Благий по естеству и без сравнения человеколюбивый, Бог всяческих всегда изыскивает какие-либо причины к тому, чтобы нужно было благодатью непамятозлобно оправдать согрешивших, ибо Он не хочет смерти грешника, но еже обратитися ему от пути своего злого, и живу быти ему ( Иез.33:11 ). Итак, говорит, Сам Бог всяческих будет милостив к тебе. По какой причине? Во-первых, потому, что Он благ 210 и кроток, щедр и многомилостив ( Пс.85:5 ); далее – потому, что ты стала смиренной и колеблемой; это можно усмотреть в умах заблуждающихся, которые как бы поразила некая болезнь: они крайне смиренны, т. е. ничтожны, пошлы и как бы повержены на землю на попрание желающим; между тем, сердце святых никогда не бывает в таком положении; оно недоступно демонским нападениям, так сказать, возвышенно и не терпит подчинения излишествам страстей. Смиренно, как я сказал, сердце заблуждающихся, да, кроме того, и не постоянно, ибо они некоторым образом пьяны и, шатаясь, продаются страстям, изобличаемым божественным законом и осуждаемым обвинениями в порочности: они как бы увлекаются всяким ветром и, как говорит приточник, подвергаются парению похоти ( Прем.4:12 ). Когда потерпел это Иерусалим по причине наклонности к демонской прелести, то Бог всяческих обличал его, говоря: в похотех души своея ветром ношашеся ( Иер.2:24 ). А носимая ветром душа, во всяком случае, непостоянна. Посему прилепившиеся к Богу избегают оной болезни, как подруги погибели, и возносят благодарственные песни, как освободившиеся от зла; они говорят: постави на камени нозе мои и исправи стопы моя ( Пс.39:3 ), а Богом матери иудеев сказано постави себе самого, Сионе, ( Иер.31:21 ); также и всемудрый Павел повелевает некоторым: темже мняйся стояти, да блюдется, да не падет ( 1Кор.10:12 ). Итак, душа заблуждающихся лишена украшений, свойственных святым, ибо она непостоянна. Но так как Зиждитель всяческих, как я сказал, милосерд, то Он сему подверженную (душу) некоторым образом принимает под Свою защиту и говорит: не имела еси утешения. Израильтянам было весьма великое утешение от Бога, возводившее их к крепости духовной и приведшее к познанию полезного и необходимого для спасения: им дан был закон Моисеев, ниспослан сонм святых пророков, орошающий их небесными струями, и Бог проливал на них как бы дождь, преизобильнейшее утешение. А язычникам совсем никто из святых не проповедовал, они не находились под руководством закона Моисеева и не получили понятия о речах пророческих. Посему – не имела утешения. Это ясно показано в евангельской притче, где Христос сказал, что нанимавший делателей в виноград свой делал это в первом, и третьем, и шестом и в девятом часу, а в одиннадцатом часу, нашедши другия стоящя праздны и глагола им: что зде стоите весь день праздни; они же на это сказали: никтоже нас наят ( Мф.20:1–7 ), ибо никто не призывал множества язычников кроме господина винограда ( Мф.20:8 ), в последние времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

— С. 490. 55 Ос.3:2 . 56 Лев.27:20–21 . 57 Лев.27:22–25 . 58 Руфь 4:2–10 ; Иер.32:7 . 59 Ис.5:8 . 60 Ис.7:23 . 61 Песнь Песней 8:11. 62 2Цар.24:24 . 63 3Цар.16:24 . 64 Мф.27:6–10 . 65 Иер.32:9 . 66 Иер.32:10–15 . 67 Лук.12:33 . 68 Мк.12:17 . 69 Рим.13:7–8 . 70 Экземплярский В.И. Учение древней церкви о собственности и милостыне. — Киев, 1910. – С. 16. 71 Мф.13:45–46 . 72 Мф.13:44 . 73 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. — Т. 10., — СПб., 1912. Репринт – Стокгольм, 1987. — С. 23. 74 Деян.2:44–45 . 75 Деян.4:36–37 . 76 Деян.2:46 . 77 Деян.5:1–4 . 78 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские XII//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. — Т. IX, Кн. I. – М.: Радонеж, 2003. — С. 119. 79 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 80 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 81 «Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: “Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое” ( 1Кор.9:7,10 )»//Там же. VI. 6. 82 Быт.31:41 . 83 Лев.19:13 . 84 Втор.24:14–15 . 85 Иер.22:13 ; Мал.3:5 . 86 О ветхозаветном и христианском взглядах на труд более подробно см. Лукин С.В. Христианская экономия о видах и степенях труда//Проблемы современной экономики. 2006. — 1 ⁄ 2 (17/18). — С. 413–418; Лукин С.В. Виды, степени и двойственный характер труда в аспекте христианской экономии//XII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры (Минск 24–26 мая 2006 г.): Материалы чтений «Церковь и социальные проблемы современного общества»/Инт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Бел. гос. унт культуры и искусств; отв. ред. и сост. А.Ю. Бендин. — Минск: Ковчег, 2007. — С. 7–26. 87 Пр.10:5; 12:11; 12:24; 28:19. 88 Суд. 17:10–12 . 89 4Цар.12:9–12; 22:5–9 . 90 1Пар.19:6–7 ; 2:Пар.25:6. 91 1Кор.10:31 . 92 Кол.3:17 .

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

И в том же 43-м стихе, в конце, замечено так: «и поступил (вождь Иуда) весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Как видишь, вся ветхозаветная Церковь признавала молитву живых за умерших делом святым и полезным, как для живых, творящих её за умерших, так тем более для умерших. И такое дело, и поведение избранного народа Божия, ты слышал. Сам Бог похваляет. Молитва и милостыня живых избавляет от вечной смерти умерших, как о сём говорит в своем завещании Товит праведник, особенно заботившийся и любивший молиться за умерших, сыну своему богоугоднику Товии: «милостыня от смерти избавляет и не допускает идти во тьму», т. е. на вечные мучения ( Тов.4:10 ), Штун. Вы сказали, что имеется много мест таких в священном Писании? Священ. Да, имеется. Советую и тебе запомнить и отметить их по своей Библии , ибо я тебе не буду иметь сил и времени сейчас всё объяснить подробно. Вот они, эти места; отмечай: Быт.8:20,18:32,20:17 ; Исх.13:14,32:11,32 ; Втор.9:25,17:25,26 ; 1Цар.31:11–13,12,19 ; 2Цар. 2 и 3 главы; 3Цар.17:22 ; 4Цар.4:35 ; 2Пар.30:27 ; Притч. главы: 8 и 17; Иов.42:10 ; Пс.85:5,21:25,34:13,123:7,106:6; 140; 144:14 ; Руф.1:8,2:20 ; Еккл. 9 гл.; Сир.7:36; 17 гл. и 38; Вар.3:4–5,5:9 ; 2Мак.12:38–46,15:12,16 ; Тов.4:17 ; Иер.5:1,14:11,15:1,16:7 . А в Новом Завете таких указаний ещё больше. Штун. Говорите, я отмечу и те. Священ. Мф.7:7,9:6,12:31–32,21:22,22:32,16:18–19,27:52 ; Мк.11:24 ; Лк.18:9,6:38,8:7,11:9,14:5,20:37,23:34 ; Ин.2:2. 3, 16. 14, 13. 20, 23 ; Деян. 2 гл. Деян.7:60,5:15,8:24,12:5,19:12 ; Иак.5:16 ; 1Пет.3:18–20,2:21 ; 1Ин.2:30,5:16 ; Рим.9:3,14:9,8:1,12:4 ; 1Кор.1:30,2:14–15,12:12,15,25,26,13:8 ; 2Кор.11:29 ; Гал.6:2 ; Еф.1:16,6:18–19 ; Кол.1:9–10,4:3,12 ; 1Фес.1:2,3:10,5:25 . 2Фес.1:11,3:1 ; Флп.1:14,13,2:12 ; 2Сол. 1:5 ; 1Тим.2:1,2–8,3:15 ; 2Тим.1:3,16 ; Евр.7:25,13:18 и Апок.8:3,5,20:13–14 . Штун. Все места, вами указанные, аккуратно отметил. Священ. Из них ты хорошо увидишь не только о молитве об умерших, но и о молитве вообще, какую она имеет силу перед Богом, и как она приятна Ему. Ты из этих указаний ещё больше убедишься, что нужно живым молиться за умерших, что нужно молиться живым за живых, что и святые, увидишь, нуждались в молитвах, когда были живы на земле и просили о себе молиться и людей грешных; узнаешь и убедишься, что тем более грешные о себе должны искать и просить молитв у святых Божиих человеков; увидишь, что даже Сам Господь молился о себе и о всём мире и Он же заповедал, узнаешь сам, мирянам обращаться к священникам и просить их, чтобы они молились о вас и ходатайствовали Богу. Священник Савва Багданович (Окончание следует). Шалкинский С. Миссионерская беседа с раскольничьим апологетом А. Перетрухиным о существенных признаках Церкви Христовой.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 250–257

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

70 PG 3, 164D    Там же, 9, 3, с. 140 PG 3, 260D    Максим Исповедник, К Марину PG 91, ЗЗАВ; Ср. также: О недоумениях к Иоанну 2, PG 1076С    Буквально: «обладанию» — «ξιν»    Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 110 (36), PG 91, 1308В; Ср.: Письмо 1, PG 91, 376АВ.    Там же, 25 (5, 21), PG 91, 1141АВ    Афанасий Александрийский, Против Ариан, 2, 59, PG 26, 273А    Василий Великий. Против Евномия, 4, PG 29, 692А    Там же    Ср.: Дионисий Ареопагит, Послание 8, 1, с. 800    Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 2, PG 91, 1088ВС. Эта главка сочинения святого Максима разрешает недоумение Иоанна, архиепископа Кизического, касательно Слова 14, 7 святого Григория Богослова    В оригинальном библейском тексте вместо «с неба» — «свыше»    Иоанн Златоуст, Беседа 30, 2 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174А    Цитата не идентифицируется    Афанасий Александрийский, Против ариан 3, 40, PG 26, 409А    Иоанн Златоуст, Толкование на 44-й псалом:2, PG 55, 186    Там же, 185D-186A    Цитата не идентифицируется    Цитата не идентифицируется    Ср.: Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 30, 2, PG 59, 174; Там же, 14, 1, PG 59, 92    Афанасий Александрийский, О воплощении Слова, 8, PG 26, 996С    Григорий Нисский, Об установлении христианском, — Jaeger 8, 1, 85, 10—13    Он же, О христианском совершенстве к Олимпию монаху, PG 46, 280АВ    Т. е. Свое человечество    Григорий Нисский, О христианском совершенстве к Олимпию монаху PG 46, 277С    Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 25 (5, 21), PG 91, 1141В    Диадох Фотикийский, Κεφαλαια, 76 — de Places 5, p. 134    Там же, 80, p. 137    Там же, 85, р. 144    войну явно для всех вокруг C1 P1 R1    См., например: 1Кор. 16    Григорий Богослов, Слово 31, 30, PG 36, 168С    Там же    Ср.: Григорий Нисский, Epistulae, 11, 5, line 3—4    Григорий Богослов, Слово 38, 11; Слово 45, 7 — PG 36, 324А; 632В    Его же, Слово 40, 5    Канон Григорию Богослову. 25 янв. песнь 9    Глас 8-й, Троичен 8-й песни канона воскресного в неделю на утрене    Василий Великий, Homiliae super Psalmos, 44, 6 PG 29, 400D    Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365В    Он же, Слово 38, 11; Слово 45, 7 — PG 36, 324А; 632В    Григорий Богослов, Письмо 178, 11    Ср.: Василий Великий, Homiliae super Psalmos 33, 9, PG 29, 373A    Иоанн Дамаскин, " Точное изложение православной веры " , 1, 8, op.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

«Вочеловечился, замечает блаженный Феодорит , чтобы обновить естество, растленное грехом. Потому и приял на Себя все согрешившее естество, чтобы все исцелить». 85 Спасение возможно только в Церкви Благодать Божия, вспомоществующая человеку в борьбе с грехом, подается не непосредственно, а через чувственные знаки, т.е. через священнодействия (таинства), Господом учрежденные в Его Церкви ( Деян.2:38, 8:15–19 ; 1Ин.2:20 ; 1Кор.10:15–17, 11:27 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 и др.). Вне таинств Церкви благодать, освящающая человека, не подается. Только в Церкви хранится истинное учение Иисуса Христа и апостолов, заключающееся в Священном Писании и Священном Предании, только в Церкви богопоставленное священство «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф.4:12 ). Кто бы ни спасался, спасается не иначе, как в Христовой Церкви, т.е. состоя с нею в живом союзе, а через нее и с Господом. Сказанное подтверждается словом Божиим: а) апостол говорит ( Еф.5:23 ), что «Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель Тела» (Церкви: Еф.1:22–23 ; Кол.1:18, 24 ), т.е. Он по благоволению Бога Отца благодатью, подаваемою Духом Святым, спасает только тех, кто находится в Его Церкви, так как вне Церкви Бог является только Творцом и Промыслителем мира ( Деян.17:28 ; Мф.5:45, 6:26–30 ; ср. Ин.1:17 ; Рим.5:21 ; Тит.2:11, 3:4–6 ), и поэтому человек, от Церкви отпавший или в нее не вошедший, предоставлен в борьбе со грехом собственным силам ( Рим.7:24 ) и обречен на погибель: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ); «если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). б) Как в теле всякий член живет не своею, а общею всему телу жизнью, так и в Церкви каждый христиан, если отделится от нее, умирает духовно и погибает ( Ин.15:4 ; Еф.4:3–6:16 ; 1Кор.12:20–27 ). Ту же мысль апостол выражает в послан. к Римл ( Рим.11:16–24 ): род спасаемых один от начала мира, как одно древо жизни, и никто не спасется отдельно от других, но если хочет спастись, должен привиться к этому древу спасенного рода, как «дикая маслина», и стать «общником корня и сока маслины», т.е. вступить в общение с его жизнью и стать едино с ним. Этот род особенным божественным помышлением был соблюдаем в народе иудейском, а потом через Господа Иисуса Христа единение с ним открыто всем народам. 89

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Более того, от признания авторства Моисея зависит и вера в Божественность Господа Иисуса Христа. Ведь если Иисус есть всеведущий Сын Бога Живого, существенная Истина, то Он не может заблуждаться и выдавать за истину ложь. А Он Сам говорил, что Моисей дал иудеям Закон ( Ин. 7:19 ), что само Его служение подтверждается свидетельством Моисея ( Ин. 5:46 ), что Моисей показал веру в воскресение при купине ( Лк. 20:37 ). Вообще в Евангелиях Пятикнижье неоднократно приписывается Моисею ( Мф. 8,4; 19,7–8 ; 22 24; 23, 2; Мк. 7, 10; 12, 19 ; Лк. 2, 22; 16, 29,31; 24, 27 ; Ин. 1, 17,45; 5, 45–46; 6, 32; 7, 22–23; 8, 5; 9, 28–29 ). Итак, или Господь Иисус ошибался – и тогда Он не Бог, а величайший обманщик (только тогда непонятно, как же Он все-таки воскрес из мертвых?), или Он был прав – и тогда книги Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие написаны не коллегией Ягвистов, Элогистов и других редакторов, а св. прор. Моисеем. Так же верили и пророки, и св. апостолы ( Деян. 13, 33; 15, 5; 28, 23 ; 1Кор. 9, 9 ; 2Кор. 3, 15 . Евр. 10, 28 и т.д.), и все святые Отцы. Особенно ярко их голос слышен при чтении св. правил утвержденных Вселенскими Соборами, в которых утверждается канон Ветхого Завета. Так, 85 правило св. апостолов гласит: «Моисеевых книг пять: Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие» 8 . Подобным же образом писал и св. Кирилл Иерусалимский : «Книги закона суть первые пять книг Моисеевых: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие» 9 . Как пишет свят. Филарет Московский в катехизисе, ставшим после одобрения его Святейшим Синодом символической книгой Русской Православной Церкви: «Какие книги законоположительные? Пять книг, написанных Моисеем: Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает сим книгам общее название Закона Моисеева» 10 . Подобную же веру содержит и ныне Кафолическая Церковь , возглашающая анафему всем тем, кто не верит в то, что Писание есть откровение Святого Духа, данное святым пророкам и апостолам (см. чин Недели Православия). Более того, у нас есть ярчайшие доказательства того, что именно Моисей написал Закон. Сам Бог послал именно его истолковать слова книги Левит для св. Антония. Вот как об этом сообщают «Достопамятные сказания»:

http://azbyka.ru/pisal-li-moisej-zakon

выражение Феод. Мопс. γα κα κаθ. . передает ecclesiasticarum dogmatum doctrina. Cp. древне-герм. и анкло-сакс. объяснения и переводы 78–80. 85. 95. 100. 101 (к s. е. cath. i universalem congregationem christianorum). 103. 105. 106. 108. 109–111. 114–116. 120: wir sollen glauben an das Alles, was da glauben alle christlichen Völker und worin heiliger Männer Gemeinschaft und die heilige Kirche früher mit unveranderlicher Festsetzung übereingekommen (13 в.) и особенно 121–14 в: eine heilige Kirche ist, die Gemeinschaft aller Christen ist. Разс. Злат. без κаθ., о живом взаимообщении членов церкви как тела Христова в 32 бес. 1 на 1Кор. 12:7 ср. Дам. и Ик.. Феофил. применяет к этому термину, очевидно понимая в зн. соборности: совпад. Зигаб объясн. заимствованием. Серап. Тм. Texten 17, 3 б. 5 ς ρτος οτος γνετο ν, οτω κα τν γαν σου κκλησαν σναξον κ παντς θνους κα πσης χρας... κα ποησον μαν ζσαν καθολικν . cp. 16. 17. 21 Вост. лит. Ren. 1, 9. 10. 487: 2, 11. 193. 325. 428. 439. 455 (соборн.) 477 (прав.) др. мн. ср. Oriens Chr. 2, 11 е. tua cath. quae a termis usque ad terminos terrae и 113 universitas eccl. Никиф. о храме М. 100. 989 в зн. православный 229 но Кон. Копр, . το θeo κα καθ. μν πντων τν χριστιανν . 216. В Июль–Авг. кн. стр. 508 стро. 9 св. не надо: «(рус... умнеть?)» стр. 512 стро. 16 св. прибавить: De migr. Abr. 15. Wend. 2. 284. 5 (Сефер-га-хасидим), Berlin 1891, § 191. р. 74 в Das Leben Jesu nach Iüdischen Quellen, herausgegeben und erläutert von Dr. Samuel Krauss, – Berlin, 1902, S. 296 flg. cp. Zunz ib. S. 5, Anm. 3 и 4. 10 Разные роды синагогальной поэзии, но пизмон и кероба принадлежат уже позднейшему времени, – после 800 года Zunz, 26. 12 Или: Елазар бен-Калир «составитель более 200 композиций пиютических, законодатель в этой области поэзии, почему её формы называются калирическими». Zunz, 29. Жил в 7 ст. 23 Некоторые считают это именем Симона Маккавея, но, конечно, не как автора (ибо псалом написан Давидом и он пророчественно-мессианский), а как лицо, типологически-предсозерцаемое богодухновенным поэтом, как прототип Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Тоже определение да соблюдается для мирян, и для пресвитеров, и для диаконов, и для всех состоящих в клире» (см. сардик. 14. карф. 28. 38); б) лишение не только духовного в Церкви общения, но и внешнего, вне Церкви. Это было отлучение конечное, совершенное. В таком случае отлученный был для членов Церкви тоже, что язычник и мытарь ( Мф. 18:17 ). Его чуждались, как прокаженного, с ним не имели ничего общего, ни даже в пище, ни в жилище ( 1Кор. 5:9–10 ) 6 . Иначе это отлучение называлось анафемой 7 . Такому отлучению подвергались грубые еретики, по дознании их зловерия и по испытании всех способов к их обращению (II всел. 1. 6. ап. 45. 65. лаодик. 6. 9. 32. 37 и пр.); закоснелые и нераскаянные грешники (Вас. 84. 85), непокорные суду Церкви, клирики и миряне (ап. 28. антиох. 4. Вас. 88), – и некоторые особенные преступления, как то симония (IV всел. 2), самовольное сложение с себя духовными лицами (клириками и монашествующими) своего сана и переход в мирское звание (IV всел. 7. 13), похищение чужих жен (пр. 27), совершенное отпадение от веры (св. Петра алекс. 4), отчаяние (то же правило). При отлучении соблюдались следующие общие правила: 1) отлучение составляло гласный суд Церкви и было пред всем собранием христиан провозглашаемо; после чего все и каждый из верных обязывались не иметь никакого духовного общения с отлученными, ни даже в домашних частных молитвах (апост. 10. антиох. 2) 8 ; 2) Церковь не принимала от них никаких приношений, ни для богослужения, ни для содержания своего (ап. 46. лаод. 37) 9 ; 3) отлученные в одной церкви не могли быть приняты ни в какой другой; иначе лица, принявшие их (хотябы епископы), подвергались сами отлучению (ап. 32. I всел. 5. антиох. 2 и др.). А для предупреждения подобной неосторожности, поместные церкви обыкновенно повсюду объявляли о важнейших случаях отлучения посредством окружных грамот 10 . Клирика отлученного принимающий к себе, не только епископ, но и весь народ подлежал тому же наказанию (Вас. 88). Если же отлученный успел скрывать свое отлучение, то оно продолжалось еще на большее время (ап, 13 ; 4) отлученный мог быть разрешен только связавшим его; разве только в случае смерти последнего, или судебного изследования о деле, мог быть разрешен высшею церковною властию, – как то собором (ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Христос» ( 1Кор. 3:2 ). (Прав. Испов. ч. I, отв. на вопр. 85) (Ср. вообще тексты: Мк. 16: 18,10 10: 14, 16, 17:21). Новозаветная проповедь о Царствии Божием имеет своим предметом также природу Церкви. 5 Основание Церкви положено боговоплощением Христа, Который принял на Себя и совершенно обожил человеческое естество и искупил человека Своею крестною смертию, «стяжал Церковь кровию Своею» ( Деян. 20: 28 , Еф. 5: 25–7 ). При этом освящении человеческое естество было сохранено во всей силе и неприкосновенности, свободно подчинившись естеству божественному: согласно догмату 6 всел. собора, во Христе существуют две воли и два хотения, божеское и человеческое, благодаря единению которых установляется их полное взаимное общение или проникновение. И Церковь есть неповрежденное человечество Христово, соединившееся с Божеством и в видимости своей вместившее невидимую присносущую силу Божества. Церковь есть живое пересечение, единство двух жизней, двух миров: божественного и человеческого, природного и благодатного. Посему эта жизнь раскрывается и осуществляется в видимых формах, сверхчувственное в чувственном. Но эти формы даны и установлены самим Богочеловеком, сообщающим Свою жизнь Своему телу непосредственно, (как в Евхаристии, в отпущении грехов) или через посредство апостолов в дальнейшем предании, как зерно, из которого развивается растение чрез все века до скончания мира и Второго пришествия Церкви присуща – и ей только одной – благодатная, сверхприродная, божественная жизнь, она есть источник, рожающий мир и человечество водами живота вечного, и вне этого источника нет влаги. Общение благодатной жизни дается человеку не единолично, в отъединении, но соборно по связи с Церковью, как богоустановленной организацией. Плоды этой жизни невидимы, как сокровенна и самая жизнь в Боге, но формы ее видимы и богоустановлены. Церковь не становится при этом между Богом и человеком, заслоняя собою для него небо, напротив самая обращенность к небу дана только в Церкви и через Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

2 . Чрез Крещение освобождается человек от вечных наказаний, заслуженных грехами. Изображая в Крещении, чрез погружение в воду, страдания и смерть Христа Спасителя, мы как бы сами вместе с Ним страдаем и умираем, – и таким образом верою усвояем себе заслуги Христа Спасителя нашего. Или не разумеете, учит ап. Павел, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему Крещением в смерть: да якоже воста Христос ов мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни да ходим... Аще же умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним ( Рим.6:3–4, 8 ). Ни едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе ( Рим.8:1 ). Так «крещающийся освобождается от вечного наказания, которому подлежит каждый, как за прирождённый грех , так и за собственные смертные грехи» 85 . Не спросит ли при сем кто либо из вас, бр.: «Если в Крещении освобождаемся от вечных наказаний за грехи, то почему же не освобождаемся от бедствий и неудобств настоящей жизни, – скорбей, болезней, также от беспорядочных движений души и пожеланий, и от смерти?» Хотя, бр., это – дело Божие как угодно было Господу Богу, так и устроено Им, и нимало не удивительно, если мы не довольно ясно понимаем дела Божии: но в настоящем случае пути божественного строительства, при свете евангельского учения, довольно понятны и для человеческого разумения. Вот решение на предложенное недоумение: Чрез Крещение становимся мы членами тела Христова. Христос наш Глава. Ученик не выше учителя, и раб не выше господина своего ( Мф.10:24 ). Если Глава и Господь наш, Иисус Христос, понёс скорби и болезни этой жизни, и подвергся крестной смерти, – и сим путём взошёл в славу: то и нам должно вместе со своим Главою идти путём скорбей и страданий, чтобы чрез то соделаться достойными участия в Его славе. С Ним страждем, учит Апостол, да и с Ним прославимся ( Рим.8:17 ). Притом, перенесение неудобств этой жизни служит средством к усовершению нашей добродетели. Если с терпением и преданностью к Богу переносим мы свои немощи, с мужеством преодолеваем греховные пожелания и наклонности: то за сии подвиги, как верные воины Христовы, получим некогда венцы победные, как говорит добрый подвижник Христов, св. Павел, о себе и обо всех верных последователях Христовых: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день онь, праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его ( 2Тим.4:7–8 ). А если бы чрез Крещение человек освобождался от всех болезней и скорбей настоящей жизни; то многие стали бы искать Крещения только по сим корыстным видам. Посему то премудрому и всеблагому Господу угодно было определить, чтобы от всех скорбей и невыгод настоящей жизни освобождались мы и получали полную награду за все подвиги, ради Него, Спасителя нашего, подъемлемые, уже по всеобщем воскресении, когда тленное сие тело облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие ( 1Кор.15:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010