Объяснение. Человек не должен хвалиться, что будто он сам приобретает себе спасение, нет, он только удостаивается спасения по милости Божией. Но так как верующие созданы на добрые дела: Еф.2:10 , то они обязаны стараться и трудиться, совершать христианские добродетели, чтобы тем благодарить Бога за дарованную им благодать спасения, чему научаемся из слов того же апостола Павла: 2Тим.4:7 . Оправдание на судилище Христовом будет не по одной только вере, но и по делам: 2Кор.5:10 . А что апостол не отвергает добрых дел, это видно из многих мест его посланий: 1Тим.6:18 ; Гал.6:10 ; Тит.3:1 . Еф.6:13:16–17 . «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, всё преодолевши, устоять... а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие». Объяснение. Оправданный пред Богом неуязвим от диавола, хотя бы подвергся самым многочисленным и тяжёлым ударам от него; но находящийся ещё под гневом Божиим: Рим.1:18 , легко поражается врагом. Итак оправдание служит для христианина бронёй, которое хотя и даётся даром: Рим.3:24 , но ему должны предшествовать добрые дела: Иак.2:22–24 , и исполнение заповедей: Рим.2:6:13 . Тит.2:11:13–14 . «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков... ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Объясн. В этом месте апостол касается того, что соделано для нашего спасения Богом, и того, что требуется для той же цели от нас самих. Под благодатью здесь разумеются не только дары Святого Духа, возрождающие нас и утверждающие в жизни духовной, но и всё вообще домостроительство нашего спасения: вочеловечение Сына Божия, дарование евангельского закона, искупительная смерть, спасительное воскресение: Ин.3:16 ; 1Кор.15:3–5 . Христианство есть также искупление от греха жертвой Христовой, затем таинственное соединение с Христом, Который есть Глава, а мы – члены тела Его: Еф.5:23:30 ; Кол.1:18:2:19 . Об этом и говорится в ст.14. Не одним только учением совершает Христос наше избавление от греха, но и тем, что приносит Себя в жертву за нас и даёт питаться нам Телом и Кровью Его: Ин.6:53–55 ; 1Кор.10:16:11:26 . И при этом нельзя думать, что для нас и за нас сделано всё и что нам остаётся только покоиться, веруя в своё спасение как несомненное и неотъемлемое, нет, апостол отсекает эту мысль, когда говорит: «ревностный (народ) к добрым делам»: ст.14, – показывая этим, что, научившись от Христа, получив искупление от Него, возлагая на Него, как на своего Царя и Главу, «блаженное упование»: ст.13, мы должны ревностно заниматься совершением добрых дел: Иак.2:24–26 . По учению Евангелия, Царство Небесное усилием берётся: Мф.7:12:11:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Из таких изречений ясно видно, что как с одной стороны наименование: «Сын Человеческий» указывало в Господе Существо, стоящее в теснейшем родстве с человеческим родом, так с другой – оно нисколько не говорило против особенного значения Его среди других сынов человеческих, против исключительности Его Личности. Напротив, – оно скорее предполагало такое значение Личности Господа Иисуса Христа, ибо иначе Ему и не было-бы никакого смысла именовать Себя Сыном Человеческим, когда и все мы – сыны человеческие 28 . Но с особою силою на Господа, как на Личность единственную, исключительную среди всего человеческого рода, хотя и существенно-родственную ему, указывает наименование Его «Сыном Человеческим» с определённым членом, – υς το νθρπου, как и поименован Он в разбираемых нами словах (νν δοξσθη υς το νθρπου). Не выходя из пределов понятия Сына Человеческого, мы не можем видеть в этом указании на исключительность Личности Иисуса Христа указания на Его Божество, – наша мысль скорее обращается здесь к тому обетованию Божию, данному падшим Прародителям в раю, по которому Семя жены сотрёт главу змия ( Быт. 3:15 ). Подобно тому, как это общее обозначение принадлежности будущего Избавителя к человеческому роду изначала понималось, как указание на определённую, отдельную Личность (что видно уже из Бытия 3:20; 4:1; 5:28–29), так и ныне Господь обозначает Себя именем, общим для всех людей, по прилагает его к Себе в смысле специальном, только к Нему относящемся. Сопоставляя эту двоицу общих, но получивших частное значение имён, необходимо прийти к заключению, что, именуя Себя Сыном Человеческим, Господь указывал в Себе того Избавителя, того истинного, идеального Человека, Которого ждало человечество, Которому, согласно пророчеству, предназначено было царство, и Который, приискренне приобщившись плоти и крови ( Евр. 2:14 ), сделался для человечества новым Адамом ( 1Кор. 15:45 ), будучи, однако, в противоположность первому Адаму, именно сыном человеческим, семенем жены, или, по Апостолу, рождаемым от жены ( Гал. 4:4 ), – не только причастным человечеству, но и пришедшим объединить его в Себе ( Ин. 17:21, 23 ; Рим. 12:5 ; 1Кор. 12:12 ; Еф. 4:3–4; 12–13 ) верою в Себя. Отсюда – Сын Человеческий есть истинный представитель человечества 29 , связанный с ним неразрывными узами плоти и крови в настоящем и – благодати и веры, сверх того, – в будущем (т.е. после Своего воскресения и вознесения). 30

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Католические авторы стараются доказать, что исповедание Петра принадлежит лишь ему одному, он ответил Христу только от своего лица. Пётр не знал тайн сердца, чтобы исповедать общую веру. Между вопросом и ответом не было никакого совещания учеников и не было сделано никакого общего поручения Петру 29 . Но едва ли следует думать непременно об особенном откровении, бывшем одному только Петру в данный момент. В ст. 15 Христос не задавал Своим ученикам какой-нибудь загадки. Он спрашивал их об установившемся среди них мнении, отличном от мнений народных. Второй вопрос Христа по характеру совершенно тожествен с первым. Что говорят (λγουσιν) обо Мне люди? Вы же что говорите (λγετε) обо Мне? Употреблён один и тот же глагол. В той или другой форме ученики, очевидно, уже говорили то же самое о Христе. Их мнение представляется в вопросе Христа таким же уже существующим, как и различные мнения народные. Апостолы слышали нагорную проповедь Христа, были очевидцами того, как Христос позволял называть Себя сыном Давида ( Мф.9:7, 12:23, 15:22 ), наверное знали об откровении при крещении, помнили, что Христос велел ответить Иоанну Крестителю ( Мф.11:4–6 ) и что Сам говорил при этом случае народу об Иоанне ( Мф.11:7–15 ). Всё это могло убедить апостолов в божественном достоинстве их Учителя. Близ Кесарии Филипповой ап. Пётр лишь особенно полно выразил это убеждение лика апостольского 30 . Очевидно, ап. Пётр был в данном случае лишь «устами апостолов», как его называет Иоанн Златоуст 31 . Такой же взгляд высказывают: блаж. Иероним 32 , св. Амвросий Медиоланский 33 и блаж. Августин 34 . Исповедание Петрово может быть названо исповеданием апостольским. В лице «избранных» ( Лк.6:13 . Ин.13:18, 15:16:19 ) человечество исповедаю великую истину спасения людей воплощением Сына Бога живаго. В ответ на исповедание апостолов Христос сказал Петру: блажен ты, Симон сын Ионин, потому что (τι om) не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф.16:17 ). В этих словах Христос характеризует исповеданную истину со стороны её происхождения. Эту истину открыли не плоть и кровь (σρξ κα αμα). «Плоть и кровь» – гебраизм. (в сирийск. новозав. тексте ) не употребляется в ветхом завете, но часто встречается в раввинской литературе и в Новом Завете. В Талмуде и Мидраше человек в противоположность вечному и высочайшему существу Божию всегда называется плотью и кровью 35 . В Новом Завете σρξ κα αμα также служит описательным выражением для обозначения плотского и смертного человека в его отличии от существ вечных и духовных (См. 1Кор.15:50 . Еф.6:16 . Гал.1:16 . Евр.2:14 ). След., великая религиозная тайна воплощения Сына Божия сознана апостолами по особому откровению. Здесь сказано то же, что в Мф.11:27 : никто не знает Сына, кроме Отца (см. и Лк.10:22 ) и 1Кор.12:3 : никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Обращается же слово к пастырям Израилевым, под которыми мы должны понимать или царей или князей, книжников и фарисеев, и учителей иудейского народа, или, в евангельском народе, епископов, пресвитеров и диаконов, или же, соответственно таинственному смыслу, ангелов каждой из церквей, к которым писал Иоанн в своем Апокалипсисе ( Откр. 1 ) и ангелы которых ежедневно видят лицо Божие ( Мф. 18:10 ). Прежде всего говорится: горе пастырям Израилевым, которые, будучи обязаны пасти стадо Господне и заботиться о спасении его, заботятся о том, чтобы самим жить в роскоши. Поэтому в особенности следует остерегаться и соблюдать оные правила: не ищи, да будеши судия, егда не возможеши отъяти неправды ( Сир. 7:6 ). И еще: елико велик еси, толико смиряйся, и пред Господем обрящеши благодать (там же, Сир. 3:18 ). И снова: старейшину тя поставиша: не возносися, но буди в них, яко един от них (там же, Сир. 32:1 ). Посему и апостол говорит, что он среди учеников как младенец и сосущий молоко ( 1Кор. 3:1 ). Следующие же затем слова: вы ели молоко и волною одевались метафорически сказаны к князьям пастырей, о которых в другом месте написано: снедающии люди Моя в снедь хлеба ( Пс. 52:5 ) Под молоком разумей всякого рода яства, а под волною многочисленные разного рода одежды. Слова же: и закалали то, что было тучным сказаны о богатых из народа, относительно которых говорится, что их убивают худые князья в церквах, восхваляя их и не решаясь обличать пороки их. О них и пророк говорит: людие Мои, блажащии вас, льстят вы, и стези ног ваших возмущают ( Ис. 3:12 ). Также Иаков ( Иак. 2:2–3 ) говорит о них, что когда к ним войдут одетые в богатые одежды и с золотым перстнем, то они чествуются ими, а святым из бедных говорится: а ты сядь на подножной скамейке или на земле, или же постой. Они не укрепляют или не утверждают слабого. Посему и Павел говорит: заступайте немощные ( 1Фес. 5:14 ), и: изнемогающего в вере приемлите ( Рим. 14:1 ), и: в вас мнози немощни и недужливы ( 1Кор. 11:30 ). К ним посылается слово Божие, о котором написано в Псалмах: посла слово Свое, и исцели я, и избави я от растлений их ( Пс. 106:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Поистине, ревнуешь ты о правде Божией, да не по разуму. Незаметно для себя, ты сравнялся с тем заимодавцем бессердечным, которому Господь простил десять тысяч талантов, а он не хотел потерпеть на своем должнике ста динариев ( Мф. 18, 23–30 ). Что же? Участь того «злого раба» тебе известна ( Мф.18:34 ). Если не боишься ее, – суди своим «судом неправедным» грешников. Только не смей же слабого человеческого суждения приписывать Христу. О Спасителе нашем мы научены от Апостолов, что Он «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3, 9 ). Слышишь – «к покаянно» зовет нас Господь, а не отталкивает от Себя после двух или трех преступлений наших. Так Он и объявляет чрез Своего ученика Ангелу Церкви Сардийской: «Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся» ( Откр. 3, 2–3 ). Тоже повторяет Господь Ангелам других Церквей ( Откр.2:5,16 ; Откр.3:19 ) Надобно ли мне еще подтверждать истину слов моих словом Писания? Если хочешь, прочитай послания Ап. Павла к Коринфянам. Там ты найдешь свидетельство, что этих христиан, однажды покаявшихся и крестившихся ( 1Кор.4:15 ; 1Кор.6:2,3,11,15 ), Апостол снова за согрешения и церковные распри «опечаливает к покаянию» ( 2Кор.7:9–10 ). Ап. Петр Симона волхва, уверовавшего в Господа, крестившегося и потом тяжко согрешившего, также понуждает каяться в своем грехе и молиться Богу ( Деян. 8, 18–23 ). Подобные случаи встречаем в послании Ап. Иакова ( Иак.4:8–10 и др.). Если сердце твое, брат Григорий, окончательно не закаменело в предрассудках своей секты, то ты сам благоразумно согласишься со мною и поверишь, что «у Бога милости много». Он готов всякого грешника встретить отеческими объятиями ( Лк. 15, 1–32 ), лишь бы сами мы не обленились и не упорствовали в беззакониях своих (ср.: 1Ин.1:8–9 ; Ин.2:1–2 ; Мф.12:31–32 ). – Против этого я, пожалуй, не пойду, – ответил Григорий. – Бог , конечно, долготерпелив и многомилостив. Я говорю только, что грешники не должны быть в Церкви Христовой; «какое соучастие верного с неверным?» ( 2Кор.6:15 ). Если согрешил ты, тебя тотчас же надо отсечь от Тела Христова, чтобы ты не сквернил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Сложность эта вызвана тем, что Иисус Христос в Евангелии говорит больше о Царстве Божием, чем о Церкви, однако именно это учение о Царстве, как и искупительный подвиг Иисуса Христа, является необходимой предпосылкой к учению о Церкви и к ее созданию. « Церковь живет и растет за счет Царства Божия, – пишет профессор Московской Духовной Академии M. М. Тареев (1867–1934). – Она из него берет своих членов. Это улов Сына Человеческого, Его посев». Самое трудное определение сути Церкви, ибо она не человеческое, но Божие установление, а все Божественное неисчерпаемо и до конца неопределимо. В Церкви соединяются усилия человеческие, «восхищающие» Царство Божие, с дарами этого Царства, то есть действиями благодати Божией. Поэтому в Церкви различают объективную (Божественную) и субъективную (человеческую) стороны. «Объективная и субъективная сторона христианского спасения возводятся в Церкви к высочайшему, объединяющему их синтезу», – говорит протопресвитер E. А. Аквилонов (1862–1911), профессор Петербургской Духовной Академии. И смотря по тому, на какую из этих двух сторон обращается преимущественное внимание, Церковь и является перед нами одновременно и собирающей и собранной, и рождающей и рожденной, и матерью и дочерью, и орудием для Царства Божия и Царством Божиим. Достигнутым Царством Божиим Церковь становится там, где осуществляются ее спасительные цели, где происходит мистическое, духовное и нравственное соединение людей со Христом. Такое учение о Церкви намечено уже у апостола Павла. Он называет Церковь Телом Христовым ( Еф. 1:23; 2:16; 4:4 ; 1Кор. 12:27 ; Кол. 1:18, 24 и др.), а нас, людей, – членами этого Тела, Христа же – Главой его. Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5:30 ). В живом Теле Церкви все отдельные члены органически связаны друг с другом и с Главой – Иисусом Христом. Здесь человек живет полной жизнью, но не сам по себе, а как член этого Тела ( 1Кор. 12:12–31 ). Поэтому, как говорит святой Киприан Карфагенский († 258), «кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец», ибо присутствие Божие дается по обетованию не одному человеку, а двоим-троим, собранным во имя Его ( Мф. 18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Такова ширина Креста. Как длинен Крест Христов? Так, что продлится во все века, пока останется на земле хотя бы один грешник, которого можно спасти, пока не исчезнет скорбь, страдания и все то, что противно Господу в Божием мире. Такова длина (долгота) Креста. Как высок Крест Христов? Так же, как небо, как Престол Господень. Да, он высок, как высочайшее небо, так как, когда Христос был распят на Кресте, Небо сошло на землю, земля же вознеслась до Неба. Такова высота Креста. Как глубок Крест Христов? Это – великая тайна, которой нам не дано постигнуть, и о которой мы можем благоговейно гадать. Если Крест высотой доходит до небес, то глубиной своей он нисходит до ада, до глубочайшего грешника в глубочайшем омуте, куда бы он ни попал, – так как Христос сошел во ад и проповедовал там духам в темнице ( 1Пет.3:19 ). Такова, дерзаем мы надеяться, глубина Креста Господня. Крест Христов есть начало и конец нашего спасения ( Ин.3:16–17; 36 ). Без Креста мы не христиане, мы не члены Церкви Христовой, мы не сыны Божии. Для Креста мы рождаемся, с Крестом живем и с Крестом умираем ( Мф.10:88; 16, 24; 28, 19 ; Лк.14:27 ; Марк. 10, 21; 16, 16 ). Крест Христов есть броня или одеяние, в которое мы должны облекаться ( Мф.20:22–23 ; Марк. 10, 38–39 ; Лк.12:50 ) во время нашего земного подвиго-положничества, чтобы тем сразу отличаться от всякого иноверного или неверующего ( Откр.7:3 ; Иез.9:4 ). Крест Христов есть хвала для христианина и грозное наказание для отвращающихся или гнушающихся креста Христова, для отпадающих из-за него от Церкви Христовой и для врагов Божиих ( Гал.6:14, 24 ; 1Кор.1:18 ; Евр.13:13; 6, 6 ; Флп.3:18 ). Крест Христов есть меч духовный, которым побеждаются враги видимые и невидимые. Крест Христов есть Божественное оружие к отгнанию всякого врага и супостата ( 1Кор.1:18 ; Лк.1:71–74 ; Мф.22:44 ). И, наконец, Крест Христов есть страшное знамение в день Страшного и окончательного Суда Божия для всех противников имени Христова (антихристов) ( Мф.24:30 ). (Составлено по книге «Смирение во Христе», П. Иванова, журн. «Вечное», и «Уроки и примеры Христианской веры» прот. Гр. Дьяченко). Беседа о трех промыслительных действиях Божиих, явленных нам на нашей грешной земле

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Здесь же Тишендорфом было заявлено намерение – издать в свет эти драгоценнейшие отрывки (pretiosissima ista fragmenta), хотя намерение это и не было исполнено им, по неизвестным причинами, как остались без исполнения, – заметим кстати, – и многие другие планы этого неутомимого ученого труженика. Между тем, к вышеуказанным восьми листам прибавилось еще шестнадцать листов, открытых вновь тем же способом. Из числа их четырнадцать листов оказались содержащими также отрывки Павловых посланий, – а именно: Рим.14:10–15 (fol. 1), 1Кор.16:1–17:7 (fol. 4), 2Кор.7:10–8 (fol. 9), 2Кор.10:16–11:21 (fol. 11), 2Кор.12:14–13 (fol. 12), Гал.2:5–3:5 (fol. 13), Еф.1:16–2 (fol. 14), Флп.1:1–20 (fol. 15). 1Тим.1:12–2 (fol. 17), 1Тим.5:18–6 (fol. 18), Евр.6:6–7 (fol. 19), Евр.7:8–8 (fol. 20), Евр.9:27–10 (fol. 21), Евр.10:25–11 (fol. 22); два же листа представляли весьма значительную часть первого послания св. Иоанна Богослова: 1Ин.3:8–4:15 (fol. 23), 4:16, 5(fol. 24). Текст этих-то 24 пергаментных листов и предлагается в первый раз г. Циглером вниманию ученых исследователей слова Божия в печатном критическом издании. Кроме точного воспроизведения самого текста рукописи (все 24 листа считаются, как было уже замечено, в каталоге мюнхенской библиотеки, как одна рукопись или один манускрипт), разбор которого стоил почтенному ученому издателю, судя по приложенным в конце книги фотографическим снимкам, немалых трудов, издание обставлено, как мы уже сказали, разного рода учеными справками, объяснениями, исследованиями, требуемыми новейшею ученою критикой, и в частности именно – библейской в делах подобного рода, – что и придает ему особенный интерес. В весьма пространном введении (стр. 2–30) г. Циглер делает прежде всего самое подробное описание издаваемых фрагментов; указывает затем орфографические и лингвистические особенности их, и наконец определяет важность и отношение их к другим известным манускриптам древне-латинского, до-иеронимовского перевода. Вторую часть составляет самый текст фрагментов, отпечатанный, согласно с характером самого письма их, унциальным (заглавным) шрифтом, с соблюдением, насколько было возможно, всех интервалов, пунктуации и других внешних особенностей оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Придя «не для того, чтобы творить (Свою) волю, но волю Пославшего» Его ( Ин.6:38 ), Он выполняет обязанности послушания родителям ( Лк.2:51 ), законным властям ( Мф.17:27 ). Во время же Своих Страстей Он доводит послушание до высшей точки, предавая Себя в руки бесчеловечных и неправедных властей, «страданиями навыкая послу­шанию» ( Евр.5:8 ), претворяя Свою смерть в самое цен­ное для Бога жертвоприношение — жертву послушания ( Евр.10:5-10 ). Вообще вся земная жизнь Иисуса Христа давала образцы послушания. Он был послушен Своим родителям и находился в полном повиновении у них не только в детском возрасте, но и до начала проповеди (т.е. примерно до 30 лет): «И Он пошел с ними и пришел в На­зарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» ( Лк.2:51 ). Церковь находится в послушании у Христа как у Главы: «Церковь повинуется Христу» ( Еф.5:24 ). Все мы находимся в послушании у Церкви, но апостол говорит, что не все члены одинаковы: «И вы — тело Христово, а по­рознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, втретьих, учителя­ми; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чу­дотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» ( 1Кор.12:27—30 ). Так, некоторые важные вопросы апостолы решили на первом апостольском Соборе: «Тогда апостолы и пре­свитеры со всею церковью рассудили…» ( Деян.15:22 ), и после принятых решений исполняли их, находясь в по­слушании у Церкви: «только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности» ( Гал.2:10 ). Все христиане должны нести послушание Церкви. К тем хри­стианам, которые нарушают это послушание, применимы слова Христа Спасителя: «Если кто не послушает Церкви, да будет тебе яко язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ), т.е. они становятся людьми, отказавшимися от Истинного Бога. В новозаветных поучениях апостолов понятие послу­шания получает некоторые различные оттенки: послуша­ние Богу, вере, послушание истине, послушание Евангелию, послушание учению и др.

http://azbyka.ru/svyatootecheskoe-ucheni...

Святитель Григорий Нисский утверждает, что «вещественное... если приобщится одушевляющей силе, то приведется в движение» 27 . Таким образом, понятие «силы» носит здесь активный характер. Нетрудно заметить, что у Отцов Церкви δναμις находится в ином отношении к движению, чем у Аристотеля. У последнего δναμις соотносится с понятием «материи» и является необходимым условием, но не причиной движения. Причиной, от которой зависит движение, а также и целью, определяющей направление движения, по Аристотелю, является форма 28 . У святых Отцов сила есть то, что непосредственно порождает движение, ибо «всякое движение происходит от какой- нибудь силы...» 29 . Отличие святоотеческого понимания «силы» от аристотелева обусловлено, по всей видимости, не предпочтением одной философской школы другой, а Священным Писанием. Понятия «силы» и «энергии» в Священном Писании В Священном Писании понятие «силы» носит активный характер 30 . Этим словом обозначается то, посредством чего совершается действие. Так, апостол Петр после исцеления хромого говорит, что апостолы «сделали то, что он ходит» не «своею силою (δ δυνμει)» ( Деян. 3:12 ). Первосвященники и старейшины иудейские, со своей стороны, спрашивали апостолов: «какою силою... вы сделали это (ν πο δυνμει... ποισατε τοτο μες)?» ( Деян. 4:7 ). При этом сила не есть только внешний инструмент, посредством которого совершается действие. Действие непосредственно из самой силы проистекает, а сила действуется, то есть переходит в действие, энергию 31 . Всякое действие есть действие некоторой силы 32 . Сила раскрывается в действии, а действие является обнаружением силы. Так, проповедь апостольская состояла «в явлении... силы (ν ποδεξει... δυνμεως)» ( 1Кор. 2:4 ). Активный характер библейского понятия силы наиболее ярко проявляется в евангельском эпизоде с кровоточивой женой, когда Господь почувствовал «Сам в Себе, что вышла из него сила (ξ ατο δναμιν ξελθοσαν)» (Μκ.5:30). Таким образом, понятие «силы (δναμις)», сохраняя за собой и прежний смысл возможности, приобретает в христианском богословии значение могущества, мощи, то есть не просто пассивной возможности, но реальности, стремящейся к самореализации. Из понятий современной физики ближе всего к святоотеческому δναμις стоит, как представляется, понятие потенциальной энергии 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010