Разделы портала «Азбука веры» Омовение и облачение умершего Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших: для всех был священным закон, говорящий о погребении, сопровождаемом приличными обрядами. В погребальных обычаях каждый народ, сообразно своему духу и характеру, выражал заботу о скончавшихся. Суеверные египтяне бальзамировали тела своих умерших, обвязывали их тонкой тканью, хранили их или в пирамидах, или в других местах. Воинственные и жестокие римляне омывали тело умершего холодной водой, намащивали его и сжигали на специально устроенном для этого костре. Когда пламя совершенно угасало, собирали пепел от тела, кропили его вином и молоком и помещали со слезами и духами в урну. У народа Божия – ветхозаветных иудеев мы также встречаем погребальные обряды, но более кроткие, сообразные с человеческой природой, чуждые суеверия и бесчеловечности язычников. Иудеи не бальзамировали и не сжигали тел умерших, но намащивали их благовониями, обвивали тонким полотном и погребали в пещере или гроте ( Ин.19:39-41 ). В память об умершем преломляли над ним хлеб ( Иер.16:7 ), для выражения скорби о скончавшемся посыпали свои головы пеплом, иногда налагали на себя пост ( 1Цар.31:13 ; 2Цар.1:12; 3:35 ). Святая вера Христова (т. е. учение Церкви, основанное на Святом Евангелии. – Ред.), сообщившая всем нам высокое понятие о человеке-христианине, побуждает с почтительностью смотреть на него и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Умерший христианин теперь – как бы «добыча» смерти, жертва тления, но он член тела Христова ( 1Кор.12:27 ); в развалинах этого некогда величественного храма жил и действовал Животворящий Дух Божий ( 1Кор.6:15 и 19); тело христианина освящено причащением Божественных Тела и Крови Христа Спасителя. «Можно ли не воздавать почитания Господу Иисусу Христу, Которого умерший есть член? Можно ли презирать Духа Святого, Которого умерший был храмом?» 1 . Наконец, это мертвое тленное тело христианина снова оживет и облечется в нетление и бессмертие ( 1Кор.15:53 ).

http://azbyka.ru/pogrebenie-i-pominoveni...

Скачать epub pdf Беседы на святую Пятидесятницу 391. Церковь , как невеста, украшается множеством приходящих, а не приходящие обнажают ее, мать свою Беседа 1. Многочисленность приходящих есть одежда церкви, как и пророк в древности сказал о церкви: всеми ими аки в красоту облечешися и обложиши себе ими, яко утварию невеста ( Ис. 49:18 ). Как целомудренная и благородная женщина, облекшись в одежду, простирающуюся до пят, кажется благообразнейшею и лучшею, так и церковь , покрываясь множеством тел ваших, как бы длинною одеждою, является сегодня более блистательною. Не видно у нее сегодня ни одной части обнаженной, как в предшествующие дни; виновники же тогдашнего ее обнажения те, которые только сегодня пришли, а не всегда прикрывают мать свою. А что не малая опасность видеть мать свою обнаженною, вспомним древнюю историю, вспомним о том, кто видел отца своего обнаженным, и за этот взгляд потерпел наказание. Хотя не он сам обнажил отца, но только увидел отца обнаженным, однако он не избавился от наказания, за то только, что увидел (см.: Быт. 9:2025 ); те же, которые пришли сегодня, а прежде не приходили, не только видят мать свою обнаженною, но делают ее обнаженною. Если же видевший наготу не избег наказания, то как могут удостоиться прощения те, которые причиняют наготу? Это я говорю, желая не устрашить вас, но для того, чтобы нам избежать наказания… Ведь мы часто не отделяемся от церкви даже одним переулком, и однако так редко заходим в это священное собрание, как будто мы отделены широкими морями. Минь. Т. II. С. 453 Творения Т. II. С. 502, 503 392. В Пятидесятницу Дух Святый есть символ нашего примирения с Богом За 10 дней пред сим наше естество взошло на царский престол, а сегодня Дух Святый нисшел на наше естество. Дабы никто не сомневался, сделал ли что-нибудь Христос по вознесении, примирил ли с нами Отца, умилостивил ли Его, дабы показать нам, что Он (действительно) примирил Его с нашим естеством, Он тотчас послал нам дары примирения. Так, когда враги соединяются и примиряются между собою, то за примирением тотчас следуют обмен приветствий, дружеские приемы и дары. Вот и мы послали веру, – и получили оттуда дарования, послали послушание, – и получили оправдание. – Сошествие Святого Духа есть дар Божия примирения с нами. Когда Господь гневался на людей, то удерживал благодать Духа (см.: 1Цар. 3:1 ; Дан. 3:38 ; Ин. 7:39 ). Теперь же Дух Святый с нами, а чрез него мы очищаемся от грехов (см.: 1Кор. 6:11 ); чрез него называем Иисуса – Господом (см.: 1Кор. 12:3 ), а Бога – Отцом (см.: Гал. 4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

1-го числа Начало Нового Года Не одна осень служила началом года, но и весна. Месяц Авив или Нисан еврейский, соответствующий марту, служил для Евреев началом священного года со времени выхода их из Египта ( Исх.12:2 ), в память избавления их от рабства египетского; а для христиан он напоминает о сотворении и искуплении мира Сыном Божиим, и, следовательно, служит началом великих благодеяний Божьих для народа Божия и всего человечества. События сотворения мира, воплощения, смерти и воскресения Сына Божия, чем запечатлел Он искупление мира, писатели Церкви полагают в марте. «Сей первый есть в месяцах месяц, – говорится в Следованной Псалтири в первый день марта, – зане в он началобытный свет сей видимый сотворен. В сей месяц Бог, неотступль престола величества Своего, сошед с небесе на землю, яко дождь на руно, Архангеловым благовещением, в пречистом чреве преблагословенной Девы Марии, от Духа Свята плоть Себе истка непостижимо. В сей месяц вольною страстью Его плотскою клятва потребися, смертью Его смерть умертвися, и пресветло живоносным Его воскресением из мертвых Адам и весь род человеческий от ада возведен и в первобытие паки приведен. Сего ради от первого числа марта приемлют начало все круги солнечные и лунные, и вруцелето, и високос, и равноденствие составляется в нём» и проч. В новолуние священного года у Евреев, как и в другие новолуния, работы не запрещались, но люди благочестивые сами прекращали их и спешили приносить жертвы ( 1Цар.20:5, 24–27 ), и посещали пророков для благочестивых собеседований ( 4Цар.4:23 ). Впоследствии первый весенний месяц – март, с которого у Евреев начинался новый священный или церковный год, принят был за начало года Римлянами и сохранялся у них до 45 года пред Р.Х. От Римлян, завоевателей мира и первых исправителей летоисчисления разделение года на 12 месяцев и название их перешли мало-помалу к другим народам. Переложению начала года с марта на январь в христианских землях особенно содействовало введение, в 531 году, Дионисием Малым, римским монахом, родом скифянином, нового летосчисления от Рождества Христова, бывшего пред январём.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

232. Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Чудове монастыре Ноября 26; напечатано в Твор. Св. От. 1848 г. и в собр. 1861 г.) 1848 год Боже, песнь нову воспою Тебе; во псалтири десятоструннем пою Тебе, дающему спасение царем. ( Ncaл. CXLIII. 9–10 ). Приходило ли вам когда на мысль, что в древней Церкви Еврейской, подобно как у нас ныне, бывало своего рода молебное пение о здравии и спасении Царя? Точно бывало, как показывают Священныя книги. Совершали оное не только просто молитвенники, но даже пророки. Пророк Давид обещает песнь Богу, «дающему спасение царям», и, конечно, исполнит свое обещание: а это и будет молебное пение; потому что песнь Богу есть купно и молитва . «Боже, песнь нову воспою Тебе; во псалтири десятоструннем пою Тебе, дающему спасение царем». Примечайте, что Давид говорит не о «царе», то есть, не о себе только лично, а о царях вообще, то есть, о Божием покровительстве царскому достоинству. Еще примечательнее подобная песнь Пророчицы Анны, в которой она, вознося благодарственную молитву к Богу, даровавшему ей сына Самуила, возвысилась до пророчественнаго восторга. «Помолися Анна, и рече», излагая чудныя действия Провидения Божия молитвенно, и вместе пророчески: «даст крепость царем нашим, и вознесет рог Христа Своего» ( 1Цар. 2:1, 10 ). Надобно при сем вспомнить, что уже после, при сыне Анны, Бог дал царей народу еврейскому. Итак царей еще не было у Евреев: а Пророчица уже призывала и предрекала Божие покровительство их царям. Так дорого ценили царское достоинство, для блага избраннаго Богом народа, люди боговдохновенные! Так истинная Церковь , древле, и ныне, всегда одинаково верна истине, благотворной для общежития человеческаго, и самой себе! Но что значит, что Пророк предполагает о спасении Царей песнь «новую», тогда как она должна быть уже не первая? – Должно думать, что новыя царственныя обстоятельства, избавление от новых опасностей, препобеждение новых трудностей, вновь явленная Богом царю защита и помощь, возбуждали в уме Псалмопевца новыя мысли, в сердце новыя чувствования, в десятострунной псалтири новые звуки, в обычной за царя молитве новую песнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

XII. О почитании святых угодников Божиих Священное Писание, внушая нам никому не воздавать божеского почитания, кроме Единого истинного Бога ( Исх.20:2–5 ), вместе с тем учит, что и святые Божии достойны нашего почитания: «в вечной памяти будет праведник» ( Пс.111:6 ); «Память праведного пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» ( Притч.10:7 ). Святые суть друзья Божии ( Пс.138:17 ; Ин.15:14 ), в которых Бог прославляется ( 2Фес.1:10–12 ), а потому в этом-то и заключается пример почитания их (святых людей). Так, ученики пророческие показали искреннее почтение и поклонение пророку Божию Елисею ( 4Цар.2:14–15 ). Существуют также в Ветхом Завете и многие другие примеры религиозного почитания как ангелов, так и святых людей ( Суд.13:20 ; 1Пар.21:16 ; 1Цар.28:14 и др.). В Новом Завете заповедь о почитании святых раскрывается в таком смысле. Сам Спаситель, подтвердивший закон: «Господу Богу твоему поклоняйся, Ему одному служи» ( Втор.6:13 ), говорил ученикам Своим: «вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам» ( Ин.15:14 ); и ещё прежде, когда посылал их на проповедь, засвидетельствовал пред ними: «слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). «Кто принимает пророка, получит награду пророка, и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника» ( Мф.10:41–42 ). Наконец, религиозное почитание святых не только не противоречит и началам здравого разума, но оно (почитание) необходимо с точки зрения разума. Если мы почитаем земных наших благодетелей, то не тем ли более мы должны почитать святых небожителей, этих великих наших благодетелей. Почитание святых вполне сообразно с нашей природой и необходимо требуется ею: если мы прославляем героев за подвиги их, совершённые в той или другой области жизни, то не естественно ли нам прославлять также и святых, совершивших величайшие подвиги в области религиозно-нравственной жизни. Итак, с точки зрения Священного Писания и начал разума не подлежит сомнению, что должно почитать тех святых людей, которых Сам Бог прославил дивными чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«В то время»: см. прим. к Мф.3:1 .– «Ирод»: так называемый Ирод Антипа, сын Ирода, прозванного великим, при котором родился Христос ( Мф.2 ) и который умер вскоре по Р. Хр. Этот Ирод Антипа, по смерти отца своего и по его завещанию, утвержденному в Риме, владел Галилеею и Переею (см. прим. к Мф.2:15 ), с титулом тетрарха, или четверовластника. Титул тетрарха означал первоначально собственно правителя четвертой части округа, занимаемого Палестиной или иудейскою нацией; в более обширном смысле он прилагался вообще к правителю какой-либо части страны. Антипа был правитель слабый, сластолюбивый и беспечный. – «Услышав молву об Иисусе»: в своей резиденции Тивериаде, лежавшей в тех пределах, где Христос творил так много чудес и где слава о Нем давно уже распространилась, Ирод доселе ничего не слыхал о великом учителе и чудотворце. Это представляется довольно странным, и в объяснение сего предполагали некоторые, что он в то время или путешествовал в Рим, или был в походе против арабского царя Ареты; но ни того, ни другого нельзя подтвердить историей. Вероятнее объяснение Златоуста: «Евангелист не без намерения означает время, но дабы ты увидел суетность и небрежность государя, который о делах Христовых узнает не вначале, но по прошествии немалого времени. Ибо люди, облеченные властью и величием, мало уважая такие вещи, поздно узнают о них» (ср. Феофил.). – «Служащим при нем»: «придворным» (Злат., ср. 1Цар.16:17 ; 1Мак.8:6,8 ). – «Он воскрес из мертвых»: есть основания предполагать (ср. Мк.8:15 с Мф.16:6 ), что Ирод Антипа принадлежал к секте саддукейской, которая не верила в воскресение мертвых, и слова его, что Иоанн воскрес из мертвых, не противоречат этому мнению, а только более объясняют характер Антипы. «Ирод боится умершего Иоанна, даже от страха любомудрствует о воскресении... Мне кажется, что сказанное Иродом внушено и честолюбием и страхом, ибо душа, не управляемая разумом, часто вмещает в себе смесь противоположных страстей» (Злат.). Люди с слабым характером и слабыми убеждениями, под влиянием страха, смущаемые нечистою совестью, часто признают возможным то, что в теории отвергают как невозможное, как нелепость. Ирод боялся Иоанна, потому что умертвил его против своей совести, считая сам его за святого и за пророка ( Мк.6:20 ). Смущенная совесть его и представила, что эта невинная жертва его безумия восстала из гроба, чтобы наказать его. Может быть, к таковым мыслям располагала его и молва народная, видевшая во Христе пришедшего Илию или кого-либо из древних пророков ( Лк.9:7 и дал.). – «И потому» – что он не обыкновенный человек, но восставший из мертвых, «чудеса делаются им» ( δυ’ναμεις – силы: ср. Мф.13:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава III. О сокрушении сердца 1. Авва Антоний сказал: имейте всегда пред очами страх Божий, помните Того, Кто мертвит и живит, низводит во ад и возводит ( 1Цар. 2:6 ). Возненавидьте мир и все, что в нем; возненавидьте всякий плотской покой, отрекитесь от жизни сей, дабы жить для Бога; помните, что обещали Богу, ибо Он взыщет то от нас в день суда; алкайте, жаждайте, наготуйте, бодрствуйте, плачьте, рыдайте, воздыхайте в сердце своем; испытывайте себя, достойны ли вы Бога; презирайте плоть, чтоб спасти души свои. 2. Говорили об авве Арсении, что во все время жизни своей, сидя за рукоделием, он имел платок на груди по причине слез, падавших из очей его. 3. Брат попросил авву Аммона сказать ему слово, и старец ответил: пойди настрой свой помысл так, как он бывает настроен у преступников, находящихся в темнице, которые с тревогой спрашивают у людей: где судья? Когда он придет? – и плачут в ожидании. Подобно и монах должен непрестанно внимать душе своей и говорить: увы мне! Как предстану я престолу Христову и как оправдаюсь пред Ним? Если всегда будешь так помышлять, то можешь спастись. 4. Он же сказал: когда сидишь в келлии, собери ум свой и помяни день смерти, вообрази тогдашнюю мертвость тела, пойми беду ту и восприими труд, презри суетность мирскую и возгрей ревность, чтоб твое намерение безмолвствовать пребывало всегда одинаковым и не ослабевало. Вспомни также и о состоянии во аде и помысли, каково там душам, в каком они горьком молчании и ужасном стенании, в каком страхе, томлении, ожидании, в какой муке душевной, в каких слезах и терзаниях. Помяни и о дне воскресения и предстании пред Бога и помысли о страшном и ужасном оном суде. Вообрази себе то, что определено грешникам – стыд пред лицем Бога и Христа Его, пред лицем Ангелов, Архангелов, Властей и всех людей; вообрази всякого рода муки – огнь вечный, червь неумирающий, тартар, тьму, которая над всем сим, скрежет зубов, страхи и терзания. Вообрази также определенные праведным блага – дерзновение пред Богом Отцем и Христом Его, пред Ангелами, Архангелами, Властями и всем множеством людей, царство и дары его – радость и утешение. О том и другом непрестанно содержи память в уме своем и при воспоминании об осуждении грешников стенай, плачь, обливайся слезами, устрашась мыслию – не будешь ли и сам ты в числе их, а при воспоминании о благах, определенных праведным, радуйся, утешайся и веселись и возревнуй сих сподобиться, а тех избежать. Смотри, никогда не забывай памятовать о сем, внутри ли келлии находишься или где вне, никогда не отлучай от сего ума своего, чтоб хотя чрез это охраниться тебе от вредных помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Дональд Карсон (баптист) Псалтирь Введение Окно в Ветхий Завет Что означало быть членом ветхозаветной церкви? Во что они верили? Каков был их опыт общения с Богом, личный и коллективный? Была ли религия для них радостью или бременем? Кто они для нас: чуждые нам люди другой эпохи или братья и сестры, жившие в стародавние времена? Всматриваясь через книгу псалмов в мир Ветхого Завета, мы находим там Того же Бога, ныне открытого нам через Иисуса Христа, таких же, как мы, людей, которые сталкивались с такими же жизненными проблемами и так же, как и мы, находили постоянную радость и поддержку в Боге. Их преданность Господу, неотступные молитвы, ревностная вера, радость познания Бога обличают нашу неуверенность, нежелание молиться, равнодушие. Но они наши братья и сестры. Их песнопения (хвалебные гимны, славословия) показывают нам, что как в Новом Завете Божья благодать побуждает к послушанию закону Божьему, так и в Ветхом Завете послушание закону Божьему зиждется на Его благодати. Но каким высоким поэтическим даром обладали ветхозаветные люди! И такие выдающиеся личности, как Моисей ( Исх. 15 ), Девора и Варак ( Суд. 5 ), Давид ( 2Цар. 1 ) и Езекия ( Ис. 38 ) и простые люди, как Анна ( 1Цар. 2 ) и пророки, например, Аввакум ( Авв. 3 ) хвалебными гимнами отмечали торжественные события своей жизни. Эта книга, собственно, и представляет собой собрание духовных песен. И неудивительно, что такой народ и такая религия создали эту прекрасную антологию псалмов. Псалтирь как книга псалмов Вероятно, Псалтирь следует рассматривать как собрание отдельных книг. 1) Очевидно, что Псалтирь изначально подразделялась на различные по своему содержанию группы псалмов, напр.: Пс. 92 – 99 (прославление Царства Яхве); Пс. 112–117 (гимны спасению); Пс. 119–135 (псалмы восхождения); Пс. 145 – 150 (псалмы «Аллилуйя»). 2) Есть свидетельства и о более ранней антологии, которая отчасти сохранилась в Псалтири. Например, некоторым псалмам предпослан заголовок, или надписание: «Начальнику хора» (см.: Пс. 30,46, 50 – 61 ). Возможно, речь идет о составителе специального «Сборника храмовых песнопений». В таком случае здесь проявлена забота об охране авторских прав, так как за исключением Пс. 65 и 66 во всех остальных указывается принадлежность псалма определенному лицу: «псалом Давида», «псалом Асафа» и др. Есть и более пространные надписания, как, например, в Пс. 87 : «Песнь. Псалом. Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Изъяснение псалма 58-го. Пс.58:1 .   Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его. «В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул и стреже дом его, еже умертвити его». Саул, поработившись зависти, готовил смерть Давиду, и однажды хотел пронзить копьем разделявшаго с ним время Давида. Поскольку же Давид уклонился и избежал смерти, то вознамерился опять захватить его в руки свои, и послав несколько человек, велел стеречь дом его, показывая тем явную неприязнь. Но супруга Давидова, Саулова же дочь, извещает о том мужа и способствует ему спастись бегством в одно окно. А потом взяв «тщепогребальная» (так передает сие история – ( 1Цар. 19, 13 ), убирает одр, одеждами дает ему вид, что лежит на нем больный, и тем, которым приказано было стеречь, показывает издали, говоря, что Давид страждет некою болезнию. Сие происходило ночью; с наступлением же дня обман сделался явным и Саулу и оруженосцам. В сие-то время блаженный Давид, избегнув этого злоумышления, написал сей псалом. Но не много он говорит о бывшем тогда, более же предсказывает, прияв озарение Божия Духа и предузрев ярость иудеев на Спасителя нашего. Ибо Иудеи, приставив воинов стражами к Владычнему гробу, при наступлении дня, хотя нашли одежды, но не увидели уже стрегомаго Мертвеца; потому что воскрес Он, разрушив державу смерти. Посему блаженный Давид, взирая на злоумышления против него самаго составляемыя, и предвидя, что Бог Израилев, Создатель и Владыка всех, сущий от него по плоти, потерпит еще вящшее от иудеев, предрекает и призвание язычников, и разсеяние иудеев. Пс.58:2 .   Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня. «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя». Справедливо прошение Пророка, потому что испрашивал избавления от враждовавших неправедно. Потом описывает намерение врагов. Пс.58:3 .   Избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных. «Избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя»; то есть, враги мои, гнусные убийцы и беззаконники, которым не причинял я ни малейшаго вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

монах Павел Эвергетинос О том, для чего необходимо послушание, какая от него польза и как достичь его А. Из жития святого Феодосия Киновиарха 43 Святой Феодосий, достигнув разумного возраста, загорелся желанием (начать) любомудрую жизнь. Он оставил отечество и пришел в Иерусалим. С благоговением поклонившись святыням, он задумался, с чего начать новую жизнь и какой путь избрать: чисто отшельнический или же совместный с благочестивыми братьями, стремящимися к той же цели? Но безмолвствовать в отшельничестве он не решался, по крайней мере сразу, (здраво) рассудив, что у него нет опыта в одиночку противостоять злым духам. «Даже в мирских войсках, – говорил он сам себе, – никто, как бы он ни был храб или настолько глуп, без выучки и опыта не бросится из строя в одиночку прямо в гущу врагов. А духовная брань еще страшней и опасней! И как я, не научив руки мои битве и персты мои брани ( Пс. 143:1 ), не препоясавшись с высоты силою (Ср.: Пс. 17:40 ; 1Цар. 2:4 ), смогу выступить против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего ( Еф. 6:12 ), против лукавых духов? Выходит, остается одно: идти к святым отцам, закаленным в битвах, и поучиться у них. А когда хорошенько укреплюсь в борьбе с нашим духовным врагом, вот тогда можно будет отправиться за плодами исихазма (безмолвия). Так премудро рассудил юный Феодосий, который, кроме всего прочего, еще и обладал даром здравомыслия, и сразу же отправился на поиски того, кто своим трудом закалился в добродетелях. Ведь Феодосий понимал, что нужда – лучший учитель и воспитатель. Так он нашел блаженного старца Лонгина, который выделялся добродетелями среди окружавших его отцов. Юноша предался ему, поселился у него и стал вести такой же образ жизни, как и старец. Ему очень нравился характер Лонгина и его обычай, по слову Давида: к Тебе прилепилась душа моя ( Пс. 62:9 ). Как верно говорили древние, с кем ты любишь общаться, таким же становишься и сам. Б. Из Патерика Авва Антоний говорил: «Послушание и воздержание усмиряют даже диких зверей».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010