О безбрачии (1Кор.7, 25–40) а) Общие положения (1Кор.7, 25–35) б) Приложение данных наставлений к делу (1Кор.7, 36–40) Четвертое отделение. Как относиться к идоложертвованному (1Кор.8:1–11:1) 1. О соблазнении немощных (1Кор.8 и 1Кор.9) а) Как происходит соблазн (1Кор.8) б) Убеждение воздерживаться от соблазна (1Кор.9) 2. Вкушающие идоложертвенное сквернятся (Глава 10) а) Примеры судов Божиих (1Кор.10, 1–13) б) Вкушающие идоложертвенное трапезе бесовской причащаются, и потому не безвинны от идолослужения (1Кор.10, 15–22) в) Как же обходиться с пищею, чтобы не согрешить употреблением идоложертвенного? (1Кор.10:23–33) Пятое отделение. Обличение и исправление некоторых непорядков при церковных собраниях (1Кор.11, 2–34) 1. Против непокровения женами глав в церкви (1Кор.11, 2–16) а) Голова женщины должна быть покрыта по порядку домостроительства (1Кор.11, 2–6) б) Голова женщины должна быть покрыта по порядку творения (1Кор.11, 7–12) в) Покрывать голову женщине – требование здравого смысла (1Кор.11, 13–16) 2. Против нестройностей на вечерях любви (1Кор.11, 17–34) а) Указание и обличение нестроений на вечерях любви (1Кор.11, 17–22) б) О таинстве Тела и Крови Господних (1Кор.11, 23–32) в) Постановления о вечерях любви (1Кор.11:33–34) Шестое отделение. О дарах Святого Духа в Церкви (1Кор.121Кор.14) 1. О Благодатных дарах вообще (1Кор.12) а) Указание источника, цели и разнообразия даров Святого Духа (1Кор.12, 1–11) б) Сравнением устройства Церкви, вмещающей разные дары и разнодаровитых, с телом, составленным из разных членов, мирит с неравномерностию даров (1Кор.12, 12–26) в) Применение предыдущих рассуждений к тому, что есть в Церкви (1Кор.12, 27–31) 2. О любви, как пути высшем (глава 13) а) Превосходство любви над всеми дарами и подвигами (1Кор.13, 1–3) б) Любовь-полнота добродетелей и отвержение всех страстей (1Кор.13, 4–7) в) Любовь пребывает вечно (1Кор.13, 8–13) 3. Об употреблении дара пророчества и языков (1Кор.14) а) Превосходство дара пророчества пред даром языков (1Кор.14, 1–25) б) Правила об употреблении в Церкви даров пророчества и языков (1Кор.14, 26–38) в) Заключение всего сказанного о даре пророчества и языков (1Кор.14, 39–40) Седьмое отделение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Это место внесено в «Слово о смерти» и потому здесь не повторяется. 835. Слово 17. 836. Слово 17. 837. Слово 17. 838. Слово 17. 839. Слово 17. 840. Слово 17. 841. Слово 17. 842. Слово 17. 843. Слово 17. 844. Слово 17. 845. Слово 17. 846. Слово 17. 847. Слово 17. 848. Слово 17. 849. Слово 17. 850. Слово 17. 851. Слово 17. 852. Слово 17. 853. Слово 17. 854. Слово 17. 855. Слово 17. 856. Слово 17. 857. Слово 17. 858. Слово 17. 859. Слово 17. 860. Слово 17. 861. Слово 17. 862. Слово 17. 863. Слово 17 864. Слово 17. 865. Слово 17. 866. Слово 17. 867. Слово 17. 868. Слово 17. 869. Слово 17. 870. Слово 17. 871. Слово 17. 872. Слово 17. 873. Слово 17. 874. Слово 17. 875. Слово 17. 876. Слово 17. 877. Слово 17. 878. Слово 17. 879. Слово 17. 880. Слово 17. 881. Слово 17. 882. Слово 17. 883. Слово 17. 884. Слово 17. 885. Слово 17. 886. Слово 17. 887. Слово 17. 888. Слово 17. 889. Слово 17. 890. Слово 17. 891. Слово 17. 892. Слово 17. 893. Слово 17. 894. Слово 17. 895. Слово 17. 896. Слово 17. 897. Слово 17. 898. Слово 17. 899. Слово 17. 900. Слово 17. 901. Слово 17. 902. Слово 17. 903. Слово 17. 904. Слово 17. 905. Слово 17. 906. Слово 17. 907. Слово 17. 908. Слово 17. 909. Слово 17. 910. Слово 17. 911. Слово 17. 912. Слово 17. 913. Слово 17. 914. Слово 17. 915. Слово 17. 916. Слово 17. 917.  …В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16. 33). 918.  Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем (Лк. 22. 28–30). 919. Слово 17. 920.  …если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас (2 Тим. 2. 11, 12). 921. Слово 17. 922. Слово 17. 923.  …«Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25. 21). Слово 21. 924. Слово 21. 925. Слово 21. 926. Слово 21. 927. Мф. 9. 17. 928. Ин. 11. 44. 929. Мф. 8. 31, 32. 930. 1 Кор. 15. 49. 931. Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Таким образом в своем послании Ап. идет от внешнего к внутреннему. В конце послания Ап. говорит о том вопросе, какой имел величайшее значение для всей жизни христианина – именно о воскресении мертвых, в котором некоторые коринфяне сомневались. Все содержание послания можно представить поэтому в следующем виде: 1) вопрос о Церкви – или церковном обществе ( 1Кор.1:101Кор.4 ); 2) пять нравственных вопросов и прежде всего вопрос о церковной дисциплине ( 1Кор.5–10 ); 3) три литургических вопроса ( 1Кор.11–14 ) и 4) вопрос из области догмы ( 1Кор.15 ). Гл. I, ст. 1–9 представляет собою введение в послание, а XVI-я глава содержит заключение – поручение, разные известия и приветствия. Подробнее содержание послания можно представить в таком виде: 1) Введение: адрес ( 1Кор.1:1–3 ); благодарение Богу ( 1Кор.1:4–9 ). 2) Партии в Коринфской Церкви ( 1Кор.1:10–17 ). 3) Сущность Евангелия ( 1Кор.1:18–3:4 ). 4) Истинная сущность служения христианского учителя веры ( 1Кор.3:5–4:5 ). 5) Высокомерие как причина неурядиц церковных ( 1Кор.4:6–21 ). 6) Церковная дисциплина ( 1Кор.5 ). 7) Процессы ( 1Кор.6:1–11 ). 8) Невоздержание ( 1Кор.6:12–20 ). 9) Брак и безбрачие ( 1Кор.7 ). 10) Употребление в пищу идоложертвенного мяса и участие в языческих жертвенных трапезах ( 1Кор.8–10 ). 11) Одеяние женщин при богослужении ( 1Кор.11:1–16 ). 12) Беспорядки на вечерях любви ( 1Кор.11:17–34 ). 13) О духовных дарованиях ( 1Кор.12–14 ). 14) О воскресении умерших ( 1Кор.15 ). 15) Заключение послания ( 1Кор.16 ). Характер 1-го послания к Коринфянам 1-е послание к Коринфянам, а также и второе, представляет собою образец того, что называется «посланием». То, что в нем заключается, нельзя представить себе воплощенным в форму рассуждения или трактата: только именно форма послания, понимаемого в смысле письма, и была подходящею для тех излияний, с какими обращается Ап. Павел в основанной им Коринфской Церкви. Здесь мы имеем перед собою все характерные особенности письма: увещания, похвалы и порицания, обращенные к получателям послания – словом, видно, что Ап. пишет так, как он бы говорил с Коринфянами при личном с ними свидании. Наконец, мы находим здесь немало намеков и полунамеков, какие делаются обыкновенно в письмах друзей и какие для других читателей этих писем остаются почти непонятными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но они не думали о том, что не все позволенное служит к благу и самому себе и ближнему ( 1Кор.8:1–3, 7–12 ; 1Кор.9:23–27 ). Этой свободой они прикрывали удовлетворение физиологических инстинктов ( 1Кор.6:12 ). Пользуясь этой свободой, они поддерживали дружественные и товарищеские сношения с язычниками ( 1Кор.10:27 ), весьма свободно относились к языческому культу ( 1Кор.8:1–10 ), участвовали в торжествах, происходивших в языческих святилищах, иногда очевидно оставались членами языческих ассоциации ( 1Кор.8:10 ; 1Кор.10:21 ), вели между собой процессы у языческих властей ( 1Кор.6:1–8 ). Обилие духовных дарований в тщеславных, свободолюбивых коринфянах вызывало самохвальство, самовозвышение и распри. Каждый гордился своим даром и считал свое служение более высоким сравнительно с другими, забывая о высшем даре любви. Наряду с мужчинами выступали с даром глоссалии и пророчества женщины ( 1Кор.14:33–35 ), претендуя на полную эмансипацию, забывая о необходимости подчинения мужчине. Да и вообще все коринфяне страдали излишней самостоятельностью ( 1Кор.14:36 ). Разделившись на маленькие общины-партии, они пренебрегали связью со всею церковью ( 1Кор.10:32 ; 1Кор.4:17 ; 1Кор.7:17 ) и были в опасности порвать единство с остальным христианством. Коринфяне возгордились до того, что некоторые стали подвергать осуждению даже самого ап. Павла ( 1Кор.9:3 ; 1Кор.4:3, 19 ). Одним словом, они чувствовали себя в настоящей жизни, как в тысячелетнем царстве; они уже царствовали и царствовали без апостола, в то время, как этот в скорбях и бесчестии, как приговоренный к смерти, проводил свою многотрудную жизнь ( 1Кор.4:8–13 ). Лишенная внутреннего единства, коринфская община не имела и внешней упорядоченности. Отчасти краткость времени, прошедшего с основания общины до написания послания Павла (оно написано года через 3 по выходе его из Коринфа), но главным образом крайний индивидуализм коринфских христиан были причиной того, что община продолжала оставаться еще мало и плохо организованной. Во время общих трапез одни спешили сесть за стол, съесть свои порции, выпить свое вино ранее прихода других, остававшихся поэтому голодными ( 1Кор.11:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Сущность апостольского служения заключалась в проповеди евангелия Христа. Перед этой главной целью апостольской миссии стушевываются все остальные. Св. Павел избегал например крестить новообращенных, предоставляя это своим помощникам, и говорил, что он послан не крестить, а проповедовать ( 1Кор.1:14–17 ). Но эта проповедь не была теоретическим раскрытием истин веры, а созиданием церкви ( Еф.4:11–12 ), рождением во Христе ( 1Кор. 4:15 ), домостроительством тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ) и потому самым жизненным образом была связана с внутренним и внешним состоянием обращаемых к вере. Здесь лежит причина, почему служение апостола не ограничивалось одним возвещением евангелия, но включало в себя все, что в данную минуту считал важным апостол для дела созидания церкви. Он был не только миссионером, но и совершителем евхаристии, организатором, судьею; он брал на себя заботы по материальному обеспечению бедных, собирал пожертвования и т. д. Грубая историческая ошибка – мнение тех, которые думают, что апостолу не было никакого дела до внешней организации и до внешних порядков. Это можно утверждать, лишь закрыв глаза на множество фактов, засвидетельствованных в посланиях. По известию Деяний, во время пребывания в Троаде, ап. Павел в воскресном собрании верующих, пришедших для преломления хлеба, сам преломляет хлеб (λσας τν τον) и вкусив, беседует с верующими до рассвета ( Деян.20:7, 11 ) 214 . Апостол предписывает коринфянам определенный порядок на вечери ( 1Кор.11:33 ) и намеревается устроить (διατξομαι) прочее по прибытии в Коринф ( 1Кор.11:34 ). Он вводит известные порядки в богослужебные собрания ( 1Кор.14:26–33 ), запрещает женщинам говорить в церквах 1Кор.14:34 ) и требует, чтобы все было благопристойно и чинно (εσχημνως α ατα τξιν – 1Кор.14:40 ). Он предписывает, чтобы в каждом собрании выступало не более двух или трех пророков и двух, самое большее трех глоссалалов вместе с толкователями, один после другого. Если другой получит откровение, то первый должен замолчать ( 1Кор.14:27–30 ). Он организует (διταξα) сбор для святых в церквах галатийских и коринфской ( 1Кор.16:1–3 ), склоняет коринфских христиан к пожертвованиям ( 2Кор.8 – 2Кор.9 .) и, собирая последнее, принимает особые меры, чтобы не подвергнуться нареканиям ( 2Кор.8:18–20 ). Он пишет коринфянам, что уже решил (ια) в собрании верующих предать сатане грешника ( 1Кор.6:3 ) и повторяет свое требование – извергнуть его из среды их ( 1Кор.6:13 ). Он предписывает фессалоникийцам иметь на замечании (σημειοσϑαι) и не сообщаться (συναναμγνυσϑαι) с тем, кто не послушает слов апостольского послания ( 2Сол.3:14 ). Он внушает коринфянам образовать собственный суд для мирских тяжб членов общины и запрещает обращаться к языческим судьям ( 1Кор.6:1, 5 ). Все эти стороны жизни имели в глазах апостола важное значение по своей тесной связи с самым существом христианской веры, и потому он неусыпно следил за ними и, насколько мог, вводил в них порядки, соответствовавшие духу его евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

16.1 Мухаммед и христиане 16.2 Завоевание Сирии 16.3 Осада Газы 16.4 Взятие Дамаска 16.5 Битвы в Сирии. Химс 16.6 Омар в Сирии. Взятие Иерусалима 16.7 Химс 16.8 Амвасская чума 16.9 Завоевание Сирии по христианским летописям 16.11 Запрещение совершать хаджж в Мекку 16.12 Патриархи 16.13 Притеснение христиан при Абд-ал-Мелике, ал-Валиде, Судеймане и Хишаме 16.14 Валид-ибн-Абд-ал-Мелик 16.16 Патриархи 16.17 Притеснения христиан при Мерване II 16.18 Хишам. Захваченные яковитами церкви возвращаются мелькитам. 16.19 Сулейман-ибн-Хишам 16.20 Избиение при реке Абу-Футрус 16.21 Патриархи 16.22 Мерван II притесняет христиан в Египте 16.23 Притеснения христиан при ал-Мансуре 16.24 Ал-Мехдий 16.25 Патриархи антиохийские 16.26 Ар-Рашид. Возвращение церквей, отнятых яковитами 16.27 Архун Макар 16.28 Патриархи 16.29 Карматы 16.30 Разрушение церквей в 312-м году 16.31 Ибн-Раик 16.32 Разгром храма Воскресения в Иерусалиме 16.33 Разрушение церкви в Аскалане 16.34 Алф-текин 16.35 Уба-Таглиб 16.36 Патриархи 16.37 Притеснения христиан при ал-Хакиме 16.38 Битва при ал-Унхуване 16.39 Патриарх, пострадавший при ал-Хакиме 17. Ан-Нававий (+ 1277) 18. Ибн-Халликан (+ 1282) 18.1 Ал-Афдаль 18.2 Орток 18.3 Абл-ал-Мелик 18.4 Зиммии 18.5 Ибн-Тагадж владетель Рамлы 18.6 Дфа’фар-ибн-Фалах 18.7 Абу-Таглиб 18.8 Джаррахиды 18.9 Халид ал-Касрий 18.10 Аскалан 18.11 Битва при Укхуване 18.12 Хассан-ибн-Муфарридж 18.13 Абу-л-Фатх 18.14 Алф-текин 18.15 Онуджур 18.16 Абд-ал-Мелик 18.17 Ал-Ихшид 18.18 Ал-Хаким 18.19 Абу-л-Футух 19. Абу-л-Фарадж (+ 1286) 19.1 Завоевание Сирии 19.2 Мерван II 19.3 Ал-Хаким 20. Абу-л-Фида (+1331) 20.1 Поход в Му’ту 20.2 Поход в Тебук 20.3 Поход Усамы 20.4 Битва при Ярмуке 20.5 Смещение Халида 20.6 Осада Дамаска 20.7 Взятие Химса 20.8 Взятие Иерусалима 20.9 Чума в Сирии 20.10 Присяга Му’авии 20.11 Отравление Абд-ар-Рахмана-ибн-Халида 20.12 Голова Хусейна 20.13 Дамасская мечеть 20.14 Сулейман 20.15 Один из источников Абу-л-Фиды 20.16 Ал-Ихшид 20.17 Ат-Тихамий 20.18 Смерть Ортока-иби-Аксеба

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Но семя нисколько не подобно ростку из него, ибо сеешь одно только голое зерно ( 1Кор.15:37 ). 1Кор.15:38 . Бог же облекает семя твое телом, как хочет. И хотя все семена заставляет давать ростки, ибо «каждому семени дает собственное тело " ( 1Кор.15:38 ), однако 1Кор.15:39 . не всякая плоть птиц, зверей и людей одна и та же есть, так чтобы все безразлично достигали этого самого воскресения, но иная плоть людей, которая была создана рукою Бога, и ей обещано воскресение, – и иная плоть... скотов, и птиц, и рыб, которые лишены такового же (воскресения). 1Кор.15:40 . Иное тело есть у небесных, то есть совершающих дела (движения и действия) небесные, и иное тело у земных, которые совершают зло на земле; так и звезда звезду превосходит светом своим ( 1Кор.15:41 ). Так небесные превосходят земных в воскресении мертвых. Итак, 1Кор.15:42 . сею тся тела в тлении, а воскресают в нетлении. 1Кор.15:43 . Сеются в безчестии наготы, а воскресают в славе; сею тся в немощи смерти, а воз стаю т 55 в силе воскресения. 1Кор.15:44 . Сеется тело душевное, а воскресает тело духовное, то есть сеется по подобию первого Адама, а воскреснет наподобие Адама Духовного. 1Кор.15:48 . Каков человек земной, то есть тот, кто в дела земли погружен, – таковы и земные 56 ; и каков небесный был, таковы делами своими и небесные. 1Кор.15:49 . Как... носили... мы в рождении образ земнаго, так приуготованы мы носить в том воскресении образ небеснаго. А как не согласны были между собой греческие секты, – были такие, которые отрицали воскресение, и такие, которые говорили, что нет души, – то потому против них также говорит: если нет души, как утверждаете вы, а между тем есть правда в законе, то ведь и в праве вашем свидетельствуется, что есть воскресение. Потому, когда вы объявляете тление вечное этому видимому телу, а как тленное оно не может не обладать неуничтожимостью, – то где же получат воздаяние себе те, кто распинали себя здесь ради Бога? Ведь душа, которая могла бы получить воздаяние (по вашему), не существует, напротив, существует только тело, которое вы сделали добычей вечного уничтожения.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Образцы для сравнения 4. Как это делается? 4.1. Перед началом работы 4.1.1. Рамки 4.1.2. Участники проекта 4.1.3. Ресурсы 4.1.4. Цели 4.1.5. Задачи 4.1.6. Процедуры 4.2. Отдельные слова 4.2.1. Общие замечания 4.2.2. Имена собственные 4.2.3. Реалии 4.2.4. Концепты 4.2.5. Имена Бога 4.2.6. Степень точности и релевантные компоненты 4.2.7. Коннотации и стилистическая окраска 4.2.8. Заимствования и анахронизмы 4.2.9. Правила транслитерации 4.3. Выражения и речевые обороты 4.3.1. Общие замечания 4.3.2. Идиомы (фразеологизмы) 4.3.3. Именные конструкции 4.3.4. Перечисления 4.3.5. Язык благочестия 4.3.6. Формулы 4.3.7. Единицы измерения и денежные единицы 4.4. Образная речь 4.4.1. Общие замечания 4.4.2. Значимые созвучия 4.4.3. Метафоры и метонимии 4.4.4. Эвфемизмы 4.4.5. Прочие тропы 4.5. Синтаксис 4.5.1. Общие замечания 4.5.2. Синтаксическое переструктурирование 4.5.3. Выбор грамматических форм 4.5.4. Указание на действующих лиц 4.5.5. Отрицание 4.5.6. Строение фразы 4.6. Дискурс и коммуникация 4.6.1. Общие замечания 4.6.2. Дискурс и виды текстов 4.6.3. Членение текста и дискурсные маркеры 4.6.4. Представление информации 4.7. Риторичность и убедительность 4.7.1. Общие замечания 4.7.2. Риторическое переструктурирование 4.7.3. Риторические вопросы 4.7.4. Диалоги и монологи 4.8. Культурология перевода 4.8.1. Общие замечания 4.8.2. Имплицитность и эксплицитность 4.8.3. Вежливость и невежливость 4.8.4. Поэтические черты 4.9. Диахрония и интертекстуальность 4.9.1. Общие замечания 4.9.2. Развитие концепта 4.9.3. Цитаты и аллюзии 4.10. Не только перевод 4.10.1. Предисловия к изданиям 4.10.2. Названия библейских книг 4.10.3. Введения к отдельным книгам 4.10.4. Разбивка текста и заголовки 4.10.5. Сноски 4.10.6. Словари (глоссарии) 4.10.7. Параллельные места, перекрестные ссылки 4.10.8. Географические карты 4.10.9. Иллюстрации и художественное оформление 4.10.10. Верстка и макет 4.10.11. Что дальше? Заключение Библиография     Доктор филологических наук, библеист и переводчик Андрей Сергеевич Десницкий подводит в этой работе итог более чем двадцатилетнему опыту работы над переводами Библии .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Члены братства называли себя часто братьями и сестрами. Любовь к свободе и крайний индивидуализм были отличительными чертами коринфян. Коринфянин – это человек, который все может, и которому ничего не запрещено. Как и во всех важных торговых городах, население отличалось большим пристрастием к разного рода удовольствиям и развлечениям чисто языческого характера. Здесь происходили знаменитые истмийские игры. И вообще не было, кажется, развлечений, которые были бы недоступны коринфянам. „По-коринфски жить“ было поговоркой 204 . Результатом 18 месячной проповеди ап. Павла в Коринфе было образование коринфской общины. Апостол считал себя единственным основателем её ( 1Кор.3:6–10 ; 1Кор.4:15 ; 1Кор.11:23 ; 1Кор.15:1 и д.) 205 . Однако в ней скоро обозначилась наклонность к разделению на несколько маленьких общин с различными взглядами и руководителями. Здесь сказались вероятно пестрота состава коринфской общины, сильно развитой индивидуализм её членов и влияние окружающих условий. Об этом разделении сама коринфская община письмом уведомила ап. Павла во время его пребывания в Ефесе чрез 3 года после ухода его из Коринфа. В ответ на это письмо и пишет апостол свое первое сохранившееся до нас (одно более раннее письмо апостола к коринфянам утрачено – 1Кор.5:9 ) послание. В большей своей части оно было ответом на письмо самих коринфян, как это видно уже из самой формы изложения: περ δ τν παρϑνων ( 1Кор.7:25 ); περ δ τν εδωλοϑτων ( 1Кор.8:1 ); περ δ τν πνευματιν ( 1Кор.12:1 ); περ δ τς λογας ( 1Кор.16:1 ); περ δ πολλ ( 1Кор.16:12 ). В послании апостола очень ярко выступает характер коринфской общины. Крайний индивидуализм, чрезмерная любовь к свободе, несдерживаемое стремление к независимости остались характерными чертами коринфян и по принятии христианской веры. Благодаря этим свойствам коринфяне особенно охотно усвоили себе христианское понятие о свободе, но вне связи её с христианской моралью. Их основным положением было πντα ξεστιν ( 1Кор.10:23 ср. 1Кор.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Πνεμα . Если σρξ есть та часть человеческой природы, которая сближает человека с животными, то дух, о котором скажем сейчас, представляет в человеке ту его сторону, которая приближает его к Богу. Первое есть отрицательное понятие, второе – положительное, и потому они безусловно противополагаются друг другу. Из сопоставления Еф.4:28 с Еф.4:24 ясно видно, что под πνεμα апостол разумеет сущность духовной природы, религиозно-нравственную его сторону, в которой заложен образ и подобие Божие. Πνεμα Θες ( Ин.4:24 ) говорит Спаситель, Κριος τ πνεμα στν ( 2Кор.3:17 ), говорит ап. Павел; сравним его выражение «ум Господень» ( Рим.11:34 ср. 1Кор.2:16 ). Ум представляется только силой Божественной природы, а дух – сущностью этой природы. Теперь понятно, почему именно в πνεμα человека, а не в νος или καρδα отражается образ и подобие Высочайшего Духа – Бога. Отсюда через πνεμα человек входит в мистическое общение с Богом, со Христом и Ипостасным Духом. ( Рим.8:16 ; 1Кор.6:17; 7:7 ). А так как Бог есть единственный источник истинного ведения и истинного добра, то дух человека есть высшая познавательная ( 1Кор.2:6–16 ; 2Кор.3:12–18 ; 1Кор.12:8 ) и практическая способность ( Рим.8:9 ). Сообразно с этим эпитет πνευματικς имеет три значения – озарённый Св. Духом ( 1Кор.14:37 ), проникающий в тайны боговедения ( 1Кор.2:15 ) и наконец, просветлённый нравственно ( Гал.6:1 ). Теперь понятно отличие νος от πνεμα. «Когда я молюсь на (незнакомом) языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой без плода» ( 1Кор.14:14 ). Человеческий дух, высший представитель человеческой индивидуальности, орган его самосознания ( 1Кор.2:11 ) может выходить за пределы собственной индивидуальности и сознания и сливаться с Божественным Духом, а ум, способность рефлексирующая, не может принимать участия в его единении с Богом ( 1Кор.14:14 ) 5 . В силу этой особенности πνεμα получает ещё метафизическое значение (всё Божественное в человеке) и с этой стороны отличается от «ума», понятия исключительно антропологического. Взаимная связь их устанавливается изречением Еф.4:23 τ πνεμα το νος, которое можно переводить «дух по уму, дух, проявляющийся в уме». Смысл места такой: πνεμα есть Божественная, богоподобная сторона природы, непосредственно соединяющаяся с Богом, проявляется и в практической и в теоретической жизни человека. С другой стороны νος имеет двоякое значение теоретического и практического начала человеческой природы с оттенком в последнем смысле. Апостол и говорит здесь о духе с этих двух сторон его. Он есть, таким образом, высшая сила, действующая через ум. Когда естественной человеческой индивидуальности надо приобщиться Божественной жизни, проводником в отношении к первой является νος ( 1Кор.14:15 и сл.). Так можно понимать значение понятия πνεμα по его содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010