В св. Писании усвояются церкви Земной различные наименования для обозначения различных ее сторон и свойств. Так, И. Христос раскрывал учение об устрояемой Им церкви преимущественно под формой учения о царстве Божием. Иногда Спаситель изображал церковь , как общество верующих, объединенных в одно целое, под образом созидаемого здания ( Мф.15:18 ), а также стада овец, объединенных под руководство одного Пастыря ( Ин.10:16 ; сн. Лк.12:32 ), двора овчаго ( Ин.10 гл.). Апостолы усвояют церкви и другие наименования. Церковь именуется ими домом Божиим ( 1Пет 4, 17 ; 1Тим 3, 15 ; Евр.3:6; 10, 21 ), в том смысле, что верующие, входящие в состав церкви, составляют как бы семейство Господне ( Рим.16:4 ; Кол.4:15 ), суть приснии Богу ( Еф.2:19 ; сн. Гал.6:10 ), невестою Христовою ( Еф.5:23 ; 2Кор.11:2 ; Откр.21:2; 22, 17 ) женою и матерью верующих ( Гал.4:26 ; Откр.19:7 ), телом Христовым ( Кол.1:24 ; Еф.1:22–23 ; 1Кор.12:12, 27 ). Церковь есть невеста Христова в том смысле, что Он возлюбил церковь ( Еф.5:25 ), предал Себя, чтобы сделать из нее Себе непорочную Невесту, не имеющую скверны (25, 27). И. Христос и Сам именовал Себя Женихом (в притче о десяти девах – Мф.15:1–12 , а также 9, 15; сн. Ин.3:29 ). Церковь есть жена и матерь верующих, ибо она, находясь в таинственном соединении со Христом, вторым Адамом, дает бытие восстановленному Им человеческому роду, рождает чад Богу через Христа во Св. Духе, подобно тому, как древний Адам, через праматерь Еву, дал бытие падшему человечеству. Церковь есть тело Христово, которое Он питает и греет, ибо мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф.5:28–30 ; сн. Ин.2:18–21 ), т. е. Церковь явилась от плоти Христа и от костей Его (разумеются крестные страдания, прободение ребер Спасителя), как наша праматерь Ева из ребра Адама, и находится в теснейшем соединении с Ним, по подобию соединения мужа и жены, является единой с Ним плотью – для рождения чад Богу, а члены церкви – в единении между собой, как члены тела. § 125. Основание и цель церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Желание Запрещены: а) желания сладострастные: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ( Рим.8:6–7 ; Иак.1:13–15 ); б) желания корыстолюбивые – зависть: Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гал.5:26 ). [Святой апостол Павел учит, что] все исполненные неправды, блуда, лихоимства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распри, обмана, злоречия, злонравия… ( Рим.1:29–32 ), царствия Божия не наследят ( 1Кор.6:9–10 ). Зависть есть грех диавола: Завистью диавольскою смерть вниде в мир ( Прем.2:24 ). От зависти происходит всякое несчастие: Где зависть и рвение, ту нестроение и всякая злая вещь ( Иак.3:16 ). Средства к избежанию нечистых желаний: а) господство над злыми желаниями: Если делаешь доброе: то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго: то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним ( Быт.4:7 ). Юношеских похотей убегай; а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца ( 2Тим.2:22 ). Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ); б) подражание святым: Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще ( Евр.12:1 ); в) последование увещаниям слова Божия: Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его ( Рим.6:12 ; сн. Еф.4:22–24 ); г) бодрствование и молитва: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна ( Мф.26:41 ). Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу ( 1Петр.2:11 ); д) довольство своим состоянием: Спрашивали его [св. Иоанна Предтечу] также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем ( Лк.3:14 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Единство церкви. Истинная церковь Христова есть церковь единая. B. Христос основал на земле только одну церковь , в которой, по предвечному определению Отца небесного, предложено спасение всему роду человеческому. Хотя она состоит из бесчисленного множества членов, разделенных местом и временем, и из многих частных церквей, но в существе составляет одно целое, нераздельное, – тело единого Христа, одушевляемое единым Духом. Иисус Христос, предлагая учение о церкви, всегда учил только об одной церкви, напр., созижду церковь Мою ( Мф. 16:15 ). Изображая церковь в притчах, Он говорил об одном стаде под водительством единого пастыря – Христа и об одном овчем дворе ( Иоан. 10:16 ), об одной виноградной лозе ( Иоан. 15:1–7 ), об одном царстве Божием на земле ( Мф. 13:24. 47 н др.), об одном основном камне церкви ( Мф. 16:18 ), повелел проповедовать одно учение ( Мф. 28:19–20 ), установил одно крещение и одно причащение ( 1Кор. 10:17; 1:13 ; Еф. 4:5 ). Единство в Нем верующих составляло предмет Его последней молитвы, известной под именем первосвященнической: да еси едино будут ( Иоан. 17:20–23 ). Апостолы точно также учат об одной только церкви: Христос возлюби церковь и Себе предаде за ню ( Еф. 5:25 ; сн. 2:21), о единении всех во Христе – вси бо вы едино есте о Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ; сн. 2:14–15), об одном теле, которого члены – истинно верующие во Христа, а глава – Сам Христос: мнози едино тело есмы о Христе (ν Χριοτ); ( Рим. 12:5 ; сн. Еф. 5:23 ; 1Кор. 12:10 ; Кол. 1:18. 24; 3:15 и др.), ибо единем Духом мы вси во едино тело крестихомся ( 1Кор. 12:13 ). Составы и соузы, соединяющие и скрепляющие тело Христово, происходящие от его главы ( Кол. 2:19 ), настолько объединяют верующих, что они образуют из себя как бы одного человека, имея одно сердце и одну душу ( Деян. 4:32 ). Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего. Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех ( Еф. 4:5–6 ; сн. 1Кор. 10:17; 12:14–27 ). Можно и должно различать единство церкви внутреннее и внешнее. Внутреннее – главное и существенное, внешнее – выражение во вне внутреннего единства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ин.6:53,10:9,11:25–26,15:4–6 ; Мк.16:16 ; Кол.1:13–14 ). Такая печальная участь постигает одинаково и взрослых, и младенцев. – Что вы говорите? – возмутился Авдей. Да дети и без крещения подучают благодать Божию. Получили же её спутники Корнилия до водного погружения?.. Я обратил внимание слушателей на взаимное противоречие сектантов. Раньше Поликарп настойчиво утверждал, что младенцы не способны принимать благодать Божию: они бесчувственны будто бы, как кусок мяса. Теперь Авдей отвергает эту опровергнутую нами мысль и говорит, что младенцы без крещения получают Духа Божия. Можно ли ему верить? Нет: и он ошибается. Пример спутников Корнилия, получивших дар Духа Святого до крещения, не должен служить для него основанием. Там был исключительный случай, – было «чудо, нужное для того, чтобы убедить Ап. Петра не пренебрегать язычниками и приводить их в Церковь Христову ( Деян.11:15–18 ). Обычный же порядок при Апостолах был таков, что Дух Божий сходил лишь на крещёных христиан ( Деян.2:38,8:14–16 сн. ст. 38:39; 19:5–5 и др.). Этот порядок и для нас остаётся неизменным правилом веры. Кроме того, из указания на чудесное событие в доме Корнилия Авдей не извлекает для себя пользы и по другим соображениям. – Допустим, что спутники Корнилия получили Духа Св. до крещения. Что из того? Мы знаем, что дары Духа Божия различны ( 1Кор.12:4–11 ). Дар «сказания языком» Бог посылал, напр., ослице Валаамовой ( Числ.22:28–30 ; 2Пет.2:16 ; Иуд.1:11 ). У нас же речь не о таких дарах, а о благодати усыновления и примирения нас с Богом ( Рим.8:3,15 ; 2Кор.5:21 : Евр.7:18 ). Пусть покажут нам из свящ. Писания, что эти дары Господь посылает людям без крещения (Сн. Гал.3:27 ). В школе водворилась замечательная тишина. Глаза всех устремились на сектантов. Но ни Авдей, ни Поликарп не могли найти в Писании того, чего там нет. Они молчали...» Тогда я сказал: – Итак, без крещения никто не имеет Духа Христа. Следовательно, сектантские дети, оставаясь, по вине родителей, некрещёнными, находятся не у Христа ( Рим.8:9 ), не в Его Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостол учит о Сыне Божием: все Им стоит ( Кол.1:17 ), т. е. все в мире как от Него получило бытие, так Его же силою и продолжает бытие. О Нем же говорится: держа все словом силы Своей ( Евр.1:3 ). В отношении к миру нравственному, как на явление любви Сына Божия, откровение указывает на совершение Им искупления, изображает Его Богом Спасителем нашим, виновником нашего освящения ( Ин.14:16, 27 ; 1Кор1:4 : Гал.4:6 ; Евр.2:11 и др.), главою Церкви ( Еф.1:22; 2:20 ; Кол.2:19 ), говорит о Нем, что Он пребудет с верными до скончания века ( Мф.28:20 ) и внимает их молитвам. ( Ин.14:13; 16:23 ; 2Тим.2:19 ), что Он приводит спасаемых к Богу Отцу, так что никто не приходит к Отцу, как только чрез Него ( Ин.14:6 , сн. 10:14 –16), что Сын предаст Царство Богу и Отцу... да будет Бог все во всем ( 1Кор.15:24, 28 ). Дух Святой как во время миротворения носился над неустроенным веществом ( Быт.1:2 ) и сообщил силу и жизнь творимым существам по виду их, так и теперь, по учению Писания, Он продолжает действовать в мире, поддерживая его бытие и благоустройство ( Пс.103:30 ). В отношении к восстановлению рода человеческого Дух Святой, по учению Писания, содевает наше спасение во Христе и со Христом. Он устрояет церковь Христову, пребывая в ней ( Ин.14:16 ), привлекает людей ко Христу, усвояет уверовавшим все потребное для спасения, уготованное Искупителем, прививает их к Нему, как дикие маслины, изливая на верующих в И. Христа многоразличные дары, нужные для спасения, в таинствах ( Ин.3:5–6 ; Деян.8:17 ; 2Кор.1:21–22 и др.) и чрез непосредственное действие на душу человека ( Ис.11:2, 3 ; Ин.7:37, 39 ; Деян.2 гл.; 1Кор.12:3–11 ; Рим.14:17; 8:26 ; Гал.5:20–23 и др.). Дух Святой глаголал чрез пророков и апостолов, почему и все Св. Писание есть глагол Духа Святого ( Лк.21:15 ; Ин.14:26; 16:13 ; 2Пет.1:20–21 ; 2Тим.3:15–17 ). Свою веру в этот догмат церковь выразила в своих вероизложениях, когда наименовала Бога Отца – «Вседержителем» (Никео-цар. симв.), Бога Сына – «Мудростью, содержащею состав всего» (симв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

крестный ход из Кремля. 192 См. 8 июля. Церковная служба этого праздника та же, что и 8 июля, хотя она печатается и в Месяч. Минее 22 окт. В Устав ее порядок не излагается. Мучч. Алеандра епископа, воина и 4-х жен: Анны, и пострадавших за Христа в г. Адрианополе. Св. Александр, не хотевший принести жертву идолам, был подвергнут за это тяжким мучениям, видя которые обратились ко Христу и остальные воспоминаемые с ним свв. мученики. После истязаний все они были усечены мечом (в ΙΙΙ в.). 23 . Е. + Св. апостола брата Божьего. Св. Иаков, брат Господень ( Гал.1:19 ; Мф.13:55 ; Мк.6:3 ; Мф.12:47–49; Мк.3:16–19 , 31; Ин.2:12; 7:3, 5 ; Деян.1:13–14 ; 1Кор.9:5 ), один из 70-ти (см. 4 янв.), по мнению большей части свв. отцов Церкви, особенно Восточной, а также и по церковным песнопениям настоящего дня, был сын св. и праведного Иосифа (см. 26 дек.) от его брака до обручения с Пресвятой Девой (по некоторым же, сын брата Иосифа, Клеопы, и жены его Марии, – сн. 27 апр.). Его нужно отличать от Иакова Заведеева (см. 30 апр.) и Иакова Алфеева (см. 9 окт.). По преданию, он сопутствовал Пресвятой Богородице, когда Она с Младенцем Иисусом и Иосифом бежала в Египет от злобы Иродовой (см. 26 дек.). По воскресении Иисуса Христа, он был удостоен особенного явление Господа ( 1Кор.15:7 ). От юности св. Иаков был строго благочестивым. Отличаясь необычайной строгостью жизни, он соблюдал самый строгий пост, не вкушал ни вина, ни мяса, не стриг волос, не ходил в баню, не намащал тела своего елеем, не носил мягких одежд, но острую власяницу и часто молился с коленопреклонением. В молитве он подвизался столь усердно, что от частых коленопреклонений кожа на коленах его ожестела, как верблюжья. За такую добродетельную жизнь Иаков всему народу был известен под именем праведного и пользовался столь великим уважением между иудейскими начальниками, что ему одному от первосвященника было дано позволение входить во Святая Святых – внутреннее отделение Иерусалимского храма, куда св. Иаков уединялся для молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Мнение о происхождении греха из чувственности будто бы имеет основание и в св. Писании (напр. Мк.14:38 ; Иак.1:14–15 ), в особенности в учении ап. Павла. Он будто бы не только в многочисленных изречениях проводит мысль, что место греха в теле или членах его, но и плоть (σρξ) определяет, как источник греха ( Рим.8:7–10; 7:5, 23–24 ; Гал.5:16–17 ; Еф.2:3 и др.), греховного человека называет плотским (σαρκικς), борьбу духа с плотью и победу первого над последнею признает существенною задачею христианина. Но в действительности в Писании нет и не может быть основания для подобного мнения, Так, что касается слова плоть (σρξ), то оно на языке св. Писания вообще, а у ап. Павла в частности, не обозначает только и исключительно чувственной природы человека, тела – σμα, (хотя употребляется и в этом смысле, напр. Кол.2:5 ; 1Кор.15:39, 50 ; Еф.6:12 ; Рим.2:28–29 ), но имеет различные значения. Иногда оно обозначает вообще человека, состоящего из души и тела ( Ин.1:14 ; Рим.3:20 ; 1Кор.1:29 ; Гал.2:16 ), иногда земную жизнь в чувственном теле (напр. Флп.1:22 ; Гал.2:20 ), а в нравственном смысле оно употребляется для обозначении греховного состояния всей духовно-телесной природы человека с обитающим в ней живым началом греха ( Быт.6:3 ; Рим.7 и 8 гл.; Гал.3:3 ), вообще естественного человека, не возрожденного благодатью ( Ин.3:6 ). 387 Потому-то апостол называет делами плоти (τ ργα τς σαρκς) и такие грехи, которые решительно невозможно выводить из чувственной природы человека, как то: идолослужение, волшебство, вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласие, ереси, ненависть ( Гал.5:19–21 ). Борьба между духом и чувственностью и преобладание второй над первым, наблюдаемые в настоящем состоянии человека, в Писании не отвергаются, но признаются не первоначальным устроением Божиим, не началом и источником, а уже следствием греха. Вообще в Писании, а в частности у ап. Павла, и не может быть учения о чувственной природе, как причине греха. Откровение хотя и ставит тело в служебное отношение к духу, но не почитает оного, как создания Божия, чем-то нечистым и недостойным общения с Богом. Апостол учит, что тела христиан – храмы Духа Святого ( 1Кор.6:19 ), побуждает их прославлять Бога и в телах своих (20 ст.; сн. Рим.12:1 ). А такие догматы христианства, как учение о воплощении Бога Слова, о всеобщем воскресение мертвых, об евхаристии, о нетлении тел святых, совершенно устраняют мысль о том, будто откровение может указывать источник всеобщей греховности в чувственной природе человека. Наконец, откровение представляет злое начало развитым в злых духах более, чем в людях, и однако их признает существами бесплотными, показывая тем, что не в чувственности начало греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

сн. 1Кор. 10:5–11 . А само определение в Евр. 11:12–16 и 12,22. В приведенных уже раньше словах Евр. 12:25–29 , подобно 3–4, прежде всего является такое же предостережение христианам: смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земли, не избегли наказания: то тем более не избежим мы, если отвратимся от глаголющего с небес, Которого глас тогда (указание на время законодательства в пустыне) поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо ( Агг. 2:6 ). Слова: еще раз (τιπαξ), толкует Апостол, означают изменение колеблемого, чтобы пребыло непоколебимое ( Евр. 12:25–27 ). Этим толкованием, основанным, подобно тому как Евр. 3–4 на Псал. 94:7–11 , на ветхозаветном изречении Духа истины в лице Бога через пророка ( Агг. 2:6 ), св. Апостол и разъясняет уже подготовленному предшествующим (срав. Ев. 12:25 и 3–4 гл.) сознанию слушателей и читателей его послания, какое место покоя он раньше обещал им, т. е неизменяющееся, колеблемое (землю Ханаанскую, или ближе всего, Синай – гору Аравийскую, срав. Гал. 4:25 , при которой стоял израиль во время законодательства и, вообще – земное); но неизменное, – небесное, ибо непосредственно после этого прямо уже говорит: итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать и пр. ( Евр. 12:28 ). Это то, что он раньше назвал Иерусалимом небесным или вышним Иерусалимом, как в другом месте ( Евр. 12:22 , срав. Гал. 4:26–28 ), т. е., следовательно, ближе всего – царство благодати (δι βασιλεαν σλευτον παραλαμβνοντες χωμενχκριν Евр. 12:28 , срав. Гал. 4:26–31 ), а затем, по тесной связи с последним, царства славы и последнее (срав. 12:22–23) 304 . Теперь уже ясно, где место покоя: это неизменчивая земля обетованная, Ханаанская, а непоколебимое, не преходящее царство небесное, царство Христово. Это есть тот град Бога живого, которого искали, как своего отечества, как все верующие Ветхого Завета – вообще (срав. Евр. 11:12–16 с Быт. 47:9 ; Псал. 38:13 ; также, 118:19), так и в частности «народ Божий в своем странствовании по пустыне ( Евр. 11:12–16 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Из представленных доказательств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грех свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» по злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общего у света со тьмой»? ( 2Кор.6:14 ). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определённое время» Он послал в мир Сына своего ( Рим.5:6 ; Гал.4:4 ), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, своими страданиями и смертью на кресте, своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принёс за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» ( Рим.8:2–3,3:25 ; 2Кор.5:21 ; Евр.9:25, 26 ). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой ( Еф.2:5,16 ; Кол.2:13–15 ; 2Кор.5:19 ). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному ( Рим. 8:15 ; 2Петр.1:10,11 ; Евр.4:16,9:12,14,24,12:22–24 ). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский ( Рим.8:1,5:1 ; Лк.2:14 ; Еф.2:16 ). «Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровью Своею? Господь Иисус Христос, пострадал за всех людей ( 1Ин 2:2 ). Он принёс с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин.1:15 ; Рим.5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «первого» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо прийти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор.15:45,48–49 ). Кто не придёт ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр.1:5 ), того не касается и благодать искупления (Ср. Зах.1:3 ; Флп. 2:12 ; Еф. 2:1–9 ; Рим.11:17–23 ). Для таких людей эта благодать – всё тоже, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, и жаждут, и ноготуют ( Откр.3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученные, не откопают сокровища и не разделят его между собой... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто может, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ср. Ис.55:1,12:3 ; Иоил.3:18 ). – Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин.4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпающие её из источников спасения ( Ис.55:1 ; Сн. 21:3; 40:29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Не искони ли Ты – Иегова, Бог мой, святый мой? – Мы не умрем» (ст. 12). – «Не искони ли» – с тех самых пор, как существует израиль (мысль та же, что в Пс.73:12 ); «Ты – Иегова» – существо самобытное, и во всех словах и делах всегда себе верное и неизменяемое ( Исх.3:14 ; Исх.6:2 ; Ис.49:7 ; 1Кор.1:9 ), «превысший всего сущего» 67 ? К тому же не «Бог ли Ты» – Израиля, избравший его в свое достояние от среды других народов, вступивший в завет с ним ( Исх.6:4–7 ), неразрушимый ни для какой человеческой силы; защитник его, Которого имя именуется на нем ( Ис.63:19 ) и «Которого милосердием мы существуем доселе 68 »? Не «Святой ли Ты» израилев – Святый, живущий среди славословий Израилевых ( Пс.21:4 ) во святом храме ( Авв.2:20 ), не терпящий зла (сн. ст. 13), не могущий потерпеть того, чтобы уничтожил израиля народ нечестивый, отвергшийся Бога (сн. ст. 11). Святость Божия – ужас для грешника – есть для верующего, для праведника основание упования: мы на святое имя Его уповаем ( Пс.32:21 ). Пророк, очевидно, молится не за себя только, но за весь народ, искони избранный Богом, на что указывается уже ближайшим глаголом и предыдущим словом (искони), которое к частному лицу неидет, подобно как молились Моисей и Самуил ( Исх.32:11 и д. Чис.14:13 и д. 1Цар.12:19–23 ; 1Цар.7:5 ) или впоследствии Иеремия ( Иер.7:16 ; Иер.11:14 ; Иер.15:1 ; Иер.18:20 ); становится он как бы стеной между домом израилевым и Богом его (сн. Чис.16:48 ; Пс.105:23 ; Иез.13:5 ; Иез.22:30 ), и имеет ввиду эти знаменательные выражения: Бог израилев, Святый израилев, встречающиеся особенно у Исаии ( Ис.1:4 ; Ис.30:11 ; Ис.43:3,14 ; Ис.49:7 ; Пс.21:4 ; Пс.77:41 ; и мн. др.). Но в живейшем сознании, что и сам он – пророк принадлежит к народу, которому изречена страшная угроза Божия, и в живейшем чувстве веры в Бога израилева и благоговейной любви к Святому израилеву, – он употребляет выражение частное, не общее: называет Бога своим, а не нашим, – образ речи довольно обыкновенный у святых Божиих ( Пс.21:1 ; Пс.26:1 ; Ин.20:13 ; Гал.2:20 ), которые обобщали себя с народом своим, но и не обезличивались 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010