12 Но что пользы от перечисления всего этого вместе, если мы не раскроем, с возможною краткостью, самого способа наставлений и не представим особых программ для каждого из них в отдельности? Глава III. Каким образом нужно наставлять мужчин и как женщин; как юношей и как старцев Наставление 1 Итак, иначе должно наставлять мужчин, а иначе – женщин. На первых надобно возлагать бремена более тяжелые, а на последних более благие и легкие, чтобы таким образом тем доставить поприще для упражнения нх мужественных сил, как сосудам более крепким, a этих утверждать в добре кротостью, обращаясь с ними снисходительнее, как с более немощным сосудом женским ( 1Пет.3:7 ). Иначе должно наставлять юношей, иначе – старцев; потому что юношей всегда почти удобнее бывает направить к совершенству строгостью предостережений, а старцы скорее вразумляются уважительным и почтительным увещанием. Так и Писание говорит: старцу не твори пакости, но утешай (старца не укоряй, но умоляй), якоже отца ( 1Тим.5:1 ). Глава Каким образом должно наставлять бедных и как богатых Наставление 2 Иначе должно наставлять бедных, иначе – богатых. Бедным обязаны мы подавать утешение и отраду, чтобы не упадали они духом под тяжестью бедствий и уничижения, а в богатых – поселять страх, чтобы они не гордились и не превозносились. И Господь душе бедного говорит чрез пророка: не бойся, яко посрамлена ecu, ниже устыдися, яко укорена ecu ( Ис.54:4 ); а за тем, как бы желая показать ей свое сожаление об участи ее и обласкать ее, присовокупляет: смиренная и колеблемая не имела ecu утешения 13 ( Ис.54:11 ); наконец указывает ей это утешение в следующих словах: изъях тя из пещи убожества ( Ис.48:10 ). Напротив, о богатых вот что пишет апостол Павел ученику своему: богатым в нынешнем веке запрещай – заповедай) не высокомудрствовати, ниже уповати на багатство погибающее (n incerto divitiaruin suarum – на неверность богатств своих) ( 1Тим.6:17 ). Стоит заметить здесь, что учитель смирения, когда дело коснулось богатых, не сказал: проси, убеждай, уговаривай, но говорит: запрещай или заповедай потому что сколько слабый и уничиженный имеет право на снисхождение наше, столько сильный и высокомерный не заслуживает пощады.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

266 От епископа требуется, чтобы он был почитаем также у язычников (выше, § 9, прим. 196); от диаконов подобного не затребовано. От диаконов, скорее, требуется только то, чтобы они имели доброе свидетельство от общины (Основной текст А Апостольского церковного Устава, гл. 4: «засвидетельствованные у парода (memartyrelnenoi para ou ср.; Harnack. Texte... I, 5. S. 44. 268 Тогда как Основной текст Апостольского церковного Устава требует от епископа, чтобы он был неженатым, или хотя бы «вдовцом одной жены» (выше, § 9, прим. 192), о диаконе значится только, что он да будет «единобрачен». По-видимому, епископ, как более старый, представляется часто человеком уже вдовым, диакон же, как более молодой, по большей части живущим в браке. В Первом Послании к Тимофею об епископе, как и о диаконе, сказано только: «да будет он единобрачен»; но при том выразительно затребовано от епископа (не от диакона), чтобы он не был каким-нибудь «новообращенным (neophytos)». В Основном тексте Апостольских постановлений (III, гл. 19) говорится: диакон должен быть таких же свойств, как епископ, но «крепче (здоровьем)», ср. выше, прим. 261. 269 Это следует уже из того, что Первое Послание Климента и Учение 12-и апостолов не делают вовсе никакого различия между требованиями к епископу и к диакону, ср. выше, прим. 261. 271 Это предсказание, имеющее высокое значение для сущности диаконской должности, находится в 1Тим.3:13 : «Ибо достойно диаконствовавшие gar kalös diakonesantes) приготовляют себе высшую степень», и в Основном тексте В Апостольского церковного Устава, гл. 6: «Ибо достойно и безукоризненно (amemptös) диаконствовавшие приготовляют себе пастырское место (topon... poimenikon)». К этому Holtzmann. Pastoralbrief. S. 240, 323; Harnack y Hatch " s. S. 246 If. и Texte... II, 5. S. 26, Anm. 15. 272 Это выражают слова 1Тим.3:10 : «А эти (диаконы; здесь «а» выражает противоположность епископам, для каковых подобное не имеет места) да будут испытаны сперва (proton), затем (eita) да диаконствуют, если беспорочны». Ср.: Holtzmann. Pastoralbr. S. 240: «время подготовки». В обороте «сперва... затем (proton... eita)» ясно выражено время испытания. В Основном тексте А Апостольского церковного Устава говорится о диаконах так (гл. 4): «Да будучи поставлены испытанные всяческим диаконством» (dedokimasmenoi pasel-diakonia! у, т. e. выразительно требуется, чтобы перед окончательным поставлением их заставить действовать в каждом роде относящегося к ним служения, посредством чего опять-таки предписано время испытания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Пересмотр в высшей инстанции решений, постановленных судом епископским, не считался действием, задевающим честь епископа, судьи первой инстанции, и унижающим его достоинство, как носителя всей полноты апостольских полномочий в пределах вверенной ему епархии. (Карф. 16; Сард. 14). Допущение обжалования решений первой инстанции духовного суда в высшем суде было следствием неустанной заботы Церкви о том, чтобы только после правильного, всестороннего и тщательного исследования дела постановлялось окончательное решение (1 Вс. с. 5; Сард. 5:14), дабы из-за немощи человеческой не пострадали невиновные и не понесли незаслуженного наказания. Апелляционное судоустройство и судопроизводство древней Церкви согласно канонам и церковной практике эпохи первых четырех Вселенских Соборов представляется в следующем виде: 1 . В духовном суде были три инстанции, а именно: а) суд епископа парикии ( Деян.5:1–11 ; 1Кор.5:1–5 ; 1Кор.6:1–5 ; 1Тим.1:20 ; 1Тим.5:19–21 ; Тит.1:9–13 ; Tum.2:15; IV Вс. с. 9); б) суд областного собора епископов (Ап. 37; I Вс. с. 5; IV Вс. с. 9), под председательством митрополита (Ап. 34; Антиох. 20), заменой же этого суда мог быть суд нескольких епископов своей области (Ап. 74; Карф. 12 и 14) или суд первенствующего епископа области (Карф. 28, 37, 139; Сард. 14), или суд соседнего митрополита (Сард. 14), или же, наконец, суд соседних епископов (Карф. 11, 37, 139); в) суд большего собора епископов (Антиох. 12, 14; II Вс. с. 6; III Вс. с. 1) или, заменяющий его, суд собора епископов с сокращенным числом членов, под председательством экзарха, а позднее, патриарха (IV Вс. с. 9), или же суд назначенных патриархом епископов сопредельной апеллирующему области с участием уполномоченных патриарха (Сард. 3 и 5). 2 . Движение судебных дел в случае апелляции происходило в строгой постепенности: дела мирян и клириков до пресвитера включительно по апелляционным отзывам пересматривались в суде второй инстанции (I Вс. с. 5; Антиох. 20), а затем в суде третьей инстанции (Антиох. 12; Карф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1780 Кроме упомянутой консист. системы относительно Карловацкой митрополии, ср. чл. 194–197 закона о церковных властях в Сербии; ст. 153–204 устава русских духовн. консисторий 1883 г.; ст. 9 закона 1852 г. о епископах в Греции. 1781 См. упом. отдел конснст. системы относительно Сербии – чл. 185–229 закона о церковных властях; России – ст. 205–275 конснст. устава 1883 г. 1782 См. I Theil II Hauptst. des bürgerlichen Gesetzbuches (с соответствующими дополнениями и разъяснениями в Manz’sche Gesetz-Ausgabe. II Band), Civiljuriedictionsnorm vom 20 Novembr 1852 и Verfahren in Ehestreitigkeiten vom 23 August 1819 (Manz’sche Gesetz-Ausgabe. VI Bd., I Abtheil., S. 55 fg, II Abtheil., S. 299 fg.). 1783 См. о принудительной силе церковно-юридических законов, а также об отличии этих законов от нравственных, настр.4–6 этой книги. ρετ νμου κα δναμις τ κελεειν, τ κωλειν, τ πιτρπειν, τ τιμωρεοθαι. Basilicor. II, I, 18 (Digest. I, III, 7). Νμος στ κοινν παργγελμα, φρονμων ανδρν δγμα, κουσων κα κουσων μαρτημτων πιοτροφ, πλεως συνθκη κοιν. Basilicor. II, I, 13 (Digest. I, III, 1). 1784 Прим. 2 § 118 и ср. также 1Кор. 5:3–5 ; 1Тим. l- Cp. об этом книги, упомянутые нами в 1 прим. 121 §, а также архим. Иоанн, Церковное запрещение и разрешение (Прав. Собес, 1860 г. III, 357 и сл.), Ив. Милованов, О преступлениях и наказаниях церковных (Христ. Чтен. 1887 г. I, 508 и 1888 г. I, 110 и сл.) Ed. Katz, Ein Crundriss des kanon. Strafrechts. Berlin, 1881. 1785 «Communionis unum est nomen, sed diversi sunt actus. Aliud est communicare episcopum cum episcopo et aliud communicare laicum cum episcopo». Optat Milev, De schismate Donati, lib. VII, c. 6. 1786 Об этом наказании говорит Зонара в толковании 13 кан. перво-втор. собора: στι γρ φρισμς κα τ μνης εργεσθαι τς μεταλψεως τν θεων μυστηρον... καιρν δ τ φορισμ τοτ ρζουσι τν κενων πιστροφν (Аф Синт., II, 690). Ср. Suiceri Thesaurus. II, 601–602. 1787 Подробности о всем этом см. в моем толковании 11 кан. I. Всел. собора (уп. кн., II, 150–152) и ср. также Kruas, Reai-Encyklopädie под словом «Busse», I, 182.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

А Посланный творит все и управляет всеми, Нося плоть ради нашего спасения, а также святой Крест. И, возвращаясь к Отцу Победителем, Он послал нам для спасения Иного Себя (sese alterum): О блаженная Троица! Христос вечно существует по сущности вместе с Богом 148 , ведь Жизнь существует вечно. Поскольку же Жизнь есть действие (actio), а действие для того, чтобы действовать, имеет начало, вот и был рожден Христос. Но Бог и Христос действуют от вечности, а значит, Христос рожден как Бог от вечности: О блаженная Троица! Восшедший на небеса есть Христос; И Он же есть Нисшедший с небес 149 . Значит, Христос [получил начало] не от человека, а [снизошел] вплоть до человека 150 : О блаженная Троица! Это есть Бог наш. Это – Бог единый. Это – Бог единый и единственный: О блаженная Троица! Ему все мы молимся, Единому мы молимся, Единому Отцу, и Сыну, и Святому Духу: О блаженная Троица! Дай же грешникам прощение! Даруй [нам] жизнь вечную! Дай [нам] мир и славу: О блаженная Троица! Избави нас! Спаси нас! Оправдай нас: О блаженная Троица! 3 Mysterium. Ср. Еф. 3.39 ; Кол. 2:23; 4:3 ; 1Тим. 3.16 . Ср. также: Adv. Ar. I 24.29; I 26.1416; Hymn. I 6869. Хотя, по мнению П. Адо (см.: [Hadot. 1960b. P. 1059]), слово «тайна», скорее всего, заменяет здесь слово «премудрость» (ср. 1Кор. 1:24 : Христа, Божию Силу и Божию Премудрость), понятие Божественной «тайны» у Мария Викторина весьма многозначно. Во-первых, оно означает, что в Сыне- Логосе сокрыто тайное знание о Боге Отце, которое Логос и Св. Дух как Премудрость Божия открывают людям; см.: Adv. Ar. III 10.311; Hymn. I 5861, 7374; III 196198, 252258 и др. Во- вторых, оно означает тайну Божественного домостроительства спасения, совершенного через воплощение, смерть и воскресение Иисуса Христа (как у апостола Павла), а также – шире – метафизический процесс, начавшийся с вечного Божественного рождения Сына-Логоса как Жизни, Движения и Действия внутри Бога Отца (Божественного Бытия), продолжившийся в творении мира через нисхождение и животворящее действие Логоса, затем – через Его воплощение, и, наконец, завершившийся возвращением людей к Богу благодаря действию Св. Духа как Божественной Премудрости и «сокрытого Христа» (Christus occultus, λγος in occulto, см. ниже, Hymn. I 6873; III 63 70, 252269, а также: Adv. Ar. I 13. 2130; I 24.1948; I 2.:3043; I 51.16; I 57:16; I 57.16; I 58.2024; III 14.2024; IV 7.1015; IV 11.735; IV 17.2933; Comm. in Ep. ad Eph. 1:4 , PL. 8, 1240A и др.; cp.:Hilar. Pict. De Trin. IX 62). См. также: [Hadot. 1971. Vol. I. P. 299301; Фокин. 2007. С. 133135, 159162, 167170]. В-третьих, слово mysterium у Викторина часто указывает на тайну Божественного Триединства: «Все таинство (mysterium totum) заключается в том, что Бог Отец, и Сын, и Святой Дух – это единый Бог (unus Deus)» (Adv. Ar. I 43.67).

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

И если суд Бога начинается с его дома, то каков будет конец нечестивых и грешников ( 1Петр.46:17:18 )? Всевечный будет судить их (II, 17) и не замедлит, Он будет вместе и свидетелем, который обвиняет, и – Судьей, который осуждает. Потому что Он есть Всевечный, который не изменяется и так непреложен в Своем правосудии, как и в Своем милосердии. Вторая часть. (III, 7–18; IV) Малахия в своем пророчестве возвестил, что проведет через огонь свой народ и спасет из него только небольшой остаток. Он должен оправдать образ действий Божьих, убедив народ, что он находится в состоянии осуждения, обозначив в нем малое число верных и выставив в полном свете все различие, которое окажется между будущими судьбами добрых и участью злых во время пришествия Мессии. 1. Нераскаянность народа (III, 7–12) Этот народ, как бы он ни гордился своим правоверием, стоит не более своих отцев; он не обращен; и не обратил своего сердца к Богу. Он обкрадывает Всевечного, он обманывает Его в десятинах и начатках. По этому проклятие тяготеет над ним всею своею тяжестью, и он имеет пред своими глазами и вокруг себя доказательства того, что Бог отвергает его. И не говорите, что бичи, поражающие вашу страну, суть простые случайности, которые не открывают тайной мысли Божьей. Испытайте Меня, обратившись ко мне, принесите все десятины в дом хранилища, и вы увидите, что все народы будут называть вас блаженными, потому что вы будете землею вожделенною ( Зах.7:14; 8:12:13 ). 2. Возмущение толпы; терпение верных (III, 13–18) Пророк возвращается к самой тяжкой из укоризн, которые он обратил уже к народу, и говорит: дерзостны предо Мною слова ваши. – Что мы говорим против Тебя? – Вы говорите так: нас укоряют в том, что мы также мало, как и наши братья, соблюдали Твои уставы (7), а мы думаем, что соблюдали их, и даже постились и ходили в печальной одежде, по причине наших грехов. Думают, что Бог благословляет того, кто служит Ему (10, 11; 1Тим.4:8 ), а мы знаем достаточно хорошо, что тщетно служение Богу. Нас убеждают испытать посредством нашего повиновения верностью Божью (10); но мы видим довольно, что язычники хотя искушают Бога своей злобой, но процветают и остаются целы. Нам обещают, что народы будут завидовать нашему блаженству (12), а между тем, мы считает ныне счастливыми этих надменных и злых идолопоклонников. Но, слыша эти бессмысленные речи, боящиеся Бога выражают свое неодобрение им, и говорят друг другу: внимает Господь, и слышит это и пред лицеем Его пишется памятная книга (как у Персов, Эcф. VI, 1 ; Дah. VII, 10 ; Греки говорили также: это написано на таблицах у Зевса), книга о боящихся Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Тертуллиан , как мы видели, говорит о запрещении второбрачия, как апостольском предписана, не только в эпоху своего увлечения монтанизмом (в «De monogamia» и «De exhortatione castitatis»), но и до этого увления (в «Ав uxorem»). Но в первых двух трудах он проводит резкую линию между общецерковным учешем, содержимым «психиками» т. е. православными и своим взглядом. И вот оказывается, что психики учили, что «permisit Apostolus iterare connubium, ut solos qui sunt in clero monogamiae iugo adstrinxerit: quod eaim quibusdam praescribit, id non omnibus praescribit» 268 . Но Тертуллиан недоволен последним выводом и доказывает далее, (на основании учения о всеобщем священстве и других доводов), что моногамия обязательна не только для клириков, но и для мирян. Также, как и Ипполит, Тертуллиан ставит второбрачие клириков на-ряду с тягчайшими преступлениями против нравственного закона «Prospiciebat Spiritus Sanctus dicturos quosdam»: «Omnia licent episcopis», и далее указываете два примера такой епископской распущенности – педерастию епископа г. Утины и второбрачие некоторых других епископов 269 . Упоминает он также, что второбрачие служило ранее причиной низложения епископов 270 . Как видно из самого послания, случаи хиротонии второбрачных и двоеженцев (цит. Рихтериха) являются для Льва Великого поводом по выяснению церковного учения о недопустимости такой практики. Этому выяснению посвящены у него вся III глава 276 и часть V главы, в которой находятся оба вышеприведенных текста. «Так как Апостол говорит, пишет Лев Великий в III главе, чтобы между прочими правилами избрания, епископом ставился только тот, кто состоит или был мужем одной жены ( 1Тим. 3:3, 2 ), то это предппсание всегда считалось столь священным, что считали нужным соблюдать то же условие и в отношении жены священника, чтобы она, до брака со священником, не имевшим другой жены, не была замужем за другим мужем. Итак, кто осмелится терпеть то, что наносит оскорбление такому таинству, тогда как относительно этого великого и почитаемого таинства существуют, божественные законы, которыми определено, чтобы священник брал женой деву ( Лев. 21:13, 14 ; Иезек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

2; ср. 6, 1; 7, 1; К Тралл. 7, 2; 13, 2; К Филад. 7, 1; К Смирн. 8, 1; К Поликарпу. 6, 1. 327 1Тим.5:17: «хорошо предстоятельствующие старейшины». Круг этих «предстоятельствующих» пресвитеров здесь еще не замкнут (см.выше, § 9), так как еще недостает как поставления (посвящения) в пресвитеры, так и постоянного права на почетное сидение (ср. прим. 310–312). Другое впечатление получается, если читать Герма (Вид. II, 4, 3): «Ты прочтешь ее (эту книгу) в этом городе вместе с пресвитерами, предстоятельствующими экклезии». Здесь «пресвитеры, предстоятельствующие экклезии», являются уже как замкнутый круг, ср. выше, прим. 312; ср., далее, свидетельства о «предсидении» пресвитеров в прим. 303. 328 Выше, § 9, прим. 243. Поэтому не кажется странным, что в источнике Апостольского церковного Устава, § 5 (Harnack. Texte... II, 5. S. 22 ff.) говорится о поставленной в общине вдовице, что она «возвещает о необходимом пресвитерам». На обязанности вдовицы лежит докладывать «старейшинам» о необходимом (относительно бедных и больных членов общины, нуждающихся в поддержке и посещении). Деятельность старейшин именно в этом направлении относится к сущности их должности. Выше уже было показано, что это понимание оставалось в силе вплоть до IV в. Ср. также описание старейшин в Псевдо-Климентовых Проповедях III в.: пресвитеры должны улаживать распри между членами общины, увещевать юношей к заключению браков, гостеприимно принимать пришельцев, поддерживать братьев и каждому «доставлять необходимое» (Клим.К Иак., гл. 7, 9, 10, 15; Проп. III, гл. 67–68). Если в вышеприведенном месте источника А не назван епископ, то, несмотря на это, он, однако, не исключен, потому что не подлежит никакому сомнению, что и согласно этому источнику, заведование дарами в общине принадлежит епископу, а не пресвитерам (см. выше, прим. 176). Таким образом, и это место не может быть использовано Harnack " ом (S. 37) для доказательства «двоевластия». Как в деле заведования дарами, так и вообще в деятельности любви, пресвитеры обладают в силу своей харизмы местом рядом с епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

1) грамматически более логично отнести бенедикцию ко Христу, чем, относя её к Отцу, вырывать из контекста (в защиту этого взгляда приводятся мнения Б.Ф. Уэсткотта и Н. Тёрнера); 2) если доксология относится к Богу Отцу, ν излишне, более нормальна была бы фраза π πντων ϑες, тогда как присутствие причастия ν склоняет скорее к тому, что это подчинённое предложение и, следовательно, относится ко Христу; 3) Павловы доксологии, по наблюдению Теодора Цана, всегда включены в контекст ( Рим.1:25; 11:36 ; 2Кор.11:31 , Гал.1:5 ; Еф.3:21 ; Флп.4:20 , 1Тим.1:17 ; 4) не связанная с контекстом (асиндетическая) доксология в семитской литературе построена иначе, в частности, начинается с ελογητς (см. об этом также ниже); 5) психологически неправдоподобно, чтобы в этом месте отрывка, где ап. Павел выражает сожаление о своём народе, он обратился к доксологии. Ранее большинство Комитета, считая невозможным, чтобы Павел назвал Христа Богом, т. к. это больше нигде не зафиксировано в признанных подлинно Павловыми письмах, в 25-м издании Нестле-Аланда после σρκα поставил колон (точка над строкой, соответствующая нашей точке с запятой), что относило бенедикцию к Богу Отцу. Однако в 26-м и 27-м изданиях колон заменён на запятую, т. е. доксология отнесена ко Христу 571 . Что касается патристических свидетельств, бегло упомянутых выше, то Сенди и Хидлем перечисляют Отцов Церкви и церковных писателей, единодушно относивших бенедикцию, или доксологию, ко Христу: Ориген , In Rom. VII. 13 (если доверять Руфинову переводу); Ириней, Наег. III. XVII. 2; Тертуллиан , Adv. Ргах. 13.15; Ипполит, Cont. Noct. 6; Новациан, Trin. 13; Киприан, Test. II 6; Syn. Ant. adv. Paul. Sam. (в Routh, Rel. Sacrae, 291:292); Афанасий, Cont. Arian. I. III. 10; Епифаний, Haer. LVII. 2.9; Василий, Adv. Eunom. IV; Григорий Нисский , Adv. Eunom. 11; Златоуст, Hom. ad Rom. XVI. 3 и др.; Феодорит, Ad Rom. IV ; Августин, De Trinitate, II 13; Иларий, De Trinitate, VIII. 37–38; Амвросий, De Spiritu Sancto, I. 3.46; Иероним, Ep. CXXL ad Algas.; Кирилл Александрийский , Cont. Iul. X. Причём важно, что это место редко цитировалось в догматических спорах и, следовательно, его экзегеза не определялась догматическими предпосылками. Даже Ипполит, вынужденный опровергать савеллиан, указывавших на этот текст в подтверждение своей ереси (бенедикция, относимая ко Христу, якобы доказывает, что Он и Отец – одно лицо), понимает его не иначе, чем другие Отцы. Из патристических свидетельств против отнесения бенедикции ко Христу можно упомянуть замечание Оригена о некоторых, считавших, что Павел не мог назвать Христа Богом, т. к. уже назвал Его Сыном Божиим. Только два из известных нам авторов патристической эпохи относили бенедикцию к Богу Отцу: св. Фотий (Cont. Man. 3:14) и Диодор (Cramer J.A. Catenae... Oxford, 1844. P. 162). В Новое время различные интерпретации этого стиха восходят к Эразму, который сам колебался, относя доксологию то к Отцу, то ко Христу. Любопытно, что Социн относил её ко Христу 572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Если какая-либо женщина ради мнимого аскетизма пременит одежду и вместо обыкновенной женской одежды наденет мужскую, да будет анафема. Гангр. соб. прав. 13. Если какая-либо женщина ради мнимого аскетизма острижет волосы на голове, которые Бог дал ей для напоминания об ее подчиненности, да будет анафема, как нарушившая заповедь о подчиненности. Гангр. соб. прав. 17. Истинные обеты, т.е., добровольные, сознательные, разумные, данные ради высших нравственных целей должны быть непременно исполняемы; нарушающие такие обеты грешат. (Третья заповедь десятословия учит), чтобы дающие обеты пред Богом приводили их в исполнение, как заповедует Писание, говоря: если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его; ибо Господь, Бог твой, взыщет его с тебя и на тебе будет грех . ( Втор.23:21 ). – Испов., III, отв. на вопр. 58. Однажды причисленным к клиру и монахам определили мы не вступать ни в военную службу, ни в мирской чин; иначе дерзающих на это и не возвращающихся с раскаяньем к тому, что прежде избрали для Бога, анафематствовать. – IV Всел. соб. пр. 7. Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно и монашествующему не позволять вступать в брак. Если же найдутся делающие это, да будут лишены общения (церковного). Впрочем, мы определили местному епископу иметь полномочие в оказании таким человеколюбия. – IV Всел. соб. пр. 16. См. также ниже немного правила, определяющие наказания за нарушение обетов девства и монашества. Если поставить во вдовический сонм молодую и она, не снесши вдовства по молодости, вступит в замужество, то причинит бесславие славному сонму вдовическому и воздаст отчет Богу не потому, что сочеталась вторым браком, но потому, что не сохранила обещания своего (пребыть безбрачною), впадши в роскошь в противность Христу ( 1Тим.5:11 ), потому что пришла сохранить обещание не с верою и страхом Божиим. Апост. Постанов. кн. III, гл. 1. Обет – а) девства: 1) понятие о нем; 2 ) девство выше вдовства; 3) возраст дев; 4) освящение дев совершает епископ. 1 и 2) Пр. 18 Вас. Вел. см. выше здесь же об обетах и ниже. – Гангр. соб. пр. 9. 3) VI Всел. соб. пр. 40 и Корф. соб. 140 (смотри выше).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010