Тогда люди подивятся не только доброму делу, но и скромности добродетеля (человека сделавшего добро). И поскольку человек, сотворивший добро и проявивший при этом скромность, делает и живет так, потому что является христианином, то люди и прославят Истинного Бога, чьи философско-нравственные принципы настолько совершенны и высоки, что предписывают его последователям не только делать добро, но и воздерживаться от получения похвалы и прославления за этот достойный поступок.    Совершать милостыню тайно нужно также и потому, что такой поступок вырабатывает в душе человека чисто христианские качества, такие как бескорыстие, смирение, любовь к ближнему, милосердие, удержание себя от гордыни, избежание похвал со стороны людей за совершение добра и самовосхвалений, недопущение корыстолюбия. А вышеперечисленные христианские качества облагораживают душу, украшают и улучшают жизнь человека, так как приводят наши сердца в более тесное общение с Богом.    Бог пребывает в душе человека в той степени, в какой душа признает Бога и верит в Него, то есть отдана Богу. Поэтому в душе человека, в которой пребывает Бог, не нужны похвалы людские. Так как наивысшей наградой человеку за его добрые дела будет внимание и забота Божия, потому что Бог заботится о людях, соблюдающих заповеди Его. “И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним” (1Иоан.3:22). “Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек” (Пс.124:1).    Иисус Христос в Своих наставлениях о милостыне указывает на то, что лучшим способом подачи милостыни является тайное творение милостыни, для того, чтобы люди восхваляли не человека, сделавшего милость ближнему, а Бога, создавшего данному человеку все условия для деланья милостыни. Потому что именно Бог и является первопричиной различных разновидностей добра и истинным настоящим источником всякой милостыни. А человек является всего лишь орудием, при помощи которого осуществляется милостыня, сотворить которую возможно только по воле Божьей, а не человеческой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«И часто мысль гигантская заводит Пружину пылкого ума... И если победишь противника уменьем, Судьбу заставишь пасть к ногам твоим с смиреньем - Тогда и сам Наполеон Тебе покажется и жалок и смешон». Суть титанизма - это соревнование, соревнование с человеком, с судьбой, с самим Небом - и в этом соревновании-игре титан всегда хочет быть первым. Жизнь титана - это бесконечный чемпионат, первенство, соревнование. Это мания величия, доведенная до крайних пределов , - до такого состояния, в котором титан ощущает себя сверхчеловеком, вершителем судеб человечества. Для него не существует никаких нравственных ограничений. «В каком указе есть закон иль правило на ненависть и месть?» - спрашивает Арбенин Звездича. Он имеет в виду только внешний закон, юридическое предписание (игра ведется всегда по внешним правилам), но он забывает внутренний закон: «Ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Иоан.3,15), «Мне отмщение Я воздам» (Рим.12,19). Власть над судьбой, над людьми для титана становится самоцелью, а человечество средством достижения этой цели, поэтому на пути к этой цели становится возможным все: ложь, клевета, подкуп, совращение и даже убийство (что значат несколько трупов, если речь идет о судьбах всего человечества). Бог дал жизнь человеку, поэтому никто, кроме Бога, не может и отнять ее у него. Но мания величия доводит человека до того предела, когда он поставляет себя на место Бога и берется решать последний вопрос: кому жить - кому умереть. Арбенин берет на себя ответственность за решение этого последнего вопроса, он воображает себя справедливым судией. Он берется решить вопрос о виновности Нины, берется судить ее, хотя сказано: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7,1). Но в этом суде он не ведает, как Бог, глубин человеческой души, он судит по внешнему, - по браслету. Ложная идея, порожденная браслетом, становится руководящим принципом для решения главного вопроса жизни - и теперь этой ложной идее Арбенин готов принести в жертву человеческую жизнь. Так Лермонтов показывает, что внешне убедительная логическая цепь не может быть руководящим принципом для решения нравственных вопросов и для суда над человеком.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/01/...

Бог пребывает в душе человека в той степени, в какой душа признает Бога и верит в Него, то есть отдана Богу. Поэтому в душе человека, в которой пребывает Бог, не нужны похвалы людские. Так как наивысшей наградой человеку за его добрые дела будет внимание и забота Божия, потому что Бог заботится о людях, соблюдающих заповеди Его. «И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» ( 1Иоан.3:22 ). «Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек» ( Пс.124:1 ). Иисус Христос в Своих наставлениях о милостыне указывает на то, что лучшим способом подачи милостыни является тайное творение милостыни, для того, чтобы люди восхваляли не человека, сделавшего милость ближнему, а Бога, создавшего данному человеку все условия для деланья милостыни. Потому что именно Бог и является первопричиной различных разновидностей добра и истинным настоящим источником всякой милостыни. А человек является всего лишь орудием, при помощи которого осуществляется милостыня, сотворить которую возможно только по воле Божьей, а не человеческой. Иисус Христос говорит также и о том, что человеку, сделавшему доброе дело в виде милостыни, не нужно афишировать свой добрый поступок. А сделать его тайно, нужно также и потому, что человеку добродетельному не нужно прославление и награда за его добрый поступок от людей. Так как прославит и наградит добродетеля Сам Господь лучше, чем это смогут сделать люди. Потому человек и должен творить свое доброе дело втайне. «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Эти слова Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. Человек, делающий добро другим людям, становится сопричастным добру так как соприкасается с ним. Человек, подающий милостыню другим людям, сам получит милость от Бога по закону воздаяния Божьего и как награду за исполнение Законов Божьих. Так и берега реки за то, что они служат руслом, никогда не остаются в убытке за свои труды. Потому что за то, что берега формируют это русло, они получают стократную благодарность от реки. Потоки чистой прохладной речной воды в поощрение берегам за их доброе дело дают им плодородный ил, поят и омывают землю берегов, как бы в награду за их труд по формированию и поддержанию форм и контуров речного русла. Прибрежная трава, напоённая свежей прохладной водой, отличается яркой зеленью, сочной окраской, а деревья пышной листвой. Цветы на прибрежных лугах поражают своим разнообразием, обилием, красотой и яркостью красок. И даже когда в засушливое лето жгучее солнце выжигает на лугах растительность, зеленая полоска травы у самой воды, указывая на путь быстрой речки, обрамляет её свежей, не вянущей и густой зеленью в награду за то, что вода реки дает траве жизнь и в засушливое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Омывшийся водой крещения от грехов получал утверждение во Христе, запечатление Богу и обручение Духа чрез рукоположение, которое вначале совершалось, как видно из истории апостольской, только апостолами, так что в тех случаях, когда недоставало сих, Дух Святый хотя и нисходил видимо на крестившихся, но без рукоположения крестившего ( Деян. 8:39 ). В конце второго или в начале третьего века рукоположение заменено помазанием мира. О нем упоминает первый Тертуллиан . Caro abluitur, caro ungitur, caro signatur, ut anima muniatur (De Res. c. 8). Покаяние частное ( Иак. 5:16 ; 1Иоан. 1:9 ) и общественное для обще-виновных соблазном преступников ( 2Кор. 6:5–11 ), конечно, сопровождалось и особыми делами благочестия по примеру Иудеев постом, молитвой, милостынями ( Евр. 6:4, 5, 6 ). К священству призываемы были или по откровению, как Тимофей: ( 1Тим. 4:14 ) не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества, или отделением начатков веровавшего язычества, поколику сие большую оказывало ревность к вере, как о сем пишет Климент Римский : κατ χραν κα πλεις κηρσσοντες (πστολοι) καϑστао τς παρχς ατν δοκιμζοντες τ πνεματι ες πισκπους κα διακνους τν μελλντων πιστεειν (1Epist. ad Corin.) или общим избранием всей церкви, как седмь диаконов ( Деян. 6:3–5 ). Были ли избираемы на степени священства по жребию, не известно. Пример Деян. 1:23–26 ничего в сем отношении не свидетельствует, поскольку здесь избрание было не на степень священства, но в служение апостольское и притом, как замечает Златоуст, πε οδ ο απστολοι πνεματος μετεκον (Hom. 5, in Tim). Впрочем кажется позволительно было только не из честолюбия и искать степеней священства, даже высших ( 1Тим. 3:1 ): верно слово: аще кто епископства хощет, добра дела желает. В случае избрания кого-либо церковью, требовалось, чтобы избираемый отличался особенными пред прочими верными достоинствами и был испытанный в вере и образе жизни. Требования сего рода для епископства и диаконства излагает ап. Павел 1Тим. 3:1–10 и Тит. 1:7–9 . Найденный достойным был посвящаем рукой апостолов ( Деян. 14:23 ) или и епископов ( Тит. 1:5 ) после общего пощения посвящающих и посвящаемого и молитвы ( Деян. 14:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Гл. 2, ст. 1. Безответен ecu, о человече, всяк судяй: имже бо судом судиши друга, себе осуждавши: таяжде бо твориши судяй. Этими словами пользуются еретики для того, чтобы отвергать гражданские суды, в которых одни люди являются судьями других. Но апостол запрещает судить человеку, который сам виновен в том же, в чем и осуждаемый; в гражданских же судах судят люди, не виновные в тех преступлениях, в которых обвиняются подсудимые. Но ты скажешь: каждый человек в чем либо виновен. На это мы ответим вопросом: как же, по слову апостола, святые будут судить миру ( 1Кор. 6:2 ), хотя, конечно, и они в чем либо виновны были пред Богом, в чем либо согрешили ( 1Иоан. 1:10 )? И апостол Петр сам говорил Христу: изыде от мене, яко муже грешен есмь ( Лук. 5: 8 ); а между тем и ему сказано вместе с прочими апостолами: завещаваю вам – царство. Да ясте и пиете на трапезе моей во царствии моем: и сядете на престолех, судяще обоимнадесяте коленом Израилевым (22:29–30). Апостолы будут судить не по своей воле, а потому, хотя и не чужды они греховности, однако не будут виновны в осуждении, как исполнители воли Христа, насаждающего их на престолы для суда ( Откр. 4:21 ). А из этого вытекает, что, когда люди судят не по своей воле, они не виновны (подобно тому, как невиновны были, по суду Самого Христа, ветхозаветные священники, когда в храме нарушали субботний покой, исполняя постановления о жертвах; Мф. 12:5 ). Невиновны и те судьи, которые в гражданских судах судят по установлению богоучрежденной власти ( Рим. 13:1–2 ). Сам апостол Павел искал суда кесарева ( Деян. 25:11 ). Ст. 17–24. Не поставляется в грех ни учить других (ст. 21), ни хвалиться Богом (ст. 17), ни знать волю Его, разумея лучшее (ст. 18), но поставляется в великий грех , зная волю Божию, хвалясь Богом, уча других, самому совершать преступления (ст. 22). Не отменяется учительство, но учителям вменяется в обязанность быть первыми исполнителями проповедуемого ими закона. Гл. 3. ст. 31. Закон ли разоряем верою? да не будет: но закон утверждаем. Эти слова апостола имеют такой же смысл, как и слова Самого Господа: не мните, яко приидох разорити закон или пророки, не приидох разорити, но исполнити ( Мф. 5: 17 ). Господь указал нам в Евангелии новый способ оправдания чрез веру, однако чрез это не разорил, не упразднил ветхозаветного закона, но восполнил его и утвердил, во-первых, потому, что верою оправдывались и в Ветхом Завете, как это доказывает ап. Павел в гл. 4 посл., к Римл., а во-вторых потому, что как в Ветхом Завете, так и в Новом, вместе с верою человека служат к нашему оправданию и другие средства, Самим Богом установленные, – крещение, исполнившее обрезание, евхаристийная жертва, исполнившая кровавые жертвы, и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

19. 20). Совет для духовника Служитель Таинства покаяния не должен думать, что он исполнил свой долг, если он скажет кающимся это или подобное сему. „Можно убеждать звуком голоса, говорит бл. Августин, но если внутри нет Того, Кто убеждает, то это будет пустой звук». Сей дух внутри убеждающий приобретается священником молитвою и частыми воплями и стенаниями пред престолом Господним, и святою жизнию. Если же священник будет чужд духа благочестия, то хотя бы он сравнился по красноречию с самыми знаменитыми ораторами, будет как медь звенящая и кимвал бряцающий. А если будет исполнен Духа благодати, то хотя бы был косноязычен, как Моисей, совершит великие дела. Дух Божий даст ему силу и крепость. Посему, когда приходит к Таинству покаяния грешник, в котором надобно возбудить сокрушение, то священник должен сердце свое вознести с молитвою к Богу, чтобы приобресть обращающуюся к Господу душу, моля и прося Господа, чтобы дал и слово и силу для обращения грешника к Нему. Духовник, если расположит кающегося к сокрушению, должен утвердить в нем благую решимость исправить себя, то напоминая о благости Господа, приемлющего с радостию истинно кающихся ( Лк.15:2–32 ; Пс.85:5,102:13 ), то утешая его Божественными обетованиями ( Иез.18:21,22 ; Мих.7:19 ; Ис.1:18 ; 1Иоан.2:1 ; Евр.7:2,5 ; Рим.8:34 ), то указывая ему средство обращения для лучшего начала дела и совершения его при помощи благодати Божией. Решимость впредь не делать грехов Искреннее сокрушение о грехах необходимо предполагает решимость впредь более не грешить и начать новую жизнь. Если кающийся истинно скорбит о своей виновности, то он должен решиться прервать связи с грехом, чего бы это ни стоило, отсечь все, что может увлечь его во вторичное падение. Спаситель сказал: «никтоже возлож руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» ( Лук.9:62 ). По отношению к кающемуся это не означает того, что будто он впоследствии уже не может подвергаться грехам, а то, что при исповеди необходимо он должен иметь твердое желание не повторять прежних грехов, возненавидеть их. Что сказали бы о преступном сыне, когда бы он оскорбленному им отцу сказал, вместо раскаяния: „я жестоко оскорбил тебя, отец мой, но я и впредь намерен также оскорблять тебя?» Эта дерзость была бы непростительная. То же делает и грешник, если не желает оставить грехи. Он как бы говорит Богу: „я тяжко оскорбил Тебя грехами моими, но и впредь стану делать то же, ибо я не могу не делать сего, мне приятно это». Святый Василий Великий так поучает: „не тот исповедает грех свой, кто сказал: «согрешил я», и потом остается во грехах, но тот, кто, по словам Псалмопевца: «обрел грех свой и возненавидел» ( Пс.35:3 ). Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнию крепко держится того, что разрушительно для жизни? Так, нет никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду и от извинения в распутстве, продолжающему жить распутно.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Грехопадение: древний обманщик 4 мин., 22.04.2014 Библейский рассказ о грехопадении использует самый простой, «детский» язык, чтобы помочь нам понять не только катастрофу, постигшую наш род на заре мироздания, но и природу греха как такового — греха, который мы совершаем здесь и сейчас. Третья глава библейской книги Бытия (если у Вас есть Библия, вы легко найдете это место), начинается с упоминания некого разумного нечеловеческого существа « Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог » (Быт 3:1) Змей, который появляется в этом рассказе, упоминается еще раз почти в самом конце Библии: « И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним » (Откр.12:9) Речь идет о сатане; и нам нужно немного остановиться, чтобы понять, кто это такой. Господь Иисус говорит о нем: « Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи » (Иоан.8:44) Существуют духовные силы зла, силы, противящиеся Богу и стремящиеся погубить человека, и Писание начинает разговор о грехе именно с них. За человеческим противлением Богу стоит некая нечеловеческая сила, тот, кого Библия называет диаволом (то есть клеветником) и сатаной (то есть противником). Господь приходит, чтобы разрушить дела этой силы: « Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола » (1Иоан. 3:8) Цель диавола — разрушить Божие творение, и, особенно, отношения человека с Богом; средство, к которому он прибегает — ложь. О чем эта ложь? Прежде всего, это ложь о Боге и Его слове. Об этом и рассказывает книга Бытия: « И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? » (Быт 3:1) На самом деле Бог этого не говорил; дьявол пытается представить заповедь Божию как неисполнимую и бессмысленно тиранскую. Какой смысл поместить людей в саду, полном прекрасных плодов, и запретить им есть эти плоды? Как вообще они могут прокормится, если все эти плоды им запрещены? Кто такой вообще этот Бог, который выступает с таким бессмысленным и жестоким запретом?

http://foma.ru/grexopadenie-drevnij-obma...

Проявления этого дара воздействовали преимущественно на сердце верных, этот главнейший орган религиозной жизни ( Деян. 10:32 ). Различение духов (διακρσεις πνευμτων). Св. Златоуст говорит, что «рассуждение духовом есть знание того, кто духовный (Духом Св. исполнен) и кто не духовный (от себя только говорит), кто пророк, и кто обманщик. В то время была великая опасность от лжепророков, потому что диавол всячески старался противопоставить ложь истине» 594 ). И сам апостол внушает не уничижать пророчества, но все испытывать и держаться лучшаго ( 1Сол. 5:20–21 ; сн. 1Кор. 12:3; 14:29 ; 1Иоан. 4:1–3 ). Роди языков (γνη γλωσσν) – дар говорить на разных языках (γλσσαις λαλεν), дотоле неизвестных, о котором Спаситель дал обетование верующим: языки возглаголют новы (γλσσαις λαλσουσι καινς), несомненно, языками чужеземных народов ( Марк. 16:17 ). В день Пятидесятницы в апостолах этот дар проявился в том, что они начаша глаголати иными языки (λαλεν τραις γλσσαις), якоже Дух даяше им провещавати, так что набожные люди из всякого народа под небом, внимая апостолам, с изумлением заявляли, что они слышат каждый собственное наречие (διλεκτος), в котором родились ( Деян. 2:4–11 ). Апостолам необходим был этот дар для выполнения данного им Господом повеления: шедше, научите... Ап. Павел говорит о себе: благодарю Бога моего, – я более всех вас (коринфских христиан) говорю языками (γλσσαις λαλν, – 1Кор. 14:8 ). Без сомнения, в этом же проявлялся дар языков и в верующих первенствующей церкви, о котором говорит ап. Павел в послании к коринфянам. Он свое «говорение языками» ничем не отличает от того же дара (глоссолалии) в верующих. Только желанием изгнать чудо из истории христианства и все выводить из естественных причин можно объяснить воззрение некоторых на дар языков, как на восторженную мало упорядоченную речь, состоявшую часто из одних неудобовразумительных звуков, и обязанную своим происхождением самой естественной причине – необыкновенной религиозной экзальтации. Древние учители церкви согласно утверждали, что дар языков как в апостолах, так и в верующих, выражался не в ином чем, как именно в способности по внушению от Св. Духа говорить на иностранных языках без предварительного их изучения 595 ). Об этом даре, как особенно видимом и поразительном, преимущественно ревновали верующие апостольских времен. Апостол умеряетъ эту ревность в пользу дара пророчества ( 1Кор. 14 гл.) 596 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Христианская надежда Видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Божия наречемся и будем... И всяк, имеяй сию надежду нань, очищает себе, якоже Он чист есть. 1Иоан. 3:1–3 Светлы и возвышенны истины христианского вероучения; в них содержится тайна духовной жизни человека и сила внутреннего развития его до той степени величия и совершенства, к которой предназначен он по своей природе, и на которой хочет видеть его всеблагой Бог, сотворивший его по Своему образу и подобию. Между тем есть в сокровенности человеческого духа темный помысел, не допускающий проникнуть этим истинам в самую глубину его, согреть и оживотворить его существо, воздействовать на него спасительным образом и принести в нем свои благодатные плоды, – помысел, противящийся всему божественному и святому, представляющий в ложном виде высочайшее Существо Божие, Его совершеннейшие свойства, всеблагие действия, Его спасительное промышление о мире вообще и в особенности о человеке, а с тем вместе превращающий умственный взгляд его на все прочее – происхождение мира, свое собственное бытие и назначение, и сообразно сему взгляду дающий направление всей его жизни и деятельности. Какой это помысел? Мы не осмелились бы и высказать его со всей ясностью и определенностью слова, если бы не вывел его наружу Сам Божественный наш Искупитель и не открыл общему сознанию мира христианского для рассмотрения всей его поражающей лжи и неосновательности, и для предостережения каждого верующего христианина от тех ужасных последствий, к которым ведет он. Об этом помысле мы читаем в евангельской причте, в которой представляется расчет одного господина со своими рабами, которым вверены были таланты. Вот что сказал один из них своему господину, при востребовании от него данного ему таланта: ведях тя, яко человек жесток еси, жнешь, идеже не сеял еси, и собираеши, идеже не расточал еси: и убоявся, шед, скрых талант в земли; и се имати твое 420 . Ответ в высшей степени замечательный, дающий ключ к разрешению всех заблуждений человеческих как умственных, так и нравственных, какие только были, есть и будут в истории человечества!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

328 . – Наконец, что касается благодатных воздействий таинства крещения, то они, по взгляду представителей американско – епископальной церкви, следующие: вчленение человека в мистическое тело И. Христа и являющееся результатом его возрождение (regeneration) человека и отпущение ему грехов (remission of sins) как первородного, так и личных ( Иоан. 1:12–13; 3:5 ; Тит. 3:5 ), в силу чего человек перестает быть ветхим ( Римл. 6:6 ; 1Иоан. 3:9 ) и преобразуется во образ Божий ( Пс. 16:15 ; Римл. 6:5; 8:29; 1 3:2). Это пересоздание однако же, по взгляду представителей американско – епископальной церкви, совершается постепенно, по мере того, как человек борется с личными грехами, могущими быть в нем после совершения указанного таинства. – Вторым следствием таинства крещения является, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, принятие крещаемого в число чад Божиих и наследников вечной жизни, сопровождающееся особенным отпечатком на духовном характере верующего, соответственно его новому состоянию. Проявляется эта особенность в духовном характере человека в том, что он освобождается от чувства рабской зависимости Богу и ощущает сыновне-близкие отношения к Нему ( Римл. 8:14–17 ; Гал. 3:26–29; 4:5–7 ; Ефес. 1:5 и пр.). – Последним действием таинства крещения является то, что это таинство дарует человеку способность (the capacity) к получению других таинств ( Мф. 3:2 ; Иоан. 3:5–6 ; Тит. 3:5 ; Ефес. 5:30 ; Римл. 8:13–15 ; 1Кор. 12 ) 329 . В силу всего высказанного таинство крещения, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, должно быть признано настолько необходимым, что без него совсем немыслимо спасение. По силе необходимости таинство крещения могут заменить, по их мнению, лишь во 1-х уповательное крещение (the baptisme of desire), т. e. совершенное покаяние человека пред Богом, соединенное с любовью по отношению к Нему, каковое покаяние explicitly включает в себя желание получить таинство крещения, во 2-х крещение кровью, т. е. мученичество за Христа, сопровождающееся искренним сокрушением человека в своих грехах и горячею любовью к Богу и как таковое включающее в себя также желание explicitly принять крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010