Можно проследить нек-рые параллели с ветхим З. Так же как ветхий З. предполагал благословение и проклятие, так и новый З. имеет в виду не только новую жизнь, но и наказание за пренебрежение З. (1 Кор 11. 27-30). Как ветхий З. можно было соблюдать при условии его знания и постоянного о нем напоминания, так и о новом З. должно свидетельствовать постоянное его «воспоминание» до Второго Христова пришествия (1 Кор 11. 25-26). З. в Посланиях ап. Павла В Посланиях ап. Павла понятие «новый З.» упоминается в «установительных словах» Иисуса Христа на Тайной вечере (1 Кор 11. 25), а также как противопоставление ветхому З. в 2 Кор 3. 6. I. Откровение правды Божией и З. с Израилем. Отвержение Иисуса Христа основной массой иудеев, их враждебность по отношению к Церкви и Евангелию для ап. Павла стали «великой... печалью» и «непрестанным мучением сердца» (Рим 9. 2). Об «ожесточении» Израиля он может говорить только как о «тайне» Промысла Божия (Рим 11. 25). Тема участи Израиля настолько важна для ап. Павла, что его основное сотериологическое сочинение, Послание к Римлянам, излагая откровение спасающей правды Божией в Иисусе Христе (Рим 1-8), переходит к размышлению о непостижимом «ожесточении» Израиля (Рим 9-11) и увенчивается величественной хвалой «бездне богатства и премудрости и ведения Божия» (Рим 11. 33-36). Апостол уверен в том, что непослушание Израиля не в состоянии разорвать союз с Богом: «Неужели Бог отверг народ Свой? Никак» (Рим 11. 1). В силу того что «дары и призвание Божие непреложны» (Рим 11. 29), придет время, когда «весь Израиль спасется, как написано: «придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их»» (Рим 11. 26-27). Ап. Павел остро осознавал обоснованную в едином призвании, в едином «благословении Авраамовом» (Гал 3. 14) общность между Израилем и Церковью. Эсхатологический народ Божий отныне включает и Церковь и Израиль, «ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать»(Рим 11. 32). Эта мысль пронизывает весь текст Послания к Римлянам.

http://pravenc.ru/text/182425.html

Таков факт, приведенный апостолом в опровержение клеветы лжеучителей, что он не самостоятельный апостол, а получил и свое апостольство и Евангелие от знаменитых апостолов, от которых находился в полной зависимости за все время своего апостольского служения. Случай в Антиохии вполне наглядно подтверждает ложность клеветы иудействующих. Последние слова укоризны (ст. 14) ап. Петру ап. Павлом в лицемерном поведении, само собой разумеется, приведены галатийским читателям не буквально. Вероятнее всего – это конец длинной речи, которую при всех говорил ап. Павел в обличение Петра 129 . Прежде чем приступить к анализу дальнейших слов ап. Павла, сказанных им по поводу случая в Антиохии и приведенных здесь в послании, постараемся разрешить два недоумения, невольно возникающие при чтении только что разобранного нами места в послании к Галатам (2:11–14). Сообщение ап. Павла о столкновении между ним и ап. Петром возбуждает в читателе невольное недоумение. Мы склонны думать, что в юной первенствующей церкви Христовой все христиане, не говоря об апостолах, находились во взаимной дружбе, жили в общем идеальном согласии, без всякой розни и раздора. По рассказу ап. Павла оказывается как будто наоборот. Оказывается, что ап. Иаков, который, по сообщению Деяний (15:13), держался взгляда ап. Павла, на самом деле противодействовал последнему. Мы думаем об апостолах, как о людях святых и непогрешимых. На основании их учения стоит вся церковь Христова, ибо они сообщили миру Божественное учение Христа. Но, прочитав об антиохийском событии, мы видим, что апостолы: первоверховный Петр и Варнава, верный спутник и сотрудник Павла по благовестию среди язычников, оказываются людьми непостоянными хотя бы в этом пункте, – в вопросе о пище христиан из язычников. Как объяснить подобный факт с апостолами, исполненными даров Духа Святого? Много искали объяснений для этих недоуменных вопросов. Первое недоумение – относительно ап. Иакова не так трудно для объяснения, как второе – об ап. Петре. Если ап. Павел пришельцев в Антиохию назвал «некоторыми от Иакова (τινες π ακβου), то отсюда еще не следует, что Иаков сам послал их с целью противодействовать ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

5)        Соборное послание св. ап. Иакова: сведения об авторе, время и место написания послания. Учение о терпении  в искушениях. Другие темы послания. 6)        Соборные послания св. ап. Петра. Время и место написания посланий. Учение о святости христианской жизни. Нравственные наставления христианам. 7)        Соборные послания св. ап. Иоанна Богослова. Время и место написания посланий. Учение о любви в Первом послании св. ап. Иоанна Богослова. 8)        Житие св. апостола Павла. Св. ап. Павел об апостольском служении. 9)        Послание св. ап. Павла к Римлянам: время и место написания послания. Учение об оправдании верой. Жизнь по Духу. 10)    Первое послание св. ап. Павла к Коринфянам (время, место и повод к написанию). Нравственные наставления коринфянам (о спорах, о поведении в церкви, о браке, о блуде, об идоложертвенном) 11)    Послание св. ап. Павла к Галатам. Время и место написания послания. Основные темы послания. 12)    Послание св. ап. Павла к Ефесянам (время, место и повод к написанию). Учение о Церкви. Обязанности мужа и жены. Духовная брань. 13)    Послание св. ап. Павла к Колоссянам. Время и место написания послания. Учение об Иисусе Христе как истинном Боге. Опровержение гностиков и иудействующих. Нравственные наставления. 14)    I , II Послания св. ап. Павла к фессалоникийцам. Учение о Воскресении мертвых, Втором пришествии и Антихристе. 15)    Послание св. ап. Павла к Евреям. Обстоятельства написания. Учение об Иисусе Христе, о превосходстве Нового Завета над Ветхим. Учение о вере.   Отрывки из Апостола: 1) Определить, из какого послания взят отрывок. 2) Кратко изложить учение, которому посвящен отрывок. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Постановлений. Георгий Кедрен и Никон Черногорец (XI в.) также знают Ап. Постановления. У Анастасия Синаита (XI в.) многие места заимствованы из Ап. Постановлений. Известны они и знаменитому Арменопулу (XIV в.). В целом своём составе Ап. Постановления не имели уже канонического значения, по крайней мере de jure, как это признано было знаменитыми комментаторами XII в. Вальсамоном (в толковании на 85 ап. правило), Аристином (там же), и Зонарой (в толковании на 60 ап. правило), а в XIV в. Матвеем Властарем (в предисловии к его Алфавитной Синтагме). Тем не менее, отрывки из Ап. Постановлений вносимы были в Синопсис канонов. Здесь, рядом с 85-ю ап. правилами поставлены 36 апостольских правил, а именно 17 правил ап. Петра, столько же правил апостолов Петра и Павла и 2 правила всех апостолов. Эти правила суть извлечение из 32-й, 33-й, и 46-й главы VIII книги Ап. Постановлений. Так как Синопсис канонов, комментированный Аристином, в числе дополнительных статей содержит и означенные 36 правил апостолов, то эти правила внесены были при патриархе Никоне и в нашу печатную Кормчую книгу, в которой они и составляют главы 2, 3 и 4 первой части. При издании в 1839 году Св. Синодом «Книги правил» означенные 36 апостольских правил были выключены. Замечательно, при этом, что Св. Синод, как видно из его примечаний к 85 ап. правилу, не подвергает никакому сомнению происхождение Ап. Постановлений от апостолов. Но, в то же время, Св. Синод вполне разделяет мнение об Ап. Постановлениях Трулльского собора. Такова судьба Апостольских Постановлений на Востоке – их родине. Напротив, в Западной церкви Ап. Постановления были мало известны и совершенно неупотребимы. Это видно из следующего факта. В XI в. в споре с латинами Никита Пекторат трижды ссылался на Ап. Постановления в своём полемическом трактате. Ответ ему его противника, кардинала Гумберта, показывает, что на Западе не знали Ап. Постановлений, ибо слова Гумберта: Klementis liber, id est Itinerarium. Petri apostoli, означают, что Гумберт отожествлял Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

8:23) сходны со словами: «начаток Христос» (1 Кор. 15:23). Слова: «но сам Дух ходатайствует о нас» (Рим. 8:26) сходны с словами: «иже есть одесную Бога, иже ходатайствует о нас» (Рим.8:34). Слова: «да будет приношение еже от язык благоприятно, освященно Духом Святым» (Рим. 15:16) похожи на слова: «Господь да освятит вас, да будете чисти и непреткновени в день Господень» (1 Сол.5:23; Флп.1:10). Слова: «нам же открыл есть Духом своим» (1 Кор. 2:10) подобны словам: «егда благоволи Бог, избравый мя от чрева матере моея, благодатию своею явити Сына своего во мне» (Гал. 1:15—16). Слова: «мы же не духа мира прияхом, но Духа Божия» (1 Кор. 2:12) похожи на слова: «себе искушайте, есть ли Христос в вас» (2Кор.13:5). Слова: «храм Божий есте и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16) подобны словам: «вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут ми людие» (2 Кор. 6:16). Глава 6   Оправдание и благодать Писание производит от Обоих (т. е. от Христа и Духа Святаго): оправданные «именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11). Подобным образом сказано: «оправдившеся верою, мир имамы, к Богу Господем нашим Иисусом Христом» (Рим. 5:1). «Никтоже, может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» (1 Кор. 12:3). И еще: никто не можеть получить Духа Святаго, как только от Господа (Ин. 20:22); «разделения дарований суть, а тойжде Дух и разделения служений суть, а тойжде Бог, действуяй вся во всех» (1 Кор. 12:4—6). И еще: «от славы в славу, якоже от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). И еще слова: «не оскорбляйте Духа Святаго, имже знаменастеся в день избавления» (Еф.4:30) похожи на слова: «если раздражаем Господа, еда крепчайши его есмы?» (1Кор. 10:22). Слова: «Дух явственне глаголет» (1Тим. 4:1) сходны c словами: «сия глаголет Господь Вседержитель» (Агг. 2:5). Слова: «Дух мой настоит посреде вас» (там же) похожи на слова: «аще кто отверзет мне, Я и Отец обитель у него сотворим» (Апок.3:20; Ин.14:23). Исаия говорит: «и на нем Дух Божий» (Ис.11:2), а Христос говорит: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя» (Лк.4:18); и еще: «Иисуса, иже от Назарета, Котораго помаза Бог Духом Святым» (Деян.10:38): или: «Господь посла мя и Дух Его» (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

б) эта Божественная слава Ветхого Завета и доныне скрыта от иудеев. На их сердцах лежит покрывало, которое снимается только Христом (3. 14–16) в) служители Нового Завета могут (как Моисей) с открытым лицом взирать на славу Господню и преображаться «в тот же образ от славы в славу» (3. 18) Свет благовествования оказывается недоступен неверующим, потому что их ум ослепил «бог века сего» (Толкования). Сущность апостольского служения (4. 5 – 7. 16) Образ благоухания (2. 14–17) «Мы – рабы ваши для Иисуса» (4. 5) Сила Божия и немощь человеческая а) образ глиняного сосуда, содержащего сокровище (4. 7) б) перенесение страданий и слава Божия (4. 8–18; 6. 3–10). (Ср. 1Кор 4. 9–13 ) в) «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (4. 15–5.8) г) подражание Христу в страданиях и причастие Его воскресению (4. 10–14; 5. 14–21). «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь» (5. 17) Разбор 2Кор 5. 21 Старания ап. Павла примириться с коринфянами и расположить их к раскаянию (6. 11–7. 16). «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено» Сравнить сущность апостольского служения по 1 Кор и 2 Кор. Семинар 10. Денежные сборы в пользу Иерусалимской Церкви. Автоапология ап. Павла (2 Кор 8–13) Домашнее задание Объясните, почему стало необходимо оказание помощи Иерусалимской Церкви. Какими аргументами (богословскими, нравственными, психологическими) ап. Павел подвигает коринфян на сбор пожертвований? На основании 1Кор 16. 1–4 изложите установленный ап. Павлом порядок сбора. Составьте краткий портрет оппонентов ап. Павла по 2 Кор. Какие аргументы в защиту своего апостольского достоинства приводит здесь ап. Павел? В 2Кор 11. 23–33 ап. Павел рассказывает о своих злоключениях во время апостольских трудов. О каких из них говорится в книге Деяний, а о каких пет? План семинара Денежные сборы в пользу Иерусалимской Церкви (8–9) Причины, по которым стало необходимо оказание помощи Иерусалимской Церкви а) общение имущества ( Деян. 2. 44 ; Деян. 4. 32 ) б) регулярные гонения ( Деян. 8. 1; 12. 1–4 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Мученическая смерть ап. Иакова Зеведеева Ап. Петр посажен в темницу незадолго до Пасхи, что еще больше увеличивало скорбь Церкви. По всей видимости, Ирод хотел сделать зрелище из казни ап. Петра, поэтому выжидал удобного момента, но Господь судил иначе. Чудесное освобождение ап. Петра из темницы описано в книге Деяний очень ярко, может быть, со слов Марка, в дом которого и пришел ап. Петр. Слова ап. Петра «уведомьте о сем Иакова» ( Деян. 12. 17 ) обычно понимают как передачу полномочий по управлению Иерусалимской Церковью Иакову, брату Господню. Последний раз в книге Деяний ап. Петр упоминается при описании Апостольского Собора, где ап. Иаков выступает как председатель собрания и произносит заключительное суждение (гл. 15) Относительно смерти Ирода Агриппы имеется указание Иосифа Флавия (Иудейские древности, кн. 19, гл. 8, 9) Семинар 4. Первое и второе путешествия апостола Павла. Апостольский Собор (Деян. 13. 1 – 18. 22) Домашнее задание Пользуясь Библейским атласом, изучите маршрут первого и второго путешествия ап. Павла. Необходимо запомнить города и области, где проповедовал апостол, и связанные с ними события. Составьте план проповеди ап. Павла в Антиохии Писидийской ( Деян. 13. 16–41 ). Выделите главную мысль проповеди. содержательные параллели между первой проповедью ап. Петра ( Деян. 2. 14–36 ) и проповедью ап. Павла в Антиохии Писидийской. чудо, уже описанное в книге Деяний, напоминает исцеление хромого в Листре? Какой вопрос был поставлен перед Апостольским Собором? Каково постановление Собора? Какие обрядовые ограничения предписаны обращающимся ко Христу язычникам? Кто принимал участие в Соборе? Какие обвинения предъявляются апостолам во время миссионерских путешествий со стороны язычников? Со стороны иудеев? Составьте план проповеди ап. Павла в Ареопаге ( Деян. 17. 22–31 ). Подготовьте сообщение о жертвеннике «Неведомому Богу» (Приложение 15). Подготовьте сообщение о римском гражданстве (Приложение 14). Словарь. Кипр, Антиохия Писидийская, Листра, Галатия, Филиппы, Фессалоники, Коринф, Афины, Ареопаг. Галлион. План семинара

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Напротив, полное тожество здесь скорее бросало бы тень рабского компиляторства и служило бы знаком литературной подделки 1745 . В рассуждении всех вышеуказанных особенностей творений Ап. Петра необходимо принимать во внимание ещё следующие соображения: Первое. Ап. Пётр был не только палестинский (даже галилейский) иудей по своему происхождению и первоначальному образованию, как и другие апостолы из Двенадцати (Ап. Павел родился в греко-римском городе Тарсе), но и в христианстве ему вручено было преимущественно „евангелие и апостольство обрезания“ или среди обрезанных ( Гал.2:7 дал.), почему и послания его назначаются „избранным пришельцам рассеяния Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии ( 1Пет.1:1 ), т. е. преимущественно и на первом плане иудео-христианам, жившим в малоазийских провинциях („рассеянием“ назывались все иудеи, жившие вне Палестины). Второе. Важно иметь в виду первоисточники тех новозаветных писаний, с Коими совпадения встречаются в посланиях и речах Ап. Петра. Так евангелие Марка есть воспроизведение устных сообщений Ап. Петра, откуда сход- —154— ство с посланиями и речами Апостола не только в этом евангелии, но и в тех отделах евангелия Луки, коих первоисточником мог быть Ап. Пётр через Марка. Также первоисточником первых двух глав евангелия Луки, как и первой половины книги Деяний, были рассказы или записи, если и не самого Ап. Петра, то во всяком случае еврейско-палестинские, стоявшие близко к личности Апостола и потому, хотя и отдалённо, могшие отражать на себе его влияние. Третье. В отношении к посланиям Ап. Павла имеет значение возможность знакомства с ними Ап. Петра, как и наоборот – известность Ап. Павлу посланий Ап. Петра. Так послания Ап. Павла, написанные во время его путешествий и некоторые, если не все, в первые узы, как то: к Фессалоникийцам, Галатам, Коринфянам, Римлянам, Евреям и Ефесянам (Филиппийцам и Колоссяном) – могли быть и, надо думать, были известны Ап. Петру ( 2Пет.3:16 ). Наоборот Ап. Павел мог знать послания Ап. Петра, когда, во время вторых уз, писал пастырские послания к Тимофею и Титу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти настроения дали повод к написанию апостолом первого послания: к Фессалоникийцам, в котором апостол дал разрешение вопроса о судьбе умерших до второго пришествия Господа. Разрешение же вопроса о втором пришествии Господа ап. Павлом дано во втором послании к Фессалоникийцам. Второе миссионерское путешествие ап. Павла в истории христианской Церкви имело большое значение: малоазийские Церкви были расширены организацией галатийских Церквей; основан был целый ряд Церквей на европейском континенте, в пределах тогдашней Македонии и Греции; окончательно был утверждён вопрос о принятии язычников в Церковь без соблюдения закона Моисеева. Наконец, второе путешествие положило начало литературным памятникам христианской письменности. Часть 3 58 . Третье миссионерское путешествие Дееписатель о начале третьего миссионерского путешествия ап. Павла выражается так: «Проведши там (т. е. в Антиохии) несколько времени, вышел» 59 . Пятидесятницу апостол провёл в Иерусалиме, что падает на май-июнь, затем некоторое время отдыхал в Антиохии, т. е. остаток 50 г. провёл в этом городе, и в начале 53 г., с ранней весной, двинулся в путь. Перед отходом апостола из Антиохии произошло так называемое «противостояние» ап. Павла ап. Петру, имевшее большое значение в жизни христиан апостольского периода. Во время пребывания ап. Павла в Антиохии прибыл туда и ап. Пётр после проповеди в окрестных местах. Подобно ап. Павлу, он свободно общался с обращёнными язычниками и разделял с ними трапезу. Но когда появились в Антиохии иудействующие христиане из Иерусалима, то ап. Петр начал удаляться от общения в трапезе с обращёнными язычниками, опасаясь обрезанных. Примером его был увлечён и ап. Варнава, ревностный дотоле защитник христианской свободы. Ап. Павел, в сознании, что закон Моисеев – излишнее иго 60 для христиан, обратился к ап. Петру со следующими словами: «Если ты, будучи иудеем, живёшь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» 61 . О действии на ап. Петра слов ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

В. перевел и опубликовал неск. сочинений Тертуллиана и блж. Августина. Соч.: Объяснительные замечания к наиболее трудным местам Соборного послания ап. Иакова. К., 1894; Из истории греч. философии. К., 1898; Закон и Евангелие. К., 1898; Философия Канта//ТКДА. 1898. Февр. С. 181-203; Май. С. 54-74; Июнь. С. 201-228; Июль. С. 389-431; Сент. С. 24-68; О евангельских чудесах (против Л. Толстого)//Там же. 1900. Авг. С. 473-493; К изучению книги Деяний Апостольских. К., 1902; Действительность воскресения мертвых, по учению св. ап. Павла//ТКДА. 1902. Янв. С. 61-98; О христ. единстве//Там же. 1902. Апр. С. 576; О 2-м послании св. ап. Павла к Коринфянам//Там же. 1902. Июль. С. 349-375; О Церкви//ТКДА. 1904. Февр. С. 167-196; О духовной брани//Там же. 1904. Март. С. 359; Неповрежденность Послания св. ап. Павла к Римлянам//Там же. 1904. Июнь. С. 178-189; Послание св. ап. Павла к Евреям//Там же. 1905. Март. С. 325-359; О личности св. ап. Павла//Там же. 1906. Янв. С. 1-16; Тайная Вечеря Господа нашего Иисуса Христа//Там же. 1906. Окт. С. 1-28; О Евангелиях и евангельской истории. К., 1907; Евангелие как основа жизни. К., 1907; Первое послание св. ап. Павла//ТКДА. 1907. Март. С. 303-335; Послание св. ап. Иакова//Там же.1907. Окт. С. 181-210. Нояб. С. 439-462; Критические этюды по НЗ//Там же. 1908. Апр. С. 477-511; Второе соборное Послание св. ап. Петра//Там же. 1908. Июль. С. 355-393; Послание св. ап. Иуды//Там же. 1908. Нояб. С. 361-389; Блаженства Господни//Там же. 1909. Февр. С. 203-236; Ист. характер книги Деяний Апостольских//ТКДА. 1909. Нояб. С. 381-425; К изъяснению четвертого Евангелия. К., 1910; Об источниках книги Деяний Апостольских//Там же. 1910. Окт. С. 169-202; Опыты по изучению Свящ. Писания НЗ. Вып. 1: Из посланий св. Ап. Павла. К., 1909; Вып. 2: Книга Деяний Апостольских. К., 1911; О духовной христ. борьбе//ТКДА. 1911. Март. С. I-IX; К изъяснению 1-го Послания св. ап. Павла к Коринфянам//Там же. 1911. Апр. С. 459-482; Май. С. 1-15; Христос Спаситель как Чудотворец//Там же. 1911. Окт. С. 243-274; Нояб. С. 377-404; Хронология книги Деяний Апостольских//Там же. 1911. Янв. С. 1-29; О значении Церкви//Там же. 1913. Дек. С. 457-466; Происхождение Евангелия от Матфея//Там же. 1915. Окт.-нояб. С. 205-218; К изъяснению Ин. 3, ст. 1-16//Там же. 1917. Март-авг. С. 153-182; Неповрежденность 4-го Евангелия//Там же. С. 273-294.

http://pravenc.ru/text/150699.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010