Сила и действие таинства крещения на душу крещаемого: а) в таинстве крещения человек получает благодать Духа Святого, очищающую его от первородного и от всех содеянных до крещения грехов: Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите да Святого Духа ( Деян.2:38 ). Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса ( Деян.22:16 ). Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф.5:25–27 ); б) возрождается и обновляется по душе: Если кто не родится свыше, не может увидеть царствия Божия. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие ( Ин.3:3,5 ). Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы совершили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит.3:5–6 ); в) оправдывается и освящается: Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:9–11 ). Освободившись от греха, вы стали рабами праведности. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная ( Рим.6:18 ,:22). От человека, принимающего крещение, требуется: а) вера: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. ( Мк.16:16 ); б) покаяние: Петр сказал: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ); в) обещание Богу доброй совести: Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа ( 1Петр.3:21 ). Внешняя форма совершения таинства крещения

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

132 В деятельности Собора участвовали также епископ Румынской Православной Церкви Никодим и архимандрит Сербской Православной Церкви Михаил. Следует особо остановиться на том моменте, что более половины членов Поместного Собора были мирянами. Такое положение было не случайным. Собору предстояло выработать и принять решения, имеющие принципиальное значение для будущего Русской Церкви, ответственность за которые должна была лечь на всех Её верных чад. Поэтому Поместный Собор был призван явиться выразителем воли всей Русской Церкви, всех слоев Русского церковного общества. Это было тем более замечательно, что таким образом осуществлялся возврат к истокам апостольской традиции, когда сама Церковь , как единый организм, являясь в совокупности своих членов хранителем Вселенской истины, принимала решения по вопросам своего повседневного бытия, являвшиеся не только общеобязательными, но и близкими сердцу каждого Её верного члена. Примером этому служит Апостольский Собор в Иерусалиме ( Деян.15:4–29 ). Да, в Церкви установлены различные служения ( 1Кор.12:5 ), «и иных Бог поставил Апостолами» ( 1Кор.12:28 ), от которых и ныне по преемству имеет Она Свое Богоучрежденное иерархическое устроение. Но именно по молитвам всей Церкви – царственного священства и рода избранного ( 1Петр.2:9 ), те, кому Богом вручено предстоятельство в Ней, совершают свое служение к спасительному освящению каждого Её члена. И находясь под водительством Апостольских преемников, каждый член Церкви призван к несению в Ней своего служения по мере дарования, в сознании своей причастности к хранимой Ею Вселенской истине и исповеданию её. В этом открывается природа соборности Церкви, о чем неоднократно свидетельствовала история. И как Церковь есть единое Тело Христово, в котором «не может глаз сказать руке: ты мне не нужна» ( 1Кор.12:21 ), так и благосостояние каждого поместного церковного общества возможно лишь в случае общего рассуждения, общего делания и общей ответственности. Поэтому привлечение к решению вопросов повседневного церковного бытия не только иерархов, но и представителей клира и мирян, с учетом того, что многие из данных вопросов имели широкое обсуждение на церков-ных собраниях разного уровня – явилось делом вполне естественным и полностью соответствующим как церковному преданию, так и историческому опыту Русской Церкви, когда представляющие разные слои населения и духовенство Земские Соборы выносили определения также и по вопросам церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.: Если мы примем предложенную выше философию жертвы, не кажется ли вам, что нас завоюют, ограбят? О.: В жизни с Богом есть много радости, это жизнь с избытком, поэтому было бы неверно определять христианский путь жизни как «философию жертвы». К счастью, жить можно не только в парадигме «нас завоюют/мы завоюем». Конечно, разумную предосторожность никто не отменял, мы живем в падшем мире. Поэтому для защиты от вражеских нападений существуют вооруженные силы. Но благополучие народа зависит, согласно Священному Писанию, не столько от надежды на силу оружия, сколько от следования народа пути Божию ( Пс. 9 ), от Самого Бога, милостивого, щедрого, и справедливого, спасающего правых сердцем.( Пс.7:11 , Пс.39 ).  Именно кротким обещано наследование земли ( Пс.36:11 ). И вряд ли можно изменить сердце человеческое, и в конечном итоге, общество, мир, чем-то иным, кроме любви, о которой прекрасно сказал ап. Павел ( 1Кор.13 ). В.: А как же пророчества разных старцев, как же проповеди авторитетных священников и даже епископов? Они совсем другую линию проводят, патриотическую, войну благословляют и освящают – как последнее средство против Антихриста. О.: Господь наш Иисус Христос обличил фарисеев за то, что они Слово Божие заменяли своими преданиями ( Мк.7:6-7 ), мыслили не по-Божьи, а по-человечески. Он обличил и иродиан, которые поддерживали царя в любых ситуациях, в том числе когда это вступало в противоречие с Законом Божьим ( Мф.22:16-21 ). В Апокалипсисе нет ни одного упоминания о том, что христиане должны побеждать Антихриста силой оружия. Их оружие – свидетельство о Боге, вплоть до жертвенной смерти ( Откр.11 ), и молитва хвалы Ему ( Откр.15 ). Мы призваны любить свой народ, свою землю, свою культуру, однако помнить при этом, что главное Отечество у христианина – Небесное. Как бы, отстаивая земное отечество нехристианскими средствами, не потерять Небесного! В.: Но разве не в удержании мира от окончательного разложения и состоит призвание нашего народа? О.: Относительно призвания русского народа есть много спекуляций. Следует знать: настоящий народ Божий – это Церковь ( 1Петр. 2:10 ). Все остальные народы могут в этот народ войти.

http://azbyka.ru/vojna-i-mir-v-svete-svj...

Ведь Слово Божие не только не дает нам ни малейших оснований веровать в установление «Царства Божия на земле», или в какой-то земной прогресс человечества, а совсем наоборот – оно предрекает истинным последователям Христовым многие скорби и «несение креста своего», в подражание и последование Господу-Крестоносцу, а миру этому, во зле лежащему, – неизбежный конец. «Царство Христово на земле» обещано отнюдь не чувственное, а мысленное – в душах всех истинно-верующих во Христа, для которых Господь стал Царем . Ведь не напрасно, определяя каковым должно быть все течение жизни истинного христианина на земле, Христос-Спаситель сказал: «иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» ( Мк.8,34 ) , а на Тайной Вечери, перед Своими крестными страданиями, предупредил учеников: «в мире скорбни будете» ( Ин.16,33 ) . Не напрасно и святые Апостолы Христовы, в полном соответствии с этими словами своего Божественного Учителя, наставляли христиан: «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие» ( Деян.14,22 )  или: «Христос пострада по нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его» ( 1Петр.2,21 ) . А этот временный земной мир, в котором «прогрессисты» сулят людям какую-то совершенно-фантастическую, вопреки печальной очевидности, счастливую «райскую» жизнь, при полном благополучии и благоденствии всех людей, по ясному учению Слова Божия, обречен на уничтожение в«день Господень» , когда «небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Петр.3,10 ) . Современные умники не хотят и слышать об этом, говоря, что это, может быть, и будет «когда-то», «через много миллионов лет», но никак «не теперь». Такими утверждениями они уподобляются тем «наглым ругателям», о коих говорит тот же святой Апостол, предостерегая христиан от этих опасных для нравственности христианской людей: «прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также» ( 2Петр.3,3–4 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Для отцов Церкви никакой разницы между традиционными и нетрадиционными конфессиями не было. Священное Писание разделяет религии только по одному принципу: одна – истинная, все остальные – ложные. Есть один путь, ведущий к Богу. Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). И есть множество путей, выдуманных дьяволом , которые ведут к гибели. Сам Господь сказал, что участь идолопоклонников «в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» ( Откр.21:8 ). Представители всех традиционных конфессий пойдут в ад, и традиционность им ничем не поможет. Почему же такой лживый подход существует сегодня в религиозном вопросе? Потому что сама суть религии заключается в том, что нужно ставить вопрос не о традиционности или нетрадиционности той или иной религии, а о ее истинности. Любая религия на этом построена. Индуизм, ислам или христианство – все они построены на этом, и в этом поле работают. А указанный подход – это попытка описать религию как общественный институт, и не больше. Поступать так в Церкви недопустимо. Мы должны быть в мире со всеми людьми, мы должны сотрудничать в деле мира с представителями других религий, но речь идет только о формальном мире, чтобы, как говорит святой Иоанн Златоуст , не было всеобщей войны всех против всех. Но ни в коем случае мы не должны под этим предлогом губить людей. Ведь если татарам или чеченцам, евреям или казахам мы не будем проповедовать, потому что они члены «традиционных конфессий», то мы проявим дьявольскую бесчеловечность по отношению к ним. Ведь получается жуткий расизм: люди тюркских кровей или кавказцы оказываются будто бы недостойны спасения по причине своей национальности. Это дискриминация в самом страшном смысле. 3. Причины миссионерства Именно потому, что нам безумно жалко людей, мы и пытаемся их спасти. Но мы можем их спасти, только зная очень важную вещь: мы избранные Богом. Мы «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего… из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ). Нам дана полнота Истины, мы знаем абсолютную Истину, «мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). И именно поэтому мы не стесняемся всегда напоминать всем, что обладаем абсолютной Истиной. Но важно заметить, что заслуги нашей в этом нет: мы не добились ее – нам ее подарили, и мы хотим поделиться этим подарком. Мы хотим, чтобы люди, находящиеся во тьме, нашли Свет; чтобы люди, бывшие в заблуждении, нашли Истину. Именно поэтому мы в заведомо неравном положении с теми, к кому мы идем. Мы вестники Бога. Мы избранные Бога, которые призывают в это избрание всех остальных, чтобы они стали такими же, как мы. 4. Методология миссионерства

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Культурная деятельность человека, по существу изначально поставленной перед ним задачи, является изменением мира, предвосхищающим его конечное преображение. Это прямо вытекает из задачи изменения самого человека, из его обожения. «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим.8:19–21 ) – говорит об этой задаче апостол Павел. Израиль и Ветхий, и Новый призван был сделаться «царственным священством и народом святым» ( Исх.23:22 ; 1Петр.2:9 ), освящающим все сферы жизни. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте» ( 1Фес.5:23 ), – наставляет фессалоникийцев апостол Павел. Но освящение человека, его обожение невозможно в отрыве от освящения всей его жизни. «Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа» ( Кол.3:17 ). Таким образом, человек, фактически, призывается к священнодействию в культуре. Человек образ и подобие Бога-Слова, и та жертва словесная, к которой он призван в культурной деятельности изначала (первое дело, порученное Адаму, состояло в наречении имен), есть священная жертва такого культурного служения 365 . Человек наполняет и ответственно исполняет свое культуротворческое служение в соработничестве с Богом. И как бы мы не относились к самосознанию русских писателей и поэтов, называвших свое творческое служение пророческим – сам факт наличия такого творческого самосознания 366 свидетельствует о том, что литературное творчество понималось ими как священнослужение. Русские религиозные философы культуротворческое служение сравнивали с монашеской аскетической практикой. «Я думаю, – пишет православный богослов Оливье Клеман, – что самое гениальное, что было у русских философов первой половины нашего века, это то, что они взяли из монашеской практики тему преображения человека и приложили ее к сферам культуры, общества, истории, чтобы показать, как реализуется в христианстве возможность преображения культуры и истории» 367 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

По поводу жалобы вашей на рассеяние от помыслов, обуревающих вас, советовал бы вам, как уносимый также их волнами, заливающими меня и поглощающими нередко, молить Господа о помощи в борьбе с ними. Св. Макарий Великий в беседе о двоякой брани, между прочим, говорит, «что брань с ними может быть окончена только благодатью Божьей; что человек не может освободить себя от их обольщений». Но чтобы к нашему бессилию пришла сила Божия, нам нужно, следуя совету св. ап. Павла, облечься во вся оружия Божия ( Еф. 6:10, 11 ), к коим относятся: 1) препоясание чресл наших истиною , т. е, забота о познании истины, стремление к ней и готовность всегда подчинять ей все наши мысли, склонности и чувства, так чтобы держались ею, как букет прекрасных цветов связывающею их нитью, и держась не выходили из души, не осыпались, подобно цветам посохшим и не разносились вихрем мечты порхучей; 2) броня правды , т. е. несомненная уверенность в заслугах Христа Спасителя, и чистота совести, соблюдаемая во всех наших словах, делах и помышлениях; 3) благовествование мира , т. е. исповедание той утешительной истины, что на кресте Христовом уничтожено рукописание грехов наших, и мы примирены с Богом; 4) щит веры , т. е. отражение и устранение от себя верою острых и уязвляющих, разожженных и палящих стрел – то сомнений и воспламеняющихся страстей и вожделений, то наветов на нас, поношений, незаслуженных нами и даже гонений от врагов истины и добродетели; 5) шлем спасения , т. е. упование на Господа Бога – крепкое, отражающее от души нашей уныние, порождающее иногда отчаяние; и 6) наконец глагол Божий , т. е. содержание и в памяти и в сердце истин слова Божия, коим, в случае искушений, подобно Иисусу Христу, должны мы отражать прилоги диавола. Известно, что враг спасения искушал Иисуса Христа; однако Он, оставивши нам образ, да последуем стопам Его ( 1Петр. 2:21 ), все искушения его отражал, мечем Слова Божия. И нам, поэтому должно иметь с вами наготове, в случае искушения, то или другое место в Слове Божием... Кроме сего полезно было бы прочитать вам, для научения себя, как вести внутреннюю брань и войну с помыслами, Слово св. Василия Великого : Внемли себе . – Для сей цели, я посылаю вам одну из книжек, в коей помещено оно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

1) Чтение слова Божия бывает спасительно для человека только тогда, когда он читает с благоговением и за объяснениями при недоуменных вопросах обращается к пастырям Церкви или к толкован. св. отцов и учителей Церкви ( 2Петр. 3:16 ). 2) При чтении Библии мы должны помнить то, что некоторые места нужно понимать в буквальном смысле, напр. исторические, а некоторые в переносном, напр. притчи (сравни родосл. И. Христа... Его рождение... Крещение... Страдания и Воскресение (букв. пон.) и притчи о сеятеле, десяти девах, соблазняющ. руке... (переносн. понят.). 3) Читаемое место Писания необходимо рассматривать не отрывочно, а в общем ходе... справлят. с параллелями... 4) Во избежание ошибок, свое понимание поверять с объяснениями людей, от Господа поставленных на церков. учительство: Ефес. 4:11–12 . Если какое место не дается для понятия, то оставить его до благоприятного времени... спросить пастыря... И Апост. не настаивает на обязат. разумения всего: 1Кор. 14:38 . Прем. Сирах также показывает о невозможности каждому и скоро понять Писание: З:21–24; 38:24–25. 5) Разобрать глав, места свящ. Писания, извращаемые сектант. в вопросе о чтении его: Иак. 1:5 ; 2Кор. 3:14–16 ; Фил. 3:15 ; 2Тим. 3:16 ; Лук. 10:21 ; Втор. 8:3 . 1) При толков. свящ. Пис. нужно помнить, что изложен. в Слове Бож. дело нашего спасения составляет тайну даже для Ангелов: 1Петр. 1:10–12 ; срав. Мф. 24:36 . В Писании есть нечто и неудобовразумительное: 2Петр. 3:16 . Сам человек не в силах изъяснить никакого пророчества: 2Петр. 1:20–21 . И апостолам не вдруг открывался ум к уразумению Писаний: Лук. 24:45 ; 2) Только избранным людям (апостолам) и их преемник. Господь открывал знание тайн Цар. Небесн: Мф. 13:10–11 . Эти люди, при изъяснении Писаний, руководились не одним собствен. умом, как делают сектанты, а, водимые Св. Духом, справлялись с свящ. Преданием. Только таким способом и можно «здраво и верно» истолковать писанное и незаписанное учение Христово: 2Кор. 2:17 . 3) Пользуясь наставлен. пастырей в познании Писаний, мы доверяемся не лицам, а действующему через пастырей Св. Духу: Деян. 20:28–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Для послушания Богу а) необходима благодать Божия: Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа ( Евр.13:21 ); б) нужна вера: Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает ( Евр.11:6 ). Бог дарует новый дух и новое сердце послушающим Его: Дам сердце единое, и дух новый вложу них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои ( Иез.11:19–20 ). Вот завет, который завещаю им, говорит Господь: вложу законы Мои в сердцах их, и в мыслях их напишу их ( Евр.10:16 ). Господь наш Иисус Христос был образцом повиновения: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя ( Мф.26:42 ). Моя пища есть творить волю пославшего Меня и совершить дело Его ( Ин.4:34 ). Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин.5:30 ). Я всегда делаю то, что Ему угодно ( Ин.8:29 ). Отче! Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить ( Ин.17:4 ). Господь, будучи образом Божиим, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:6,8 ). Послушание Иисуса Христа оправдало верных пред Богом: Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие ( Рим.5:19 ). Ангелы живут в послушании Богу: Благословите Господа [все] ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; благословите Господа все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его ( Пс.102:20–21 ). Послушание Богу должно быть а) добровольным: Научитесь делать добро, ищите правды. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли ( Ис.1:17,19 ). Буду хранить уставы Твои ( Пс.118:8 ); б) из глубины сердца: Соблюдай и исполняй постановления и законы от всего сердца твоего и от всей души твоей ( Втор.26:16 ); в) сыновним: Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем ( 1Петр.1:14 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

5. В отношении к человечеству а) крест Спасителя наружный послужил снятию греха, тяготевшего над человечеством по преступлению Адама: И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды, и пригвоздил ко кресту ( Кол.2:13–14 ). Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды ( 1Петр.2:24 . Ср. Евр.9:15 ); б) крест послужил освобождению от клятвы: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе ( Втор.21:23 ; Гал.3:13 ); в) к примирению с Богом: Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом, посредством креста, убив вражду на нем ( Еф.2:14–16 ). Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертию Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» ( Кол.1:19–22 ). 6 . Что сделал Спаситель посредством наружного креста в отношении диавола? Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды, и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол.2:14–15 ). Примечание. Что здесь говорится о победе над начальствами и властями диавольскими, это видно из следующих мест: Кол.1:13 ; Еф.6:12 ; Ин.12:31 ; Евр.2:14 . 7 . Какое значенье получил крест со времени прославления его Иисусом Христом столь великими плодами? а) Крест стал собственным Иисусу Христу и потому называется в слове Божием «крестом Иисуса» ( Ин.19:25 ), «крестом Его» ( Мф.27:32 ). Он стал знамением Самого Иисуса Христа, т. е. знамением Его победы над грехом, проклятием, смертью и диаволом: Тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою велико» ( Мф.24:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010