А потому те, которые, называясь христианами, не причащаются Тела и Крови или не признают, что чрез совершаемое в православной Церкви таинство причащения преподается истинное Тело и истинная Кровь Иисуса Христа, – не имеют в себе Сына Божия и потому не имеют жизни вечной ( 1Ин. 5:12 ). Они остались без Христа, отпали от благодати ( Гал. 5:4 ), попирают Сына Божия не почитают за святыню Кровь завета, которой освящены, и Духа благодати оскорбляют ( Евр. 10:29 ). б) I. Вкушение честной Плоти Господней заповедано для теснейшего соединения человека с Господом и для прославления Господа ( Ин. 6:56 ; 1Кор. 11:26 ). При переносном сектантском понимании выражений «есть Плоть», «есть Тело» получилась бы мысль об оскорблении Господа, потому что везде в св. Писании выражения эти в переносном смысле означают только – наносить вред, клеветать, оскорблять (см. Пс. 26:2 ; Иов. 19:22 ; Мих. 3:3 ; Гал. 5:15 ). При переносном смысле собственные слова Спасителя о вкушении честной Плоти Его пришлось бы так понимать: «если не будете наносить вреда Сыну Человеческому и оскорблять Его, то не будете иметь Себе жизни» ( Ин. 6:53 ). Богохульная нелепость! II. Основываясь на словах Лк. 22:20 и 1Кор. 11:25 , сектанты по невежеству своему ставят в упрек Православной Церкви то, что св. причащение совершается не «после вечери»; этот мнимый упрек проистекает от того, что сектанты забывают, что предшествовавшие «преломлению» обыкновенные «вечери любви» отменены были еще самими апостолами (см. 1Кор. 11:22–34 ). III. Благословляемые во св. причащении хлеб и вино сектанты, на основании слов 1Кор. 11:26 , готовы считать не самым Телом и Кровью Христовыми, а простой пищей, которая служит образом Тела и Крови Христовых, и вкушением которой только «смерть Господня возвещается, доколе Он придет». Несправедливость их понимания ясно обнаруживается уже из того, что Сам Господь выделил Евхаристические хлеб и вино от обыкновенной вечери с простой пищей («после вечери» – Лк. 22:20 ; 1Кор. 11:25 ). Кроме того, Господь на тайной вечери, взявши отделенный для таинства обыкновенный хлеб и разломивши его, не сказал; «сие есть образ Моего Тела», «творите образ сего действия», «творите в воспоминание Моей трапезы»; но о благословенном хлебе и вине Он прямо сказал: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя нового завета» ( Мф. 26:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вместо прежнего подобия скотам несмысленным является в них теперь во всей чистоте и силе утраченное подобие Божие; вместо искаженного образа является образ, восстановленный во всем величии; так что люди соделываются «народом избранным, царским священием, языком святым, людьми обновления» (см.: 1Пет.2:9 ) и делаются способными в собственной своей жизни являть добродетели. Вера в единого истинного Бога водворяется по городам, целым царствам, по всему миру. Уже апостол языков, Павел, благодарит Господа Бога за то, что вера римских христиан проповедуется «во всем мире» ( Рим.1:8 ). Люди знают теперь хорошо и самих себя, свою душу, ее небесное происхождение и высокое назначение в будущем; знают, что «живот вечный дал есть нам Бог; и сей живот в Сыне Его есть» ( 1Ин.5:11 ); что «дарованы нам великия и драгоценныя обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалясь от господствующего в мире растления похотию» ( 2Пет.1:4 ). Человеку дарованы все «Божественныя силы... яже к животу и благочестию» ( 2Пет.1:3 ). При самом вступлении нашем в мир – мы просвещены святым Крещением; с самого рождения носим на себе священное имя христиан, именуемся сынами Света». Но все это вошло в мир чрез «единственное, чрезвычайное средство, которое Бог в предвечном совете Своем определил к нашему спасению, – чрез воплощение Сына Божия». Для чего же такое снисхождение, такое крайнее уничижение? – спрашивает (проповедник) в поучении на самый день Рождества Христова. «Нашего ради спасения» – отвечает Церковь . Мы погибали под темною державою; мы сидели в стране и тени смертной, содержались в узах адовых. И вот премилосердый Владыка, создавший нас в начале по образу Своему и по подобию, не терпя видеть, как мучит диавол род человеческий удалением его от Бога, омрачением его ума и сердца, привязанностию к земному, различными грехами и беззакониями, и прелести идолопоклонства, – пришел державно избавить нас от работы вражией. О премилосердый наш Господи! Нашего ради спасения в вертепе нас ради родивыйся и во яслех скотских возлегий! Славим недостойные рабы Твои, Твое спасительное о нас промышление; поклоняемся и Твоей по плоти Пречистой Матери, послужившей такому страшному таинству...

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Вот и будем молиться: «Господи! Вышли делателей на жатву Твою, да просветят они народы наши светом Евангелия Христова, дабы все уверовали в Тебя и покаялись, и познали Тебя, единственного истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа, и спасались благодатью Твоею в Церкви Православной, во славу Твою. Аминь». Христос утешает Своих последователей: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин.16:33 ). Свою победу над миром, лежащем во зле, над диаволом и смертью Христос осуществил беспримерным смирением Своим, «даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ), и Своею жертвенною любовью к земнородным. Мы, грешники, подлежали по правде закона Божьего проклятию, мучению и смерти. Ибо сказано: «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним!» ( Втор.27:26 ). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» ( Гал.3:13 ). Христос «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» ( Евр.9:26 ) 85 . Повторяем, по Своей неизреченной любви к погибающему во грехах человечеству, Христос добровольно принял на Себя и проклятие, и мучения, и смерть на кресте 86 , совершив дело искупления всех людей от возмездия за грехи их. Посему Христос и имеет власть на земле прощать грехи ( Мф.9:6 ) верующих в Него и смиренно Ему кающихся 87 . «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ). «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» ( Ис.43:11 ). Будучи человеком верующим во Христа Бога, стремящимся всегда жить по Евангельскому учению Христову, я, признаюсь, всю жизнь сражаюсь с самим собою. Вооруженный молитвою и словом Писания, я всегда пытаюсь своим лучшим (духом человеческим) побеждать в себе худшее, плотское и греховное. В мире, лежащем во зле, я с помощью Божией преодолеваю свою плотскую протяженность к земному и мысленно с любовью постоянно карабкаюсь на высоту к горнему, светлому, святому, к Духу Божиему, к Сущему Господу и Владыке нашему. И мы победителями бываем, когда, веруя во Христа Бога, сражаемся вместе с Ним против греха, злобы и бесовщины. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша», – пишет апостол Иоанн ( 1Ин.5:4 ); именно, «вера, действующая любовью» ( Гал.5:6 ); вера, свидетельствуемая любовью к Богу, к истине, к святости. «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» ( 1Кор.15:57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Господа они не призывали» ( Пс. 13:4 ). Бога исповедают и при­знают, но так как делами отвергались Его, то, призывая, не при­звали. Сам Господь сказал: что Меня зовете: «Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» ( Лк.6:46 )? «Всякий согрешающий не видел Его» ( 1Ин.3:6 ), говорит Иоанн. Когда добродетель изгоняется грехом, падает вместе с тем и благочестие, существование ко­торого зависит от отсутствия греха. 2. Так поступали дети Илия, сыны погибели, не знавшие Го­спода – не в том смысле, чтобы отрицали Его устами, но в том, что свои постыдные дела совершали в Скинии. Так и ростовщики не знают Бога. Он говорит: «по коварству они отрекаются знать Меня» ( Иер.9:6 ), – Меня, сказавшего: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» ( Исх.22:25 ), – «нет Бога». Как же то, что после Бога? нет «Бога». Как же то, что от Бога? «нет Бога». Как же всякий человеческий язык называет Бога? Неужели же все мириады людей ошибаются, утверждая бытие Божие, а безумный один только считает себя правым, оставаясь одиноким в своей лжи? И пять или семь свидетельств желающий оспаривать в завеща­ниях, как только дело предстанет на суд истины, изобличается сопоставлением: как же вселенную, язык всех народов мира, же­лает опровергать один безумец? Не жалок ли, в самом деле, он и не бессмысленнее ли он самого себя? Безумен он уже по­тому, что отвергает Бога, и еще более безумен потому, что бессты­ден. Ведь хотя у различных народов вселенной образовались различные понятия о Боге, однако самого основания имени никто не колебал. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Нет основания, а как стоит здание? Нет дна, на чем держится судно? Нет кораблестроителя, а как строится корабль? Нет строителя, а как же дом? Нет зодчего, а кто устроил город? Нет земледельца, а как поля приносят жатву? Нет музыканта, а откуда является гар­мония на лире мира? Нет промыслителя, а как все подчиняется про­мыслу? Нет возницы, а как движутся колесницы четырех стихий? Нет ваятеля, а как люди как живые изваяния наполняют мир? Нет делателя сводов, а кто раскинул над тобой свод небес? Нет золотых дел мастера, а кто положил пред тобою на небе солнце, как будто блюдо чистого золота на столе? Нет устроителя светильников, а кто как серебряную лампаду дал тебе луну ночью? Нет светодавца, а кто дал тебе светила, служащие источником света и сияния? Нет единого, творящего светила великие, а кто дал тебе блеск звезд в высоте, как говорит пророк: «Он Един сотворил великие светила,...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Дата написания. Некоторые исследователи считают, что Откровение было написано в конце 60-х гг., вскоре после смерти Нерона, после того как несколько императоров подряд были убиты (ср.: 17:10). Здесь, однако, описывается ситуация, когда власть императора была стабильной, а это не могло иметь место в 60-е гг. Аналогичным образом, культ императора в Асии (западная Турция), по-видимому, набирал свою силу и представлял непосредственную угрозу первым читателям книги; эта ситуация лучше согласуется с 90-ми гг. Ib. н. э. Церковь также, по-видимому, закрепляла свои позиции в крупных городах Азии; таким образом, дата написания книги во время правления императора Домициана в 90-е гг., которая принята в преданиях ранней Церкви и по-прежнему поддерживается большинством исследователей, представляется наиболее вероятной. Жанр. Элементы ветхозаветного пророчества здесь тесно переплетаются с апокалиптическим жанром, создавая особый стиль, который уходит своими корнями в ветхозаветное пророчество. Хотя почти все образы книги находят свои параллели у библейских пророков, особо подчеркиваются образы, наиболее близкие читателям конца I в. н. э., которые ярко выражены в популярных еврейских откровениях о конце времен. Гл. 2, 3 представляют собой «послания оракулов», этот жанр посланий особенно характерен для Ветхого Завета (напр.: Иер. 29:1–23,29–32 ), но встречается и в греческой литературе, как это удостоверяется фрагментами дошедшей до нас керамики. Хотя структура таких документов носит, возможно, более поздний характер, т. е. была доработана, исследователи все больше убеждаются в том, что многие еврейские мистики и другие древние гадатели и провидцы обладали опытом видений или пребывания в состоянии транса. Подобно ветхозаветным пророкам, которых он более всего напоминает, Иоанн мог действительно получать видения, и ему не нужно было использовать их просто как литературный прием. (Апокалипсисы обычно писались под псевдонимом, а потому нельзя точно определить, какой религиозный опыт они отражают. Но другие произведения иудейских мистиков, в которых описываются попытки проникнуть в небесные сферы в опытах видения [см. коммент. ко 2Кор. 12:1–4 ], а также свидетельства этнографов об общем характере описаний состояния транса в разных культурах во всей мировой практике позволяют полагать, что многие такие опыты были истинными. Ранние христиане обычно принимали реальность языческой инспирации, но приписывали это демоническим силам, тогда как свой опыт христианской богодухновенности рассматривали в неразрывной связи с опытом ветхозаветных пророков. Они признавали, что в мире существует много духов, но не все они добрые, 1Ин. 4:1–6 .)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Дело в том, что в славянском языке, как и в еврейском, и в греческом языках, цифры записывались буквами. Так, на церковно-славянском, то есть на кириллице буква «Азь», означает 1, «Буки» – 2, «Веди» – 3, «Глаголи» – 4 и т.д. Подобное и на иврите, и на греческом. Например, когда ученые раскопали Помпеи, город, который весь накрыло вулканическим пеплом, и он хорошо сохранился, то там среди надписей на стене нашли и такую: «Я люблю ту, число которой 545», и тем самым влюбленный назвал имя своей возлюбленной и в то же время не назвал его! Что же это значит? Это значит, что числовое значение имени этой любимой соответствует числу 545. И когда Иоанн Богослов пишет, что «число зверя… число его шестьсот шестьдесят шесть», он указывает на то, что, в общем-то, еврейские люди знали всегда: имя имеет числовое значение. И если мы вскроем числовое значение имени, мы немножко лучше поймем человека. И что же мы наблюдаем с именем Исаака? Числовое значение буквы (йот) – 10. Мы знаем, что Исаак не так легко стал сыном Авраама: Аврааму пришлось испытать 10 переживаний. И десятое – когда Бог потребовал принести в жертву уже Исаака. То есть такие праведные дети – они не даются просто! Следующая буква в имении Исаака – (цади). Она равняется числовому значению 90. Девяносто лет было Сарре, когда у нее родился Исаак. И следующая буква – (хет) – означает число 8. В восьмой день Исаак был обрезан. Исаак считается первым человеком, который был обрезан на восьмой день после рождения, в восьмидневном возрасте 266 . И последняя буква – (куф), в имени «Исаак» означает – 100. Сто лет было Аврааму, когда родился Исаак. Такое совпадение не может быть случайным… Действительно, имена имели некоторое числовое значение, и это знал Иоанн Богослов, когда подсказывал христианам своего времени, кто антихрист, и христианам будущих времен, потому что, как мы знаем из Нового Завета, главный антихрист придет, но антихристов – много ( 1Ин. 2:18 ). Святые отцы именно по такой системе и расшифровывали имя последнего, и предшествующих ему антихристов 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Для отцов Церкви никакой разницы между традиционными и нетрадиционными конфессиями не было. Священное Писание разделяет религии только по одному принципу: одна – истинная, все остальные – ложные. Есть один путь, ведущий к Богу. Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). И есть множество путей, выдуманных дьяволом , которые ведут к гибели. Сам Господь сказал, что участь идолопоклонников «в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» ( Откр.21:8 ). Представители всех традиционных конфессий пойдут в ад, и традиционность им ничем не поможет. Почему же такой лживый подход существует сегодня в религиозном вопросе? Потому что сама суть религии заключается в том, что нужно ставить вопрос не о традиционности или нетрадиционности той или иной религии, а о ее истинности. Любая религия на этом построена. Индуизм, ислам или христианство – все они построены на этом, и в этом поле работают. А указанный подход – это попытка описать религию как общественный институт, и не больше. Поступать так в Церкви недопустимо. Мы должны быть в мире со всеми людьми, мы должны сотрудничать в деле мира с представителями других религий, но речь идет только о формальном мире, чтобы, как говорит святой Иоанн Златоуст , не было всеобщей войны всех против всех. Но ни в коем случае мы не должны под этим предлогом губить людей. Ведь если татарам или чеченцам, евреям или казахам мы не будем проповедовать, потому что они члены «традиционных конфессий», то мы проявим дьявольскую бесчеловечность по отношению к ним. Ведь получается жуткий расизм: люди тюркских кровей или кавказцы оказываются будто бы недостойны спасения по причине своей национальности. Это дискриминация в самом страшном смысле. 3. Причины миссионерства Именно потому, что нам безумно жалко людей, мы и пытаемся их спасти. Но мы можем их спасти, только зная очень важную вещь: мы избранные Богом. Мы «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего… из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ). Нам дана полнота Истины, мы знаем абсолютную Истину, «мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). И именно поэтому мы не стесняемся всегда напоминать всем, что обладаем абсолютной Истиной. Но важно заметить, что заслуги нашей в этом нет: мы не добились ее – нам ее подарили, и мы хотим поделиться этим подарком. Мы хотим, чтобы люди, находящиеся во тьме, нашли Свет; чтобы люди, бывшие в заблуждении, нашли Истину. Именно поэтому мы в заведомо неравном положении с теми, к кому мы идем. Мы вестники Бога. Мы избранные Бога, которые призывают в это избрание всех остальных, чтобы они стали такими же, как мы. 4. Методология миссионерства

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

— «Истинно-мудрый человек, имея тело как бы кабинетом души и безопасным местом убежища, на рынке ли бывает или на праздничном торжестве, на горе или на поле, или среди толпы людской, сидит себе в своем естественном монастыре, собирая ум внутрь и любомудрствуя о подобающем ему… Возможно и в келии сидящему помыслами блуждать вне, и по рынку ходящему быть трезвенну, как в пустыне, в себя возвращаясь и Богу единому внимая, не принимая впечатлений, толпою падающих на душу чрез чувства от чувственных вещей» 16 ; — патр. Сергий (Страгородский) : «Человек готовится в царство Божие, но царство это внутри его души. Нужно ее очистить от греха, тогда без труда откроется это царство, и человек получит чрез то залог, предначатие того блаженства, которое дарует ему Царь на суде» 17 . Интроверсия необходима для сохранения сил души: «Когда не бывает никакого страстного устремления этих трех сил вовне, т. е. к видимым вещам, тогда они сохраняются внутри, сокрытыми. А когда они пребывают внутри одни сами с собою и блюдутся со вниманием сказанными добрыми расположениями, тогда разумная сила здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно силе желательной, к каким вещам подобает ей склоняться желанием, какие любить, от каких отвращаться; раздражительная сила стоит между сими двумя как благопокорливый раб, готовый усердно служить желаниям их, и всегда спомоществует им, пробуждает и подвигает к мужеству и содействию добрым и противодействию злым людям» 18 . В широком смысле слова, грех есть склонение к соблазнам внешнего мира, а ведь «весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). Поэтому мир этот есть, по Исааку Сирину , место для борьбы с грехом, а настоящее время есть время борьбы с ним 19 . Или, как образно и эмоционально он писал: «Мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты ее привлекает в любовь к себе» 20 . Примечания: 1 Гурьев Н.Д. Страсти… С. 25. 2 Гурьев Н.Д. Страсти… С. 67. 3 Там же. С.27. 4 Антоний, митр. Сурожский . Беседы о молитве. СПб., 1996. С. 39, 63–64.

http://azbyka.ru/vnutrennij-chelovek

Ну а почему Петр отрекся от Иисуса? А тоже потому, что перед этим размечтался, как он геройски «и в темницу, и на смерть» пойдет ради любимого Учителя ( Лк.22:33 )! Вот и говорит нам Апостол: «не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» ( Рим.12:16 ). И Сам Господь от подножия Своего креста пробуждает нас от сладкого мечтательного сна: «Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Сырный четверг. О пастырской печали Лк.23:1–34; 44 –56 Иуд.1:11–25 С великой болью переживает Апостол Иуда отпадение людей от истины. Он пишет о них: «Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые». Это – образы попранной надежды. Все знают, что такое – в засуху появившееся облако, и что такое плодовое дерево для садовода. И вдруг облако проходит, не подарив ни капли дождя. И дерево, от которого ждали плода, оказывается мертвым! Так истинный пастырь воспринимает духовную гибель тех, кто был на его попечении. Так он связан с ними. Так же болезненно и Апостол Павел переживал пастырские неудачи. Он говорил, что если «у кого дело сгорит», то есть рассеется его паства, – «тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:15 ). Но, обманув надежды, отпавшие еще и обнажили свое непотребство, свои нечистые корни. Они еще и – «свирепые волны морские, пенящиеся срамотами своими». Волны во время бури выбрасывают на берег то, что таится в их недрах, – мусор ли, остатки ли умерших животных. Обнажается все, что скрывалось за внешней красотой. Поистине, как пишет и Апостол Иоанн Богослов, «они вышли от нас», «и чрез то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:19 ). А святой Иуда добавляет, что это «люди, издревле предназначенные к сему осуждению» ( Иуд.1:4 ). Ни одного человека Господь не сотворил специально для погибели. Человек свободен. И перед ним еще в раю открылись два пути: один предназначен к славе, а другой как раз «к сему осуждению». О тех, кто избрал путь, ведущий к осуждению, Апостол говорит, что они еще и «звезды блуждающие». Они покинули свое место в сонме других звезд. Они думали найти свой, более светлый, путь. Но вне Божественных законов такого пути нет. И сами они виноваты, что теперь им «блюдется мрак тьмы на веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Однако, Господь предуказал, что сколь ни возвышенно, любомудро, спасительно познание Креста Христова, столь же и опасно, а для иных даже и гибельно. «Се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо, яко да открыются от многих сердец помышления» ( Лк.2:34 ). Ничто иное, как именно Крест Христов, наше спасание был, есть и будет предметом пререканий и для одних на востание, а для других Камнем преткновения и сокрушения ( Мф.21:44 ). И эта духовная опасность, конечно, не в Кресте Христовом, не в Самой Истине о Нем, ибо она дана для уразумения Ее, а в самих людях, «да откроются от многих сердец помышления», подходят ли они к сей величайшей Тайне с разумом Христовым, и в нем (Божественное Откровение) во смирении ума и готовности сердца постигать беспредельные сокровища ее или только со своим естественным человеческим умом, измышляя «свою истину», для которой, если не отвергают совсем разума Христова, ищут искусственных оправданий, подпорок, которыми, как опершись на тонкую тростниковую трость, всегда ранят, а иногда и убивают себя. Проповедь Апостольская о Распятом Христе, как Источнике спасения, была для иудеев соблазном, для язычников безумием, а для «самых званных иудеев и эллинов» Божию силою и Божией Премудростью ( 1Кор.1:23–24 ). Существовавшие ереси, особенно долго волновавшие Церковь христологически все они, как антихристовы деяния ( 1Ин.4:1–3 ) в последних своих выводах устремлялись ко Кресту Христову, чтобы ниспровергнуть спасение, т. е. Христианство , ибо Арианский, Несторианский, Монофизитский, монофелитский Христос не мог спасти «всего мя человека». Все они разбились о Крест Христов и об Него разбили многих. Сам же Он торжествует, осеянный раскрытием в свою меру «широты и долготы, глубины и высоты» Его. Но если в древние времена были, так сказать, прикровенные, только в своих следствиях нападения на Крест, то в наше время мы уже видим прямые попытки изъять Крест Христов из Христианства, лишить его спасительного значения. Еще в мирное время в Русской богословской литература от времени до времени появлялись ученые труды с усмотрением Искупления не в Смерти Христа, но в Его Воплощении различными вариациями. Авторы их, минуя Крест, от Воплощения переходили к Воскресению с обожением в нем к вечной жизни, как бы не замечая того, что, изымая из Искупления Смерть Христову, они открывают непроходимую пропасть между Воплощением, цель Которого – в смерти ( Ин.12:23–33 ) и Воскресением, которое, как открытие в Нем вечной жизни, Само воссияло из гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010