Господь нашел его таким сосудом уже при самом обращении его, когда сказал ему: «на се бо явихся ти, сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел ecu и яже явлю тебе, изимая тя от людей иудейских и от язык, к ним же аз тя посылю, отверсти очи их, да обратятся от тьмы в свет»( Деян.26:16–18 ); тоже засвидетельствовал о нем другому, который назначался крестить Савла; иди, яко сосуд избран ми есть сей, пронести имя Мое пред языки и царьми и сынми Израилевыми ( Деян.9:15 ). Так совершилось то, что Павел и призван был непосредственно от Бога и вступил в незаходимый для него свет непосредственных откровений Божиих с назначением просвещать мир сим светом, – сказать кратко – из гонителя соделался Боговдохновенным апостолом. Живое и скорбное сознание боговраждебных дел доапостольской его жизни упрочивало в нем смирение, – это внутреннее основание духовного совершенства, и усиливало ревность его в прохождении апостольского поприща силою Святого Духа. То и другое трогательно выражается в следующих словах апостола: «последи всех, яко некоему извергу, явися (Христос) и мне. Аз бо есмь мний апостолов, иже несмь достоин нарещися апостол, зане гоних Церковь Божию. Благодатию же Божиею есмь, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, по благодать Божия, яже со мною» ( 1Кор.15:8–10 . Подоб. 1Тим.1:12–16 ). Мало сего: самые прежние заблуждения Савла, по озарении души его светом христовой благодати и истины, превратились для Павла, по премудрому устроению Промысла, уже как бы в некоторое предуговление к главным предметам и делам апостольского его служения. Так, ложь правды законной, или поставляемой от самого человека вместо правды Божией, попущено было Савлу развить до последней крайности – до гонения на Христа и Его Церковь , и тогда-то открылась и дарована ему от Христа истинная правда единственно по милости, все вины покрывающей и заглаждающей и притом гонителя поставляющей в апостола. Чрез это самое он и оказался готовым к полному вразумлению от Духа Святого в той истине, что человек оправдывается не законом, не чрез внешне буквальное исполнение законного долга, но благодатию, приемлемою чрез деятельное послушание живой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус, давый. Себе избавление за всех ( 1Тим.2:5 ). Яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне ( Кол.2:9 ). Самое усвоение одному и тому же Лицу имён и Божеских и человеческих, свойств и действий Божеских и человеческих, показывает, что апостол имеет в основании мысль об ипостасном соединении в Христе Божеского естества с человеческим. 4 . В заключение приведём наставление апостола пастырям Ефесской Церкви: внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Свяый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею ( Деян.20:28 ). Апостол верующих во Христа называет Церковью Господа и Бога; след., самого Иисуса Христа именует Господом и Богом, вот Лицо, о котором идёт речь у апостола! Далее указывается средство, каким сей Господь и Бог приобрёл Себе Церковь , и говорится именно, что приобрёл кровью Своею, кровью, на кресте пролитою. Что же значит: Господь и Бог пролил за нас Свою, или Ему собственно принадлежащую, кровь? Один ответ достоверный и необходимый тот, что человеческое естество всецело во Христе Спасителе воспринято в единство Божеского Лица Его и стало неотъемлемою принадлежностью Сына Божия, – что, по силе ипостасного соединения в Нём Божества и человечества, можно сказать, как и говорится у апостола здесь, о страданиях и смерти Иисуса Христа по плоти, как о страданиях и смерти единородного Сына Божия, хотя Он, по Божеству бесстрастному, никогда не может быть подвержен никаким страданиям. Так говорится и в других местах: в обличение Иудеев, распявших, Иисуса Христа: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли ( 1Кор.2:8 ); в утверждение надежды христианской: аще бо врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся в животе Его ( Рим.5:10 ); также: аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию ( Евр.5:8 ). Подоб. ( Кол.1:14 ; 1Ин.3:8 ; Деян.3:14–16 : Рим.8:32 ; Гал.2:20 ; Евр.4:14–15 ; 1Пет.3:18–22 ; Ин.3:14–17, 19, 37 ; слич.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между тем, и то и другое нераздельно он приписывает единому Господу, без сомнения, потому что признает в Нём ипостасное соединение того и другого естества. Слич. ( Рим.5:10–17 ; 1Тим.2:5 ). 2 . В посл. к Римлянам называет одного и того же Христа и происходящим от Иудеев по человеческому естеству, и Богом, во веки благословенным ( Рим.9:5 ); а в другом месте называет Сыном Божиим, Который по плоти родился от семени Давидова ( Рим.1:3 ). Ясно, в том и другом изречении представляется мысль апостола, что человеческое естество во Христе воспринято Божеством в единство личного бытия. Подоб. ( Рим.8:3 ). 3 . В посл. к Галатам сказано: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем ( Гал.4:4–5 ). И здесь, как человеческое рождение Иисуса Христа, так и подчинение Его закону, подобно прочим сынам человеческим, Апостол относит не к иному Лицу, но и одному и тому же Лицу – Богочеловека, равно как и служение искупления, совершенное распятым за нас Господом, усвояет одному и тому же Лицу – Богочеловеку (Слич. ( 1Кор.2:8 )). Сила слов: раждаемаго от жены, раскрывается в следующем изъяснении: «Не сказано: рождаемого чрез жену, но рождаемого от жены. Сим божественный апостол дал разуметь, что Сей самый, родившийся от Девы, человек есть единородный Сын Божий и Бог, и сей самый Сын Божий и Бог есть Тот, Который родился от Девы, – родился же по плоти, поколику и стал человеком; не вселился в созданного наперёд человека, как в Пророка, – но Сам существенно и истинно сделался человеком: т. е. в Своей Ипостаси дал ипостась плоти, одушевлённой душою словесною и разумною, Сам став для неё Ипостасью. Вот что значит слова: раждаемаго от жены» 221 ! Подобные сему изречения: Исповедемо велия есть благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ). Иже во образе Божий сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя ( Флп.2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Собора – то кольми паче служить в оной другим и упражнятися в том, что ему неприлично». Воспрещают сие и гражданские законы (Свод. Зак. т. IX. 288). 5) Вообще участие в мирских делах всякого рода и вмешательство в оные, как-то поручительство за других и подоб. (Апост. 6. 20. Свод. Зак. т. IX. ст. 286). в) Тем, что сообразно с званием Пастыря и позволено законами, он должен заниматься в следующем порядке: первее всего заботиться о существенно нужном и неизбежно потребном для себя и семейства, как то: жилище, одежда, пища. Если это есть, надобно быть довольным ( 1Тим. 6:8 ). Потом, когда есть время и достаток, можно промышлять и о полезном и приятном, но притом весьма умеренно и осторожно, так, чтобы отнюдь не выходить из пределов златой середины. Ибо надобно заметить, что для Пастыря всего лучше состояние посредственное – ни слишком бедное и недостаточное, что может лишать спокойствия духа, поставлять в крайнюю, вещественную зависимость от прихожан и отнимать средства благотворить другим – ни слишком богатое, что с своей стороны может надмевать его и увлекать в излишние заботы и суету, и – как говорит Апостол, в напасти, и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человека во всегубительство и погибель ( 1Тим. 6:9 ). § 79. Домашние занятия Пастыря 1) Занятие науками. Его завещает и Апостол Павел Тимофею: в сих поучайся, в сих пребывай, да преспеяние твое явлено будет во всех ( 1Тим. 4:15, 16 ). Оно, с одной стороны, совершенно необходимо для того, дабы Пастырю должным образом соответствовать своему назначению в приходе, быть истинным светильником между ними и наставником их. Ибо хотя бы он и получил образование в школе, но образование сие, без упражнения в последствии времени, без постоянного повторения изученного и без дальнейшего усовершенствования в оном, может не только остаться крайне незрелым и ограниченным, но и совсем потеряться, а таким образом Пастырь легко может возвратиться в состояние первобытного неведения, особенно если он будет окружен паствою, состоящею из людей вовсе необразованных, каковы поселяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Во-первых они не носят имени епископа, а во-вторых рядом с ними никогда не стоят диаконы, как это обычно, когда речь идет о епископах ( Флп.1:1 ; 1Тим.3:1–13 ; Клим. 42; Ерм . Вид. III, 5; Подоб. IX, 26–27; Иустин Апол.1, 65. 67; Учение 12 ап. XV). Их функции рассматриваются в этом случае не столько со стороны административной власти, управления в собственном смысле, а главным образом с точки зрения религиозно-нравственных обязанностей душепопечения и пастырства. В этом отношении не было никакой нужды подразделять лиц, стоявших во главе общин на классы, по степени их авторитета и влияния, так как обязанности их были в сущности одинаковы. Поэтому епископы в таких случаях не выделяются из общей группы предстоятелей, и диаконы никогда не называются. Автор знает лишь вообще предстоятелей церкви, пастырей, обязанных пещись о душах верующих, и паству, которая должна быть ими оберегаема. Всякая другая классификация выходит за поле зрения автора. Таковы по нашему мнению все те лица, которые в Новом Завете и в источниках I и II века называются ποστμενοι, ποιμνες, πεσβτεοι πισоπоντες и αϑεσταμνоι, γομενοι, ποηγομενοι. Все эти термины допускают одно из двух толкований: или это епископы, отличные от пресвитеров, или вообще предстоятели церквей, безразлично епископы и пресвитеры. Но помимо указанных оснований мы не имеем права отождествлять всех этих лиц с епископами уже потому, что по большей части авторы, пользовавшиеся означенными терминами, знали и употребляли и термин „епископ“. Зачем автору надо было обращаться к помощи описательных названий, если обозначенные им лица были известные ему епископы? С другой стороны многие из этих названий в других источниках применяются и к пресвитерам в собственном смысле, таковы: ποιμνες, γομενοι, ποστμενοι. Таким образом даже в тех случаях, где имя пресвитер не означает непременно пресвитеров в собственном смысле, оно чаще имеет более широкий смысл, чем епископы, обнимая как епископов, так и пресвитеров и сравнительно редко одних епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

К числу должностных лиц иудейской общины принадлежал между прочим архисинагог, следивший за порядком на богослужебных собраниях. Он ставился обыкновенно из числа членов пресвитерия и мог быть иногда архонтом 39 ; но это прежде всего должностное лицо, в пределах своей власти действовавшее вполне самостоятельно. Еще определеннее и яснее вышеуказанное разделение представительства общины во всех языческих городских обществах. Здесь, как известно, повсюду строго различалась компетенция совета ( βουλ,senatus ) как решающей власти, от компетенции должностных лиц (архонты, магистраты и пр.), как власти вспомогательной. Члены совета лишь in corpora управляли общими делами общества, должностные лица имели каждое свою определенную область, в которой действовали самостоятельно в пределах предоставленных им полномочий. Они заседали и в совете, но крое того вели фактическое управление делами 40 . Подобно иудейским, греческим и римским советам и христианский пресвитерий под председательством епископа представлял собою коллегиальное учреждение, руководившее общими делами церкви, особенно судебною и дисциплинарною частью, в то время как епископ и диаконы являлись как бы в собственном смысле должностными лицами церкви, которые ближайшим образом управляли всеми текущими делами, совершали богослужение, представительствовали общину в ее сношениях с другими церквами и обществами. Вот почему в источниках I u omчacmu II века пресвитеры не занимают места в перечне должностных лиц церкви между епископами и диаконами ( 1Тим. 3 гл.; Флп. 1:1 ; Клим. 42; Дид. 15:1; Ерм . Вид. 3:5; Подоб. 9:26–27; Иустин, Апол. 1:65, 67), а стоят особняком от них ( 1Тим. 5:17 ; Ерм . Вид. 3:9; Клим. 44; 2 Clem. 17:3–5). Лишь с течением времени пресвитеры вошли в общий ряд должностных лиц церкви, как посредствующее звено между епископом и диаконами; для Востока это констатировано источниками начала II века, для Запада – источниками второй половины II века. Однако нельзя представлять дело так, что христианский пресвитерий был простым подражанием иудейскому синедриону.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Раздельно показав, что Иисусу Христу в новозаветном Писании усвояются имена, свойства, действия и достопокланяемость, принадлежащие единому истинному Богу, получим отсюда ясное, твёрдое, отчётливое и неопровержимое заключение, что Иисус Христос есть Бог по естеству. Итак, почерпая учение истины из полного источника истины Божией, предлагаем в последовательном порядке доказательства Божественности Иисуса Христа I. Из новозаветных наименований Иисуса Христа Вечным Словом Божиим и Богом Св. евангелист Иоанн, повествуя о Спасителе Иисусе Христе с тою преимущественно целью, чтобы показать Божеское достоинство Его ( Ин.20:31 ), в первом стихе Своего Евангелия говорит о Нём: B начале бе Слово, и Слово бе к Богу и Бог бе Слово ( Ин.1:1 ). А что Словом и Богом евангелист называет Иисуса Христа, сие видно из 14 и 17-го стихов, где прямо сказано: И Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу, яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины... Яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус-Христом бысть. В предложении: Бог бе Слово, Θες ν Λγος, очевидно подлежащее составляет Слово, Λγος (с членом ), а Бог Θες – сказуемое (без члена); подоб. смотр. ( Ин.4:24 ), где подлежащее Θες Бог поставлено на третьем месте, а на первом сказуемое Πνεμα – дух. Истинным Сыном Божиим и истинным Богом Тот же Богослов в своём первом послании в 20-м ст. 5-й гл., именует Иисуса Христа и истинным Сыном Божиим и истинным Богом, Говоря: Вемы же, яко Сын Божий прииде, и дал ест нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный 317 . Слово сей (τος) относится, как очевидно, к ближайшему Лицу, – истинному Сыну Божию Иисусу Христу, Который, вслед за сим, именуется истинным Богом и животом вечным. Богом во плоти Св. Апостол Павел в 1 посл. к Тимофею, наименовав Ходатая между Богом и человеками – Иисуса Христа человеком, давшим Себе избавление за всех ( 1Тим.2:5 ), в том же послании, как бы поясняя с другой стороны таинство искупления нашего, именует Иисуса Христа Богом во плоти и говорит: И исповедуемо велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти, оправдася в Дусе, показася Ангелом, проповедан бысть во языцех, веровася в мире, вознесеся во славе ( 1Тим.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) В другом послании тот же Апостол, перечисляя преимущества иудеев, между прочим выражается: ихже отцы, и от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки ( Рим. 9:5 ), и еще прежде называет того же Иисуса Христа Сыном Божиим, бывшим от семене Давидова по плоти ( 1:3 ). Значит, человечество во Иисусе Христе не получило особой ипостаси, не составляет самостоятельной личности, а воспринято Божеством в единство Его Божеской Ипостаси, так что Он, и по вочеловечении, остается тем же самым Сыном Божиим, второю Ипостасью Св. Троицы, каким был до воплощения (см. подоб. же места 1Тим. 3:16 ; Кол. 2:9 и др.). II. Верование всей Церкви, что во Христе Спасителе, при двух естествах, едина Ипостась и Ипостась Божеская, можно видеть во всех ее древних символах, начиная с так называемого Апостольского: здесь один и тот же Господь наш Иисус Христос исповедуется Сыном Божиим Единородным, Богом от Бога, нас ради человек сшедшим с небес, воплотившимся от Духа Свята и Марии Девы, распятым и погребенным, воскресшим и вознесшимся на небеса и седящим одесную Отца. § 85. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств Каким образом два естества во Иисусе Христе, Божеское и человеческое, не смотря на всю их разность, соединились во единую Ипостась; как Он, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, есть только одно Лицо; это по Слову Божьему – велия благочестия тайна ( 1Тим. 3:16 ), и следовательно, не доступно для нашего разума. Но сколько доступна тайна сия для нашей веры, на основании того же слова Божия, св. Церковь учит нас, что два естества в нашем Спасителе соединились: с одной стороны – неслитно (συγχτως), и неизменно или непреложно (τρπτως), вопреки лжеучению монофизитов, сливавших во Христе два естества в одно, или допускавших в Нем преложение Божества в плоть; а с другой стороны – нераздельно (διαιρτως) и неразлучно (χορστως), вопреки заблуждению несториан, разделявших во Христе естества, и других еретиков, отвергавших, чтобы они соединены были постоянно и непрерывно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Петр, Иаков, Климент Римский ). Судя по всем этим указаниям иудейское влияние, выразившееся в имени и отчасти в функциях христианских пресвитеров, шло из Иерусалима частью чрез Антиохию, частью чрез римскую церковь . Хотя и не часто, однако там и здесь встречавшийся термин πεσβτεος среди внепалестинских иудеев и даже язычников естественно должен был благоприятствовать распространению иудейского термина среди внепалестинских христиан 666 . Самое положение, какое заняли христианские пресвитеры в церкви, аналогично отчасти с положением иудейских старейшин. Как в иудейских городах Палестины, так и в общинах иудеев рассеяния, представительство общины составляли с одной стороны совет (βουλ, συνδιоν, γεουσα) а с другой – должностные лица (ρχοντες), как носители исполнительной власти 667 . Последние входили в состав совета, но кроме них в совете были члены, не имевшие должностного положения 668 . К числу должностных лиц иудейской общины принадлежал между прочим архисинагог, следивший за порядком на богослужебных собраниях. Он ставился обыкновенно из числа членов пресвитерия и мог быть иногда архонтом 669 ; но это прежде всего должностное лицо, в пределах своей власти действовавшее вполне самостоятельно. Еще определеннее и яснее вышеуказанное разделение представительства общины во всех языческих городских обществах. Здесь, как известно, повсюду строго различалась компетенция совета (βουλ, senatus), как решающей власти, от компетенции должностных лиц (архонты, магистраты и пр.), как власти исполнительной. Члены совета лишь in corpore управляли общими делами общества, должностные лица имели каждое свою определенную область, в которой действовали самостоятельно в пределах предоставленных им полномочий. Они заседали и в совете, но кроме того вели фактическое управление делами 670 . Подобно иудейским, греческим и римским советам и христианский пресвитерий под председательством епископа представлял собою коллегиальное учреждение, руководившее общими делами церкви, особенно судебною и дисциплинарною частью, в то время как епископ и диаконы являлись как бы в собственном смысле должностными лицами церкви, которые ближайшим образом управляли всеми текущими делами, совершали богослужение, представительствовали общину в её сношениях с другими церквами и обществами. Вот почему в источниках I и отчасти II века пресвитеры не занимают места в перечне должностных лиц церкви между епископами и диаконами ( 1Тим. 3 гл.; Флп.1:1 ; Клим. 42; Дид. XV, 1; Ерм . Вид. III, 5; Подоб. IX, 26–27; Иустин, Апол. I, 65, 67), а стоят особняком от них ( 1Тим.5:17 ; Ерм . Вид. III, 9; Клим. 44; 2 Clem. 17, 3. 5). Лишь с течением времени пресвитеры вошли в общий ряд должностных лиц церкви, как посредствующее звено между епископом и диаконами; для Востока это констатировано источниками начала II века, для Запада – источниками второй половины II века.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

12) Ср. Римл. 8, 13. 14. 1 Цетр. 1, 22. Иак. 4, 8 . 13) Толк. Еванг. Арх. Мих, т 1. стр. 86–87. Μ. изд. 2. 1871 г. 14) Thuc. 1, 32 Xen. Мет. 1, 2. 44. Тнис. 2, 53. 15) Как и Иоан. 11, 48. 15, 2. 17, 15. 19, 31. 38 . Ср. Wahl’s clavis N. Т. слов. φρ. и ιρ. 16) Ср. О. Gerlach. вид. и поз. – не синонимич. – Meyer. 17) De Wette. 18) Aliioli, Paulus. 19) Semler, 20) Meyer. 21) Russmeyer 22) Cp. Nitzsch: d. ChrismU. Lehre 5. Aufl. s. 235. 23) Calvin, Lange. 24) Semler. 25) Bmg.-Crus. 26) Bengel: ex quo diabolus est. 27) Еще: Lucke, de Wette. Gerlach, Düsterdieck; Neander соединяет оба последние значения. 28) Δειν, как и Иоан. 2, 19 . подоб. 2Петр. 3, 10–12 . 29) A-Lapide, Lorinas, Spener, Besser. 30) И еще: 1Петр. 1, 23 ., даже Иак. 1, 18 ., а некоторые и Малах. 2, 15 . Klem. Alex., Augustin, Beda, Luther И. Bengel, Spener. Grot., Besser и др. 31) Thom. Anglic., Hugo, Cajet, Lyr. Cornel Vide ex. D. Thom. И part. 62 art. 3. Calmet., Scholz, 32) Подоб. Beza, Hornejus, a Lapide, Lorinus., Semler. 33) Hanp. Meyer’s, Gerlach " s, Düsterdieck, Lucke, de Wette. 34) Иоан. 3, 6–8 . Cp. Иезек. 36, 25, 26. 29. Ис. 44, 3 и др. 35) 35 Подоб. 4, 20. Апок. 2, 2 . Деян. 4, 20 . – Bengel. 36) Oecumen, Calmet «nolunt» и Meyer. 37) A Lapide, Gagnejus, Allioli, Scholz. 38) Не двоеточие стоит в подлиннике после слов: дети Божии и дети диавола узнаются ср. Мтф. 7, 16. так, а точка и притом последнее слово стоит в начале: ν τοτω – в сем, поэтому, этим – φανερ στ τα τκνα и проч. 39) Socin. ср. Meyer’s. 40) μ ποιν δικαιοσνην..., κα μ и проч. «epexegetische» заменяет здесь: «то-есть», «именно», – «Нос membrum vice expositionis additum est » – Calvin. 41) Как говорят: Bengel, Spener, Lange. Neander, Gerlach. 42) RicklU. 43) Ср. Иоан. 14, 15 . Римл. 13, 8–10 . Гал. 5, 14 . Кол. 3, 14 . 1Тим. 1, 5 , Ср. Besser’s. 44) να в словах Иоанна соответствует частице ν в словах Иисуса Христа и указывает не цель, а содержание благовествования. 45) Здесь να как и в послании. 46) И даже не παγγελα, как 2Тим. 1. 1 . и др., см. Clavis N. Т. Wahl к этому слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010