Если непокорные отступники пустословят и учат, чему не должно, то им необходимо заграждать уста ( Тит.1:10, 11 ; 1Пет.2:15 ), их не подобает принимать в дом и не следует приветствовать ( 2Ин.1:10, 11 ); вообще от таких людей и их рассуждений должно удаляться ( Рим.16:17, 18 ; 1Тим.6:3–5 ; 2Тим.3:5 ; 2Фес.3:6, 11 ), дабы своего ума не повредить ( 2Кор.11:3, 4 ). В несчастии еретику или сектанту отказывать в помощи не должно: после своих должно помогать всем заблуждающимся ( Гал.6:10 ; Лк.10:29–35 ) и молиться о них ( 1Ин.5:16 ). Что касается пастырей, то в лице апостолов им заповедано непокорного и отступника от Церкви обличать постепенно – наедине, при свидетелях, пред Церковью; если он остается непокорным, то иметь его как язычника и мытаря, или как еретика ( Мф.18:15–18 ср. Тит.3:10, 11 ). Пастыри вообще должны увещевать и наставлять непокорных отступников кротко и с любовно ( 1Тим.1:3–7 ; 2Тим.2:24–26 ; 1Пет.3:15 ), но в потребных случаях их подобает обличать со строгостью ( 2Тим.4:2–5 ; Тит.1:13 ). У пастыря всегда должен быть для каждого вопрошающего о вере соответственный ответ с благодатью и «приправленный солью» ( 1Пет.3:15 ; Кол.4:6 ); однако от невежественных, суетных и вредных словопрений и споров с отступниками пастырь должен уклоняться ( 1Тим.6:3–5 ; 2Тим.2:14, 16, 23 ; Тит.3:9 ср. Мф.7:6 ). В отношении к заблуждающимся каждый христианин должен исполнять только свое дело, а последствия предоставить воле Божией (ср. 1Кор.3:6, 7 ). Мф.18:17 ; Иак.5:19, 20 ; 1Пет.2:15, 3:15 ; 1Ин.5:16 ; 2Ин.1:10, 11 ; Рим.16:17, 18 ; 1Тим.1:3–7, 6:3–5 ; 2Тим.2:14, 23–26, 3:5–9, 4:2–5 ; Тит.1:10–13, 3:9–11 ; 1Кор.2:4 . На основании Ин.6:44, 45 ; Деян.5:38, 39 сектанты утверждают, что в дела веры души человеческой люди вмешиваться не должны, а должны всецело предоставить их воле Божией. Неправильность сектантского понимания ясно видна из наставления ап. Павла пастырям: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай» и пр. ( 2Тим.4:2 ); зачем все это было бы сказано, если бы людская деятельность в деле веры не имела никакого значения? Согласно указываемому сектантами месту из Евангелия Иоанна, Господь именно чрез поставленных людей – пастырей и привлекает к себе людей верных, и научает их (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

О таинстве миропомазания 1Ин.2:20, 21–27 . Из этих слов можно заключить, что первоначальные случаи возложения рук: Деян.8:17 заменены миропомазанием: см. «помазание»: 2Кор.1:21–22 ; так как указанные случаи были совершены еще самими апостолами, то потому и сопровождались они необыкновенными дарами ведения религиозных истин. Отсюда естественный вывод, что первые христиане были не так доступны для лжеучителей, как современные и особенно как люди последнего времени: 2Тим.4:3 . О толковании Свящ. Писания О христианской святости О таинстве покаяния Тоже и о бодрствовании 1Ин.3:6 . Кто согрешает, т. е. пребывает, коснеет во грехе, тот не видел и не познал Его (Христа). Под видением разумеется здесь созерцание очами веры, которая при этом находит опору и помощь и в чувственном созерцании священных изображений Христа. Но это не значит, чтобы христианин, даже истинный, не мог согрешать, совершать отдельные грехи: 1Ин.1:8 ; Евк.7:20. Посему вся жизнь христианина протекает в борьбе с грехом, в падениях и восстаниях, и благодатное очищение (1, 9), и утверждение требуются для него постоянно: 1Пет.5:8 ; Марк.13:37 . О рожденных от Бога О духовной смерти 1Ин.3:14 . «Мы перешли из смерти в жизнь»: это Тоже изречение Самого Господа, повторяемое здесь Иоанном: Ин.5:24 ; Господь говорит в этом месте Евангелия о воскресении и суде: 5:21–30, и именно о духовном воскресении и суде в настоящей жизни; – такое воскресение состоит в том, что человек, погрязши во грехе, как бы умирает духовно, а потом, очистившись от греха покаянием и слезами, как бы вновь восстает из мертвых: Еф.5:14 . О соблюдении заповедей О сущности сектантства 1Ин.4:2 . Апостол говорит здесь не об учениях и ересях, а только о случаях вдохновения в первенствующей церкви, когда тот или другой христианин в собрании вставал для проповеди возвещая то, что влагал в его уста Дух. Апостол и дает наставление, чтобы не всякому из таких проповедников давалась вера, но только тому, кто прежде всего исповедует воплощение Христа, потому что тогда было много еретиков: 1Ин.2:18 , отрицавших воплощение Христа: 2Ин.1:7 , и получавших вдохновения и откровения от духа лжи: Деян.19:13–16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Чтобы понимать истинное значение отдельных апостольских выражении, необходимо хорошо усвоить дух Св. Писания вообще, а также всегда иметь в виду главную цель всех апостольских писаний и повод к написанию того или другого послания и тогда только писанием можно объяснять писание; – иначе легко впасть в заблуждение относительно веры Христовой и других совратить с пути истины. Руководствуясь начертанными правилами, мы постараемся указать истинный смысл и значение приводимых лжеучителями в своё оправдание слов ап. и Ев. Иоанна Богослова ( 1Ин.2:20, 27 ) и слов св. ап. Павла ( 1Кор.14:26 ) в отдельности; так как послания эти написаны апостолами по разным поводам. Дух всего Св. Писания весьма ясно указан в Св. Писании – именно: всё Св. Писание спасительно, истинно и неложно ( 2Тим.3:15, 16 ; Тит.2:11, 12 ; Рим.15:4 ; 1Ин.2:27 ), а следовательно, ни в каком случае не может быть противоречивым, или не имеющим для нас значения. Главная цель всех апостольских посланий со всею очевидностью указана св. ап. Иудою в его соборном послании – именно: общее спасение всех верующих во Христа ( Иуд.1:2 ). А повод к написанию того или другого апостольского послания всегда указывается самим Богодухновенным писателем в его послании. «Дети! теперь появилось много антихристов ( 1Ин.2:18 ), лжепророков (4:1), обольстителей ( 2Ин.1:7 ), лжеучителей ( 2Пет.2:1 )». Вот повод, по которому св. ап. и ев. Иоанн Богослов написал свои послания уверовавшим христианам. Следовательно для уяснения отдельных выражений из посланий сего Апостола мы должны взятые нами слова и выражения поставить в связь с целыми его посланиями, а также для совершенного уяснения отдельно взятых слов и выражений из послания одного апостола необходимо привести параллельные мысли из других апостольских посланий, написанных по тому же самому поводу. Так мы и сделаем. «Благовестие о Слове жизни, которое мы слышали от Истинного Слова жизни, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами и чтобы радость ваша была совершенна ( 1Ин.1:1, 3, 4, 5 ); ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков ( Тит.2:11 ) и все мы – последовавшие Слову жизни – хорошо знаем, что мы перешли из смерти в жизнь ( 1Ин.3:14 ), так как то обетование, которое обещано нам, есть жизнь вечная» ( 1Ин.2:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обращаясь, наконец, к еще более частному догмату о Лице Христа, мы видим, что все сплошь Евангелие Иоанна доказывает истину о Божественном достоинстве Христа: оно для того и написано, чтобы люди уверовали, что «Иисус есть Христос, Сын Божий» ( Ин.20:31 ). Но с неменьшей выразительностью апостол Иоанн доказывает и ту истину, что Христос пришел во плоти и был совершенным человеком ( Ин.1:14 ; 1Ин.1:1–3, 5:6 ; Откр.1:5, 18 и др.), и при этом с особенной силой и ревностью восстает против того, кто «не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша» ( 1Ин.4:2–3 ; 2Ин.1:7 ). Не удивительно, если и у последнего Богослова, преп. Симеона, жившего уже много позже несторианских и монофизитских споров, мы встречаем отчетливое и ясное учение о «двух совершенных естествах Божества и человечества, соединенных неслиянно и неизменно» во Христе 215 . Но нельзя не удивляться тому, что и Григорий Богослов еще при самом возникновении христологических споров, своим проникновенным и глубоко созерцающим умом верно постигая истину, совершенно ясно и точно изложил православное учение о двух естествах во Христе Богочеловеке при единстве Его Ипостаси 216 . Рассматривая далее учение «трех Богословов» о мире, мы прежде всего должны оговориться, что будем говорить не о мире – космосе, но о мире как всей совокупности проявлений жизни падшего человека. В данном случае преп. Симеону, как строгому, самоуглубленному монаху-подвижнику, вполне естественно было высказать мрачный взгляд о суетности мира и всего находящегося в мире 217 . Говоря, что «мир есть смерть» 218 , и призывая людей любить и веровать во Единого Господа, святой отец учит ненавидеть мир сей и бежать от него 219 . Однако и св. Григорий Богослов , чистая и святая душа которого постоянно стремилась в пустыню, к иному горнему миру, к безмолвию и созерцанию 220 , противополагая мир Христу, то есть Церкви Христовой 221 и жизнь мирскую жизни духовной 222 , необычайно яркими чертами изображает суетность, непрочность и тленность всего находящегося в мире сем 223 и таким образом подтверждает мысли Симеона. Наконец, и возлюбленный ученик Христов своим апостольским авторитетом утверждает нас в том взгляде на мир, который принято ныне считать узким и односторонним. Противопоставляя мир с его «князем мира сего» ( Ин.12:31, 14:30 ), «мир, весь лежащий во зле» ( 1Ин.5:19 ), не принимающий Духа Святого ( Ин.14:17 ), ненавидящий и гонящий Христа и всех избранников Божиих ( Ин.7:7, 15:18–19, 17:14 ), противопоставляя этот мир «Царству не от мира сего», Царству Господа и Христа Его ( Ин.18:36 ; Откр.11:15 ; ср. Ин.8:23, 14:27, 16:20 ; 1Ин.3:13, 4:4–5, 5:4–5 ), Апостол любви в конце концов так ясно учит: «Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…» ( 1Ин.2:15–16 ) 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

18. 22; 1Ин.4:3 ; 2Ин.1:7 ), то увидим, что на основании их одних вопрос не может быть решен окончательно. Член при ντχριστος в 18 ст. новейшими издателями подвергается сомнению и он поставлен там, где речь идет несомненно не об антихристе последних дней, – о 1Ин.2:22 и 2Ин.1:7 не может быть и спора: в них высказывается общая мысль, что всякий, кто отрицает, что Иисус есть Христос, и не исповедует Иисуса, как пришедшего во плоти Христа, обнаруживает действие в себе духа антихриста и потому есть антихрист. Только το ντιχρστου 1Ин.4:3 , параллельное το Θεο, может давать основание для понимания антихриста, как личности, так как здесь Апостол полагает различие между духом антихриста и его собственным существом. С другой стороны, необходимо заметить, что и другими указанными местами нисколько не устраняется идея личного антихриста, в котором будут сконцентрированы и достигнут своего завершения все характерные антихристианские черты. Эти места не содержат в себе необходимости мыслить личного антихриста, но не исключают и возможности этого. Остается ντχριστος рассматриваемого нами места; но и в нем нельзя найти точного и основательного разъяснения мысли Апостола, которое не возбуждало бы сомнений в его состоятельности: слова Апостола в 18 ст. можно понимать таким образом, что во «многих антихристах» обнаружилось антихристианское существо, о котором слышали читатели, так что уже нет оснований ожидать особого лица, в котором воплотился бы антихристианский принцип. Но мысль Апостола может быть понята и иначе: так как появились уже многие антихристы, то из этого мы можем заключать, что путь для явления личного антихриста уготован, и вместе с его явлением, следовательно, наступает последнее время Таким образом, на основании выражений посланий Апостола Иоанна нельзя установить определенного понимания термина ντχριστος. Обратим внимание на то, что Апостол вводит это понятие без всякого пояснения и говорит только: καϑς κοσατε, τι ντχριστος ρχεται и этим отсылает нас за разрешением вопроса об антихристе к общехристианскому учению о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

1:2–4 Иоанн начинает с молитвы о благополучии адресата, это обычное начало личного письма. Радость автора от услышанного, что Гаий ведет достойную христианина жизнь, подобна радости, выраженной в 2Ин. 1,4 . 1 засвидетельствовали о твоей верности. Употребленный здесь глагол «засвидетельствовать» применялся и в юриспруденции (что говорит о важности затрагиваемой Иоанном темы), и, кроме того, он содержит в себе скрытое указание на радость возвещения Евангелия (в частности, благочестивая жизнь Гаия является своего рода знамением совершенного Богом во Христе спасения). Этот же глагол употребляется в ст. 6 и 12. 1:5–8 Иоанн хвалит Гаия за то, что тот оказывает гостеприимство странствующим христианским проповедникам. Обязанности принимать и содействовать странствующим проповедникам истинного Евангелия и получаемой от этого радости Иоанн противопоставляет необходимость избегать лжеучителей ( 1Ин. 4,1–3 ; 2Ин. 1,10,11 ). Возвещающие слово Божие и те, кто поддерживает их, вместе служат самой истине. 1 не взяв ничего от язычников. Т.е. от тех, кто не принадлежит к народу Божию. Такое словоупотребление говорит о том, что христианская Церковь постепенно начинает осознавать себя Новым Израилем. 1:9–10 Сотрудничество и любовь, столь естественные для христиан, были попраны Диотрефом, который, злоупотребляя своим начальственным положением в церкви, оскорблял других христианских тружеников. Очевидно, странствующие христианские учители казались Диотрефу скорее соперниками, о не соработниками. Из эгоистических побуждений он не принимал странствующих благовестников и изгонял из общины тех, кто давал им приют. Иоанн не намерен поступить с Диотрефом строго, когда придет, но собирается сделать ему пастырское внушение. 1 если я приду. Эта ссылка на личное присутствие апостола должна восприниматься как напоминание об авторитете апостольства, полученного от Самого Христа ( 2Кор. 13,1–3,10 ). 1:11 Жестокое властолюбие, проявляемое Диотрефом, противоположно любви Божией, поэтому следует подавлять искушение ответить тем же. Терпеливое отношение к самым несговорчивым, «трудным» людям есть отражение Божией любви во Христе ( 1Ин. 4,7–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В подтверждение своего лжеучения о папстве как апокалиптическом звере адвентисты приводят такие аргументы из тринадцатой главы книги Откровения: это религиозная сила – ей поклоняются (ст. 4, 8); это политическая сила, обладающая всемирной властью (ст. 7); она внушает всемирное уважение (ст. 3); она хулит Бога (ст. 5); она преследует народ Божий (ст. 7); ее власть продолжается 42 месяца, или 1260 дней (ст. 5). Последние три пункта совпадают с аналогичными признаками небольшого рога в Дан. 7:25 485 . Как уже было сказано, адвентисты выделяют три ключевых года из истории папства: 1) 508 г. – прекращение ежедневной жертвы; 2) 538 г. – предание верных во власть «небольшому рогу»; 3) 1798 г. – завершение господства «небольшого рога». Однако предыстория этих дат для адвентистов остается неочевидной: всегда ли были папы антихристом или только начиная с 538 г.? Считать пап антихристами начиная с ап. Петра как-то неудобно. Предполагать, как это чаще всего делают адвентисты 486 , что папство образовалось после распада десяти рогов-государств в 538 г.,– значит 1) игнорировать факт существования пап и Западного патриархата в течение предшествующих сотен лет и 2) упускать из виду праведных пап последующих веков. Даже Лютер, прямо называвший пап антихристом, не считал таковым свт. Григория Двоеслова (590–604). Однако и делать вывод о постепенном усилении антихриста в папстве тоже нелогично, потому что иначе окажется, что до 508 г. через них действовал Дух Святой. Наконец, если первый Римский епископ ап. Петр был исполнен Святого Духа, то адвентистам следует указать, при каких обстоятельствах и когда папство утратило Духа и даже стало зверем 487 . Недопустимо отождествление апокалиптического зверя (антихриста) с богоборческой системой, которую адвентисты видят в папстве. Антихрист – это особенный нечестивый человек, который еще не пришел. Слово «антихрист» ап. Иоанн Богослов использует в двух значениях: 1) некий особенный богоборец ( 1Ин. 2:18 ), а также 2) любой человек, который искажает церковное учение о богочеловечестве Иисуса Христа, выйдя тем самым из церковной общины ( 1Ин. 2:19, 4:3 , 2Ин. 7 ). Антихристов-еретиков ап. Иоанн категорически отличает от единственного, уникального антихриста, о котором прямо говорит лишь однажды ( 1Ин. 2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

О великой пользе для умерших чрез молитву живых, особенно чрез принесение о них бескровной жертвы, имеется бесчисленное множество достоверных свидетельств во всех странах и у всех народов, принадлежащих к кафолической Церкви. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Таинники и самовидцы Слова, покорившие круг земный, ученики и Божественные Апостолы Спасителя не без причины, не напрасно и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих тайнах совершать поминовение о верных усопших, что от конец до конец земли владычествующая Апостольская и соборная Церковь Христа и Бога и содержит твердо и беспрекословно с того времени даже до ныне и до скончания мира содержать будет» ( Иоанн Дамаскин . Слово об усопших в вере). Лишение умерших христианского погребения и церковных молитв есть одно из тяжких наказаний Церкви. Лишаются погребения и поминовения только еретики, самоубийцы, нераскаянные грешники ( 1Ин.5:16 ) и отлученные судом церковным от Церкви ( Мф.18:17 ). 2. О последней судьбе мира Антихрист Пред концом мира явится по попущению Божию Антихрист, то есть противник Христов ( 1Ин.2:18 ). Попущение Божие будет удовлетворением и судом для человеческого духа. Пришествие Антихриста предварится отступлением большей части людей от христианской веры; сим отступлением человечество приготовится к принятию Антихриста, к сочувствию ему, будет желать, призывать его. Сего Антихриста Св. Апостол Павел так изображает: день Христов не приидет, пока не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемаго Богом, или священным, так что он сядет во храме Божием, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Сол.2:3–4,7,9 ). Из сих слов Св. Апостола, при сличении их с другими местами св. писания, видно, что: 1) под именем Антихриста нельзя разуметь здесь какого-либо общества беззаконников или их преемственности, или противохристианского духа учения, или всего сего вместе ( 1Ин.2:18, 22, 4:3 ; 2Ин.1:7 ). «Кто же он таков? – спрашивает св. Златоуст, – сатана ли? Нет: он человек некоторый, приемлющий все действие его» (Толкование на второе послание к Фессалоникийцам – 2Фес. 2:3 ). Св. Дамаскин пишет: «Не сам диавол сделается человеком подобно тому, как вочеловечился Господь – да не будет! но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действо сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем» ( Иоанн Дамаскин . Точное изложение Православной веры). Антихрист будет особенный человек, чрезвычайный враг Церкви Христовой, имеющий открыться пред концом мира по действию сатаны, который сообщит ему свою силу и власть, какую имеет над миром и нечестивыми людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Так, например, проповедь апостольская называется здесь «свидетельством» ( Откр. 1:2–9 ), ( Откр. 20:4 ); ср. ( Ин. 1:7 ), ( Ин. 3:11 ), ( Ин. 21:24 ); ( 1Ин. 5:9–11 ). Господь Иисус Христос называется «Словом» ( Откр. 19:13 ); ср. ( Ин. 1:1–14 ) и ( 1Ин. 1:1 ) и «Агнцем» ( Откр. 5:6–13 ) и ( Откр. 17:14 ); ср. ( Ин. 1:36 ). Пророческие слова Захарии: «И воззрят нань егоже прободоша» ( Зах. 12:10 ) и в Евангелии и в Апокалипсисе приводятся одинаково по переводу 70-ти ( Откр. 1:7 ) и ( Ин. 19:37 ). Некоторые находили, будто язык Апокалипсиса отличается от языка других писаний св. Апостола Иоанна. Эта разница легко объясняется как разностью содержания, так и обстоятельствами происхождения писаний св. Апостола. Св. Иоанн, хотя и владел греческим языком, но, находясь в заточении, вдали от живого разговорного греческого языка, естественно положил на Апокалипсис печать сильного влияния языка еврейского, как природный иудей. Для непредубежденного читателя Апокалипсиса нет сомнения, что на всем содержании его лежит печать великого духа Апостола любви и созерцания. 3) Все древние и более поздние святоотеческие свидетельства признают автором Апокалипсиса св. Иоанна Богослова. Ученик его св. Папий Иерапольский писателем Апокалипсиса называет «старца Иоанна», каковым именем называет себя сам св. Апостол в своих посланиях ( 2Ин. 1:1 ) и ( 3Ин. 1:1 ). Важно свидетельство св. Иустина Мученика , еще до своего обращения в христианство долго жившего в Ефесе, городе, где долго жил и почил великий Апостол. Многие св. отцы приводят места из Апокалипсиса, как из богодухновенной книги, принадлежащей св. Иоанну Богослову. Таковы: св. Ириней Лионский , ученик св. Поликарпа Смирнского , ученика св. Иоанна Богослова, св. Ипполит, папа Римский, ученик Иринея, написавший даже апологию на Апокалипсис. Климент Александрийский , Тертуллиан и Ориген также признают св. Апостола Иоанна писателем Апокалипсиса. Равным образом убеждены в этом и преподобный Ефрем Сирин , Епифаний, Василий Великий , Иларий, Афанасий Великий , Григорий Богослов , Дидим, Амвросий, Августин, Иероним.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

2:18–19, 22–23, 26; 4:1; ср. 5:1–9; 2 Ин. ср. 7, 9–11). Только священ. писатель стремится к достижению своей цели – ограждению общины от лжеучителей – не путем обличения еретиков и полемики с ними, а чрез укрепление внутренней жизни верующих, чрез установление общения их с Богом и друг с другом: «Поведаем вам, да и вы общение имате с нами, общение же наше ( κινωνα δ μετρα) со Отцом и Сыном Его – Иисусом Христом“ ( 1Ин. 1:3 ). Лжеучители, называемые у ап. Иоанна характерным именем лжепророков (ψευδοπροφται 4:1), принадлежали к христианской общине (2:19), в которой дальнейшее пребывание их сделалось невозможным (ср. 2Ин. 10–11 ). Лжеучение их состояло в том, что они отвергали, что «Иисус есть Христос“ ( ρνομενος τι ησος οχ στιν Χριστς – 2:22). Здесь наименование – Христос,– как и у ап. Петра ( 1Ин. 3:16–18; 2:21 -…), употребляется как собственное имя Сына Божия, как небесный Христос, ибо по 2:22 и 23 ст. выходит, что отвергающий Христа отвергает Сына (ср. 5:5). Значит точнее лжеучение состояло в том, что Иисус не есть Христос, Сын Божий (а по снесению 4:2), пришедший в плоти т.е. цельное богочеловеческое существо. Опровергая это лжеучение, апостол говорит: «Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий; Сей есть пришедый водою и кровью“ ( λθν δ δατος κα αματος, ’Ιησος Χριστς· οκ ν τ δατι μνον, λλ’ ν τ δατι κα ν τ αματι (5:5–6 358 )...– Кроме теоретических заблуждений «лжепророков“, в послании есть указания на нравственно-практический аномизм или либертинизм. В малоазийских общинах были, очевидно, лица, которые не считали грех беззаконием 359 , которые предаваясь греху, искренно считали себя христианами (ср. 3:6, 8–9; 2:4–6).– По посланию не видно, чтобы теоретические заблуждения стояли в неразрывной связи с нравственною извращенностью. 22. Так как в посланиях св. Иоанна Богослова речь идет о лицах, которые не только некогда принадлежали к христианской общине 360 , но и опять легко могли проникнуть в общину 361 , то нельзя допустить, чтобы их лжеучение сводилось к простому отрицанию мессианского и божественного достоинства за личностью Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010