«Во мгновение ока, при последней трубе все мы воскреснем» ( 1Кор.15:51–52 ). Итак, встали все эти девы и поправили светильники свои, – то есть отчет, который должны дать о своих делах. Ибо всем нам надлежит предстать перед судом Христовым, чтобы каждый там получил воздаяние за то, что сотворил в теле, или доброе, или злое ( 2Кор.5:10 ). «И сказали неразумные мудрым: Дайте нам от елея вашего, поскольку светильники наши гаснут». Ведь те, чьи дела поддерживаются чужой похвалой, если пропадает она, испытывают недостаток; и по привычке они всегда стремятся к тому, от чего привык радоваться дух. Итак, они желают обладать свидетельствами людей, не знающих сердец, перед Богом – испытателем сердец. Но что ответили мудрые? «Как бы не случилось недостатка у нас и у вас». Ибо всякий даст за себя отчет, и чужое свидетельство никому не окажет помощи у Бога, для Которого открыты тайные [помыслы] сердца. Каждому едва достанет на самого себя, чтобы его совесть представила ему свидетельство. Ибо «кто может похвалиться, что у него чистое сердце?» ( Притч.20:9 ) Поэтому и апостол говорит: «Для меня очень мало [значит], чтобы быть судимым от вас или от другого человека; и сам я не сужу себя» ( 1Кор.4:3 ). Ибо если в отношении самого себя всякий или вовсе не может, или едва может произнести верное мнение, то как же сможет он судить о другом, если никто не знает происходящего в человеке, кроме духа человеческого? ( 1Кор 2:11 ) «Пойдите лучше к продающим и купите себе». Не следует думать, что они дали совет, но – что со стороны напомнили [тем] об их преступлении. Ибо елей продают льстецы, которые или ложной, или невежественной похвалой вводят души в заблуждение, и, поскольку те [становятся] как бы слабоумными от тщетной радости, то, склонив [их к себе], получают от них, не понимающих сказанного: «Те, кто называет вас счастливыми, вводят вас в заблуждение» ( Ис.3:12 ), некую награду в виде пищи, денег, почестей или других временных выгод. Но лучше быть порицаемым праведником, чем быть восхваляемым грешником.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Воскресение мертвых и изменение живых. Страшный суд. Вечные мучения грешных. Несостоятельность сюда относящихся возражений. Вечная жизнь праведных в Царстве славы или Церкви торжествующей Второе пришествие Господа Иисуса Христа будет отлично от первого; первый раз Он пришел для спасения людей, второй для суда над ними. Пострадать за людей Он приходил в смирении и уничижении, а судить их Он придет во славе Своей, и все снятые ангелы с Ним ( Мф. 15:31; 16:27 ). Он придет в той светозарной и прославленной плоти, в какой Он восстал из гроба и вознесся на небо, и явление Его будет быстрое и внезапное, подобно молнии, мгновенно рассекающей небо ( Мф. 24:27 ). Перед пришествием Христа появится на небе – видимо для всех – знамение Его, т. е. Крест ( Мф. 24:30 ). Одновременно с славным пришествием Сына Божия последует воскресение мертвых и изменение живых; тела умерших вновь соединятся со своими душами и оживут, но оживут нетленными и бессмертными, подобно телу воскресшего Господа ( 1Кор. 15:44–53 ; Флп. 3:21 ; Ин. 5:28 ); точно также и тела тех, которые до времени общего воскресения останутся в живых, превратятся мгновенно из грубых, мертвенных и тленных в духовные и нетленные. «Не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, в мгновение ока, в последней трубе; ибо вострубят, и мертвые воскреснут нетленными, и мы изменимся» ( 1Кор. 15:51–52 ). Истина всеобщего воскресения мертвых открыта была Духом Божиим еще в Ветхом Завете. Так, пророк Исаия возвещает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» ( Ис. 25:19 ). Многострадальный Иов взывал среди своих мучений: «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам: мои глаза, не глаза другого, увидят Его! ( Иов. 19:25–27 ). Еще яснее у пр. Иезекииля: «И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и вложу в вас дух Мой, и помещу вас на земле вашей» ( Иез. 37:13–14 ). В Новом Завете много указаний на будущее воскресение мертвых, более подробно в 1 посл. ап. Павла к Коринфянам – вся 15-ая глава: ср. Мф. 22:31–32 ; Мк. 12:26–27 ; Ин. 5:28–29 ; 1Сол. 4:14–17 и пр. Равно и окружающая человека природа, которая находится в настоящее время в ненормальном, расстроенном состоянии, обновится с восстановлением человека, она «стенает, мучается теперь под бременем суеты, которой подверглась не добровольно, а по вине человека, но освобождена будет от работа тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8:20 ). Еще царь Давид предсказал это будущее изменение, обновление мира ( Пс. 110:26–27 ; ср. Евр. 1:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Писание дает ясные доказательства воскресения человека в его полном составе. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут и мы изменимся и наши тела станут нетленны» ( 1Кор. 15:51–52 ), и в Послании к Фессалоникийцам: «Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предварим умерших, потому что Сам Господь при гласе Архангела... сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут первые и потом мы, оставшиеся в живых, восхищены будем на облаках в сретение Господа на воздухе, и так всегда с Господом будем» ( 1Фес. 4:15–17 ) 969 . Цельс порочит христианское учение о воскресении плоти, но если кто скажет: как могут воскреснуть мертвые и в каком теле придут?-мы ответим: «Безрассудный! То, что ты сеял, не оживет, если не умрет, но если ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно пшеничное или другое какое, но Бог даст ему тело, какое хочет, и каждому семени свое тело» ( 1Кор. 15:35–38 ). Христиане учат, что душа возвратится обратно не в изгнившее тело той же природы, какую она оставила (до воскресения из мертвых), но как совсем «умершее» зерно, которое снова сделается зерном и выпустит колос. Христиане тоже признают, что для Бога не все возможно. Но под этим словом они понимают ни взаимно противоположные вещи, ни то, что противно разуму. Они охотно могут утверждать вместе со своим противником, что Бог не делает ничего враждебного; так как если бы Бог совершил что-нибудь враждебное или противное Его природе, то Он перестал бы быть Богом; Бог не творит ничего несообразного природе. Если под термином «против природы» имеются в виду грехи и пороки, то и христиане согласны с тем, что Бог не желает ничего греховного, неразумного, и никто не может утверждать, что все то, что произошло по совету Бога, противно природе, хотя бы рассматриваемое само по себе это и казалось кому-нибудь невероятным. Удерживая единственно возможное значение этого слова, христиане могут сказать, что Бог может создавать вещи выше природы, взятой в таком понимании ее, какое соединяет с ней обычный разум. Бог может, например, возвысить человека над природой и сделать его участником высшей и божественной природы, и Он может удерживать его столь долго в этом состоянии, насколько человек своими делами и поступками желает утвердиться в этом состоянии 970 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Сошлемся на Катихизис: «Будущее пришествие Христово ...будет весьма различно от прежняго. Пострадать за нас приходил Он в уничижении; а судить нас «приидет во славе Своей, и вси Ангели с Ним» ( Мф.25:31 )» (Кат.). Всеобщность суда Христова Представим себе последнее мгновение, звук Архангеловой трубы – происходит воскрешение умерших. А что происходит с теми, кто жив? Они тоже должны воскреснуть. Это как бы мгновенная смерть и мгновенное воскрешение, потому что произойдет изменение в каждом человеке, «...наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). «Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся... Итак, братья мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» ( 1Кор.15:51–52, 58 ). «Всем вам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). Мы можем говорить о том, что этот суд будет всеобщим, будет торжественным, страшным, последним и решительным, т. е. он окончательно решит судьбу каждого человека в соответствии с тем, что он заслужил во время земной жизни. Образ и содержание будущего суда Христова Катихизис говорит, что будущий суд будет судом нашей совести. Это означает, что Всеведущий Бог не нуждается в том, чтобы дополнительно узнавать о человеке и содеянном им. Мы скорее нуждаемся в этом, мы должны своей совестью оценить наши дела. И наша совесть как раз и укажет то место, где нам приятнее всего находиться – по левую или по правую сторону. Здесь есть один серьезный момент. Я не уточняю, что такое совесть. Мы бы сделали это, если бы изучали Катихизис более глубоко. Совесть каждого человека откроется перед всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал за всю свою земную жизнь, но и все сказанные слова, тайные желания и помыслы, «...приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1Кор.15:54–55 ). Тогда наступит для Израиля полное блаженство. ( Ис.25:9 ). Время это близко. «Ибо близок день Господень на все народы» ( Авд.1:15 ). «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей: да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» – взывает пророк Иоиль (2:1; ср. Иоиль.1:15, 3:14 ). «Близок великий день Господу, близок – и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня» – говорит пр. Софония ( Соф.1:14 ; ср. Соф.3:8 ; ср. Мал.3:1:2 ). «Рыдайте, ибо день Господень близок» – восклицает пр. Исаия ( Ис.13:6 и сл., Ис.13:9 ). «Ибо день мщения – в сердце Моём, и год Моих искупленных настал» ( Ис.63:4 ). У Даниила время явления Мессии определяется точным обозначением числа лет, которые должны пройти от Даниила до Христа ( Дан.9:24–27 ). Вопрос о времени и признаках пришествия Мессии был самым жгучим вопросом для иудейства в послепленный период. Насколько он интересовал иудеев, видно, например, из 3-й книги Ездры, написанный ещё до разрушения Иерусалима римлянами, где «все мысли и интересы её автора сосредоточены исключительно на вопросе о том, когда наступит конец бедствиям Израиля, и какие знамения будут предшествовать наступлению дня Господня» 24 . Сознавая невозможность ответить на этот вопрос с полной определённостью ( 3Ездр.4:33–35 ; ср. 3Ездр.13:52 : Еноха 18:16), иудеи со времени маккавейских войн были проникнуты тем общим убеждением, что «дни Мессии и непосредственно следующая за ними кончина настоящего века наступят в самом ближайшем будущем» 25 . Автор 3-й книги Ездры говорит: «Быстро спешит век сей к своему исходу... Скоро придёт Судия... Суд Божий ныне приближается» ( 3Ездр.4:26; 8:18, 61 ; ср. 3Ездр.5:41 и др.). Он надеется лично дожить до явления Мессии, что видно как из его вопроса, обращённого к ангелу: «думаешь ли ты, что я доживу до этих дней?» ( 3Ездр.4:51 ), так и из условного замечания ангела: «если Всевышний даст тебе дожить» до последних дней ( 3Ездр.5:4 ). Автор подробно перечисляет признаки и знамения последних дней (глл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

6 . Затем сказано: «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» ( Лк.2:51 ). Она догадывалась, что они – нечто большее, чем слова человека; потому и «сохраняла все слова сии в сердце Своем», не как слова двенадцатилетнего отрока, а как слова Того, Кто зачат Святым Духом и Кто на Ее глазах «преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Иисус «преуспевал в премудрости» и, казалось, становился с каждым годом мудрее. Может быть, Он не был мудр, но возрастал в мудрости? Или это потому, что Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба», и обрел то, от чего отказался, и преисполнился теми добродетелями, которые, как может показаться, Он оставил немного ранее, когда воспринял человеческое тело? Итак, Он «возрастал» не только в премудрости, но и в возрасте. Он становился старше. В Писании говорится о двух видах возраста: один – возраст тела, над которым властны не мы, а только законы природы; другой – возраст души, на который мы можем влиять, и если мы хотим, то ежедневно духовно возрастаем. 7 . И приходим к высшей точке духовного возраста, когда мы уже не являемся «более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения» ( Еф.4:14 ). Так перестанем же быть «младенцами» и станем взрослыми людьми. Мы должны сказать: «а как стал мужем, то оставил младенческое» ( 1Кор. 13:11 ). Преуспевание в этом возрастании – возрастании души, – как я уже сказал, в нашей власти. Но если этого свидетельства недостаточно, можно привести другие слова Павла: «… доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ). Как видим, в нашей власти прийти «в меру полного возраста Христова», и если это зависит от нас, то должно нам приложить все усилия, чтобы побороть в себе это младенчество и повзрослеть, чтобы и нам услышать слова: «А ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй» ( Быт.15:15 ). Так войдем же в старость духовную, воистину добрую, и придем к концу во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 21. Евангелие от Луки 3:1–4. На отрывок от слов: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» до того места, где сказано «прямыми сделайте стези Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

е. в жилище праведникам, имеющим воскреснуть в последний день. Но сам же апостол Петр предупреждает такое объяснение, говоря, «что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день», и, заканчивая свое послание, таким славословием: «Ему слава и ныне, и в день вечный» ( 2Пет.3:8, 18 ). Таким образом, день Господень может обнимать собою громаднейшие периоды времени, по свойству библейской метонимии, и события, которые должны совершиться в этот день, могут отделяться друг от друга не только столетиями и тысячелетиями, а даже и миллионами, и миллиардами лет. А после этого, само собою, разумеется, по самому естественному порядку вещей, что, если эти события произойдут не в одно время, то первым из них по времени должно быть разрушение мира, а последними – второе пришествие Христово, воскресение мертвых и суд над людьми. Но, что естественно по нашим человеческим рассуждениям, то может и не составлять неизменного закона в сверхъестественных действиях божественного всемогущества, и св. au. Павел признавал совершенно возможным отступление от этого порядка, когда говорил, что пришествие Сына Божия и воскресение мертвых, может быть, произойдет при живых свидетелях, над которыми вместо воскресения из мертвых должно совершиться лишь одно изменение, следовательно, может произойти и раньше разрушения мира. «Сие говорим вам словом Господним, пишет он к Фессалоникийцам, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что       мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках на воздух в сретение Господу» ( 1Фес.4:15–17 ). «Не все мы умрем, но все изменимся. Мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор.15:51–52 ). Само собою разумеется, что при таком ожидании вопрос о том, на какую землю придет Сын Божий, – на ту ли, на которой мы живем теперь, или на новую землю, под новым небом, остается открытым и недоумение – неизбежным. И мы видим, что и св. ап. Петр находил в посланиях апост.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

Откр.19:14 .  И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Откр.19:15 .  Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. Иисуса Христа, как Судию и Мздовоздателя, сопровождают небесные воинства, состоящие исключительно из бесплотных Ангелов ( Мф.16:27, 25:31 ). Воинство следовало на белых конях, чтобы соответствовать Своему предводителю, а одежда их была из белого виссона. Оружие, которым Христос побеждал врагов, есть меч, выходящий из Его уст ( Откр.1:16, 2:12 ). Этот меч есть Его слово, слово Его всемогущества и всевеления. Он пасет народ жезлом железным, ибо всецело подчиняет их Своей власти и Своему решению. Он топчет точило вина ярости и гнева Божия ( Откр.14:19–20 ). Весь символический образ есть изображение страшного суда и мздовоздания, когда нечестивые будут приведены к сознанию своего полного ничтожества. Христос, как всемогущий Царь, один только и может носить имя Царя и Господа. Откр.19:16 .  На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». Откр.19:17 .  И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, Иоанн, далее, видит одного Ангела, стоящего на солнце. Это нужно понимать так, что он стоял окруженный лучами солнца. Его миссия в том, чтобы созвать птиц на предстоящую вечерю Божию. Она будет состоять в уничтожении птицами трупов убитых врагов Царства Божия. Враги собрались целым войском. Это собрание всех нечестивых нужно понимать так, что по премудрому промыслу Божию и Его всемогущему действию все нечестивые пред страшным судом будут отделены и испытают на себе то, что заслужили. По слову Апостола все живущие, дожившие до второго пришествия Господа, испытают изменение своих тел ( 1Кор.15:51–52 ). Должны подвергнуться этому изменению и грешники, последователи антихриста. И если это изменение для праведников будет блаженным, спокойным и радостным, то для нечестивых оно будет мучительно. Ангельский призыв хищных птиц питаться трупами врагов Царства Божия есть указание на ужасы и страдания этих последних при окончательном перевороте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

по Р. Х. В краткий период всемирного господства антихриста с иудеями в Иерусалиме христианские святыни его будут в поругании и разрушены. Полагают, что взамен того, иудейское святилище будет восстановлено из праха и соделается местом поклонения земному богу иудеев, язычников, отступников и всех живущих на земле сынов погибели. В Иерусалиме же должно произойти на глазах у всех воскресение убитых антихристом великих и славных предтечей второго Христова пришествия; причем, имеет быть «землетрясение, от которого падет десятая часть города и погибнет семь тысяч человек, а прочие объяты будут страхом и воздадут славу Богу Небесному» ( Откр. 11:13 ). В это время по случаю воцарения и прославления антихриста в Иерусалиме будет много приезжих разных национальностей для приветствования нового владыки мира и бога. Они увидят оставленные на улице трупы великих и славных благовестников второго Христова пришествия. Зрелище будет продолжаться три с половиной дня и затем эти великие святые на глазах у всех вознесутся на облаке по гласу, призывающему их на небо ( Откр. 11:12 ). Как появление известия о смерти великих благовестников второго Христова пришествия повлияет на грешников? Это ясно из сказанного в Откровении, что «живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что пророки сии мучили живущих на земле» ( Откр. 11:10 ). Прекратятся ли бедствия после этих событий? Нет. Откровение возвещает: «Вот идет скоро третье горе» ( Откр. 11:14 ). «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков» ( Откр. 11:15 ). Припомним из учения апостольского, что относится к этому последнему трубному гласу. Св. Апостол Павел в первом послании к Коринфянам ( 1Кор. 15:51–52 ) говорит: «не все мы умрем, но все изменится вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». В первом же послании к Фессалоникийцам ( 1Сол. 4:15–17 ) возвещает: «Говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Священник : Апостол говорит об изменении, которое должны претерпеть все тела для перехода в вечность, то есть для приготовления к ней, что и происходит вследствие смерти. Но есть, как мы видим, исключения из этого правила, ибо Енох и Илия изменились телом, не пройдя через смерть. А о том, что так будет со всеми достигшими кончины века, сказано у святого Павла в другом месте: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе ( 1Кор.15:51–52 ; см.: 1Фес.4:15–17 ). Отсюда ясно, что у Бога есть и иные средства изменить наши тела, не проводя их через смерть и истление. Сектант : Все мертвые тела должны предаваться земле, ибо и в Ветхом Завете всех праведников погребали, и места погребения их Бог часто оставлял неизвестными с той именно целью, чтобы не допустить поклонения телам. Так, об останках Моисеевых читаем в Писании: И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня ( Втор.34:5–6 ). Ибо иудеи тогда склонны были к идолослужению и легко могли впасть в него, начав поклоняться телу такого праведника, как Моисей. Но Бог скрыл его останки от их глаз. Священник : Не только в ветхозаветные времена, но и с пришествием Нового Завета тела святых предаются погребению, которое ничем не отличается от погребения прочих христиан. И лишь те из них, что отмечены чудесами, изымаются из земли и удостаиваются особого почитания (но не поклонения, подобающего одному Богу!), однако почитание это не превращает их в идолы. В Ветхом Завете Бог утаил мощи Моисея и, возможно, других праведников, потому что иудеи, в самом деле склонные к идолослужению, обоготворили бы их, как до этого золотого тельца (см.: Исх.32:1–35 ; Втор.9:16 ) или медного змия (см.: 4Цар.18:4 ). О теле Моисеевом мы знаем, впрочем, что сам архангел Михаил позаботился не отдать его в обладание диаволу (см.: Иуд.1:9 ). Ибо до пришествия Христа и Его освящающей благодати тело человеческое не было искуплено от власти диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010