Слово Святейшего Патриарха Алексия в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя при вручении архиерейского жезла епископу Вяземскому Игнатию 7 июля 2005 г. 16:56 Преосвященный епископ Игнатий! Господь наш Иисус Христос голосом Церкви повелел тебе стать в ряды святителей Божественной Любви, и нет более ответственного и страшного призвания: «Вот, я посылаю вас» (Мф. 10. 16), — говорит Господь, — «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20. 21). Ты вошел в круг апостольский, в сонм епископов Русской Православной Церкви. Неумолим закон Христовой любви — сострадательной, крестной любви, любви доброго Пастыря, полагающего душу Свою (Ин 10. 11) за отступивших от Него людей. Господь зовет тебя соделаться жертвой (Флп. 2. 17), возлагает на тебя омофор, знаменующий собой заблудшую овцу, которую ты, ценой жизни своей, должен обрести и спасти от погибели, вручает жезл учеников Христовых (Евр. 11. 13; 1Петр 2. 11). Мы не сомневаемся в искренности твоей любви к Богу и к Церкви, и потому тебе и нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1. 29). «Любовью Иисуса Христа» (Флп. 1. 8) возлюби каждого в мире, в который ты входишь с новой обновленной силой. Принеси им непобедимую Пасхальную радость нашу, чтобы рассеялся страх, чтобы погасла ненависть, чтобы Свет Христов озарил тех, кто до сих пор ходит во тьме, чтобы едиными устами и единым сердцем воспеть славу и хвалу Богу, Создателю всех. Имей «ум Христов» (1Кор. 2. 16) и «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2. 5), смирение Господне и верность до конца в совершенном послушании Ему Единому. Господь не оставит тебя и сподобит послужить Ему, если ты, подобно Предтече Христову и Крестителю Иоанну, изо дня в день будешь убывать, покоряя в себе греховное, чтобы Ему расти в тебе, пока не овладеет всем без остатка. При наречении ты исповедал свой страх перед величием архиерейской хиротонии и ответственностью епископского служения. Благодать есть действие Божие. Сам Бог, хотя и невидимо, присутствует и действует в Таинствах церковных. Таинство рукоположения во епископа есть явление силы и славы Самого Бога. В присутствии Бога, в близости Его чувство страха и трепета испытывает всякая плоть человеческая.

http://patriarchia.ru/db/text/27779.html

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ К ПРАЗДНИКУ СВЕТЛОГО ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА 27 МАРТА 1972 Г. СТ. СТ. Христос Воскресе! «Возрадуется сердце ваше и радости вашея никтоже возмет от вас» ( Ин.16,22 ) . Приветствую вас, возлюбленные о Господ братие и сестры, с днем несказанной, неизреченной радости, с которой не может сравниться никакая другая, земная радость. «Христос бо воста – веселие вечное!» Воистину блаженны мы, христиане православные, ибо только нам одним, в меру чистоты наших сердец, дано вкушать эту радость, которая есть не что иное, как преддверие вечной нескончаемой радости – того вечного райского блаженства, какое уготовал нам Воскресший Христос. Нам принадлежать великие обетования: «Око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор.2,9 ) . Что перед этим все наши временные земные скорби, печали и страдания? Они все как бы растворяются, разсеиваются, исчезают, яко дым, и тают, яко воск от лица огня, в этой всепоглощающей светлой пасхальной радости, предвещающей нам вечное блаженство. " Думаю» , говорит Апостол: «что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим.8,18 ) . Но надо всегда знать и помнить, что как у Самого Христа-Спасителя путь к славе Воскресения шел через Гефсиманию и Голгофу, так и для нас нет иного пути к уготованному нам вечному блаженству как только через скорби и страдания. «Христос, пострадав за нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его» ( 1Петр.2,21 )  – учит нас Слово Божие. Поэтому глубоко заблуждаются те, которые здесь на земле стараются избирать для себя легкий путь утех и наслаждений, не думая о том, что мы должны «спострадать Христу», если желаем и прославиться с Ним. Путь страданий на земле для всех истинных христиан ясно предуказан Словом Божиим. Такой именно путь предначертал нам Сам Господь наш Иисус Христос, сказав ученикам Своим на Тайной Вечери:«вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется» , но тут же изрек им в утешение: «вы печальни будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин.16,20 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Высказывания о Заповедях Блаженства Первая заповедь «Христианин же (всякий нищий и богатый) должен сознавать себя нищим духовно, то есть видеть что в нем нет ничего своего доброго. Все доброе в нас от Бога. От себя же мы прибавляем лишь зло: себялюбие, прихоти, чувственности и греховную гордыню, и это должен помнить каждый из нас» (Игумен Филарет «Конспект по Закону Божьему», Москва, 1990, стр.27). Вторая заповедь «Блаженны те, кто не только скорбит о своем несовершенстве и недостоинстве, но и плачет об этом. Таким образом под плачем здесь прежде всего разумеется духовный плач о грехах и в связи с этим об удалении от Царства Божия кроме того среди подвижников христианства много было и таких исполненных любви и сострадания, которые плакали о других людях – об их грехах, падениях и страданиях но и вообще не противно духу Святого Евангелия под плачущими понимать также всех скорбящих и обездоленных людей если они свою скорбь принимают по-христиански смиренно и покорно. Они поистине блаженны ибо будут утешены Богом любви» (Игумен Филарет «Конспект по Закону Божьему», Москва, 1990, стр. 28). Третья заповедь «Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду, не сердится, не возвышает во голоса на согрешающих и обижающих «не воспрекословит не возопиет и никто не услышит голоса его» ( Матф.12:19 ). Кроткий «будучи укоряем не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мучением, но предоставляет мыслить за себя Судящему праведно» ( 1Петр.2:23 ). Вот величайший образец кротости! Вот ее существо» (Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Сергиева, т1, стр.173) Четвертая заповедь «Приходящий ко Мне не будет алкать, а верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоанн 6,35). «Но ныне независимо от закона явилась правда Божия о которой свидетельствует закон и пророки. Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия. Потому что все согрешили и лишены Славы Божьей, получая оправдание даром по благодати Его в прощении грехов соделанных прежде» ( Рим. 3,21–24 ). Пятая заповедь

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко!…» Как раз в середине Великого поста совершается у нас в храмах особый чин поклонения Честному и Животворящему Кресту и одновременно славится Воскресение Христово: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Этим подчеркивается неразрывная связь Креста с Воскресением – то, что Крест приводит нас к Воскресению, а потому мы не должны думать, что Крестом все кончается. Наоборот: в самом Кресте, который есть символ тягчайших страданий за Правду Божию, уже сокрыта неизреченная радость Воскресения – радость победы над злом и торжества Истины. Крест, бывший когда-то орудием страшной позорной казни для рабов и самых тяжких преступников, стал для нас, христиан, великим символом свободы от греха, потому что Сын Божий, волею распявшись на кресте, «пригвоздил на нем рукописание грехов наших» и затем, «смертью смерть поправ», преславно в третий день воскрес из мертвых, даровав нам жизнь вечную. Без Креста не было бы и Воскресения. Вот почему, готовя нас к торжественному празднованию Воскресения Христова, которое есть залог и нашего общего воскресения, Святая Церковь проводит нас чрез подвиг Великого поста – поприще страданий в борьбе со злом, путем отсечения всех своих плотских страстей и похотей житейских и искоренения начала всех зол – бесовской гордости, и напоминает нам, что, если мы хотим сподобиться радости Воскресения и воскреснуть со Христом к новой, нетленной и блаженной жизни, то мы должны последовать призыву Самого Подвигоположника-Господа: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» ( Мк.8,34 ) , как учит и святой Апостол Павел: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» ( Гал.5,24 ) . А св. Апостол Петр наставляет христиан: «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» ( 1Петр.2,21 ) . Вот потому-то теперь для нас, христиан, крест есть «Радости знамение, оружие нерушимое, Церкве стена, мучеников похвала, Апостолов украшение, архиереев утверждение» (Песнь 8 в среду крестопоклонной седмицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Оружия против козней бесовских 11 (24) сентября (Из слова Патерика об Агафоне, яко словом изгоняше бесов) Слово Божие заповедует нам бдительно охранять себя от искушений бесовских, чтобы враг внезапно не напал на нас и не погубил. Трезвитеся, бодрствуйте, говорит св. апостол Петр, зане супостат ваш дьявол , как лев рыкая ходит, ища кого поглотити ( 1Петр. 5, 8 ). Нечестие, суеверия, всякого рода заблуждения, злоба, разврат и другие грехи, все это – дело не одной нашей воли, но вместе бесовского подстрекательства. К счастью, мы не беззащитны против козней дьявольских, нам дано благонадежное оружие для борьбы с ними. Что же это за оружие? Во-первых, пост и молитва . Однажды к Иисусу Христу подошел человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. И запретил бесу Иисус; и он вышел из отрока. Тогда ученики, приступив к Спасителю наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Спаситель сказал им: «по неверию вашему» и затем прибавил: «сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 14–21 ). Во-вторых, крестное знамение. Однажды преподобный Антоний Великий , споря с бесами, говорил: «Если что можете со мною сделать, делайте; если не можете, то что напрасно и трудиться? Знамение крестное и вера к Богу для меня непреоборимая стена есть». Тот же св. отец так однажды поучал братию: «Когда бесы не в состоянии бывают смутить наших помыслов, тогда мечтаниями искушают и устрашают нас, но все они по первом креста знамении исчезают» (Розыск., ч. 2, лист. 182 и 183). Некогда мученик Киприан спрашивал беса: «Которым оружием возбраняется вам и что ослабляет вашу силу?» Бес отвечал: «Не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него; как огонь, оно опаляет нас и далеко от себя гонит» (Там же, лист. 182). Поэтому-то св. Кирилл Иерусалимский и убеждает нас ограждать себя крестным знамением постоянно. «Да изображаем его, – говорит он, – на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах; когда ложимся спать и встаем; когда находимся в пути и отдыхаем. Оно есть знамение для верных и страх для злых духов» (Огласит. поуч. XIII, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Размышляя о Теле Христовом… Мы не хотим тратить время на катехизацию, не хотим заниматься миссионерством, хотим идти к бизнесменам, а не к рабочим; к офицерам (да еще и старшим), а не к солдатам или не хотим участвовать в жизни прихода ровно потому же, почему и не служим бедным. Нам люди безразличны. 30 апреля, 2013 Мы не хотим тратить время на катехизацию, не хотим заниматься миссионерством, хотим идти к бизнесменам, а не к рабочим; к офицерам (да еще и старшим), а не к солдатам или не хотим участвовать в жизни прихода ровно потому же, почему и не служим бедным. Нам люди безразличны. Мы часто говорим, что Церковь – Тело Христово. Это стало уже настолько привычным, что за этой привычкой стирается, забывается то, о чем идет речь. Что это не просто символ, образ, который означает, что наша организация избрана Богом. Даже не то, что в ней собраны люди, освященные Его Духом. Или просто люди, которые верят в Христа и собираются вместе для молитвы к Нему. Нет. Речь идет о теле в самом прямом смысле слова. О людях, которые собраны вместе Евхаристией. Об этом ясно пишет автор «Учения двенадцати апостолов»: «Как этот преломляемый хлеб был рассеян по холмам, а, будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое». Но если этот хлеб становится Телом Христа, то частью этого Тела становится и каждый, кто причащается Его. Но это возможно именно потому, что Он стал человеком. Стал единым с нами по человеческой природе. И именно так «Он взял на Себя наши немощи и по­нес болезни» (Мф.8:17). И поэтому стало возможным, что мы исцелены Его ранами (1Петр.2:24). Но из-за того, что мы часто относимся к Церкви – Телу Христа, как к образу, а в учении о Его воплощении видим какую-то богословскую заумь, мы не понимаем, насколько это важно. Что это – основной принцип жизни Церкви. Что это – основа закона Христа. Что без этого мы будем, неизбежно будем, жить по совершенно другим принципам. Либо по-фарисейски, превращая религию в ««не при­касайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» по заповедям и уче­нию человеческому?» (Кол.2:20-21). Либо вообще по правилам падшего мира, с его жаждой власти, денег, почестей, роскоши.

http://pravmir.ru/razmyshlyaya-o-tele-xr...

Что каждый из нас может сделать полезного для Церкви в День Ее рождения? — Предстоятель УПЦ специально для PravLife. Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий. fotolitopys.ua      — Что каждый из нас может сделать полезного для Церкви в День Ее рождения? — В этот Священный день, когда мы празднуем и молитвенно прославляем Третье Лицо Господа Святого Духа, Святой и Единосущной Троицы, каждый из нас должен заглянуть в себя и посмотреть, что мы делаем для того, чтобы стяжать благодать Святого Духа. Благодать Святого Духа приобретается через разумное смирение перед Богом и перед ближним. Перед Богом смиряться — значит за все благодарить Его, а смиряться перед ближним — это не мстить ему, если даже ближний сделает нам что-то злое. Мы должны помнить об этом, разбираться в себе самом: что мы делаем по своему смирению, а что — из-за гордыни. И все, что мы должны делать, будем стараться делать со смирением. Потому, что на смиренном прославляется Бог, а гордый возвышает не Бога, а себя. Если будем смиряться перед Богом, то станем тогда верным чадом Его Церкви. Икона «Троица» А.Рублева      — Евангелист Лука упомянул о Церкви, не употребляя термина «Церковь», называя учеников Христовых «малым стадом», которому Отец их «благоволил дать Царство» (12:32). Были ли это первые слова о Церкви Христовой на земле? И что они значат? — Во времена Иисуса Христа за Ним ходили многотысячные толпы народа. Если бы собрать их всех вместе, то можно было бы подумать, что большинство людей тогдашней Палестины были последователями Христа. Однако среди этого множества народа Иисус Христос увидел только горстку истинных Своих последователей, которым сказал эти слова: «Не бойся малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство». Так и сегодня среди миллионов тех, кто называет себя христианами, есть это малое стадо истинных учеников Христа, которое отличается от многих других христиан тем, что они, вопреки всем противным ветрам, стараются «идти по следам Его» (1Петр.2:21) и «следовать за Агнцем, куда бы Он не пошел» (Откр.14:4). Но только смиренный сердцем может последовать за Христом.

http://pravoslavie.ru/79670.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней 2.2 Трудно спящему понять, что он спит 26. «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.» (Пс. 145:4). Самое лучшее Лучше хобота нет ничего, – думает слон, Нет ничего лучше длинных челюстей, – думает крокодил, Самое лучшее – это длинная шея, – думает жираф, Голова нужнее всего, – думает человек. 27. «Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.» (Пс. 48:21). Неразумие «Физика – это вещь!» – говорит физик, «Музыка – это сила!» – говорит музыкант, «Питание – великое дело!» – говорит повар, «Всем придется заказывать гроб…», – говорит гробовщик. 28. «…Дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет…» (1Петр. 2:9). Проснись! Трудно лягушкам догадаться, что их болото – это еще не весь мир, Трудно рыбам представить, что кроме моря есть еще и суша, Трудно спящему понять, что он спит, Трудно человеку постичь, что жизнь – это, возможно, совсем не то, что он о ней думает. 29. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.» (Гал. 5:13). Единственная свобода Много – это очень мало по сравнению с «наибольшим», Мало – это очень много по сравнению с «наименьшим». Много свобод – это великое рабство. Свобода может быть только одна – полное отсутствие всякого рабства. 30. «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.» (Мф. 19:21). Настоящее Бесцветность – это и есть настоящий цвет, Беззвучие – это и есть настоящая музыка, Безграничность – это и есть настоящая граница, Безмолвие – это и есть настоящая речь. 31. «Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим, от людей - рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в [этой] жизни…» (Пс. 16:13-14). Невежды и мудрые Когда невежды говорят, знающие молчат, Когда знающие говорят, невежды молчат. Невежды расточают, мудрые хранят,

http://isihazm.ru/1/?id=115

Кротость Кротость заповедана нам: Облекитесь, как избранные Божьи, в смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу ( Кол.3:12 ). Напоминай оказывать всякую кротость ко всем человекам ( Тит.3:2 ). Иисус Христос, Господ наш, служит нам образцом кротости: Научитесь от Меня – говорит Он о Себе, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий ( Мф.21:5 ). Посему верующие, как рабы Христовы, должны: а) принимать слово Божие с кротостью: Отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души ( Иак.1:21 ); б) быть кроткими по отношению ко всем людям: Кротость ваша да будет известна всем человекам ( Флп.4:5 ); в) выражать кротость во всем своем поведении: Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью ( Иак.3:13 ). Я, узник в Господе, говорит о себе апостол Павел, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением ( Еф.4:1–2 ). Кротость заслуживает прощения даже больших проступков: Ответ с кротостью отвращает гнев ( Притч.15:1 ). Кротостью склоняется к милости вельможа ( Притч.25:15 ). Кротость есть одно из свойств Божественной мудрости: Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна [кротка], послушлива ( Иак.3:17 ). Кротость драгоценна пред Богом: Да будет украшением вашим сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом ( 1Петр.3:4 ). Имеющий кротость а) будет наставлен Богом: Господь направляет кротких к правде и научает их путям Своим ( Пс.24:9 ); б) будет возвышен Богом: Смиренных [кротких] возвышает Господь ( Пс.146:6 ); в) будет избавлен и спасен: Восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных [кротких] земли ( Пс.75:9–10 ). Прославляет смиренных [кротких] спасением ( Пс.149:4 ). Кротким обещаны покой, мир и блаженство: Кроткие обрящут покой душам своим ( Мф.11:29 ) и насладятся множеством мира ( Пс.36:11 ). Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ( Мф.5:5 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Старческое наставление отца Назария Введение Возлюбленный о Христе Брате! Восстании падший, отверзи очи свои душевные, насыщайся хлеба, иже есть слово Божие, и пей вино от чаши премудрости Божией. Если тебе случится печаль: то разбирай охотно и с любовью сие писание, и веруй, что с помощью благодати Божией утешишься. Утверди себя в сей истине, что всякое Божественное писание согласно к шествию спасительному наставляет, учит, наказует и подкрепляет, дабы шествие наше всегда было по Богу. Наставление о любви Божией Мы все имеем желание последовать вышнему званию, туда где искони уготовано нам вечное жилище, исполненное неизглаголанной радости: ибо наше житие на небесах есть, отонуду же и Спасителя ждем ( Фил. 3:20 ). И так, кто желает оную вечность получить: тот должен непременно познать любовь Божию к нам, и любовь свою к Богу, в чем она состоит. И как возлюбил Он нас, так и мы должны Его любить. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единородного дал есть нам, да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный ( Ин. 3:16 ). И на другом месте Апостол пишет о сем явися любы Божия в нас, яко Сына своего единородного посла Бог в мир, да живи будем Им. О сем есть любы, не яко мы возлюбихом Бога, но яко Той возлюби нас, и посла, Сына своего очищение грехов наших. ( I Uh. 4:9, 10 ). Но каким образом очистил Он грехи наши, подробнее рассмотрим. Исайя глаголет, что Он принял на себя зрак рабий, и несть вида Ему, ниже славы но, вид Его бесчестен, умален, паче всех сынов человеческих. ( Ис. 53:2, 3 ). Он претерпел жестокие мучения, дабы чрез то загладить наши преступления. Он принял поносную смерть, дабы чрез то даровать нам живот и спасение. И так, когда он не щадил себя единственно для нас; то мы, христиане, не должны ли Его любить? Не должны ли по стопам Его ходить? Послушаем Апостола глаголющего: на сие бо и звани бысте, зане и Xpucmoc пострада no нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его. ( 1Петр. 2:21 ). Как же пострадала? Он грехи наша сам вознёс на теле своем на древо, да мы, от грех избывше, правдой поживем, Его же язвой исцелихом. ( Ис. 53:4, 5, 6 ). Быхом бо, яко овцы заблуждшие, не имущие пастыря; но ныне возвратихомся к пастырю и попечителю душ наших. ( 1Петр. 2:24, 25 ). И так, мы должны иметь к нему любовь и послушание, каковых Он от нас требует. Не сам ли он своими пречистыми устами глаголет: Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и всею душой твоей, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим? ( Лук. 10:27 ). И на другом месте Моисей глаголет: и да будут словеса сия, еже аз заповедаю тебе днесь, в сердце твоем и души твоей: и да возлаголеши о них, седяй в дому, и идый путем, и лежа, и востая, ( Втор. 6:6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010