О пиявице, о которой говорится в книге притчей, и о (словах) «Небеса проповедуют славу Божию» Источник Глава 1 1. Венец из цветов сплетаю я для Христа, (но) не из (тех), которые похожи на (приносимые) иудеями, – не из таких. Ведь они полагали, (что можно) умилостивить Бога кровью животных, а мы, принявшие словесные жертвы ( 1Пет. 2, 5 ), не умеем приносить агнца н тельца. Но, как пчела, находящая медоносные источники, летая по росистым цветам, берет благоухание (нынешних цветов), принося нам плод, соответствующий полю, – так и мы, летая на легких крыльях мудрости и, по Евангельским и пророческим (наставлениям), наполнив 1 (наши) меры ( Лк. 6, 38 ), разнообразными песнями и изречениями, будем умилостивлять Бога этим духовным почитанием. 2. Боюсь, что это сочинение окажется трудным и тяжелым, так что, о Евстохий, я не в состоянии буду духовно истолковать (то, что) ты поручил мне. Ибо трудно правильно говорить о Боге. Однако сам Господь усиленно повелевает не лениться и ни в чем не уклоняться от исследования Писания, говоря: Исследуйте Писания, ибо в них вы имеете жизнь вечную ( Ин. 5, 39 ). 3. Так, по Евангелию, некто, желая построить башню ( Лк. 14, 28–29 ), не мог совершить (этого). Христос учит нас этою притчею не восходить в (область) невозможного, то есть в смысл того, что превышает наше разумение, но, соразмерно с нашими силами, говорить и поучать прежде всего о познаваемом. 4. Тем не менее, веруя, что Господь может родить во мне слово, я выхожу на дело и отваживаюсь говорить. «Излилось из сердца моего слово благое» ( Пс. 44, 2 ). Хотя пророк сказал это (о) Отце и о Сыне, но (также) и Дух Святой в благочестивых 2 и чистых (людях) рождает благое слово и божественные мысли. 5. Поэтому, о душа, приобрети надежду на Бога и просветись светом познания ( 2Кор. 4, 6 ). Поучайся в законе Господнем день и ночь ( Пс. 1, 2 ; Нав. 1, 8 ). Не давай места духу прельщения и подражай всем другим добродетелям того, кто сказал: «Ради страха Твоего, Господи, мы зачали во чреве, и болели, и родили дух спасения» ( Ис. 26, 18 ) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

ХРИСТИАНИН (см. также ЧЕЛОВЕК ) Величие христианина, что рожден от Бога и чадом Божиим называется За велико люди почитают рожденным быть от царя, и быть и называться чадом царским: но Христианам «велико» есть рожденным быть от Бога, и называться и быть чадом Божиим. Сему удивляется Апостол святый, и со удивлением глаголет: «Видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Божия наречемся, и есмы» ( 1Ин. 3, 1 и 2) (4:316). Христиане истинные имеют честь именоваться чадами Божиими, быть в общении с Богом 1-е. Они называются и суть чада Божия. Что преславнее сего имени человеку? Сему достойно удивляется Апостол Христов, и со удивлением глаголет христианам: «Видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Божия наречемся, и есмы» ( 1Ин. 3, 1 и 2). Откуда и молятся христиане Богу, яко Отцу своему, и един глас к Нему возносят: «Отче наш, Иже еси на небесех», и проч. Истинные христиане тесный союз и общение имеют со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом, глаголя: «общение наше со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» ( 1Ин. 1, 3 ). В истинных христианах, яко в храмах одушевленных, обитает любезно небесный Бог, Отец и Сын и Святый Дух. О сем глаголет Господь: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдает: и Отец Мой возлюбит его; и к нему приидем, и обитель у него сотворим» ( Ин. 14, 23 ). Что сей души честнее и благороднее может быть, в которой Бог Триипостасный любезно и благодатно обитает? (2:218–219). Христианин есть сын Божий и рождается от Бога Дети от отца рождаются: тако христиане, люди обновления и сынове Божии по благодати, рождаются от БОГА. «Елицы прияша Его (Христа, Сына Божия), даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его. Иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» ( Ин. 1, 12 и 13). Дети раждаются от семени отчаго; христиане рождаются ВОДОЮ и СВ. ДУХОМ, СЛОВОМ БОЖИИМ и ВЕРОЮ. «Восхотев породи нас словом истины» и проч. ( Иак. 1, 18 ). «Порождени не от семене истленна, но неистленна, словом живаго Бога и пребывающаго во веки» ( 1Пет. 1, 23 ) (4:14).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

1. Задача христианской апологетики; различие между апологетикой и апологией христианства; место и значение апологетики в системе христианского богословия Христианская апологетика имеет своей задачей научное разъяснение и защиту основных истин христианской веры и нравственности. И в науке веры, как и в науках человеческого знания, есть свои основные положения или такие истины, на которых, как на твердом основании ( Лк. 1:4 ), утверждается всё христианское вероучение и нравоучение. Таковы в особенности две истины: истина бытия Бога, Творца и Промыслителя мира; и истина нашего искупления от греха и смерти через воплотившегося Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Знать эти основные истины, т.е. ясно и правильно понимать всё обнимаемое ими учение о Боге, о мире и человеке, и быть всегда готовым, по заповеди Апостола, к оправданию, защите их пред всяким, требующим у нас отчета в нашем уповании, составляет священную обязанность всякого искренно верующего христианина, а вместе первое, насущнейшее благо жизни. Се есть живот вечный, – так определяет важность указанных двух истин Сам Иисус Христос , – да знают Тебе единого истинного Бога и Его же послал ecu Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Заповедь же Апостола гласит: будьте всегда готовы к ответу ( τιμα ε πρò ς πολογαν) всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании, с кротостию и страхом ( 1Пет.3:15 ). Мы ограничиваем задачу апологетики научным разъяснением и защитою основных истин христианской веры и нравственности. Так именно понимается богословами задача её в настоящее время 1 , и в этом между прочим ограничении её задачи указывается одно из отличий Апологетики, как науки ( πολογητικ πιστμ), от Апологии христианства вообще, если только нужно вообще устанавливать и разъяснять различие между этими двумя названиями, – различие, касающееся более формы, чем существа дела. В так называемых апологиях христианства, как легко видеть из произведений этого рода, имеющихся во множестве и в древней и особенно в новой христианской литературе, и выбор предметов защиты, и приемы самой защиты и форма изложения представляют большое разнообразие, так как и то, и другое, и третье зависит, от разности в побуждениях, по которым писаны были в разное время те и другие апологии, от характера, более теоретического, философского, или более практического, тех антихристианских учений, против которых они направлялись, равно как от уровня образования, от наличности вообще религиозных потребностей тех читателей, для которых они ближайшим образом предназначались и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Б. «Отвергнись себя» (Лк.9:23) 1. Библейские тексты о самоотвержении Самоотвержение заповедано. Господь Иисус ко всем сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» ( Лк.9:23 ). Господь а) подал пример самоотвержения во всем: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф.8:20 ). – «Я... не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин.5:30 ). – «Господь, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 ). – «Уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:7–8 ). – «Иисус... вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» ( Евр.12:2 ). б) отдал Себя Самого, чтобы спасти нас: «Хлеб... который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). – «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин.10:11 ). – «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). – «Господь отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» ( Гал.1:4 ). – «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф.5:2 ). – «Един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2:5–6 ). Самоотвержение необходимо для того, чтобы быть учеником Христовым: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:33 ). Самоотвержение должно состоять а) в отвержении нечестия и похотей: «Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши в орудия праведности» ( Рим.6:13 ). – «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили» ( Тит.2:11–12 ). – «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу... чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» ( 1Пет.2:11, 4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ИСКУШЕНИЕ Всякому принявшему крещение предстоят искушения от диавола Всякому, кто родится водою и Духом, т. е., всякому христианину следует искушение от ДИАВОЛА, и с ним всегдашняя БРАНЬ. Аще бо Христа Сына Божия дерзнул искушать злохитрый дух: оставит ли уже христиан? Христос бо Господь во всем образ нам Себе подал. Он искушаем был сатаною; надобно и нам искушенными быть. Он победил силою Своею искусителя: надобно и нам Того силою его победить. Не на оперы и банкеты и роскоши позваны ХРИСТИАНЕ, но на брань и подвиг духовный, и подвиг не противу плоти и крови, но противу диавола и злых его духов (4:243). Находящимся на пути ко СПАСЕНИЮ неизбежно последуют искушения Обратившимся к Богу всегда бывает много «искушений», о чем и в Писании написано тако: «чадо! аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение. Управи сердце твое, и потерпи, и не скор буди во время наведения», и проч. ( Сир. 2, 1 и 2). И на многих местах Священнаго Писания о томжде свидетельствуется. Надобно убо терпеть и молитвою противу их вооружаться, и тако «преодолевать»; сатана не спит, но всегда бодрствует на погибель нашу, по учению Апостольскому: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити: ему же противитеся, твердою верою», и проч. ( 1Пет. 5, 8 и 9). Апостол Иаков глаголет: «блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» ( Иак. 1, 12 ). Терпи убо, и ожидай от Бога милости, и в будущем веке конца (5:355–356). Когда грешник, благодатию Божиею подвигшись, начнет каятися, то сретает его различное искушение: «чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение» ( Сир. 2, 1 ). Начнет человек ко Христу приступать, а сатана в след его женет и отвлекает от Христа; начнет работать Христу, и запинает ему враг и различныя простирает сети (1:223). Известно знай, что где ни будешь жить, искушения сатанинскаго не избежишь, который то сам чрез злые помыслы, то чрез злых людей, своих служителей, искушает, безпокойствует, озлобляет и гонит приходящих ко Христу, и хотящих усердно Ему работати. И тое бывает, что которые прежде были други наши, сделаются нам дальними, нашими врагами, и самые кровные и единокровные наши, как-то: отец, матерь, братии, сестры, и прочии сродники, ежели по миру живут, будут гнать нас (1:229).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Рассуждение тридцать второе. О благочестии Гони правду, благочестие, веру, любовь, терпене, кротость ( 1Тим.6:11 ). § I Святые Феодорит и Златоуст примечают, что в Священном Писании мужи благочестивые и Богу добродетелью приближенные называются людьми Божиими не потому, якобы прочие люди не были Божии; но потому, что они образ Божий, по которому созданы, чист и невредим грехом деятельным сохранить стараются. В таковом смысле рассуждаемого благочестивого, Апостол Павел научая, к Тимофею, ученику своему, говорит: ты же, о теловече Божий, сих (пороков) бегай: гони правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость. § II Кроме сего названая, что благочестивые называются людьми Божиими, суть ещё разные. 1) Благочестивые именуются другами Божиими. Сие наименование даёт Сам Сын Божий, глаголя: вы друзи мои есте, аще творите, елика аз заповедаю вам ( Ин.15:14 ). 2) Благочестивые именуются агнцами α) в рассуждении кротости и незлобия. Между многими животными первое место занимает агнец. Агнец есть кроток, он ниже зубами, ниже ногтями, ниже рогами, ниже ногою вредит: так благочестивые суть кротки, а потому-то и ублажаются от Бога: блажени кротцыи: яко тии наследят землю ( Мф.5:5 ). Да и сами они о себе могут похвалиться: ни единаго обидехом, ни единаго истлихом, ни единаго лихоимствовахом ( 2Кор.7:2 ). ß) Благочестивые называются агнцами в рассуждении пользы. Всё то, что имеет агнец, есть полезное: так все дела благочестивых суть полезны к назиданию ближнего. γ) Благочестивые называются агнцами в рассуждении знания. Агнец познаёт волка ( Лк.10:3 ): благочестивые должны стараться познать волка адского, который всех старается отогнать от Царствия Небесного. Они должны познать и хищных волков веры Христовой, кои суть лживые пророки, приходящие во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы ( Мф.7:15 ). Они должны познать волков нечестия и гонения, о коих говорит Христос: се, аз посылаю вас яко овцы посреде волков; будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие ( Мф.10:16 ). δ) Благочестивые называются агнцами в рассуждении терпения. Терпение величайшее примечается во агнце: так благочестивые должны быть терпеливы взирая на начальника веры Христа, о коем пишется: иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно ( 1Пет.2:23 ). ε) Благочестивые называются агнцами в рассуждении чистоты. Они очищают себе от всякия скверны плоти и духа ( 2Кор.7:1 ). И таковых есть очень мало, иже не оскверниша риз своих ( Откр.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

свящ. Сергий Кобзарь Приложение I. Перечень главных ересей протестантизма 1. Протестанты отвергают особое священство в Церкви и разделение верных на пастырей и овец (см. гл. 12, абз. 2–5,10), вопреки учению Библии (см. гл. 12. абз. 11–28) и всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 30–39). 2. Большинство протестантов, вопреки Библии и учению древней Церкви (см. гл. 12, абз. 83–120), отвергли трёхчинное устройство церковной иерархии (епископ, пресвитер, диакон), заменив её на двухчинную и упразднив епископский чин (см. гл. 12, абз. 81), без которого в самом принципе не может быть Церкви и спасительных таинств. 3. Протестанты, вопреки Св. Писанию и учению всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 127–151), отвергли апостольскую преемственность рукоположения священства, установив свою бесчинную, самозваную и безблагодатную иерархию. 4. Протестанты отвергают крещение «для прощения грехов» (см. гл. 13, абз. 3), вопреки Св. Писанию ( Деян.2:38 ) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 41, 43–53, 55, 57–66), изменив при этом Никео-Цареградский Символ Веры (см. гл. 13, абз. 8). 5. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; Рим.6:2–7 – см. гл. 13, абз. 18–28,31) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 38–40, 42–45, 47, 49–54, 58, 60–62, 66, 68), отрицают то, что в Крещении человек возрождается (см. гл. 13, абз. 3), 6. Протестанты учат, что «крещение не спасает» (см. гл. 13, абз. 3), прямо противореча Апостолу, глаголющему, что «крещение... спасает» ( 1Пет.3:20–21 – см. гл. 13, абз. 10) и другим свидетельствам Св. Писания ( Мк.16:16 ; Гал.3:27 – см. гл. 13, абз. 11–13, 29–30), а также единодушной вере всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 37–69, особенно 45, 62, 64). 7. Большинство протестантов отвергают детокрещение, вопреки Св. Писанию (см. гл. 13, абз. 157–172), особенно Деян.2:37–39 , и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 13, абз. 175–186) – даже вопреки учению своих же основателей (см. гл. 13, абз. 173, 186). 8. Протестанты извращают последовательность в спасении (сначала Крещение, а потом – принятие Духа Святого), засвидетельствованную как Св. Писанием ( Деян.2:38; 8:14–17; 8:38–39; 19:1–7 ; Тит.3:5 – см. гл. 14), так и учением всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 55–58, 60, 64, 67; гл. 14, абз. 56–57, 59, 61–69, 73, 75, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Седьмая заповедь Поучение 70. 1) Значение заповеди. 2) Виновность нецеломудрия. 8) Божий гнев и наказания на нарушителей целомудрия 1) Седьмая заповедь читается: не прелюбы сотвори. Так запрещается любодеяние. Под именем любодеяния надобно разуметь не только любовь, нарушающую свя­тость брачного союза, но и всякое нецеломудрие, обнару­живаемое словами и делами, и все то, что дает повод к нарушению целомудрия, заповедуемого христианам. Эта заповедь предписывает как хранение верности в брачном союзе, так вообще целомудренную чистоту, не­обходимую каждому христианину и вне брачного состояния. Апостол учит: блуд и всяка нечистота ниже да име­нуется в вас, якоже подобает святым, и сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная (и сквернословие, и пустословие, и шутки, как неприличное) ( Еф.5:3,4 ). О, когда бы, по апостольскому слову, доброде­тель целомудрия так была чтима между нами, что про­тивные ему пороки и называть по именам почитали бы оскорбительным для целомудренной чистоты мысли и чувства! Но, к несчастью, нашего времени, пороки нецеломудрия между христианами ныне так нередки, что иные не только не считают грехом говорить о них, на соблазн другим, может быть еще незнающим греха, но почитают малым грехом или извинительною слабостью и пре­даваться этим порокам, презирая совесть, заповедь и честь. Нужно ли называть и объяснять грехи, обличаемые и запрещаемые заповедью? Их много, и может быть об иных было бы оскорбительно слышать целомудренным душам. Скажем о некоторых, более известных. Та­ковы: Блуд, или беззаконная плотская любовь между людь­ми, находящимися в супружеском союзе. Прелюбодейство, которое бывает, когда находящиеся в супружестве имеют супружескую любовь с посторон­ними. Кровосмешение, которое бывает, когда имеют лю­бовь плотскую между собою родственники. Иисус Христос учит избегать нецеломудренных помыслов, как любодейства. Всяк иже воззрит на же­ну, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Обличая и осуждая нечи­стой взор, как любодейство, Господь показывает чрез то, как должны мы понимать заповедь: не прелюбы со­твори. Она запрещает не грубые только виды беззакон­ной любви, но всякое злоупотребление супружеской люб­ви, назначенной для высокой цели продолжения и умножения человеческого рода. Если нечистое воззрение на жену, по суду Господа, есть уже любодейство: то явно, что заповедь запрещает всякую нечистую мысль и желание, противное законной любви, всякие противные целомуд­ренной скромности разговоры, нескромный внешние движения, прикосновения, лобзание, и всякое злоупотребление тела, нарушающее чистоту целомудрия. Апостол Петр учит: возлюбленнии, молю то пришельцев и странников, огребатися (удаляться) от плотских похотей, яже воюют на душу ( 1Пет.2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

1. Видя ваше, возлюбленные, усердное ежедневное стечение сюда, я чувствую великое удовольствие и не престаю прославлять человеколюбивого Бога за ваше преспеяние. Как голод есть признак телесного здоровья, так и усердие к слушанию Слова Божия можно считать самым лучшим признаком душевного здоровья. Поэтому и Господь наш Иисус Христос в нагорной проповеди о блаженствах сказал: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» ( Мф.5:6 ). Кто же будет в состоянии достойно восхвалить вас, которые уже получили от Владыки вселенной наименование блаженных и ожидаете от Него еще бесчисленных благ? Наш Владыка таков: когда увидит, что душа стремится к предметам духовным с сильным желанием и напряженным усердием, то подает благодать и богатые Свои дары. Поэтому надеюсь, что и нам, для вашей пользы, подаст Он обильнейшее учительное слово к назиданию любви вашей. Ведь для вас и вашего преспеяния мы предпринимаем весь этот труд, чтобы и вам скорее достигнуть самой вершины добродетели и быть учителями богоугодной жизни для всех, взирающих на вас, и нам получить большее дерзновение, видя, что мы трудимся не тщетно и не напрасно, что это духовное семя ежедневно возрастает, и с нами не случилось того, что было с сеятелем, упоминаемым в Евангелии ( Мф.13:4–7 ). Там одна только часть сохранилась, а три погибли: иное семя пало при дороге – и осталось бесплодным; иное было подавлено тернием, а иное, упав на камни и оставшись на поверхности, не могло принести никакого плода. Но здесь, по благодати Божией, мы надеемся, что все семя брошено на добрую землю, и одни принесут плод его во сто крат, другие – в шестьдесят, а иные – в тридцать. Это-то умножает нашу ревность, это-то возбуждает наш ум, – именно уверенность, что мы не тщетно и не напрасно предлагаем поучение, что вы принимаете слова ваши внимательным слухом и бодрым умом. Говорю это, не льстя любви вашей, но заключая о вашем усердии из вчерашней нашей беседы. Я видел, как все вы внимательно слушали и всячески старались, чтобы не опустить ни одного слова. Кроме того, и частые рукоплескания были весьма ясным доказательством, что вы слушали поучение с удовольствием. А кто слушает что-нибудь с удовольствием, тот, очевидно, внедряет это в ум и, слагая во глубине души, делает неизгладимым. Кто же может достойно и вас восхвалить, и нас ублажить за то, что говорим в слух слушающих? – «Блажен, – говорит (Писание), – поведаяй во ушы послушающих» ( Сир.25:12 ). Это следствие поста; это врачество послужило во спасение душам нашим. Если же (пост) показал такую силу в самом начале своем, то какой надобно ожидать от него пользы в последующие дни? Только вы, прошу, «со страхом и трепетом свое спасение содевайте» ( Флп.2:12 ) и не давайте никакого к себе доступа врагу вашего спасения. Он, видя теперь ваше духовное богатство, беснуется и свирепствует, и «яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ). Но если будем только бдительны, то, по милости Божией, он никого не одолеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  Часть 1 → Предисловие   Смерть Христа всегда потрясала и будет потрясать умы и сердца людей. Это беспримерное в истории явление легло в основу жизни человечества. И тайна смерти остается неразгаданною загадкою, пред которою, с благоговейным трепетом, преклоняется и мир ангельский ( 1Пет. 1:12 ; Еф. 3:10 ). Смерть Христа, по своей жестокости, несправедливости, мировому и вечному влиянию на судьбы человечества, невольно вызывает каждого на размышления. Нельзя вычеркнуть из истории этого явления, нельзя обойти его в жизни – настолько оно захватывает все существо человека и самую задачу его бытия! В смерти Христа открывается нам что такое человек, для чего существует он, чрез что и как выполнит он свое назначение. Смерть Христа устанавливает отношение Бога к человеку и человека к Богу, раскрывает бесконечное величие человека, по благости Божией, и поразительное ничтожество его, благодаря своевольному восстанию его против Бога. Та и другая сторона выступает пред нашим сознанием в крестной смерти Христа. Мы видим здесь, что человек бесконечно велик и дорог в очах Божиих, если за него умирает самою страшною, позорною и мучительною смертию Богочеловек; но, вместе с тем, мы неотразимо-глубоко чувствуем и сознаем, как низко пал человек, если он оказался способным убить на кресте своего Искупителя и Спасителя, Самого Сына Божия во плоти человеческой. Дальше спускаться некуда! Но из такой низины, из такой глубины падения, он возносится на такую высоту, что делается «причастником Божеского естества» ( 2Пет. 1:4 ), выше чего немыслимо подняться. Отсюда само собою вытекает, что и существо Бога, Его нравственная природа нигде в такой полноте не раскрывается, как в крестной смерти Христа. Мы видим здесь бесконечную благость, бесконечную любовь, бесконечное милосердие, бесконечную премудрость и бесконечную правду Божию, которая могла так гармонически сочетать все Божественные совершенства в акте искупления крестною смертию Христа, не нарушая ни свободы человеческой, ни правосудия Божественного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010