Вечером, вернувшись с послушания, он все, что видел ночью, записал в памятную тетрадь, чтобы потом рассказать своему старцу. ДОРОГА Опять знакомая дорога! В глазах пестро, в глазах черно, Иль я видел слишком много, Иль не видел ничего!.. Все так неистово кружилось По нашей матушке-земле, Что небо надо мной крошилось, И люди таяли во мгле. Клубились на волнах рассветы По новому календарю. И вот я на дорогу эту Как будто первый раз смотрю… И я хочу, чтоб мука эта клятая, Осталась мне надолго по плечу, Взлетая вверх почувствовать, что падаю, Но, падая, надеяться – взлечу! ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПОСЛАНИЙ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПЕТРА Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко ( 1Пет. 2:2 ). Только спустя несколько дней отец Лаврентий мог сесть за книгу и заняться чтением и изучением Посланий святого апостола Петра. То, что он видел во сне, по мнению старца, имеет для него (отца Лаврентия) прямое отношение. Молодой архимандрит воспрянул душой. Прежней подавленности и неопределенности в настроении как не бывало. Чтение о святых апостолах Иакове и Петре и вещий сон открыли ему многое, в чем он раньше колебался. Однажды придя с послушания, он помолился на свои келейные иконочки и сказал себе: «Итак, дальнейший поиск!» Открыв Первое послание святого апостола Петра, отец Лаврентий начал читать. Его внимание приковали к себе следующие вопросы: 1 . Господь Спаситель возродил нас из мертвых к упованию живому; к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас. О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений ( 1Пет. 1:3–6 ). Посему, возлюбленные, препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя совершенно, уповайте на подаваемую вам благодать… (13). К тому же вы куплены не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца (18–19). «Какая радость, какое утешение! – вздыхая, думал отец Лаврентий. – Для нас хранится нетленное наследие, и мы уже не свои, и тем более не вражьи, а Божии и куплены Им для Себя НАВСЕГДА… К чему же еще унывать, к чему кручиниться?»

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Объясн. Здесь с величайшей ясностью излагается учение святого апостола об отношении христиан к высшим властям. «Нет власти не от Бога»: – Бог, давший человеку в обладание всю землю со всеми животными на ней: Быт.1:28 , потом дал мужу господство над женой: Быт.3:16 , родителям власть над детьми: Еф.6:1–7 ; Моисей избран вождём народа: Исх.3:4–7 . В судии призваны Гедеон и Самуил, а история избрания и помазания Саула и Давида уясняет нам, откуда явилась царская власть: 2Цар.3:18 . Разумея власти римского кесаря, начальников и судей (проконсулов, преторов и др.), кесарем поставленных, апостол говорит: существующие власти от Бога установлены. А Сам Спаситель что сказал Пилату? «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше»: Ин.19:11 . Рим.13:4 . «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Объясн. Можно ли противиться этому попечению Божию о нас, отводящему нас от вечной казни страхом казни временной: Иуд.1:23 , желающему нам проводить тихую и безмятежную жизнь: 1Тим.2:1–3 , приводящему нас к небесной награде с пожеланием награды земной: ст.3 и 11. Рим.13:5 . «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Объясн. Почему надобно повиноваться земной власти не только из страха, но и по совести? Да потому, что Богу мы должны повиноваться по совести, следовательно, и слугам Его должны повиноваться также по совести: Ин.13:20 ; 1Пет.2:13 . Непокорность к законным властям Бог строго наказывает: 2Пет.2:9–10 ; Иуд.1:7 . 1Кор.7:23 . «Вы куплены дорогой ценой; не делайтесь рабами человеков». Объясн. Здесь говорится не об обыкновенном рабстве, так как апостол только что сказал, чтобы призванный ко Христу в рабстве не смущался этим состоянием и оставался в том звании, в каком призван: ст.20–22. По объяснению блаженного Феодорита , апостол здесь повелевает не иметь раболепного образа мыслей. Нисколько здесь не отрицается и подчинение, повиновение богоучреждённым властям земным: Рим.13:1–5 ; 1Пет.2:13 ; Тит.3:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Дело же пастырское – это попечение, старание и прилежание о стаде Христовых овец, из самих имен их, как сказано, познается быть равным: и те и другие равно пасти Церковь Христову должны. 2) Должны тщательно поучать порученных себе людей, как увещевает их Петр святой: «Пасите Божие стадо, какое у вас» ( 1Пет.5:2 ). Пасется же стадо Божие словом Божиим и Святыми Тайнами Его. И Павел святой к тому же их возбуждает: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). И еще Тимофею написал и в его лице святому пастырю: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4:2 ). Пастыри вступили в должность апостольскую и непременно должны им следовать. Они по всей вселенной проповедовали слово Божие, а пастыри в своих местах, где учреждены пастырями, должны то сокровище духовное открывать людям. Погрешают пастыри, которые эту должность оставляют. Таковые пастыри уподобляются псам немым: «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать» ( Ис.56:10 ). Грозит им через пророка Господь: «Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали», и прочее. И далее говорит Господь: «Вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их» ( Иез.34:3–5, 10 ). Взыщет Господь от таковых пастырей овец своих, когда придет судить мир. Хозяин у пастуха овец своих спрашивает и взыскивает, когда не пригонит их, и истязает его за них. Так взыщет Христос Господь словесных Своих овец от пастырей, овец, которых «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровию Своею» приобрел ( 1Пет.1:18–19 ; см. также Ин.10:15 ). Горе тогда будет пастырю нерадивому, пастырю погубившему овец Христовых, которые такою дорогою ценою куплены! Поэтому надобно таковым пастырям осмотреться и исправиться, дабы и овец Христовых, порученных им, не погубили, и сами страшному суду Его и истязанию не подпали. Помнить им нужно, что избираются пасти стадо Божие, а не пастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

1) Когда Иисус Христос, пришедши в страны Кесарии Филипповой, спрашивал учеников своих, за кого иудеи и сами апостолы почитают Его, Симон Петр, первый из всех апостолов, сказал Ему: „Ты еси Христос Сын Бога живого.“ Тогда Иисус Христос сказал ему в ответ: „блажен ты Симон, сын Ионин; не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой сущий на небесах. И Я говорю тебе: Ты Петр (камень), и на сем камне Я созижду церковь Мою, и врата ада не одолеют её. И дам тебе ключи царства небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16:13–19 ). Из всего смысла, приведенного рассказа, видно, что высокие обетования, высказанные здесь апостолу Петру, относятся собственно не к личности Петра, а к его исповеданию – к самой вере христианской, первым исповедником которой здесь явился апостол Петр, но которую разделяли в тоже время и все другие апостолы, и которая сделалась достоянием всего христианского мира. Симон первый исповедал Христа Сыном Бога живого. Это было высокое и святое убеждение, по истине не плотию и не кровию, т. е. не обыкновенным человеческим соображением, а Самим Отцом Небесным открытое людям. Это высокое исповедание, – эта вера во Христа, как Сына Божия, стала в человечестве твердым камнем, на котором основалась церковь христианская и стоит до сего времени и будет стоять до скончания века. Симон первый исповедал эту веру, и по тому первый назван камнем (Петром), взятым от Господа в созидание церкви. Но эта вера не была только личным убеждением Симона. Это общее убеждение и всех других апостолов и всех верующих христиан. Поэтому и другие апостолы, как содействовавшие распространению и утверждению веры во Христа, называются в священном писании основаниями, на которых зиждется церковь ( Еф. 2:20 ; Откр. 21:14 ), и все верующие христиане могут быть названы камнями, из которых составляется великое здание церкви ( 1Пет. 2:5 ). Но самым первым основанием – краеугольным камнем, на котором утверждается это здание, равно как и единой главою, венчающею его, может быть назван только Сам Иисус Христос ( Еф. 2:20–22 ; 1Пет. 2:6–7 ; 1Кор. 3:11 ; Еф. 1:22 ). Вера во Христа открыла людям доступ – дала ключи в царство небесное. Петр, первый исповедавший веру во Христа, первый и получил высокую власть вязать и разрешать грехи. Но затем и другим апостолам, имевшим одну веру с Петром, также сказано от Господа: „что свяжете на земли, будет связано на небесах“ ( Мф. 18:18 ; Ин. 20:22–23 ). Апостолы передали эту власть пастырям церкви, и она всегда неизменно сохраняется в церкви, как сохраняется сама вера во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

а) Должны оказывать господам своим искреннее уважение и преданность, и свидетельствовать это своими делами при каждом случае. Апостол учит: елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют, да имя Божие не хулится и учение ( 1Тим.6:1 ; 1Пет.2:16 ). б) Должны оказывать повиновение, без ропота и с усердием исполняя приказания их, служа в лице господ самому Богу, яко Царю царей и Господу господей. Раби, учит апостол, послушайте по всему плотских господий ваших, не пред очима точию работающе, аки человекоугодницы, но в простоте сердца, боящеся Бога. И всяко, еже аще что творите, от души делайте, якоже Господу, а не человеком ( Кол.3:22 ; Тит.2:9 ). в) Должны быть верны своим господам во всех поручениях, какие делаются им, и не только сами не должны причинять им убыток, но со всем усердием должны охранять имущество господ от всякого расхищения и содействовать к умножению его. Рабов увещевай, пишет св. Павел, не красть, но оказывать всю надлежащую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего Бога ( Тит.2:9–10 ). г) Должны быть довольны своим состоянием. благодушно перенося неприятности, встречаемые в прохождении своего служения, терпением и кротостью покрывая недостатки, замечаемые в господах своих. Раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым. Се бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит, кто скорби, стражда без правды ( 1Пет.2:18–19 ). д) Должны строго хранить, как тайну, все, что происходит в доме господина и к нему относится, и отнюдь не разглашать вне оного, особенно если нарушение сего долга может причинить вред господам их, за исключением тех случаев, когда высшие обязанности требуют противного. е) Слуги вообще должны стараться о том, чтобы не причинять никакого вреда господам своим ни своим нерадением, ни поведением или недостойным обращением с детьми их, ни нескромными словами в глазах их или заочно, не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божию от души: со благоразумием служаще якоже Господу, а не яко человеком. Ведяще, яко кийждо, еже аще сотворит благое, сие приимет от Господа, аще раб, аще свободь ( Еф.6:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И не ужаснулся он суда блаженного апостола и евангелиста Иоанна, который сказал: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который разделяет Иисуса, не есть от Бога, но это дух антихриста (cp.: 1Ин.4:2–3 ). А что значит разделять Иисуса, как не отделять от Него человеческое естество и бесстыдными вымыслами упразднять таинство веры, которым одним мы спасены? Слепотствуя же в отношении к природе тела Христова, он по необходимости с такою же слепотою будет безумствовать о ней в состоянии страдания Его. Ибо если он не считает креста Господня за призрак и не сомневается, что страдание, воспринятое за спасение мира, было истинное (страдание), то он должен признать и плоть Того, смерти Которого он верует. Пусть не говорит он, что не нашего тела был Тот человек, Которого сам признает страдавшим, ибо отрицание истинной плоти есть отрицание и страдания плоти. Итак, если он приемлет христианскую веру и не отвращает своего слуха от проповеди евангельской, то пусть рассудит, какое естество, пронзенное гвоздями, висело на древе крестном; пусть размыслит, когда воин копьем отверз бок Распятого, откуда тогда истекла кровь и вода для омовения Церкви Божией банею и напоения чашею. Пусть послушает и блаженного Петра, который проповедует, что освящение Духом бывает чрез окропление кровью Христовою (см.: 1Пет.1:2 ). Пусть не мимоходом прочтет слова того же апостола: зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого агнца ( 1Пет.1:18–19 ). Пусть не противится и свидетельству блаженного апостола Иоанна, который говорит: и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ), и в другом месте: сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью... не водою только, но водою и кровью. И Дух свидетельствует о Нем (о Христе)... И три свидетельствуют... дух, вода и кровь; и сии три ободном ( 1Ин.5:4–6,8 ), то есть дух освящения, кровь искупления и вода крещения. Эти три составляют одно и пребывают нераздельными; ни одно из них не отделяется от своего единства, так как Кафолическая Церковь живет и преуспевает тою именно верою, чтобы во Христе Иисусе не исповедовать ни человечества без истинного Божества, ни Божества без истинного человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пусть такой подвиг непосилен большинству современных христиан, однако и на нас, безусловно, распространяется принцип «страстотерпчества», сформулированный некогда свт. Димитрием Ростовским , согласно которому страдания Церкви продолжают и дополняют страдания ее Главы: «еже Он не дотерпе, аз в теле моем дотерпеваю» 13 . Это не обязательно должны быть страдания за Христа, но обязательно во Христе, ибо, говорит святитель, если даже «не за Христа гонение терпиши, обаче егда терпиши неповинно и благодариши Бога, и то вменится, яко за Христа терпящему» 14 . Это утверждение, если вдуматься, базируется, собственно, на следующих основаниях: 1) страдания, как следствие первородного греха, являются универсальным законом человеческой жизни; 2) искупительные страдания Христа, не уничтожая общность закона страдания, созидают возможность невинного страдания для тех, кто приобщился к Церкви Его 15 ; следовательно: 3) без признания «тайны первородного греха» невозможно понять тайну богочеловечества. Итак, если весь саморазрушительный ход развития «анестезированной» цивилизации, является своеобразным доказательством от противного «теоремы Паскаля», то церковное Предание положительно подтверждает: Человек еще более невообразим без тайны первородного греха, чем тайна первородного греха невообразима для человека. 10 В. Г. Каледа. Пастырская психиатрия: разграничения духовных и психических расстройств. «Журнал Московской Патриархии». 2012. 9. С. 65. 13 «…мы же страждущие есмы, яко собирающие по трапезованию укрухи, сице от страданий Господних некие собираем останки, глаголющу апостолу, исполняю, рече, лишение скорбей Христовых в теле Моем ( Кол.1:24 ). Снесть, еже Он не дотерпе, аз в теле моем дотерпеваю» ( Дмитрий Ростовский , свт. Сочинения: В 5 Т. М., 1839–1849. Т. 3. С. 245–246). 15 Ср. в 1-ом послании Петра: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» ( 1Пет.2:19 ); и ниже: «Ибо, если угодно воли Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом» ( 1Пет.3:17–18 ). Читать далее Источник: Хондзинский Павел, прот. " Теорема " Паскаля//Prace komisji kultury sowian pau. Rocznik I. 2013. С. 75-82. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Апостол Павел, продолжая речь о повиновении предержащим властям пишет: воздадите всем должная: емуже убо урок, урок: а емуже дань, дань: а емуже страх, страх: и емуже честь, честь ( Рим. 13:7 ). Находящимся в услужении св. ап. Павел дает наставление такое: слуги, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым ( 1Пет. 2:18 ). Указывая обязанности младших по отношению к старшим, Священное Писание не оставляет без наставления и старших в их отношениях к младшим. Так, родителям оно дает такой совет: отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании и учении Господни( Еф.6:4 ).И пастырям оно предписывает: пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду. «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Пет. 5:2–3 ). И господам в отношении их к слугам слово Божие говорит: господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех ( Кол. 4:1 ). Если родители от своих детей, или начальники от своих подчиненных потребуют того, что противно вере и закону Божию, дети и подчиненные не должны исполнять их требования. Святые апостолы дают нам пример непослушания начальникам иудейским, когда эти начальники потребовали, чтобы апостолы не проповедали о Христе. «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога» ( Деян. 4:19 ), заявили они начальникам. Быть может за непослушание придется потерпеть неприятности. Будем готовы перенести их ради Господа. И апостолов били палками за неповиновение, а они только радовались тому, что безчестие это перенесли за Господа Иисуса Христа. Итак, пятая заповедь закона Божия учит послушанию, превеликой в очах Божиих добродетели. Шестая заповедь: не убий. Ей запрещается убийство или отнятие жизни у ближних и у себя самого каким бы то ни было образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

1) Язычники, истинного Бога не знающие, празднуют (угождая) суетным своим богам, или бесам, в пьянствах, нечистотах, похотях, бесчинных пиршествах, богомерзких и блудных песнях, в кулачных боях, позорищах, конских ристаниях и в прочих бесчинных веселостях, как читаем в историях о них. Христианам должно осмотреться: не празднуют ли и они, по подобию язычников, праздники, посвященные живому и страшному Богу, Который в те дни преславные сотворил чудеса и превеликие на род наш благодеяния излил? Если так празднуют, то без сомнения празднуют не живому Богу, но бесам, врагам Его, хотя и имя истинного Бога называют; и так приносят жертву им, хотя того и не примечают те, которые при крещении обещали служить Богу и Ему жертву правды и хвалы приносить. Коль беззаконно и страшно это дело, самим им оставляю на рассуждение. Знатный был между языческими праздниками праздник, посвященный идолу Бахусу, называемый «Вакханалия», а по-русски может назваться «масленица». В этот неистовый праздник всякое пьянство и всякая нечистота у них разливалась. Этому безумию и неистовству языческому следуя, премногие христиане, по имени своему будучи родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел ( 1Пет.2:9 ), установили праздновать масленицу, в которую всякое страстей и прихотей излияние совершают, как всем о том известно. Этого неистовства, как всем известного, не описываю, но только напоминаю христианам таковым, что они звание свое забыли, что они с идолопоклонниками бесу жертвуют души свои, которые Христос Сын Божий искупил не серебром или золотом, но драгоценною Кровию ( 1Пет.1:18–19 ). От таковых празднований, как мерзостей языческих, на которых бесовская воля совершается и имя Божие хулится, христианам должно удаляться, как апостол увещевает: «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству», и прочее ( Рим.13:12–13 ). А те, которые так празднуют, должны очувствоваться и покаяться и отстать от них, чтобы с язычниками в огне вечном вместо веселья и сладостей вечно и бесполезно не восплакать и не услышать ответ: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» ( Лк.16:25 ). Так, от языческого неистовства удаляясь, должно христианам праздники святые праздновать достойно звания своего, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Пусть послушает и блаженного Петра, который проповедует, что освящение Духом бывает через «окропление кровию Христовою» ( 1Пет.1:2 ). Пусть не мимоходом прочтет слова того же апостола: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа как непорочного и чистого агнца» ( 1Пет.1:18–19 ). Пусть не противится и свидетельству блаженного апостола Иоанна, который говорит: «И кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ), и в другом месте: «...сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию... не водою только, но водою и кровию. И Дух свидетельствует о Нем (о Христе)... И три свидетельствуют... дух, вода и кровь и сии три об одном» ( 1Ин.5:4–6, 8 ), то есть дух освящения, кровь искупления и вода крещения. Сии три составляют одно и пребывают нераздельными; ни одно из них не отделяется от своего единства, так как Кафолическая Церковь живет и преуспевает тою именнно верою, чтобы во Христе Иисусе не исповедывать ни человечества без истинного Божества, ни Божества без истинного человечества. Евтихий, отвечая на пункты вашего допроса, говорил: «Исповедую, что Господь наш прежде соединения был из двух естеств, по соединении же исповедую одно естество». Удивляюсь, что столь безрассудное и столь нечестивое исповедание его не было порицаемо никакою укоризною со стороны судивших (его) и что эти слишком безумные и слишком хульные слова оставлены без внимания, как бы не было выслушано ничего оскорбительного! Тогда как столько же нечестиво говорить, что единородный Сын Божий был двух естеств до воплощения, сколько нелепо утверждать, что в Нем одно естество после того, как «Слово плоть бысть». Чтобы Евтихий не стал считать мнения своего или верным, или сносным на том основании, что оно не было опровергнуто ни одним вашим голосом, то убеждаем тщание любви твоей, возлюбленный брат, очистить невежественного человека и от этого пятна на его сознании, если по действию милосердия Божия, дело его примет добрый оборот, ибо он хорошо начал было отступать от своего убеждения (как видно из хода соборных деяний), когда по вашему требованию обещался признавать то, чего прежде не признавал, и успокоиться на той вере, которой прежде был чужд.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010