4) Вслед за ап. Павлом (1 Кор, 7 гл. Евр. 13:3 . 1Тим. 4:3, 5:14 ), брак, вопреки еретическим хулениям супружества, считается делом Божиим, не греховным и свободным от скверны, данным от Бога прародителям в раю для взаимопомощи и размножения людей посредством деторождения, а после грехопадения – и как средство к упорядочению половой страсти, к избеганию разврата и к целомудрию. Игнатий (?) Ант. в распр. ред. послания к Филад. с. VI: «Если кто пагубою и скверною назовет законное соитие и рождение детей, таковый имеет живущаго в нем дракона – отступника». Ср. Иринея С. Наег. L. I с. 24и С. 28:1. Тертуллиан против отрицателей и хулителей брака (Маркиона) говорит, что таковые являются нарушителями воли Творца, благословившего супружество, как дело честное и святое, назначенное для рождении людей: «если не будет браков, то нет святости... Может ли желать спасения человека, коему воспрещает рождаться? Adv. Marc. 1. 30. Брак никогда не запрещался и есть благо Ad Uxor. 1, 3–6,– De virg. vel. 10. Он есть средство против блуда Adv. Marc. 1, 29. Апостол в 1 Фесс. 4:3–4 говорит о воздержании от блуда, а не от брака... Закон природы... исключает не брак, а похоть или половую страсть, увлекающую наш сосуд (находящейся) в честном браке... Предпочитает браку воздержание и девство, но не запрещает С. Магс. V. 15. Вооружаясь против отрицающих брак, считающих злом чадородие и супружеское соитие называющих нечистью, Климент Александрийский высказывает такие мысли о браке: „свято происхождение, посредством коего существует мир, – у освященных (чад Церкви Христовой) свято и семя, ибо в нас должен освящаться не только дух, но и нрав и жизнь и тело Strom. III. 6. ed. Pott. 532:34–37, – цель брака – чадородие, а конец – благочадие, – продолжение бытия универса, – произращает для Бога, – рождение уподобляется творчеству Бога Paedag. II. 18. 220:8–11, – не сей, где не желаешь, чтобы для тебя росло посеянное, – не касайся вообще никого, кроме своей жены ibid. 224:27; 225:1, – одно только голое удовольствие, хотя бы и в браке допускалось, беззаконно, неправедно и неразумно – Ib.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

III 9. Мы же, согласно истинному учению, не называем Сына ни " подобным " , ни " неподобным " Отцу, ибо и то, и другое [определение] равным образом не подходит к Ним. Ведь " подобное " и " неподобное " являются высказываниями, относящимися к качеству, а Бог свободен от [всякого] качества. Мы исповедуем тождество природы и признаем единосущие, но избегаем [понятия] " сложное " , поскольку Тот, Кто есть по сущности Бог и Отец, породил Того, Кто есть по сущности Бог и Сын. Ведь этим делается очевидным единосущие. Потому что Бог по сущности единосущен Богу по сущности. Правда, и человек называется " богом " , как [написано]: Аз рех: бози есте (Пс.81:6). Также и бес [называется] " богом " , [согласно словам]: Бози язык бесове (Пс.95:5). Но [люди] называются " богами " по благодати, а бесы - ложно. И только единый Бог есть [подлинно] Бог по сущности. 10. Когда я говорю " единый " , то подразумеваю святую и нетварную сущность Божию. Ибо [слово] " единый " бывает высказыванием и о каком-либо [отдельном] человеке, и вообще о природе. О каком-либо [отдельном] человеке, например, говорится, когда сообщается, что один [человек] восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2Кор.12:2,4). О природе же вообще высказывается, например, Давид: Человек, яко трава дние его (Пс.102:15). Здесь он обозначает не какого-либо [конкретного] человека, но общую [человеческую] природу, поскольку всякий человек преходящ и смертен. Также об [общей] природе, как мы думаем, говорится: единый имеющий бессмертие (1Тим.6:16); единому премудрому Богу (Рим.14:26); никто не благ, как только один Бог (Лк.18:19). Ибо здесь " единый " тождественен " одному " . Также: прострый един небо (Иов.9:8). Еще: Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши (Втор.6:13) и несть Бог разве Мене (Втор.32:39). 11. Ведь слова " один " и " единый " употребляются в [Священном] Писании относительно Бога [Отца] не для того, чтобы противопоставить Его Сыну или Святому Духу, но для противопоставления [истинного] Бога богам несуществующим, ложно именуемым " богами " . Например, Господь един вождаше их, и не бе с ними бог чуждь (Втор.32:12); отвергоша сынове Израилевы Ваалима, и дубравы Астарофа, и поработаша Господу единому (1Цар.7:4). Также и Павел говорит: Ибо, хотя и есть так называемые боги.., но у нас один Бог Отец, из Которого все... и один Господь Иисус Христос, Которым все (1Кор.8:5-6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/736/...

В церкви от дней апостольских и во все последующее время действительно существовала и применялась к жизни членов церкви власть прощать или удерживать грехи. Этою властью пользовались апостолы, когда принимали приходивших к ним с исповеданием своих грехов ( Деян. 19, 18 ), тяжких грешников отлучали они от церкви ( 1Кор. 5, 6 ; 1Тим. 1, 20 ) и снова разрешали принимать в общение ( 2Кор. 2, 6 ). Ап. Павел свидетельствует о себе, что эта власть дана ему Господом на созидание церкви, и он готов применять ее по требованию обстоятельств со всею строгостью ( 2Кор. 13, 10; 10, 4. 6 ). В после-апостольское время эта же власть всегда была принадлежностью пастырей церкви. Когда возникли в церкви лжеучения монтанистов (II в.), новаиан (III в.) и донатистов (IV в.), которыми отнималась надежда на спасение у согрешивших после крещения, а также у т.н. падших во время гонений на христиан, то их мнения повсеместно (в Греции, Африке и Риме) были осуждены, и средство спасения указываемо было в том, что пастыри церкви имеют право разрешить кающегося грешника. Так, св. Киприан, доказывая, в обличение новатиан, что падшим во время гонения, но оплакавших покаянием свой грех, особенно в случае болезни, при смерти, не надлежит отказывать в общении с церковью, писал: «позволил (принимать их) Тот, Кто дал закон, чтобы связанное на земле было связано на небе, и что там только то может быть разрешено, что разрешено прежде здесь в церкви» 325 . Фирмиллиан свидетельствовал, что «апостолы, получив власть прощать грехи, передали ее в церквах, ими основанных, епископам, которые наследовали им по преемству посвящения» 326 . В «Апост. постановл.», с одной стороны, пастырям церкви напоминается, что им предоставлена от Бога власть вязать и решить (II, 11–12) и предлагаются многочисленные наставления, как судить различные виды грехов (II, 15–16), как поступать с кающимися (II, 38. 40–43. 48), с другой стороны, – заповедуется верующим чтить своих духовных отцов, «потому что они прияли от Бога власть жизни и смерти, власть судить грешников и осуждать на смерть вечного огня, кающихся же разрешать от грехов и возвращать к жизни» (II, 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

17 Это не значит, что казни над христианами прекратились совершенно, но что они производились спорадически. Оставался тот общий факт, что христианство, как источник смуты для общества, встречало противодействие и подвергалось преследованию со стороны государства всякий раз, как только какое-нибудь выдающееся явление напоминало о нем правительству. 19 Отрицательная критика, однако, старается всячески отдалить новозаветные книги от времен Нерона и пользуется для этого всевозможными средствами. Так, Гольцман старается отнести I посл. к Тимофею ко II веку на том основании, что в 1Тим.2:2 предписывается молиться не за царя, а за царей (πρ βασιλων, pro regibus) и, следовательно, составление его нужно относить ко времени, когда царствовали совместно два кесаря, именно М. Аврелий и Л. Вер. Но такие тонкости не выдерживают положительной критики, и множественная форма этого слова употребленного притом без члена, отнюдь не указывает «на императоров, которые царствуют в настоящее время», а означает «царей вообще». Замечательно, что в славянском тексте, независимо от греческого, стоит именно «за царя» (един. число). В русском перев., «за царей». 20 Suetonius, Vesp. 15.Neque caede cujusquam umquam [laetatus est et] justis suppleciis inlacrimavit etiam et ingemuit. Некоторые выполняют отмеченный скобками пробел одним словом laetatus, но neque, стоящее в начале фразы, всегда необходимо предполагает собою et в последующем развитии мысли. 21 Важные данные представляют в этом отношении и открытия Де-Росси, сущность которых см. в  Lightfoot, Clement I, p.35 и сл. У Евсевия в Ц.И. III, 18: у Синкелла в Боннск. Изд. Стр.650; также см. Acta Nerei et Achillei. То же самое, хотя и с меньшею ясностью, приложимо и к Ацилию Глабриону, который отягчил свою вину еще и тем, что во время своего консульства сражался на арене и таким образом оскорбил «величие римской власти» (laesa majestas). 23 Характеризуя отношение Флавиева дома к христианам, Моммсен метко говорит: «преследование христиан в это время было делом столь же постоянным и обычным, как и преследование разбойников». Provinces of the Rom. Empire, англ. перев.  II, р. 199.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/nerono...

Так и некоторые христиане: когда они смотрят, слушают или читают что-нибудь пустое, то нимало не скучают, хотя бы то продолжалось целый день. А на слушание или чтение Слова Божия совсем не достает времени. Другое препятствие, не допускающее Слову Божию укореняться в сердцах человеческих и приносить плод, есть ожесточение этих сердец. Людей с ожесточенным сердцем Иисус Христос уподобляет камням, когда говорит: «иное (семя) упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги». Каким способом человек становится похожим на камень? Через долговременное пребывание в грехе. Премудрый говорит: «Егда приидет нечестивый во глубину зол, не радит» ( Притч.18:3 ), т. е. когда человек привыкает к какому-нибудь беззаконному делу, то он не слышит ни угрызения совести, ни обличения проповедников. Третьим препятствием к тому бывают житейские попечения и наслаждения. Все это Спаситель наш заключил под именем терния, сказав: « а иное семя упало между тернием, и выросло терние и заглушило его». Нередко бывает, что люди с умилением, а иногда со слезами принимают в себя Слово Божие и, кажется, хотят исправиться от грехов и обратиться на путь истинный. Но потом, не желая лишить себя какого-нибудь временного блага или еще более желая умножить его, по душевной слабости остаются такими же, какими были и прежде. Посему-то Иисус Христос говорил: «не можете Богу работати и мамоне» ( Мф.6:24 ). В особенности плотские страсти и сребролюбие не позволяют Слову Божию созреть в человеческом сердце. Вот главнейшие препятствия к приятию и сохранению внутри души спасительного семени – Слова Божия. Глава III. Как часто нужно читать Библию? Чтение Св. Писания – есть долг христианина Чтение Библии составляет священную обязанность христианина, потому что заповедано Самим Богом. В Ветхом Завете, Господь, внушая иудеям важность закона откровенного и желая приблизить их к его познанию, повелел навязать и носить слова закона постоянно на челе и у сердца: «да навяжеши я», т. е. прикрепишь и повесишь, «на руку твою» ( Втор.6:8 ). Псалмопевец говорит: «слова Господни суть слова чистыя, серебро очищенное, седмикратно переплавленное» ( Псал.11:7 ). В Новом Завете Господь заповедует: «испытайте Писания» ( Ин.5:39 ). Ап. Павел пишет христианам: «слово Христово да вселяется в вас богатно» ( Кол.3:16 ); своему ученику Тимофею внушает: «занимайся чтением» ( 1Тим.4:13 ), и хвалит его за то, что он «с детства знает Священные Писания» ( 2Тим.3:15 ). Богатство и неисчерпаемость Слова Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

на основании сходства или тожества некоторых терминов. И в этом случае нередко забывается, что один и тот же термин в различных мировоззрениях может иметь совершенно противоположный смысл. По Эпиктету не должно μετανοεν (Diss. II, 22, 25), – и понятно, почему это так, ибо μετνοια для стоика – страсть, – как подробно излагает Арей Дидим в своём очерке стоической этики у Stob. ecl. II, 113. μετανητος в гномологии – по-видимому, ошибочно приписываемой Эпиктету – означает: свободный от перемены мыслей, в смысле благоприятном 310 . Так как указанное слово у Ап. Павла Рим. 2:5 , – означает «нераскаянный», то Bonhöffer действительно имеет право сказать, что в этом слове (равно как и в μετνοια, μετανοεν) отражается не сходство, но противоположность античной и христианской мысли 311 . Следует также иметь в виду, что многие из нехристианских надписей, привлекаемых для сравнения, – принадлежат христианской эпохе (относятся ко II или III веку по Р.Х.). Отсюда вполне естественно предположение о влиянии, хотя бы косвенном и отдалённом, если не христианских писаний, то христианских нравов (отзыв Ливания о христианских женщинах). Но и вообще в христианстве проповедуется такая нравственность, которая отвечает богоподобной природе человека и внушениям его совести. Христианство изощряет и просвещает «очи» его «сердца» и с точки зрения вечных запросов, потребностей и обязанностей освещает и обязанности его земного призвания, поставляя их на служение вечному спасению человека. В общую систему обязанностей христианство вводит и такие, которые признавались добродетелями и у язычников, но имели здесь автономное значение. Христианство же подкрепляет их и освещает, преобразует и претворяет по духу и силе своей божественной благодатной жизни. Так Ап. Павел о женщине-христианке говорит, что она спасется чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием ( 1Тим. 2:15 ). С этой точки зрения будут понятны в своём действительном значении и сближения некоторых пунктов языческой морали с христианским нравственным учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

4: «Апостолы преимущественно обладают Св. Духом, и обладают в полноте, являя в делах пророчества и в добродетельной деятельности, и в свидетельствах языков, а не отчасти, как прочие». Поэтому слава «апостольского дара» – высшая слава, ср. приведенные ниже в прим. 81 места, восхваляющие «дар апостольского учительства» св. Поликарпа Смирнского , «апостольскую харизму» мучеников. Оборот Игнатия Богоносца «не приказываю подобно апостолу» выражает ту же мысль. 83 Так, своим учительным словом апостол определяет строй общины (см. § 4), может заведовать назначением на должности (см. § 4, прим. 59) и церковной дисциплиной (см. § 4). 84 В Иерусалиме апостолы заведовали как учительством («служением слова»), так одновременно и молитвой в богослужебном собрании (Деян. 6:4: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова», ср.: 6:6: апостолы произносят молитву посвящения); до поставления семи мужей на них лежало также и полное заведование жертвенными приношениями (церковным имуществом), ср.: Деян. 4:35. 37; 5:2; 6:1 и сл. В заведовании апостолов молитвой и жертвенными дарами заключено также и заведование Евхаристией. Поставление семи мужей происходит при участии апостолов (Деян. 6:3: «Их поставим на эту службу») и возложении рук апостолами (6:6). Когда апостолы удалились из общины, то руководительство ею перешло к Иакову, одновременно как к брату Господа и как к «апостолу» (ср. прим. 79), Гал. 2:12; Деян. 12:17; 15:13; 21:18. 85 Они поставляют епископов и диаконов, Тит. 1:5: «Чтобы ты поставил по всем городам пресвитеров». То же следует из Первого Послания к Тимофею (3:1–8 и сл.): предписания о качествах епископов и диаконов предполагают, что Тимофей в состоянии поставлять епископов и диаконов. Согласно Евсевию (III, 37, 3), евангелисты поставляли в только что основанных ими общинах первых «пастырей» (епископов). Все это – в силу дара учительства, присущей евангелисту харизмы, 1Тим. 4:14: «Не неради о пребывающем в тебе даровании». 2Тим. 1:6: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Упоминая в своих посланиях к Тимофею и Титу (1Тим.5:2; Тит.2:3) о пресвитеридах (старицах), апостол Павел между прочим говорит о них, что они должны быть способны учить добру (καλοδιδσκαλοι, доброучительны). Этим самым апостол Павел указывает на обязанность пресвитерид исполнять в определенных границах учительское дело в церкви. Эти границы мы указываем в толковании 70 правила трулльского собора. Сообразуясь с ними, они не могли исполнять проповеднического дела, т.е. публично проповедовать в церкви, но они могли исполнят катихизаторские обязанности вне церкви; что они исполняли эти обязанности, помимо прочих доказательств, приведенных нами на своем месте, свидетельствует также и ап. Павел, говоря о Прискилле (Деян.18:26). Диакониссы также занимались катихизацией женщин, особенно в женских общежитиях, но это не было главным их служением, которое заключалось в исполнении разных обязанностей при крещении женщин (толк. 15 правила IV всел. собора); а дело правильной катихизации женщин, наставление их в том, как они должны вести себя сообразно христианскому учению, и особенно приготовление их к достойному принятию крещения принадлежало пресвитеридам - старшим и искусным в христианском учении женщинам, которые, как наблюдающие за женщинами вообще и за их христианским образованием, назывались председательницами женщин Эти пресвитериды поставлялись по особо установленному чину, подобно тому, как поставлялись диакониссы, и о них так же, как и о последних, велась в церкви ведомость. Во время лаодикийского собора отцы этого собора заметили, что пресвитериды не добро пользовались вверенным им добром (μη χρωμνων καλς τφ καλφ) с одной стороны, как говорит в толковании этого правила Вальсамон, вследствие высокомерия, а с другой, вследствие того, что больше всего наблюдали при этом материальную выгоду (δια υπεροψαν ασχροκρδειαν); на основани и этого отцы собора своим правилом и воспрещают впредь поставлять пресвитерид. Примечания: 13. Htfnp., Neander, Kirchengeschichte (Ausg. 1864), III,237, Anm.3.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Также следует отметить, что наша первоочередная цель – не установить источник высказываний, но показать, что авторитет Евангелий признавался задолго до конца второго века. Об этом ясно свидетельствуют приведенные данные, в особенности, утверждения Папия о важности Евангелий: трижды он объясняет, что Марк не допускал ошибок, записывая материал об Иисусе (III). Очевидно, что для Папия это было важно. Кроме того, даже если большинство слов Иисуса цитируются по некоему собранию изречений 242 , самые ранние авторы, писавшие после Апостолов, ясно называют эти изречения богодухновенными и непогрешимыми, наравне с Ветхим Заветом. Таким образом, первые гностические евангелия середины-конца второго века появились не в среде, где «в ходу было всё». Напротив, источники, описывавшие жизнь Иисуса (см. ниже) и Его учение, к тому времени уже были общепринятыми и имели широкое хождение. То, что текст канонических Евангелий включал это учение, также говорит об их авторитетности. Таким образом, факты явно свидетельствуют о том, что авторитет канонических Евангелий был широко признан задолго до конца второго века. Помимо высказывания в 1Тим.5:18 , в шести важных христианских источниках, датируемых 95–140 гг.н.э., учение Иисуса называется то Евангелием, то словами Христа, то Писанием. Итак, одно важное собрание документов, считавшихся священными, в каноне Нового Завета составляли Евангелия, а другим таким собранием были послания Павла. Помимо того, что они названы «Писанием» во 2Пет.3:15–16 , стихи из посланий Павла упоминаются, часто как богодухновенные, Климентом Римским в «Послании к коринфянам» (47), Игнатием Антиохийским в «Послании к ефесянам» (10) и в «Послании к Поликарпу» (1,5), а также в «Послании к филиппийцам» Поликарпа (1, 3–4, 6,12). В нескольких из этих отрывков послания Павла обсуждаются как единое собрание и называются Писанием. Таким образом, когда создавались первые гностические Евангелия – в середине-конце второго века н.э., – как минимум учение Иисуса в том виде, в котором оно представлено в канонических Евангелиях, уже довольно долгое время находились в обращении и воспринималось как Писание. То же можно сказать и о собрании сочинений Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Примечания: 211. Римский судебный процесс более древнего времени см. у G. F. Puchta, " Cursus der institutionen " (Leipzig, 1856-1857), II,78 и сл. 212. См. Деяния Всел. Соборов в рус. пер., I,696, III.561,564. 213. Gp. W. Molimor, " Ueber canonisches Gerichtsverfahren gegen Cleriker. " Mainz, 1856. - Jos. Fessler, " Der canonische Process nach seinen positiven Grundlagen und seiner ältesten histor. Entwickelung in der vorjustinianische Periode. " Wien, 1860. - N. München, " Das canonische Gerichtsverfahren und Strafrecht. " 2 Bde. Köln u. Neusz, 1865. - H. Kellner, " Das Buss - und Strafverfahren gegen Kleriker in den sechs ersten christl. " Jahrhunderten. Trier, 1863. - Dr. P. Hinschius, " Das Kirchenrecht der Katholiken und Protestanten " , IV, 690 и сл., V, 1 и сл., а также Е, Zachariae v. " Lingenthal, Geschichte des griechisch-römischen Rechts. " 2 Aufl. Berlin, 1877. S.368 и сл.  Правило 75. Во свидетельство против епископа не приимати еретика: но и верного единаго не довольно. " На устах бо двоих, или триех свидетелей твердо станет всяк глагол " (Мф.18:16) (I Всел. 2; II Всел. 6; Карф. 59, 131, 132; Феофила Алекс. 9). Это правило является дополнением к 74-му Ап. правилу. Как в том говорилось об обвинителе епископа, о вызове последнего на суд и о судебном приговоре, так в этом правиле речь идет о свидетелях в судебном следствии по делу обвиняемого епископа. При этом правило воспрещает еретикам свидетельствовать против епископа по той причине, что еретики, как явные враги православной церкви, и противники веры и церковного учения, не могли бы беспристрастно свидетельствовать о православных служителях церкви. Впрочем, обвинение, при котором исключались свидетельства еретиков, должно было касаться только церковных дел, так как в делах нецерковных, относящихся к области гражданского права, допускалось свидетельствовать на суде против епископов даже и еретикам (II Всел. 6). Помимо еретиков, не имеющих права свидетельствовать против епископа в делах церковных, правило исключает также и свидетельство одного человека. Забота церковной власти достигнуть справедливого и беспристрастного судебного приговора требовала, чтобы суд не основывался на свидетельстве только одного человека, хотя бы он держался самого строгого православия и был достоин наибольшего доверия. Не принималось даже и свидетельство только одного какого-либо епископа, если оно не подтверждалось со стороны другого лица, достойного доверия (Карф. 132). Согласно с новозаветной заповедью (Мф.18:16; 1Тим.5:19), применявшейся уже и в ветхозаветной церкви (Втор.19:15), церковная власть всегда требовала, чтобы три или, по крайней мере, два свидетеля, делающие одинаковое заявление, присутствовали при произнесении судебного приговора Об остальных качествах свидетелей, которые могут правильно допускаться на суд, говорится в толковании 131-го Карфагенского правила и в других параллельных правилах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010