Не удалось извлечь искомое из базы (((

Святая и непорочная Дева, выразив вестнику Господню этими словами свое послушание, прекратила беседу. А что присоединим от себя Деве мы? Какие составим в честь Неё радостные восхваления? Какие иные, как не те, основание коих дал нам впервые архангел Гавриил, сказавши: «Радуйся, благодатная: Господь с тобою, благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего» ( Лук. 1, 28. 42 ). Радуйся, потому что из Тебя воссияло нам солнце правды, которое осветило небесный мир и земной, разогнало мрак греха и облистало вселенную сиянием благодати. Радуйся, благодатная, потому что Ты, невозделанно возрастивши нам душепитательное древо, истребила семена отрасли душевредной. Радуйся, потому что Ты даровала нам живоносный хлеб в спасительную снедь, истребив, как квас ( Исх. 12, 15 ), пагубу снеди смертоносной. Радуйся, потому что Ты возрастила нам плодоносное древо жизни ( Апок. 22, 14 ), иссушившее побеги древа снеди ( Быт. 3, 6 ) и даровавшее сладость познания. Радуйся, благодатная, потому что Ты сохранила «многоценен бисер» ( Матф. 13, 46 ) и распространила богатство спасения «в концы вселенныя» ( Псал. 18, 5 ). «Благословенна Ты в женах», потому что воззвала последствие падения жены, изменив поношение греха в похвалу рода, – потому что некогда Создавший из девственной земли Адама ныне в Тебе, Дево, воссоздает человека, потому что Ты, соткавши из плоти одеяние Слова, покрыла наготу первозданного ( Прем. 7, 1 ). Но зачем мне перечислять в отдельности? «Радуйся, благодатная», потому что с Тобою совершилось дело вышечеловеческое и ради Тебя на нас обильно излились щедроты всяческих благ. И ныне ты, Дево и Матерь, яви нам новое и чудесное деяние – подаждь нам Свое заступление и предстательство, пошли свою помощь и защиту. Твоего верного раба и нашего благочестивого царя 2 добродетелью и благочестием утверди, богомудро руководя в управлении кормилом настоящего царства и соделывая наследником будущего царства Христа истинного Бога нашего, Твоего Сына и Господа ( 1Иоан. 5, 20 ; Иуд. 1:4 ; Иак. 2, 5 ); того же царства да будет даровано достигнуть и всем нам благодатию и человеколюбием Христа истинного Бога нашего, бессеменно зачатого, несказанно во чреве возросшего и неизъяснимо рожденного. Яко «Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его» ( Псал. 99:3 ), и Ему прославление и поклонение воссылаем с собезначальным и единосущным Отцем, с живоначальным, единосущным и совечным Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Поревнуйте мудрым девам, которые наполнили елеем светильники свои и готовые вошли с женихом своим в чертог и радость вечную. Боюсь и трепещу, возлюбленные, чтобы кто из вас не остался за дверьми, как пять других дев, и не услышал этого страшного и грозного определения: отойдите от Меня, не знаю вас. Страшась этого определения и желая услышать вожделенный глас: приидите благословенные Отца Моего, внидите в радость Господа своего, – смирим себя здесь, братия, да вознесемся там, восплачем здесь, да утешимся там; будем алкать и жаждать здесь, да насытимся там; помилуем здесь, обретем милостивым Бога там». Словами Писания показав необходимость терпения ( Иак. 1, 2–4. 12 .), добрых дел (2, 19 – 24) и любви к ближним ( 1Иоан. 1, 4 – 7. 4, 16 – 21, 5, 1–3 ), Савва продолжает: «Сия есть победа, побеждающая мир – вера, надежда, кротость, терпение, горячая молитва со слезами, а паче украшение ангельское, т.е., чистота и целомудрие, послушание с самоукорением, и любовь, по которой сошел к нам Сын Божий. К этому приложите незлобие, не дети бывая умом, но злобою младенчествуя, и, верую в Сына Божия, что вы обрящете милость и живот вечный и здесь неоскудеваемую пищу… Если же кто из вас, братия, ленив, как я окаянный, ленивый, сонливый, немощный, воспряни, возлюбленный, и покайся и помысли о благах, которые обещал Господь. Вы знаете, возлюбленные, что претерпевшим злострадание уготована от Господа слава и честь, а ленивым, нерадивым и любящим покой телесный – вечная мука. Но как слава мира сего ничто пред славой будущего века, так и мука мира сего ничто пред вечными муками, которых трепещет сам сатана. Помыслив о сем и укрепившись о Господе, станьте крепко против лености, и, отвергши всякую гордость, с кротостью примите сие истинное слово, могущее спасти души ваши; будьте творцы слова, а не слышатели только. Я написал вам, как должно поступать. Положите это писание, как некое мерило, не только для вас, но и для тех, которые будут после вас в обители; здесь показано нужное для души и для тела, дабы взирая сюда и исполняя, вы могли проводить непорочно житие ваше, имея помощником Бога и Его Пречистую Матерь нашу Владычицу и Благодетельницу, хадатайствующую о душах наших к Сыну Своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

3) На все времена, т. е. от самого начала падения человеческого до кончины мipa. Посему-то – а) Христос называется, с одной стороны, агнцем, заколенным в очах Божиих от сложения мipa ( Апок. 13, 8 ); а с другой – первосвященником вечным ( Евр. 7, 21 ), который не имел нужды множицею страдати от сложения мipa, но единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою своею явися (9, 26), и единем приношением совершил есть во веки освящаемых (10, 14). Равным образом – б) и искупление, Им совершенное, называется вечным: Христос пришед архиерей грядущих благ, ни кровию козлею ниже телчею, но своею кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый (9, 11. 12); в) и священство Его – непреходящим: сей, занеже пребывает во веки, непреступное имать священство, темже и спасти до конца может приходящих чрез него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них (7, 24. 25; снес Рим. 8, 34 ). Как понимать это ходатайство за нас Христа Спасителя на небеси, – объясняют: Св. Григорий Богослов : «ходатайствовать значит здесь ( Евр. 7, 25 ) предстательствовать ( πρεσββειν) за нас в качестве посредника, как и о Духе говорится, что Он ходатайствует у нас ( Рим. 8, 26 )… Так и ходатая имамы Иисуса ( 1Иоан. 2, 1 ), не в том смысле, что Он унижается пред Отцом и рабски припадает: да будет далека от нас такая подлинно рабская и недостойная Духа мысль! Несвойственно и Отцу сего требовать, и Сыну терпеть сие, да и несправедливо думать так о Боге» 385 . Бл. Феофилакт болгарский : «некоторые под изречением: ходатайствовать о нас понимали то, что Иисус Христос имеет на Себе тело (а не отложил его, как пустословят манихеи): это самое и есть ходатайство и предстательство Его пред Отцем. Ибо, взирая на сие, Отец воспоминает о той любви к человекам, ради которой Сын Его принял тело, и склоняется к милосердию и милости» 386 . 4) На весь мip вообще. Хотя Христос Спаситель умер собственно за падший род человеческий, почему и называется ходатаем Бога и человеков (Тим. 2, б); но так как целию Его искупительной жертвы было потребить не только грех, но и все следствия греха, а следствия грехопадения простирались на весь мip; то и следствия искупления простерлись на весь мip, как духовный, так и вещественный.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ознаменовавши бесчисленным рядом чудес самое появление своё в мире, Христианство с тех пор уже никогда не преставало свидетельствовать о себе подобными же чудесами. То, что представляет нам история Христа-Спасителя в доказательство божественности Его веры, что представляет потом история св. Апостолов, то же самое находим мы и во всей истории Его Церкви. 1) Господь Иисус, как Богочеловек, и св. Апостолы, как облечённые от Него силой свыше, отличались высочайшей мудростью, которой они не приобретали никакими человеческими средствами. Были в Церкви Христовой и впоследствии мужи, которые, без всякого мирского образования, посрамляли и удивляли своей мудростью самых великих мудрецов языческих, имели дар сердцеведения, могли видеть происшествия, отделённые от них великими пространствами и пр. 313 . 2) Господь Иисус и, следуя примеру Его, св. Апостолы отличались высочайшей святостью, необыкновенным самоотвержением из любви к Богу и ближним. Многие Христианские девственники и всех последующих веков, бесчисленные Христианские мученики и мученицы, Христианские подвижники, аскеты, столпники, юродивые, молчальники и другие также представили образцы изумительного, почти невероятного самоотвержения и совершеннейшей любви к Богу и ближним. 3) Господь Иисус и св. Апостолы совершили многочисленные чудеса. В Церкви Христовой дар чудотворений не прекращался никогда: вся история её и, в особенности, история бесчисленных подвижников её преисполнены чудесами 314 . Чудотворные мощи и останки Святых, чудотворные иконы и чудесные действия самой воды, освящённой Церковью, какие мы видим и в наши времена, служат очевиднейшим доказательством той же непреложной истины. 4) Господь Иисус и св. Апостолы пророчествовали: дар предвидения находим в Церкви и во все последующие времена. В числе Святых известен даже особый класс людей, именуемых Церковью прозорливыми за их многоразличные предсказания и прозрения в глубину души человеческой... Словом: и в настоящее время, рассматривая внимательнее судьбу Христианства, мы можем находить в ней те же неоспоримые свидетельства его Божественного происхождения, какие представлял на это сам Христос-Спаситель. И каждый христианин, в особенности, если только решится быть и действительно соделается истинно верующим, может на самом себе познать, подобно другим истинным Христианам, всю силу этих свидетельств. Т. е может стяжать от Господа и высочайшую мудрость, и дар чудотворений и предвидения, и совершать великие подвиги самоотвержения из любви к Богу и ближним ( Матф. 17, 20 ; Иоан. 7, 17 ; 1Иоан. 2, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Гл. 2, ст. 1. Безответен ecu, о человече, всяк судяй: имже бо судом судиши друга, себе осуждавши: таяжде бо твориши судяй. Этими словами пользуются еретики для того, чтобы отвергать гражданские суды, в которых одни люди являются судьями других. Но апостол запрещает судить человеку, который сам виновен в том же, в чем и осуждаемый; в гражданских же судах судят люди, не виновные в тех преступлениях, в которых обвиняются подсудимые. Но ты скажешь: каждый человек в чем либо виновен. На это мы ответим вопросом: как же, по слову апостола, святые будут судить миру ( 1Кор. 6:2 ), хотя, конечно, и они в чем либо виновны были пред Богом, в чем либо согрешили ( 1Иоан. 1:10 )? И апостол Петр сам говорил Христу: изыде от мене, яко муже грешен есмь ( Лук. 5: 8 ); а между тем и ему сказано вместе с прочими апостолами: завещаваю вам – царство. Да ясте и пиете на трапезе моей во царствии моем: и сядете на престолех, судяще обоимнадесяте коленом Израилевым (22:29–30). Апостолы будут судить не по своей воле, а потому, хотя и не чужды они греховности, однако не будут виновны в осуждении, как исполнители воли Христа, насаждающего их на престолы для суда ( Откр. 4:21 ). А из этого вытекает, что, когда люди судят не по своей воле, они не виновны (подобно тому, как невиновны были, по суду Самого Христа, ветхозаветные священники, когда в храме нарушали субботний покой, исполняя постановления о жертвах; Мф. 12:5 ). Невиновны и те судьи, которые в гражданских судах судят по установлению богоучрежденной власти ( Рим. 13:1–2 ). Сам апостол Павел искал суда кесарева ( Деян. 25:11 ). Ст. 17–24. Не поставляется в грех ни учить других (ст. 21), ни хвалиться Богом (ст. 17), ни знать волю Его, разумея лучшее (ст. 18), но поставляется в великий грех , зная волю Божию, хвалясь Богом, уча других, самому совершать преступления (ст. 22). Не отменяется учительство, но учителям вменяется в обязанность быть первыми исполнителями проповедуемого ими закона. Гл. 3. ст. 31. Закон ли разоряем верою? да не будет: но закон утверждаем. Эти слова апостола имеют такой же смысл, как и слова Самого Господа: не мните, яко приидох разорити закон или пророки, не приидох разорити, но исполнити ( Мф. 5: 17 ). Господь указал нам в Евангелии новый способ оправдания чрез веру, однако чрез это не разорил, не упразднил ветхозаветного закона, но восполнил его и утвердил, во-первых, потому, что верою оправдывались и в Ветхом Завете, как это доказывает ап. Павел в гл. 4 посл., к Римл., а во-вторых потому, что как в Ветхом Завете, так и в Новом, вместе с верою человека служат к нашему оправданию и другие средства, Самим Богом установленные, – крещение, исполнившее обрезание, евхаристийная жертва, исполнившая кровавые жертвы, и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

В 3-й «Песни» недостает начала. Сохранившийся текст гласит:… облекаюсь я и Его члены (по другому чтению: «мои члены») суть у Него (ср. Еф., 4след.), к Нему прилепляюсь я, и Он любит меня. Ибо не в состоянии был бы я любить Господа, если бы Он меня прежде не возлюбил (ср. Иоан., 14:21; 1Иоан., 4:19). Кто в состоянии говорить о любви, кроме того, кто любит. Я люблю Возлюбленнаго, и моя душа любитъ Его, и где – Его покой (т.е. место покоя), – там и я нахожусь также; не пришлец я, ибо нет никакой зависти у Господа, Высочайшаго и Милосердаго. Я соединился (с Ним; собств. примешался (к Нему), ибо любящий нашел Возлюбленнаго. Так как я Его, Сына, люблю, соделаюсь я (и сам) сыном (ср. Иоан., 14:21). Ибо прилеппляющийся к тому, кто безсмертен, в свою очередь, становится безсмертным. И кто имеет благоволение у «Жизни» (или – у «Живаго», «Имеющаго Жизнь») будет живым (ср. Иоан., 6:57)». – Отдел, начинающийся словом «сын», представляется Гарнаку «как бы неожиданным выстрелом из револьвера» и разрушающим всякую связь, т.е., – заключает он, – интерполированным 37 . Однако течение мыслей в этой «Песни» представляется понятным, если и не предполагать интерполяции. Теснейшее соединение с Господом – мысль совершенно ясно и определенно выраженная в христианстве с самого начала, впоследствии же она была раскрыта детально и с настойчивостью у христианских мистиков, особенно у препод. Макария Египетского . Harnack сам указывает аналогии этой мысли в 1Кор., 6( κολλμενος τφ κυφ ν πνεμ στιν) И 2Петр., 1( κοινωνο θεας φσεως). Но с христианской точки зрения теснейшее единение с Богом осуществляется не иначе, как посредством соединения со Христом, – как это выражено впоследствии, напр., и у препод. Макария Египетского . При таком понимании данного места речь о «сыне» ни мало не нарушает последовательного и связного течения мыслей, и посему не оказывается никаких препятствий считать III-ю «Песнь» не за первоначально иудейское произведение, но за христианское поэтически-мистическое молитвенное излияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/n...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

После Вознесения Господня и Сошествия Св. Духа, св. Иоанн в течение 15-ти лет не оставлял Иерусалима, до блаженного успения Божией Матери. Он с Петром и Иаковом принимал деятельное участие в устройстве Иерусалимской Церкви и вместе с ними считался одним из столпов ее ( Гал. 1:9 ). Для низведения на крещенных самарян Духа Святого св. Иоанн отправился к ним вместе со св. Петром ( Деян. 8:14 ). Позже он направился с проповедью в провинции Малой Азии, основался в Ефесе, откуда управлял всеми церквами Малой Азии. Из Ефеса он был сослан на остров Патмос, при императоре Домициане, после того как чудесно сохранил жизнь, будучи ввергнут в котел с кипящим маслом. В ссылке он написал свой Апокалипсис – Откровение. Позже он возвратился в Ефес и в конце 1-го века написал свое Евангелие и три послания. Он оставался девственником и почил несколько загадочной смертью в начале 2-го века в г. Ефесе. Не называя себя в послании, св. Иоанн говорит о себе, как об очевидце и самовидце событий земной жизни Господа Иисуса Христа ( 1Иоан.1:1–4 ). Первое соборное послание написано после Евангелия от Иоанна: «Что было от начала, что мы видели и слышали, возвещаем вам» ( 1Иоан. 1:1–3 ), и, вероятно, – в Ефесе в конце 1-го столетия. Оно было написано для христиан малоазиатских церквей, давно основанных и состоявших по преимуществу из бывших язычников (см. 1Иоан. 5:21 ). К тому времени в Малой Азии умножились гностические учения, сменившие обрядовое иудейство и грубое язычество, против которых боролись апостолы Иуда, Петр и Павел. Лжеучители-гностики отвергали Божество Иисуса Христа и достоинство Его, как Спасителя мира, отвергали действительность Его воплощения; они либерально относились к порокам, утверждая, что знание дает человеку право на полную свободу и нравственный разгул. Соответственно этому характер послания увещательный и обличительный. Цель послания – утвердить веру в Иисуса Христа, как Сына Божия, чтобы все получили через Него вечную жизнь и пребывали в Истине и Любви. Второе соборное послание . О назначении этого послания нет никаких достоверных сведений, кроме тех, которые содержатся в самом послании . Кто были по имени «избранная госпожа» и дети ее – неизвестно. Ясно только, что они были христиане. Что касается времени и места написания этого послания, можно думать, что оно написано тогда же, когда было написано первое, и в том же Ефесе. Второе Иоанново послание имеет только одну главу. В нем апостол выражает радость свою, что дети избранной госпожи ходят в истине, обещает посетить ее и с настойчивостью увещевает не общаться с лжеучителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Странным и поразительным образом человечество с его научным прогрессом идет именно к тому образу жизни, который указан И. Христом в эсхатологической беседе и который воплотили некогда современники Ноя 649 . § 194. Антихрист и время его пришествие Слово «антихрист» употребляется в св. Писании в двояком значении; общем и частном или собственному В общем смысле этим именем означается всякий, кто отвергает, что Иисус есть Христос ( 1Иоан. 2, 22 ), т. е. Мессия-Искупитель, кто не исповедует Иисуса Христа, воплоти пришедша (4, 2; сн. 2Иоан. 7 ст.), т. е. Его богочеловечество и богосыновство, кто отвергает Отца и Сына, ибо всяк, отметаяйся Сына, ни Отца имать, а исповедаяй Сына, единосущного Отцу, и Отца имать ( 1Иоан. 2, 22–23 ). В этом смысле и ныне антихристы быша мнози (κα νν ντχριστοι πολλο γεγνασιν, – 2, 18; св. 4, 3). Такие антихристы есть и теперь, будет их много и впредь. Но эти антихристы суть только предшественники или предтечи антихриста в собственном или строгом смысле, о котором св. Иоанн говорит: слышасте, яко антихрист грядет ( ντχριστος ρχεται, – 1Иоан. 2, 18 ). Этот антихрист один, он еще не пришел, но явится пред кончиною мира. В отличие от антихристов в общем смысле, или антихристов-лжемессий, которые признают Христа, но только ложно истолковывают учение о Его лиц и Его евангелие, антихрист в собственном смысле – это такой последний, жесточайший противник и враг Христа и Его церкви, который всеми способами будет стараться разрушить дело Христово и вместе обманно выдавать себя за Христа. Это показывается и в самом греческом наименовании его – ντχριστος, которое означает противника или врага Христа, обманно выдающего себя Христом (предлог ντ в сложении с другим словом значить обыкновенно против, но значить также вместо) 650 . I. Учение об антихрист, как определенном, чрезвычайном противнике Христа и Его церкви, имеющем явиться лишь в последние времена, имело в разные времена, имеет и ныне не мало противников. Не признающими этого учения высказаны разные мнения по вопросу о том, кого же или что должно разуметь под антихристом, если не разуметь чрезвычайного врага Христова, которого воздвигнет диавол незадолго до второго пришествия Христова. Правильное решение этого вопроса имеет большую важность, так как от такого или иного решения его зависит то или другое понимание свидетельств Писания, в которых говорится о свойствах антихриста, деятельности, месте и времени его действования и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010