Человек – образ Божий. Это всегда нужно иметь в виду, особенно при образовании юношества. Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца [ 1Пет.1:18–19 ]. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? [ Мф.16:26 ]. Как ничтожно золото и все блага мира в сравнении с душою бессмертною и ее спасением! А мы, грешные и слепые, то и дело прилепляемся к благам мира сего, тленным и скорогибнущим, нисколько не могущим спасти души грешной от грехов и даровать ей мир, дерзновение и свободу! Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе, вожделенны паче злата и камене честна много, и слаждша паче меда и сота. Ибо раб Твой хранит я: внегда сохранития, воздаяние много [ Пс.18:10–12 ] 68 . Для чего мне груди чужих, когда грудь Самого Господа моего, руки и ребра и стопы Его источают мне мед и млеко и Кровь животворящую, когда я вкушаю пречистую Плоть Его животворящую и Кровь Его очищающую и освящающую? На что мне плотская, тленная, греховная, временная, минутная сладость, когда я наслаждаюсь Сладости нетленной, святой, вечной? Свойство Церкви, кроме святости, соборности и апостоличности, – общечеловечность, общительность. Соборность Церкви в богослужении ее выражена в ектениях, в коих возносится моление о всем мире, в молитве о всех людях во всем мире. 19 августа Воскресение. Благодарю всем сердцем Господа моего, сотворившего со мною величайшую милость в начале литургии (я припадал к престолу благодати и милости пред проскомидией в облачении) в отъятии от сердца моего тесноты и скорби великой, постигших меня за неохотное напутствование больного, бедного и старого человека, пред обедней (в Высокой улице в доме Федорова, у театра); я напутствовал его без любви, с тайным презорством, брюзгливостью, огорчением, хотя и с тайным покаянием в этих грехах; потом за суровое обращение с бедными, просившими милостыни у меня, когда я шел к обедне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В указанных местах Иисус Христос называется «Ходатаем», – «единым Посредником» потому, что был «предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2:6 ). Он един Ходатай – Искупитель, а не один только Ходатай – молитвенник. Ходатаев молитвенников, по слову Божию, у христиан много: «Дух ходатайствует за нас» ( Рим.8:26 ); «избавил нас от столь близкой смерти... по ходатайству многих» ( 2Кор 1:10–11 ); «ты же не проси за этот народ... и не ходатайствуй предо Мною» ( Иер.7:16 ). Следовательно, ходатайство Господа Иисуса Христа не исключает ходатайства святых, которые силу для своих ходатайственных молитв пред Богом заимствуют от искупительной жертвы Иисуса Христа и помогают людям не своею силою, а силою того же Христа. 2) Обращение к святым унижает ходатайство Иисуса Христа. Где об этом сказано в Священном Писании? Тогда и, вообще, молитвы за других тоже будут унижать ходатайство Иисуса Христа, а потому излишни. В таком случае зачем в слове Божием заповедь: «молитесь друг за друга... много может усиленная молитва праведного?» ( Иак.5:16 ). Зачем Иисус Христос повелел: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас?» ( Мф.5:44 ). Зачем апостол просит молитв за себя? ( Рим.15:30 ; Еф 6:18–19 ; Кол.4:3 ; Фил.1:19 и др.). Апостол, назвавший Иисуса Христа единым Посредником, просит «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» и свидетельствует, что «это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим.2:1–3 ). 3) Молитвы должны быть адресованы Богу, а не святым. Призывание святых не означает того, будто мы вместо Бога обращаемся за помощью к ним, а лишь то, что, сознавая свое недостоинство и нечистоту греховную (ср. Лк.7:7 ), мы прибегаем к святым, как близким Богу, и просим их своим ходатайством пред Богом усилить нашу молитву, чтобы она была действенна ( Лк.18:7 ; 1Пет.3:12 ). 4) «Проклят человек, который надеется на человека» ( Иер.17:5 ). Пророк говорит, что проклят тот человек, которого сердце удаляется от Господа и который надеется не на Господа, а на человека (ср. Иер.17:7 ). Здесь нет речи о молитвенном ходатайстве святых. Если в приведенном месте ( Иер.17:5 ) Бог будто проклял человека, обращающегося к молитвенному ходатайству святых, то как мог пророк говорить иудеям, просившим его о молитве пред Господом: «слышу, помолюсь Господу Богу вашему по словам вашим?» ( Иер.42:4 ). Наоборот, Господь внял молитве пророка и не осудил его ( Иер.42:7–22 ) за молитвенное ходатайство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Пс. 48:8 . Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: Гал. 6:5 . Ибо каждый понесет свое бремя. Примеч . На основании этих слов сектанты утверждают, что никакие приношения и благотворения за умерших пользы не принесут. Здесь псалмопевец говорит об искуплении первородного греха, неизбежным следствием которого является смерть телесная: Рим. 5:12 , как это ясно видно из следующих слов того же псалма: 48:9 – 10. Очищение первородного греха человек получает в таинстве св. Крещения. Церковь же молится о прощении умершим не первородного прародительского греха, а о прощении других грехов, которые были совершены тем или другим человеком во время его земной жизни. Когда православная Церковь молится об умершем богаче, тогда она исполняет свою обязанность: 1Тим. 2:1 . Если же Церковь принимает вещественную благодарность за свои молитвы, тогда она принимаем заслуженное и дозволенное Господом вознаграждение за труд: Лук. 10:7 . Но Церковь на всех почти Богослужениях общественных молится о всех умерших без всякого вознаграждения со стороны как умерших, так и живых их родственников, а исполняя только христианский долг (молиться за всех), наипаче за своих по вере ( Гал. 6:10 ). Когда богачи дают пожертвования в пользу Церкви и ее служителей, то они дают доброе употребление из своего богатства, как догадливые сыны века сего по заповеди Христа: Лук. 16:9 . Пс. 6:6 . Ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя Примеч . Эти слова сектанты приводят в подтверждение той мысли, что мертвые совершенно бесчувственны к приносимым за них умилостивительным жертвам. Здесь говорится о пребывании умершего человека «во гробе», т. е. о смерти тела. Умершее и разлагающееся тело действительно не способно ни к какому памятованию о Боге и прославлению Господа: Пс. 29:10 . Но у нас речь идет о спасении душ умерших, которые до всеобщего суда восприняли умилостивительную жертву Иисуса Христа в своей загробной жизни: 2Пет. 3:18–19 . Пс. 29:10 . Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? 1Пет. 3:18 . Потому что и Христос, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. 19 . Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Как великий чудотворец, Христос изображается именно в евангелии от Марка. В евангелиях от Матфея и Луки (ср. 24:10) излагаются одинаково полно как дела, так и слова Христовы (последние даже с большой подробностью). Замечательно, что, по Мк.1:27 , свидетели исцеления бесноватого как будто не могут представить учения Христова отдельно от совершенного Христом чуда (ср. Лк.4:36 ) 1105 В частности, изгнание бесов только в евангелии от Марка представляется особым, специальным родом деятельности Иисуса Христа (1:39 ср. Лк.4:44 ). Из 20 случаев исцелений, упоминаемых в ев. Марка, 7 – исцеление бесноватых, тогда как в ев. от Матфея 7 исцелений бесноватых приходится на 24 исцеления вообще, а в ев. от Луки 10 на 31, так что в ев. от Марка изгнание бесов составляют – 35 % общего числа исцелений, в ев. Луки – 32, 26 % и в ев. Мф, – 29, 16 % (См. приложение на конце). В. 2Пет.1:17 . «Он (Иисус Христос) принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». –18. И сей глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на Святой горе». Глас Бога Отца в таких словах не читается ни в одном из наших евангелий: во всех ( Мф.17:5 ; Мк.9:7 ; Лк.9:35 ) он оканчивается словами: «Его слушайте». Но ближе других евангелий изложение ап. Петра стоит к евангелию от Матфея: только здесь читаются слова: «в Котором Мое благоволение». Г. К истории страданий Христа относятся 1Пет.2:23–24 ; Деян.1:16 и сл. 2:23, 3:13–18, 4:10, 10:39. Вот черты, которые представляются более или менее характеристичными: 1 . Вождь взявших Иисуса, Иуда приобрел ценою неправедною, землю, называемую Акелдама, а сам погиб неестественною смертью (1:16–19). О смерти Иуды и о назначении 30 сребренников говорит только ев. Матфей (27:3–8). Есть, впрочем, некоторая возможность предполагать, что упоминаемый факт и не входил в евангелие Петрово, так как слова Деян.1:16–19 взяты из речи, произнесенной по особому поводу, который делал упоминание об Иуде неизбежным, и обращенной не к слушателям, просвещаемым евангельским учением, а к самим апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Глава 4 1–2. Продолжается противопоставление судьбы праведных судьбе нечестивых. 3–6. Бездетность не лишает праведных возможности оставить после себя благодарную память в потомстве, а нечестивые лишены этой возможности даже при наличности многочисленного потомства. 7–18. Ранняя смерть праведника – только скорейший переход к лучшей жизни. 19–20. Для грешника смерть – окончательная гибель. Прем.4:1 . Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней бессмертна: она признается и у Бога и у людей. Стихи 1–6 снова противопоставляют судьбу бездетных праведников судьбе нечестивых с их многочисленным потомством. 1 . Преимущество бездетных, но добродетельных людей в том, что память об их добродетели сохранится в потомстве, это своего рода тоже бессмертие. В более поздних книгах Св. Писания Ветхого Завета часто говорится о бессмертии имени в потомстве, как высокой награде за праведность ( Пс. 111:6 ; Притч. 10:7 ; Прем. 8:13, 10:14 ). Ценимая людьми, добродетель «признается» и у Бога. Прем.4:2 . Когда она присуща, ей подражают, а когда отойдет, стремятся к ней: и в вечности увенчанная она торжествует, как одержавшая победу непорочными подвигами. 2 . Раскрывает мысль о ценности добродетели: когда она живет среди людей, ей подражают, когда отойдет (т.е. добродетельный человек умрет), к ней стремятся. «И в вечности увенчанная она торжествует», этими словами раскрывается мысль предшествующего стиха, что добродетель «признается и у Бога». «Венец» весьма часто в Библии является образом счастья и отличия ( Иез. 16:12 ; Пс. 20:4, 88:40, 131:18 ; Притч. 12:4 ; Сир. 2:18 ); в особенности же – небесной награды верующим ( Иак. 1:12 ; 1Пет. 5:4 ; Откр. 2:10 ). Этот венец дается за «победу непорочными подвигами». Писателю вся жизнь человека представляется как борьба его со злом. Праведные достигают победы в этой борьбе подвигами святой жизни, которые здесь названы «непорочными». Аналогичное представление о жизни, как борьбе и о святости, как победном венце, находим еще у Ап. Павла 1Кор. 9:24–27 ; 2Тим. 2:3, 5, 4:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Кор.15:10 . «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Объясн. Благодать Божия даётся человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4–6 , но этим не отрицается необходимость таинств, чрез которые преподаётся членам Церкви благодать Божия, и самодеятельность человека: Деян.19:1 ; Еф.3:2–3 ; Евр.10:29 . Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20 , тогда только она начинает производить в нём своё благодатное действие: Ин.14:23 ; Евр.3:7–8 . Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2:66:4 . 2Кор.4:15 . «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию». Объясн. Этими словами апостол внушает нам, что вся жизнь наша, полная борьбы и страданий, сопровождающаяся победами и благодатными дарами для нас, должна рождать в нас чувство глубокой благодарности прославления Бога: 1Фес.5:18 ; 1Пет.4:11 . Флп.4:13 . «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Объясн. Благодать Божия делала то, что апостол и не евши не голодал, и ничего не имея был как богач: ст.12; 2Кор.6:10 . Где сила Божия, там исчезают немощи: 2Кор.12:9:4:10–11 . В этом смысле и должно понимать слова апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Евр.4:16 . «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Объясн. Здесь апостол преподаёт нам ясное учение о той таинственной силе, которая подаётся нам свыше, от престола Божия, где восседает прославленный Христос: Евр.1:3 . Эта сила именуется благодатью (Святого Духа) и ясно различается от просвещения проповедью или чтением Слова Божия; ибо апостол пишет людям, несомненно, уже просвещённым верой: Евр.6:4 , и однако убеждает их дерзновенно приступать, искать и обретать благодать, как неисчерпаемый и всегда обновляющий дар. Эта благодать и подаётся нам в таинствах Православной Церкви: Ин.3:5:6:53–54 ; Мф.18:18 ; Иак.5:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

– Всякая неправда и проч.: мысль о грехах не к смерти могла повести кого-либо к тому, что могли бы к таковым грехам относиться равнодушно и ослабевать в строгости законных требований. Апостол потому научает строгому исполнению требований закона, так как всякое нарушение закона есть грех, всякая неправда есть грех, достойный наказания. Но не всякий грех угрожает опасностию духовной жизни грешника и подвергает осуждению на вечную смерть. 18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. 19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. 20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дол нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. 21 Дети! храните себя от идолов. Аминь. 18–21. Последние четыре стиха составляют как бы заключение всего послания. С нарочитым указанием – мы знаем апостол в трех стихах как бы повторяет сущность всего того, что он изложил пространно во всем послании и что верующие должны особенно напечатлеть в своем уме и памяти; последний стих с восклицанием – дети есть последнее краткое и сильное заключительное слово, имеющее, впрочем, связь с общим последним заключением, хотя афоризмом оканчивающее послание. Мы знаем (ст. 18): по вере во Христа Иисуса, просветившего нас светом Своего ведения тайн Божественных ( 1Ин. 2:27 ), из откровения и внутреннего свидетельства Духа, что всякий рожденный от Бога или возрожденный от Духа Святого ( 1Ин. 2:29, 3:1 ) не грешит (3, 6, 9); не предается греху, не обладается грехом, не препобеждается грехом; но рожденный от Бога хранит себя благодатию возрождения и полученных в нем духовных сил и дарований ( Иак. 1:27 ; 1Тим. 5:22 ), со всяким рачением от греха к смерти, и лукавый, сатана или диавол ( 1Ин. 2:14, 3:12 ; Еф. 6:16 ; 2Кор. 11:3 ), от падения своего ставший лукавым и лукавством соблазняющий и искушающий мир, не прикасается к нему, несмотря на всякие усилия и обольщения, не приближается к нему для искушения и соблазна грехом, чтобы он ниспал из благодатного состояния ( 1Пет. 5:8 ; Еф. 6:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Христос, – пишет апостол Петр, – «однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал» ( 1Пет. 3:18–19 ). Апостол Павел, сообщая об этом событии, уточняет, что Господь «нисходил... в преисподние места земли» ( Еф. 4:9 ). Во времена Ветхого Завета ад определялся как замкнутая область со множеством обиталищ душ, которые «подобны ложеснам» ( 3Ездр. 4:41 ), с местами для обрезанных и необрезанных, среди которых различались более низменные и более возвышенные ( Иез. 32:18–23 ). Область ада была подобна запертому загону, где господствовала смерть ( Пс. 48:15 ). В результате схождения Христа во ад и победы над силами тьмы ад перестал быть неизбежным пристанищем душ. Трещина и пролом – знак того, что он отперт Христом, как Он и Сам об этом говорит: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» ( Откр. 1:17–18 ). 4) Кровь, истекающая из ребра Спасителя в направлении головы Адама, символизирует искупление праотца кровью Иисуса Христа. Мысля в более широкой перспективе, и разумея, что Адам, как родоначальник, олицетворяет собой весь человеческий род, понимаем, что рассматриваемый символ означает искупление всех людей вообще: « Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15:22 ). «Крест, – пишет святитель Софроний Иерусалимский , – быв водружен на Краниевом месте и имеющий на себе пригвожденного Владыку твари, «рукописание же на нас истребил» ( Кол. 2:14 ), которое праотец Адам подписал (как долговое обязательство) тем, что приступил Божию заповедь – и Крест освободил нас от уз грехов и сделал то, чтобы мы в радости ликовали и веселились, на подобие телят, отпущенных с привязи» с. 92]. XXIII. Достаточно часто на иконах Распятия пишутся ангелы . Их количество определяется по-разному, например, их может быть два или четыре, или шесть. Иногда ангелы указывают руками на Христа, иногда прикрывают одеждами лица, а иногда один из них держит крест, а другой – чашу. Эти символы можно связать со словами Христа, сказанными Им апостолам Иоанну и Иакову: « Можете ли пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь?» ( Мк. 10:39 ). Кроме того, этой атрибутикой указывается на главные Таинства Церкви: Крещение и Евхаристию. По согласному учению отцов, кровь и вода, проистекшие из ребра Искупителя, тоже символизируют Таинства: Крещение и Евхаристию. XXIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

16. Всегда, но особенно во время предсмертной болезни, мы должны просить друг у друга прощения, и молиться друг за друга усердно, от чистого сердца ( 3Ездр.7:36–41 ). Далече отстоит Бог нечестивых: молитвы же праведных послушает. Притч.15:29 . 19–20. Если согрешит против тебя брат твой; поди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя; то приобрел ты (Богу) брата твоего ( Мф.18:15 ). 7 Из Первого Послания Св. Апостола Петра Гл. 4. Ст. 2. Благодать Божия и мир умножаются в нас при освящении сердца нашего от Духа Святаго. Кровь Иисуса Христа спасительна для нас тогда только, когда сердце наше очищается верой и освящается Духом Святым. 3–4. Надежда на воскресение мертвых основывается на воскресении И. Христа: ибо если бы Христос не воскрес; то и вера наша в Него тщетна; мы еще грешники, и умрем во грехах ( 1Кор.15:17 ). 3–5. Кто верует во Иисуса Христа, того для будущей жизни спасает Сам Бог, подкрепляющий нашу веру. 8. Хотя мы живем верой, а не видением ( 2Кор.5:7 ), но, веруя во И. Христа, можем любить не видев Его, и наслаждаться блаженством, которое будем иметь, когда увидим Его ( 1Ин.3:2 ). 12. Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал себя в Духе (Духом), показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят с верой в мире, вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ). 17. Жизнь наша есть странствование, а время странствования должно проводить со страхом Божиим. Как пришельцы и странники мы должны удаляться от плотских похотей, восстающих на душу ( 1Пет.2:11 ). Об очищении бесстрашен не буди, прилагати грехи на грехи; не рцы: щедрота Его многа есть, множество грехов моих очистит: милость бо и гнев у Него, и на грешницех почиет ярость Его. Сир.5:6–7 . 18.·Грешная жизнь досталась нам по наследству от отцев. Ибо в беззаконии рождаемся, и во грехе зачинаемся ( Пс.50:7 ). 23. Для человека Слово Божие есть нетленное семя, от которого он возрождается из естественной в благодатную жизнь. Гл. 2. Ст. 1–2. Новорожденные младенцы не имеют ни злобы, ни обмана, ни лицемерия, ни зависти, ни злоречия; отличительное их свойство – кротость ( Иак.1:21 ). Посему и сказано: если не обратитесь, и не будете, как дети; не войдете в царствие небесное ( Мф.18:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

А вот Лию услышал Бог – она молилась, чтобы у нее были хорошие отношения с мужем. И Бог вмешивается в ее ситуацию, благословляет ее. А Рахиль остается в своем шатре среди благоухания жасмина, этих мандрагоров, дудим, но без мужа. И в Библии ясно сказано о женской красоте: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» ( 1Пет. 3:3–5 ). « И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына. И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар » ( Быт. 30:17–18 ). Имя: «Иссахар» – это имя обозначает «есть награда». Вот здесь немного непонятно. Она говорит: «Бог возмездие мне дал за то, что я отдала служанку мою» ( Быт. 30:18 ). Конечно, перевод здесь не очень точный, здесь правильнее было бы перевести: «Бог в награду мне за то, что я отдала служанку мужу моему». Этими словами она показывает, что она старается подражать праматери Сарре во всем – вот смысл этих слов! То есть она старается подражать праматери, как мы у Ефрема Сирина прочитали, что, конечно же, Иаков рассказывал своим женам о том, как жили Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка. Вот такой смысл 18-го стиха 30-й главы приемлем. « И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына. И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон » ( Быт. 30:19–20 ). «Завулон» – означает «обитатель». « Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина » ( Быт. 30:21 ). Имя: «Дина» – это имя означает «оправданная», «невиновная». Это та самая девушка, которая из любопытства отправится в языческий город Сихем. По преданию Дине тогда было всего девять лет, и она была изнасилована принцем Сихема. И само существование еврейского народа тогда окажется под вопросом, потому что родные по отцу и по матери братья Дины жестоко отомстят за нее жителям Сихема, и само существование дома Иакова будет поставлено под вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010