3) Сектант (штундо-баптисты) : Мы признаем и совершаем над крещенными возложение рук, но отрицаем Миропомазание; ибо о нем ничего не говорится в Св. Писании. Объяснение православного: Правда, первоначально св. Апостолы низводили на крещающихся дары Святого Духа чрез возложение рук, но потом, по указанной выше причине, то есть вследствие многочисленности крещающихся, они заменили его Миропомазанием; на это есть указания не только в книгах отцов и учителей Церкви первых времен христианства, но и в Писании, говорящем о получении верующими Святого Духа чрез Миропомазание. «Вы имеете помазание от Святого, говорит ап. Иоанн, и знаете все... Помазание, которое получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте“ ( 1Иоан. 2: 20 и 27). «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Kop. 1: 21–22). Здесь «помазанием“ называется такое действие, которое, как и возложение рук, подает от Святого“ (то есть Духа Божия) знание истин веры («знаете все“) и научает ей («учит вас всему“), чрез которое Сам Бог, помазавший нас, «утверждает нас во Христе“, «запечатлевает нас и дает залог Духа в сердца наши“, то есть «помазанием“ здесь называется такое священное действие, которое подает нам научающие и укрепляющие в вере дары Св. Духа. И как печать кладется на свидетельстве для удостоверения личности человека или известных прав его, так и в Миропомазании кладется на человека печать благословенного мира в удостоверение того, что он принадлежит Богу и, получив дары Святого Духа, имеет право на общение с Богом. «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии“ ( Рим. 8: 15–16 ). Само слово Христос (от греческого слова «хризо» (χρζω) – мажу и «хрисма“ (χρσμα), – помазание – означает «помазанник“ как и имя «христианин“ означает человека, принявшего помазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

X:5); и на известное выражение апостола Иоанна: «Кто любит (dilexerit) мир, в том нет любви (dilectio) Отчей» (1Иоан. II:15). Вот в одном и том же месте указание и на добрую, и на дурную сторону. А чтобы кто-нибудь не докучал требованиями доказательства того, что и слово «любовь» употребляется в дурном смысле (на употребление в хорошем смысле мы уже указали), тот пусть прочитает слова Писания: «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы» (se ipsos amantes, amatores pecunia_e). (2Тим. III:2). Итак, благая воля есть любовь добрая, а воля превратная — любовь дурная. Любовь, домогающаяся обладать предметом любви, есть страстное желание; та же самая любовь, обладающая и пользующаяся этим своим предметом, есть радость; но убегающая того, что ей противоречит, есть страх; а чувствующая, если ей случится противное, есть скорбь. Все это есть дурное, если любовь дурна; все это благо, если она блага.    Докажем сказанное нами на примерах из Писания. Апостол возжелал «разрешиться и быть со Христом» (Филип. 1:23). Еще: «Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время» (Пс. 118:20), или, если употребить выражение более подходящее: «Возлюбила душа моя вожделеть судов Твоих». И еще: «Вожделение премудрости возводит к Царству» (Прем. VI:20). Вошло, однако же, в обычай, что если употребляется слово «страстное желание» или «вожделение» (cupiditas vel concupiscentia) и не указывается предмет его, то оно может пониматься только в дурную сторону. Употребляются в хорошем смысле и слова «веселье» и «радость»: «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные» (Пс. XXXI:11). Еще: «Ты исполнил сердце мое веселием» (Пс. IV:8). И еще: «Полнота радостей пред лицем Твоим» (Пс. XV:11). Слово «страх» в добром смысле встречается у апостола, когда он говорит: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Филип. II:12). Еще: «Не гордись, но бойся» (Рим. XI:20). И еще: «Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2Кор. XI:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

а) Сыном Бога Отца, например: Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам..., Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет ( Иоан. 5:20–21 ; срав. 14:13; 17:1; Матф. 11:27 ); б) Сыном единородным: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Иоан. 3:16,18; 1:14 ), и притом – в) таким, который пребывает в самом лоне Отца: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Иоан. 1:18 ); г) Сыном истинным: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Иоан. 5:20 ); д) Сыном собственным: иже Сына своего ( δου) Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 )? Излишне было бы доказывать, что как в этих, так и во всех других местах Священного Писания Господь Иисус называется Сыном Божьим в подлинном смысле, а не каком-либо переносном, когда мы уже знаем, что священные книги приписывают Ему и Божеское естество, и Божеские свойства и единосущие со Отцом и Духом (§ 33). Защищая это учение о личном свойстве Бога Сына от разных превратных толкований еретиков, древние пастыри Церкви старались раскрывать следующие мысли: 1) Сын рождается из существа или естества Отча, а не отинуды (отнеоткуда), не из ничего. 728 Это – а) следует из самого понятия о рождении: “рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности; так же, как при творении и созидании, наоборот, творимое и со­зидаемое происходит отвне, а не из сущности творящего и созидающего;” 729 и – б) подтверждается ясными словами Писания: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое ( Пс. 109:3 ). “Если – из чрева: то спрашивается, ужели можно верить, что Сын рожден из ничего?” 730 “Это не значит, что Бог имеет чрево; но поскольку истинные, а не ложные порождения обычно рождаются из чрева родителей, то Бог наименовал Себя в рождении имеющим чрево, к посрамлению нечестивых, чтобы они, хотя помыслив о собственной своей природе, познали, что Сын есть истинный плод Отца, как исходящий из Его чрева " ”. 731

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Апостолы – и последующие христианские миссионеры – обращались к людям, у которых уже были какие-то мировоззренческие убеждения и, почти всегда, религиозные верования и практики. «Слепая вера» не могла бы ответить на вопрос «почему мне следует верить в это, а не в то». Язычник уже верил в «отечественных богов», и чтобы побудить его обратиться «к Богу живому от идолов» было бессмысленно обращаться к «слепой вере». Традиция критики ошибочных религиозных представлений восходит еще к Ветхому Завету. Как говорит Пророк об идолопоклоннике, «Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей? " » ( Ис.44:20 ). Писание хвалит людей не за слепоту, а за добросовестное намерение разобраться: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» ( Деян.17:11 ). Христиане обращались к разуму, нравственному и эстетическому чувству, историческим свидетельствам – уже в Новом Завете (тем более в трудах последующих христианских авторов) мы находим именно аргументацию, а не призывы «слепо верить». Христос настоятельно предостерегает против «лжехристов и лжепророков», а Апостол пишет: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Иоан.4:1 ). Чтобы не попасться в сети тех или иных обманщиков, нужно качество, противоположное «слепой вере», – рассудительность. «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ). Тот же Апостол требует: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» ( 1Тим.4:7 ). Поэтому было бы ошибкой противопоставлять христианство и требование обоснований. «Приведите ваши доказательства» ( Ис.41:21 ), – читаем уже у ветхозаветного Пророка, а святой Апостол Петр говорит: «[будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). Христиане должны быть готовы объяснить, почему они верят.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Бегите от этих нечестивых учителей, ведущих вас на погибель. Не слушайте их. Они смеются над вами, называя вас передовыми, развитыми людьми, способными производить всякие перевороты, нужные для их преступных целей. Для вашего счастья будьте откровенны со своими родителями; без их ведома, совета и согласия ни на что не решайтесь. Не доверяйте одним своим собственным силам; поверяйте свои взгляды и убеждения, спрашивая мнения у людей честных и опытных. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость (Ефес. 6, 1). Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу (Кол, 3, 20). Не забудьте, что каковы будете вы к своим родителям, таковы и дети ваши будут к вам (из ел. свящ. А. Соколова в 20 нед. по Пятид.). Важность пятой заповеди Закона Божия Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли ( Исх. 20, 12 ). Любовь к родителям есть основание всех добродетелей, семейных и общественных. Прямое необходимое следствие любви к родителям есть любовь к сродникам. Любя родителей и сродников, мы научаемся любить и уважать всех ближних. Кто с детства в своем семействе всегда желал добра другим и по возможности делал оное, тот во всю жизнь свою никому не будет вредить злонамеренно. Первые внушения, первые впечатления детства и юности обыкновенно остаются в нашей душе неизгладимыми и дают нашим действиям направление во всей последующей жизни. Доброе зерно, брошенное на добрую землю, не пропадает, не теряет своего качества, не меняет своей природы, а только развивается, зреет, умножается. С любовью к родителям и ближним неразрывными узами связуется самая любовь к Богу. Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Иоан. 4, 20 ). Любящий другого исполнил закон ( Римл. 13, 8 ). Так многозначительна заповедь любви к родителям. Но при всем этом пятая заповедь легка в исполнении. Долго и заботливо оберегаемые до рождения и по рождении, выросшие на руках матери, обязанные родителям и за первый лепет слова, и за первый шаг силы и деятельности телесной, и за первую молитву к Богу, и за сохранение жизни и многие ее удобства, можем ли мы не чувствовать всех этих одолжений, не сознавать их, не питать к родителям сочувствия и признательности, не отвечать им за любовь равной взаимной любовью? Сердце невольно сочувствует сердцу, любовь привлекает к себе взаимную любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер и все, что в шатре, нечисто будет семь дней. Всякий открытый сосуд, который не обвязан и не покрыт, не чист. Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечем, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней... Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится тот человек из среды народа» ( Чис. 19:11–22 ). 6) Тела ветхозаветных праотцов и святых мужей погребались навсегда в земле и не были чтимы от людей поклонением по двум причинам. Во–первых, ветхозаветные праведники носили в теле своем Адамов грех и не могли быть от него очищены даже всеми жертвами ветхозаветными ( Евр. 10:1–2 ), каковое очищение приобретено для людей Кровью Господа нашего Иисуса Христа, которая «очищает нас от всякого греха» ( 1Иоан. 1:7 ; Евр. 10:10,14,19 ) посредством таинства св. Крещения ( Деян. 2:38; 22:16 ; Еф. 5:26  и др.) и других св. таинств, омывающих наши грехи благодатью Св. Духа ( Еф. 2:5–8 ), Которого Бог «излил на нас обильно через Иисуса Христа Спасителя нашего» ( Тит. 3:3–8 ). Само Тело Господа нашего Иисуса Христа не было прославлено до вознесения Его на небо к Отцу Небесному, почему Христос и говорит Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» ( Иоан. 20:17 ). Только после вознесения Христа на небо было прославлено Тело Его, и только после основания в день Пятидесятницы Церкви Христовой тела верующих христиан, получая в святых таинствах освящающую благодать Божью, стали «храмами живущего в них Св. Духа». Вот почему тела ветхозаветных праведников, как и тело св. Давида, увидели тление, и не были чтимы поклонением: они еще не были искуплены от греха и прославлены Христом. Во–вторых, тела их были сохраняемы в земле, а тело Моисея и совсем было скрыто от израильтян по той причине, что, как объясняют св. отцы Церкви, напр., св. Иоанн Златоуст , постоянно склонные к идолопоклонству евреи могли обоготворить тело Моисея и поклоняться ему, как Богу, особенно помня все совершенные им в Египте и в пустыне великие чудеса (Бес.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Грешник – друг зла, праведник – друг Бога. Для того чтобы увеличить количество друзей Бога и спасти душу ближнего грешника, вырвав его из армии служителей зла, так как враг Бога, противостоящий, не может быть другом людей. “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1Пет.5:8). Чтобы через любовь к врагу ближнему проявить любовь к Богу, Который повелевает исполнять заповедь любви ко всем ближним. Так как любя Бога, мы должны любить и тех, кого Он любит и делать то, что Он любит. А Господь любит весь мир людей и велит делать ближним нашим добро, даже если они грешники. Так как “кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” (1Иоан.4:20). Любить врагов нужно потому, что Бог всем людям Отец, а мы, уподобляясь Богу, должны относиться ко всем людям, как к братьям. Если Бог любит мир людей, то и мы должны любить людей в мире. “Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми” (2Кор.8:21). Потому что люди носят на себе образ Божий, являясь образом и подобием Божиим. Чтобы уважать и ценить образ Божий, нужно любить даже врагов, на которых этот образ имеется. Поэтому любить злодея и врага нужно потому, что он творение Божие, предназначенное на добро и для добра. И любовью своей ты можешь вернуть его на добрый путь. “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его” (Быт.1:27). Даже если ближний – враг или злодей, он все равно достоин любви твоей, так как он является рабом Божьим, искупленным Святой кровью Спасителя. И за грешника пострадал Господь, не отказывая в Своей помощи никому. “Дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан.3:16). Самый закоренелый грешник дороже и важнее всех прочих видимых тварей Божьих потому, что у него есть драгоценный дар – душа. Как алмаз в грязи имеет неприглядный вид, так и душа, загрязненная невежеством, необразованностью, безнравственностью, грехом и злом, страшна и неприглядна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Из дальнейшей истории основанной Христом Церкви видно, что св. Апостолы не только связывали грехи людей, как, напр., грех коринфского кровосмесника, которого ап. Павел «предал сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен“ ( 1Кор. 5: 1–5 ); или, наприм., предал сатане Именея и Александра, «чтобы они научились не богохульствовать“ ( 1Тим. 1: 20 ), но и прощали грехи, как, наприм., того же кровосмесника ( 2Кор. 2: 10 ) или тех верующих, которые к нему «приходили, исповедуя и открывая дела свои“ ( Деян. 19: 18 ). Из всего изложенного ясно видно, что, с одной стороны, само основание и существование Церкви Христовой тесно связано с таинством Покаяния, так что где нет этого великого таинства, там нет и святой, спасающей Церкви, а может быть только общество грешников, не имеющих возможности никогда смыть грехи свои; с другой стороны, – таинство Покаяния возможно только в истинной Церкви Христа, где есть пастыри ее, преемники власти Апостолов, чрез рукоположение их получившие благодать Св. Духа и великую власть прощать людям их грехи, власть, какой не имеют и Ангелы Божии. Без таинства Покаяния нет и спасения, ибо, как говорит ап. Иаков, «все мы много согрешаем» (3: 2) и потому нуждаемся в очищении от грехов, так как в Царство Божие «не войдет ничто нечистое» ( Откр. 21: 27 ). I 1) Сектант («духовные христиане“, молокане, адвентисты и духоборы): Каяться нужно духовно, то есть в душе, пред Богом, а не пред грешным человеком. Давид пред Богом каялся и получил прощение грехов: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих загладь беззакония мои“ ( Псал. 50: 3 ). «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: исповедую Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего“ ( Псал. 31: 5 ). «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь» ( 2Цар. 12: 13 ). Объяснения православного: Прежде всего нужно заметить, что само слово «исповедывать“ не значит «думать“, или молиться про себя, а значит – «говорить“, «объявлять“, «поведать“, «рассказать“; почему и слова Писания: «исповедывать грехи“ ( 1Иоан. 1: 9 ) не значат – каяться в них мысленно, в душе своей, в уме только, а значат – открывать, объявлять их пред кем-либо, чтобы он знал, ведал про них.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Люди, любящие созданное Богом больше, чем Самого Бога, своей привязанностью к земным ценностям зачеркивают первостепенное значение служения Богу. “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня” (Матф.10:37). Люди, не соблюдающие покаяние. Потому что без покаяния человек не осознает своей греховности и не просит Бога в молитвах о прощении своих грехов. А не прощенные грехи не дают возможности попасть в Царство Небесное. “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1Иоан.1:9). Люди, не принимающие святого причастия. Потому что человек, не принимающий Кровь и Плоть Господню, не попадет в Царство Небесное. “Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” (Иоан.6:53). Люди, не преодолевшие в себе греховных вожделений. Так как человек, сумевший победить в себе порочные желания, не допустит совершения греховного поступка. На такого человека Бог взирает, как на победителя греховной природы и покровительствует ему. “Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном” (Откр.21:7). Люди, нарушающие Закон Божий, совершают грех. А грех не дает попасть в Царство Божее. “Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди” (Матф.19:17). Люди, приносящие вред и творящие зло, служат не Богу, а злому духу. Поэтому и не войдут в Царство Небесное. “Но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).” (1Пет.3:12). “Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут” (Пс.33:22). Люди, не любящие ближних и не заботящиеся о них, нарушают заповедь Божью о любви к ближним, и поэтому не попадут в Царство Божие. “Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками” (Рим.12:17). Люди, не проявляющие к другим людям любви и сострадания. “Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” (Еф.4:32).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

На ваше последнее признание, что вы радостно и спокойно приближаетесь к смерти, – ничего не скажу. Будущее, неизвестное и вам, и мне, скажет свое слово о вашем спокойствии и вашей радости... Простите, если чем нечаянно обидел вас, Л. Н-ч. Говорю «нечаянно», потому что во все время писания не замечал в себе ничего к вам враждебного. Напротив, с первых страниц моего письма всплыли из далекого прошлого наши дружеские отношения, и образ их не покидает меня доселе. Мне грустно, что их нет теперь и не может быть, пока между нами стоит Он, Господь мой и Бог мой, молитву к Кому вы считаете кощунством, и Кому я молюсь ежедневно, а стараюсь молиться непрестанно. Молюсь и о вас, и о близких ваших с тех пор, как разойдясь с вами, я после долгих блужданий по путям сектантства вернулся в лоно Церкви Христовой. Для всех нас «время близко», а для вас, говоря по человеческому рассуждению, – и очень близко... Но я не теряю окончательной надежды, что вам, которому так хорошо знакомо слово евангелиста Иоанна, что «всякий, не делающий правды, не есть от Бога» ( 1Иоан. 3:10 ), откроется истинный смысл и другого слова того же апостола любви, что «не есть от Бога и всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти», тогда, может быть, в последние минуты вашего земного странствия, Образ Воскресшего зажжется ярким пламенем, в душе вашей, и вы, выйдя из мрака в «чудный свет» Его, подобно блаженному Августину , если не воскликнете, то в тайне сердца вашего изречете: Sero te amavi, pulchritudo tam antiqua et tam nova, sero te amavi! М. А. Н-в. Вышний-Волочек, Тверской губ. 29 мая 1901 г. Открытое письмо болящему гр. Л.Н. Толстому от бывшего его поклонника. Михаил С-ко «Души праведные в руке Божией и мучение не коснется их» (1), «хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда на них полна бессмертия» (4), надеющиеся на Него познают истину» (9), «Праведник, если и рановременно умрет, в покое будет» (4:7), «беспорочная жизнь возраст старости» (9), «Праведники живут во веки (5:15), «Непобедимый щит святость» (19). «Злодеяние ниспровергнет престолы сильных» (24), «Господь испытает намерения» (6:3).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010