Если кто скажет слово на Сына человеческого, – учит Сам Христос, – простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ). «Кто скажет брату своему: рака (т.е. пустой человек) подлежит синедриону (т.е. верховному судилищу); a кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ). Так строго судит о слове человеческом воплощенное Слово Божие, Господь наш Иисус Христос ( Ин.1:14 ). Сообразное с этим судом учение это находим мы во всём, не только Новом, но и Ветхом Завете. «Никакое гнилое слово, – учит Апостол Христов, – да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф.4:29 ). «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» ( Кол.4:6 ). Мы должны «удерживать язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Петр.3:10 ) и «говорить истину», одну только истину «каждый ближнему своему» ( Еф.4:25 ). Если «всякий человек должен быть медлен на слово» ( Иак.1:19 ), то тем более христианин, знающий, что он «от своих слов или оправдается, или осудится» ( Мф.12:37 ). К нему, поэтому, вполне приложимо изречение Премудрого: «слова твои да будут не многи» ( Еккл.5:1 ), потому что сила и действенность речи заключаются не в количестве слов, a в качестве их. При свете христианства мы можем оценить теперь, как следует, и ту свободу слова, которой злоупотребляют люди, не имеющие в себе совсем духа христианского. Скажите по совести, разве это истинная свобода слова, когда некоторые из нас, носящие на себе, по-видимому, звание христианское, на самом же деле давно уже отвергшиеся его, люди ни во что неверующие в своем уме и сердце, позволяют себе своими «нечестивыми устами изрыгать всякое «зло» ( Притч.15:28 ), когда слова их являются не только «не со смыслом» ( Иов.34:35, 38:2 ) и потому «невразумительными» ( 1Кор.14:9 ), но и прямо таки «неистовыми» ( Иов.6:3 ) и «безумными» ( Пс.13:1 ; Ек.10:13 ), когда «слова их, как рак, распространяются» ( 2Тим.2:17 ) и заражают собою многие простые души? Разве в этом состоит свобода слова этих людей, что они, «будучи поборниками неправды» ( Ис.29:20 ), «самих себя опутывают словами уст своих» ( Притч.6:2 ), как какими-либо тенетами, a также и других людей стараются «запутать в словах» своих ( Ис.29:21 ), что они, помимо запрещения не вступать в словопрения» ( 2Тим.2:14 ), будучи заражены страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины» ( 1Тим.6:4–5 ), стараются заводить теперь всё это именно у себя? Нет, нет и нет! Суд Божий изречен таким людям ещё в Ветхом Завете: «дерзостны предо Мною слова ваши – говорит Господь устами пророка Малахии, вы – прогневляете Господа словами вашими» ( Мал.3:18, 2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Бог противится гордым: Покоритесь Богу, противостаньте диаволу, ибо сказано: Бог гордым противится ( Иак.4:7–6 ). Подчиняйтесь друг другу, потому что Бог гордым противится ( 1Петр.5:5 ). Бог унижает гордых: Дом надменных разорит Господь ( Притч.15:25 ). Так говорит Господь: сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима ( Иер.13:9 ). Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; ибо пришел день твой. И споткнется гордыня и упадет, и никто не поднимет ( Иер.50:31–32 ). Я уничтожу высокоумие филистимлян ( Зах.9:6 ). Горе за гордость: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою ( Ис.5:21 ). Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах ( Лк.11:43 ). Верные а) свободны от гордости: Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои ( Пс.130:1 ). Любовь не превозносится, не гордится ( 1Кор.13:4 ); б) оплакивают гордость других: Душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу ( Иер.13:17 ). Увещание избегать гордости: Не величайся пред лицем царя и на месте великих не становись, потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои ( Притч.25:6–7 ). По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать ( Рим.12:3 ). Не превозносись один пред другим. Ибо что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? ( 1Кор.4:6–7 ). Наказание за гордость: Истребит Господь язык велеречивый, тех, которые говорят: «кто нам господин?» ( Пс.11:4–5 ). За гордость Господь посылает страшные наказания и в конец низлагает гордого. Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их. Господь вырывает с корнем народы и насаждает вместо них смиренных. Гордость не сотворена для людей ( Сир.10:16–21 ). Грядет День Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено: и на все кедры ливанские высокие и превозносящиеся, и на все высокие горы и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится, и один Господь будет высок в тот день ( Ис.2:11–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Падение первого человека последовало чрез ослепление себя гордостию; будете яко бози ( Быт. 3:5 ), услышал он от обольстителя. Итак, кто желает восстать и возвратиться во внутреннюю славу свою, должен смирить себя так, как смирил Себе Спаситель наш, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестные ( Фил. 2:5 ). Такого человека и Бог превознесет: всяк возносяйся, смирится ( Лук. 18:14 ), смиряяй же себе обрящет благодать Божию ( 1Петр. 5:5 ; Евр. 4:16 ), преуспеет в истинном благочестии, прославится от Господа в жизни и смерти, – вознесется. Вот в чем состоит искание вышних, мудрствование горнего, а не земного. О! если бы мы пребыли тверды в сем искании благ вечных, совлеклись ветхого человека с деяньми его, и облеклись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины (Кор. 3:9; Еф. 4:24 ); если бы мир Божий и радость о Дусе Святе укрепили нас в страданиях, уничижении и бедности: то как бы нам показалось низко и суетно все то, что привязывает нас к земле, препятствует воспарять в горняя, идеже есть Господь одесную Бога! Чем выше кто восходит на вершину горы, тем более уменьшается и изчезает в глазах того все остающееся долу. Так точно и мы, если бы непрестанно стремились духом ко Господу; если бы выну имели сердца свои горе: то нам показалось бы ничтожным все, что мир почитает прекрасным и великим. Тогда отверзлись бы очи наши, и мы увидели бы, что пребывание наше на земле есть только место испытания, очищения и приуготовления к жизни лучшей, грядущей; что отечество, где ожидает нас полное успокоение от трудов, есть горе – на небеси. Увидели бы, что жизнь наша на земле есть сцепление горестей, страданий и болезней по душе и по телу; ибо всюду встречают нас беды, если не от сообщества с людьми в городах и селениях, то в самых пустынях и морях от борения с собою и от нападений духов злобы поднебесных; если не от злости врагов наших, то от самых друзей и сродников: врази бо человеку и домашнии его ( Матф. 10:36 ). Увидели бы, что до нынешнего часа, томясь в сей бренной плоти, странствуя в сей мрачной юдоли, и алчем, и жаждем, и наготуем ( 1Кор. 4:11 ). Увидели бы, что такая жизнь для бессмертного духа нашего есть темница, плен и рабство.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Хождение Иисуса Христа по водам ( Мф.14:22-33 ). С бурей сомнений в сердце, Петр утопал; но увидев Тебя, Иисусе, во плоти и по водам ходящим, познал в Тебе Бога истинного и, руку спасения получив, воскликнул: Аллилуия! Икос 4 Слыша слепый мимоходяща Тя, Господи, путем вопияше: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя! И, призвав, отверзл еси очи его. Просвети убо милостию Твоею очи мысленныя сердца и мене, вопиюща Ти и глаголюща: Иисусе, вышних Создателю; Иисусе, нижних Искупителю. Иисусе, преисподних потребителю; Иисусе, всея твари украсителю. Иисусе, души моея утешителю; Иисусе, ума моего просветителю. Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здравие. Иисусе, Спасе мой, спаси мя; Иисусе, свете мой, просвети мя. Иисусе, муки всякия избави мя; Иисусе, спаси мя, недостойнаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя. Иисус Христос исцеляет слепого близ Иерихона ( Лк.18:35-43 ). Услышав слепой, что Ты, Господи, мимо по дороге проходишь, взывал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» И призвав его, Ты открыл очи ему. Просвети же милостью Твоею духовные очи сердца и мне, взывающему к Тебе и говорящему: Иисусе, горних Сил создатель; Иисусе, земных искупитель. Иисусе, преисподней разрушитель; Иисусе, всего творения устроитель. Иисусе, души моей утешитель; Иисусе, ума моего просветитель. Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здравие. Иисусе, Спаситель мой, спаси меня; Иисусе, свет мой, просвети меня. Иисусе, от муки всякой избавь меня; Иисусе, спаси меня, недостойного. Иисусе, Сын Божий, помилуй меня. Кондак 5 Боготочною Кровию якоже искупил еси нас древле от законныя клятвы, Иисусе, сице изми нас от сети, еюже змий запят ны страстьми плотскими, и блудным наваждением, и злым унынием, вопиющия Ти: Аллилуиа. Христос искупает человечество ценой Своей Крови ( 1Петр.1:17-20 ), ( Гал.3:13 ), ( Откр.5:9 ). Как некогда пролитою божественною кровью искупил Ты нас от проклятия закона, Иисусе, так и ныне освободи нас из сети, в которой змий запутал нас страстями плотскими, и блудным соблазном, и злым унынием, возглашающих Тебе: Аллилуия! Икос 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-iis...

Что означает и к чему обязывает вручение крещаемому свечи? Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи ( Лк.12:35 ). И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего небесного ( Мф.5:15–16 ). Что означает облачение в белые одежды? Взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца ( Откр.7:9,14 ). Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых ( Откр.19:7–8 ). Почему бывает отречение от диавола при крещении? Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходить, как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Петр.5:8 ). · О каком еще крещении говорится в слове Божием? О крещении страданиями и кровью мученическою: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они сказали: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься ( Мф.20:22–23 ). Один из старцев спросил меня: сии облаченные в белые одежды кто и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них ( Откр.7:13–15 ). Объяснение. На этом основании не успевшие принять водного крещения, но умершие мученическою смертью и пролившие кровь за имя Христово, почитаются Церковью как крестившиеся кровью, на основании приведенных слов Иисуса Христа. О крещении младенцев: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божье ( Ин.3:5 ). Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царство небесное ( Мф.19:14 ). Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч ( Деян.2:38–39,41 ). Крестилась она [Лидия] и домашние ее ( Деян.16:15 ). И немедленно крестился сам [темничный страж] и все домашние его ( Деян.16:33 ); крещение заступило место обрезания ( Кол.2:11–12 ), а обрезание совершалось над младенцами в восьмой день по рождении ( Быт.17:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Григорий возмутился моим словам. Он нашел, что я «ложно перетолковал» случай с блудницей. Ведь Христос простил женщину раз. А если бы она «попалась» после в том же грехе: разве Христос простил бы ее? Нет, кто стал христианином, и после грешит произвольно, – тот погиб, того уже не возможно «опять обновить покаянием» ( Евр. 6, 4–6 ). – Удивляюсь твоей смелости, Григорий! Христу ты навязываешь свои мысли с такой же решительностью, с какой не стыдишься вбивать их в головы своих темных последователей. Но помни: «Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, говорил Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис. 55, 8–9 ). Кажется, ты не читал этих слов у Прор. Исаии. Иначе не измеряли бы долготерпения Божия своей ничтожной мерой. Разве милосердию Божию к кающимся грешникам можно полагать предел? Нет: оно беспредельно и выше всякого разумения ( Еф.3:18–19 ; Пс. 35, 6 ; Пс. 102, 11 ; Пс. 107, 4 и др.). Бог никому не желает смерти. Он хочет, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был ( Иез. 33, 11 ). «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог . Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» ( Иез. 18, 23 ). Это свойство Божие, очевидно, лучше баптистов, – всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины ( 2Тим. 3, 7 ), – понимала одна ветхозаветная «умная женщина», когда говорила царю Давиду: Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного ( 2Цар. 14, 2, 14 ). И св. Прор. Давид, конечно уж, вполне разделял верование этой женщины: на нём самом неоднократно оправдалась истина слов Соломоновых: «Семь раз упадет праведник – и встанет», помилованный Богом ( Притч. 24:16 ; ср.: 2Цар.12:13 ; Пс. 51:3 ; 2Цар.24:10 ; Чис.21:7 ; Суд.10:15–16 ; Ион.3:5–6 ; Мф.26:75 и мн. др.). Но ты возражаешь: «всё то было в Ветхом Завете»... А я спрошу тебя: разве в Новом Завете Бог изменился? (ср.: Откр. 21, 5 ; 2Кор. 1, 3 ; Исх. 3, 15 ; Пс. 101, 28 и пр.). Разве Он стал строже, немилосерднее к нам? Не Он ли, напротив, обещался быть «милостивым к неправдам людей» новозаветных ( Иер. 31, 29–37 )? Не Господь ли, когда пришла полнота времен ( Гал. 4, 4 ), отдал плоть свою правде Божией в умилостивление за нас недостойных ( Рим. 3, 23, 24 ; 1Петр. 1, 18–21 и др.)? Не Христос ли, наконец, повелел людям прощать грехи друг другу до седмижды семидесяти раз ( Мф.18:22 ), т. е. беспредельно? А ты близоруко видя, говоришь, что Христос может простить нам грехи лишь однажды : как будто мы добрее Господа (ср.: Мф.7:11 )! Если бы всё это было верно, зачем Он научил Апостолов, а чрез них и нас, просить у Бога постоянно, на всякий день оставления грехов наших ( Лк. 11, 4 )?..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Перейдем к библейскому анализу идеи апокатастасиса и остановимся на тех евангельских местах, которые с достаточной очевидностью говорят против учения апокатастасиса: «И ксли соблазнякт тебя рука твоя, отсеки се. Лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» ( Мк.9:43-46 ); «но кто будет худить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» ( Мк.3:29 ); «Тогда скажет (Царь. — Ю. 3. ) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ); «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ); из слов Авраама к богачу, находящемуся в аду; «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:26 ); «которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2Фесс.1:9). Существует точка зрения, что слово «вечный» (греч. αινιον) в этих случаях означает «вековой», т. е. длящийся нынешний век, «эон», но не переходящий в жизнь будущего века 9 . Но и по смыслу, и по букве такое понимание не является верным, что можно увидеть из других многочисленных случаев употребления этого слова: — вечные обители: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк.16:9 ); — вечные времена: «Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано» ( Рим.14:24 ); — вечный день; «Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный» ( 2Петр.3:18 ); — вечная слава; «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:17 ); «Посему я все терплю ради из разных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» ( 2Тим.2:10 ); «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит да соделает непоколебимыми» ( 1Петр.5:10 );

http://azbyka.ru/o-posmertnoj-uchasti-lu...

Более поздний латинский язык знает и другое значение этих слов. Именно, начиная с Тертуллиана , эти слова становятся терминами, связанными с покаянным каноном в Западной Церкви, так что satisfacere обозначает – «приносить покаяние за грехи через добрые дела, и этим давать удовлетворение Богу». 736 Но не надо забывать, что, хотя и в этом новом значении, этот глагол тесно связан с юридическим термином классики. Наиболее детальный анализ слова satisfacere можно найти у Deneffe в «Das Word «Satisfacere» в Zeitschrift für Kathol. Theologie. 1919. Bd. 43. S. 158–175. Оба слова – satisfacere и satisfactio обозначают личное удовлетворение обиженного, а не кару по закону беспристрастного порядка. Выше мы приводили некоторые законы, говорящие о сатисфакции. Для наглядности приведем еще один закон из Юстиниановой Дигесты: «Omnis pecunia esse debet aut eo nomine satisiactum est. Satisiactum autem accipimus quemodmodum voluit creditor, licet non sit solutum». 737 Во всех случаях, таким образом, оба слова означают отношения между двумя лицами и ни в коем случае не обозначают восстановления нарушенного закона как такового. В латинском тексте Библии нет специального термина, который бы соответствовал понятию «удовлетворения правды Божией». Ни satisfacere, ни satisfactio не встречаются в Вульгате в юридическом смысле этого слова. Слово satisfacere встречается: 2Цар.19:7: et procede, et alloquens satisfac setvis tuis. 1Ездр.5:5: et типс satisfacerent adversus accusationem. Мк.15:15: Pilatus autem volens populo satisfacere... Деян.24:10: bono animo pro me satisfaciam. Слово satisfactio встречается: Лев.10:20: Cum audisset Moyseus, receipit satisfactionem. Деян.17:9: Et accepta satisfactione a Jasone et a caeteris. 1Петр.3:15: Paranti semper ad satisfactionem о poscenti. 738 В тех случаях в Библии , где говорится о возмездии виновнику и о вознаграждении пострадавшего со стороны виновного, т. е. о некоем роде «сатисфакции» в римском праве, мы напрасно будем искать слова satisfacere и satisfactio в превосходном латинском переводе Библии – в Вульгате блаж. Иеронима. Мы читаем о «выкупе» (pretium), как переводит это слово « » (kopher) блаж. Иероним. Если это относится к отношению между людьми в судебном производстве, то еще меньше шансов найти термин «сатисфакция» в отношении между Богом и человеком. Мы находим слова: pretium, propitatio, redemptio.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Но если самонадеянность так вредна и опасна в делах внешних и житейских, то в делах духовных и в делах веры она совершенно нетерпима и пагубна. Предметы веры, по своей духовности, – неуловимы, по своей высоте – недосязаемы, а по своей глубине, – непостижимы и неисчерпаемы. Вера, говорит Апостол, есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых ( Евр. 11:1 ). Что же делать здесь уму самонадеянному и пытливому? С чего начать ему свое испытание и расследование? За что ухватиться прежде, и к чему перейти потом? Где даже поставить ему, хотя на одно мгновение, свою колеблющуюся стопу, чтобы в предмет своего исследования ближе и пристальнее всмотреться и вернее обсудить его? На уповаемом ли? Но оно не в нашей власти, – оно еще не пришло к нам, а только уповается, потому что верным Богом обещано. Оно еще отдалено и отделено от нас бездною неизвестного нам, хотя пред нашими глазами и даже вместе с нами проходящего времени. Его хранит еще непроницаемая для нас вечность, и одним из нас только покажет, а другим достойным того предаст в обладание их в последний день мира. На невидимом ли? Но где и как его взять, когда и видеть его не можно? Не безрассудно ли, и даже не преступно ли, хотеть наблюдать и испытывать то, что не только от глаза, но и от самой мысли ускользает? Кто ловит ветер, и кто решетом черпает воды? Что же здесь делать, опять вопрошаю я, уму самонадеянному и пытливому? – По совету и примеру Апостола, благоговейно стать и смиренно покориться пред неисповедимыми судьбами Вышнего, остановить свою Пытливость, воздержать свою самонадеянность и всякое возношение, взимающееся на разум Божий, пленить в послушание Христово ( 2Кор. 10:5 ); не вопрошать и недоверчиво испытывать, не пререкать и состязаться, но благодарно исповедывать и прославлять премудрость и благость Отца небесного, Который, по неизреченному Своему человеколюбию, открыл и даровал нам в вере верное средство – достигнуть своего предназначения и стяжать себе вечное блаженство. П осему-то чада веры и называются в Писании чадами послушания: темже, возлюбленнии, взывает апостол Петр, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым, – яко чада послушания, – души ваша очистивше в послушание истины Духом ( 1Петр. 1, 13–14. 22 ). Равно как неверующих тоже Писание именует сынами противления, объясняя притом, что в них действует темный князь власти воздушные, т. е. диавол, и потому они ходят по веку мира сего, и живут в похотех плоти своея, творяще волю плоти и помышлений ( Ефес. 2:2:3 ), как-то: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение, – и в тоже время угрожая им грядущим на них гневом Божиим ( Кол. 3:5:6 ), а нас предостерегая чрез то, да не кто от нас в туже притчу противления впадет ( Евр. 4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

3) скиния тоже считалась запятнанной, поскольку находилась там, где жил грешный народ; для нее тоже требовался обряд очищения ( Евр. 9:16–19.33 ; Евр. 9:21 ). Поэтому Аарон окроплял кровью не только крышку ковчега завета, но и землю перед ковчегом, а также Святое Святых и, наконец, жертвенник всесожжения. IV. ПРОРОЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЖЕРТВ 1) по словам ап. Павла, ветхозаветные Ж. были «образом и тенью» деяния Христа ( Евр. 8:5 ). В качестве такого «образа» они были установлены на время действия ВЗ, «только до времени исправления» ( Евр. 9:10 ), т.е. до времени прихода Христа. Предвещавшие жизнь и смерть Иисуса и только в этой связи обретавшие смысл, ветхозаветные Ж. должны были подготовить народ Израиля к приходу обетованного Мессии ( Рим. 10:4 ; Гал. 3:24 ); 2) если бы Ж., которые израильтяне приносили сначала в скинии, а потом в храме, не имели этого пророч. значения, то как следовало бы понимать то обстоятельство, что смерть тельца или другого животного могла искупить вину, которую человек возложил на себя своим греховным деянием? Могло ли животное, не имевшее никакого отношения к греховному поступку, замещать ⇒ человека , созданного по образу и подобию Божьему и ответственного пред Богом? «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр. 10:4 ). Т.о., нельзя утверждать, что Бог прощал грехи, взирая на приносимых в Ж. животных: и во времена ВЗ прощение происходило только ради Иисуса. Когда Бог взирал на жертвенник, Он видел там не смерть овцы, козы или тельца, а прозревал «Агнца Божия» на кресте Голгофы; Он заранее предвидел кровавую Ж. Своего Сына и только на основании этой искупит. смерти прощал грешнику его вину. Ветхозаветная Ж. сама по себе была бессильной, она обретала действенность лишь благодаря новозаветной Ж. Иисуса, на которую указывала; 3) тем самым грешник в ВЗ получал спасение так же, как и верующий сегодня. Его спасало «обратное действие» крестной смерти Иисуса, прообразом которой была ветхозаветная Ж. В свете искупит. подвига Иисуса Ж. за грех приобретает след. значение: а) представление. Я вижу Иисуса Христа как Ж., принесенную за меня, и верой принимаю Его как своего Искупителя; б) возложение руки. Верой я возлагаю груз своих грехов на моего безвинного Заместителя. Иисус несет мои грехи ( Ис. 53:6.11.12 ; Ин. 1:29 ; 1Петр. 2:24 ); в) заклание. Неся наши грехи, Иисус пошел на крест и отдал там Свою жизнь. Он принял смерть, замещая нас, чтобы искупить наши грехи, чтобы Бог, проявляя Свою праведность, мог оправдать того, кто верит в Иисуса ( Рим. 3:26 ); г) помазание кровью. Как первосвященник кровью Ж. доказывал пред Богом, что искупит. Ж. мертва, так и Иисус Христос, наш Первосвященник ( Евр. 6:20 ; Евр. 7:26 ; Евр. 8:1 ; Евр. 9:11 ), свидетельствует пред лицом Отца о Своей искупит. смерти ( Евр. 9:24 ; Евр. 7:25 ; Рим. 8:34 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010