О благодати священства: «Возгревай дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2Тим. 1:6, 7).    Возведение в епископы должно быть согласно воле Божией: «как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10:15). «Никто сам собою не приемлет этой (священнической) чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4).    По всем этим причинам верующие должны почитать духовенство: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове» (1Тим. 5:17).     «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их... Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неустанно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13:7, 17). Рассказ о возмущении Корея против Моисея и о наказании его (смотри: Числа, 16-я глава). Верующие должны материально поддерживать своих пастырей, чтобы те могли все свое время посвящать Церкви (смотри: Деян. 6:2-7, 1Кор. 9:11-14, Гал. 6:6. 1Тим. 5:17, Втор. 25:4). Значение апостольского предания    Истина не исчерпывается Писанием. Дух Святой, пребывающий в Церкви, наставляет в истине ее служителей и верующих. Тексты: Ин. 21:25, 1Фес. 5:21, 1Кор. 2:6; 1Кор. 11:2, 1Кор. 15:2, Фил. 4:9, Кол, 2:16, 17, 2Фес. 2:15, 1Тим. 6:20, Откр. 3:11. Так как учение Духа одно, то христианские истины — неизменны. Однако, степень постижения истины зависит от духовного уровня того или другого верующего.    Церковь древнее Писания. Апостолы преимущественно наставляли устно. Церковь долгое время жила без Писания. Кроме того, не все было записано апостолами: «Многое... другое сотворил Иисус; но, если... писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить... написанных книг» (Ин. 21:25).    Христиане первых веков руководствовались преимущественно устными наставлениями апостолов: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор. 11:2). Апостолы ссылались на установившиеся обычаи: «Если... кто хочет спорить (относительно стрижки волос), то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (т.е. ни остальные церкви не знают такого обычая) (1Кор. 11:16). Традиция, передаваемая устно, имела первостепенное значение для христиан:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

При объяснении цитуемого лжеучителями в своё оправдание выражения ап. Павла ( 1Кор.14:26 ) мы ставим для себя правилом, чтобы наше толкование не противоречило ни целому посланию ап. Павла, ни всем его посланиям, а также, чтобы вполне согласовалось с духом всего Священного Писания. Из послания ап. Павла к Коринфянам мы знаем, что в первенствующей Христианской Церкви изобиловали различные духовные дарования, или как сам Апостол разграничивает их – дары различны ( 1Кор.12:4 ): и служения различны (5 ст.); и действия различны (6 ст.); как то: слово мудрости, слово знания, вера, дары исцелений, чудотворения, пророчество, различение духов, разные языки, истолкование языков (8–10 ст.), дары воспоможения, управления (28) и др. В этом мы не можем не видеть исполнения пророческих слов: «и будет в последние дни излию от Духа Моего на всякую плоть» и т. д. ( Иоил.2:28–32 ). По воле Божией такое изобилие чрезвычайных духовных дарований было потому, что на земле созрела жатва ( Откр.14:15 ; Ин.4:35 ) и жатвы было много, а делателей мало ( Мф.9:37 ; Лк.10:2 ). И, как в апостольское время изобиловали чрезвычайные дарования, то слово о назидании, обращенное, по-видимому, ко всем верующим, собственно относилось к тем, кто имел какой-нибудь из указанных чрезвычайных даров, а не ко всем. Это мы узнаем из следующих слов того же Апостола: «если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет ( 1Кор.14:37, 38 ); и выше: никто не обольщай самого себя ( 1Кор.3:18 ); ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя ( Гал.6:3 )». Равным образом и право учительства в Церкви Христовой, кроме апостолов и их ближайших учеников даже в то время, когда изобиловали чрезвычайные духовные дарования, принадлежало не всем, а только тем, кого Сам Бог поставил в Церкви пастырями, и учителями ( 1Кор.12:28–30 : сравн. Еф.4:11–12 ), и блюстителями пасти Церковь Господа и Бога ( Деян.20:28 ). Достойно особенного внимания и то, что хотя чрезвычайные дары изобиловали в век апостольский, ап. Павел кроме того, что сам благовествовал и посылал свои послания, находил еще необходимым посылать и учеников своих, как наприм. Тимофея ( 1Кор.4:17 ), для напоминания верующим благовестия. Верующих сей апостол строго отличал от благовестников: первых (верующих) называл нивою, Божиим строением, тогда как себя и других проповедников – соработниками у Бога ( 1Фес.3:2 ). Какое строгое и точное разграничение! «Мы (апостолы, наши ближайшие сотрудники и все последующие наши преемники: пастыри и учители) соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение ( 1Кор.3:9 ). Итак, каждый (верующий) должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мф.24:30 . тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; «Знамение Сына Человеческого»: «т.е. крест, который светлее солнца: поскольку солнце помрачается и скрывается, а крест является... Но для чего является сие знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Ибо Христос придет на суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть» (Злат., ср. Вас. В. 2, 355). – «Восплачутся»: от страха славного пришествия Господня, видя этот мировой переворот, новый порядок вещей, разрыв и преобразование всех отношений предшествующей жизни и пр., – или частнее, «восплачутся все колена на земли иудейской, оплакивая свое непослушание, восплачутся и все, которые земная мудрствуют, хотя бы то были и христиане» (Феофил.). – «Грядущего на облаках небесных»: Господь и вознесся на облаках ( Деян.1:9 ). – «С силою и славою великою»: сила Его проявится особенно тогда в потреблении огнем земли ( 2Пет.3:7,10–12 ), в воскресении мертвых ( Ин.5:29–30 ; 1Кор.15:52 ), в изменении живых во образ воскресших ( 1Сол.4:17 ; 1Кор.15:52 ) и в суде над живыми и мертвыми ( Мф.25:34–46 ). Слава Господа явится тогда в величии всего Его пришествия, окруженного тьмами Ангелов ( Мф.25:31 ). Мф.24:31 . и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. «С трубою громогласною»: не то, чтобы каждый Ангел был с трубою громогласною, но будет греметь одна последняя труба ( 1Кор.15:52 ), труба Божия ( 1Сол.4:16 ), и при звуке этой трубы посланы будут Мессиею Ангелы. По гласу этой трубы последует и воскресение мертвых (1Кор.; 1Сол. в указ. местах). Иудеи обыкновенно созывали в собрания посредством труб ( Лев.25:9 ; Чис.10:2 ; Суд.3:27 ). Спаситель пользуется сим знакомым иудеям образом для обозначения некоего таинственного действия Божия, по мановению которого Ангелы соберут избранных при втором пришествии Христовом. – «Избранных»: истинных христиан, призванных к наследию в царстве Христовом. Ангелы соберут также и творящих беззаконие (ср. Мф.13:41 ). Первые будут собраны для вечной славы, последние – для вечного мучения. – «От четырех ветров»: с востока, запада, севера и юга. Иудеи четыре эти стороны называли иногда четырьмя ветрами ( Иез.37:9 ; Ис.43:5–6 ). – «От края до края неба», со всей земли, со всего видимого пространства земного шара (ср. Втор.4:32 ; Пс.18:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Пастыри Церкви, как облеченные Богом властью ( 2Кор.10:6–8 ; 2Тим.4:2 ; Тит.2:15 ) и «как обязанные дать отчет» Богу ( Евр.13:17 ; ср. Лк.16:2 ), смотря по нравственному состоянию пасомых, «обличают» их, «запрещают», – «увещевают со всяким долготерпением и назиданием». Если же грешник оказывается нераскаянным, не слушает Церкви ( Мф.18:17 ), то пастыри (епископы) отлучают его от Святого Причащения, а тяжких (каковы сектанты), отсекают совсем от Церкви, «чтобы они научились не богохульствовать» ( 1Тим.1:20 ); но отсекают не навсегда, а впредь до раскаяния ( 2Кор.2:6–10 ). Апостол, охраняя христиан от вредного влияния порочных членов Церкви, запрещает не только общение с последними, но даже есть вместе ( 1Кор.5:11 ), так как дружеское общение и отсюда совместная еда с грешниками служат обычно выражением сочувствия и единомыслия с ними, хотя само по себе вкушение пищи не может осквернить человека ( 1Кор.8:8 ). О пагубном влиянии дружественного общения с грешником учит и апостол Иоанн ( 2Ин.1:11 ). Как видно из сказанного, «не сообщаться» ( 1Кор.5:11 , συναναμγνυσθε –συναναμγνυμι – смешиваться, быть в сношениях, славян. «примешатися») не значит отлучать от Церкви, как толкуют сектанты; для обозначения отлучения апостол употреблял другие выражения: «предать сатане» ( 1Кор.5:5 ; 1Тим.1:20 ), «извергнуть» ( 1Кор.5:13 ), «да будет анафема» ( Гал.1:8–9 ; 1Кор.16:22 ). 5) Мы отделились от православной Церкви, в коей есть грешники, по слову апостола ( 2Кор.6:17 ). В 2Кор.6:14–16 апостол сравнивает христианство и язычество: «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными», т.е. не впрягайтесь в одно ярмо, в пару с неверными (язычниками – ср. 1Кор.6:6 ), не подражайте их обычаям и нравам, не принимайте участия в идоложертвенных трапезах, «ибо какое общение праведности с беззаконием?» Что может быть общего между христианством, ведущим человека к праведности, и язычеством, приводящим к развращению, к беззаконию. «Что общего у света со тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром?» Верующие озарены светом Христова учения, ходят во свете ( 1Ин.1:7 ); язычники пребывают во тьме греха и неведения истины евангельской ( Деян.26:18 ; 1Петр.2:9 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В главе 8 обращу внимание на то, что воображающие, будто и они понимают, – обманываются: кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него ( 1Кор. 8:2–3 ). Итак, путь к знанию не философствование рассудочное, а любовь к Богу, за что Он дает тому Откровение. Глава 10 о вкушении идоложертвенной трапезы (то есть остатков от жертв, приносимых идолам, а в сущности – бесам). Здесь обращает внимание то, что апостол ставит в параллель чашу Господню (то есть Евхаристию) и чашу бесовскую; трапезу Господню и трапезу бесовскую (ср.: 1Кор. 10:21 ). Значит, там – жертвы, и Евхаристия – Жертва. И в следующей, 11-й главе – прямо говорит слова Господа, что чаша есть новый завет в Моей Крови ( 1Кор. 11:25 ). А о прочем ([Тело Мое], за вас ломимое) уже говорилось. Евхаристия должна напоминать первообразную Жертву Голгофскую: смерть Господню возвещаете ( 1Кор. 11:26 ). Главы 12–14 о дарах духовных. Верующие суть члены Тела Христова – Церкви; а соединяет их Дух Святой, разделяя и назначая каждому члену духовного организма свой дар и свою задачу. Вы – тело Христово ( 1Кор. 12:27 )... Вот это есть истинная связь – Духом Его. Все от Него. Даже уверовать нельзя без Духа Святого: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ). Глава 13 об истине воскресения людей. Эта истина основывается прежде всего на факте воскресения Христа: а Он умер за грех наш ( 1Кор. 13:3 ), а после и воскрес (что фактически несомненно: ибо является множеству). Но если воскрес, то в Нем все оживут, ибо есть духовное наследство подобно худому наследству от Адама (грех и смерть) (см.: 1Кор. 13:22 ). Каков Небесный, таковы и небесные ( 1Кор. 13:48 ). Из этого Послания особенно примечательны для нашего вопроса главы 1–4, где говорится о «тайне» Искупления, простой для веры и безумной для мудрецов. Второе Послание к Коринфянам Написано в защиту апостольского авторитета против доверчивой паствы (главы 1–3) и агитаторов-вожаков (главы 10–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

в) Заключительный вывод о даре языков и о даре пророчества. «Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать; но не запрещайте говорить и языками. Только все должно быть благопристойно и чинно». Видишь ли, – примечает Св. Златоуст, – как Апостол до конца соблюдает различие между этими дарованиями, и как внушает, что первое весьма необходимо, а последнее не так необходимо. О первом говорит: ревнуйте, а о последнем: не возбраняйте! Наставление шестое (в отношении к вере) о воскресении мертвых ( 1Кор. 15 ) Глава сия принадлежит к самым возвышенным и отрадным местам Св. Писания. Рассуждая о воскресении мертвых, Св. Ап. Павел следующим образом располагает свои мысли. а) Сначала он разными свидетельствами очевидцев прочно устанавливает истину воскресения Христова ( 1Кор. 15:1–11 ); б) потом из него выводит, как неизбежное следствие, истину и общего всех воскресения в предопределенное Господом время ( 1Кор. 15:12–34 ). в) Далее возражателям против сей истины подобиями и сравнениями разъясняет образ самого воскресения и разнообразие славы имеющих воскреснуть тел ( 1Кор. 15:35–46 ). Затем раскрывает догматическое основание нашего будущего прославления по телу из свойств второго Адама, нашего нового родоначальника ( 1Кор. 15:47–50 ). д) Говорит потом о судьбе тел, которым не придется испытать смерти до пришествия Христова, и заключает победной песней над смертью и приглашением твердо стоять в христианском уповании и в христианском благочестии ( 1Кор. 15:51–58 ). а) Истина воскресения Христова, утверждаемая свидетелями–очевидцами ( 1Кор. 15:1–11 ). 1Кор. 15:1–4 . Напомнивши Коринфянам, что сущность возвещенного им евангелия в том собственно и состояла, что Христос умер за грехи наши по Писанию, что Он погребен был и что воскрес в третий день по Писанию, Апостол начинает далее исчислять очевидцев свидетелей сего воскресения. 1Кор. 15:5 . «И … явился (Христос) Кифе». Св. Павел мог слышать о том от самого Петра (Еп. Феофан). Дабы совершенно утешить сего Апостола и показать, что он не отвергнут за отречение, Христос удостоил его своего явления прежде других (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Значение проповеднических трудов апостола Павла также трудно переоценить. Сам апостол по великому смирению своему называл себя «меньшим» среди других апостолов, но тем не менее со всей справедливостью утверждал: но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор.15:10 ). Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) как-то отметил, что «в книгах Нового Завета четыре Евангелия, описывающие земную жизнь, учение и деяния Иисуса Христа, по объёму составляют 44%, а собрание посланий апостола Павла (так называемый Корпус Паулинум) вместе с описанием его миссионерской деятельности в книге Деяний – 40%. На долю других книг Нового Завета приходится, соответственно, 16% текста» 316 . Апостол написал не менее 14 Посланий, всестороннее раскрывающих, разъясняющих истины Христовой веры, благодаря чему эти труды сыграли исключительную роль в изначальной подготовке и последующей разработке систем христианских догматов. Не из-за объёмности оставленного апостолом Павлом текста, а именно по тому значению, которое приобрело его богословие в жизни Церкви, апостол как один из авторов Священного Писания Нового Завета занимает первенствующее положение – его, так же, как и апостола Петра, называют первоверховным апостолом, «столпом» Церкви Христовой, а Послания нередко именуются «Вторым Евангелием». В данной статье рассматривается Первое послание апостола Павла к Коринфянам, которое раскрывает перед нами историю взаимоотношений апостола Павла с молодой Коринфской Церковью , основателем которой он был. В период, когда он был вдали от Коринфа, ему поступило сообщение от Домашних Хлоиных ( 1Кор.1:11 ) о том, что в общине произошло разделение христиан по крайней мере на четыре группы: Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов» ( 1Кор.1:12 ). Блаженный Феофилакт Болгарский пишет, что «богатые составляли свои партии, а мудрецы – свои, и, сами избрав себе учителей, порицали Павла, как бедного и необразованного человека» 317 . Также апостолу Павлу стало известно, что «один из них смесился с мачехой; некоторые, по прожорливости, ели идоложертвенное; другие в денежных тяжбах судились пред эллинскими судьями; далее, мужчины отращивали волосы, ели в церквах и не уделяли нуждающимся; превозносились дарованиями духовными; относительно учения о воскресении колебались» 318 . Кроме того, апостол должен был ответить на вопросы коринфских христиан, которые они задавали ему ранее: о брачных отношениях (см.: 1Кор.7:1–25 ), о свободе и ответственности (см.: 1Кор.8:1 ), о духовных дарах и внутрицерковном порядке (см.: 1Кор.12:1 ), о сборе пожертвований на нужды святых в Иерусалиме (см.: 1Кор.16:1 ) и о посещении Коринфа Аполлосом (см.: 1Кор.16:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все христиане активно выступали в общественных богослужебных собраниях, с псалмом, поучением, даром языка, откровением, истолкованием ( 1Кор.14:26 . Ср. Кол.3:16 ). За всеми признавалось право учить. Этого мало. В иных случаях учительство вменялось в обязанность всякому верующему. Каждый христианин должен был исправлять, увещевать и назидать ближних ( Гал.6:1 и д.; 1Сол.4:11 ). Апостол всех верующих призывает к пророчеству ( 1Кор.14:34 ). Даже женщины могли выступать в собраниях с молитвою и пророчеством ( 1Кор.11:5 ). Если в другом месте апостол запрещает женщине говорить в общих собраниях ( 1Кор.14:34 ), то поводом к тому были вероятно злоупотребления. Коринфские эмансипированные женщины, игравшие важную роль в жизни общины, составляли в ней очевидно сомнительный элемент и принадлежали вероятно к партии, враждебно настроенной к апостолу. Это заставило ап. Павла ввести в коринфскую общину новый для неё порядок и новое для апостола запрещение – женщине говорить в собрании 207 . Что ап. Павел принципиально ничего не имел против учительства женщин, это можно заключить уже из того, что одним из деятельных его сотрудников в деле миссии была Прискилла ( Рим.16:3–4 ; Деян.18:26 ). Но самодеятельность христианина обнаруживалась не только тогда, когда он учил, но и в те моменты, когда он слушал пророка и учителя. Истины веры не могут усвоиться естественным разумом. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). Отличать истинное от ложного может только одаренный Духом Божиим. Отсюда дару пророчества и учения, свойственному проповедникам евангелия, соответствует дар распознавания духов (διασεις πνευμτων – 1Кор.12:10 ), дар испытания ( 1Сол.5:21 ), принадлежащий христианам вообще. Эти дары не связаны ни с каким определенным служением в церкви, но могут быть присущи и в известной степени всегда присущи всем верующим. Благодаря этому дару испытания и распознавания духов они не пассивно относятся к словам пророка и учителя, но самостоятельно испытывают их, отличают в них истинное от ложного. К такому испытанию апостол призывал всех верующих. Он пишет фессалоникийцам: „духа не угашайте, пророчества не уничижайте. Все испытывайте 208 , хорошего держитесь“ ( 1Сол.5:19–21 ) 209 . Такому испытанию и суждению верующих апостол подвергал даже свои собственные предписания и советы. „Я говорю вам, как рассудительным, пишет он коринфянам, сами рассудите о том, что говорю“ ( 1Кор.10:15 ). „Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головой?“ ( 1Кор.11:13 ). „Испытывайте самих себя, в вере ли вы... о нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны“ ( 2Кор.13:5–6 ). Благодаря дару испытания сохранялась самостоятельность личности и целой общины. Каждый пророк должен быть подвергнут испытанию прежде чем принять его слово, как слово Духа Святаго. Без такого испытания авторитет его был бы безграничен и подавлял бы духовную свободу верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Но для христианина истина как телесного, так и духовного воскресения в вечную жизнь всего яснее открывается из того внутреннего начала, которое в нем действует. Сие начало есть Перворожденный всея твари ( Кол.1:15 ), начаток умершим ( 1Кор.15:20 ) – Христос. Ибо как в Нем живот бе ( Ин.1:4 ), так в Нем и оживление всех человеков. Он есть то жизнодательное Слово, которое искони было с Богом ( Ин.1:1 ), и есть Бог действующий вся во всех ( 1Кор.12:6 ), по силе живота неразрушаемого. Он рече, – и быша ( Пс.148:5 ). Он рек: да будет свет, и бысть ( Быт.1:3 ), – сотворим человека (–ст. 26), и бысть первый человек в душу живу (–2, 7). Он рек: в оньже день снесте, смертию умрете (– ст. 17), и смерть царствова и над несогрешившими по подобию преступления Адамова ( Рим.5:14 ): но Он речет, – и воскреснут мертвии, и востанут вси сущии во гробех во мгновении ока ( 1Кор.15:52 ). Он речет, – и будет небо ново и земля нова ( Апок.21:1 ), где праведницы просветятся, якоже солнце ( Мф.13:43 ). Тогда, по покорении всех врагов под нозе Его, и последний враг испразднится смерть ( 1Кор.15:25–26 ), и следовательно будет действовать один живот. Якоже бо о Адаме, говорить апостол, вси умирают, такожде и о Христе вси оживут ( 1Кор.15:22 ); и якоже облекохомся во образ перстного, тако облечемся и во образ небесного (–ст. 49) Духом Его Святым, живущим в нас и имеющим оживотворить и мертвенная телеса наша ( Рим.8:11 ). Мы воскреснем, говорит Писание, так, что тленное сие облечется нетлением и мертвенное сие облечется бессмертием ( 1Кор.15:54 ). Сими высокими истинами будучи проникнуты пророки, апостолы и мученики радовались в болезнях смертных и мучениях жесточайших, какие только могла изобрести злость человеческая, бешенством ада вооружаемая. Сими истинами должен утешаться и каждый последователь Евангелия и каждый любитель истинной мудрости. Утешься в потере своей и ты, ревностный сын Церкви, утешься! Благодарные слезы сирых, не ведущей шуйце, облагодетельствованных, сопроводят душу представившейся к Отцу щедрот и всякие утехи. Ее вера, даровавшая исцеление ей болящей, и любовь, открывшаяся наипаче в любви к благолепию храмов, служат залогом ее преселения во храм Царя славы. Утешься и ты, в добродушии и благоговении пребывающая почтенная матерь, оплакивающая преждевременную кончину дщери своей! Болезненна разлука сия матернему твоему сердцу: но представление добродетелей, коими скончавшаяся стяжала себе вечный кров, должно быть непорочным услаждением благочестивой твоей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Восстав из мертвых, Господь явился отдельно Петру, «… таже единонадесятым» ( 1Кор.15:5 ), потом же явися более пяти сот братиям единою/6/, потом же явися Иакову» ( 1Кор.15:7 ), брату Своему по плоти. Но некоторые могут допускать мысль, что видевшие Господа прежде проповедуют о Нем теперь только по благорасположению, а в действительности Он не воскрес и не являлся им. Такое предположение было бы достоверным, если бы свидетельствовали о Воскресшем одни Его ученики. А так как, по словам апостола Павла, Он является многим ( 1Кор.15:6 ), и даже ему самому – гонителю и врагу Господа, то какое же может быть сомнение в свидетельстве противника? Тот, кто был ненавистником и гонителем, теперь благовествует воскресение 566 . И это не удивительно, ибо о Воскресшем Христе свидетельствует весь мир – «… ночь и свет полной луны, потому, что была шестнадцатая ночь новолуния; и камень гроба, приявший в себя Христа, и сей камень противустанет в лице Иудеям; потому что видел он Господа; и камень тогда отваленный, и он, лежа до сего дня, свидетельствует о воскресении» 567 . О Нем свидетельствуют пелены, которыми было повито Его пречистое тело; свидетельствуют Ангелы, явившиеся ко гробу; свидетельствуют воины, стерегущие гроб; свидетельствует Петр, хотя и трижды отрекшийся от Него, а также все те, которые видели и осязали руки в ноги и язвы гвоздные; свидетельствуют бывшие у гроба в видевшие Самого Господа жены; свидетельствует море и ловля рыб, огонь и лежащая на ней рыба; о Нем свидетельствуют воскресшие из мертвых 568 ; а также с большой ясностью свидетельствует пророк Исаия, ибо говорит: «… взводяй от земли Пастыря овцам великаго ( Ис.43:11 ; Евр.13:20 ) 569 . И свидетельств этих для удостоверения в истине воскресения Христова достаточно, ибо, по Писанию, «при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол» ( Мф.18:16 ) 570 . Таким образом, тот, Кто вначале был поруган и увенчан терновым венцом и принял крестную смерть «грех наших ради» по писаниям, Тот, по Писанию, и воскрес ( 1Кор.15:3, 4 ) 571 и увенчан диадемой победы над смертью 572 , положив этим начало новому всеобщему воскресению: «ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть», говорит апостол Павел в одном из посланий ( 1Кор.15:20 ) 573 . «Аще же Христос не воста, – в другом месте замечает он, – тще убо проповедание наше, тща же и вера наша» ( 1Кор.15:14 ) 574 , и мы еще – «во гресех наших» ( 1Кор.11:17 ) 575 . Вознесение Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010