Марк Мангано (протестант) 1 и 2 книги царств. Дейл Мейнор Изначально первая и вторая книга Царств были единой книгой. Об этом в Масоретском тексте говорит заметка на 1Цар.28:24 , указывая на этот стих как на центр композиции. Почти во всех современных английских переводах, как и в иудейской Библии, книга была известна под названием «Самуил» (ивр.). В русских же переводах принято называть книгу первой и второй книгами Царств, что отражает перевод Септуагинты – 1 и 2 ивр. (Басилейон). Еврейское название происходит от имени главного персонажа первых двух книг. Самуил был пророком, помазавшим на царство первых двух монархов Израиля, которые, в свою очередь, также являются основными героями первых двух книг. Однако в повествовании второй книги Самуил вообще не появляется. В каком-то смысле, Септуагинта дает более подходящее название, ведь 14 книги Царств являют собой последовательное повествование, рассказывающее о более чем четырехсотлетнем периоде развития монархии Израиля – от дня ее основания и до полного падения в 586 году до н.э. Исторический и культурный фон Хронологию событий, описанных в 1 и 2 Книгах Царств, можно подсчитать, оттолкнувшись от известной даты сражения Ахава с ассирийским царем Салманасаром II, которое произошло при Кваркаре в 853 г. до н.э. Это позволяет датировать события 12 Книг Царств 1100970 гг. до н.э., а восшествие Давида на престол 1010 г. до н.э. В этот период область Восточного Средиземноморья остается относительно спокойной, по сравнению с всеобщим беспорядком. Хетты окончательно исчезают из этого региона, а ассирийцы и египтяне не проявляют здесь никакой активности. Единственным противником израильтян становятся филистимляне, не так давно пришедшие в эти земли и осевшие вдоль южного побережья Восточного Средиземноморья. Остальные Народы Моря обосновались в городах, разбросанных вдоль побережья. 405 Бог мог использовать это временное политическое затишье для того, чтобы закрепить молодую разрозненную группу племен 406 в этом регионе и позволить им перейти от родовой организации общества к монархии. Угроза со стороны филистимлян ( 1Цар.48 ) и аммонитян ( 1Цар.12:12 ) подтолкнула Израиль к введению монархии и образованию государства. Текст и автор

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств Введение Автор Книги царств (первые две из которых в западной традиции носят название «Книги пророка Самуила») не содержат никаких сведений относительно того, кто является их автором. То обстоятельство, что с ними связывают имя пророка Самуила, объясняется не его предположительным авторством, а той выдающейся ролью, которую он сыграл в установлении в Израиле монархического правления. Вопрос же о возможном авторстве Самуила не рассматривается, поскольку в 1Цар. 8,1 он представлен уже весьма пожилым человеком, а в 1Цар. 25,1 говорится о его смерти т.е. очевидно, что он скончался задолго до того, как произошли многие из описанных в Первой и Второй книгах царств событий. В то же время в 1Пар. 29,29 сообщается о неких «записях» Самуила и его преемников-пророков Нафана и Гада, которые вполне могли войти составной частью в записанную историю Израиля. В том виде, в каком мы имеем ее сейчас, Первая книга царств была, судя по всему, составлена человеком или несколькими людьми, находившимися под сильным влиянием системы богословия, развитой в книге Второзаконие (см. Введение к историческим книгам). Время и обстоятельства написания Время и обстоятельства написания Первой и Второй книг царств так же проблематичны, как и их авторство. Однако некоторые заключения сделать можно. Во второй половине одиннадцатого столетия до Р.Х., Израиль из конфедерации родственных племен превратился в единое государство с монархом во главе. Возникновение в Израиле института монархии ознаменовало собой переломный момент его истории. Царское правление как таковое не было чем-то совершенно новым и чуждым в глазах израильтян о нем они успели составить себе вполне отчетливое представление на примере соседних народов (см., напр., Суд. 3,12; 4,2; 8,5 ; ср. также эксперимент с возведением на престол Авимелеха, Суд., гл. 9). Достойным внимания является не сам факт перехода Израиля к монархическому образу правления, а то обстоятельство, что случилось это достаточно поздно. Главная из причин, заставлявших Израиль относиться с настороженностью к идее царской власти, отразилась в известных словах Гедеона: «ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» ( Суд. 8,23 ). Одним из основополагающих моментов веры Израиля была убежденность в том, что Сам Господь (Яхве) является его Властелином, его великим Царем (см. Чис. 23,21 ; 1Цар. 8,7; 12,12 ; Пс. 5,3 ; Мал. 1,14 ). Однако в начальных книгах Библии имеется множество указаний на то, что, когда настанет время, над Израилем будет царствовать человек ( Быт. 49,10 ; Чис. 24,7.17–19 ; ср. Быт. 17,6.16; 35,11 ). Во Втор. 17,14 Моисей предсказывает утверждение Израиля в земле обетованной и возникновение у него желания иметь над собою царя; далее следуют указания относительно того, как этому царю надлежит вести себя (ст. 15–20; ср. 28,36). К моменту, с которого начинается повествование Первой книги царств, предсказанное Моисеем время было уже близко.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Псалом 33 Пред Авимелехом. О сем надписании есть два мнения. Бл. Феод. говорит: «Авимелехом пророк назвал Авиафара, как имевшего два имени. Поскольку Давид бежал, не открыл о своем бегстве Иерею, но сказал, что исполняет одну царскую обязанность: то и говорится, что измени лице, как поступивший не по обычной ему правде». Так думает и св. Афанасий Александ. Но св. Василий В. и другие толковники под Авимелехом разумеют Анхуса – царя Филистимского, пред которым, как показывает свящ. история, Давид измени лице свое ( 1Цар. 21:10–15 ), т.е. притворился безумным и был отпущен Анхусом (или с Евр.: «был изгнан»). «Почему же надписание именует Авимелеха, а история передает имя Анхуса? – вопрошает св. Василий В., – и решает тем, что «Авимелех», как гласит предание, было общее имя царей Филистимских; но что каждый из них имел и собственное имя, подобно тому, как все Египетские цари называются Фараонами, а имеют и другие собственные имена. «Пред сим-то Авимелехом 230 или Анхусом Давид измени лице, когда был принесен на руках домочадцев, бил в городские ворота, и, как сказано, слины своя точаше по браде... И таким образом Давид был отпущен, как неистовый, и спасся в Одолламской пещере ( 1Цар. 22:1 )». Содержание псалма недовольно оправдывает сказанное, как заметил и бл. Феодорит (См. 1Цар. 21:13 ). Но и с последним не легко согласиться, потому что 1) не вполне доказано, что Авимелех назывался и Авиафаром; Авиафар был сын и преемник Авимелеха в первосвященстве; 2) пред Авимелехом первосвященником (убитым Саулом) Давид не изменял лица, не притворялся, как пред Анхусом; 3) если держаться Еврейского текста, – не был изгнан первосвященником; 4) в псалме сем Давид благодарит Бога за избавление от бедствий, а особенных бедствий Давид в Номве не испытал. Псалом сей есть и благодарственный по случаю избавления от всех скорбей ст. 5, и вместе поучительный, изображающий Божие благоволение к праведникам 231 . 2 . Благословлю – благодарю, песнословлю, на всякое время, выну и проч. Возможно ли это? Возможно, отвечает св. Василий В., потому что «у внутреннего человека есть некоторые духовныя уста, коими он может всегда благодарить Господа. Мысль о Боге, однажды напечатленная, и как бы печатию утвержденная во владычественной силе души (уме), может быть названа похвалою Божиею». С Евр.: «Благословляю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 35. Величие благости и правды Божией в охранении и утешении верующих среди нечестия мира Псалом 35, изображая господствующее в мире нечестие (ст. 2–5) и прославляя величие благости и правды Божией, охраняющей верующих (ст. 6–8), развивает ту мысль, что как ни велика и страшна сила зла, но бесконечно больше того сила бодрствующего над миром благого, правосудного Промысла, почему верующие под охраною Его, могут утешаться радостною надеждою избавления от угрожающих им опасностей со стороны нечестия мира (ст. 8 б – 12) и с уверенностью ожидать полного его поражения и падения (ст. 13). В надписании псалом приписывается Давиду, и нет сомнения, что действительно принадлежит ему, потоку что из библейских писателей никто более Давида не испытал на себе в разных обстоятельствах своей жизни истину раскрываемой в псалме мысли и никто потону не имел столько побуждений к раскрытию ее в утешение и ободрение верующих. И мы знаем, что подобные мысли действительно высказываются и развиваются во многих именно Давидовых псалмах, особенно: 10, 11, 13, 37, 51, 52, 56, 57; а все эти псалмы столько представляют сходства в характере и языке между собою и с 35 Пс., что не может быть и речи о принадлежности, как которого-нибудь из них, так равно и рассматриваемого нами псалма иному писателю. – Когда и при каких обстоятельствах написан был Давидом этот псалом, в содержании его нет определенных указаний; но по некоторым признакам можно предполагать, как и предполагали уже бл. Феодорит и Евф. Зигабен (толк. на ст. 1, ср. также толк. Анфима, патр. иерус.), что он написан был после последней встречи Давида с своим гонителем при холме Гахила, когда Саул, пристыженный великодушен и словами Давида, притворно раскаивался в своей несправедливости к нему и убеждал его возвратиться домой, обещаясь не делать ему более зла (ср. 1Цар.26:3–25 ). К подтверждению вероятности такого предположения служит а) то, что в 4 ст. псалма говорится о нечестивом, что слова уст его – неправда и лукавство не хочет он вразумиться чтобы делать добро, а Давид при указанном случае действительно не верил искренности сознания и обещаний Саула, почему и не решился не только вернуться домой, но и подойти к нему, чтоб возвратить взятые у его изголовья сосуд и копье ( 1Цар.26:21–22 и 25 б ), – б) то, что тогда Давид явственно испытал на себе явление воспеваемой в Пс.благости и правды Божией, избежав опасности попасться в руки Саула ( 1Цар.26:12 ), освободившись от дальнейшего его преследования ( – 25 б и 27:1:4) и приобревши себе в пределах Гефского царства относительное спокойствие и безопасность ( – 27:5–7) и в) то, что, по выражениям псалма, он верует в скорое и совершенное падение своих врагов (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Скачать epub pdf Глава 7. Пост Раздел о посте тематически примыкает к разделам о милостыне и молитве. Мы вновь слышим критику лицемеров, делающих из поста средство для публичной демонстрации своей праведности: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6:16–18 ). В изложенном учении Иисус не оспаривает саму практику поста. Он выступает лишь против такого понимания поста, при котором акцент делался на внешние, бросавшиеся в глаза формы при игнорировании внутреннего содержания. В Ветхом Завете словом «пост» ( ôm) обозначалось полное воздержание от пищи и питья в течение одного светового дня – от рассвета до заката: именно такой смысл вкладывается в выражение поститься весь день до вечера ( Суд. 20:26 ). Пост мог длиться от одного дня до целой недели ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 12:16–20 ), а в исключительных случаях и больше. Посты бывали как общие, так и индивидуальные. В день очищения ( Лев. 16:29–31 ) и в некоторые другие дни пост был предписан всему народу израильскому. Постились в Знак покаяния ( Иоил. 1:14; 2:15–17 ) или траура ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 1:12 ; Есф. 4:3 ); постились, чтобы предотвратить наказание Божие и другие беды ( Есф. 4:16 ; Иер. 36:9 ; Ион. 3:5–9 ); постились перед крупными сражениями ( Суд. 20:26 ; 1Цар. 7:16; 14:24 ; 2Пар. 20:3 ). Пост мог быть как общим, так и индивидуальным: Моисей постился сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ); царь Давид в знак покаяния постился семь дней ( 2Цар. 12:16–20 ); пророк Даниил постом сопровождал молитву ( Дан. 9:3 ). Помимо воздержания от пищи пост обычно сопровождался некоторыми другими внешними знаками: постившийся мог разодрать свои одежды, облачиться во вретище, спать во вретище и ходить с печальным видом ( 3Цар. 21:27 ), посыпать голову пеплом ( Неем. 9:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Псалом 33 «Псалом – Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом и отпусти его, и отъиде». Давид, убежав от Саула, пришел в Номву – город Иерихонский, где, найдя знаменитейшего священника Авимелеха, сказал ему, что он послан по некоему делу от Саула, почему потребовал хлебов и меча. Но, не нашедши других, кроме священных – хлебов предложения, взял их и ел как сам, так и товарищи его, по нужде вопреки повелению закона; так как одним священникам позволялось есть сии хлебы (1). Сверх сего Давид взял оружие Голиафа, которое там хранилось, как вещь, посвященная Господу (2). Уйдя из Номвы, он отправился в Геф к иноплеменнику – царю Гефскому – Анхусу. Поелику же люди Анхуса узнали Давида и тайно говорили о нем; то, убоясь сего, Давид притворился беснующимся, делая туда и сюда бесчинно движение рук, барабанил в ворота и когда падал на землю, из уст его текли пены и катились по подбородку его. Таким образом, быв сочтен помешанным, он отпущен иноплеменниками и спас жизнь свою. Такова история по изложению 1-й книги Царств (гл. 21). Некоторые с Феодоритом называют Авимелехом Ахимелеха, как носившего два имени, и изменением лица называют притворство, употребленное Давидом, дабы не поняли его, состоявшее в том, что будто он послан Саулом. (1) Слова Феодорита: хотя таковая пища предоставлена была одним иереям, но ею предызображались благодатные таинства, и предъотверзалась верующим дверь Божественного дара. Ибо теперь уже не для одних иереев отделена Божественная пища, но причастие Божественных даров предлагается (всем) желающим. (2) В 1-й книге Царств повествуется, что Давид потребовал у Авимелеха копья и меча, но взял только один меч Голиафов, потому что там не было копья его: и сказал иерей: – вот меч иноплеменника Голиафа, которого ты поразил в юдоли Ила; он завернут в одежду; если хочешь взять его, то возьми себе... и дал оный ему( 1Цар. 21:9 ). Почему ж 1-я Царств повествует, что Давид при священнике Авимелехи взял хлебы предложения, а Господь говорит, что он это сделал при Авиафаре: как он, говорит, вошел в дом Авиафара, архиерея (Мк.2:26). Ответствуем, что, быть может, Господь говорит это потому, что Авиафар был сын Авимелеха и жил в те же годы, в которые жил и отец его, как это открывается из той же 1-й книги Царств: и спасается сын Авимелеха, коего имя Авиафар и возвестил Авиафар Давиду ( 1Цар.22:20 ). А Феодорит полагает, что Авиафар имел два имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Глава 3 1–24. Потомки Давида до Елиоеная и семь сыновей последнего. Излагаемое в настоящей главе родословие Давида является продолжением линии Арама, доведенной во ( 1Пар.2:10–17 ) до Иесея и прерванной затем изложением генеалогии Халева и Иерахмеила. Поколение Давида разделено автором на три группы: сыновья Давида, за исключением детей от наложниц ( 1Пар.3:1–9 ); цари дома Давида от Соломона до Иехонии и Седекии ( 1Пар.3:10–16 ) и потомки Иехонии, кончая семью сыновьями Елиоеная ( 1Пар.3:17–24 ). 1Пар.3:1 .  Сыновья Давида, родившиеся у него в Хевроне, были: первенец Амнон, от Ахиноамы Изреелитянки; второй – Далуия, от Авигеи Кармилитянки; 1Пар.3:2 .  третий – Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского; четвертый – Адония, сын Аггифы; 1Пар.3:3 .  пятый – Сафатия, от Авиталы; шестой – Ифреам, от Аглаи, жены его, – 1Пар.3:4 .  шесть родившихся у него в Хевроне; царствовал же он там семь лет и шесть месяцев; а тридцать три года царствовал в Иерусалиме. Шесть сыновей Давида, родившихся в период царствования в Хевроне (ст. 4), перечисляются также во ( 2Цар.3:2–5 ). Различие между тем и другим списком то, что второй сын называется в кн. Царств не Даниил, как здесь по еврейскому и греческому спискам, а Хилав, или, по LXX, Далуиа. По объяснению Кейля, различие в названии второго сына Давида вызвано тем, что он имел два имени. Другие предполагают, что в кн. Царств Хилав не собственное имя, а нарицательное – «похожий на отца». Но в таком случае возникает вопрос, почему же только один сын не назван собственным именем? Наконец, третьи, принимая во внимание, что имена греческого текста Далуиа и Даниил по еврейскому начертанию сходнее между собою, чем Хилав и Даниил, предполагают порчу еврейского текста в кн. Царств. О матери Аммона Ахиноаме и о нем самом см. ( 1Цар.25:43,27:3 ) и ( 2Цар.13:1 ). Об Авигее – матери Даниеля см. ( 1Цар.25:3 ). 1Пар.3:2 .  третий – Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского; четвертый – Адония, сын Аггифы; см. ( 3Цар.1–2 ). 1Пар.3:4 .  шесть родившихся у него в Хевроне; царствовал же он там семь лет и шесть месяцев; а тридцать три года царствовал в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 Руфь собирает колосья на поле Вооза. Руф.2:1 .  У Ноемини был родственник по мужу ее, человек весьма знатный, из племени Елимелехова, имя ему Вооз. Вводится в повествование новое лицо – родственник покойного Елимелеха и, следовательно, Ноемини (евр. modá, LXX: γνριμος, слав.: «муж знаемый» – собственно «знакомый», но ввиду принадлежности его к племени Елимелеха – «родственник», – как в русском, ср. Руф. 3:2 ). Вооз (евр., Boaz; LXX: Βοοζ; Vulg. Booz). Еврейское написание имени одинаково с названием одной из медных колонн, поставленных Соломоном в притворе храма – Воаз ( 3Цар. 7:21 ; 2Пар. 3:17 ); значение имени передается двояко: 1) «в нем – крепость» (во и az), или 2) от арабского корня «ловкость, подвижность» (Гезениус). В том и другом случае Воозу приличен эпитет «isch gibborchail» (Vulg. homa potens, слав.: «муж же силен», русск.: «человек весьма знатный»), обычно обозначающий человека богатого ( 1Цар. 9:1 ; 4Цар. 15:20 ) или мужественного, храброго, доблестного героя ( Суд. 6:12, 11:1 ; 3Цар. 11:28 ; Неем. 11:14 ). Руф.2:2 .  И сказала Руфь моавитянка Ноемини: пойду я на поле и буду подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение. Она сказала ей: пойди, дочь моя. Руф.2:3 .  Она пошла, и пришла, и подбирала в поле колосья позади жнецов. И случилось, что та часть поля принадлежала Воозу, который из племени Елимелехова. Руфь спешит помочь тяжелому положению, в котором оказались обе женщины по прибытии в Вифлеем. Древнееврейский обычай, санкционированный законом ( Лев. 19:9–10, 23:22 ; Втор. 24:19 ), предоставлял в пользу бедных, между прочим, известную часть нивы, оставляемую недожатой, забытые снопы и упавшие при сборе колосья. Руфь пользуется этим правом, может быть, не зная его законной санкции, а просто надеясь на человеческую доброту жнецов и хозяев; к счастью, «случайно» (евр. midreh, Vulg. accidit: понятие «случая» чрезвычайно редко в библейском словоупотреблении и мировоззрении, принадлежа более язычникам, например, 1Цар. 6:9 ) она попадает на ниву Вооза, где и начала подбирать колосья за жнецами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 1–12. Торжественное принятие Воозом обязательств относительно удела Ноемини и Руфи и брака с последней. 13–17a. Брак Вооза и Руфи и рождение у них сына Овида. 17b-22. Родословие Давида. Руф.4:1 .  Вооз вышел к воротам и сидел там. И вот, идет мимо родственник, о котором говорил Вооз. И сказал ему [Вооз]: зайди сюда и сядь здесь. Тот зашел и сел. Руф.4:2 .  [Вооз] взял десять человек из старейшин города и сказал: сядьте здесь. И они сели. Желая скорее устроить дело Руфи (см. Руфь 3:18 ), Вооз рано утром приходит на площадь у городских ворот – обычное в городах Востока место всех общественных собраний ( Быт. 19:1 , Пс. 68:13 ), торговых сделок ( Быт. 23:10–13, 16, 18 ) и покупок ( 4Цар. 7:1 ), судебного разбирательства ( Втор. 16:18, 21:19 ), в частности, касательно левиратного брака – в случае отказа деверя от этого брака ( Втор. 25:7 ). Сюда Вооз пригласил и родственника (goel) Ноемини и Руфи, о котором Вооз упоминает в разговоре с последней ( Руф. 3:12 ); обращение Вооза к этому родственнику выражено неопределенным выражением евр. pelom almoni (по Мидрашу, S. 53, – невежда в законе, не знавший, что запрещение Втор. 23:3 относится только к мужчинам моавитянам, а не к женщинам), соответствующим греч. δενα, слав. «онсице» ( Мф. 26:18 ) – «такой-то». Возможно, что этот необходимый для решения дела человек нарочито был приглашен Воозом (так передает И. Флавий, «Иудейские Древности», V, 9, 4), как нарочито были приглашены им и свидетели из старейшин (о старейшинах в Вифлееме упоминается далее в истории Самуила ( 1Цар. 16:4 ) ) – в количестве десяти, какое число в иудейском предании считалось минимальным для богослужебного собрания (см. Таргум иерус. на Исх. 12:4 ), как и для всякого общественного дела ( 1Цар. 25:5 ). И. Флавий (цит. м.) говорит, что Вооз позвал к воротам города и Руфь, но это не подтверждается библейским текстом и даже, пожалуй, противоречит ( Руф. 3:18 ) (ср. наше замечание к этому месту). Руф.4:3 .  И сказал [Вооз] родственнику: Ноеминь, возвратившаяся с полей моавитских, продает часть поля, принадлежащую брату нашему Елимелеху;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Возвращение Иисуса Христа в Галилею Ученики срывают колосья в субботу (Мф.12:1–8; Мк.2: 23–28; Лк.6:1–5) На обратном пути в Галилею в одну из суббот, которую евангелист Лука называет первою после второго дня Пасхи, Иисус Христос проходил засеянными полями. Ученики Его, чувствуя голод, начали срывать колосья и, растирая их руками, ели зерна. Как скоро заметили это фарисеи, тотчас же приступили к Иисусу Христу с упреком: «Вот, Твои ученики делают то, что не позволяется делать в субботу!» Христос сказал им в ответ: «Разве вы не слыхали, что сделал Давид, когда взалкал? Вошедши в храм, он вкушал от хлебов предложения и давал вкушать от них своим спутникам, тогда как по закону одни священники имели право есть эти хлебы». Это событие описано в 1Цар.21 и состояло в следующем: царь и пророк Давид, гонимый Саулом, приходит в Номву, где тогда была скиния; он и его спутники томимы были голодом, а между тем первосвященник не имел простого хлеба, которым бы он мог напитать их; тогда этот предлагает путникам хлебы предложения, которые должны съедать одни священники ( Лев.24:8–9 ). Этого первосвященника евангелист Марк называет Авиафаром, между тем при описанном обстоятельстве и.первосвященником и действующим лицом был Ахимелех, отец Авиафара. В объяснение этой разности одни толкователи думают, что Ахимелех носил еще имя Авиафара, как и последний называется еще Ахимелехом ( 2Цар.8:17 ; 1Цар.24:2, 31 ); другие – что евангелист смешивает здесь имена и собственно потому, что Авиафар был долгое время ( 3Цар.1:7, 12, 25 ) первосвященником во время царствования Давида; третьи – что Авиафар как друг Давида по преданию был главным действующим лицом, при посредстве которого совершилось то дело; первосвященником же он называется как преемник отцу в этом звании. «Итак, если Давид, ваша слава, ваша святыня, не осужден зато действие, которого он по закону не имел права совершить, то на каком основании вы осуждаете Моих учеников за действие, не запрещенное законом!» (Потому что закон не позволял только входить на поле ближнего с серпом).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010