Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. ( ΘΕΟΛΟΓА A­ ΠΑ). 1. О Боге в самом себе. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.» 1 Иоанн 5:7. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Цер­ковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: “Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, – настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия”. 151 Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого ра­зума. Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим. 6:16 ); 152 б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных не­ведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ( Рим. 11:33–34 ; срав. Иоан. 1:18 ; 1Иоан. 4:12 ; Сирах. 18:3,4 ), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Матф. 11:27 ). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Неви­димый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям – а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим. 1:20 ; срав. Пс. 18:2–5 ; Прем. 13:1–5 ), а еще более – б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне ( Евр. 1:1–2 ; срав. Прем. 9:16–19 ), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти ( 1Тим. 3:16 ), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного ( 1Иоан. 5:20 ), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа исти­ны, который все проницает, и глубины Божии ( Иоан. 14:16–18 ; 1Кор. 2:10 ). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда ( Иоан. 1:18 ), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти ( 1Кор. 13:12 ), и ныне мы верою ходим, а не в и дением (2 Kop. 5:7). 153 Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Подробного сравнительно обзора Четвероевангелия в хронологическом порядке отдел первый I. Евангелие о пришествии в мир Христа-Спасителя Предисловие Евангелия Ин. (20,) 1. Достоверность Евангельской истории. а. Свидетельство очевидцев. Как уже многие начали описывать происшествия, известные между нами Как то предали нам первоначальные самовидцы и служители Слова (снес. 2Петр. 1, 16 . 1Иоан. 1. 2. 3 ): б. Предварительное исследование Евангельских событий. Рассудилось и мне, по точном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, – 2. Цель Евангельской истории. а) Сие же написано, – чтобы удостоверить тебя в том, чему ты был поучаем, дабы вы (есть, внимающие слову Евангельскому) уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и б) дабы веруя, имели жизнь во имя Его (см. 1Иоан. 1, 3. 4 ). 31– . . . . —31— –31. 1. Существенные свойства Сына Божия. Вечное бытие, рождение от Отца и Божеское достоинство. Оно было в начале у Бога. 2. Его действия. Творчество и Промысл. Все Им получило бытие и без Него не получило бытия ничто, что ни получило бытие. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит: но тьма не объяла его. 3. Его Предтеча. Был человек, посланный от Бога, именем Иоанн. Сей пришел для свидетельства, чтобы засвидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Не сам он был Свет, но был послан, чтобы засвидетельствовать о Свете. 4. Его всегдашнее присутствие и действия в мире. а) До пришествия в мир. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Был в мире, и мир Им получил бытие, но мир Его не познал. б) По пришествии в мир. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть соделоваться чадами Божиими, Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 5. Воплощение Сына Божия и Его слава между верующими. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

С предисловием Святейшего Патриарха Варнавы. Содержание I. Спутаность понятий о спасении верой, различныя значения слова «вера». II. Условия рождения и сохранения веры. III. Два спасительных предмета Христовой веры. Первый – отрицание мира. IV. Положительное содержание спасающей веры во Христа.     «Что следует разуметь под «спасающей верой» по смыслу Божественного Писания», под таким заглавием автором был прочитан доклад на собрании общества религиозно нравственного просвещения 17 октября 1890 года в С.-Петербурге. Перепечатывается из полного собрания сочинений, том II, издание 2. И. Д. Тузова, 1911 года. Братству имени Преподобного Серафима. Даем благословение перепечатать главу: «Что следует разуметь под спасающей верой?» – из II тома полного собрания сочинений глубокого богослова-мыслителя и проповедника Блаженнейшего Митрополита Антония, известного не только в православном мире, но и в инославных богословских кругах. Эта перепечатка будет весьма полезна и своевременна для всех верующих православных, проникнутых теми же благочестивыми чувствами, которыми проникнут и автор этого замечательного сочинения. Патриарх Варнава. 1. Спутаность понятий о спасении верой, различные значения слова «вера» Кто не знает божественных словес о том, что мы спасаемся верой, что только в вере мы получаем оправдание, что через веру мы становимся чадами Божиими? Но многие ли из нас понимают значение этих истин? Многие ли из нас умеют их совместить с другими изречениями Божественного Писания, которые для людей непонимающих, могут представиться совершенно противоречащими этим, – каковы, например, слова апостола Иакова о том, что «человек оправдывается делами, а не верою только»? ( Иак.2:24 ). Да и независимо от этих слов, многие не могут понять, почему же для Бога может иметь цену, если я имею уверенность в Его бытии, которое не могут отрицать даже и бесы, враждующие против Господа и ненавидящие Его? Напротив, другие христиане с дерзкой настойчивостью утверждают, будто человек даже не смеет употреблять собственных усилий воли в борьбе со злыми страстями, а лишь должен углубляться умом в истины веры: одна вера его спасет без всяких его добродетелей. Как ни странно подобное представление, но и оно старается найти оправдание в словах апостола Иоанна: «всякий верующий, что Иисус Христос есть Христос, от Бога рожден» ( 1Иоан.5:1 ) и «всякий рожденный от Бога не грешит» ( 1Иоан.5:18 ). Итак, если на слова Священного Писания опираются мнения друг другу противоположные, то наш прямой долг – выяснить истинный смысл божественных глаголов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Том 2 → Аудио «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.» Еф. 2:20 . «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.» 1Тим. 3:15 . «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они.» 1Иоан. 4:1 . Содержание Введение. § 1. Долг православно-догматического Богословия. § 2. Понятие о христианских догматах, как предмете пра­вославно-догматического Богословия. § 3. Происхождение и раскрытие догматов в Церкви: источ­ники и образцы православно-догматического Богословия. § 4. Разные деления догматов и значение этих делений в православно-догматическом Богословии. § 5. Характер, план и метод православно-догматического Богословия. § 6. Первый период православно-догматического Богословия. § 7. Второй период православно-догматического Богословия. § 8. Третий период православно-догматического Богословия. Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. 1. О Боге в самом себе. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. § 10. Сущность и разделение православного учения о Боге в самом Себе. Глава 1. О Боге, едином в существе. § 11. Состав и порядок исследования. 1. О единстве Божием. § 12. Учение церкви и краткая история догмата. § 13. Доказательства единства Божия из Священного Писания. § 14. Доказательства единства Божия логические, какие употребляли святые Отцы и учители Церкви. § 15. Нравственное приложение догмата. 2. О существе Божием. § 16. Краткая история догмата, учение о нем Церкви и состав этого учения. § 17. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух. § 18. Понятие о существенных свойствах Божиих, их число и разделение. § 19. Свойства существа Божия вообще. 1. Беспредельность. 2. Самобытность ( αυτοσια, aseitas). 3. Независимость. 4. Неизмеримость и вездесущие. 5. Вечность. 6. Неизменяемость. 7. Всемогущество. § 20. Свойства ума Божия. 1. Всеведение. 2. Высочайшая премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

III. О СУЩЕСТВЕ И УСЛОВИЯХ САМОГО ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЮ § 195. Части учения Отвергая заблуждение протестантов, которые под именем оправдания или освящения человека благодатию разумеют одно прощение человеку грехов, хотя на самом деле они в нем остаются, и одно внешнее вменение ему праведности Христовой, хотя на самом деле он не делается праведным, а условием к оправданию и освящению признают одну только веру со стороны человека, православная Церковь учит: а) что освящение человека состоит в том, что он действительно очищается от грехов благодатию Божиею и при помощи ее соделывается праведным и святым; б) что вера есть только первое условие со стороны человека для его освящения, и, след., спасения, но – в) что, кроме веры, требуются для этого от человека и добрые дела (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 103; Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 9. 13. 16). § 196. Освящение человека состоит в том, что он действительно очищается от грехов благодатию Божиею и соделывается праведным и святым I. Справедливость этой мысли. а вместе и несправедливость той, будто, при оправдании и освящении человека, ему только прощаются грехи и только внешним образом вменяется праведность Христова, тогда как за самом деле он остается во грехах, очень раздельно представляет св. Писание, – 1) Когда говорит – а) о цели страданий Христа Спасителя: Христос возлюби Церковь , и себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю себе славну Церковь , не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна ( Еф. 5, 26–27 ); б) о плодах Его крестной смерти: кровь Иисуса Христа Сына Его очищает нас от всякаго греха ( 1Иоан. 1, 7 ), и той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мipa (- 2, 2); в) о предызбрании в Христе: якоже избра нас (Бог) в нем, прежде сложения мipa, быти нам святым и непорочным пред ним в любви ( Еф. 1, 4 ). Как же понимать эти изречения, если вся цель домостроительства Божия во Христе ограничивается тем, чтобы грехи наши были только прощены нам ради заслуг Искупителя, а не истреблены в нас?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

архиеп. Феоктист (Мочульский) Отделение первое. О Сущности Священного Писания § 1 Сущность или главный предмет Священного Писания : Бог Дух чистейший, единосущный и триипостасный. Существенные свойства всем ипостасем общие: Бог существом един, превечный, вездесущий, премудрый, правосуднейший, всеблагий, всемогущий, всесвятый. Ипостасные свойства: сей единый триипостасный Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, и сии три ипостаси едино суть существом. ( 1Иоан. 5:8 ). Триипостасного Божества действия внутренние и внешние. Внутренние предвечные, внутрь Божества сущие: Бог Отец не рожден ни исходящь; Бог Сын от Бога Отца предвечно 4 рожден; Бог Дух Святой от Бога Отца предвечно исходящь. Действия Божии внешние, ко всем тварям, а особливо к человеческому роду, паче же к верным относящиеся, суть всем трём Божиим ипостасям общая. § 2 Создание мира, искупление человеческого рода и будущий всемирный суд объемлют, сближают и сосредоточивают всю окрестность, все части Христианского учения, и соединяя начало времён и самую вечность, подают нам спасительное вразумление о временном и вечном блаженстве нашем и поучают нас, коликое зло есть грех , когда для избавления смертных от греха и казни предлежало снийти на землю предвечному Божиему Сыну, егоже глас землю тогда поколеба ( Евр. 12:26 ; Исход 19:18), когда Господь через Моисея на горе Синайстей Израильтянам преподавал закон; но законодавец сей устами Пророка Аггея вещает: еще единою потрясу небом и землею; ( Евр. 12:26 ; Аггея 2:7) потрясл Сыне Божий не токмо землёю, но и небом в первое своё на землю снисшествие во время своего от Преблагословенной Девы Марии рождения, во время своего спасительного на земли учения и своего на кресте страдания и смерти, во время своего воскресения, на небо вознесения и ниспослания Духа Святого на Апостолов: но еще единою потрясет во время своего на суд пришествия, да пребудут яже суть неподвижимая. ( Евр. 12:27 ) § 3 Вся в мире сем движима, вся изменяема: но учение о Христе и Церковь Христова от начала мира продолжается и продолжаться будет и в бесконечной вечности; поскольку Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки, ( Евр. 13:8 ) не токмо в рассуждении своей ипостаси, но и в рассуждении своей Церкви, которую препровождает Он от сложения мира через бури, вихри и волны до тихого на небесах пристанища, всем верным уготованного. § 4

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

Содержание    Братия, я хочу напомнить вам о том, что душеполезно и спасительно, поелику, дети, я должен руководить и учить вас, порученную мне паству, как пишет ап. Павел к Тимофею, еп. Ефесскому: чадо Тимофее! «учи, моли, запрети благовременне и безвременне» (2Тим. 4:2). Поэтому, дети, «пусть всякий из вас будет скор на слышание и медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией » (Иак. 1:19—20).    Прежде всего, дети, предлагаю вам притчу правдивых уст Спасителя, как Он сказал в Своем Евангелии: «вышел сеятель сеять семя свое. Одно пало при дороге, а другое упало на камень, а иное между тернием, а иное на добрую землю» (Лук. 8:5—8). Семя есть истинное слово Божие, а земля — сердца человеческия. Итак, дети, земля сердца вашего да не будет подобна тернистой почве, которая не способна приносить плода духовнаго, по лености и небрежности: или — каменистой, не боящейся Бога, и — почве при пути, т. е. пусть сердце не прилепляется к временным благам, и не делается достоянием диавола, и не попирается его ногами, от котораго да избавит нас Господь. Но да будет земля сердца вашего добра на принятие истиннаго слова Божия, Евангелия, принося плод духовный, одно тридцать, другое шестьдесят, и по сто (Матф. 13:8).    И опять другую причту предлагает Господь в Своем Евангелии: был некоторый хозяин дома; он насадил виноградник, обнес его оградою, построил башню, выкопал в нем точило, и поручил его виноградарям, чтобы они отдали плоды в свое время. Человек есть Христос Бог наш; Он с людьми жил ради нашего спасения, и по всему был подобен нам, кроме греха, как пишет знаменитый наш учитель, ап. Павел (Евр. 4:15). Если кто не признает Иисуса Христа Сыном Божиим, — во плоти пришедшаго Бога и человека, тот не от Бога, а от антихриста (1Иоан. 2:22). А «виноград насади» — это человечество. И «оплотом огради» — божественным законом. «Созда столп» — божественныя церкви. И «ископа точило» , т. е. пролил честную Свою кровь, ради нашего спасения, верующим для спасения и для получения Царствия небеснаго. «И поручил его виноградарям », т. е. св. апостолам и св. отцам, патриархам, и митрополитам, и епископам, и всему священническому чину, чтобы они, руководя надлежащим образом, и, научивши людей закону Божию, могли сказать во время втораго пришествия Христа Бога нашего: «Господи! вот — мы и дети, которых Ты дал нам» (Ис. 8:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2656...

Часть 1-ая. Бог-Троица 1. Христиане славят Бога-Троицу “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу” – вот слова, которые постоянно повторяются в Церкви. “Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа” – возглашает священнослужитель в начале Божественной Литургии. В Святой Церкви мы живем в Царстве Пресвятой Троицы. И в Пресвятой Троице – наша жизнь. Поэтому неудивительно, что наша высшая радость, ощущение и сознание полноты жизни выражаются хвалою Пресвятой Троице. Если же мы не всегда радуемся, вознося эту хвалу, то потому, что мы далеки от полноты совершенной жизни и недостаточно сознаем, что источник ее есть Пресвятая Троица. 2. Две тайны: Бог-Троица и Бог-Любовь Единому Богу поклоняются многие, в частности иудеи и магометане, а Богу-Пресвятой Троице – только христиане и в этом их великое преимущество. Тайну, что Бог, хотя и один, но Троичен в Лицах, открыл нам Иисус Христос . Он открыл нам и то, что “Бог есть любовь” ( 1Иоан. 4,8 ). Одна великая тайна помогает нам приблизиться к другой: Бог есть любовь, потому что Он Троичен в Лицах; и Бог Троичен в Лицах, потому что Он – любовь. Даже человеческая несовершенная любовь соединяет людей между собою как бы в одно существо, например, супругов, семью, друзей. Относительно людей – это больше слова, чем действительность. Но любовь Божественная безмерна и потому Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной любви, суть, действительно, один Бог , имеющий одну сущность и живущий одной жизнью. 3. Бог-Троица есть совершенное единство в любви Люди, которые верят только в единоличного Бога, представляют Его нередко суровым и деспотическим. Действительно, если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любит и кого любят. А в Пресвятой Троице, как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, так как каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. И Отец – Бог, и Сын – Бог, и Дух Святой – Бог. Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в любви, или союзом любви, потому что совершенны Любящие и совершенна Их любовь. 4. Жизненное значение догмата Пресвятой Троицы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

II. О ВСЕОБЩНОСТИ БЛАГОДАТИ И ОТНОШЕНИИ ЕЕ К СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА § 190. Части учения Вопреки заблуждениям калвинистов и янсенитов, будто Бог дарует благодать свою только некоторым людям, которых Он безусловно предопределил к праведности и вечному блаженству, и потому дарует благодать непреодолимую, православная Церковь учит – а) что благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределенных к праведности и вечному блаженству; б) что предопределение Божие одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению, не безусловно, а условно, и основывается на предведении того, воспользуются ли они, или не воспользуются, благодатию; в) что благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо, и – г) что, напротив, человек деятельно участвует в том, что совершает в нем и чрез него благодать Божия (Посл. восточн. патр. о прав. вере, чл. 3). § 191. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределенных к праведности и вечному блаженству Эта истина видна: 1) Из тех мест св. Писания, где говорится, что Бог есть равно Отец всех людей, иудеев и язычников ( Матф. 6, 9; 7, 11 ; 1Кор. 8, 6 ; Еф. 4, 6 ; Рим. 3, 29. 30 ), что Он благ всяческим ( Пс. 144, 9 ), и всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим. 2, 4 ). Если же Он, как всеблагий, отечески желает всем человекам спастися: то, без сомнения, Он всем им подает или готов подать и свою божественную благодать, без которой никто из грешников спастися не может. 2) Из мест Писания, утверждающих, что Христос Спаситель дал плоть свою за живот мipa ( Иоан. 6, 61 ), дал себе избавление за всех ( 1Тим. 2, 6 ), умер за всех ( 2Кор. 5, 15 ; Евр. 2, 9 ), и есть очищение о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мipa ( 1Иоан. 2, 2 ). Если же Христос умер за всех людей: то, несомненно, для всех их Он стяжал своею смертию и спасительную благодать. Если Он есть очищение о гресех всего мipa: значит, всему мipy Он и действительно подает спасительную благодать, без которой невозможно очищение грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

архиеп. Феоктист (Мочульский) Отделение четвёртое. О смысле Священного Писания § 26 Смысл в Священном Писании бывает Грамматический, Риторический, Логический, Аллегорический, Исторический, Пророческий и Приточный, притом буквальный и таинственный, но во всех сих смыслах есть точный разум истины, самым Богом нам предлагаемой через слова тогожде Писания, или через означения оных. Скажем прежде о смысле Священного Писания буквальном и таинственном. § 27 Смысл Священного Писания буквальный означается непосредственно через самые тогожде Писания слова; таков смысл в догматах веры и в заповедях Господних. 1) Рече Иисус Христос Искупитель мира ко Апостолам своим: Шедше в мир весь, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. ( Матф. 28:19 ) 2) Прием Иисус хлеб и даяше ученикам рече: приймите и едите, сие есть тело мое; и прием чашу, даде им глаголя: пийте от нея вси, сия есть кровь моя нового завета. ( Матф. 26:26–28 ) 3) Возлюбише Господа Бога твоего от всего сердца твоего, от всея души твоей, и всею крепостью твоею, и всем помышлением твоим, а ближнего своего яко сам себе. ( Лук. 10:27 ) Во всех оных текстах смысл буквальный, через самые слова означается; а ежели толковать оные тексты иносказательно к другому какому-либо значению: то таковое толкование, яко с Священным Писанием несогласное, православною Церковью неприемлемо. § 28 Догматы веры, заповеди Господни, благодатные таинства и Церковные обряды хотя иногда иносказательными словами в Священном Писании означаются: но смысл от Духа Святого в другом месте словами простыми предозначен, и нет ни единого догмата веры, нет ни единой заповеди Господней, которой не были бы объяснены буквально словами простыми Напр.: первое в мире о Мессии, Божием Сыне, Иисусе Христе благовестие, от Бога первым праотцам нашим по их падении предвозвещённое: Семя жены сотрет главу змиину, ( Быт. 3:15 ) объяснено в другом месте буквально простыми, словами: сего ради явися Сын Божий да разрушит дела диаволя. ( 1Иоан. 3:8 ) § 29

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010