1Кор.7:25 .  Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. «О девах же повеления Господня не имам». Ибо Господь на вопрос Апостолов, если так говорит закон о жене «лучше есть не женитися», отвечал: «Не вси вмещают словесе сего» ( Мф. 19, 10–11 ); и еще: «Могий вместити да вместит» ( Мф. 19, 12 ). Потому и божественный Апостол сказал следующее: «повеления Господня не имам». Посему если закона не дано тебе, то что же значит слово твое? «Совет же даю». Не ввожу закона, но предлагаю совет. Ибо и Бог, узаконив сообразное с естеством, только как совет предлагает то, что выше естества. Поскольку же некоторые, как вероятно, противоречили совету сему, как нововведению, Апостол присовокупил: «Яко помилован от Господа верен быти». С обычною скромностию указал Павел на апостольское достоинство: «Достойный внимания я советник, – говорит он, – по великой милости Владыки призванный и поставленный проповедником». Что же советуешь ты нам? 1Кор.7:26 .  По настоящей нужде за лучшее признаю?, что хорошо человеку оставаться так. 1Кор.7:27 .  Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. «Мню убо сие добро быти за настоящую нужду, яко добро человеку тако быти. Привязался ли еси жене? Не ищи разрешения. Отрешился ли еси жены? Не ищи жены». Присовокупил: «мню», не потому что сомневается, что девство добро и наилучшее из благ, но, чтобы совет не обратился в закон, выразил сомнение. Ибо закон сопровождается хранением, и преступлением, и наказанием преступающих; потому не узаконяет великого, но предлагает сие в виде совета и, сказав: «не ищи жены», присовокупил: 1Кор.7:28 .  Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. «Аще ли же и оженишися, не согрешил еси, и аще посягнет дева, не согрешила есть». А почему же советуешь не жениться, если брак свободен от греха? «Скорбь бо плоти имети будут таковии». А тебе какая о том забота?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

В том и другом случае верующие и духовники принимают на себя тяжкий грех в отношении Св. Тайн Тела и Крови Христовой. Ап. Павел в 1Кор.11:27 , сказавши об установлении Иисусом Христом таинства причащения, замечает: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». И дальше, в 1Кор.11:28–30 , он дает следующие наставления: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себя, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». Из приведенных слов Апостола следуют такие заключения: а) святейшее таинство Тела и Крови Христовой требует от приступающих к нему соответствующей чистоты – значит, причащающиеся должны предварительно искусить, очистить, подготовить себя, чтобы достойно принять в себя пребывающего с пречистыми Телом и Кровию Самого Христа Господа; б) если для достойно приступающих это таинство бывает источником жизни вечной, общения со Христом Спасителем ( Ин.6:53–54 ; Ин.6:56 ), то недостойное принятие таинства служит в суд и осуждение ( 1Кор.11:29 , ср. Молитву перед причащением): в первом случае оно – огонь согревающий и оживляющий, во втором – огонь опаляющий, уничтожающий; в) во время Апостола уже сказывались реальные последствия недостойного приобщения Св. Тайн: многие от этого ослабевали, заболевали, а некоторые и умирали. Ввиду такого действия таинства причащения, св. Церковь и обязывает верующих к говению и исповеди, как единственно верным средствам, пригодным для того, чтобы верующий мог очистить себя и в себе приготовить достойный храм для Господа. Другого равносильного средства для обращения грешной души к Господу и для очищения ее нет. Надеяться, что у теперешнего грешника может без рекомендуемого Церковью подвига, без посторонних средств и помощи, внезапно явиться раскаяние благоразумного разбойника ( Лк.23:39–43 ), – это значит искушать Господа. Ибо кто из нас имеет душу и сердце благоразумного разбойника, который, кроме того, вися на кресте, телесными глазами наблюдал и бесчеловечие мучителен, и неистовство обезумевшей толпы, и безгрешность с небесным величием висевшего рядом с ним Божественного Страдальца? Нынешнему грешнику, суетою мира сего уносимого от Бога «во страну далече» ( Лк.15:13 ), более подходящ, как пример покаяния, образ блудного сына, который только после долгих лишений, унижений и страданий пришел в себя, понял и решил, что надо ему с мольбой о прощении вернуться к Отцу Своему ( Лк.15:11–32 ). Только по своему бесконечному милосердию Господь, через св. Церковь , предлагает ныне нам, пред Ним ежеминутно согрешающим, не длинный, мучительно тяжелый и унизительный путь евангельского блудного сына, а более краткий, легкий и возвышенный покаянный исповедный подвиг, завершающийся очищением грешной души благодатью Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

1Кор.12:28 . «И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки». Объяснение. Апостолами состояли лишь те лица, которые непосредственно Самим Господом призваны были к проповеди евангельской: Лк.6:13 ; Рим.1:1–2 ; 2Кор.12:12 . Как высшие устроители и распорядители Церкви, апостолы в себе совмещали и высшую иерархическую степень – епископа: Деян.1:20 . Пророками были святые вдохновенные наставники, которые поучали людей и при этом предсказывали будущее: Деян.11:27–28:13:1 . Евангелистами были особые провозвестники Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В настоящее время благовествованием занимаются лица иерархические и миссионеры. Именем пастырей называются пресвитеры: Деян.20:17:28 , и епископы в лице апостолов: 1Пет.5:1 ; 1Кор.4:1 . Пастыри именно составляют собою иерархию или священноначалие в Церкви, которым поручено всё наставление и руководство христианами, обязанными повиноваться им: 1Пет.5:1–5 . Флп.1:1 . «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами». Объяснение. Здесь находим ясное свидетельство о существовании в апостольской Церкви иерархии с различными степенями. Хотя здесь поименовано только две степени: епископы и диаконы, но нетрудно понять, почему апостол после епископов назвал прямо диаконов. Диаконы ведали совершенно отдельное дело, хозяйство церковное: Деян.6:1–3 ; Флп.4:15–18 , и не были совершителями таинств. Пресвитеры же совершали таинства вместе с епископами. Посему они и разумеются здесь под именем епископов вместе с теми, кому это наименование усвоено в собственном смысле. Вообще вначале наименования епископа и пресвитера употреблялись смешанно, т.е. епископы назывались пресвитерами: Деян.20:17:28 , и наоборот: Тит.1:5–7 , но между ними была та глубокая разница, что епископы (как, например, Тит) поставляли пресвитеров: Тит.1:5 . 1Тим.3:1–15 . «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Для человека жизнь всего дороже на земле. Посему Бог , воспрещая всякую обиду ближнего, прежде всего, заповедует: He убий ( Исх. 20:13 ). Убийство есть злобное отнятье жизни у ближнего, каким бы то ни было образом. Но как, во время путешествия Израильтян по пустыне, сам Бог устроял брани ( Числ. 31 ), и для ведения их назначал полководцев ( Исх. 17:10 ), а Спаситель повалял веру сотников ( Мф. 8:10 ), упоминаемых в Евангелии: то очевидно, что сей заповедью не воспрещается поражение неприятелей на войне за Государя и Отечество, потому что воин жертвует собственной жизнью и умерщвляет врагов, защищая отечество. He должно также считать беззаконным убийством, когда, преступника наказывают смертью по правосудию. Но совершают убийство осуждающие подсудимого, которого невинность им известна; подлежит суду Божию, как убийца, и тот, кто укрывает или освобождает убийцу; кто не избавляет, хотя может, ближнего от смерти, например, когда богатый допускает бедного умереть с голода; кто чрезвычайным отягощением и наказаниями доводит подчиненных до преждевременной смерти; кто пьянством, иди развратом, сокращает жизнь свою. Убийца и тот, кто соблазняет и совращает ближнего в неверие, или беззакония; потому что тем подвергает душу ближнего смерти духовной ( Мф. 18:7 ); a по изречению Св. Иоанна Богослова даже всякой ненавидящий брата своего есть человекоубийца ( 1Ин. 3, 15 ). Посему, во избежание таких грехов, мы должны помогать бедным ( 2Кор. 9:7, 9 ), служить больным ( Мф. 25:36, 45 ), утешать печальных ( 1Сол. 5:11 ), облегчать состояние бедствующих ( Иак. 1:27 ), со всеми обходиться кротко ( Фил. 4:5 ) и назидательно ( Рим. 14:19 ), примиряться с гневающимися ( Еф. 4:26, 27 ), прощать обиды и благотворить врагам ( Мф. 5:44 ).       Основание семейственного счастья составляет любовь и верность супругов. С сей целью Бог изрек: He прелюбы сотворити ( Исх. 20:13 .) A Св. апостол Павел, определяя взаимные отношения супругов, говорит: мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь ( Еф. 5:25 ); жены, своим мужем повинуйтеся якоже Господу; зане муж глава есть жены ( Еф. 5:22, 23 ). Помните, что жена своим телом не владеет, но муж, также и муж своим телом не владеет, но жена ( 1Кор. 7:4 ). Вообще, по слову Спасителя, всякое воззрение с похотствованием есть уже беззаконие ( Мф. 5:28 ) и в очах всеведения Божия преступно; a по учению Св. Апостола, тела наши суть храмы Св. Духа ( 1Кор. 6, 19 ); горе тому, кто растлит храм Божий ( 1Кор. 3:17 ). Между Христианами даже именоваться не должны гнусные и скверные беззакония ( Еф. 5, 3 ). Посему мы должны избегать всего, что может возбудить в сердце мерзкие, нечистые чувствования, как-то: должны избегать сладострастных песен, плясок, сквернословия, нескромных игр, шуток, зрелищ и всего того, что нас соблазняет и увлекает в растление нравов и грехопадения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Дальше я делал разбор хлыстовского учения о церковном браке, который они считают препятствием делу спасения человека. По этому вопросу я старался раскрыть мысль о благословении Божием брачной жизни еще в раю ( Быт.1:27–28, 2:18, 21, 23 ). Что Бог и после того благословлял брачную жизнь, об этом свидетельствует жизнь праведников Авраама, Моисея, Давида и др., живших в браке, имевших детей и сподоблявшихся особых милостей от Бога. Своё благословение к праведникам Бог выражал в умножении их потомства ( Пс.127:3 ). Ветхозаветные люди безчадие считали признаком многогрешности и просили Бога снять с них это поношение, как, например, родители судии Самсона ( Суд. 13 гл.), пророка Самуила ( 1Цар. 1 гл.) и Иоанна Предтечи ( Лк. 1 гл.). Христос Спаситель Своё благословение к брачной жизни выразил Своим посещением брачного торжества в Кане Галилейской, где совершил первое чудо ( Ин.2:1–11 ), то же благоволение Христа к брачной жизни можно усматривать и из притчи Христа о званных на брачную вечерю ( Мф.22:4–5 ). Христос назвал брак сочетанием от Бога ( Мф.19:6 ). Апостол Павел говорит, что Господь запретил жене разводиться с мужем ( 1Кор.7:10 ), говорит, что жена спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием ( 1Тим.2:15 ), называет брак честным ложем, нескверным ( Евр.13:4 ). Брак не препятствует известным достойным по вере и жизни лицам быть совершителями таинств. Примером тому служат апостолы, избранные Самим Христом для своего высокого служения ( Мф.8:14 ; Деян.21:8–9 ). Церковный историк Евсевий передает свидетельство Климента Александрийского о том, что апостолы Петр и Филипп рождали детей. Филипп выдал замуж дочерей. Апостол Павел имел жену, которую не водил за собою для удобства в исполнении своего апостольского служения (Церк. ист., кн. 4, гл. 30). Хлыстовский духовный брак есть дело богопротивное. Уподобление хлыстовских духовных жен Пресвятой Богородице есть тяжкий грех кощунства и богохульства ( Мф.1:18, 25 ). Духовницы, или духовные жены хлыстовские, суть блудницы, осужденные пророком Моисеем ( Исх.20:14 ), Христом Спасителем ( Мф.5:28 ) и апостолом Павлом ( 1Кор.6:9–10, 5:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Те пусть боятся, чтобы, познавши опытом, засвидетельствовали и сказали: воистину Он был Сын Божий ( Мф.27:54 ), а вам нет нужды бояться. Ибо совершенная любовь изгоняет страх ( 1Ин.4:18 ). Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и прочее ( Мф.28:7 ). И они отошли в радостном страхе. Не написано ли и о сем? Второй псалом, возвещающий о Христовом страдании, говорит: Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом ( Пс.2:11 ). Радуйтесь, ибо воскрес Господь, но радуйтесь с трепетом, по причине землетрясения и явления Ангела в виде молнии. 14 . Итак, архиереи и фарисеи хотя, по воле Пилата, и запечатали гроб, но жены узрели Воскресшего. И Исаия, который предвидел как тщетный труд архиереев, так и твердую веру жен, говорит: жены придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный ( Ис.27:11 ). Архиереи не разумеют, а жены своими глазами видят. Когда пришли в город к архиереям воины и возвестили обо всем случившемся, то они сказали им: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали ( Мф.28:13 ). Хорошо подлинно и об этом Исаия, как бы от лица их, сказал: не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное ( Ис.30:10 ). Восстал Воскресший, и дарами серебра прельщают воинов, но не прельстят царствующих ныне. Ибо тогда воины за серебро продали истину, но нынешние цари, быв подвигнуты благочестием, создали украшенную серебром и златом святую эту Воскресения Спасителя Бога Церковь , в которой мы находимся, и обогатили ее драгоценной от серебра и золота утварью. И, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его ( Мф.28:14 ). Правда, вы убедили воинов, но не убедили вселенной. Почему, когда Петр ушел из темницы, стражи осуждены были, а стерегшие Христа не были осуждены? Тем последовало от Ирода наказание, ибо по незнанию своему они не могли защититься; а эти, сказав истину, но согласившись за серебро скрыть ее, архиереями избавлены были от наказания. Впрочем, хотя не многие из иудеев тогда поверили, однако мир покорился.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

3. Личность Св. Духа, когда и Ему, как Отцу и Сыну, приписывает а) ведение – кто весть от человек, яже в человеце? точию дух человека, живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий ( 1Кор. 2:11 ); б) волю – изволися Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы ( Деян. 15:28 ); в) деятельность – комуждо дается явление Духа на пользу…;вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет ( 1Кор. 12:7, 11 ), и когда говорит с подробностью – что Он свидетельствует о Сыне и прославляет Его ( Ин. 15:26; 16:14 ), возрождает людей ( Ин. 3:5–8 ), наставляет их на всякую истину ( Ин. 14 : 26 ), возвещает будущее ( Ин. 16 : 13 ), поставляет пастырей ( Деян. 20 : 28 ) и под. § 21. в) О единстве и нераздельности существа трех Божеских Лиц Замечательнейшие из мест Св. Писания, которые преимущественно или даже исключительно свидетельствуют о единстве и нераздельности существа трех Божеских Лиц, суть следующие: 1. Объяснение в Новом Завете видения Пророка Исаи, которое описал он в шестой главе своей книги. Пророк повествует, что он удостоился однажды видеть Господа (Иегову) Саваофа, седяща на престоле высоце и превознесенне во всей Своей славе ( Ис. 6:1–4 ), и что тогда же Господь сказал ему – иди, и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите: Одебеле бо сердце людей сих ( Ис. 6:9, 10 ). Здесь, очевидно, разумеется Бог Отец, который преимущественно был известен в В. З. и назывался Иеговою и Саваофом. Но св. Иоанн Евангелист, указывая на это место, замечает, что Исая виде славу Сына Божия и глагола о Нем ( Ин. 12:40, 41 ), а св. Павел свидетельствует, что повеление Исаии – иди и рцы..., изрек Дух Святой ( Деян. 28:25–27 ). Как же могло случиться, что, видя Отца, Пророк видел и Сына, и, слыша Отца, слышал и Св. Духа, если не под тем единственным условием, что сии три, хотя различные как Лица, едино суть по существу ( 1Ин. 5:7 ), что у всех их одно нераздельное божество, нераздельное величие и слава, нераздельное действование.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Христианин должен служить Богу искренно, не притворно: Ин.4:23–24 ; притворное служение, как служение фарисейское, не угодно Богу: Мф.13:14 . Однако если кто и притворно проповедует Христа, на словах проповедует веру во Христа и любовь к нему, а сам в душе не имеет ни того, ни другого, ищет своего: Флп.2:21 , то и о сем радуется апостол, радуется не за проповедующего, который не получит награды от Бога (он её и не ищет), а за Христа, слава Которого такой проповедью всё же распространяется. Здесь вразумление для тех, кто соблазняется недостойной жизнью некоторых пастырей Церкви; всё же они проповедуют Христа и содействуют славе Его, и о сем подобает радоваться. Слушать и недостойных пастырей Сам Господь повелел: Мф.23:3 , только по делам их запретил поступать. 1Фес.4:9 . «О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга». Объяснение. Этими словами нисколько не подтверждается лжеучение еретиков, отвергающих учительство человеческое и мнящих о себе, будто они научены Самим Богом. Как видно из 1–2 стихов этой же главы, Фессалоникийцы получили наставление, как должно угождать Богу от апостолов. Усовершенствовавшись с помощью благодати Божией в братолюбии, они не настолько усовершились в прочих добродетелях, чтобы апостол не имел побуждения просить их, умолять: ст.1, не оставлять их в неведении: ст.13, и заклинать: 1Фес.5:27 , словом, употреблять по отношению к ним своё человеческое учительство: срав. 2Тим.2:2 ; 1Кор.12:28 ; Рим.10:14 . Евр.3:13 . «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом». Объяснение. Здесь говорится относительно наставлений частных, семейных, с благословения пастыря, религиозных беседах: 1Пет.5:1–2 , а никак не о церковном учительстве, в котором проповедник должен иметь посланство: Рим.10:15 ; 1Кор.12:28–29 . Евр.8:8:10–11 . «И вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их... и не будет учить каждый ближнего своего... говоря: познай Господа, потому что все, от малого до большого, будут знать Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

К этим двум главным типам нужно еще добавить такие самобытные русские формы, как четверик на четверике, восьмерик на четверике и столп, или шатер, первоначально применявшиеся на севере в деревянных сооружениях, а затем перенесенные в архитектуру каменных храмов. Но при любой форме храм прежде всего воспринимается как единое здание, слагаемое из многих частей, назначение которых не одинаково: без одних здание может существовать, без других оно рушится. В каждом строении есть краеугольный камень, фундамент, поддерживающий все здание, без которого оно распадется. Церковь Христова, во образ которой устрояется здание храма, имеет свое метафизическое основание, на котором вся она зиждется, свой краеугольный камень, которым является исповедуемый Сыном Бога Живого ( Мф.16:16 ) Господь Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). Храм являет образ единства Церкви Христовой при множестве входящих в нее членов. Как здание храма слагается из многих камней, каждый из которых имеет свое назначение в общей гармонии целого, так и члены Церкви – каждый выполняет свою функцию. «Вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» ( 1Кор.12:27–28 ). Но Церковь , в отличие от мирских, светских построек, есть строение «живое», расширяющееся, растущее в город, в небесный Иерусалим. Каждый камень мистического здания Церкви, преображаясь в жилище Божие Духом ( Еф.2:22 ), становится новым живым храмом Божества ( 1Петр.2:4–5 ), будучи утвержден «на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф.2:20–21 ). В этом отношении характерно постепенное развитие архитектурных форм храмов от более простых к более сложным, развернутым и многообразным. Как зерно христианской веры вырастает в могучее ветвистое дерево, так и храмы растут вширь и ввысь – появляются галереи, роскошные крыльца, различные служебные пристройки, четверик становится на высокую подклеть, затем добавляется второй неравный четверик или восьмерик, строятся высокие колокольни и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Отвергают иеговисты также Божественную Евхаристию, говоря богохульство на главное Таинство Церкви, и говорят, что «оно унаследовано от отступников-христиан», что «приобрело всемирный характер в двенадцатом веке» и что Божественная Литургия есть «общение с бесами» и есть «мерзость пред Богом» 16 . Однако Таинство Божественной Евхаристии установил Сам Господь Своими известными словами: приимите, ядите: сие есть Тело Мое... пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя ( Мф. 26:26–28 ). Для того, чтобы не допустить никакого сомнения в том, что хлеб и вино Божественной Евхаристии есть Его Тело и Кровь, Господь ясно изрек: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную ( Ин.6:53–54 ). Читателю достаточно прочесть внимательно 6-ю главу Евангелия от Иоанна, особенно стихи 48–60. Подобным же образом научает и апостол Павел коринфян: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? ( 1Кор.10:16 ) и добавляет, что тот, кто причащается недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней и тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1Кор.11:27–30 ). Иеговисты также отвергают все остальные Таинства Церкви, для которых существуют библейские подтверждения 17 . А то, что они отвергают Таинства, нас не должно удивлять. Поскольку они отвергают Богочеловечество Иисуса Христа, то как же они примут Таинства, посредством которых человек соединяется с Богочеловеком? Д. Наконец, они не только отвергают, но и оскорбляют Церковь . Вот что они пишут: «Церковные системы пребывают под надзором и властью диавола и составляют часть видимой его организации, и, следовательно, из них составляется антихрист» 18 . «Состояние Церкви,– говорят они,– низменнее даже проститутки» 19 . Однако иеговисты забывают, что: А. Если они и имеют сегодня Священное Писание, то обязаны этим Церкви, которая его сохранила.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010