Στεφαν ς в 1Кор. 1, 16 : 56 , – в) цитат их Деян, 20, 29–30 соответствует чтению Сирского текста 57 . 8) Как по изложению, так и еще более по содержанию, апокриф представляет довольно искусную компиляцию новозаветных мест, преимущественно из посланий Ап. Павла, и особенно из 1-го к Коринфянам и к Галатам. Почти каждый стих ответного послания Апостола к Коринфянам стоит в близкой или отдаленной связи с разными местами канонических писаний Нового Завета, представляя или сокращенный и свободный перифраз или же буквальное заимствование. Составитель апокрифа усвоил содержание и стиль посланий Апостола Павла так хорошо, что это стало как бы его собственным достоянием. Он берет из посланий Ап. Павла мысли, в вероучительном отношении наиболее важныя и служащия к опровержению имеющихся в виду апокрифистом лжеучений, излагая их довольно стройно, кратко и ясно, – чем значительно превосходит рабскую и по содержанию незначительную компиляцию, представляемую посланием к Лаодикийцем 58 . Все эти соотношения между апокрифом и каноническими писаниями мы, насколько могли, указали в примечаниях к тексту апокрифа. Здесь отметим только некоторыя из них: II, 3 ср. Филипп. 1, 23 и 2, 27, – III, 1 ср. Филипп. 1, 9; Ефес. 1, 1  и др., – III, 2 ср. Галат. 1, 6 , – III, 4 ср. 1Кор. 11, 23 и Гал. 1, 17 , – III, 5 ср. Римл. 1, 3 , – III, 9 ср. Деян. 4, 24 , – III, 13 ср. Матф. 1, 18 сл. и Лук. 1, 25 сл, – III, 15 ср. Ефес. 2, 2.3 ; 1Тим. 5, 12 ; Лук. 1, 78  и др., – III, 24–28 ср. 1Кор. 15, 12 сл. и Иоан. 5, 29 , – III, 28–30 ср. Ион. 1, 2–12 и 2, 1–4,-III, 31–32 ср. Лук. 12, 28  и др. и Кор. 15, 13–23; 2Кор. 4, 14 , 4Цар. 13, 21  и др., – III, 33 ср. 3Цар. 17, 21; 1 Фессал. 4, 16; 1Кор. 15, 20.52  и др., – III, 34 ср. Гал. 6, 17 ; Филипп, 3, 8.11 и др., – III, 37 ср. Ефес. 2, 12 , – III, 38 ср. Матф. 3, 7  и др., – III, 32 по арм. и Ефр. ср. Иоан. 6, 53–59 и 63; 1Иоан. 5, 6–8  и др. 9) Желая придать измышленной переписке Апостола с Коринфянами вид подлинности, составитель апокрифа называет имена двух лжеучителей апостольского века, по поводу и против коих и представляется возникшею переписка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Еще: в X и XI гл. 1-го послания к девственникам Климент порицает некоторых девственников, которые слишком близко обращались с девственницами и вообще с женщинами, выдавали себя за учителей истины, хвастались своим знанием, а между тем учили пустому, сами не понимая того, что говорят, и только торговали и искали корысти именем Христовым. Не гностики ли – эти мнимые девственники и хвастуны-учители? Если да, то это новое доказательство древности, а пожалуй и подлинности посланий Климента. Против гностиков направляли уже свою речь и ап. Павел ( 1Тим. 1:4, 6:20 ; 2Тим. 2:17–18 и мн. др.), и ап. Иоанн ( 1Иоан. 4:1–3 и проч.); против них же направлен и отрывок, известный под именем втораго послания св. Климента к коринфянам. Наконец, и язык этих посланий может свидетельствовать о их подлинности. Хотя они найдены в первый раз на языке сирском, но нет никакого сомнения, что первоначально были написаны на языке греческом. Это доказывает множество эллинизмов, которые встречаются на каждом шагу в этих посланиях, и которые, между прочим, дали противникам их повод – утверждать, что они написаны кем либо из восточных, но отнюдь не римлянином. На том основании, что в этих посланиях не упоминается о гонениях на христиан, полагают, что они написаны между 91-м годом, временем вступления на римский престол Климента, – и 95-м, временем втораго гонения на христиан при Домициане. -HR- Редакция «Православнаго Обозрения», предпринявшая издание памятников древней христианской письменности, почему-то, оставила без внимания этот весьма важный памятник. Нам захотелось восполнить этот небольшой пробел. Мы перевели предлагаемыя послания из Bibliotheca veterum patrum... Andreae Gallandii (Venetiis, 1765). Здесь помещены и сирский текст и латинский перевод Ветштейна, с довольно обстоятельным предисловием самого Галланди. Галланди говорит, что прежде напечатания этих посланий он давал просмотреть их какому-то знатоку языков, Бонифацию Финетти, который и поделал в них кое-где свои подстрочныя замечания. Галланди напечатал и эти замечания, вместе с сирским текстом и переводом Ветштейна. В своем переводе мы указали и на эти подстрочныя замечания, и вообще старались переводить почти буквально, чтоб удержать дух и характер этого, почти апостольскаго памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Священное Предание это не итог отвлеченных знаний, передаваемый для запоминания. Передается живая истина для усвоения живым сердцем. Это возможно при благодатной помощи, иначе говоря, при новом частном богооткровении. Божественная истина всегда та же, но форма ее усвоения изменяется в зависимости от лица, которое ее воспринимает, а также от времени и места (эпоха, страна), где усвоение истины происходит. Отсюда – различие молитв, обрядов, проповедей, богословских трудов, а также неизбежное изменение некоторых их форм. 3. Состав Священного Предания В состав Священного Предания может войти, кроме Священного Писания, всякое письменное и устное слово, предлагаемое Церковью в духовное назидание верующим, так же как и некоторые священнодействия. После Священного Писания наибольшее значение имеют догматические постановления Вселенских Соборов и таинства Церкви, Богослужебные тексты и обряды, а также канонические постановления, писания святых Отцов, богословские труды и проповеди, но не все они равноценны, и могут, в согласии с живым опытом Церкви, обретать то большее, то меньшее значение в составе Священного Предания. 4. Содержание Божественного Откровения Содержание Божественного Откровения можно разделить на пять частей. 1) Откровение о Самом Троичном Боге и Его Божественной жизни. 2) Учение о Боге – Творце мира, о сотворении мира и человека, об их предназначении и грехопадении. 3) О Боге воплотившемся и о Святом Духе, действующем в мире, т. е. учение о деле спасения человечества. 4) О Церкви и святых таинствах. Это уже переход к учению нравственному. И, наконец, 5) учение о духовной или нравственной жизни человека (этика). Эту последнюю часть лучше, в свою очередь, разделить на три отдела: 1-ый, об образах истинной, праведной жизни человека; 2-ой, о препятствиях к истинно христианской жизни, т. е. о страстях и о грехах; 3-ий, о средствах преодоления зла и обретения благодатной жизни. 5. Догматическое и нравственное учение Церкви Из Божественного Откровения о Самом Боге, о мире и человеке, запечатленном в догматах Церкви, мы узнаем, что Бог есть любовь ( 1Иоан. 4,16 ), и это позволяет нам видеть всю пагубность зла и сделать правильный выбор между светом и тьмою. Но кроме этих истин, являющихся предметом догматического богословия, Божественное откровение учит нас и тому, как именно идти к свету, что составляет предмет нравственного богословия. 6. Основные законы духовной жизни человека и раскрытие их в Ветхом Завете

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

В новом явился Сам Бог во плоти  Евр. 1: 1–3 . Эго есть богоявление самое высшее, но н оно же самое несомненное. Во Христе познаем мы Бога опытом всех чувств и испытаниями рассудка самого недоверчивого, самого скептического и придирчивого, каков рассудок Иудея: еже б исперва, еже слышахом, еже очима нашима узрехом и руки наша осязаша, – поведаем вам... Живот вечный, иже б у Отца, явися нам 1Иоан. 1:1–4 . Отселе христианство – религия самая верная и неизменная, какою не была и не может быть никакая другая, так как здесь действует и познается Бог без посредников  – пророков, действует и познается Сын Божий, вечное слово Отца, Бог – Творец всего, вещественного и духовного ( Иоан. 1: 1–4 ). III. О свойствах сущности Божией § 22. Связь с предыдущим. Что такое свойства сущности Божией? Не только в общем понятии о Боге, но и в учении о бытии Божием, не разлучались мы с мыслью о Боге, как о существе личном и живом. Но что такое это существо личное и живое? Что такое качества Его, обнаруживающие сущность Его? Вопрос неизбежный, но нелегко разрешимый. «Легче, говорит блаж. Августин, сказать, что Бог не есть, чем то, что Он есть» 78 . – О непостижимом остается говорить то, что Он Сам сказал о Себе для человека, и говорить осмотрительно. а) Аэтий, отвергая в Боге нерожденность, говорил, что Бог есть существо неразличимое, как на деле, так и в мысли: все известные имена Божия означают в Боге одно и тоже. Эвномий, чтобы оправдать эту мысль, обратился к простоте существа Божия. «Если, – говорил он, – припишем Богу существо и качества: то божество будет какою-то сложностью, а свойства, составляя одно от другого что-то отдельное увеличат собою сложность» 79 . В буддизме точно также божество есть одна отвлеченная субстанция, бессодержательная и неразличимая, как у гностиков βυθος бездна, как у гностиков манихействующих – простая, покоящаяся, бездейственная сущность 80 ; точно также у Гегеля божество – логическая идея, чистое бытие, чистая неопределенность н неразличимая пустота. У Шлейермахера «все свойства, которые прилагаемы к Богу, не означают чего-нибудь особенного в Боге, а показывают только особенное в способе прилагать простое чувство зависимости нашей», иначе сами в себе они – пустота 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евр. 7:19); воля Божия не была выражена здесь во всей ее «полноте» (ср. Евр. 2:1–3 ) 13 . Закон имел в виду преимущественно воспитание человека, как члена теократического общества, в наличных конкретных условиях национальной и культурно-исторической среды, и регулировал главным образом его внешнее поведение. До самых основ его внутренней личной жизни закон простираться не мог, ибо здесь требовалось коренное перерождение человеческой личности, оживление и усиление его духовного начала ( Рим. 7:14–25 ). Сущность всего ветхозаветного откровения составляли заповеди о любви к Богу и ближнему ( Мф. 22:37–40 ), но раскрыты они здесь преимущественно со своей отрицательной стороны, как запрещение «делать ближнему зло» (ср. Римл. 13:8–10 ) и предостережение – не прогневлять Господа своими грехами и нечестием. Любовь , как положительно-творческая сила, без всяких ограничений, как сила полного и безусловного самоотречения, – заповедана только Христом Спасителем, ибо только Он в бесконечном совершенстве и безусловной полноте Сам осуществил такую Божественную любовь, как «заповедь» Бога Отца ( Ин. 15:9–13 ). Заповедь о любви, будучи заповедью древней по своему существенному содержанию, является не менее и «новой» по совершенству своего раскрытия и абсолютности своего требования ( 1Иоан. 2:7,8 , ср. Ев. Ин. 13:34 ). И другие «заповеди», раскрывающие с различных сторон основную заповедь о любви, естественно должны были получить – и действительно получили – в учении Господа более углубленное и совершенное истолкование, окончательно исчерпывающее всю их энергию, с точки зрения безграничности и совершенства требования любви. Совершенная христианская любовь даже «не мыслит зла» ( ο λογζεται τ κακ ν 1Кор. 13:5 ), и с ней несовместимыми оказываются первичные и еле заметные движения мысли и чувства человека, имеющие тенденцию так или иначе нарушить благосостояние ближнего. Равным образом и чувство благоговения к Богу столь глубоко и ясно, что христианин не только не клянется ложно, но не дерзает и вообще употреблять имя Божие для клятвенного удостоверения в своих житейских делах и обыденных отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

II. Против правосудия Божия с давних времен указывается на торжество нравственного зла в лице благоденствующих грешников, при унижении добродетели в лице страждущих и гонимых праведников. В древности иным казалось даже невозможным согласить такое явление с правдою единого Бога и приводило к дуалистическим представлениям о Боге. И ныне, под ударами кажущихся незаслуженными бедствий, нередки случаи ропота на Бога и даже отпадения от веры в Него к неверию. Атеисты и прямо ссылаются на это явление как на одно из оснований своего неверия в Бога и Его промысл. Но при суждении об указанном явлении, по наставлениям откровения и вселенских учителей церкви, должно иметь в виду следующее 232 . 1) На земле нет полного воздаяния; поэтому и праведники могут часто страдать и нечестивые благоденствовать. 2) Бедствия, которым подвергаются праведники, и счастье грешников часто зависят от людей, от их несправедливости и пристрастия, вообще от действий их свободной воли. Но Бог как вообще не стесняет свободы Своих тварей, так не желает ее стеснять и в этом случае. 3) Добрые люди, при тягостях внешнего положения своего, пользуются драгоценнейшими внутренними благами: миром духовным, радостью и утешением от Бога ( Рим. 14, 17 ), а грешники, при внешнем благополучии, всегда находят для себя мучения в самых своих страстях и беззакониях ( Прем. 11, 17 ), оказывающих гибельное влияние на их душу и тело. 4) Когда Бог попускает страдания праведников и даже ниспосылает их на людей благочестивых, Он поступает по правде, ибо не бывает на земле праведника, который бы в чем-либо не согрешил ( 1Иоан. 1, 8 ; Притч. 20, 9 ); делает же это Он с благою целью, чтобы чрез бедствия очистить их от всякой греховной скверны ( Прем. 3, 6 ; 1Петр. 1, 6–7 ) и более утвердить в добре ( Рим. 5, 3–6 ; 2Кор. 4, 16 ), – и чтобы, наказав временно здесь, не наказывать уже в вечности и возвысить их будущую славу ( Прем. 3, 4–5 ; 2Кор. 4, 17 ); с другой стороны, попускает и благоденствие грешников по правде, ибо и грешники имеют иногда в себе немало доброго; в то же время они побуждаются к покаянию тем, что Бог, изливая на них благость, не наказывает за грех ( Рим. 2, 4 ; 2Петр. 3, 9 ). Главное же, – 5) правосудие Божие по отношению к людям не должно ограничивать пределами их настоящей жизни, которая для них есть только время подвигов и воспитания для вечности; есть жизнь другая, в которой правда Божия воздаст всем по заслугам, когда праведники будут вечно блаженствовать, а грешников постигнет вечное наказание. В свете веры в это каждый может находить успокоение себе как при постигающих его самого испытаниях, так и при виде страждующих невинно других людей. § 23. Чувство или чувствование Божие. Его свойства

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ст. 2. ντολ πρτη ν παγγελíα – заповедь первая во обетовании. У древних греческих писателей употреблялось слово πγγελμα в смысле обещания, a παγγελíα принадлежит позднему периоду греческой литературы и встречается в этом значении у Полибия и Плутарха. В новозаветном языке оно, кроме общего, имеет специальное значение, именно обещание спасения, даруемого Мессиею верующим в Него: Гал. 3:16 Аврааму речени быша обеты (ι παγγελíαι) и семени его; верующие называются наследниками по обетованию (κατ’ επαγγελíαν) – (ст. 29), наследниками обетования ( Евр. 6:17 ) и притом путем веры (ст. 22); чада обетования тоже, что чада Божии ( Римл. 9:8 ); конечный предмет обетования – жизнь вечная со Христом ( 1Иоан. 2:25 ). Ст. 6. Μ κατ’ φϑαλμοδουλεαν, ς νϑρωπρεσκοι –не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы. Это наставление рабам добросовестно отправлять работу встречается в тех же выражениях и в послании к Колосаям (3:22), только здес φϑαλμοδουλεαν поставлено во множественном числе. Более, это слово не встречается в Новом Завете; у классических писателей и у LXX его нет. Оно означает служение раба только для вида, в присутствии господина. И другое слово: νϑρωπρεσκοις есть чисто библейское, не встречаемое у классиков. У LXX мы его находим только в 52 псалме (ст. 6): Бог рассыпа кости человекоугодников, а в Новом Завете оно встречается еще раз, именно в указанном месте послания к Колоссаям. Ст. 9. Προσωποληψíα οκ ςι παρ’ υτ, и обиновения лица нест у Него (у Господа). Προσωποληψíα, лицеприятие, также не встречается у греческих писателей и в переводе LXX и принадлежит новозаветному языку; кроме указанного места оно употребляется еще ( Иаков. 2:1 . Римл. 2:11 . Кол. 3:25 ). В послании к Галатам (2:6) Апостол представляет перифраз этого слова: προσωπóν Θεòς νϑρπου ο λαμβνει, лица Бог человеча не приемлет, т. е. не судит о человеке по внешности, как судит человек, но взирает в глубину его сердца, смотрит на состояние духовнонравственной его природы. На суде человеческом следствием лицеприятия бывает пристрастие, но суд Болжий бесконечно справедлив.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Разве не слышишь Меня говорящим: «страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь» (Пс. 11:6)? Как презираешь также и следующее слово Писания, которое говорит: «чесо ради прогнева нечестивый Бога?» Затем, показуя твое безумье, объясняет: «рече бо в сердце своем: не взыщет» (Пс. 9:34). Не обманывайте себя без ума. Я взыщу, взыщу! Ибо Я- " Бог отмщений Господь, Бог отмщений», Который не обинуется (Пс. 93:1). Как не страшитесь, будучи обвиняемы бывшим праведным царем, который говорит Мне о вас с негодованием: «люди Твоя, Господи, смириша, и достояние Твое озлобиша,вдовицу и сира умориша, и пришельца убиша» (6)? Не так ли и не хуже ли этого поступаете и вы ныне по своему не­милосердно? Не слышите ли того же праведника, как он всей душей поощряете Меня против вас, говоря: «и воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог» (23)? Зачем презирает вы за­вещанье его, где он говорит вам: «и ныне, царие, разу­мейте, накажитеся, еси судящии земли. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведного, егда возгорится вскоре ярость Его» (Пс.2:10—12)?» Когда она хотела еще продолжать, я прервал ее, сказав: «Все, сказанное тобою, вполне свято и страшно для тех, которые искренно боятся Бога и желают получить Его бесконечное царство. Но прошу тебя я, раб твой, объясни мне: как может тот, кто работает Вышнему со страхом, в то же время и радоваться Ему с трепе­том? Ведь где живет истинный страх Божий, оттуда удаляется радость, как говорит неложное пророческое слово: «Сохранихся, и убояся сердце мое от гласа молитвы устен моих, и вниде трепет в кости моя, и во мне смятеся крепость моя» (Аввак. 3:16). Если же «вниде трепет в кости» этого божественного мужа, и в нем «смятеся крепость его»: то как он же может возрадоваться?» На это она мне ответила: „Не слышал ли ты, о странниче, божественного евангелиста, который говорит: «страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх» (1Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

34 . Таковы их нелепости. Но мне для обличения лжи необходимо перейти на другой путь и на основании изречений Духа, коим всячески подобает повиноваться, оценить, сколько правды ли или же вздора в словах этих глупцов. Апостольская заповедь повелевает нам не всякому духу веровать, но испытывать, от Бога ли он, поскольку и теперь уже многие лжеучители, говорит, выступили ( 1Иоан. 4:1 ). Итак, посмотрим, водятся ли они Духом Божиим и мыслят ли они согласно и сообразно с теми, кои говорили Духом Божиим. И если мы заметим, что они не сообразуются с оными, то узнаем отсюда, что они – не Божии, а антихристовы. И прежде всего, если угодно, пусть будут приведены древнейшие по времени, а потом к ним должны быть присоединены те, которые достойно первенствовали в церкви. Но всем им должны предшествовать, изречения изложенные и преподанные Духом для всех вообще, – и притом из них многих – только весьма немногие. 35 . Так как они обвиняют Христа Бога нашего в слабости и бессилии, как будто Он оказался не в состоянии освободить людей от эллинского заблуждения и напрасны были крестные страдания и все совершенное Им домостроительство, и, воображая доказать своими ложными рассуждениями тщетность божественной проповеди , они обвиняют и проповедников истины во лжи: то вот что (против сего) поет блаженный Давид на божественной лире, настроенной Духом: Яко Бог велий Господь, высок и страшен, и царь велий по всей земли ( Пс. 94:3 ). И еще: воцарися Бог над языки ( Пс. 46:9 ). И: упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог: и вознесуся во языцех, вознесуся на земли ( Пс. 45:4 ). И: сказа Господь спасение свое: пред языки откры правду свою ( Пс. 97:2 ). И: видеша вси концы земли спасение Бога нашего ( Пс. 97:3 ). Каким же образом, когда и в чем Бог всяческих является Богом великим и царем великим по всей земле, проявил спасение Свое и пред языками открыл правду Свою, это легко познать отсюда людям истинно разумным, устремляющим правую и неизвращенную мысль к богопреданным изречениям. Ведь если Он мыслится как Бог всяческих и Создатель, то уже (этим признается, что) Он и над всем царствует и властвует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Но помни, что путь к полной совершенной любви не близок и не легок. Потому, слушая разглагольствие юных филантропов, не поддавайся легкомысленно обольстительному кличу; все прочь,-довольно одной любви.-Подожди принимать все прочь. Прежде пройди терпеливо все, предлагаемое тебе правилами благочестивой жизни в св. Церкви,-все от мала до велика. Чрез это достигнешь истинной любви. Любовь же истинная, пришедши, сама научит тебя, что сделать со всем тем, что не нужным считает незрелая и неопытная филантропия. Если б слово наше к себе самим было так сильно, что тотчас, как сказали б мы себе; отселе буду любить Бога и ближних,-любовь воцарилась бы в сердце нашем, хорошо бы так.-А то на деле бывает большею частию совсем иначе. Когда мысль и язык говорят; буду любить, сердце идет наперекор сим словам и помышлениям, и, когда представляются дела любви, отказывается от них-даже в минуты увлечения филантропическими идеями.-Отчего так?-Оттого, что сердце сие закалено эгоизмом, гордостию, чувственностию, корыстию, которых не прогонишь одними новомодными фразами. Почему Апостол, когда пишет о любви, говорит: «гоните любовь» ( 1Тим. 6, 11 ), т.е., усиленно стремитесь к любви, или «стяжите любовь» ( Кол.3, 14 )-у потребите напряженный труд к приобретению ее, и молитесь, чтоб Бог даровал вам дух любви ( 2Тим.1, 7 ): «ибо любы от Бога есть» ( 1Иоан.4, 7 ), «изливается в «сердца наша Духом Святым» ( Рим.5, 5 ). А дар Духа надо заслужить и привлечь; чего не достигнешь одними словами. Будем же, братья, терпеливо нести все, законоположенные св. Церковью и верою, труды и подвиги к очищению сердца, чтоб достигнуть любви, усердно молясь притом, «да даст нам Господь, силою утвердиться Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца наши, чтоб, в любви вкоренени и основани, возмогли мы уразуметь со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота, -разумети же и преспеющую разум любовь Христову, да исполнимся во всяко исполнение Божие» ( Еф.3, 15–19 ). Аминь. 10 ноября 1863 года Побуждение любить Господа, и чем свидетельствуется сия любовь

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010