Ап. 20:20, 27:31). Вот почему ап. Павел постоянно повелевает христианам хранить все Священное Предание, преподанное им в слове или послании. Так, он пишет Фессалоникийцам: «стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 9:15 ); «удаляйтесь от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес. 8:6 ); «мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное Слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как Слово Божие» (1-е посл. 2:18). Коринфянам он пишет: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 2:2 ). Филиппийцам повелевает: «чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то пополняйте, – и Бог мира будет с вами» (4:9). «О, Тимофей! – пишет ап. Павел «истинному сыну в вере» ( 1Тим. 1:2 ) Тимофею, – храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» ( 1Тим. 6:20 ), и «что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим. 2:2 ). Так, по заветам св. Апостолов, в Церкви Христовой должно храниться Священное Новозаветное Предание, как заключающее в себе всю полноту Евангельского Благовестив, лишь часть которого записана в священных книгах Нового Завета. Здесь необходимо обратить внимание на то, что в своих посланиях, точнее «письмах» (по греч. – письмо), ап. Павел затрагивал лишь отдельные вопросы, волновавшие отдельные Церкви ( Римл. 1:2 ; 1Кор. 1:10–11 ; 2Кор. 2:4; 3:1 ; Галет. 1:6–11 и друг.), но отнюдь не излагал полностью возвещаемого им Благовестив. Вот почему он так часто и настойчиво требует хранить Священное Предание. Более того, в послании к Тимофею он указывает и способ хранения Священного Новозаветного Предания в обеспечение его полноты и неповрежденности: «храни преданное тебе... и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (1-е посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Апостол Павел писал во Втором послании к Фессалоникийцам: Мы слышали, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещаваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его ( 2Фес.3:11–14 ). Апостол выражается с крайнею строгостью: Кто не хочет трудиться, тот и не ешь ( 2Фес.3:10 ). Вообще милостыня наша должна быть благоразумна. «Смотри, — говорит блаженный Иероним в письме к Павлину, — чтобы не расточать неразумно собственности Христа, то есть чтобы, при нестрогой разборчивости, достояние бедных не раздавать небедным и, по словам благоразумного мужа 9 , благотворительность не потеряла значения от щедрости». Конечно, при частной благотворительности невозможно поставить как следует дело христианской взаимопомощи. Это уже начинают сознавать и частную благотворительность заменяют общественной. Но пока не изменено положение всех настоящих бедняков, мы не вправе отказать нашим ближним в просьбах о помощи, так как в числе просящих нашей помощи могут встретиться и действительно нуждающиеся люди. Екатерина Великая сказала о правосудии: «Я желаю, чтобы лучше были прощены десять виновных, чем наказан один невиновный». Скажем и мы себе: «Пусть лучше десять человек злоупотребят нашей милостыней, чем погибнет один от того, что мы не поддержали его в нужде». В заключение мы должны напомнить всем, подающим милостыню, что милостыня от хищения и любостяжания неприятна Богу. «О тех, — говорит святой Василий Великий , — которые делают неправду и намереваются приносить дары Богу, написано: Жертва нечестивых — мерзость пред Господом ( Притч.15:8 ). Поэтому притча советует: Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды (см. Притч.3:9 ), — ибо, если намереваешься принести Богу что-нибудь из приобретённого неправдою и хищением, то лучше для тебя и не приобретать такого имущества и не приносить из него.

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

Библейские изречения об отношениях к сектантам Когда возникает отступничество от веры, верные сыны Церкви прежде всего должны позаботиться о своём благочестии: может быть, из-за нас хулится имя Божие и этим внушается нам покаяние: Рим.4:4 . А также должны, не стыдясь, твёрдо держаться своего исповедания веры: Евр.4:14 ; 2Тим.1:8 . Господу угодно дабы мы не были более младенцами колеблющимися: Еф.4:14 . Когда отступник, будучи обличён пастырями пред Церковью, остаётся в своём заблуждении непреклонным после первого и второго увещания, то от него должно отвращаться, как от еретика: Мф.18:17 ; Тит.3:10–11 . Однако не должно считать его врагом: 2Фес.3:14–15 ; должно вразумлять его, ибо обративший грешника от ложного пути покроет множество грехов: Иак.5:19–20 ; Иуд.1:23 . Если непокорные отступники пустословят и учат, чему не должно, то им необходимо заграждать уста: Тит.1:10–11 ; 1Пет.2:15 . Их не подобает принимать в дом и не следует приветствовать: 2Ин.1:10–11 ; вообще же от таких людей и их рассуждений должно удаляться: Рим.16:17 ; 1Тим.6:3–4:6:5 ; 2Тим.3:5 ; 2Фес.3:6 , дабы, сообщаясь с сектантами, своего ума не повредить: 2Кор.11:3–4 . В несчастье еретику или сектанту отказывать в помощи не должно: после своих должно помогать и всем заблуждающимся; Гал.6:10 ; Лк.10:35–36 , и должно молиться за них: 1Ин.5:16 . Краткое объяснение мест Священного Писания, служащих к выяснению вопроса об отношении к сектантам Мф.24:9 . «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас: и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё». Объясн. Это пророчество сбылось над сонмом мучеников, святых угодников Православной Церкви, и стало быть к врагам её относиться не может. За ложное учение хотя и страдали заблуждающиеся люди, но от этого их учение не делалось истинным: Деян.5:36–37 ; 2Тим.2:5 . 1Пет.4:14:16 . «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми Он хулится, а вами прославляется. А если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В Евангелии этого нигде не сказано, а говорится только, что в последнее время умалится вера (см. Лк. 18, 8 ), и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ( Мф. 24, 12 ). А святой апостол Павел говорит, что перед Вторым пришествием Спасителя явитсячеловек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом ( 2Фес. 2, 3–4 ), то есть антихрист. Но тут же сказано, что Господь Иисус убьет его духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Фес. 2, 8 ). Где же тут торжество зла над добром? И вообще, всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное. С другой стороны, несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс, или улучшение, есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни. Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, которых прежде не было, выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т.п. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет. Во все времена были люди, которые достигали высокого нравственного христианского совершенства, руководствуясь истинной верой Христовой и следуя истинному христианскому учению, согласному с откровением Божественным, какое Бог в Церкви Своей являл через мужей богодухновенных, пророков и апостолов. Такие люди будут и во время антихристово, которое их ради и сократится, по сказанному: ради избранных сократятся те дни ( Мф. 24, 22 ). И опять: во все времена были люди, которые предавались различным порокам и беззакониям или впадали в различные ереси и заблуждения, увлекаясь лжеименным разумом (см. 1Тим. 6, 20 ) и умствуя по земным началам, вопреки предостережению святого апостола Павла, который говорит:Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол. 2, 8 ). Советую вам купить недавно вышедшую книгу «Жизнь Григория Богослова », составленную архимандритом Агапитом. Сами прочтите ее и дайте прочитать вашему сыну. Тогда увидите, каковы были ученые в IV веке по Рождестве Христовом. Сравните их с учеными настоящего времени. Тогдашние ученые, как Василий Великий и Григорий Богослов , несмотря на то что были люди высокого учения и высокой нравственности, по христианскому смирению презирали земную славу и земные удовольствия и стремились к одним духовным вечным благам. А нынешние ученые следуют ли их примеру? Не большая ли часть из них преклоняется к земной славе, к земным наслаждениям и к приобретению благ временных, растворяя все это горделивым сознанием своего недостойного достоинства? После этого есть ли хоть малейшие признаки всеобщего нравственного совершенствования на земле?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В заключение отметим, что строго дифференцированного деления до недавнего времени объединения незарегистрированных пятидесятников не имели. В настоящее время вся территория бывшего СССР разделена на 65 округов, во главе каждого стоит епископ. Наименование «старший пресвитер» они всегда отвергали. Среди этих направлений очень развиты институты «пророчества», «толкования языков» и т.д., что не часто встретишь в ранее зарегистрированных организациях. Теоретически эти служения и в зарегистрированных общинах всегда признавались, но на практике к «пророкам» и им подобным относятся очень настороженно. В «Вероучении Объединенного Евразийского Союза Христиан Веры Евангельской» (зарегистрированное братство) сказано: «Мы верим, что для совершения служения в церкви Бог поставляет: Апостолов ( Еф. 4, 11, 12 ), Епископов ( 1Тим. 3, 1 – 7 ), Пресвитеров ( Тит. 1, 5 ), Пророков ( Еф. 4 , И – 12), Евангелистов ( Еф. 4, 11–12 ), Учителей ( Еф. 4, 11–12 ), Диаконов ( 1Тим. 3, 8 – 13 )» 88 . К священнодействиям в церкви они относят: бракосочетание, молитву благословения детей, молитву о больных, рукоположение 89 . 2. О Священном Писании и Предании Церкви «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2, 15 ). «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес. 3 , в). «Мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, перед Богом, во Христе» ( 2Кор. 2, 17 ). «Во всех посланиях... есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибли превращают, как и прочие Писания» ( 2Петр. 3, 16 ). Движение пятидесятников, как мы могли убедиться выше, есть разновидность протестантизма. Как и прочие протестантские деноминации, пятидесятники строят свое вероучение на трех главных основаниях: исключительном авторитете Священного Писания, спасении личной верой и принципе всеобщего священства. Каждое из этих положений у пятидесятников помимо общепринятого протестантского содержания имеет еще и свои конкретные особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

В. Какое особенное преимущество Церкви Божией перед всеми сектами? О. То, что в Церкви Православной хранится Христова истина. О Церкви Божией говорит Ап. Павел, что она есть «столп и утверждение истины» (Тим.3:15). В. Неужели помимо Церкви Христовой нельзя узнать истину? О. Нет, нельзя, потому что не только на земле, но и на небе истина возвещается Церковью . " Ныне, говорит Ап. Павел, соделалась известною чрез Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:10 ). В. Как хранится в Церкви истина Христова? О. Она хранится в Св. Писании и в Св. Предании . Ап. Павел так научает нас: «братия, стойте и держите предания , которым вы научены или словом , или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ), то есть, значит, научение устное и письменное. В. Какие в Церкви Христовой есть Св. Писания? О. Ветхозаветные и Новозаветные. Ветхозаветные достались от Ветхого Завета, а Новозаветные Церковь получила от Св. Апостолов. В. Как Церковь получила от Апостолов писания их? О. Сначала Апостолы только проповедовали всюду христианство устно, а потом, не имея возможности быть лично у христиан, писали им свои письма. Эти письма сохранила Церковь , и из них составилось Св. Писание. В. Заключается ли все Христово научение в Писаниях? О. Нет, не заключается. В Писаниях только часть научения Христова, а остальное все хранится в Предании. Поэтому-то Ап. Павел и хвалит христиан за сохранение предания: « Хвалю вас, братия, пишет Апостол, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). В. Что же такое Св. Предание? О. Священное Предание – это все истины Божии, которые не записаны в Писании, но сохранены Церковию от Христа и Апостолов и под руководством Св. Духа изложены в определениях и указаны в правилах Святыми Отцами на Святых Соборах Церкви Божией, а также сохраняются в православном Богослужении. В. Как же Апостолы повелевают относиться к сектантам, неразумно отвергающим Св. Предание? О. Ап. Павел пишет: «завещаваем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякаго брата, поступающего безчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам» ( 2Фес.3:6–7 ). 11. В Христовой Церкви Православной есть истинное священство

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В покаянии воспринимается дорогая благодать Божья. Здесь христианин уподобляется смерти Христовой. «Поэтому, когда я призывал к покаянию, я не делал ничего другого, как призывал быть христианином» (Лютер. Большой катехизис). Послушание пронизывает всю жизнь общины. Здесь, основанная на служении милосердию, присутствует иерархия. Источником всех упражнений в воспитании остается проповедь Слова. Она не ограничивается молитвенным собранием, более того, для служителя она нераздельна с его личным заданием. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим 4:2;). Это начало послушания. При этом должно быть ясно, что наказываться могут только те грехи, которые будут явны: «Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии» (1Тим 5:24;). Таким образом, общинная дисциплина становится смягчением наказания Страшного суда. Если отказаться от надзора за послушанием уже здесь, на первой ступени, т. е. в повседневной пастырской службе, то все дальнейшее будет поставлено под вопрос. Вторая ступень — братское увещевание членов общины, научайте и вразумляйте друг друга (Кол 3:16; 1Фес 5:11,14;). К увещеванию относится утешение малодушных, перенесение слабостей больных и терпение ко всем (1Фес 5:14;). Только так ежедневная рутина может предотвратить ежедневные искушения и разлад в общине. Где более не живо это братское служение в общине, там труднодостижима следующая ступень. Если брат впал в открытый грех словом или делом, тогда община должна иметь силы применить к нему дисциплинарные меры. Но и это долгий путь: община должна вначале преодолеть себя, отделить себя от грешника, «…не сообщайтесь с ним» (2Фес 3:14;), «уклоняйтесь от них» (Рим 16:17;), «с таким даже и не есть вместе» (причащаться?) (1Kop 5:11;), «Таковых удаляйся» (2Тим 3:5; 1Тим 6:4;). «Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа (!), удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Фес 3:6;).

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

В результате всего вышесказанного Предание видится как явление совершенно не подверженное философии и пустым обольщениям, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (ср.: Кол.2:8 ). Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:20–21 ). Итак, Предание и Писание – это не две отличные друг от друга реальности, но разные формы познания и выражения истины 370 . Постановления Соборов, иконография, литургика соотносятся с Преданием так же, как Священное Писание. Стоит лишь добавить, что Писание является самым авторитетным источником 371 . Божественное происхождение Предания осознавалось Церковью с начала Её создания. Апостол Иоанн свидетельствует, что Христос передал ученикам слово Своего Отца: Я передал им слово Твоё ( Ин.17:14 ). Апостол Павел наставляет общины быть внимательными к тому, что они услышали, чтобы не отпасть от спасения. Проповеданное Христом, затем в нас утвердилось слышавшими от Него ( Евр.2:1–3 ). Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). Завещаем же, вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию ( 2Фес.3:6 ). Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Таким образом, мы видим, насколько важным было Предание для самих апостолов. Их отношение к Преданию, как к данному Самим Христом и необходимому для стояния в Истине, не вызывает сомнения. Делая вывод из вышесказанного, можно отметить следующее. Позиция баптизма относительно исключительности и самодостаточности Писания не подтверждается самим Писанием. Их методы – вырывание фраз из контекста, присвоение частному значения общего – также показывают богословскую ограниченность их позиции. В общем и целом, в отношении к Писанию и Преданию у баптистов наблюдается уже отмеченный юридический и формальный подход. При этом, являясь заложниками своего протестантского происхождения, баптисты склонны всё упрощать и отбрасывать, а именно то, что было отброшено их реформаторскими предками в борьбе с католицизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Священном Писании нет подробных указаний, как совершать, согласно практике Апостолов, Таинства и другие священнодействия, как отправлять Богослужение, как соблюдать обряды в чистоте их первоначального установления. Так, например, о Таинстве Крещения мы знаем, что для него необходима вода ( Ин.3:5 ), что во время его совершения произносятся слова «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ), но ничего не сказано, как именно совершать это Таинство, какие читать молитвы и т. д. Равным образом и о святом Таинстве Причащения читаем, что Господь на тайной вечере взял хлеб, и, благословив, преломил его; потом, взял чашу, благодарил и повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19–20 ), но как именно совершать это Таинство, какими словами благодарить, как благословлять и преломлять, в Священном Писании не объяснено. Апостол Павел пишет: «прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» ( 1Тим.2:1–2 ). Но какие это должны быть молитвы, прошения? Говорит он также, что богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно» (в слав. тексте – «по чину») ( 1Кор.14:40 ). Но как именно и по какому чину? Все эти сведения сохранились только в Священном Предании. Ввиду такой важности Священного Предания апостолы заповедовали христианам почитать его наравне со Священным Писанием. «Братия, – пишет апостол Павел фессалоникийцам, – стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить», – повелевает апостол Павел Тимофею ( 2Тим.2:2 ). «Хвалю вас, братия, – замечает тот же апостол коринфяням, – что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). Фессалоникийцам апостол Павел говорит еще и следующее: «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес.3:6 ). «Не уменьшай его, – поучает святых Иоанн Златоуст о предании, – оно – не твое; тебе вверено чужое; не убавляй его» (св. Иоанн Златоуст . Творения, 1905, m.II, с. 752).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

В Священном Писании этот момент четко связан с возобладанием и торжеством зла, греха и диавола во всех сферах человеческой жизни. Именно это сделает бессмысленным дальнейшее существование нынешнего мира. «Настанет некогда время, – учит прп. Антоний Великий , – и человеки вознедугуют. Увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам» 792 . В церковной традиции существует и другое мнение, не противоречащее вышесказанному, что конец этого мира и Второе пришествие Христа наступит, когда количество праведников в ином мире достигнет определённого числа: И сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Откр. 6:11 ). Иногда высказывается предположение, что это число соответствует количеству отпавших от Бога ангелов. Возможно, что это и так. Подобная мысль не противоречит церковному вероучению, но не имеет достаточных богословских оснований в Священном Предании и может рассматриваться только как частное богословское мнение. 3. Признаки Второго пришествия Христа Рассмотрим важнейшие признаки духовной деградации человечества, которая завершится Вторым пришествием Спасителя. Священное Писание содержит несколько мест, где довольно подробно описываются последние события в жизни нынешнего мира. В Ветхом Завете говорится об этом у пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. В Новом Завете самые важные места – Мф., гл. 24–25; Лк., гл. 21; Мк., гл. 13; 1Фес., гл. 5; 2Фес., гл. 2; Откровение (Апокалипсис) апостола Иоанна Богослова. Многие будущие события описаны образным языком через символы (особенно в Апокалипсисе), так что в прочтении и понимании этих текстов могут быть расхождения даже в рамках церковной традиции. Однако эти описания в целом по смыслу достаточно сходны, поэтому их можно обобщить и выделить главные признаки Второго пришествия Христа. 1. Отвержение или искажение христианства. Имеется в виду торжество секуляризма, агностицизма, атеизма и отступление от христианства народов, ранее принявших веру в Иисуса Христа. Нечестие последних времен апостол Павел называет отступлением – апостасией (ποστασα): Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не придет,] доколе не придет прежде отступление ( 2Фес. 2:3 ). Христианство будет либо отвергаться, либо приниматься только в искажённом виде, в котором будет оправдана греховность человека или вообще уничтожено понятие греха. Такое лжехристианство позволит человеку удовлетворять любые греховные страсти и при этом считать себя хорошим и даже праведным: Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху ( 2Тим. 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010