Глава 22 Бог дает повеление Аврааму принести в жертву Исаака Быт.22:1 . И было, после сих происшествий Это обычное, довольно неопределенное библейское указание – не столько на самое время, сколько на последовательность событий. Из последующего контекста ( Быт. 22:6 ) во всяком случае видно, что жертвоприношение Исаака происходило тогда, когда он уже успел подрасти настолько, что был в состоянии нести потребное количество дров для костра, следовательно, имел не менее 12–15 лет от роду. Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Митрополит Филарет различает два рода искушений: искушение во зле, или возбуждение к действованию злых склонностей, кроющихся в человеке, и искушение в добре, или направление, даваемое действующему в нем началу добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для достижения победы и славы; первое – не от Бога, но есть следствие оставления Богом ( 2Пар. 32:31 ); второе – от Бога, и, в меру духовных сил, посылается как благодать тем, которые достойны принять «и благодать на благодать» ( Ин. 1:16 ). «Не для того искушал Бог Авраама, – говорит еще блаженный Феодорит, – чтобы самому узнать, чего не знал; но чтобы научить незнающих, сколько справедливо возлюбил патриарха». Подобный взгляд на искушение, как на проявление божественной любви и на повод к развитию и укреплению добродетели, проводится и во многих других местах Библии ( Исх. 16:4 ; Втор. 8:2, 13:3 ; Пс. 25:2 ; Иак. 1:12 ; 1Пет. 1:7 ; 1Кор. 10:13 и др.). Быт.22:2 . Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; Исаак называется «единственным» сыном Авраама, потому что он единственный сын от Сарры, законной жены Авраама, и еще больше потому, что единственно на нем, как сыне обетования, покоились все божественные благословения о будущей славной судьбе потомства Авраама. И вот этой-то единственной опоре всех заветных дум престарелого патриарха теперь и грозит жертвенное заклание! пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть Три возраста Иосифа Сталина О роли Личности в истории 21.12.2021 2128 Время на чтение 12 минут Фото: Из личного архива автора « Хочешь ли ты не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее… Если же делаешь зло, бойся, ибо он (начальник) не напрасно носит меч (Рим. 13: 3, 4). Итак, Россия, Бога бойся, как прежде, и царя чти (ср. 1Пет. 2: 17) и всякая душа да будет покорна высшим властям (Рим. 13: 1). Аминь» (праведный Иоанн Кронштадтский). Условно, весь жизненный путь Вождя народов можно разделить на три временных отрезка – три «эпохи», три «возраста». Первый возраст – 1879-1917 гг. « Самодержавная Россия». Сталин родился 21 декабря 1879 года, в г. Гори Тифлисской губернии в семье сапожника. В 1894 году окончил Горийское духовное училище, проявив энергию и большие способности к учению, и поступил в Тифлисскую духовную семинарию. Здесь Сталин перестал стремиться к успехам в учебе, т.к. занялся социалистическим самообразованием и революционной деятельностью. Исследователи жизни И.Сталина отмечают, что духовное образование предопределило довольно высокий интеллектуальный и социальный уровень поведения Сталина, высокий вкус в оценке бытовых явлений, произведений искусства и литературы. Чтобы представить себе обстановку в России в то время, процитируем известного, мы бы сказали – уникального – писателя Ивана Лукьяновича Солоневича из его, ныне ставшей знаменитой – «Диктатуры сволочи» («Россия и революция», М., 2007): «…я обучался в Санкт-Петербургском Императорском университете. Нас обучали по преимуществу марксизму. Но так как у русской профессуры никогда ничего собственного за душой не было, то все что нам преподавалось, было основано на германской философии истории, истории философии и истории философского права, философии морали, …все было взято из немецких шпаргалок…». Жёстко и, может быть, несправедливо по отношению к тем русским публицистам, у которых «за душой» были собственные мысли и наблюдения, которые СМИ так широко не освещались; но, в целом, сказанное И.Солоневичем – справедливо и истинно – и не только тогда, но и почти за весь период существования советской власти.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/21/tr...

О диаволе «А точно ли есть злые, падшие духи?» – спрашивают и спросят некоторые. Что злые духи есть, это – выше всякого сомнения», – спрашивает и отвечает сам о.Иоанн, еще в первых беседах об образе Божием и потере его первыми людьми. Тогда, когда он начал говорить и писать об этом предмете во время первых лет своего священства, то есть в 50–60-х годах прошлого столетия, этот предмет был уже в подозрении, если не сказать в прямом отрицании современным обществом. Но и до самой смерти своей через полвека после этого о.Иоанн еще крепче держался того же мнения, что диавол действительно существует и действительно принимал и принимает ближайшее участие в жизни человека. Хотя этому и тогда, в начале его священнического служения, и теперь, перед смертию его, и после нее, многие не верят; о.Иоанн твердит свое, а лучше сказать – не свое, а христианское учение о бытии и действительности диавола. Так не говорят даже те, которые называют себя христианами и признают Евангелие. Мне это приходилось слышать и самому не один раз. Но так как мы пишем об о.Иоанне, то из его трудов и будем приводить выписки о диаволе. «Что касается природы злых духов, то, прежде всего, как духи – они бесплотны; и потому-то свободно проникают в душу каждого человека по Божию попущению, внушая ему худые мысли и пожелания и всячески коварствуя над ним. Как духи злые, они злы до чрезвычайности; нам трудно и вообразить, как они злы... Бесы жаждут погибели души человеческой, и «диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ). При крайней злости своей злые духи очень умны, потому что они вначале от Бога ум, высший человеческого, получили, и потому что живут очень долго, никогда не умирая, и все более и более изобретают средств привести в действие свою злобу, которая есть жизнь их. Кроме того они очень сильны. Но яснее сила их видна над людьми нечестивыми и обладаемыми страстями, нерадящими о своем спасении, которых за нерадение Господь предает во власть диавола: адская сила с таким могуществом влечет их к погибели, что человек становится совершенным рабом демонов, делая все, что они внушают. Падение злых духов так велико и ожесточенно, злые дела их в Царстве Божием так пагубны, что они сами никогда не могут покаяться; и потому их ожидают несомненные бесконечные муки в аде вместе с грешниками нераскаянными. Святое Писание неоднократно говорит, что Господь Бог блюдет их на суд великого дня второго и славного Своего пришествия, после которого они будут мучиться во веки веков ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

О немощи Ах, тварь совоздыхает человеку и болеет из-за греха его… «Ибо страдающий плотью перестает грешить» ( 1Пет.4:1–2 ). Да, стоит подумать. Когда благой и всеблагий Владыка и Боже наш видит, что иные часто бывают ленивы для подвига, тогда уже смиряет Он плоть немощью, как менее трудным подвигом (лествица). И слава Богу, это нам для смирения сугубого. На большую пользу (…) Нам болезнь. Во многих отношениях. Ах, да не пропустим уроков жизни (…) Это – особый дивный и прекрасный вопрос о пользе для души самых немощей, и вообще об отношении к ним. А немощи дух. нужно не только избывать, но и поучаться из них и благодарить Бога (…) Возблагодарим Господа, смиряющего нас нашею немощью. Чувствовать немощь нам очень полезно. Бог смиряет нас. (…), Господь даст яркое познание (…) чувствовать свою немощь и заметь… когда душа полна прекрасного… Бог даст, в будущем ты уже сама будешь знать незабытно свои немощи и Господь силою Своею будет укреплять тебя. Знать свои немощи надо не только телесные, но и душевные, знать цену своим силам. Надо не забывать немощей своих душевных и телесных и взывать с мытарем: «Боже, милостив буди мне грешному»… Вот и надо и знать немощь свою и укрепляться в молитве и простоте… Так и нужно призывать благодать на помощь немощи нашей. Малосилие спасительно. Болезнь для того, чтобы опомниться, встряхнуться, в усердии приняться за себя и в простоте постоянно спасаться. Совесть напоминает (в болезни) все сделанное несуразное (в жизни). (Много передумалось за время болезни) Да, вот уже и много сделано этим. (За какие грехи болезнь?) Все вообще не за что, а для чего? Ах, болезнь делает нас лучше. Если человек в болезни не теряет кротости, он может не лечиться, а если болезнь сказывается на душевном состоянии, то уже лучше полечиться. Св. Феофан Затворник говорит, что нам лечиться нельзя, а подлечиваться можно… (31/III 27). Старец не жалеет о болезни и смерти, а о том, если чадо не сделало добра… Я немощь прощаю и к ней снисхожу, меня более огорчает окаянство… (О слабости физической при тишине внутренней). Это смиряет и полезные стремления внешние тоже исполнить все. (Встала, чтобы оказать гостеприимство гостям). Конечно, хотя иногда лежать будет смиреннее (при скверном самочувствии). (Не хватает даже на легкую и простую беседу) Это сил не хватает – ни телесных, ни духовных. Смиряйся – это от немощи ((…) Неудовлетворенности). Смиряйся – это нам полезно

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

О СЛАВОСЛОВИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь 1. Объяснение славословия молитвы Господней В славословии молитвы Господней напоминается молящемуся о величии Божьем, и таким образом возбуждается в нем благоговейное почтение к Богу. Как в начале молитвы словами: «Отче наш, Еже еси на небесех», молящиеся располагаемы были к возвышенному сыновнему собеседованию с Богом; так содержащимися в заключении словами напоминается им, что во время молитвы Сам Всевышний предстоит им во всем Своем величии, и что посему они обязаны во время ее от всей души стараться о том, чтобы воздавать Господу всевозможное почтение, приличное Его Существу. По свидетельству Апокалипсиса, «двадесять и четыре старцы», окружающие на небеси Престол Всевышнего, «падают пред Сидящим на Престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред Престолом, глаголюще: достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу, яко Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворена» ( Откр.4:10–11 ). Если же эти, высокие святостью, небесные служители Престола Всевышнего, столь благоговейно падают пред Его величием; то нам ли, бренным и недостойным тварям Божиим, приступающим ко Господу с молитвою, не воздать Ему всего почтения, какое только можем? Славословие подкрепляет в молящихся надежду на Бога. Славословие молитвы Господней содержит в себе и твердое подкрепление надежды молящихся на то, что Отец Небесный исполнит все достойные и душеполезные прошения их ( Ин.5:14–15 ); ибо в этом славословии говорится о вечном Царстве, силе и славе Того, к Кому возносят они прошения свои: то есть, если молящиеся будут живо представлять в мыслях своих, что испрашивают себе даров у Того, Который есть не только Отец Всеблагий, но и Владыка и Царь вселенной, всего видимого и невидимого, и Которого силе и могуществу ничто не может противиться ни на небеси, ни на земли; то не родится ли в них большее упование на получение просимого? Не поселится ли в них и та сыновняя воле Божией преданность, с которою они будут возлагать все заботы свои на Того, Который печется о них ( 1Пет.5:7 ); не возникнет ли в них и то твердое успокоение в Боге, при котором человек в самых злополучных обстоятельствах жизни способен бывает говорить душе своей: «Вскую прискорбна, еси душе моя? И Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога» ( Пс.41:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

протопресвитер Александр Шмеман Содержание I. Основополагающий вопрос     Ибо время начаться суду с дома Божия. (1Пет. 4:17) § 1    Собранные в этой книге статьи и наброски писались в течение последних двадцати с лишним лет в расчете на самых разных читателей — православных и инославны, — и чаще всего в виде отклика или размышлений ad hoc: по поводу конкретных событий и явлений, имевших, как мне казалось тогда, жизненно важное значение для Православной Церкви. И если сегодня, несмотря на случайный и привременный характер этих mambra disjecta, я все же решаюсь дать им «дополнительный шанс», то не столько ради высказанных или подразумеваемых в них ответов (быть может, кажущихся сегодня спорными и поверхностными), сколько ради самих вопросов, которые я постарался тогда сформулировать и которые — я убежден в этом — сегодня, как и двадцать лет назад, остаются насущными и актуальными.    Эти вопросы, как увидит читатель, затрагивают обширный круг тем: историю, богословие, литургию, канонический строй, экуменическое движение, миссию. Их внутренняя связь и единая перспектива определяются, как мне кажется, общим вопросом, из которого все они так или иначе вырастают и к которому в конечном счете возвращаются, — вопросом о судьбе Православной Церкви во второй половине XX столетия и в Мире, радикально отличном от того, который сформировал наш менталитет, формы мышления и все наше бытие как православных христиан; в мире, который к тому же переживает глубочайший духовный кризис, год от года все сильнее выявляющий свой поистине глобальный масштаб. Я думаю, что этот «основополагающий вопрос», само его содержание и актуальность коренятся в двух тенденциях, которые, будучи равно новыми и беспрецедентными в истории Православной Церкви, стали своего рода фокусом кризиса, поразившего ныне всю нашу церковную жизнь. Первая из них — захватывающе-трагическая цепь крушений прежних органических «православных миров», которые всего несколько десятилетий назад мыслились природным и исконным «обиталищем» и средой Православной Церкви, и не только крушений, но и превращений их в объект жестокой атаки со стороны крайнего и тоталитарного секуляризма, враждебного религии, духовной природе и призванию человека. Вторая тенденция — стремительный рост православной диаспоры на Западе, которая, при всей «случайности» ее исторического происхождения, кладет конец прежнему замыканию православного мира Востоком, их традиционному отождествлению и, следовательно, знаменует начало новой судьбы этого мира — теперь уже на Западе и в контексте западной культуры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2629...

С.И. Остроумов Часть IV: блаженства христовы Первое блаженство «Блажени нищие духом, яко тех есть царствие небесное» ( Мф. 5:3 ). Тексты „Авраам сказал в ответ: вот я решился говорить Владыке, я – прах и пепел», ( Быт. 18:27 ). „Мерзость пред Господом всякий, надменный сердцем: можно поручиться, что он не останется ненаказанным». ( Притч. 16, 5 ). „Если поставили тебя старшим на пиру, – не возносись; будь между другими, как один из них; позаботься о них и потом садись». ( Сир. 32:1–2 ). „А вот на кого Я призрю: на смиреннаго и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». ( Ис. 66:2 ). „Научитесь от Меня, ибо Я... смирен сердцем и найдете покой душам вашим». ( Мф. 11:29 ). „Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». ( Мф. 18:4 ). „Кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысит-ся». ( Мф. 23:12 ). „Что высоко у людей, то мерзость пред Богом». ( Лк. 16:15 ). „Когда исполните все, повеленное вам, говорите: мы – рабы, ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать». ( Лк. 17:10 ). „Кто из вас больше, будь, как меньший, и начальствующий, как служащий... Я посреди вас, как служащий». ( Лк. 22:26–27 ). „Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его?» ( Иак. 2:5 ). „Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И так смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время». ( 1Пет. 5:5–6 ). (Ср. Иак. 4:10 ). „Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуй-те смиренным; не мечтайте о себе». ( Рим. 12:16 ). „Бог избрал безумное мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира, и уничиженное, и ничего незначущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее. Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». ( 1Кор. 1:27–29 ). „Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господ знает умствования мудрецов, что они суетны». ( 1Кор. 3:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Уильям Д. Маунс Глава 45. Аорист и будущее время страдательного залога Прикосновение к экзегетике Библейские авторы столь открыто и прямо говорят о Божьих действиях, совершённых для нас и нашего спасения, что для изучающего новозаветный греческий язык может стать неожиданностью, что иногда Божья суверенная благодать скрыта за грамматическими конструкциями, вообще не содержащими имя Бога. Именно так обстоит дело с конструкцией, которую Макс Цервик назвал «богословским страдательным залогом». Иудейская осторожная сдержанность в отношении прямых высказываний о Боге достаточно часто проявляется в употреблении Иисусом страдательного залога будущего времени изъявительного наклонения – возможно, как некого рода умолчание для достижения большего риторического эффекта. Есть четыре классических примера в заповедях блаженства, где Иисус говорит о тех, кого называет «блаженными», что они «будут утешены» ( Мф. 5:4 ), «будут насыщены» (5:6), «будут помилованы» (5:7) и « будут наречены сынами Божьими» (5:9). Это всё означает, что Бог утешит их, насытит, окажет им милость и наречёт Своими детьми. Обещая, что на молитву будет дан ответ, Иисус говорит: «Просите, и дано будет вам... стучите, и будет отворено» ( Лк. 11:9 ). Ясно, что даёт ответ и отворяет двери Бог. Страдательный залог аориста реже используется таким образом, но все же Пётр говорит о пророках, которым «было открыто» (то есть это Бог им открыл), что их пророчества были предназначены для нас ( 1Пет. 1:12 ). Божья суверенная власть простирается также и над ужасающим судом, описанным в книге Откровения, где четырём всадникам была «дана» (δθη) власть убивать мечом, голодом, и болезнями ( Отк. 6:8 ). И самому Иоанну была «дана» (δθη) трость, чтобы измерить двор храма для суда (11:1). Здесь Бог тоже выступает в качестве неназванного Даятеля. В английском языке страдательный залог часто считается признаком плохого стиля, но в греческом языке он может быть ясным указанием на действие Божье. Дж. Рамси Михаелс Обзор В этой главе вы узнаете, что:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» ( 1Пет.2:21 ). Терпение Христово есть необходимый путь нашей нравственной жизни, осуществления нами нашей нравственной задачи. Иного пути не может быть, как только приобщение страстям Христовым ( Флп.3:10 ). «Блаженны» – говорит Спаситель – «плачущие» ( Мф.5:4 ), – блаженны те, которые сознают, что уподобление Христу, достижение царствия Божия, созидание внутреннего человека, невозможно без труда и подвига, путь узкий, врата тесные и немного входящих ( Лк.13:24 ; Мф.7:13–14 ). «Многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие» ( Деян.14:22 ). «Терпением да течем на предлежащий нам подвиг» ( Евр.12:1 ). Если обыкновенные человеческие дела выполняются только путем настойчивого и упорного труда, то тем более – дело нравственной жизни, бесконечно более важное и ценное. Мы, как будто, мало это сознаем. Терпим и многотерпим ради достижения земных целей,– приобретения богатства, славы, почестей, – терпим и смиряемся, и уничижаемся, и не жалуемся. А когда требуется терпение ради Христа, ради добродетели, ради царствия Божия, ради небесного, – о, тогда воздыхаем, изнемогаем, падаем духом и не можем терпеть. Почему так? Потому что не верим, ибо нельзя терпеть ради того, в действительности чего не признаешь. Кто никогда не помышляет о небесном, может ли он страдать ради небесного? «Идеже бо сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» ( Мф.6:21 ), – и если сокровище наше, а, следовательно, и сердце наше всецело в земном и чувственном, то страдания ради небесного представляются нам каким-то юродством. Укрепите так ныне упавшую веру, и вы умножите христианское терпение: пробудите в душе так поблекшие ныне высокие христианские заветы, и вы вдохновите людей, вложите в них живительную, бодрящую силу на нравственный труд и подвиг. Ослабели в нас христианские помыслы, христианские чаяния, а потому нет и христианского терпения, и нам понятно только терпение житейское и мирское, извлекающее для себя прямую выгоду и пользу. К великому прискорбию, при современном направлении жизни, уже слышатся такие голоса: «прежде накорми, а затем требуй добродетели». Возможно ли при таком унизительнейшем взгляде на добродетель какое-нибудь христианское терпение? Очевидно, невозможно, а мы не вправе ожидать только послушания раба, терпеливо ожидающего, пока его накормят.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

ЯЗЫК Христианин язык свой должен направлять к славословию Бога (3:85–86, см. ПОДВИГ , 685). Беречься от всего гнилого, ибо и Бога славим и св. Тайны принимаем этими же устами Помнить Христиане должны, что они святое и страшное имя Божие призывают, поют и хвалят: како убо имя Божие «великое и святое» призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, буесловием, кощунством, клятвою, хулением, злословием и прочиим смрадом? И тое им помнить должно, что причащаются пречистаго Тела и Крове Христовыя: како убо приимут во уста тую «Святыню», – во уста, глаголю, которыя гнилыми и смрадными словами оскверняют? Внимай сему прилежно, необузданный язык, да неосужденно имя Божие призовешь, и Святых Таин причастишися (3:246). Внимательно следить, чтобы не употреблять язык в грех Так много зол язык необузданный делает! Сего ради должно христианам весьма тщаться в том, чтобы его хранить в ограде своей, и не попускать ему свободно исходить, якоже глаголет Апостол: «аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздывает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера» ( Иак. 1, 26 ). И Христос судом грозит необузданному языку: «всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» ( Мф. 12, 36 ). Аще за слово праздное, кольми паче за слово скверное, срамное, хульное, укорительное, поносительное, воздадут ответ. Сего ради так сильно слово Божие увещавает нас к хранению языка: «да будет всяк человек скор услышати, и косен глаголати, косен во гневе» ( Иак. 1, 19 ). «Кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти» ( Пс. 33, 13–14 ; 1Пет. 3, 10 и на проч. местах) (3:246). Всяким образом тщиться хранить язык, и многих грехов избежишь (4:163, см. ОСУЖДЕНИЕ , 634). Воздерживаться от греха языком От празднословия, смеху, осуждения и оклеветания берегись. Все сие грешно, и на гнев Бога подвизает: у Бога же во гневе быть страшно и тяжко. Сего ради без нужды не говори, но люби молчание (1:106).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010