Ст. 23. Да вси чтут Сына, якоже чтут Отца... Τιμαν почитать в отношении к людям означает уважать, наделять почетом и почестями, в отношении к Богу – оказывать благоговение. Если же надобно чтить Сына, как чтут Отца, то значит, что надобно благоговейно поклоняться Сыну, как поклоняются Отцу. Итак, вот ясное доказательство равенству Сына с Отцом. – Иудей знал, что Бог ревнитель своей славы и не уступает её ни одному из созданий своих. Новое откровение то же говорит. И если оно же учит, что Сын должен быть почитаем так же, как почитают Отца, то это значит, что поклонение Сыну, предписываемое им, не есть та слава, которой не уступает Отец созданию и что Сын равен Отцу. Дабы смягчить пред иудеем резкость непривычной для него мысли о поклонении Сыну, Спаситель указывает на общую мысль: кто не чтит Посланника, тот оскорбляет Пославшего. Ст. 24. Здесь мысль 22 ст. прилагается к участи человека. Тот, Кто слушает Сына посланного Отцом, имать живот вечный, на суд не приидет. – К ρισις то же, что осуждение ( Ин.3:17–18 ), как иногда и у светских писателей (Wetsten. ad h. 1.). На суд – на осуждение не приидет – ουκ ερχεται не приходит, но прейдет от смерти в живот: прейдет неверно подлиннику, где сказано: μεταβεβηκεν – перешел от смерти в жизнь; иначе верующий не подвергается осуждению, но перешел уже в состояние жизни, – в нем уже есть благодатные начала жизни; апостол писал об этом: «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе, которые поступают не по плоти, а по духу» ( Рим. 8:1 ). Ст. 25–29. Услышат глас Сына Божия то же, что почувствуют и выполнят могущественную волю Сына Божия ( 1Кор.15:51–52 ; 1Фес.4:16 ). Господь заботится пробудить раскаяние в черствых душах иудейских, указывая на зависимость их от могущественного Судии. – Сила Сына Божия над мертвыми зависит от того, что Он имеет в себе жизнь (ст. 24) и от того, что Отец дал Ему власть (ст. 27). Последняя мысль напоминает о видении пророка Даниила ( Дан.7:13–26 ). Там Сын человеческий является пред престолом Отца и получает вечную власть над народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

45 . Испрашивай разумения у Бога, чтобы открывать козни злобы. 46 . И сатана, и ум человека, как равносильные противоборцы, могут только побуждать, а не принуждать к злу и добру. 47 . Душа может противиться злу, но не может без Бога победить или искоренить его. 48 . Человек должен возделывать землю сердца своего и сотворить там брань с сатаною, ибо внутри появляются как бы два лица, свет и тьма, упокоение и скорбь. Весь подвиг в том, чтобы противиться диаволу и лукавым помыслам. 49 . Если приобрел мужество, то демоны скоро отступят от тебя, ибо нечистые не захотят видеть, чтобы ты в молитве за борьбу с ними получил венец. А сверх того, демоны убегают от молитвы, как бы мучимые огнем. 50 . Человеку возможно лишь противиться помыслам и не услаждаться ими, но освободиться от брани можно только благодатью Христовою. От внутренней брани, битвы и борьбы, от лукавого может избавить только Бог. 51 . Когда душа все претерпит с верою, Господь препирается с сатаною: «Видишь, сколько зол и скорбей причинил ты ему, и не послушался он тебя, но Мне служит, – меня боится». 52 . Смотри, чтобы вместо Света, Святого и Пречистого Владыки, не ввести тебе в храм души своей скверного врага, зловоние и мрак. 53 . Бесстрастие же свободно от брани, ибо дух, душа и тело взаимно умиротворились в Боге. 54 . Даже в преизобилии благодати и света не совершенны, ибо имеют грех внутри себя. Как вода течет в трубе, так и грех в сердце и помыслах. 55 . И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов. Закваска порока – грех. Это какая-то умная и мысленная сила сатаны. 56 . Так и худые помышления образуют цепь: ненависть от раздражения, от гордости, от тщеславия, неверия, жестокосердия, нерадения, разленения, уныния, нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия. 57 . Глубоки тайники души и сердце подобно бездне, грех же взял человека в свое подданство и овладел пажитями души до глубоких тайников ее. Людей и всю тварь покрыла тьма, и ночь кругом. 58 . Под плотию и кровию, о которых апостол говорит, что Царствие Божие наследити не могут ( 1Кор.15:50 ), разумеем не тело, а мудрование плоти, возбуждаемое духами злобы, действующими в сынах противления ( Еф.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

ст. 25 с Быт. 3:14– 15 ) в том совершенном мире. Однако все это выражено свободно и живописно, скорее чтобы поддержать надежду, нежели чтобы удовлетворить любопытство. Наконец, отметим, что ссылка на 11:6–9 дает понять, что все это произойдет не просто в соответствии с указом о начале творческого процесса, но через Мессианского Царя. 66:1–5 Поклонение угодное и неугодное Господу. Здесь вовсе нет протеста против восстановления Храма, как полагают некоторые, потому что Сам Господь повелел восстановить его ( Агг. 1:2–11 ). Это скорее выговор церковному формализму – стремлению возводить стены вокруг Самого Бога (1–2а; ср.: 2Цар. 7:6–7 ; Деян. 7:48–50,54 ). 26 Отметим совершенно определенное отношение, которого ждет от нас Господь, как и в Лк. 18:13 , поскольку человек не только мал, но и грешен. Однако см.: 57:15. Формализм порождает извращения (3) и нетерпимость (5). В ст. 3 буквально сказано следующее: «…закалающий вола, убивающий человека» и т. д., что означает (как считает большинство) либо языческие жертвоприношения, либо кровавую и бессмысленную резню и идолопоклонство (ср.: 1:13; Иер. 7:21 ), либо то, что в данный момент жертвоприношениям сопутствуют жестокость и святотатство. Это одно из ранних упоминаний религиозного преследования и ненависти – одного из черных пятен в истории церкви. 66:6–17 Последнее вторжение. Хотя основные формулировки этого и следующего отрывков звучат в ветхозаветном стиле, с его храмом (6), колесницами (20), новомесячьями и субботами (23), они определенно относятся к концу времен. Ст. 7–9 подчеркивают совершенную новизну происходящего, высмеивая медленный темп естественного исторического развития. Фраза раждался ли народ в один раз? по смыслу созвучна выражению из 1Кор. 15:51–52 : «…все изменится вдруг в мгновение ока». Ст. 9 передает победоносный и окончательный ответ на послание царя Езекии пророку Исайе в Ис. 37:3 . 10–14 В красочной семейной сцене, нарисованной в этих стихах, включая стихи о Сионе как жене и матери (см. коммент. к 49:14–23), все внимание теперь сосредоточено на детях Сиона (ср.: Гал. 4:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

49. Лк.24:45. 50. 1Кор.2:10. 51. Ср.: Иер.23:12: За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте; их толкнут, и они упадут там. 52. Иак.3:17. 53. τ υποκεμενον — подлежащее, субъект; основа, субстрат; подчиненный вид; предмет обсуждения. 54. Иначе: «ради исследования лексики, синтакиса, композиции». 55. «Твердь» (τ στερωμα) в библейском смысле — Быт.1:7–8. 56. περιγρφονται — описуемы, определены, ограничены; специфический термин эпохи иконоборчества. 57. Преп. Никита Стифат. О Душе (SC 81 56–154). 58. αμιγως — неслиянно, без смешения. 59. η ενργεια — деятельность, энергия. 60. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество — неописуемо. С.109. 61. Ис.66:1; Мф.5:34–35. 62. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. С.109–110. 63. η οικονομας — икономия, домостроительство. 64. Лк.1:26. 65. Ис.6:6–7. 66. Преп. Никита Стифат. О пределах жизни (SC 81. 366–412). 67. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. С.108–113 (PG 94. 560). 68. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.6(20). С.123–128 (PG 94. 880). 69. Мф.28:20. 70. Мф.5:19. 71. Откр.22:18–19. Синодальный перевод (также Textus Receptus) дает в книге жизни вместо «от Древа Жизни», что основано на неправильном прочтении libro вместо iingo в Clementina, Biblia Sacra Vulgatae Editionis Sixti Quinti iussu recognita, Romae, 1592 et 1593 et 1598. (Beale G.K. The Book of Revelation. 1999. P.1154). 72. Ис.66:1. 73. Ис.6:1–3; Иез.10:1; Цар.4:4. 74. Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. М., 1997. 75. 2 Кор.12:4. В тексте стоит «слышать» вместо пересказать (λαλησαι). 76. Мф.5:6. 77. Прем.13:5. 78. Преп. Никита Стифат. Трактат о Рае. 30. 79. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн. 2. Гл. 11 (25). С. 146–150 (PG 94. 909). 80. Быт.2:15. 81. Рим.11:16: ει δε η απαρχη αγα, και τι φραμα. — Если начаток свят, то и целое. 82. Ин.17:20–21. 83. Ин.14:3. 84. Лк.23:43. 85. Ин.14:3.

http://predanie.ru/book/70169-tvoreniya/

Мытарства суть следствия нашего земного поведения, впечатления коего глубоко врезываются в нашей совести и не скоро изглаждаются. Вера в приближение Ангелов к душе человека праведного и злых духов к душе грешника при смерти их издревле была в Прав. Церкви. Св. Ефрем Сирин говорит: «Не знаете разве, братия мои, какому страху и какой нужде подвергнемся в час изшествия своего из сей жизни, при разлучении души с телом? Велик страх, великое совершается там таинство! К душе приступают добрые Ангелы и множество небесного воинства, также все сопротивныя силы и князи тмы; те и другие хотят поять душу, или назначить ей место. Посему, если душа приобрела здесь добрыя качества, вела жизнь честную, и была добродетельна, то в день ея изшествия добродетели сии, какия приобрела здесь, делаются добрыми Ангелами, окружают ее и не попускают к ней прикасаться какой-либо сопротивной силе; но в радости и веселии со св. Ангелами поемлют и относят ее ко Христу Владыке и Царю славы, и покланяются Ему вместе с нею и со всеми небесными силами. Наконец отводится душа в место упокоения, в неизглаголанную радость, в вечный свет, где нет ни печали, ни воздыхания, ни слез, ни заботы, где бессмертная жизнь и вечное веселие в небесном царстве со всеми прочими, благоугодившими Богу. Если же душа в этом мире жила срамно, предаваясь страстям безчестия и увлекаясь плотскими удовольствиями и суетою мира сего; то в день изшествия ея из этой жизни те страсти и удовольствия, какия приобрела она в жизни сей, делаются лукавыми демонами, и окружают бедную душу, и не позволяют приблизиться к ней Ангелам Божиим; но, вместе с сопротивными силами, князьями тмы, поемлют ее жалкую, проливающую слезы, унылую и сетующую, и отводят в места темныя, мрачныя и печальныя, где блюдутся все грешники на день суда и вечного мучения, куда низринут диавол с своими ангелами» 942 . Христиане, следуя слову Божию, взирают на смерть, как на сон ( 3Цар.2:10, 40 . 1Кор.15:51–52 ), после которого умершие пробудятся и восстанут для вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

( 1Кор.15:51–52 ) Существуют вопросы, относящиеся к глубочайшим загадкам человеческой природы, к которым до сих пор приходилось, в области религии, прилагать лишь масштабы веры и священного учения Церкви; и лишь в настоящее время сюда как будто начинают пробиваться какие-то еще чересчур неясные лучи и со стороны науки. Сталкивавшаяся с этими вопросами, мало популярная отрасль богословских наук – естественно-научная апологетика – еще и теперь занимает, главным образом, оборонительную позицию, стремясь посильно защитить коренные истины религии от натиска все более и более атеистического рационализма. Впрочем, иногда она переходит и в наступательную, и часто даже излишне горячую полемику, но тут уже обыкновенно или напрасно тратит свою энергию, более смело, чем основательно обрушиваясь на науку, или же ожесточенно сражается против того, что и так уже отживает. К первому приему апологетики относятся упреки ее науке в пресловутом ее «банкротстве», истинная оценка которого, впрочем, часто является для апологетов непосильной задачей, благодаря отсутствию у них достаточной для этого естественно-научной подготовки. Во втором же случае дело исчерпывается почти исключительно долголетним уже опровержением все одной и той же «теории Дарвина», еще и до сих пор сильно волнующей простосердечных защитников веры, не смотря на то, что напр. уже слишком 20 лет назад один из видных биологов современности полагал, что «входить в рассмотрение претензий опровергнутой, так называемой Дарвиновой теории было бы оскорблением читателя». Может быть, впрочем, это звучит и несколько смело, но во всяком случае весьма характерно для современного, все более и более укореняющегося научного взгляда на гипотезу Дарвина, как лишь на более или менее остроумную схему, чересчур далекую от абсолютной истинности 200 . Только что указанным направлением деятельности естественно-научной апологетики, конечно, и объясняется чрезвычайная чахлость этой богословско-научной дисциплины, на которую, к сожалению, кроме того, обращается еще и очень мало внимания в русской духовной школе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rel...

Христе Спасе, славимый на небеси Ангелами и блаженными духами святых человеков! И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити! Аминь. Слово в Великий пяток Чего теперь ожидаете вы, слушатели, от служителей слова? Нет более слова. Слово, собезначальное Отцу и Духу, рожденное для нашего спасения, начало всякого слова живаго и действеннаго, умолкло, скончалось погребено и запечатано. Дабы вразумительнее и убедительнее сказать человекам пути живота ( Пс.15:11 ), Слово сие преклонило небеса, и облеклось плотию; но человеки не восхотели внимать Слову, растерзали плоть Его; и се взят от земли живот Его ( Ис.53:8 ). Кто же теперь даст нам Слово жизни и спасения? Поспешим исповедать тайну Слова, которая долженствует обезоружить гонителей Его, и которая возвращает Его душам, готовым принять оное. Слово Божие не связуется смертью. Как устное слово человеческое не совсем умирает в ту минуту, когда престает звук его, но паче восприемлет тогда новую силу и, прошед чрез чувство, вселяется в умах и сердцах слышавших, так Ипостасное Слово Божие, Сын Божий, в Своем спасительном вочеловечении, умирая плотию, в то же время исполняет всяческая ( Еф.4:10 ) Своим духом и силою. Посему-то, когда Иисус Христос изнемогает и умолкает на кресте, тогда и небо и земля дают Ему глас свой и умершие проповедуют воскресение Распятого и самое камение вопиет о Нем. И померче солнце, и завеса церковная раздрася, и земля потрясеся, и камение распадеся, и многа телеса усопших святых восташа ( Лк.23:45 ; Мф.27:51,52 ). Христиане! Воплощенное Слово умолкает токмо для того, чтобы сильнее и действеннее глаголать к нам; скрывается для того, чтобы внутреннее вселиться в нас ( Ин.1:14 ); умирает, чтобы даровать нам Свое наследие. Будучи собраны церковью беседовать с умершим Иисусом, слышите живое слово ( Евр.4:12 ) умершего; слышите данное от Него вам завещание! Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой царство ( Лк.22:29 ). Но дабы неблаговременные мечтания о величии сего наследия не уклонили взоров наших от преднаписанного пред нами в сии великие дни распятого Иисуса, приметим тщательнее, христиане, что первые наследники Его не обрели по Его кончине иного сокровища, кроме Древа Креста, на котором Он пострадал и умер, и сей токмо крест, в подражательных образах, преподали всем желающим участвовать в наследии царствия. Что сие значит? – То, что как Христу подобаше пострадати, дабы потом внити в славу ( Лк.24:26 ), которую имел Он у Отца, так христианину многими скорбьми подобает внити в царствие ( Деян.14:22 ), которое завещал ему Христос; что как Крест Христов есть дверь царствия для всех, так крест христиан есть ключ царствия для каждого сына царствия. Вот сокращение великого слова крестнаго ( 1Кор.1:18 ), толь необъятного уму, толь удобоприятного вере, толь сильного Богом. Принесем оное, как каплю мира, ко гробу Слова Животворящего.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся. Вскоре, во мгновении ока в последней трубе; вострубит бо, и мертвии возстанут нетлени, и мы изменимся. ( 1Кор.15:51,52 ). Как ежегодно по окончании жестокой зимы, и при наступлении приятной весны, – ежегодно при возвращении и приближении солнца к нашей поверхности земного шара всегда великая бывает перемена; именно, силою сего приближавшегося к земле великого светила вся низшая природа воскресает, все земные вещи, и растения, и некоторые животные, как бы полумертвые, а иногда и мертвые оживают, и к действованию новые силы получают, и при сих новых силах новое растение, новое цветение и новое плодотворение произносят: таким точно образом, сказали мы прежде, и по прошествии жестокой зимы последних Антихристовых скорбей, и при вторичном пришествии Господа нашего Иисуса Христа, истинного Богочеловека в мир сей, при возвращении великого духовного Светила, Солнца правды в полном сиянии и свете, в неизреченном великолепии и славе, – при возвращении, говорю, сего Светила к нашему земному кругу, все разумных тварей низшие части, вей человеческие мертвые тела сокровенною силою Его, оживут, воскреснут, восстанут, новый вид, новую жизнь и новые действия получать. Но что такое есть воскресение мертвых, в чем оно состоять будет, сие мы при благосклонном вашем внимании рассмотрим в настоящей беседе. Что такое есть воскресение мертвых, в чем будет состоять существенность его, на сие мы не можем дать лучшего рассуждения, и иметь яснейшего свидетельства, и достовернейшего доказательства, кроме примера воскресения Самого же Спасителя нашего Иисуса Христа. Он воскресением Своим доказал, что и наше воскресение возможно и без сомнения будет; Он учением Своим изъявил, когда оно будет; Его же Самого пример может научить нас, что оно такое будет. И так, чтобы нам узнать, в чем будет состоять наше воскресение, рассмотрим, в чем состояло славное Воскресение Христово. В чем же оно состояло? Воскресение Христово в том состояло, что Он, яко Совершенный Человек, будучи предан от Иуды, мучен и распят от иудеев, умерши на кресте, снят со древа, и положен во гроб, – что Он после Своей смерти бывши по Божеству со Отцом на небеси, человеческою душою во аде, а мертвым телом во гробе, явил Свою Божественную Силу, – что Он паки изшедши душою из ада, изведши с Собою бывших во аде и с верою ожидавших Его, соединил душу Свою с телом Своим, по трех днях оживил оное, восставил, воскресил силою Божества Своего, – Он воскресив плоть Свою и соединив с Божеством, паки явил Себя истинным Богочеловеком.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

1Кор.15:50 .  Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследо­вать Царствия Божия, и тле­ние не наследует нетле­ния. Этот стих представляет собою переход к следующему отделу. «Плоть и кровь», т. е. наш нынешний телесный организм, не могут остаться не измененными, когда верующие должны будут вступить в славное царство Христово. – «Тление» – это те же «плоть и кровь», но как бы уже тронутые тлением. 1Кор.15:51 .  Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изме­нимся 1Кор.15:52 .  вдруг, во мгнове­ние ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетлен­ными, а мы изме­нимся. «Тайну». Апостолу сделалось известно то, что он говорит далее, по особому откровению от Бога (ср. 1Сол. 4:15 ). – «При последней трубе». Никакая труба не может пробудить мертвых. Поэтому здесь это выражение может означать только особое всемогущее веление Божие, в силу которого мертвые должны воскреснуть, а живые – измениться по телу. Самый образ заимствован от тех сигналов, какие подавали еврейские священники, когда евреям, странствовавшим в пустыне, приходилось подниматься в путь или же собираться на праздник к скинии ( Чис. Х:2–10 ). Из того, что труба названа «последнею», можно выводить заключение, что еще ранее будут иметь место другие повеления Божии, которые будут иметь значение для мира духов. – «Ибо вострубит», т. е. труба вострубит. Опять это – образное выражение, указывающее на одновременность воскресения мертвых и изменения живых. – «Мы», т. е. все верующие, которые доживут до второго пришествия. Апостол не знал, доживет ли он сам до этого срока (ср. ст. 30 и 31; 1Кор.6:14 ; Флп. 1:20, 2:17 ) и, ввиду присущего ему упования на близкое пришествие Господне, скорее мог причислять себя к тем, кто доживет до этого времени. 1Кор.15:53 .  Ибо тлен­ному сему надлежит облечься в нетле­ние, и смертному сему облечься в бессмертие. 1Кор.15:54 .  Когда же тлен­ное сие облечет­ся в нетле­ние и смертное сие облечет­ся в бессмертие, тогда сбудет­ся слово написан­ное: по­глощена смерть по­бедою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, говорит, вот " тайна», которая открыта своим, а не для внешних, то есть верующим, которые исповедуют воскресение, а не философам, отрицающим воскресение мертвых. 1Кор.15:51 . Все почием, – говорит же это тем, кто дождутся пришествия (Христа). Все обновимся 57 , – хотя только праведники воскресают в обновление славы, но и тела грешников обновляются, так как восстают не с той же скорбью и радостью своей. Это и означают слова: 1Кор.15:52 . воскреснут мертвецы нетленными, и мы изменимся. 1Кор.15:53 . Ибо должно смертному сему телу облечься в жизнь без смертия, и сему телу тленному... облечься в славу нетления. 1Кор.15:54 . Когда же... смертное сие... и... тленное... облечется в без смертие... и нетление,.. тогда сбудется в этом, слово, написанное о сем: поглощена смерть в победе воскресения ( Ис.25:8 ). 1Кор.15:55 . Где [есть] смерть... победа... твоя, которая была от Адама до днесь? И где [есть] смерть... жало... твое, которое получило свое начало от плода древа? ( Ос.13:14 ). 1Кор.15:56 . Жало же греха закон 58 , который возложен был на Адама и его потомство в самом раю ( Быт.2:16–17 ). 1Кор.15:57 . Но Божии дары благодатные 59 дали нам победу, несмотря на всю нашу виновность, – не чрез нас и не чрез пророков, как наших спасителей, но чрез Господа нашего Иисуса Христа. 54 По-видимому, разумеет крещение мертвецов или за мертвецов, или восприемников и крестителей язычников, переходивших от нравственной смерти к жизни. Ср.: Тертуллиан . Adv. Маге. V, 10. ed. Oehler. t. 2. p. 303. и Resurr. Сага. 48. ib. p. 530–531: pro mortuis tingui pro corporibus est tingui, mortuum enim corpus ostendimus. Quid facient qui pro corporibus baptizantur, si corpora non resurgunt?.. si autem et baptizantur quidam pro mortuis, videbimus, an ratione... Quid et ipsos baptizari ait, si non quae baptizantur corpora resurgunt?.. Яснее см. у Амвросиаста ad h. 1.: Приводит апостол пример тех, кто столь уверены были в будущем воскресении, что крестились даже за мертвых, если кого предвосхищала (до крещения) смерть; опасаясь, чтобы или к осуждению, или совсем не воскрес тот, кто не был крещен, живой крестился во имя мертвого...

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010