14 . Вышний даде глас, т.е. гром 119 . С Евр.: «Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные». 15 . Низпосла стрелы, и разгна я, и молнии умножи, и смяте я. С Евр.: «Пустил стрелы Свои, и рассеял их, множество молний, и рассыпал их». Стрелы, т.е. молнии. Подоб. Авв. 3:4–11 . 16 . И явишася источницы воднии; во 2-й кн. Цар. ( 2Цар. 22:16 ) – морстии 120 . И открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего Господи, от дохновения духа гнева Твоего. Давид говорит так сообразно с понятиями Еврейского народа, который думал, что земля основана на водах (см. Пс. 23:2 ). Т.е. когда силою страшной и необыкновенной бури (что означают слова: дохновение духа гнева Божия) открылись источники вод или моря, тогда открылись и основания земли или, как говорит Давид, вселенной 121 . Может быть, псалмопевец имел в виду иссушение дна Чермного моря сильным южным или восточным ветром ( Исх. 14:22 ). С Евр.: «И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного (гласа) Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего». В духовном смысле св. Афан. Александрийский под водными источниками разумеет «евангельское слово», или св. пророков и св. апостолов, или св. крещение; а под основанием вселенной – «писания всепремудрого Моисея; потому что в них положены основания веры и Боговедения». 17 . Низпосла с высоты и прият мя, восприят мя от вод многих. Водами в Св. Писании называются иногда бедствия ( Пс. 31:6, 68:1–2 ; Ис. 28:2, 43:2 ) или множество врагов ( Апок. 17:15 ). Т.е. избавил меня от множества врагов и несчастий; по св. Афан. – от искушений. Ниспосла с высоты и прият мя, «т.е. всех удостоверил, что подал мне помощь с небеси, сподобил же сего промышления, увидев силу врагов» (Бл. Феод.). С Евр.: «Он простер руку с высоты, и взял меня, и извлек меня из вод многих». 18 . Избавит мя от врагов моих сильных (в 2Цар. 22:18 – избави, с Евр.: «избавил меня от врага»). От «врага», т.е. Саула или Авессалома; яко утвердишася паче мене, т.е. потому, что враги уже слишком усилились, и Давид доведен был ими до жалкого положения. С Евр.: «Избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

24 . И плоть Моя изменися елеа ради 594 . С Евр.: «Колена Мои изнемогли от поста, и тело Мое лишилось тука». «Симмах перевел, – говорит бл. Феод., – так: «и плоть Моя изменилась от неумащения». Т.е. «Я проводил жизнь строгую и суровую, недопускавшую никаких излишеств». 25 . С Евр.: «Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами (своими)». 26 . С Евр.: «Помоги мне, Господи, Боже мой; спаси меня по милости Твоей». 27 . И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. С Евр.: «Да познают, что это Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это». «Рука Твоя – т.е. Твоя помощь, Твоя защита. Я хочу спастись, но так, чтобы и они (неверные, враги) знали, кем Я спасен, дабы иметь Мне двойной трофей, двойной венец, высшую славу» (Злат.). «Руками называет здесь дела, какие совершил (Спаситель), воскресив Себя из мертвых» (Св. Афан.). 28 . Раб же Твой возвеселится. Слово: раб, по Афан., здесь то же имеет значение, как и у св. Апостола: Себе умалил, зрак раба приим ( Флп. 2:7 . Сн. Мф. 20:28 ). С Евр.: «Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется». 29 . С Евр.: «Да облекутся противники мои бесчестием, и, как одеждою, покроются стыдом своим». 30 . Исповемся Господеви зело усты Моими, и посреде многих восхвалю Его. «Владыка Христос называется главою Церкви, а церковный собор нарицается телом Его; (а потому) песнопение Церкви Господь именует собственным Своим песнопением» (Бл. Феод.). 31 . Яко предста одесную убогого, еже спасти от гонящих душу Мою. Т.е. Божество Спасителя, лично и нераздельно соединенное с человечеством, допускало страдать последнему для спасения людей, но оно же предстало, т.е. спасло человечество, воскресив из мертвых, и даровав ему бессмертие, нетление, славу. Подоб. бл. Феод. Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«Глиняные сосуды испытываются в печи»; а людей праведных – напасти (подоб. Сир.28,5 ). Иосиф искушен был прельщением блудным, но не был введен в искушение. Была искушена Сусанна, но тоже не была введена в искушение. И многие другие обоего пола также были искушены, но не введены в искушение: особенно же Иов. Многих соблазняет то, что сатана просит искусить Иова. Но не написано ли подобное и в Евангелии: «се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» ( Лк.22,31 )? – Этим означается, что сатана никакой не имеет власти искушать кого-либо; и если искушает, искушает по попущению Божию. Божие же попущение бывает или для наказания людей за грехи их, или для обучения их и доставления им опытности. И бывает большая разность, в какое кто впадает искушение. Не в такое впал искушение Иуда, продавший Господа, в какое впал Петр, когда от страха отрекся Христа – Господа. Но каково бы ни было искушение, для всех один закон, как пишет Апостол: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10,13 ). – Этим изречением Апостол ясно показывает, что молиться должно не о том, чтобы не быть искушаемыми, но чтобы не быть введенными в искушение. Введенными бываем мы в искушения, когда случатся с нами такие, которых мы не можем понести. Но как опасные искушения, в которые впадать пагубно; бывают по причине счастья или несчастья в вещах временных: то их тяжестью не бывает надломлен никто из тех, которые не имеют пристрастия ко временному. В книге Иова читаем: «не искушение ли жизнь человека на земле?» ( Иов.7,1 ). О чем же молимся, говоря: «не введи нас во искушение»? О чем? – Послушайте. Апостол Иаков говорит: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает» (1,13). Есть искушение на зло, когда кто, быв прельщен, впадает в грех , и подчиняется диаволу. В этом смысле говорит Апостол, что Бог никого не искушает. Но есть другое искушение, которое называется испытанием. О нем написано: «искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

гі. Сї писахъ вамъ врющымъ во им Сна Бжї, да всте, к животъ вчный имате, и да врете во им Сна Бжї. (Іоан. 3, 15. и д. 20, 31). і. И сї есть дерзновенїе, еже имамы къ нем, к аще чег просимъ по воли ег, послшаетъ насъ. ( 3, 21. и д. Іоан. 14, 13. 16, 26). єі. И аще вмы, к послшаетъ насъ, еже аще просимъ, вмы, к имамы прошенї, ихже просихомъ нег. (Іоан. 9, 31. 11, 42). 13. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. 14. И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. 15. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили; знаем и то, что получаем просимое от Него. 13–15. Это внутреннее свидетельство об И. Христе, как Сыне Божием даровавшем жизнь вечную, не может иметь убедительной силы для тех, кто Бога Самого представляет лживым (10 ст.), и я нишу о Нем собственно для вас, верующих во имя Сына Божия. (О выражении веровать во имя Сына Божия см. в примеч. к 3, 23.). Свидетельство это в вас самих, в вашем собственном духе; но я пишу вам о Нем для того, чтобы вы, обращая внимание на Него, утвердились в звании своей веры, как силы, не только побеждающей мир (4 ст.), но и доставляющей вам обладание блаженною вечностью. (Подоб. см. 2, 21). Таково дерзновение нашей веры! Мы знаем уже (3, 21–24.), что находясь в общении с Сыном Божиим, мы получаем от Него (31) все, чего только ни попросим согласного с благою волею Его о нас – ( Иоан. 14, 13. 16. 24 ). Если так, то не может быть никакого сомнения, что существенное требование духа нашего – требование нескончаемого блаженства, возбуждающее нас к молитве о Нем, уже удовлетворено, потому что Сын Божий для того и пришел к нам, чтобы даровать это блаженство и Сам Он есть Жизнь Вечная. На такую мысль Апостола указывает слово 15-го ст. – имеем (χομεν, см. слав. текст, что в русск. перев. – получаем). – «Апостол говорит как бы так: если мы просим у Бога сообразного с волею Его, то Он слушает нас; если же выслушивает нас в просьбах наших, то мы знаем, что приносим просьбы, согласные с Его волею и просимое нами имеем сами у себя. Такие предметы суть: Царство Божие и правда Его, которых просить Он и Сам заповедал нам в Евангелии ( Мф. 6, 33 )» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Священная история свидетельствует, что во времена нечестивого царя Израильского Ахава Пророк Божий, желая обличить его, почел нужным явиться к нему в окровавленном виде и для этого, по повелению Божию, сказал встретившемуся ему человеку: Побей меня. Тот из благоговения к человеку Божию не хотел бить, и Пророк сказал ему: За то, что ты не послушал слова Божия, как только ты уйдешь от меня, растерзает тебя лев. Так и случилось; едва этот человек отошел от Пророка, лев встретил и растерзал его ( 3Цар. 20:35–36 ). Бл. Петр Дамаскин замечает, что это случилось не по гневу Божию, но к пользе многих, не потому, что этот добрый человек достоин был того, чтобы не просто умер, как другие люди, но чтобы по слову Господню был растерзан зверем и за такую горькую смерть получил венец (Доброт, ч.3. кн.2. 24, стр. 124, изд. 1857). Авва Геронтий рассказывал следующее: Трое нас было Восков за Мертвым морем, что около Висимонта. Мы ходили по горе, а другой Воск странствовал по берегу моря внизу нас. Случилось однажды, что он встретился с сарацинами, проходившими по тем местам. Тогда как они прошли уже мимо его, один из них, возвратясь, отрубил отшельнику голову. Мы видели издали, потому что были на горе. Мы плакали об отшельнике; и вот вдруг спустилась сверху птица на сарацина, схвативши, подняла его вверх, пустила на землю, и сарацин раздробился на части (Луг. дух. гл. 21, стр. 19.52). Из этого видно, что хотя Господь попустил сарацину убить отшельника по неведомым для нас причинам, но за убиение его наказал убийцу. Авва Агафоник, игумен Киновии св. Отца Саввы, говорил о себе: В один день пошел я в Руву посетить авву Пимена отшельника и, нашед его, сказал ему свои помыслы; когда наступил вечер, он пустил меня в пещеру. В это время была зима, и ночь была очень холодна, я весьма озяб. Старец утром пришел, и когда я стал жаловаться на холод, сказал мне: Я не озяб, любезное чадо! Услышав это, я удивился, ибо на нем не было одежды, и сказал ему: Сделай милость, скажи, как ты не озяб? Он отвечал: Лев пришел, спал подле меня и согревал меня. Впрочем я говорю тебе, брат, что меня съедят звери. Я спросил его: За что? Он отвечал: За то, что когда я жил в своей стране и был пастухом овец, презрел прохожего странника, и его съели мои собаки. Я мог спасти его и не спас, но оставил, и собаки растерзали его. Знай, что и я так умру. Спустя три года старец был съеден зверями, как сам предсказал (Луг. духов, гл. 166, см. подоб. гл. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

18. И завещаю им завет в той день со зверми селными, и со птицами небесными, и с гады земными, и лук и меч, и брань сокрушу от земли, и вселю я с упованием. С Евр.: «и заключу им в оный день мир со зверями полевыми, и с птицами небесными, и с гадами ползающими по земле; и лук и меч и войну сокрушу (и выведу) из земли, и упокою их в безопасности». «Пророк говорит не о зверях и птицах, поясняет бл. Феод., но о людях зверонравных, налетающим подобно птицам, и уподобившихся ядовитым гадам». С такими людьми по обращении их к вере, в Церкви Христовой, Господь Бог заключит благодатный завет свой, сделав их кроткими и миролюбивыми (подоб. Ис.11:6 – Иез.34:25 ). Итак, под днем здесь разумеется день спасения или искупления, под землей – Христова Церковь , а упование здесь то самое, о котором говорит св. ап. Павел: упованием спасохомся. ( Рим.8:24, 25 ). Бл. Феод. 19. 20. И обручу тя Себе во век: и обручу тя Себе в правде, и в суде, и в милости, и в щедротах: (стих 20) и обручу тя Себе в вере, и увеси Господа. С Евр.: «и обручу тебя со Мною на век, и обручу тебя со мною в законе и в правосудии, и в благости и в милосердии; (стих 20) и обручу тебя со Мною в вере, и познаешь Иегову». «Не Иудейскую синагогу обручил Себе Господь Бог, но церковь , собранную из Иудеев и язычников; синагога отвержена, а церковь сочетавается с Женихом (Христом Спасителем) и ожидает вечных благ». Бл. Феод. – Союз сей есть союз правды и суда, милости и щедрот Божьих, союз веры и истинного Боговедения. 21. 22. И будет в той день, глаголет Господь, послушаю небесе, а оное послушает земли (стих 22). И земля послушает пшеницы, и вина и масла: и сии послушают Иезраеля. С Евр.: «и будет в тот день, буду послушен небесам, а они будут послушны земле (стих 22), а земля будет послушна хлебным зернам и вину и маслу оливковому, а сии будут послушны Изреэлю» 45 . «Повелю небу, и даст оно дождь, а земля даст плоды свои. Это дано было иудеям, говорит св. Ефрем Сир., по окончании их плена, и по возвращении из переселения; совершенно же исполнилось, когда уверовавшие во Христа народы соединились в единую Церковь . Ибо все, о чем пророчествует Осия в сем последнем отделении, по точному смыслу пророчества, должно быть отнесено к церкви Христовой». – «Бог обещает подать дождь свыше, и уготовать землю к произращению благ». Бл. Феод. Это и значит, что Бог послушает небесе, а оное послушает земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Пост же, искаженно понятый, в смысле только внешнего подвига, только телесного воздержания, не имеет значения, как и сказал Спаситель: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» ( Мф. 15:11 ). Такой пост и человеку не полезен, и Богу противен: «и сказал мне Господь», – читаем у пророка Иеремии, – «ты не молись о народе сем во благо ему. Я не услышу во имя их, хотя бы они и постились» ( Иер.14:11–12 ). «Таков ли пост, который Я избрал», – говорит Господь устами пророка Исаии, – «день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубища и пепел? Это ли называешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис. 58:5–7 ). Содержащиеся в этих словах пророка мысли дивно воспроизводит церковная песнь, в среду первой седьмицы (В. п.) вечера, словами: «постящеся братие телесне, и духовне: разрешим всякий союз неправды: расторгнем стропотная нуждных изменений ( διαρρξωμεν στραγγαλις, βιαων συναλλαγμτων), всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб, и нищие бескровные введем в домы». И такое важное значение поста вполне понятно: ограничивая себя в пище и питии, мы можем сберегать лишние деньги, и таким образом больше помогать бедным людям. Для характеристики древне-церковных суждений о посте, как своего рода благотворительности, важно следующее место из «Пастыря» Ермы. «В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытит свою душу и будет за тебя молиться Господу» (Подоб. V, 3) 293 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Всему этому ревностно подражали иудеи во дни иудейских царей Ахаза, Манассии, Амона и Иоахаза. Св. история говорит, что при царе Манассии были жертвенники Ваалу, рощи, посвященные идолам, «как сделал Ахав, царь Израильский», поклонялись всему воинству небесному (светилам небесным), жертвенники которым поставлены были в обоих дворах храма Божия. Даже в самом храме стояли языческие алтари, напр. Астарте, при сем же царе иудеи проводили сыновей своих чрез огонь, т. е. служили Молоху, гадали, ворожили, вызывали мертвецов, имели волшебников; короче, до того развратились, что поступали, говорит священный писатель 4-й книги Царств, хуже всех народов, которых истребил Господь; делали хуже всего того, что делали даже аммореи – злейшие идолослужители ( 4Цар. 21:3–11 ). Амон, сын Манассии, «ходил тою же дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и покланялся им» ( 4Цар. 21:21 ). О преемниках царя Иоссии, Иоахазе и Елиакиме (Иоаким), говорится, что они делали неугодное в очах Господних во всем так, как и отцы их ( 4Цар. 23:32, 37 ), и это тогда, когда, с одной стороны, египтяне (при фараоне Нехао) уже порабощали иудеев, с другой, вавилоняне опустошали землю Иудейскую ( 4Цар. 24:7 ). Даже в это время, когда был виден карающий перст Божий, иудейский царь Иехония во всем подражал нечестию отца своего ( 4Цар. 24:9 ). А потому весьма справедливо говорит св. Михей, что иудеи хранили языческие уставы Амврия и подражали всем делам Ахава, поступали по их распоряжениям, думали и делали то же, что и они, раздражали Бога на свою погибель, о которой им давно было возвещено. Пророк присовокупляет, что живущие в городе Иерусалиме 134 или в Иудее будут «во звиздание» 135 , т. е. предметом освистания, посмеяния и укоризн окрестных народов, как-то: филистимлян, хананеев, идумеев, финикиян и других, которые, видя плен и бедствия иудеев, радовались их несчастью и свистом выражали свою злую радость, укоряли несчастных, ругались над ними (подоб. Пс. 43:14, 15 ). 118 Халд.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«Богословских познаний я не имею никаких, а потому, зная, что я легко могу ошибаться, касаясь толкования подоб– ных вопросов, я всячески старался избегать их в беседах своих; точно также я намерен и впредь не вступать ни в какие о них прения, желая в этом случае, как и в других, следовать повелениям Господним: «не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» ( Иак. 3:1 ), и довольствуясь тем исключительным призванием, которое имею от Бога: призывать людей к Спасителю». «Когда–то я был без Христа, чужд заветов обетования, не имел надежды и был безбожником в мире» ( Еф. 2:12 ). Закон Божий был для меня мертвой буквой ; я руководился исключительно правилами человеческими, живя для себя, пытаясь в самые лучшие минуты жизни совместить несовместимое, т. е. служить двум господам, хотя по словам Спасителя, оно невозможно. Я был другом миру, не понимая, что дружба с миром есть вражда против Бога, и жил по воле князя мира сего, а вместе с тем боялся окончательно рассориться с Богом. Я с Господом не собирал и не понимал, что «кто не собирает с Ним, тот расточает» ( Мф. 11:30 ), я проводил, обличаемый совестью, жизнь суетную, греховную, богопротивную в продолжение целых сорока лет в соблазн другим и в осуждение себе». «Я не разумел любви Господней, полагая, что Господь любит только таких, которые первые Его возлюбили и тем заслужили себе любовь Его». «Настало время, когда явилась мне «благодать, спасительная для всех человеков» ( Тит. 2:11 ), когда Господу благоугодно было дать мне понять, что Христос, умирая за грехи мира, ответил за грехи и мои, что приобретенное им вечное искупление приобретено и для меня, что если «правдой одного – всем человекам оправдание в жизни» ( Рим. 5:18 ), то оправдание это предложено и мне, что «Христос, сделавшись для всех послушных Ему виновником спасения вечного» ( Евр. 5: 9 ), может сделаться Виновником спасения и моего». «Озаренный светом слова Господня, я увидел себя «отчужденным и врагом по расположению к злым делам» ( Кол. 1: 21 ), понял, что я грешник погибший, что я ничего не в состоянии сделать для своего спасения».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekta-pa...

Но при всем том для объяснения сходства пастыря Ермы с книгой Еноха совсем недостаточно общей для них апокалиптической формы: сходство здесь не в общем только типе обоих произведений, а даже и в частностях. Известно, что Пастырь Ермы состоит из трех частей – видений, заповедей и подобий, а такое разделение замечается и в книге Еноха, которая состоит главным образом из пророческих видений (12–36, 72–82 и 106–108 гл.), притч и символических подобий (37–71 и 83–90 гл.) и нравственных наставлений и заповедей (91 105 гл.). Свои видения Ерма , подобно Еноху, получает во сне (Ен.13:7–8), причем во время сна его восхищает дух и несет «направо чрез какое-то место» (1 виден. 1 гл.; 2 виден. 1 гл.; ср. Ен.14:8; 39:3 и пр.); значение видений раскрывают Ерме или старица, или сопровождающий ангел (см. все видения и особенно 2 вид. 4 гл.; 3 вид. 10–13 гл.; ср. Ен.18:14; 19:1; 21:5 и т. д.), при этом Ерма дает вопрос, обнаруживая крайнее любопытство и недоумение, а старица или ангел отвечают, иногда упрекая его за частые вопросы и несмысленность (ср. Ен.21:5–9). Как и у псевдо-Еноха, число высших ангелов в Пастыре определяется двояко, именно шесть и четыре (1 вид. 4 гл.; 3 вид. 2, 4 и 10 гл.; 9 подоб. 12 гл.; ср. Ен.20, 40, 54:6 и т. д.); пастырь, сообщающий Ерме заповеди и подобия, есть ангел покаяния или приставник покаяния, «всем кающимся дающий разум» (предислов. к запов.; 4 запов. 2 гл.; 10 подоб. 1 гл.), что также напоминает книгу Еноха, где говорится об ангеле Фануиле, поставленном «над покаянием и надеждою тех, которые получают в наследие вечную жизнь» (Ен.40:9); Ерма, далее, упоминает об ангеле наказания (6 подоб. 2 и 3 гл.; ср. Ен.53:3; 56:1 и дал.) и об ангеле, «поставленном над зверями, имя которому Егрин, каковое имя, по объяснению некоторых 303 , образовалось из γργορος – страж; имя это для сокращения было сначала написано γργ., а затем неправильно прочитано, как γρν. Если присоединить ко всему этому сходство в выражениях и словоупотреблении 304 , а также весьма резко обнаруживающееся согласие в содержании Пастыря Ермы и книги Еноха 305 , то зависимость – первого от последней едва ли может быть оспариваема.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010