550:18–23 «Все вообще послания Апостола (Павла), учащие целомудрию и воздержанию и содержащие многочисленные заповеди о браках, чадородии, домоустроении, – нигде не отвергают целомудренный брак... но согласно Евангелию принимает обоих – и того, кто с благодарением Бога целомудренно пользуется браком, – и того кто, как желает Господь, живет в девстве ( ενουχα), как призван каждый, избрав безошибочно и совершенно» (то или другое), lb. 552:10–18. Сказав о чадородии как назначении брака и приведши слова Ап. Павла 1Тим. 5:14–15 , продолжает: «да, вполне допускает и одной жены мужа, будет ли то пресвитер, или диакон, или мирянин, находящийся в браке безукоризненно. Но спасется (жена) чрез чадородие»... IV. 20. 62:13–20: «Освящается брак, по Слову совершаемый, если супружество подчиняется Богу и устроится с истинным сердцем в удостоверении веры 1Тим. 45 ; Евр. 10:22–23 . Ib. 28 у мужа и жены одна... цель и одно стремление... 622:1–2 в качестве помощницы, по Писанию, жена. Григорий Богослов Orat. 37 In Matth, XIX 1–12 с. 5: Христос называется «Создателем супружества» Migne 36. 288. с. Русс. III, 179. Если ты еще не сопрягся плотью, не страшись вступления в брак: ты чист и после брака... Христос чудодействует на браке и чтит супружество своим присутствием. Orat. 40 In sanctum baptisma с. 18 Migne 36. 381. b. Рус. III. 238. «Она (Горгония) не отлучилась от Духа от того, что сочеталась с плотью, и не забыла о первой Главе от признания главою мужа, но, послужив миру и природе в немногом и сколько сего требовал закон плоти, или, лучше сказать, Тот, Кто дал такой закон плоти... Мало того: самый плод тела, т. е. детей и внучат своих она соделала плодами Духа... и супружество соделала похвальиым» Or. VIII. In Laud. Gorg. с. 8. Migne 35. 797 а-с. Рус. I. 221–222. Златоуст (цитаты без названия сочинении Златоуста и Августина заимствуются из index " ов Монфокона): Брак есть благо, 1. 350 с VI. 192 с -d, – установлен Богом 1. 279. а, – союз, Богом определенный, – разврат ( πορνεα) служить его разрешением и разрушением In Colos.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Чтением Апостольским, согласно с Евангелием, Церковь возвещает, яко Иисус Христос прииде в мир, грешники спасти ( 1Тим.1:15–17 . Зач.280). Наконец в предшествующую началу Триоди неделю, которая бывает XXXII по Пятидесятнице, читается Евангелие о мытаре Закхее, который бе старей мытарем и богат, показующе, что усердие к Иисусу Христу и истинное покаяние во имя Его не остаются без возмездия, и что Иисус Христос есть Спаситель всех. Закхей, искавший видеть Иисуса Христа и для сего влезший на смоковницу, за такое смиренное к Нему усердие, сверх чаяния, видит пред собою и слышит Господа, Который, воззрев на Закхея, рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти: и прият Его радуяся. Награжденный и обрадованный посещением Господа, Закхей всенародно приносит покаяние во грехах своих, говоря: се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кою чим обидех, возвращу четверицею. И Господь награждает искренно-кающегося обетованием спасения: днесь спасение дому сему бысть. Прииде бо Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго ( Лк.19:1–10 . Зач.94). Чтением Апостольским, согласно с Евангелием, Церковь говорит о Боге Спасителе и руководителях ко спасению, – о пастырях. Бог есть Спаситель всем человеком, паче же верным. Руководитель ко спасению должен иметь в себе для верующих образ словом, житием, любовию духом, верою, чистотою, – внимать чтению, утешению, наставлению ( 1Тим.4:9–15 . Зач.285). 440 Вероятно на горе Елеонской, северная высота которой носит имя Малой Галилеи (Матф. XXVIII, 16). Путешествие по св. местам, кн. 2, гора Елеонская. 445 Тертул. о Молитве Господней, XIV. Славянск. Кормч. каноническ. ответы ск. Тимофея, епископа Александрийского, живш. В веке, вопрос. 8. Cod. Theod. lib. II, tit. 8, leg. 1, 2. 462 Рковод. в пасхалии, втор. издан. 1830 г. Опыт о время счисления Штейнгеля, кн. III, гл. 6, 490. 463 «Акты Западной Руси» том III, 138, 1583 года окружная грамота Констант. патриарха Иеремии II – о неправильном изменении летосчисления папою Григорием XIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Христиане учили не только в частных, но и в богослужебных собраниях ( 1Кор.14:26 ; Кол.3:16 ). Однако, в виду сильного распространения лжеучений в конце апостольского времени была сознана необходимость возложить обязанность учительства преимущественно на предстоятелей церкви ( 1Тим.3:2 ; 1Тим.5:17 ; Тит.1:7, 9–10 ). В конце же II века публичное учительство становится почти исключительно правом предстоятелей. Епископ есть единственный авторитетный учитель, охраняющий чистоту веры (doctrina fidei) 805 и обладающий для этого особой харизмой veritatis 806 . В начале III века официальные учители из мирян (при богослужении) становятся редкостью. Опровергая мнение Димитрия, епископа александрийского, отрицавшего право мирянина проповедовать в церкви, Александр, епископ иерусалимский, и Феоктист, епископ кесарийский, могли указать лишь три примера учительства мирян, да и то из истории не своих, а других церквей 807 . Другое ограничение прав мирян произошло в области церковной юрисдикции. Если не только во времена ап. Павла, но и позднее (Полик. к Фил. 11 ) верующие принимали участие в суде над мирянами и даже над предстоятелями, то к концу II века стал обычным суд из пресвитеров 808 . В половине III века Сирийская Дидаскалия запрещает мирянам быть судьею брата, считая это правом пресвитеров и епископов 809 . Вместе с умалением церковной самостоятельности верующих в христианских общинах начинает падать и авторитет свободных служений, уступая место авторитету церковной власти. Так вместе с потерей права мирян на официальное учительство постепенно исчез институт самостоятельных христианских учителей. Еще скорее потеряло свое влияние в церкви и наконец исчезло пророческое служение. В первоначальной церкви пророки не только учили, но и совершали евхаристию и иногда управляли общиною ( Деян.13:1–2 ; Деян.15:22, 32 ; Дид. X, 7; Дид. XI, 7–12; Дид. XIII, 3). Их авторитет был так велик, что автор Дидахе внушает верующим почитать епископов так, как почитают они пророков и учителей (Дид.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

III. О Священном Предании Священное Предание древнее Священного Писания: до Моисея люди руководились одним Священным Преданием. Христианство распространяемо было вначале только устно. Апостолы сначала учили устно: Мф.10 гл. Писание оставили только некоторые из них. Писания эти были писаны по поводу разных случайных обстоятельств: 2Кор.13:10 ; Флм.1:21 и они не имели своей задачей представить в систематически полном виде установлений христианских: 1Кор.11:34 , так что без Священного Предания мы не знаем даже, как нужно совершать святые таинства Причащения, Крещения и друг. Таким образом, в Священном Писании не всё необходимое для нашего спасения записано с надлежащей полнотой: 2Ин.1:12 ; Ин.21:25 . Поэтому апостол Павел даёт наставление держаться твёрдо и устных наставлений, т.е. Священного Предания: 2Фес.2:15 ; 1Кор.11:2 ; 1Тим.6:20 ; 2Тим.1:13:2:2 ; Тит.1:5 . Что же, собственно, разумеется под Священным Преданием? 1) Древние символы первых веков христианства. 2) Правила святых апостолов, вселенских и поместных соборов, собранные в книге, которая называется «Кормчая». 3) Древние литургии и акты, или сказания о страданиях древнейших мучеников. 4) Древние церковные истории. 5) Творения святых отцов и учителей Церкви. 6) Наконец, вся древняя церковная практика (посты, праздники, устройство храмов, священнодействия и т.д.). Где хранится Священное Предание? Оно хранится в Церкви: Деян.20:31 (спроси Ефесян); Гал.1:8–9 (ищи в Галат. церкви); 2Сол.2:5–7 (узнай от Солунян); 1Кор.11:32 (спроси в Коринфе); 3Ин.1:13–14 (узнай от Гаия); Тит.1:5 (узнай от Тита). – Варнава ( Деян.12:25 ), Тит ( 2Кор.8:23 ), Тимофей ( Рим.16:21 ), Силуан ( 2Кор.1:19 ), Гаий, Аристарх, Секунд, Техик, Сосипатр ( Деян.20:4 ), Урбан ( Рим.16:9 ), Сила ( Деян.15:22 ), Епафраст ( Кол.1:7 ) и другие были спутниками апостолов, слушали их проповедь , видели порядки их и сами проповедовали и устроили Церковь , были пастырями целых стран и судьями пресвитеров и диаконов ( 1Тим.1:3:3:14–15:5:17–20 ; Тит.1:5 ), их и надо спрашивать, чему учили и чего не записали апостолы, т.е. спрашивать о Предании. Они передали это пастырям Церкви и частью сами записали ( 2Тим.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Прославление праведников, по кончине их, на земле – в Церкви воинствующей выражается тем, что Церковь земная: а) почитает их, как угодников и друзей Божиих, и призывает их в молитвах, как предстателей пред Богом; б) чтит самые их мощи и другие останки, а также их свящ. изображения или иконы. I. Церковь Христова почитает праведников, не как богов каких, а как верных слуг, угодников и друзей Божиих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией во славу Божию, так что вся честь, воздаваемая Святым, относится к величеству Божию, Которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествует Святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов и под. (Прав. испов. ч. III, отв. на вопр. 52; Посл. восточ. патр. о прав. вере, отв. на вопр. 3). В таком смысле почитание святых – 1. Совершенно согласно со Св. Писанием. Св. Писание, запрещая воздавать кому либо Божеское поклонение и служение (λατρεα), кроме единого истинного Бога ( Втор. 6:13 ; Ис. 42, 8 ; Мф. 4, 10 ; 1Тим. 1, 17 ), вовсе однако же не запрещает этим воздавать надлежащее, разумеется, низшее почтение (δουλεα) и верным слугам Его, угодникам и друзьям, и притом так, чтобы вся честь относилась к Нему же единому, яко дивному во святых Своих ( Пс. 67:36 ). Напротив, в Ветхом Завете, в котором дан был закон: Господа Бога твоего да убоишися, и тому единому послужиши ( Втор. 6:13 ), Богодухновенный Псалмопевец взывал: мне же зело честни быша друзи Твои, Боже ( Пс. 138:17 ), и сыны пророческие торжественно поклонишася до земли верному рабу и другу Божию – Елиссею ( 4Цар. 2:15 ). Равным образом и в Новом Завете Сам Христос Спаситель, Который подтвердил закон: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши ( Мф. 4:10 ), сказал верным ученикам Своим: вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам ( Ин. 15:14 ), и засвидетельствовал пред ними: иже вас приемлет, Мене приемлет: и иже приемлет Мене, приемлет пославшаго Мя ( Мф. 10:40 ), показывая, что честь воздаваемая верным слугам Его и друзьям, относится к Нему самому. И тот же св. Апостол, который изрек: единому Богу честь и слава ( 1Тим. 1:17 ), изрек в другом месте: слава и честь всякому, делающему благое ( Рим. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

74 При буквальном и формальном переводе слова вполне справедливо назвать Фиву диакониссой. 75 Например, Ветринский И. Я . Указ. соч., с. 185; Colson J . Op. cit., pp. 64–67. Подобная точка зрения могла основываться на мнении поздних христианских комментаторов. Например, толкуя 1Тим 5:9 , Псевдо-Иероним (VI в.) писал: “Он (ап. Павел — А. П. ) возжелал, чтобы так избирались диакониссы…” ( Ps.-Hieron . Comm. in 1Tim. 5 .//Monumenta…, p. 48). Свт. Епифаний (кон. IV в.) косвенно свидетельствовал о том, что диаконисс “именовали вдовами” ( Epiph . Panarion hжresum. 79. 4. 1.//Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte, T. 3. Berlin, 1985. Рус. пер.: Творения святого Епифания Кипрского . Т. 5. М., 1882. 76 Witherington B. Op. cit., pp. 149–151. 77 New Documents Illustrating Early Christianity. V. 1/Ed. Horsley G. H. R., Conno­ly A. L. Masquarie Univers., 1987, p. 239. 78 Ps.-Hieron . Comm. in Rom. 16 .//Monumenta…, p. 48. 79 Свт. Иоанн Златоуст . 11 Толкование на 1Тим. 3. 11 .//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 11. Кн. 2. СПб., 1905, с. 691. 80 Ps.-Hier . Comm. in 1Tim. 3 .//Monumenta…, p. 48. 81 Рус. перев. в кн.: Плиний Младший. Письма. М.–Л., 1950, с. 344. 82 CA VI. 17. 4; Epiph. Pan. нжг. 79. 4. 1; Iustinianus . Novellж. VI. 6; CXXIII. 13. Corpus iuris civilis. Vol. 3. Novellж. Berolini, 1904. 83 Codex Theodosianus. XVI. 2. 27.//Theodosiani libri XVI. T. 1. Pars 2. Berolini, 1905.; Iustinianus . Nov. CXXIII. 30; 43. 84 Трулльский соб. (692 г.), кан. 48.//Правила святых апостол с толкованиями. М., 1876, сс. 608–609. 85 Халкидонский соб. (451 г.), кан. 15.//Правила святых апостол…, с. 369. 86 Халкидонский собор, кан. 15; Трулльский собор, кан. 14, 40; Iustinianus . Novellж. CXXIII. 13. 87 CA III. 11. 3; Халкидонский собор, кан. 15; Трулльский собор, кан. 14, 40; Iustinianus . Novellж. VI. 6. 88 По одной версии, это особая одежда диаконисс, доходившая до пят ( Несе­ловский А . Чины, хиротонии и хиротесии. Каменец-Подольск. 1906, сс. 68–70), по другой — монашеский головной покров до плеч ( Троицкий С. В . Указ. соч., сс. 194–201).

http://azbyka.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-ra...

Не трудно заметить, что научное название психической болезни и богословский термин.... на греческом языке имеют общую основу.... Первое выражает болезненное состояние человека, второе – его здоровье, т.е. противополагаются целый, здравый ум, (в Богословии) – расщепленному, раздвоенному уму (в медицине). Общность темы создает возможность для диалога между развивающейся, постоянно находящейся в поисках нового, наукой и обладающей ценнейшим опытом духовного знания – религией. Со страниц Нового Завета в посланиях Апостола Павла и его учеником Тимофею и Титу слышим неоднократное (7 раз) призывы охранять целомудрие понимаемого в более широком значении этого слова, как необходимой добродетели для всех христиан вообще ( 2Тим.1:7 ; Тит.2:12 ), а в частности епископам ( 1Тим.3:2 ), старцам ( Тит.2:2 ) молодым ( Тит.2:5 ) мужам и женам ( 1Тим. 2:9; 2:15 ). Святитель Иоанн Златоуст в толковании послания Апостола Павла и Титу писал, что «целомудрием называется здравое состояние ума» ( Иоанн Златоуст . Творения, т. XI, стр. 861). Далее Златоустый Учитель поясняет, что «целомудрие состоит не только в том, чтобы воздержаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным и от прочих страстей». Таким образом, признаки болезни ума значительно расширяются – любая страсть нарушает целый, здравый ум и является симптомом заболевания. Подвижник середины III века, живший в Египетской пустыни, преподобный Антоний Великий в своих многочисленных наставлениях поучал братию о необходимости иметь ясный ум. «Ум все видит ... и ничто не помрачает его, кроме одного греха» (Добротолюбие т. 1. М. 1905 г., стр. 83), «Говорящий несмысленно не имеет ума; ибо говорит, ничего не думая». «Таково Божие определение, чтобы по мере возраста тела душа исполнялась умом, – дабы человек из добра и зла избрал угодное ему. Душа, не избирающая добра, не имеет ума. Потому, хотя все тела имеют душу, но нельзя сказать, чтобы всякая душа имела ум». Преподобный Исихий Иерусалимский (V в.) полагал, «ослепляется ум тремя следующими страстями: среболюбием (любовь к богатству), тщеславием и сластолюбием (чувственность)».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Сектант : Бог не создал ничего нечистого (см.: Деян.10:15 ; Рим.14:14, 20 ; 1Тим.4:4–5 ; Тит.1:15 ), а значит, в освящении вещества нет нужды. Почему же вы придаете такое значение подобным «священнодействиям»? Священник : Вместе с великим Павлом мы исповедуем, что всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою ( 1Тим.4:4–5 ). Но у апостола, как видишь, принятие творения Божия с благодарением предполагает освящение его словом Божиим и молитвой, а это должны совершать те, кому вверено быть домостроителями Таин Божиих ( 1Кор.4:1 ) и совершать служение Богу ( Евр.5:1 ). Наиболее же подходящее для освящения вещество есть вода, которая затем, при окроплении ею других веществ и предметов, действует как орудие очищения и освящения (см.: Исх.30:18–20 ; Лев.8:6; 14:8 ; Числ.8:7; 19:9–12 ). Уже Ветхий Завет свидетельствует об особой роли воды в созидании, очищении и спасении мира. Еще до начала миробытия Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). Во времена Ноя Бог через воду положил предел безудержному распространению греха (см.: Быт.6:17–22; 7:1–24; 8:1–18 ). По Моисееву закону, всякий человек освобождался от нечистоты через водное омовение себя и своих одежд (см.: Лев.15:10 ). В Ветхом Завете предречена, сверх того, вода, очищающая не только тело, но и душу (см.: Иез.36:25–26 ). А Господь Иисус Христос прямо возвестил о новом рождении от воды и Духа ( Ин.3:5 ), и Он же уподобил Святой Дух рекам воды живой (ср.: Ин.7:38 ). Другое вещество, особенно часто употребляемое при освящении, есть святой елей, а библейские основания для этого я уже приводил. Итак, посредством воды и елея Церковь освящает землю, пашни, плоды, жилища и многое другое, низводя благословение Божие на все, с чем связана повседневная жизнь христиан. Православный : Где в Священном Писании дано повеление освящать воду, елей и всякое иное вещество? Священник : Уже Ветхий Завет знал очищение при посредстве различных молитв и обрядов например, очищение роженицы в сороковой день (см.: Лев.12:7–8 ; Лк.2:22–24 ). Упоминание же о молитвах, как и сами молитвы на освящение воды и елея, на благословение хлеба, вина, плодов и иных снедей, находим у отцов и учителей ранней Церкви (например, у мученика Иустина Философа 131 , у Тертуллиана 132 , у святителя Василия Великого 133 , в древнейших чинопоследованиях и уставах (например, в «Апостольских постановлениях» 134 , относящихся к концу III началу IV вв.) и в первых богослужебных книгах (например, в «Евхологии» Серапиона Тмуитского , IV век). Ныне они собраны в книге, именуемой «Евхологий», которая соединяет в себе Служебник и Требник. Глава 26. Каждение ладаном. Анафора 135 . Хоругви. Свечи

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

32. Блуждающая гипотеза (К вопросу о «панвавилонизме»). Д.И. Введенский. 1911, I, 4, 724–736. 33. Отношение христиан к мирской власти. Объяснение Деян. 4:19–20 и 5:29 в связи с Мф.22:15–21 ; Рим.13 : —7— 1–10 cp. 1Пет.3:13–20 и 1Тим.2:2–4 . М.Д. Муретов. 1911, II, 7–8, 467–492. 34. Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету. Пробная лекция. В.А. Троицкий. 1911, II, 7–8, 493–526. 35. Наставления и предречения книги пр. Захарии, касающиеся постов и праздников, как урок нашему времени. (Речь пред защитой магистерской диссертации: «Книга пр. Захарии. Исагогическое исследование. Выпуск I. Сергиев Посад, 1910). Свящ. Д В. Рождественский . 1911, III, 10, 310–330. 36. Московское издание Греческой Библии 1821 г. Библиографическая заметка. И Е. Евсеев. 1902, I, 1, 207–211. 37. О происхождении книги Товита. Библиологическое исследование. Н.М. Дроздов . Киев, 1901. – В.Н. Мышцын. 1902, II, 5, 149–162. 38. О неудачном соединении научного критицизма с православною точкою зрения. Ответ проф. Н.М. Дроздову . В.Н. Мышцын. 1902, III, 12, 648–680. 39. Иудейство в 5 веке до Р. Хр. Речь пред защитой магистерской диссертации: Пророк Малахия. Сергиева Лавра, 1903. П.В. Тихомиров. 1903, III, 9, 63–76. 40. Магистерский диспут ( П.В. Тихомиров , Пророк Малахия. Сергиева Лавра, 1903.) 1903, III, 9, 102–126. 41. Невежественная критика. Ответ «Церковным Ведомостям», (По поводу рецензии А. Петровского в 41 «Церковных Ведомостей» 1903 г. на книгу: Пророк Малахия. Сергиева Лавра, 1903). П.В. Тихомиров. 1904, I, 3, 591–600. 42. Friedrich Delitzsch. Babel und Bibel. a) Ein Rückblick und Ausblick. Stuttgart, 1904; б) Dritter (Schluss–) Vortrag. Stuttgart, 1905. (Новости немецкой богословской литературы.) Диакон Н.Н. Сахаров. 1905, I, 2, 421–425; III, 10, 348–351. 43. Популярный рационализм и научная критика Библии. (Из очерков современного англиканства.) Диакон Н.А. Преображенский. 1905, II, 6, 335–358. 44. Книги пророков в древнеславянском переводе. ( И.Е. Евсеев : а) Книга пр. Исаии в древнеславянском переводе. Спб., 1897; б) Книга пр. Даниила в древнеславянском переводе. Введение и тексты. Издание Отделения русского языка и словесности Импер. Академии Наук. Москва, 1905). Г.А. Воскресенский. 1905, III, 11, 525–542.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Основную мысль трактата «Камень веры» выражает такими словами: «человеку ум совершен имущу, боголюбиву же и праведну, благая дела суть потребна ко спасению, и тех вера едина спасения вечного не соделовает» (929). Это положение трактата доказывается: (Гл. I). Во-первых, свидетельствами св. Писания, которые говорят: а) о необходимости терпения, трудов и добрых дел для спасения ( Евр.10:36 ; Флп.2:12 ; 2Кор.7:10 ; Мф.19:17, 25:34–36 ; Иак. 1:22, 25 ); б) о недостаточности для этой цели одной только веры, без любви, целомудрия и других добродетелей ( Иак.2:14, 19–26 ; 1Кор.13:2 ; 1Тим.2:15 ; Мф.5:20 ) и в) изображают жизнь вечную, как награду и воздаяние Божие за дела человека ( Мф.20:8, 5:12, 16:27, 25:21 ; Пс.61:13 ; 1Кор.3:8 ; Гал.6:7–10 ; 2Сол.1:5 ; Рим.2:5–7 ; Апок.22:12, 7:14 ; 2Тим.4:7 ) (931 а –933 б ). (Гл. II). Во-вторых, учением св. отцов церкви. Так, они спасение человека приписывают благодати Божией и добрым делам самого человека. Последние совершенно необходимы: одна вера, без доброй жизни, не приносит никакой пользы человеку. Напротив, христианин, преданный грехам, подлежит большему наказанию и осуждению. Вера только в связи с делами имеет спасающее значение, так что, как одно доброе дело, без веры человека в Бога, не приносит ему похвалы, так и одна вера, без добрых дел – мертва (934 а –937 а ). (Глава III). В-третьих, соображениями разума, основанными на св. Писании. 1) Если одно лицо обещает другому награду под условием его труда и заслуги, то совершенно необходимо выполнить это условие для получения награды: в противном случае теряется на нее всякое право. Господь Иисус Христос обещает нам царствие небесное под условием добрых дел и соблюдения Его святых заповедей ( Мф.5:20, 19:17, 6:14, 19:29, 18:3 ; Ин.13:17, 15:14 ; Лк.13:3, 10:28 ); согласно со Христом учат и св. Апостолы ( Рим.8:13 ; 2Тим.2:12 ; 1Тим.4:8 ; Иак.2:8, 1:12 ; Апок.3:21 ; ср. Иез.18:21–22). Поэтому необходимо творить добрые дела для приобретения царствия Божия (937 б –940 б ). 2) То, что служит причиною спасения, необходимо соблюдать всякому желающему спастись; вера и добрые дела суть причины спасения ( Мф.25:34–36 ; Апок.7:14–15 ) и потому необходимы для всякого христианина (940 а –941 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010