голову, преднаписуя победу Произшедшего из него по плоти. Ибо диавол, ко кресту пригвоздив Господа нашего, крестом низвержен и лишен власти. И как, после одержанной победы Давидом, израильское воинство поразило полчище иноплеменников: так, по сокрушении диавола Богом Спасителем нашим, уверовавшие в Него обратили в бегство полки демонов. Вопрос 42. Как Давид, не живши еще во Иерусалиме, внес в него голову иноплеменника? (1 Цар. 17, 54)

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пророк напоминал ему слова, произнесенные им пред вступлением на царство, сказав: «еда не мал был еси пред ним, чтобы стать вождем от скиптра Вениаминова, малейшаго из колен Израилевых»? Т. е. не говорил ли ты: «муж Иеминей есмь аз наименьшаго колена из всех колен Израилевых»? ( 1Цар. 9, 21 ) Однакоже Господь помазал тебя в царя над всем Израилем, «и посла тя Господь путем» ( 1Цар. 15, 18 ). Потом Пророк говорит, какие заповеди дал Саулу, и как он преступил их, устремившись на корысти. Ибо к осуждению его служили, не столько противозаконное милосердие, сколько ненасытность, и любостяжательность, и страсть сребролюбия, поработившись которой, преступил он заповедь. Но Саул употребил Адамово слово, ибо сказал: «послушах гласа людей» ( 1Цар.15, 20 ). Так говорил и Адам: «жена, юже дал еси со мною, та ми даде от древа и ядох» ( Быт. 3, 12 ). И поскольку Саул говорил, что волов и овец взял для жертвы, то услышал от Пророка: вот не хощет Господь всесожжений и жертв, якоже послушания гласа Господня. Се послушание благо паче жертвы, и покорение паче тука овня. Яко грех есть чарование, и преогорчение – неправда, а Терафимы наводят болезнь и труды 4 . Понеже уничижил еси глагол Господень, «уничижит тя Господь не быти тебе царем во Израили» ( 1Цар. 15, 22, 23 ). Слово Терафим Акила перевел: услужливость и взаимновзятие. А слово: чарование, думаю, указывает на неразумие некоторых. Ибо, вероятно, иные почли худым предзнаменованием, победителю не воспользоваться добычею. Слово же: Терафим поставлено вместо слова: наблюдение. Ибо, как Ефуд посвящен был Богу, и чрез него вопрошающим давалось знать, что делать; так посредством Терафимов объявлялись идольские прорицания. Ибо, в подобие Ефуду, Терафим посвящен был идолам; и о сем яснее сказано нами в книге Судей. А по переводу Акилы можно разуметь и иначе, то есть, Богу угодно исполнение повеления, а не приношение даров, потому что неприятно Ему служение вопреки Его воле, и оно уготовляет бедствия. Научая же, что определение Божие неизменно, Пророк присовокупил: «не обратится, ниже раскается Святый Израилев, занеже не яко человек есть, еже раскаятися Ему» ( 1Цар. 15,29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

—172— и меч свой, и лук свой и пояс свой» ( 1Цар.13:1,3,4 ). «Чего желает душа твоя, я сделаю для тебя», – говорил Ионафан Давиду ( 1Цар.20:4 ). «Ты принял раба своего в завет Господень с тобою; и если есть какая вина на мне, то умертви ты меня» ( 1Цар.20:8 ). «И снова Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему: ибо любил его, как свою душу» ( 1Цар.20:17 ). «Давид пал лицом своим на землю, и трижды поклонился; целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид плакал более» ( 1Цар.20:41 ). Потрясающие стоны 87-го Псалма обрываются воплем, – о друге. Для всяких скорбей находятся слова, но потеря друга и близкого – выше слов: тут – предел скорби, тут какой-то нравственный обморок. Одиночество – страшное слово: «быть без друга» таинственным образом соприкасается с «быть вне Бога». Лишение друга – это род смерти. «Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою. – Душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, в мрак, в бездну… – – – Око мое истомилось от горести; весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои – – – Я несчастен и истаеваю с юности; несу указы Твои и изнемогаю. Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня, всякий день окружают меня, как вода: обличают меня все вместе. Ты удалил от меня друга и искреннего: знакомых моих не видно». Царь-Пророк в своих Псалмах строит мост от Ветхого Завета к Новому. Так и дружба его с Ионафаном решительно подымается над уровнем утилитарной дружбы Ветхого Завета и предвосхищает трагическую дружбу Нового. Тень глубокого, безысходного трагизма легла на этого Предка Христова; и честная земная дружба от этой тени сделалась бесконечно углубленной и бесконечно сладкой для нашего, имеющего Евангелие, сердца. Мы полюбили трагизм: «сладкая стрела христианства ноет в нашем сердце», как говорит В. В. Розанов .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

I. Рождество, младенчество и отрочество И. Христа. 1. Евангельские оглавления и предисловия. ( Мф.1:1 . М. 1:1. Лук.1:1–4 . Ин. 1:1–18 ). 1) Евангелист Матфей начинает свое Евангелие оглавлением или надписанием: книга родства Иисуса ХристаЮ сына Давидова сына Авраамова. Имя Иисус (евр. Иешуа, сокращенное из Иегошуа – Бог – Спаситель) довольно обыкновенное у евреев имя и обозначает Господа, прежде всего, как известную историческую личность ( Ин. 1:45. 19:19 . Мф.27:37 ). Но оно дано Ему вследствие особенного на то повеления Божья чрез Архангела, который истолковал и значение Его: той бо спасет люди своя от грех их (1:21. Лук. 1:31 ). Христос (евр. Машиах – Мессия) значит – помазанник. Помазание (елеем) на особенное служение Богу в Ветхом Завете употреблялось над первосвященниками ( Лев. 4,3,5:16 ), царями ( 1Цар. 10:1 ) и пророками ( 3Цар. 19:16 ), которые поэтому и назывались помазанниками ( 1Цар. 24,7.7,11 . Пс. 2:2 ). Вместе с внешним обрядом помазания сообщались помазуемому особенные дары Духа Божия ( 1Цар. 10:1. 9:10. 16:3 ), необходимые для него в верном служении Иегове. Но в собственнейшем смысле Мессиею-Христом евреи называли обетованного их праотцами Спасителя мира ( Иоан. 1,20,25:41 ), и это имя указывает, что на Господе почили все дары Духа Божия, во всей их полноте ( Иоан. 3:34 ). Эти два имени Спасителя христианское употребление соединило в одно нераздельное имя Иисус Христос. Называя И. Христа сыном Давида и Авраама, евангелист чрез это в самом начале своего Евангелия показывает, что он пишет прежде всего для христиан из иудеев, для которых, в силу древних обетований ( 2Цар. 7:4 и др. 1Цар. 17:11 и др. Пс. 88:4 и др. Быт. 12:3. 21:12 . Галат 3:16 ), происхождение из народа израильского от Авраама, из народа Давидова, было существенною принадлежностью или признаком в понятии о Мессии ( Иоан. 7:42 . Рим. 1:3 . Иоан. 1:49 ). 2) Начало Евангелия И. Христа, Сына Божия, так начинает Марк свое Евангелие. Здесь высказывается тот взгляд евангелиста, что выступление Иоанна Предтечи на проповеди было началом Евангелия или евангельской историей. Этот взгляд, свойственный вообще апостолам ( Деян.1:21–22,10:37 ), имеет свое основание в том, что с крещения Иоаннова началось общественное служение И. Христа ( Лук. 3,23 . ρχμενος), началось открытое благовествование о наступлении царства Божья.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Когда проповедовали пророки? Итак, разговор о Моисее — особый. Он как бы «за скобками». Что касается периода Иисуса Навина и Судей, то здесь говорить об этих безусловно выдающихся, вдохновенных вождях Израиля как о пророках было бы некоторой натяжкой, разве что лишь в том широком смысле, в каком мы называем пророками различных призванных Богом мужей и жен. В самом же узком смысле слова пророческая традиция Израиля созрела и расцвела в период монархии, начиная с единого царства (X в. до Р.Х.), включая период разделенных царств (X–VI вв.), период Вавилонского плена (VI в.), и заканчивая временем возвращения из плена и строительства второго храма (V–IV вв.). После этого пророчество как вдохновенное публично-острое устное слово звучит все реже, традиция постепенно мельчает, затухает, уступая место Слову как зафиксированному в букве тексту. Как своеобразный запоздалый рецидив, через много лет после этого зазвучит проповедь святого Иоанна Крестителя, пришедшего «в духе и силе Илии» ( Лк.1:17 ), — последнего пророка Ветхого Завета. Неписьменные пророки. Четыре книги Царств уделяют большое внимание целой плеяде деятелей, чей общественный и политический статус довольно трудно определить. Однако очевидно, что они выступали в роли неформальных советников, имевших большой духовный авторитет, своего рода голоса совести для народа и правителей Израиля. Повествования о них и об их вмешательствах в религиозную жизнь Израиля вплетены в повествования книг Царств. Не все имена из этого ряда, такие как Гад ( 1Цар.22:5 и др.), Доик Идумеянин ( 1Цар.22:9 и др.), Ахия ( 3Цар.14:2 ), Олдама ( 4Цар.22:14 ), запомнятся читателю Библии. Но есть среди них и такие, о ком имеет смысл знать и помнить. Самуил (XI в. до Р.Х.) — последний в ряду Судей, то есть тех харизматических вождей, которые правили Израилем, будучи призваны не по династическому принципу, а в результате непосредственного и ничем не обусловленного Божиего выбора. Именно на долю Самуила выпала печальная миссия положить конец этому теократическому периоду существования Израиля и, с дозволения Божиего, помазать народу первого царя — правителя, чья власть имеет иную природу, а именно основана на династическом преемстве. «Мы будем как прочие народы » ( 1Цар.8:20 ) — таково было волеизъявление Израиля, с которым Самуилу пришлось согласиться. Своеобразным утешением для него стали слова Господни : «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» ( 1Цар.8:7 ). Правда, помазанному им на царство первому царю — Саулу из колена Вениаминова — не суждено было стать родоначальником царской династии. Таковым стал другой помазанник Самуилов — Давид из колена Иудина, чья династия десять веков спустя произрастила Мессию, Христа.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Ст. 24–31. Вспоминаются дальнейшие события в пустыне – ниспослание с неба манны и перепелов для насыщения голодного народа (см.: Исх. 16:13–15 ; Чис. 11:7–9,31–33 ). Ст. 25. Хлеб ангельский – т. е. подаваемый Ангелами, служащими Божиим мановениям. Бог не только тела евреев питал манною, но и душу их питал разумною силою, какою питает и Ангелов (свт. Афанасий Великий ). Ст. 38. Речь идет о милости Божией к народу в пустыне (см.: Исх. 32:14 ). Ст. 44–53. Перечисляются беды, которые навел Бог на Египет, когда фараон не хотел отпускать древних евреев из страны (см.: Исх. 7–14 ). Ст. 54. Речь идет о горе Синай (Хорив), на которой Бог дал Моисею заповеди (см.: Исх. 19 ). Ст. 55. Вспоминается завоевание Ханаанской страны Иисусом Навином ( Нав. 11–19 ). Ст. 56–58. Речь идет об усвоении древними евреями культа побежденных народов. Ст. 59–64. Речь идет о поражении израильтян в войне с филистимлянами (см.: 1Цар. 4 ). Ст. 65–66. Вспоминается победа израильтян над филистимлянами (см.: 1Цар. 7 ). Ст. 67–69. Ковчег Завета, в котором хранились скрижали с начертанными на них заповедями Божиими, захваченный из Силомской скинии как трофей филистимлянами, по возвращении его израильтянам не вернулся в Силом, принадлежавший потомкам Ефрема, сына Иосифова, но был перенесен в Кириаф-Иарим, а затем – при Давиде – на гору Сион в Иерусалим, город племени Иудина (см.: 1Цар. 7 ; 2Цар. 6 ). Ст. 70. Этот стих повествует о том, как юный пастух Давид был избран Богом в цари над Израилем (см.: 1Цар. 16:1–13 ).   Псалом 78 ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. Ст. 1. В псалме оплакивается разрушение Иерусалима и храма. Это событие имело место в 587 г. до Рождества Христова, когда Иерусалим был захвачен войском царя Навуходоносора, и в 169 г. до Рождества Христова, когда город был снова взят и храм снова осквернен, но уже царем Антиохом IV Епифаном. Ст. 5. ...палить – букв. «гореть»; ...кара – букв. «ревность». Ст. 7. ...терзали – букв. «пожрали». Иакова, и земли его – еврейский народ. Потомки каждого из двенадцати сыновей Иакова (Израиля) назывались по имени своего предка и объединялись в племя, «колено», которое владело закрепленной за ним территорией.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6б–12 Давид раскрывает перед Господом свои нужды. Хотя Отец наш Небесный знает все, мы все равно должны молиться ( Мф. 6:6–13 ). Иисус, зная беду человека, все же спрашивает: «Чего ты хочешь от Меня?» ( Мк. 10:51 ). 7 «Яви дивную милость Твою» – прилагательное «дивный» указывает на чудодейственную силу Божью, «милость» – на бесконечную любовь Его к нам. 8 Храни… как зеницу ока – мы инстинктивно закрываем глаза, защищая их при опасности, такой же защиты – незамедлительной, мгновенной – ожидает Давид от Господа. Крыл Твоих – см.: Пс. 60:5 ; Руф. 2:12 . 9 От врагов души моей, то есть смертельных врагов. 11 Нас… меня – Давида не покидают мысли о друзьях, сопровождающих его в бедствиях. 12 «Лев» – единственное число предполагает, что либо «каждый из них подобен», либо «он подобен». 13, 14 Третья апелляция: просьба о Божественном вмешательстве. Давид ищет заступничества от врагов только у Господа – низложи их… мечем Твоим. 14 От людей мира, которых удел в этой жизни, то есть людей, от которых вряд ли можно ожидать проявления мягкосердечия, так как они руководствуются сугубо мирскими критериями и ценностями. Вероятно, это может звучать следующим образом: «А то, что Ты растратил на них или чем наполняешь их чрево! Пусть их сыновья получат все в избытке! Пусть останется и на долю их детей!» То, что Господь «растратил» на них, – это наказание, которое они заслужили и которое, согласно библейскому принципу воздаяния ( Исх. 20:5 ), распространяется и на их потомков. Это не молитва о возмездии, но слова «уст нелживых» (1). Скорее Давид ощущает себя рупором праведного гнева Господня. 15 А я – противопоставляется предшествующему тексту. Будущее его врагов – в руке Господней. Они насытятся (14), получат свою меру наказания сполна, он же будет радостно взирать на лице Господа, окажется в Его присутствии (ср.: 10:7). Пробудившись, то есть восстав от смерти (ср.: Ис. 26:19 ; Дан. 12:2 ; см. также: Пс. 48:16; 72:24–25; 138:19 ). Псалом 17. Бог «в тени»: Бог управляет всем Читая надписание псалма, мы восклицаем с удивлением: все было совсем не так! Когда это в жизни Давида Господь внезапно появился, восседая на херувимах, спеша ему на помощь (11)? Да, Господь посылал с небес град во избавление от врагов ( Нав. 10:11 ), но где грозные атмосферные явления (13) в опыте Давида? От дуновения ветров, посланных Господом (16), расступились воды Красного моря ( Исх. 14:21; 15:10 ), но в жизни Давида такого события не было. Избавление Давида от врагов протекало иначе: иногда его спасал набег филистимлян ( 1Цар. 23:26–28 ), иногда пустыня ( 1Цар. 24:1–3 ), а от больного воображения Саула ( 1Цар. 24:26 ) даже бегство ( 1Цар. 27:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Числ. 10:35 и Пс. 67:2 ). Перед К.З. остановились воды Иордана ( Нав. 3:11–17 ; Нав. 4:7,11,18 ); К.З. носили вокруг Иерихона, перед тем как евреи овладели городом ( Нав. 6:4–12 ). Поэтому вполне естественно, что народы, которым подобное духовное служение Богу было чуждо, воспринимали К.З. как Бога Израиля ( 1Цар 4 и след.); это заблуждение еще прочнее укоренялось благодаря фигурам херувимов на крышке К.З. После перехода через Иордан К.З. находился, предположит., в Галгале, в месте, где разбил свой стан Иисус Навин (см. Нав 5 и след.; Нав. 9 и др.), а затем был перенесен в Силом, город, находившийся прим. в 30 км сев. Иерусалима, в уделе колена Ефрема. Здесь К.З. оставался вплоть до времен Илии ( 1Цар. 4:4 ), но иногда его переносили в другие места: напр., согл. Суд 20 и след., во время войны с коленом Вениамина К.З. находился в Вефиле. Из Силома К.З. был взят на войну с филистимлянами, но Господь не признал внешнего свидетельства завета, поскольку завет уже давно был нарушен в сердце народа. Так К.З. на некоторое время попал в руки филистимлян ( 1Цар. 4:11 ), но те, испытав на себе могущество Господа, вскоре вернули К.З. израильтянам, присовокупив к нему жертву повинности ( 1Цар. 51Цар. 6:14 ). После того как К.З. на короткое время был установлен на большом камне в Вефсамисе, он 20 лет стоял на холме в Кириаф-Иариме – в доме Аминадава ( 1Цар 7 и след.), так что находившаяся в Силоме, а затем в Гаваоне ( 2Пар. 1:3 ) скиния собрания долгое время была лишена своей главной святыни. Давид распорядился перенести К.З. в Иерусалим, чтобы превратить этот город, завоеванный им и ставший его полит. столицей («город Давида»), также и в религ. центр. Перенесение К.З. в Иерусалим было прервано смертью Озы, прикоснувшегося к святыне. После этого К.З. три месяца находился в доме Аведдара ( 2Цар 6 и след.). Когда Давиду сообщили, что Господь благословил дом Аведдара ради ковчега Божьего ( 2Цар 6 и след.), он торжественно перенес ковчег в Иерусалим и поставил его посреди скинии ( 2Цар. 6:12–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Конец эпохи судей и время первых царей (XI-X вв. до Р.Х.) ознаменовались особым проявлением пророчества в лице Самуила, Давида, Гада и Нафана. Самуил, призванный быть пророком в отроческом возрасте, подтвердил предсказанное «человеком Божиим» отвержение всего дома Илия, первосвященника и судьи, и явился орудием Божественного промышления во время реформы правления в Израиле ( 1Цар. 8–12 глл.). Библейское предание изображает Самуила как первого после Моисея великого пророка, признаваемого всем Израилем «от Дана до Вирсавии» ( 1Цар. 3:20 ). В деле защиты монотеистической религии Завета ему помогал сонм «пророческих сынов» ( 1Цар. 10:5 Давид, как пророк, известен, главным образом, своими мессианскими пророческими псалмами, а Гад и Нафан были его советниками ( Мф. 22:43 ; Деян. 2:30 ; Евр. 11:32 ). Гад, «прозорливец Давида», посоветовал изгнаннику-Давиду возвратиться из Моава в Иудею, возвестил ему наказание за горделивое предприятие (военную перепись), указал место будущего храма и помогал в организации левитов для богослужения ( 1Цар. 22:5 ; 2Цар. 24:11 18 слл.; 2Пар. 29:25 ). Нафан, также как и Гад, чуждый всякого пресмыкательства перед царём, трижды вмешивался в жизнь Давида; запретил ему строительство храма, как пролившему много крови в войнах; возвестил пожизненные бедствия в наказание за грехопадение, а также предсказал вечность его рода, ибо из него произойдёт Мессия. ( 2Цар. 7 гл.; 1Пар. 17 гл., 22:8–10; 2Цар. 12 гл.; 2Пар. 29:25 ). Именно в рассматриваемое время, за тысячу лет до Рождества Христова, из пророчества Нафана, возвещённого Давиду по поводу его намерения построить храм (2Цар. 7гл.), и затем из пророческих псалмов Давида впервые стала известна великая мессианская идея о происхождении Мессии-Христа из рода Давидова и о спасении через Него потомков Иакова и языческих народов, – идея, которая далее будет подробнее развиваться другими пророками, особенно Исаией. Период разделённой монархии, продолжавшийся более двухсот лет (от смерти Соломона до падения северного царства; 931–722 гг. до Р.Х.) также был временем особенно активной деятельности пророков. Во весь этот период действовал институт пророков-проповедников, воздвигаемых Богом, которые как бы контролировали жизнь библейского народа, а также деятельность самих царей, – большинство которых были нечестивыми, – и направляли её согласно требованиям монотеистической религии Завета. В исторических книгах (3–4 Цар. и 2Пар.), описывающих этот период, упоминаются по имени 15 пророков-проповедников и несколько пророков анонимных. К концу периода разделённой монархии относится начало непрерывного служения пророков-писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

опора. Ср. Исх. 18,4 ; Втор. 33,26–29 ; Пс. 9,35; 53,6; 113,17.18; 120; 145,5 . Бог выразил суть Своего обвинения Израилю: кто противится Богу, тот навлекает на себя гибель. 13:10 Цари и правители дали Израилю ложное чувство безопасности. Только Господь, его истинный Царь, был его настоящей опорой. царь. Речь идет не о каком-то определенном царе. Возможно, имеются в виду либо цари, убитые во времена Осии (3,4; 7,7; 8,4; 10,3; ср. 4Цар. 15,8–31; 17,1–6 ), либо кто-то из выдающихся царей прошлого, как, например, Саул (при жизни которого израильтяне впервые попросили дать им царя), но не исключено, что это указание относится ко всем царям северного царства (из которых все двадцать, царствовавшие после Соломона, «делали зло в глазах Господа»). дай нам царя. О том, как Израиль просил себе монарха, см. 1Цар. 8,5.19 . О просьбе северного царства об особом царе для него, не происходящем из дома Давидова, см. 3Цар. 12,16–20 . 13:11 О монархии в отрицательном плане см. также 1Цар. 8,1–22 . Согласно 1Цар. 8,4–8 , Израиль, просивший себе земного царя, отверг Бога как своего истинного Властелина (13,9.10). отнял в негодовании Моем. Многие из царей северного царства пали жертвой измены. 13 Связано. См. 1Цар. 25,29 ; Иов 14,17 ; Ис. 8,16 . беззаконие... грех. Грехи, чтобы нельзя было их приуменьшить или предать забвению, записаны (словно в юридическом документе), и список этот ждет воздаяния. Ср. 7,2; 9,9; Втор. 32,34.35 . Ефрема. См. ком. к 4,17; 13,1. 13 сын неразумный. Это выражение относится к неспособности Израиля познать Бога (см. Введение: Особенности содержания и темы). не стоял бы долго в положении рождающихся детей. Аналогия и смысл данного выражения очевидны: как рождающийся младенец умирает, если что-то препятствует течению родов (ср. 4Цар. 19,3 ), так Израиль погибнет ввиду неспособности должным образом принять наказание, назначенное ему для раскаяния и пробуждения к новой жизни. 13 Я искуплю... избавлю. Учитывая трудности толкования, предпочтительнее рассматривать этот стих как предвещающий обетования, которые будут даны в 14,5–8. В нем подтверждается власть Бога над последним врагом смертью (см. 1Кор. 15,55 ). Древний Израиль во времена Осии отказался опереться на Божию власть над смертью, вместо него это сделал истинный Израиль Христос и Его Церковь . Окончательное торжество силы Божией над последним врагом достигнуто через смерть Христа за грехи людей и Его воскресение из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010