Изложенное в слове Божием дело нашего спасения составляет собою тайну не только для нас, смертных людей, но даже для Ангелов ( 1Пет.1:12 ),для самих апостолов представляет много неудобовразумительного. Апостол Павел говорит об этом во всех посланиях, в которых есть «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:16 ; ср. 1Пет.1:12 ; 1Тим.3:16 ; 1Кор.2:4 ). Неудивительно после этого, что сам человек не в силах изъяснить в Слове Божием никакого пророчества ( 2Пет.1:20–21 ). Даже ученикам Спаситель открывал ум «к уразумению Писаний» только после того, когда Сам всё изъяснял им ( Лк.24:45 ). Кроме того, Слово Божие называется «живым и действенным и острее меча обоюдоострого, проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов, и судящим чувствования и помышления сердечные» ( Евр.4:12 ; ср. Еф.4:17 ; 1Кор.10:4 ), а потому неумелое и неправильное обращение с Словом Божиим может принести человеку не спасение, а гибель, как и сказано в Евангелии, что «тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит» ( Мф.21:44 ). Поэтому-то не всем, а только избранным людям Господь «дал знать тайны царствия небесного» ( Мф.13611 ; Мк.4:14:34 ; Ин.17:8–9 ), чтобы эти люди «здраво» и «верно» истолковывали писаное и неписаное учение Христово ( 2Тим.1:13 ; 2Тим.2:15 ; Тит.1:9:2:1 ). И без этих высших истолкователей мы никак не можем понять Слово Божие ( Деян.8:30–31:35 ; Рим.10:14 ), а такими истолкователями для нас являются святые отцы Церкви, сохранившие писанное апостольское наставление (Священное Писание) и записавшие неписанное (Священное Предание). Это те «верные люди», о коих говорит апостол Павел во 2 Послании к Тимофею: 2Тим.2:2 , а также поставляемые чрез преемственное рукоположение от апостолов пастыри Церкви ( Тит.1:5 ), пользуясь наставлениями коих мы доверяемся не им, а действующему в них Духу Святому ( Деян.20:28 ). Люди же, не поставленные на проповедь и служение, отнюдь не должны принимать на себя права истолковывать Священное Писание. Как такие люди могут «проповедовать, если не будут посланы»? ( Рим.10:15 ; ср. 1Кор.12:28–29 ). Если же за это дело берутся люди неподготовленные и злонамеренные, которые не посланы и не поставлены, то такие толкователи, на погибель себе и другим, превращают и повреждают Слово Божие ( 2Пет.3:16 ; 2Кор.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О почитании духовных пастырей Верующие должны · принимать их, как посланников Божиих: [Ибо] уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его; потому что он вестник Господа Саваофа ( Мал.2:7 ). – [Итак] каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ); · внимать и следовать их наставлениям: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его ( 2Фес.2:14 ). Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно ( Евр.13:17 ); · следовать их примеру: Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу ( 1Кор.4:16 ). [Ибо] вы сами знаете, как должны вы подражать нам, ибо мы не бесчинствовали у вас ( 2Фес.3:7 ); · подражать их вере: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр.13:7 ); · почитать и уважать их: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17 ). Почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес.5:13 ); · молиться за них: умоляю вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу ( Рим.15:30 ). Молитесь за нас ( Евр.13:18 ). Правое дело – то, чтобы священнослужители получали награду от верующих: Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? ( 1Кор.9:11 ). Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим ( Гал.6:6 ). Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и трудящийся достоин награды своей ( 1Тим.5:18 ) [Отправляя 12 апостолов на проповедь, Иисус Христос сказал им]: «не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» ( Мф.10:10 ). Об обязанностях пастырей по отношению к верующим

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Болезни и исцеления (Disease and healing) Библейские авторы выражают, в основном, донаучный взгляд на болезни и причины их приписывают в значительной степени действию внешних сил. В некоторых случаях возбудителем болезни прямо называется зло, хотя и допущенное Богом. Именно так объясняются страдания Иова ( Иов.2:1–8 ). Другой пример – «жало в плоти», полученное апостолом Павлом от «ангела сатаны» ( 2Кор.12:7 ). В данном случае Бог призвал Павла полагаться в своей немощи на Божью силу, но в других местах такие действия врага считаются вредоносными, а исцеление рассматривается как одно из средств демонстрации наступления Божьего Царства (напр., Лк.13:10–16 ; ср. Лк.11:20 ). Болезнь – один из главных врагов, которого Иисус подчиняет Себе в первых главах Евангелия от Марка (напр., Мк.1:32–34, 40–42; 2:1–12 ). Хорошее здоровье и исцеление рассматриваются как признаки Божьего благословения, а болезнь – как указание на немилость ( Втор.7:15 ; 1Цар.5:9 ; Пс.37:4; 40:2–5 ). Следовательно, при заболевании необходимо обращаться к Богу. Царь Аса, искавший помощи только у врачей, безоговорочно осуждается за это ( 2Пар.16:12 ). В нескольких псалмах (напр., Пс.31; 37; 40; 106 ) перечисляется ряд симптомов, которые недвусмысленно связываются с грехом больного. Бог активно использует болезни как средство наказания и суда (напр., 2Цар.12:15 ; Иов.5:17–18 ; Пс.31:3–5; 37 ; Авв.3:3–5 ; Деян.12:21–23 ). Эта тема присутствует также в учении Павла о вечере Господней ( 1Кор.11:27–32 ), когда Павел говорит, что тот, кто ест и пьет, «не рассуждая о Теле Господнем», делает это в осуждение себе, отчего «многие из вас немощны и больны». Еще один пример – случай с Мариамь в Чис.12 . Когда она вместе с Аароном выступила против их брата Моисея, Бог поразил ее проказой. Затем после ходатайства за нее Моисея наказание было заменено семидневным периодом изоляции вне стана. Взаимосвязь между болезнью и отвержением показана в Иер.30:17 . Сюда же относится и руководство по определению инфекционных кожных заболеваний, изложенное в Лев.13 . Установив такой диагноз, священник должен был объявить больного «нечистым» ( Лев.13:3 ) и изолировать его. Во Втор.28 показаны ужасные последствия неповиновения Богу, в число которых входит множество проклятий, связанных с болезнью. С другой стороны, повинующимся Его закону Бог обещает: «Не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» ( Исх.15:26 ). Соотношение между грехом/прощением и болезнью/исцелением раскрывается псалмопевцем в изображении Господа как Того, Кто «прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» ( Пс.102:3 ). Эта тема повторяется в Ис.33:24 : «И ни один из жителей не скажет: “я болен”; народу, живущему там, будут отпущены согрешения».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Цитаты из Библии о суде «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.» ( Матф.18:15–17 ). «Кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» ( Иак.4:11–12 ). «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.» ( 1Кор.11:31 ). «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.» ( 1Кор.11:32 ). «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.» ( Рим.14:10 ). «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.» ( Рим.14:13 ). «Просите, и дано будет вам» Продолжая излагать понятия Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Матф.7:7 ). Как нужно понимать эти слова? Согласно богословским представлениям православия эта заповедь Спасителя завершает собой пояснение того, как людям можно достигнуть Царства Небесного. Многие люди, выслушав поучения Спасителя о том, как нужно жить, чтобы попасть в Царство Небесное, полагали, что соблюдение всех заповедей Христовых является тяжелым для исполнения делом. Даже ученики Спасителя, недоумевая, спрашивали: «Так кто же может спастись?» ( Матф.19:25 ). Иисус Христос дал ответ на этот вопрос, сказав, что спасется тот человек, который будет соблюдать Его заповеди. И считать исполнение Его заповедей тяжким бременем не надо. Так как «иго Мое благо, и бремя Мое легко». « Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко » ( Матф.11:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Великое значение этих прямых свидетельств самих писателей Библии о богодухновенности их писаний в вопросе о действительности этой богодухновенности подтверждается теми чудесами, которые в подтверждение богооткровенности своей проповеди совершали Пророки и Апостолы. Сам Господь придавал чудесам важное значение в этом отношении, и потому, когда иудеи не верили свидетельству Его об Его Божественном достоинстве, прямо сказал: дела, яже даде Мне Отец, да совершу я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла ( Ин.5:36 ; ср.10:25). По этому то Он и ученикам своим при посольстве их на проповедь Евангелия, дал власть на духов нечистых и целити всяк недуг и всяку болезнь ( Мф.10:1 ). Точно также и в Ветхом Завете. Когда Бог посылал Моисея к Фараону с повелением отпустить народ еврейский, то Он дал Моисею власть творить чудеса, которые должны были служить знамениями божественности Его слова не только для Фараона, а и для самих евреев ( Исх.3:12, 4:1–9, 21, 30, 7:9–22 и др.). Точно также поступали и другие Пророки (сл. Ис.7:11, 38:7–8 и др). Какое действие в качестве доказательств божественности возвышавшегося Пророками и Апостолами учения, имели эти знамения на слушателей их учения, об этом всего лучше свидетельствует то, что иудеи всегда требовали таких знамений даже от Самого Господа ( Ин.6:30 ; Мф.12:38, 16:1 ; 1Кор.1:22 ), а Никодим, пришедший к Иисусу ночью, прямо говорит: Равви, в том, яко от Бога пришел еси учитель; никтоже бо может знамений сих творити, яже Ты твориши, аще не будет Бог с ним ( Ин.3:2 ). И вполне это понятно. Чудеса – суть таких действий, которые не могут быть совершены ни силою, ни искусством человеческим, ибо превышают все естественные силы и законы природы и как такие – сверхъестественные могут быть совершены только силою Божьей. Следовательно человек, который творит чудеса, владеет этой божественной силой и если он подтверждает ими возвыщаемое им при этом учение, как учение божественное – богооткровенное; то несомненно, что он говорит правду; ибо не может же Бог даровать свои божественные силы в подтверждение лжи и обмана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Беседа 30. Страшный Суд Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, тема сегодняшней беседы – Страшный Суд. Мы будем читать 25-ю главу, стихи с 31-го по 46-й. На Страшном Суде, страшном не только для грешников, но и для праведников и даже для Ангелов, каждый содрогнется и испытает тревогу. Сказано: «Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки» ( Иов.4:18 ). Читаем 25-ю главу Евангелия от Матфея, 31-й стих: Мф.25:31 . «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Имея в виду два дня спустя совершить Пасху и быть преданным на крестную смерть: на поругание от людей, на питье желчи и уксуса, Он прямо провозглашает о будущей славе победителя, чтобы могущий возникнуть соблазн устранить обещанием награды » 471 . – То есть самая торжественная речь о судах Божиих предваряет «позор» крестной смерти, ибо к такой казни приговаривали беглых рабов либо разбойников. Сказано: «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). – Этими словами апостол Павел подчеркивает глубину смирения Сына Божия: «даже до смерти, и смерти крестной»; и еще: «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Флп.2:7 ). Мы, христиане, последовавшие Христу в самоуничижении, можем пребыть и в славе Его. Сказано: «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» ( 1Кор.4:9 ). Но почему: «позорищем для мира, для Ангелов и человеков»? Потому, что высота Евангельского учения столь велика, что мы никогда не сможем достичь его полного исполнения в нашей жизни, соответствия тем нормам поистине божественной морали и святости. Сказано: «[Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» ( Флп.3:12 ). В этом и есть недостижимая высота христианского призвания – подражать Богочеловеку Христу Иисусу. Сказано: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 7 1–6. Всякий человек по своей природе и происхождению немощен, 7. поэтому он нуждается в помощи Премудрости. 8–10. Она для человека ценнее всех благ земных, 11–12. ибо она их виновница. 13–21. В Премудрости неистощимое сокровище всякого рода знания для людей. 22–30. По своему существу и происхождению Премудрость божественна. Раскрытию учения о Премудрости предшествует речь Соломона, устами которого говорит писатель, о том, что он имел общее со всеми людьми телесное происхождение, чувствовал ту же самую беспомощность при рождении, что и все люди и будет иметь один со всеми конец – смерть. Таким началом писатель имел в виду двоякую цель: 1) противопоставить смирение выдающегося и славного царя надменности тех властителей народов, к которым он обращался в предшествующих главах; 2) показать, что не знатное происхождение и не высокое общественное положение дает право на обладание мудростью, она есть дар Божий и каждый человек ее может получить, если просит о том Бога. Прем.7:1 . И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного. Прем.7:2 . И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном, 1–2 . Соломон вместе со всеми людьми имеет общее физическое происхождение: «потомок первозданного земнородного», т.е. Адама ( Быт. 2:7 ; Сир. 18:1 ; 1Кор. 15:47 ). Даже способ и образ прохождения один и тот же (2 ст. ср. Иов. 10:10 ; Пс. 138:13–15 ). Прем.7:3 . и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми, Прем.7:4 . вскормлен в пеленах и заботах; 3–4 . При рождении он обнаружил ту же беспомощность, те же потребности, что и все. Выражение «Ниспал на ту же землю» сопоставляют с Прем. 8:19–20 ст. и видят в нем намек на предсуществование душ. Однако, хотя мысль о предсуществовании душ писателю кн. Премудрости Соломона не чужда, в данном месте находить ее нельзя: контекст речи говорит за то, что выражение «ниспал» указывает только на образ появления человека из лона матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Духовность души Человек состоит из души и тела, три чем душа человека представляете собой явление самобытное и самостоятельное, независимое в своей сущности и природе от человеческого тела, явление духовное. В священных книгах эта истина ясно выражена в тех многочисленных местах, где душа человеческая называется духом. Так, Екклесиаст говорит о кончине человека: «и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Ек.12:7 ). В Евангелии говорится: «Иисус, возгласив, громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой; и сказав сие, испустил дух» ( Лук.23:46 ). Евангелисты, описывая это мгновение, выражаются: «Иисус опять возопив громким голосом, испустил, дух». (Мф.27:50); или: Иисус, «преклонив главу, испустил дух» ( Ин.19:30 ) Евангелист Лука, описывая воскресение отроковицы Спасителем, говорит «и возвратился дух ее, она тотчас встала» ( Лук.8:55 ). Апостол Павел говорит: «Самый дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:16 ); или: «кто от человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ). Эту истину подтверждает нам и наш постоянный опыт. Мы видим, осязаем наше тело и его различные части и органы и их действия; мы находим, что наше тело, также как и вне нас существует материальные предметы, имеет различные физические свойства – тяжесть, величину, цвет, запах и др. Но в то же время мы ясно сознаем, что в нас есть и другого рода жизненные явления, которые решительно недоступны никакому внешнему наблюдению и не имеют никаких физических свойств, взамен которых выступают другие, совершенно чуждые предметам материальным. Так, мы мыслим, чувствуем, представляем внешне предметы, свободно начинаем и прекращаем ряд известных действий; но самых этих мыслей, чувств, представлений, стремлений воли мы не можем ни видеть, ни связать. Ничего подобного мы не замечаем в предметах материальных. Противоположность этих двух родов обнаружении нашей природы заставляет нас предполагать, что и началом их служат две различные сущности, которые мы обыкновенно называем душой и телом, в силу чего и утверждаем, что человек состоит из души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Послание 1 Освященному рабу Божию, отцу духовному и учителю Фоме, смиренный Максим и грешный, недостойный раб и ученик Непрелестного созерцания неизменный навык 1 приняв от прекрасного поучения в божественных [вещах], ты стал, о, Богом весьма возлюбленный 2 , не просто «премудрости», но «красоты ея» благоразумнейшим «любителем» ( Прем.7:30, 8:2 ). Премудрости же прекрасное есть ведение деятельное ( γνωσις εμπρακτος) или деяние с мудростью, которых отличительною чертою является посредством обоих совосполняемый логос божественного промысла и суда 3 . Согласно которому, соединив ум с чувством посредством Духа, ты показал воистину, как Богу свойственно «творить человека по образу Божию» ( Быт.1:27, 5:1 ), богатство благости делая знаемым 4 , добрым смешением противоположного 5 обильно в себе самом показуешь Бога овеществляемым добродетелями, Его же высоте соразмерив подражанием смирение, не несподобил снизойти ко мне, спрашивая о том, что сам познал на опыте. Суть же главы у Дионисия и Григория, этих святых и прехвальных, и блаженных мужей, поистине избранных свыше, «по предложению веков» ( Еф.3:11 , ср. Рим.8:28 ) Богу предложенных, приявших в себя все воистину возможное для святых излитие премудрости 6 , и отложением жизни по естеству существо души окачествовавших ( πεποιημνων), и сего ради живущим в себе единого Христа приобретших, и – скажу даже больше – душою души их для них ставшего, и посредством всех их деяний, слов и разумений всем являющегося, посему это как бы и не их уже предстоит нам послушать, а Христа, Себя по благодати ими представившего. Но как «реку Господа Иисуса» ( 1Кор.12:3 ), не приняв Духа святости? Как «возглаголю силы Господни» 7 я, «гугнивый» ( Ис.35:6 , Мк.7:32 ) и ум пригвоздивший к обладанию [вещами] тленными? Как «слышаны сотворю» хотя некие «хвалы Его» ( Пс.105:2 ), я, «глухой» ( Ис.35:5 , Мк.7:32 ), и слух души имея посредством дружбы со страстями совершенно отвратившимся от слов того блаженного гласа? Как сделается явным мне, побежденному миром, привыкшее «побеждать мир» ( Ин.16:33 ), а «не являться миру» ( Ин.14:22 ) Слово, если оно по естеству непознаваемо для привязанных к матерьяльному? Как не дерзость [будет] приступать со своим мнением ко святым скверному 8 и к чистым нечистому? Посему я отказался бы от повеленного предприятия, опасаясь упрека в дерзости, если бы не более боялся опасности непослушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Последние дни земной жизни Иисуса Христа Последний период земной жизни Богочеловека был посвящён исключительно первосвященническому служению. Наступала пасха, величайшая в жизни Человечества, поскольку она должна была решить участь всего мира; предстояло событие, которое должно было ознаменовать не исход одного Иудейского народа от рабства земного, а освобождение всего Рода Человеческого от рабства греха, и сопровождаться не истреблением первенцев Египетских, а поражением самого первенца злобы, диавола. И для этой пасхи потребен был уже не простой агнец от первородных из стада, но прежде век предызбранный Отцом Небесным, Единородный Сын Божий, уготовавший Себя к закланию от самого явления Своего на Земле. И для окропления спасаемых ( 1Пет.1:2 ) нужна была уже кровь не животного, а драгоценная кровь Христа, как непорочного и чистого Агнца ( 1Пет.1:19 ), который таким образом был нашею пасхою ( 1Кор.5:7 ), и явился не только Жертвою за нас, но и Жрецом. Как Жертва, Он закалается на Голгофе; как Первосвященник, Он предлагает Своё собственное тело и кровь на снедь верным; и потом восходит с ними на Небеса к Отцу Небесному ( Евр.9:12,24 ). Вот это то жертвоприношение, со всеми его последствиями и обстоятельствами, и произошло в этот последний период пребывания Иисуса Христа на Земле. Начался он предательством Иуды и окончился вознесением воскресшего Иисуса Христа на Небо. Предательство Иуды ( Мф.16:14–16 ; Мк.14:10,11 ; Лк.22:3–6 ). Приближался праздник опресноков. Синедрион решился погубить Иисуса и искал случая исполнить своё намерение, но, вероятно, не скоро бы нашёл его, если бы этому не помогло содействие одного из учеников Иисусовых, Иуды Искариотского. Явившись тайно к членам синедриона, он прямо предложил им предать своего Учителя, если они заплатят ему за это. Обрадованные этим случаем, они не постыдились назначить, а он не постыдился принять за своё предательство, цену, какую обыкновенно давали за продаваемого раба, именно 30 сребреников ( Зах.11:13 ). С этих пор лукавый ученик искал только удобного случая, чтобы предать Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010