2) Они считают, что учение о преосуществлении противоречит учению о личности Христа. Он «принял подлинное человеческое тело, и Он до сих пор имеет его. Он будет иметь его всегда, Это тело имеет определенные ограничения и не находится на земле в настоящее временя. Такое тело не может присутствовать сразу в тысячи таинствах» 49 . 3) они считают, что слово εστιν (есть) нужно понимать метафорически, как во многих других случаях, когда «Он пользовался метафорическими характеристиками Самого Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ); «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ); «Я есмь пастырь добрый» ( Ин.10:11 ); «Я есмь хлеб жизни» ( Ин.6:35 ). На вечере Господней Он прибег к подобным же метафорам, поменяв подлежащее и именную часть сказуемого: «сие [хлеб] есть Тело Мое» и «сие [вино] есть Кровь Моя». В переносном смысле заявление Иисуса можно передать так: «Сие представляет [или означает] Тело Мое» и «Сие представляет [или означает] Кровь Мою " » 50 . 4) Они считают, сто слова «есть» Его Тело и «пить» Его Кровь – «значит прийти к Нему и уверовать в Него ( Ин. 6:35 )» 51 . 5) Они считают, что употребление человеческой крови и плоти были отвратительны для иудейского сознания. «Закон строго запрещал пить кровь» 52 . 6) По учению Радикальной Реформации Вечеря Господня является воспоминанием о Христе «доколе Он приидет» ( 1Кор. 11:24–26 ). «Это говорит нам о реальности Его человеческого Тела и обыкновенных нормальных качествах и Его отсутствия на Вечери Господней. Мы не вспоминаем того, кто присутствует с нами видимым образом» 53 . 7) Критикуя учение о жертвенном характере Евхаристии, они считают, что «она [Евхаристия] предполагает повторную жертву Христа всякий раз, когда творится причащение, что недвусмысленно опровергается Евр. 9:28 10:10–12 («так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение»; «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа… Он же, принеся одну жертву за грехи…»)» 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

47 Возможно разнос понимание в этом отношении гл. 22, 6 ст. Можно считать, что с 12-го стиха, или, по крайней мере, с 16-го, речь ангела сменяется словами Самого Христа. Но это во всяком случае не может быть сказано о примыкающем к ним по смыслу ст. 7 и может быть оспариваемо ст. 12–15. 50 Арх. Гавриил говорит о себе Даниилу: «Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским, а когда я выйду, то вот придет князь Греции. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании, и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего. Итак, я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорой и подкреплением» ( Дан. 10, 20–21 –11,4 ). Надо же с открытыми глазами читать эти строки. Некоторые новейшие комментаторы (Charles, Lomeyer) видят в «ангеле сильном» ( Откр. 10,1 ), σχυρς, евр.гвр, архангела Гавриила. Если эта догадка верна, она лишь подтверждает наше наблюдение относительно текста пророка Даниила. Этот ангел, ставящий одну ногу на землю, другую на море, возвещает последние тайны, что «времени уже не будет», и дает съесть таинственную книжку тайнозрителю. 51 Подобный же смысл имеют и другие слова Господа «всякаго, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред ангелами Божиими; а кто отвернется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божиими» ( Лк 12, 8–9 ). Исповедание пред ангелами Божиими исключает конечно, пассивно-безразличное их отношение к миру, напротив, предполагает их глубокое участие в его судьбах. (Характерен в указанном смысле вариант этого текста у Мф. 10. 32 «исповедаю и Я пред Отцем Небесным», Высшей Любовью ) 52 Может быть, в развитие той же общей мысли сказано перед этим, что «святые будут судить мир» ( 1Кор. 6,2 ), причем понятие «мира», как творения вообще, является общим, а далее следует более частное его раскрытие: судить ангелов (и уж, конечно, человеков). 53 Конечно, удивление означает здесь не только изумление пред неизвестным, но и преклонение пред совершающимся судьбами Божьими и новое, глубочайшее их постижение (таков философский смысл δαυμζειν («удивляться»), которое есть начало философствования).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

апостол Павел, который ожидал, что и сам еще застанет последние события мировой истории 87 : «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, в мгновенье ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор.15:51–52 ). А произойдет это изменение божественным действием, которое свт. Григорий называет силой воскресения 88 . Приведем его слова подробнее: «В мгновение времени совершится изменение существ. И потому тот, кто достигнет этой самой последней и крайней точки времени, за которой времени уже не будет, не сможет измениться посредством смерти. Тогда прозвучит труба воскресения, пробуждающая умерших, и оставшихся в жизни, ... которая мгновенно изменит тленное в нетление, так что вес и тяжесть не потянут плоти вниз, и бремя не удержит ее под землею, но пойдет она по воздуху вверх, ибо апостол говорит: «Восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:17 ) 89 . Блж. Иероним Стридонский († 420) пытается даже определить продолжительность этого мгновенья. По его словам, изменение тленного в нетленное совершится вдруг, в мгновенье ока: «Не во время какое-либо, ни даже в краткое протяжение времени, но в атом, точку времени, в которое глазное веко может моргнуть, при последней трубе» 90 . Свт. Иоанн Златоуст тоже учит об изменении тел с переходом их в нетленное состояние: «Не все мы умрем, но все изменимся, даже и те, которые не умрут, несмотря на то, что они смертны. Итак, когда умираешь, не бойся из-за этого, как будто не воскреснешь; несомненно есть такие, которые избегнут смерти, но для воскресения им будет того недостаточно, а необходимо, чтобы тела и тех, которые не умрут, изменились и сделались нетленными» 91 . 8 .7. Напротив, блж. Августин (†430) приводит целую апологию в защиту тезиса о мгновенной смерти. С его доводами небезынтересно познакомиться: «Обыкновенно спрашивают: «Те, которых Христос застанет здесь живыми..., вовсе ли не умрут никогда; или в тот самый момент времени, когда вместе с воскресшими будут восхищены на облаках в воздухе навстречу Христу, с неуловимой быстротой перейдут к бессмертию через смерть? Нельзя, в самом деле, сказать, чтобы не было возможно, что они умрут и оживут снова в тот промежуток времени, пока будут подниматься на высоту по воздуху.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

– Благочестивый царь Иудейский. Иосия, разрушая в царстве израильском идольские капища и сожигая кости умерших нечестивых израильтян, когда увидел могилу человека Божия, который приходил из Иудеи, то дал такое повеление окружавшим его людям: оставьте его в покое, никто не трогай костей его ( 4Цар.23:18 ). Евангелист Матфей упоминает об обычае Иудеев, существовавшем во дни земной жизни Иисуса Христа, строить гробницы пророкам и украшать памятники праведников ( Мф.23:29 ). Третья ссылка штундистов на слова Апостола Павла о том, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления, также не говорит в пользу мнения сектантов, отрицающих нетление святых мощей. Плоть и кровь означают по объяснению блаж. Феодорита смертную природу нашу, смертное естество, и эта смертная природа наша, как такая, не может наследовать небесного царствия, вечно блаженной будущей жизни. Плоть и кровь – это тело душевное (ст. 44), человеческое тело в его теперешних свойствах, всё наше теперешнее существо, когда мы не только носим в себе плоть и кровь, но и так часто эта плоть и кровь определяют нашу жизненную деятельность. С плотью и кровью нашею жизненно соединена сила греха. Поэтому плоть и кровь, как таковые, подлежат тлению, чтобы для вечной жизни преобразиться силою Божиею из тела душевного в тело духовное. Но тление не есть необходимое условие для такого изменения или преобразования. Апостол Павел говорит: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:51 и 52). Следовательно, по учению Апостола изменение или преобразование тел умерших совершится только при самом воскресении мертвых, и притом не одним и тем же способом для всех вообще людей, а о ближайшей участи тела после смерти человека до всеобщего воскресения мертвых Апостол прямо не говорит. Правда, у Апостола сказано: сеется в тление, то есть сеется тело душевное. Но разве останки умерших святых людей или мощи их составляют тело душевное, то есть одушевляемое жизнью поврежденной грехом природы человеческой? Разве мощи святых суть плоть и кровь? В останках или мощах святых нет уже дыхания греховной жизни, нет крови, оживляющий организм, нет и жизненной деятельности служащей суете и тлению. Притом же православная Церковь и не учит, что эти нетленные останки святых или мощи их в таком же самом виде, в каком они почивают в раках, останутся неизменными и при всеобщем воскресении мертвых. Когда воскреснут мертвые для жизни вечной, тогда и мощи святых всемогущею силою Божиею будут совершенно преобразованы в тела духовные, сообразные телу воскресшего Господа, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Блаженный Феодорит так изъясняет это место псалма: «Пока я еще жив, говорит пророк, окажи чудо Твое, потому что, когда умру, не увижу его, ибо нет врача, который бы мог освободить от смерти; и какое врачевство имеет эту силу? ... Мертвым, которые пребывают во мраке смерти и преданы забвению, не возможно быть причастниками Твоего человеколюбия и соделаться зрителями чудес Твоих». Воскрешение Илией сына Сарептской вдовы ( 3Цар. 17 гл.), Елисеем – сына Сунамитянки ( 4Цар. 4 гл.), Иисусом Христом – дочери Иаира ( Мр. 5:41–42 ), сына Наинской вдовы ( Лк. 7:11–15 ) и смердевшего уже Лазаря ( Иоан. 11:1–45 ), а ап. Петром – умершей девицы Лиды ( Деян. 9:37–41 ) – всех убеждает в том, что Господь, когда хочет, и над мертвыми совершает чудеса, – что и мертвые встают для прославления Бога, как это случилось и в час смерти Спасителя, когда, для прославления Христа и свидетельства об Его победе над смертью и адом, «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф. 27:52–53). Из приведенных примеров видно, что Господь и над мертвыми совершает чудеса, – что и мертвые, когда Ему это угодно, встают из могил для Его прославления. А что мертвые совершают чудеса, это мы уже знаем из св. Писания (см. конец п. 9–го), как знаем и то, что эти чудеса творят не сами мощи, а через них творит их Сам Бог. 11) Поклоняясь мощам, православные чтут уничиженные на земле Самим Богом тела людей: «Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно Телу Его, силой, которой Он действует и покоряет Себе все» ( Фил. 3;20 ). 11) Тела христиан называются «уничиженными» не потому, что они не чисты сами по себе, а потому, что, будучи испорчены грехом, они стали грубо чувственными, подверженными различным недугам и болезням, голоду и жажде, холоду и зною, страстям и т. п. От этого уничижения Господь избавит наши тела после их воскресения, когда «все мы изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в, нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15:51–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Взятие пр. Илии живым на небо представляет второй случай перехода в загробный мир без телесной смерти. Ясность и определенность рассказа об этом событии ( 4Цар.2:1–12 ), подтверждаемая и другими книгами Ветхого Завета 106 , не позволяет перетолковывать его ни в каком другом смысле 107 . Других отдельных примеров перехода человека в загробный мир без смерти тела Слово Божие нам не указывает, но открывает верующим, что все, дожившие до конца мира и Второго Пришествия Христова, не увидят смерти, а потерпят мгновенное изменение своих тел, чтобы быть подобными воскресшим. Говорю вам тайну, пишет Апостол Павел Коринфянам: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:51–52 ). Таким образом, Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета признает возможными для людей уклонения от всеобщего закона смерти, но видит в них нечто чрезвычайное, что возможно только для всемогущества Божия, и при настоящем состоянии человечества не может представлять естественного порядка вещей. Поэтому существование исключений не мешает священным писателям утверждать всеобщность смерти физической для всех людей. Состояние первобытной природы и ее повреждение грехом человека Смерть и тление, как мы убеждаемся из ежедневного опыта, простирают свое разрушительное действие не на одного только человека, но и на всю видимую природу, где жизнь одних существ обусловливается гибелью других, образованию каждой новой формы предшествует разрушение прежних. Невольно является вопрос: так ли было в первозданной природе, или смерть была чужда не только человеку, но и всему сотворенному? Священное Писание не дает решительного ответа на этот вопрос, однако представляет некоторые данные, на основании которых можно до известной степени уяснить себе состояние «райской природы. В заключение повествования о творении говорится, что Бог , сотворивши человека, назначил ему в пищу всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого есть плод древесный ( Быт.1:29 ), а всем зверям полевым и всем птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая...

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Воскрешение плоти не противоречит и разуму человеческому: если Бог, при Своем всемогуществе, мог сотворить из ничего мир, то для Него возможно и восстановление разрушенного тела, от которого, даже по учению естествоведения, не уничтожилась ни одна частица, а только, по учению некоторых отцов и учителей Церкви, эти частицы разошлись между стихиями мира, чтобы, по Божественному Слову, снова восстановиться и воссоединиться с душей. Премудрость Божия требует, чтобы тело получило или награду или наказание за свою земную жизнь. Если душа сотворена Богом для соединения с телом, то без тела она является неполным существом и, значит, всегда должна желать соединения со своим телом. Душа, в своей земной жизни, составляя с телом одно существо, совершала или доброе или злое, а потому должна получить соответствующее возмездие вместе с телом. Тело служило обиталищем и орудием души, поэтому человек должен получить воздаяние по своим заслугам для души и тела: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Наконец, смерть есть наказание за грех , а Иисус Христос победил смерть и избавил нас от греха и следствий греха, следовательно, необходимо, чтобы победа и торжество над смертью простиралась и на тело, и для него было восстановлено первоначальное бессмертие. Воскрешение тел совершится мгновенно, по гласу Сына Божия: «все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор.15:51–52 ). Все воскреснут и изменятся, но не для одинаковой участи. На всеобщем суде, который так называется в отличие от частного суда, определяющего отчасти уже участь каждого человека тотчас после смерти его, будет произнесен Иисусом Христом окончательный приговор над всеми людьми, всех времен и мест от Адама до рожденного последним пред вторым пришествием Христовым. По этому приговору Иисуса Христа определится окончательная участь каждого человека или к блаженству, или к страданиям, как видно из притчи о страшном суде ( Мф.25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Дрогнули небо и ад, солнце и земля. «Бе же час яко шестый», повествуют евангелисты, «и тма бысть по всей земли до часа девятого. И померче солнце, и завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго; и земля потрясеся; и камение распадеся; и гроби отверзошася; и многа телеса усопших святых восташа» ( Лк.23:44–45 ; Мф.27:51–52 ). И только такия страшныя знамения неба и земли остановили, наконец, все неистовства грубой толпы, и зрители необыкновенного события, молча, в великом смущении, стали расходиться по домам. «И вси пришедшии народи на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя, возвращахуся» ( Лк.23:48 ). А сотник и бывшая с ним стража исповедали в распятом Праведнике Сына Божия ( Мф.27:54 ). Оставим и мы, братие, место зрителей на Голгофе и поразмыслим о совершившейся здесь тайне. Господь не произнес на кресте ни одного слова осуждения на Своих мучителей, а, напротив, молился за них, потому что Он пришел в мир не затем, чтобы судить людей, но затем, чтобы спасти их ( Ин.3:17 ). Он есть жизнь ( Ин.11:25 ), и веруюший в Него не погибнет, но также имеет жизнь вечную ( Ин.3:16 ), потому что получает во Христе Иисусе закон духа жизни, освобождающий его от закона духа и смерти. Христос умер на кресте не за Себя, но за нас; греховное начало нашей падшей природы, наш ветхий человек был с Ним распят и был виною Его смерти. Но Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти. Следовательно, смерть и в смерти царствовавший грех побеждены Христом, и потому уже не имеют более власти, и не над Ним только одним, но и над нами, верующими в Него, ибо и мы спогребаемся Ему крещением в смерть, чтобы, умерши со Христом для греха, с Ним и жить для Бога (Рим:5–8). В этом-то освобождении от власти греха и смерти и в примирении с Богом и состоит тайна искупления нашего, совершившагося на Голгофе. Христос Сам воскрес и для нас Он есть «воскрешение и живот» ( Ин.11:25 ), Христос жив и не умирает более, значит, испразднен последний враг – смерть ( 1Кор.15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Если же кто – вследствие сильной привязанности к жизни или из страха пред муками или вследствие мнимо убедительных представлений со стороны тех, которые пытаются соблазнять нас ко злу – уступает и от единого Бога и Его Помазанника отрекается, исповедует, напротив, демонов 50 ) или богинь судьбы (ср. выше § 7 ); то пусть знает он, что приготовивший демону трапезу 51 ) и наполнивший кубок в честь богини счастия 52 ) отрекся от Господа; и так как забывает он святую гору Его («Сион», на которой построен Иерусалим), то упреки, изложенные у Исайи, относятся и к нему. Вот они: А вас, которые Меня оставили и забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу демону и в честь богини счастья кубок наполняете, вас Я предам мечу. Все вы в сече должны пасть; потому что Я звал вас, и вы не вняли Мне; говорил, и вы не обращали внимания на то и делали злое предо Мною, и что было не угодно Мне, то вы избрали. Посему так говорит Господь: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; вот рабы Мои будут радоваться, а вы останетесь о стыде; вот рабы Мои, ликуя, будут торжествовать, а вы от сердечной скорби будете кричать и от сокрушения духа рыдать. И оставите имя Мое для насыщения избранным Моим 53 ); вас же Господь убьет (Ис. LXV, 11–15). Далее, если мы о том размыслим, что такое трапеза Господня, и если пожелаем мы в ней принять участие то должны мы помнить следующее изречение: Не можете принимать участие в трапезе Господней и в трапезе демонов ( 1Кор. Х, 21 ). И кто же из слышащих слово сына громова ( Mk. III, 17 ), слово: Всякий отвергающий Сына не имеет и Отца, а исповедующий Сына имеет и Отца ( 1Uoah. II, 23 ), не отступит в страх пред этим отречением; кто не побоится утверждать о себе, что он не христианин, когда с отвержением Сына он отрицается и Отца. Напротив, не всякий ли будет к тому стремиться, чтобы и словом и делом 54 , заявлять о своем христианстве, чтобы иметь Отца? Потому что исповедующие Сына чрез то самое свидетельствуют об исповедании ими и Отца. §41 Перешедшим от смерти к жизни ( Uoah. V, 24 ), потому что неверие мы променяли на веру, нам нечего удивляться, что мир нас ненавидит. Ибо никто из тех, которые не перешли от смерти к жизни, а остаются в смерти ( 1Uoah. III, 14 ), не может тех любить, которые так сказать из темного жилища смерти перешли в здание, освещенное светом жизни ( Uoah. VIII, 12 ), построенное из живых камней ( 1Nemp. II, 5 ) 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

И, наконец, о Святом Елее, или Молитвенном Елее, упоминает Евангелист Марк ( Мк. 6:13 ), и ясно свидетельствует брат Господень ( Иак. 5:14–15 ). Таинства состоят из естественного и сверхъестественного, и не являются только знаками обетований Божиих 51 . Ибо тогда они не будут отличаться от обрезания – что может быть хуже, чем это [мнение]? Мы исповедуем, что они – орудия, действующие на приступающих к таинствам по необходимости 52 . Но отвергаем, как чуждое христианского учения, то мнение, будто полнота Таинства присутствует только во время употребления земной вещи. Это противоречит Таинству Приношения, которое, будучи установлено Пресущественным Словом и освящено призыванием Святого Духа, совершается присутствием означаемого, то есть Тела и Крови Христовой. И совершение этого таинства по необходимости предшествует его употреблению посредством приобщения. Ибо если бы оно не совершалось прежде приобщения его, то приобщающийся недостойно не ел бы и не пил бы в суд себе; потому что он приобщался бы простого хлеба и вина. А теперь, приобщаясь «недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» ( 1Кор. 11, 29 ). Следовательно, таинство Евхаристии совершается не во время самого приобщения его, но прежде этого. Еще отвергаем как сквернейшую мерзость [мнение], будто «недостаточность веры нарушает полноту Таинства» 53 . Потому что еретики (которых Церковь принимает по отвержении ими ереси и присоединении их к Кафолической Церкви) несмотря на то, что их вера была неполной, получили совершенное крещение; поэтому, когда они впоследствии обретают совершенную веру, их не перекрещивают 54 . Определение 16 Мы веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, в высшей степени необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Поэтому оно нужно и младенцам, ибо и они подвержены первородному греху и без крещения не могут получить его отпущения. Господь, показал это, когда сказал не только о некоторых, но просто и безусловно: «Кто не родится...», что равнозначно выражению: «Все, кто войдут в Царство Небесное после пришествия Христа Спасителя, должны возродиться». И поскольку младенцы являются людьми, и как таковые нуждаются в спасении, то нуждаясь в спасении, они также нуждаются в крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010